Более полувека основу военно-морской мощи США составляют авианосцы. Ни одна другая морская держава не имеет в составе флота такого количества этих плавучих аэродромов, и ни один авианосец другой страны не может сравниться с ними по размерам. Старейшим авианесущим кораблём на службе сейчас является «Нимиц», а большинство других построено по аналогичному проекту.
Более сорока лет корабли типа «Нимиц» — сильнейшие американские авианосцы, а новый тип «Джеральд Форд» – по существу дальнейшее развитие предшественников. Но головной корабль серии, названный в честь выдающегося адмирала, уйдёт на покой ещё не скоро.
Создание и устройство
История американских сверхтяжёлых авианосцев началась вскоре после Второй Мировой Войны. Уже в 1951 году был заложен первый из них – «Форрестол». Четыре корабля этого проекта отличались от предыдущих образцов не только своими размерами и численностью авиагруппы.
При их строительстве впервые применили, например, угловую полётную палубу и паровые катапульты. А в 1958 году началось строительство первого авианосца с атомной силовой установкой – «Энтерпрайз». Он должен был стать головным в серии, но высокая стоимость вынудила отказаться от постройки «систершипов». Но ненадолго, через десять лет, заложили новый атомный авианосец, получивший имя адмирала флота Честера Нимица.
Внешне «Нимиц» почти не отличался от предыдущей серии кораблей типа «Китти Хок».
Но при его постройке учли опыт боевой эксплуатации авианосцев во Вьетнаме. Практика показала, что возможность эффективно обеспечивать действия авиагруппы важнее повышенной живучести, поэтому запасы авиационного горючего и оружия значительно увеличили.
Впрочем, этому помогло и существенное отличие «Нимица» от «Энтерпрайза» — восемь реакторов A2W заменили двумя A4W, занимавшими меньше места при той же суммарной мощности. Пар, произведённый двумя реакторами, передаётся на четыре турбины, вращающие четыре вала. Четыре бронзовых винта корабля имеют диаметр 7,6м каждый.
Как и предшественники, на полётной палубе «Нимиц» имеет четыре паровые катапульты. Торможение садящихся самолётов обеспечивают четыре троса-аэрофинишера. Три самолётоподъёмника расположены по правому борту, один – с левого. Надстройка-«остров» размещена между вторым и третьим подъёмниками. Подобная схема хорошо зарекомендовала себя ещё на кораблях «Китти Хок». В 1983 году «Нимиц» получил кевларовое бронирование толщиной 64 мм.
Меры защиты
Поскольку большинство самолётов на борту оборудованы реактивными двигателями, чтобы защитить работающих на корабле людей и находящуюся там технику и вооружение от действия газовых струй, на палубе предусмотрены специальные отражатели. При этом, чтобы поверхность палубы, находящаяся под практически постоянным воздействием разнообразных технических средств и орудий, не перегревалась, сделаны специальные палубные панели, охлаждаемые естественным путём в результате беспрерывного воздействия воды, поступающей прямо из-за борта.
Для того чтобы обеспечить большую устойчивость полётной палубе, которая должна выдерживать на себе огромный вес истребителей и сопутствующей техники (особенно в области боковых, свисающих над водой участках) на авианосце предусмотрена специальная галерейная палуба. На некоторых кораблях в пространстве, которое остаётся под ней, оборудуют дополнительный ангар с двухслойной защитой.
Кроме того, на этой палубе размещаются каюты личного состава и большинство командных помещений. Доступ на верхнюю палубу осуществляется благодаря обходным мостикам. Кроме того, военные могут, не поднимаясь с галерейной палубы на верхнюю, перемещаться по передней части корабля с носа до кормы по специальному сквозному проходу.
На оставшихся палубах размещены специальные механизмы, позволяющие перемещать истребители для более рационального распределения пространств. Кроме того, здесь также размещаются кубрики офицерского состава и врачебные кабинеты. Здесь же находятся и столовые личного состава, которые в случае необходимости могут быть незамедлительно переоборудованы в зоны сборки авиационных боеприпасов.
В трюме оборудованы погреба, используемые для хранения боезапаса, цистерны с топливом для авиационной техники и кладовые различного назначения. Кроме того, здесь же размещаются и морозильные и холодильные камеры для хранения продовольствия, благодаря чему команда, не испытывая особых затруднений, может длительное время находиться в открытом море.
Вооружение
Собственное вооружение «Нимица» сводится к средствам противовоздушной защиты. Изначально оно состояло из трёх-четырёх пусковых установок зенитных ракет малой дальности RIM-7 «Sea Sparrow» и зенитных пушек «Phalanx» калибра 20мм. После модернизации старое вооружение было дополнено (а частично — заменено) зенитными ракетами RIM-116.
Для самообороны присутствуют турели с крупнокалиберными пулемётами и 25мм орудиями.
Радиоэлектронное вооружение включает в себя помехопостановщики и пусковые установки инфракрасных ловушек и дипольных отражателей (для защиты от ракет с тепловым и радиолокационным наведением).
Главную защиту авианосца обеспечивают корабли ударной группы, в число которых могут входить крейсера и субмарины. В 2013 году группа сопровождения «Нимица» состояла из шести эсминцев типа «Арли Бёрк» и крейсера типа «Тикондерога».
В настоящее время к «Нимицу» приписано 11-е палубное авиакрыло, состоящее из девяти эскадрилий:
- 146-я и 147-я ударные эскадрильи вооружены самолётами F/A-18E;
- 154-я – его двухместным вариантом F/A-18F;
- входящая в состав крыла 323-я эскадрилья Корпуса Морской Пехоты летает на более ранней модификации F/A-18C;
- 142-я эскадрилья радиоэлектронной борьбы использует самолёты EА-18;
- для дальнего радиолокационного обнаружения применяются самолёты E-2;
- логистические задачи решают лёгкие транспорты C-2;
- две вертолётные эскадрильи вооружены вертолётами MH-60.
Среди самолётов, базировавшихся на «Нимице» в прежние времена – истребители F-14, штурмовики А-7 и А-6, противолодочные самолёты S-3.
Основные данные
Авианосцы «Нимиц», общая масса боезапаса которых составляет 1954 тонны, считаются одними из самых мощных военных кораблей в мире.
Основным вооружением данных кораблей является палубная авиация в составе истребителей, вертолётов и военных самолётов, благодаря которым авианосец с лёгкостью справляется с такими задачами, как:
- радиоэлектронная борьба;
- обнаружение противника на существенном расстоянии;
- транспортные перевозки.
При этом, если на авианосец произойдёт нападение в тот момент, когда вся воздушная техника будет задействована в проведении какой-либо операции, он без труда сможет отразить нападение собственными зенитными, ракетными и артиллерийскими комплексами, которые установлены на его борту.
По сути, авианосцы типа «Нимиц» выгодно отличаются от других военных кораблей. Так, например, их корпус выполнен целиком из стальных листов, а все ключевые элементы, включая палубу, используемую для полётов, сделаны из бронированной стали.
При этом строение корабля выполнено таким образом, что не только улучшает ходовые характеристики, но и позволяет добиться более рационального размещения двигательно-рулевого комплекса.
История службы
«Нимиц» вошёл в строй в мае 1975 года, а уже в июле следующего года он вышел в первый поход в Средиземное море. Этот поход, как и последующие, прошли без происшествии, а во время третьего, в конце 1979 года, «Нимиц» перебросили в Индийский океан. Для освобождения американских заложников в Иране с борта авианосца должны были отправиться спецназовцы. Операция не удалась, а корабль вернулся в США.
В 1981 году американские корабли, в том числе и «Нимиц», проводили учения в заливе Сидра, провозглашённом Муаммаром Каддафи территориальными водами Ливии. Во время учений два ливийских истребителя неожиданно выпустили ракету по приближающимся американским F-14. В ответ оба ливийца были сбиты. Американские истребители принадлежали к авиакрылу «Нимица».
В течение 1985 года корабль находился у берегов Ливана, а его самолёты бомбили Бейрут. После шестого похода в Средиземное море в 1986 году, «Нимиц», обогнув мыс Горн, присоединился к Тихоокеанскому флоту. В октябре 1988 года обеспечивал безопасность танкеров в Аравийском море.
В начале 90-х совершал боевые походы в Персидский залив, но непосредственного участия в войне с Ираком не принимал.
С 1998 по 2001 год находился на обслуживании, включающем перезарядку реакторов. С 2003 года принимал участие в операциях против Ирака и Афганистана. В 2022 году самолёты авианосца наносили удары по объектам в Сирии. С марта 2022 года «Нимиц» встал в сухой док для очередного обслуживания.
Особенности системы управления Авианосец США
«Нимиц» оборудован большим количеством инновационных систем, позволяющих управлять военным оборудованием практически без участия человека. Так, например, для посадки самолёта при плохой видимости, когда лётчик не видит посадочную полосу, используется система автоматической посадки под названием ACLS.
Как только видимость начинает составлять менее 1000 м, система самостоятельно запрашивает и обрабатывает все данные о параметрах полёта у аэронавигационной системы TACAN и других устройств самолёта, кодирует информацию и посылает соответствующие ситуации сигналы бортовому автопилоту. После чего самолёт автоматически выводится точно на срез угловой палубы авианосца без участия в процессе посадки лётчика.
Характеристики корабля в сравнении с другими авианосцами
Сказать о том, что «Нимиц» не имел аналогов – преувеличением не будет. Он действительно их не имел. Великобритания после войны тяжёлых авианосцев не строила. Большинство других государств, имеющих в составе флота авианесущие корабли, использовало проданные им модернизированные авианосцы военного времени.
Проводить сравнения можно только для демонстрации превосходства «Нимица». Для примера возьмём современный на тот момент французский «Клемансо» и новейший (в семидесятые) британский «Инвинсибл»
«Нимиц» | «Клемансо» | «Инвинсибл» | |
Длина, м | 332 | 265 | 209 |
Водоизмещение, т | 101600 | 32780 | 22000 |
Дальность плавания, км | неограниченная | 12070 | 13000 |
Скорость хода, узлов | 30 | 32 | 28 |
Вооружение | ЗРК RIM-7, 3 x 20 м зенитные артиллерийские установки | 4 х 100мм артиллерийские установки, 2х8 ПУ ЗРК «Кроталь» | 3 х 30мм зенитные артиллерийские установки, 2 х 20мм пушки |
Авиагруппа | До 90 самолётов | До 40 самолётов | 18 самолётов, 4 вертолёта |
Заметно, что «Клемансо», являясь «настоящим» авианосцем, по размерам и мощи авиаотряда скорее модернизированным американским кораблям времён Второй Мировой (типа «Мидуэй»), и не выдержал бы сравнения уже с «Форрестолом». Что касается «Инвинсибла», то его, с небольшим количеством самолётов вертикального взлёта, уместно было бы сопоставлять с советскими авианесущими крейсерами, которые несли гораздо больше собственного вооружения.
Но это было в семидесятые, а что теперь? Французский флот сейчас имеет собственный атомный авианосец «Шарль де Голль». Но он лишь незначительно крупнее «Клемансо», а численность авиагруппа осталась на прежнем уровне – до четырёх десятков. Новейший британский корабль – «Куин Элизабет», как предполагается, будет нести 36 самолётов F-35. Американская планка остаётся недосягаемой.
Что касается российского авианосца «Адмирал Кузнецов», то он, уступая «Нимицу» по мощи авиагруппы, имел мощное ракетное вооружение. Но «Кузнецов» проходит модернизацию, которая может сильно изменить его характеристики.
Состав авиагруппы
Помимо установленных оборонительных орудий, основным и грозным оружием такого гиганта является авиационное крыло. Но, стоит учитывать тот момент, что на судне расположены не только боевые самолеты, но и авиация обеспечения и прикрытия. Наиболее распространенный состав авиагруппы для судна класса «Нимиц» составляют истребители, истребители-бомбардировщики типа «Хорнет», самолеты РЭБ типа «Паулер», самолеты типа «Хокай» , самолеты-транспортники, противолодочные вертолеты, а так же аварийно-спасательные вертолеты «Си Хоук». Всего же численность летной техники при максимальной загрузке составляет 90 единиц, но приемлемое количество порядка 65 единиц.
Истребители-бомбардировщики «Хорнет»
Численность экипажа
Количество экипажа примерно одинаково на все суднах типа «Нимиц», чуть меньше экипажа лишь на USS John C. Stennis (CVN-74) «Джон К. Стеннис» на нем численность экипажа совместно с экипажем авиакрыла составляет 5617 человек. Размер экипажа судна «Нимиц» составляет 3200 и количество сотрудников авиакрыла 2480 человек.
Интересные факты
Уже в 1980 году «Нимиц» стал героем фантастического фильма «Обратный отсчёт». В нём корабль, покидая Пёрл-Харбор, совершал перемещение во времени, попадая в канун японского нападения. В 2004 году пилоты F/A-18 с «Нимица» наблюдали неопознанные летающие объекты. В 2008 году российские бомбардировщики Ту-95 совершили облёт авианосца, имитируя атаку.
Запланированный срок службы авианосцев «Нимиц» — около пятидесяти лет.
Головной корабль предполагалось списать еще в 2022 году, когда в строй встанет строящийся авианосец «Джон Кеннеди», однако на конец 2021 года «Нимиц» успешно несет боевое дежурство.
Если демонтаж реакторов не потребует разборки, как в случае с «Энтерпрайзом», большей части корпуса – тогда есть вероятность, что «Нимиц» смогут превратить в корабль-музей. Это стало бы более чем достойным концом службы.