Американцы списали первый в мире атомный авианосец
Авианосец «Энтерпрайз» (внизу) в сопровождении атомных эсминцев, 1964 год
U.S. Navy
ВМС США официально вывели из состава флота авианосец «Энтерпрайз», первый в мире атомный авианесущий корабль. Согласно сообщению американских ВМС, церемония списания авианосца состоялась 3 февраля 2022 года; это была первая в истории американского флота церемония списания атомного авианесущего корабля.
Авианосец «Энтерпрайз» был заложен в 1958 году и спущен на воду спустя два года. В 1961 году корабль был включен в состав американского флота. Авианосец является единственным представителем своего проекта, хотя изначально военные планировали заказать серию кораблей типа «Энтерпрайз». Отказаться от этих планов ВМС США решили из-за высокой стоимости строительства — более 450 миллионов долларов.
«Энтерпрайз» вывели из активного состава американского флота 1 декабря 2012 года. Поводом для этого стало общее устаревание корабля и рост расходов на его ремонт и содержание. За время своей службы атомный корабль принял участие в нескольких политических и военных конфликтах.
В частности, во время Карибского кризиса в 1962 году авианосец в составе 2-го флота ВМС США участвовал в операции по морской блокаде Кубы. Позднее, в 1965 году, авианосец стал первым кораблем с атомным реактором, принявшим участие в боевых действиях, — «Энтерпрайз» участвовал в войне во Вьетнаме.
В январе 1969 года на палубе авианосца произошел инцидент, во время которого из штабеля 127-миллиметровых неуправляемых ракет самозапустился один из боеприпасов и попал в топливный бак стоявшего рядом штурмового самолета. Причиной самозапуска ракеты стал горячий выхлоп небрежно припаркованного рядом тягача.
В результате инцидента погибли 27 человек, 343 моряка получили ранения, 15 самолетов были полностью уничтожены. Ущерб, полученный кораблем, был оценен в 126 миллионов долларов. Позднее авианосец прошел ремонт и модернизацию. В 2011 году «Энтерпрайз» участвовал в борьбе с морскими пиратами у побережья Сомали.
После вывода авианосца из активного состава флота на нем было демонтировано практически все оборудование. В ближайшее время с авианосца выгрузят ядерное топливо, после чего его корпус разделают на металлолом. Этот металлолом планируется переплавить и использовать при постройке нового авианосца типа «Джеральд Форд». Этот корабль получит имя «Энтерпрайз».
При длине 342 метра и ширине 78,4 метра водоизмещение списанного авианосца «Энтерпрайз» составляло 84,6 тысячи тонн. Корабль мог развивать скорость до 33,6 узла, а продолжительность его работы на одной заправке атомного реактора новым топливом составляла около 13 лет. На авианосце служили около 5,8 тысячи человек, включая персонал авиакрыла. На авианосце базировались 60 палубных самолетов.
В настоящее время в США действует программа постепенной замены авианосцев новыми кораблями такого класса типа «Джеральд Форд». Первый новый атомный авианосец — «Джеральд Форд» — был заложен в 2009 году и спущен на воду в 2013-м. Как ожидается, он войдет в состав американского флота до конца текущего года.
Василий Сычёв
Схема работы атомного реактора авианосца США
Как же работает данное устройство? Каким образом его разместили на корабле и как инженеры обеспечили защиту персонала от сильнейшего излучения? Итак, схема работы атомного реактора авианосца США выглядит следующим образом:
- При облучении атомов урана частицами можно добиться эффекта, позволяющего разъединить эти атомы;
- При этом процессе выделяется огромное количество тепловой энергии;
- Полученную энергию используют для образования пара;
- Произведенный пар направляют в турбину, которая вследствие этого начинает двигаться с большой скоростью;
- Вращение передается на длинный вал размером 120 метров, соединенный с винтом;
- Для движения авианосца требуется 4 подобных винта.
1 — машинное отделение; 2 — контейнер с реактором; 3 — отсек вспомогательных механизмов; 4 — хранилище отработавших ТВЭЛ
В результате вышеописанных действий достигается скорость гигантского корабля, равная 55 км в час. Для примера, атомная установка, размещенная на «Энтерпрайз», может обеспечить электричеством город с населением 500 тысяч человек.
Однако следует помнить, что ядерный реактор выделяет облучение, которое может погубить все живое в радиусе нескольких километров. Поэтому для защиты экипажа необходимо закрыть смертоносное устройство коробом, созданным из сотен тонн свинца.
Атомный авианосец «Энтерпрайз» для полноценной работы требовал 8 ядерных реакторов, каждый из которых находился в свинцовой защите. Куда же поместить это тяжелейшее оборудование? Размещая его в центре, при сильном шторме корабль могло деформировать. Поэтому инженеры усилили киль на корабле, сделав металлическую конструкцию, напоминающую соты. В результате каждый реактор равномерно распределял свой вес по всей протяженности киля.
Следующий атомный авианосный корабль также был создан американцами. «Нимиц» может плавать в автономном режиме целых 20 лет и для этого ему потребуется всего 2 реактора. Такая значительная экономия пространства позволила хранить больше горючего и боеприпасов для палубной авиации. Численность экипажа плавучего города достигает 3 200 человек, и это не считая команды, обслуживающей воздушные судна. Таким образом, общее количество людей составляет свыше 6 000 человек.
«Адмирал Кузнецов»
Среди авианосцев Европы и Азии выделяется корабль, получивший название в честь великого адмирала МФ СССР, Кузнецова. Этот гигант считается одним из мощнейших и крупнейших.
Разработка авианосца началась в 1982 году. Технические показатели гиганта обещали сделать из него передовой авианосец. Палубу задумали сделать удлиненной, чтобы истребители Су-25 и Су-27 имели возможность взлетать. На военном корабле “Адмирал Кузнецов” впервые применили оптическую систему посадки на авианосец «Луна».
Длина «Адмирала Кутузова» составляет чуть больше трехсот метров, что позволяет размещаться на нем 25 вертолетам и такому же количеству самолетов. Если судить по боевому и радиолокационному оснащению, то наш авианосец непременно займет место среди лидеров. На его палубе находятся двенадцать ПУ «Гранит», восемь «Кортиков», шесть артиллерийских установок АК-630М и четыре установки «Кинжал». Благодаря такому мощному вооружению авианосец может вести бесперебойный огонь длительное время. На данный момент на действующем авианосце решено полностью заменить истребители Су-33 на МиГ-29К, а в дальнейшем приступить к капитальному ремонту.
ЭВОЛЮЦИЯ АВИАНОСНОГО ФЛОТА США
Первым атомным супергигантом был авианосец ВМФ США «Энтерпрайз» (CVN-65), вступивший в строй 25 ноября 1961 г. и бессменно остававшийся в его составе до 2012 года, за исключением перерывов на капитальные ремонты и дозаправку ядерным топливом.
Авианосец ВМФ США «Гарри С. Трумэн» (CVN-75), современный корабль подкласса «Теодор Рузвельт» атомных авианосцев класса «Нимиц», идет через Атлантический океан. |
Первым представителем следующего класса американских атомных авианосцев стал «Нимиц» (CVN-68), который вошел в строй 3 марта 1975 г. За ним последовали авианосцы «Дуайт Д. Эйзенхауэр» (CVN-69) и «Карл Виисон» (CVN-70), также принадлежащие к классу «Нимиц». Последний в этом ряду корабль «Карл Винсон» вступил в строй в 1982 г. Первым кораблем следующей серии атомных авианосцев стал «Теодор Рузвельт» (CVN-71), который вошел в строй 25 октября 1986 г., то есть более чем через десять лет после «Нимица».
Следующей новинкой для американской авиации морского базирования станет футуристический авианосец, который служит сейчас предметом оживленных обсуждений среди военно-морских специалистов всего мира. Это будет атомный авианосец XXI века CVN-21. Конечно, из практических соображений этот авианосец сейчас носит бортовой номер CVN-78, очередной номер после авианосца ВМФ США «Джордж Г. У. Буш» (CVN-77). По внешнему виду это судно будет мало отличаться от своего предшественника, однако системы внутри корпуса будут гораздо более современными.
Главный итог развития ВМФ США в начале нового тысячелетия — вывод из его состава многих типов самолетов. Снят с вооружения любимый пилотами и имеющий почти культовый статус F-14 «Томкэт», такая же участь постигла S-3 «Викинг». На смену эти самолетам пришел F/A-18E/F «Супер Хорнет», а в перспективе ожидается постановка на вооружение революционного единого ударного истребителя F-35C. Основной самолет радиоэлектронного противодействия ЕА-6B «Праулер» будет заменен самолетом EA-18G. Самолет командования и управления Е-2 «Хокай» начал свою службу на флоте еще в 1973 г. Сейчас ВМФ США испытывает значительно усовершенствованным «Хокай» E-2D, оборудованный радиолокатором с активной решеткой ADS-18. Он должен заменить самолет «Хокай» E-2D.
Кроме того, к самолетам «Оспрей» и «Харриер» присоединятся беспилотные летательные аппараты RQ-4 «Глобал Хок», RQ-8A и MQ-8B «Файр Скаут». Не исключено, что дни, когда воздушная группа состояла из истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, противолодочных и разведывательных самолетов, а также самолетов-заправщиков, прошли, однако всегда останется место для авиации наземного базирования, которая компенсирует уязвимые места в боевой мощи авианосцев.
Nimitz
С абсолютной точностью можно заявить, что корабль «Нимиц» – самый большой авианосец в мире. Его длина составляет 333 метра. Благодаря широкой полетной палубе на этом гиганте могут разместиться приблизительно 90 единиц воздушных суден (среди которых 64 военных самолета, предназначенных для уничтожения объектов в воздухе и 26 вертолетов). Экипаж «Нимица» насчитывает больше 3 тысяч человек, среди них основная масса – летный состав, а 70 человек находятся в командном составе. Почти все авианосцы этой серии схожи по техническим параметрам, конструкторским решениям и боевому оснащению. Кстати, авианосец Nimitz можно эксплуатировать двадцать лет, не меняя энергоноситель силовой установки. Это означает, что его смело можно отправить на этот длительный срок в дальнее путешествие. Первый авианосец этой серии спустили на воду еще в 1975 году.
Нельзя не упомянуть об энергоустановке авианосца, состоящей из основной и вспомогательной систем. Первая в свою очередь состоит из двух водяных реакторов, питающих по два ротационных двигателя с вращательным движением ротора каждый. Основное отличие такого реактора заключается в том, что роль теплоносителя и замедлителя выполняет простая вода под давлением. На данный момент этот тип реакторов считается наиболее эффективным, а потому очень популярен во всем мире. Если объединить мощность четырех турбин, то можно получить на выходе настоящего монстра мощностью в 280 тысяч лошадиных сил. Вспомогательная система состоит из четырех дизельных двигателей, каждый мощностью в 10, 7 тысяч лошадей. Авианосец Nimitz оснащен мощным оружием для защиты от противника, атакующего как из воздуха, так и из воды. На нем имеются три ЗРК, четыре зенитных орудия калибром 22 миллиметра, два установки для стрельбы торпедами (калибр 324 миллиметра).
Подводный атомный авианосец Акула
В последние месяцы активно распространяется информация о планировании строительства нового российского корабля, аналогов которому в мире до сих пор не существует. Атомный подводный авианосец 941-бис «Акула» пока находится в стадии разработок, однако фотографии макета субмарины уже появились в сети интернет. Официальных подробностей о вооружении, количестве ядерных установок и экипаже на сегодняшний день нет и быть не может в связи с засекреченностью строительства боевых кораблей. Однако, изучая макетные данные «Акулы» и зная об уникальных особенностях новой российской атомной субмарины «Борей», можно быть уверенными, что в случае строительства такого подводного авианосца – это будет серьезное боевое оружие, способное навести ужас на противника.