Покоритель снежных пространств – Аэросани патруль

Существующие огромные пространства, покрытые глубоким снежным покровом на протяжении многих зимних месяцев, и отсутствие возможности быстрого передвижения на автотранспорте по заснеженным дорогам, еще в прошлом столетии натолкнули конструкторов на мысль создать специальный быстроходный зимний транспорт.

Путем проб и ошибок создавались модели саней с мотором и в конечном результате конструкторы добились положительных результатов, после которых начало развиваться моделирование аэросаней самых разных конструкций и не прекращается по сей день.

История создания

Конструкторы создавали много моделей аэросаней, которые на испытаниях показывали непригодность в передвижении по снегу, обнаруживались дефекты в работе. Однако неудачи не отбили желания и дальше усовершенствовать аэросани.

Потерпевшие фиаско модели переделывались и испытывались каждый раз, год от года, пока не появлялись надежные конструкции. К пионерам аэросанного дела относят:

  1. Ю. А. Меллера.
  2. А. С. Кузина.
  3. А. Я. Докучаева.
  4. И. И. Сикорского.

Первые аэросани были самыми простыми на вид. В 1911 году газеты пестрили известиями о первых испытаниях аэросаней Ю. А. Меллера. А в следующем 1912 году, уже А. С. Кузиным был первым поставлен на машину авиационный мотор. Начало империалистической войны в 1914 году вызвало развитие всех видов транспорта, в том числе и аэросаней, нашедших свое применение на фронте.

В 1915 году Всероссийский земской союз занимался постройкой аэросаней, но их было крайне мало, так как авиационные двигатели шли на самолеты-истребители.

Но боевые аэросани очень нужны были фронту. В этом же году профессор Н. Р. Брилинг и инженер А. С. Кузин руководили постройкой более двадцати машин, которые использовал фронт для своих нужд.

Хотя с современной точки зрения конструкции аэросаней кажутся очень уж примитивными, но они свою работу выполняли. Даже германским генералом Гинденбургом с успехом использовались для служб связи аэросани в своей армии. Он не понаслышке знал о слабо развитых дорогах и о продолжительных зимах в России.

В гражданскую войну интерес к данным конструкциям не пропал, в 1919 году создали комиссию по организации строительства аэросаней, перед ней поставили задачу разработать модели пригодные для военных целей.

Дальнейшее строительство аэросаней уже в СССР набирало обороты:

  • 1920 год – выпуск первых 9 аэросаней «Бека» на которых стояли моторы «Хол-Скот» с водяным охлаждением и мощностью 125 л. с.;
  • 1921 год – появляются модели разных конструкций, «НРБ»-Брилинга, «АНТ»-Туполева, «КАС»-Кузина, «Три-Ка»-инженеров Карельского, Климова, Кристи, «Арбес»-Архангельский, Брилинг, Стечкин;
  • 1922 год – первые испытательные пробеги Москва-Сергиев Посад-Москва;
  • 1923 год – выпускаются первые цельнометаллические аэросани (АНТ-III) сконструированные Туполевым;
  • 1928 год – конструкция А. Н. Туполева с мотором «Люцифер» в 100 л. с., была продемонстрирована на Международном авиационном показе в Берлине где получила много положительных отзывов, о чем писалось в заграничных газетах;
  • 1930 год – регулярная эксплуатация аэросаней на открывшийся первой аэросанной линии между Канашем и Чебоксарами. Ее протяженность была 85 км в один конец;
  • 1930 год – советским авиаконструктором, изобретателем П. И. Гроховским разработана бронированная модель боевых аэросаней на трех лыжах с винтомоторной установкой в броневом корпусе. К сожалению проект так и остался невостребованным.
  • 1933 год – машина ОСГА-2 участвует в арктическом походе ледокола «Красин»;
  • 1934 год – выпуск новых аэросаней не с авиационным мотором, а автомобильным двигателем ГАЗ;
  • 1935 год – организованы линии на Крайнем Севере, Камчатке, на которых эксплуатировались машины.

Трудно сейчас представить доставку в отдаленные, отрезанные в зимний период пункты без помощи аэросаней.

Кажется, что они были всегда, хотя советские аэросани (именно их можно считать массовыми) появились не более ста лет назад.

Гонки наземных самолетов

К концу первого десятилетия ХХ века по снежным российским дорогам носилось уже более десятка различных конструкций аэросаней, и возникло естественное желание посоревноваться. Начиная с 1911 года пилоты машин с пропеллерами стали участвовать в различных пробегах и состязаниях. Любопытно, что председателем жюри таких мероприятий стал «отец русской авиации» Николай Егорович Жуковский. Всю свою жизнь Жуковский — кстати, университетский одногруппник Неждановского, а затем его будущий руководитель — сильно интересовался аэросанями и сам участвовал в разработке некоторых конструкций.


1941. Боевые аэросани НКЛ-26 Этот аппарат был сконструирован в самом начале войны и уже в конце 1941 — начале 1942 годов поставлен в русскую армию. Аэросани были рассчитаны на двоих человек — командира машины, который в боевых операциях выполнял функции стрелка, и механика-водителя. Деревянный корпус был защищен броневым щитом спереди и имел люк для стрелка. Машина работала от 120-сильного авиадвигателя M-11Г и имела отличную маневренность: у аэросаней одновременно поворачивались (в разные стороны) передние и задние лыжи.

В 1912 году аэросани выходят в широкую серию. По заказу военного министерства их начали производить на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Однако к Первой мировой войне «родина аэросаней» оказалась неготова, тогда как немецкие инженеры разработали специально для армии более десяти моделей аэросаней различного применения, так что на снежных просторах немцы чувствовали себя увереннее русских. Но со временем подходящие аэросани появились и в русской армии. Большинство аэросаней были санитарными, некоторые комплектовались пулеметами. Но в военных целях они применялись нечасто.


1960. Аэросани «Север» Были разработаны КБ Камова на базе «Победы», но использовали также стойки задних лыж от вертолета Ка-15, жалюзи системы охлаждения двигателя от самолета Як-12 и некоторые другие авиационные агрегаты. Оснащались авиационным двигателем АИ-14P мощностью 260 л.с. Примечательной особенностью аэросаней было применение «реверсивного» пропеллера с проворачивающимися лопастями. С его помощью можно было тормозить и даже двигаться задним ходом.

Служба аэросаней в военное время

Для военных нужд, в первые, машинами начали пользоваться в 1915 году как транспортом передвижения или для поддержания связи между военными отрядами. В 1939-1940 годах Красная Армия обладала аэросанными батальонами, использовавшиеся в боевых вылазках в войне с белофиннами. Также их задача заключалась:

  1. в эвакуации бойцов, раненных в бою;
  2. снабжении горючими средствами, продовольствием;
  3. подвозе боеприпасов.

Следом за боевыми аэросанями следовали десантные группы с лыжниками, которые истребляли подразделения в тылу, укрепленные пункты, подводы с провизией и боевыми припасами врага.

Особенный пик использования аэросаней пришелся на зиму 1942-43 годов в период Великой Отечественной Войны.

Они в большом количестве применялись в качестве боевых единиц, на них устанавливали пулеметы и привлекали для боевых задач.

Отмечалась положительная работа машин на открытых пространствах. Аэросани входили в подразделения:

  • боевой аэросанный батальон (БАБС). С их помощью велась разведка и находились под охраной открытые стороны общевойсковых, танковых частей, командные пункты и патрулировалось побережье. Совместно с лыжно-стрелковыми подразделениями преследовались отходящие противники. Предоставляли связь между армейскими частями;
  • транспортный аэросанный батальон (ТАБС). Производили транспортировку военных отрядов, бойцов, получивших ранение. Обеспечивали доставку грузов, боеприпасов.

Занимались буксиром и перевозкой пулеметов, минометов, противотанковых орудий на огневые позиции. Ставили дымовые завесы.

Самим Рокоссовским в своей книге упоминалась незаменимая роль подразделений аэросаней в этой жестокой войне.

Им писалось: «Мы попросили В. Д. Соколовского прислать аэросанную роту, располагавшуюся при штабе тыла армии. Как-то в конце февраля к нам в тыл проник немецкий лыжный отряд в количестве двухсот человек и перекрыл дорогу снабжавшую правый фланг армии всем необходимым.

Аэросанную роту использовали для удара по немецким десантникам, и они блестяще выполнили свою роль». Аэросанными батальонами в боевых действиях под Сталинградом подвозились боевые припасы, продукты питания наступавшим частям Красной армии.

Использование в мирный период

Конструкторским Бюро Н. И. Камова разработали в 1959 году аэросани «Север2» серийный выпуск составлял сто моделей. В 1962 году выпускает в производство серию усовершенствованных аэросаней Ка-30. Предприятием «Дальмашзавод» в 1966 году выпускалось до 30 моделей за год.

Данная модель вмещала 8-10 пассажиров.

Предназначалась для регулярных перевозок людей, грузов, врачей в малодоступную местность, такую как:

  1. Сибирь;
  2. Крайний Север;
  3. Дальний Восток;
  4. Казахстан.

Часто работа аэросаней проводилась в тяжелой погодной обстановке, при морозе ниже 40 градусов, по снежным и ледовым торосам.

За год транспорт пробегал до 15 тыс. км. В летнюю пору машину оборудовали поплавками и применяли для передвижения по рекам в качестве глиссеров. Сняты с эксплуатации в 1980 году из-за износа.

Аэросани-амфибия А-3

Катер-аэросани амфибия А-3 сконструированный в 1961 году советскими изобретателями под управлением Г. В. Махоткина. Первая модель была испытана в 1962 году. Серийное производство машин началось 1964 году. На ВДНХ в 1965 году демонстрировали данную модель, которую по достоинству отметили наградами.

Конструкторское Бюро Туполева отмечено дипломом I ст., тем кто руководил проектом вручили, Махоткин – золотая медаль, В. М. Татаринов – серебряная, Воробьев, Меркулов, Жевакин – бронзовые медали.

Демонстрацию аэросаней-амфибии А-3 проводили в Финляндии, Швеции, Италии, Ираке, Чили, Канаде, Бразилии, Кувейте, в социалистических странах, их экспорт проводился во многие государства.

Там, где другая техника не пройдет во время весенних и осенних паводках. Амфибии широко использовались:

  • для доставок почты, медицинских работников в не очень доступные поселки;
  • проведения спасательные работ;
  • пограничными войсками Советской Армии.

Также амфибия участвовала в поисково-спасательной службе отряда космонавтов. Был интересный факт, касающийся Генерального секретаря ЦК Л. И. Брежнева, когда он увидел аэросани-амфибию А-3. Так как он любил охоту и рыбалку, то попросил создать для себя подобную машину, но поменьше в размерах. Вскорости подготовили проект амфибии, у которой масса составляла 400кг, длина 4,5м, ширина 1,8м.

Модель была четырехместной, с двигателем 35 л. с. Машина развивала скорость по снежному и водному простору 40…50км/ч. Данную модель изготовили в трех экземплярах, две единицы передали в охотничий заповедник Завидово, третью использовали для экспериментов в Дубне. Эксплуатацию аэросаней-амфибия А-3 проводили до конца восьмидесятых. Но некоторые модели можно увидеть еще и сейчас.

Алюминий вместо дерева

Андрей Николаевич Туполев первый свой пропеллер поставил на аэросани. С 1919 года, будучи конструктором Комиссии по постройке аэросаней (сокращенно КОМПАС), он вместе с другими талантливыми конструкторами разрабатывал первые советские аэросани. За несколько лет было создано больше десятка оригинальных конструкций, но просуществовала эта организация недолго. Руководитель КОМПАСа Николай Романович Бриллинг и его заместитель Туполев слишком по‑разному представляли, какими должны быть аэросани будущего. В частности, они не смогли достигнуть согласия по самому принципиальному вопросу — делать кузов саней деревянным или алюминиевым. В результате коллектив КОМПАСа раскололся на две школы — «авиационную» и «автомобильную».


1964. Амфибия А-3 Приводилась в движение авиационным двигателем воздушного охлаждения M-14Б мощностью 350 л.с. Относительно малые габариты (6110x2160x2205 мм) и масса (2100 кг) позволяли транспортировать амфибию в кузове грузового автомобиля, грузовых кабинах самолетов и вертолетов, а также на внешней подвеске вертолетов. На ней можно было перевозить 500 кг груза по воде и 650 кг по снегу со скоростью до 80 км/ч и 100 км/ч соответственно. Также на аэросанях можно было с комфортом перевозить двоих, а при необходимости до шести пассажиров.

Команда Бриллинга продолжила делать сани из дерева в НАМИ, а Туполев и его сторонники в стенах ЦАГИ стали изготавливать первые в мире цельнометаллические сани АНТ-3 из отечественного дюраля. Через год после постройки аэросаней Туполев поднял в воздух первый русский цельнометаллический самолет АНТ-2. Крылатый металл не разочаровал, и все последующие аэросани и самолеты Туполева тоже делают цельнометаллическими! Но поскольку объемы заказов авиационной техники сильно возрастают, в 1930-х КБ Туполева постепенно отошло от конструирования аэросаней.


1970-е. Амфибия Брежнева По просьбе Леонида Ильича Брежнева, которому приглянулась амфибия А-3, были спроектированы аэросани меньших размеров (длина — 4,5 м, ширина — 1,8 м) и массы (всего 400 кг). Четырехместный аппарат приводился в движение двигателем мощностью всего 35 л.с., но был способен разогнаться на снегу до 40−50 км/ч. Было построено три таких машины — две из них передали в Государственный охотничий заказник Завидово, а третью использовали на базе в Дубне для испытательных целей.

Тем не менее 1930−1940-е годы стали периодом расцвета аэросаней: их применяли при освоении северных районов, в боевых операциях Второй мировой. В конце 1950-х в КБ Камова на базе автомобильного кузова «Победа» были разработаны аэросани «Север», на смену которым позже пришел Ka-30 — 260-сильный микроавтобус РАФ с пропеллером. Но к этому времени многие уже воспринимали аэросани как пережиток прошлого. Канадец Жозеф-Арман Бомбардье уже пару десятилетий как производил свой снегоход, который был дешевле, экономичнее и превосходил аэросани по всем параметрам. Аэросани обещали повторить судьбу автожиров, которые также имели огромную популярность в 1930—1940-х, но потом были повсеместно вытеснены вертолетами. Благодаря Игорю Бенсену автожиры родились во второй раз: Бенсен соорудил невероятно дешевый аппарат, ставший популярным среди небогатых американских энтузиастов авиации. А в истории аэросаней появился свой герой — Глеб Васильевич Махоткин. Аэросани его конструкции дешевле не стали, но теперь они ездили там, где не мог пройти ни один снегоход. Махоткин сделал из аэросаней полноценную амфибию.


Нач. XXI в. Амфибия АС-2 Оснащена автомобильным бензиновым двигателем ЗМЗ мощностью 150 л.с. с высоким КПД. За счет малой массы (1500 кг) и размеров (5600x2200x2300 мм) развивает скорость до 90 км/ч на снегу и 50 км/ч на воде. Однако мотор не рассчитан на длительную эксплуатацию на высоких оборотах. Амфибия перевозит 300 кг грузов или 3 пассажиров. «Автомобильные» органы управления и агрегаты упрощают эксплуатацию и ремонт, а применение подвески увеличивает ресурс. В конструкции аэросаней-амфибии АС-2 широко применяются привычные автомобильные агрегаты и органы управления, в частности двигатель, руль, педали, стеклоочистители и зеркала заднего вида.

Аэросани «Патруль амфибия»

Это неповторимое и универсальное средство для передвижения по заснеженным просторам, холмам, торосам, болотам, рекам, для которого нет преград. И главное, эти аэросани можно купить, поскольку выпускаются в настоящее время.

Корпус

Для обшивки используется почти невесомый и прочный стеклопластик, использующийся в авиации.

Ему не страшно ржавление и промерзание. Содержит внутренние и внешние перегородки, воздушную прослойку между ними. От этого в кабине чувствуешь себя комфортабельно. У обшивки высокая прочность в добавок она защищена дугами жесткости.

Винтомоторная система

Используется стеклопластиковый авиационный винт, отличающийся прочностью и долговечностью. Передняя кромка лопасти имеет защитную металлическую окантовку, что обеспечивает длительную функциональность. Каждая машина имеет свой винт.

Защита дна

Дно «Патруля» защищает специальный материал, изготовленный по спецтехнологии.

Мягкое защитное адаптивное дно включает в себя два слоя.

Высокомолекулярный полиэтилен идет на изготовление защищающих нижних пластин. Этот материал производит впечатление от своих свойств:

  1. Коэффициент трения близок к нулю.
  2. Большой показатель стойкости к износу.
  3. Прочность на высшем уровне.

Амортизация происходит за счет 10 пневмобаллонов низкого давления. Ими погашаются неизбежные получаемые толчки, а также вибрация при езде. Поступление воздуха в баллоны автоматическое.

Данная конструкция днища надежно защищает корпус от всех толчков.

Двигатель

На эти аэросани устанавливаются несколько видов двигателей, которые производятся в Японии. Надежная работа моторов проверена временем:

  • Subaru EZ-30 – 210 л/c;
  • Subaru EZ-36 – 256 л/c;
  • Toyota3UZ – 290 л/c.
  • Аэросани «Патруль» будут стоить в зависимости от выбранных двигателей. Если используется конструкция при температурном режиме ниже 25-30 градусов, то следует установить предпусковой подогреватель Webacto. С его помощью запуск двигателя будет происходить мягко, что продлит его работу.

    Развивает скорость по водной глади до 55км/ч, по льду – 130км/ч, по ровной поверхности – 150км/ч.

    Управление

    Практически автомобильное управление, привычная педаль газа, руль, приборы. Хорошая маневренность конструкции поражает, они легко производят развороты на 360 градусов практически на месте.

    Салон

    За рулем «Патруля» человек оказывается в комфортной, теплой, уютной кабине как в машине. В салоне может размещаться от 2-х до 6-ти креслел, оснащенных пневматической амортизацией. Остекляют аэросани из небьющегося поликарбоната.

    К преимуществу аэросаней можно отнести: простоту конструкции, современный внешний вид, высокую надежность, комфортность, возможность развития скорости и размещения в себе шести человек. Для людей, любящих охоту и рыбалку в компании друзей такая модель аэросаней будет очень кстати.

Модели в наличии

Аэросани «Патруль» — универсальный транспорт для труднопроходимой местности. Выбор модели аэросаней зависит от условий эксплуатации. Учитывая пожелания заказчика, мы подбираем защитную или служебную раскраску, мощность двигателя, вместительность салона и грузоподъемность.

Вместительность салона. Производим аэросани вместительностью до 8 человек. В таком транспорте удобно отправиться на охоту большой компанией: в просторном салоне поместятся пассажиры и снаряжение. Вы можете переночевать в кабине амфибии летом и зимой — мы оснастили салон удобным отоплением.

Грузоподъемность амфибии зависит от выбранной модели. Чтобы доставлять специалистов и оборудование в труднодоступные области, нужна не только повышенная проходимость, но и хорошая грузоподъемность: аэросани способны перевозить до 800 кг.

Мощность двигателя. Комплектуем аэросани адаптированными японскими двигателями. Выбор зависит от размеров и грузоподъемности транспорта: так, на модель АС-6 устанавливаем двигатели Toyota мощностью 290 лошадиных сил. Амфибии АС-5.2 оснащаем мотором Subaru мощностью до 256 л. с. На быстрый и маневренный аэроцикл мы ставим авиационный двигатель Rotex.

Скорость и маневренность. Благодаря мощным двигателям по воде амфибия разгоняется до 80 км/ч по воде и может передвигаться против течения. Природоохранные организации используют «Патрули» чтобы обезопасить территорию от браконьеров: по льду аэросани развивают скорость 150 км/ч – нарушители не успеют скрыться. Помимо высокой скорости, амфибии отличаются маневренностью — они с легкостью разворачиваются на 360º на месте.

Заказ и доставка. Мы делаем аэросани «Патруль» на заказ в течение 30 дней: вы сможете выбрать комплектацию, дополнительное оборудование и цвет. Наиболее популярные модели производим заранее. Если вам понравилась модель амфибии и она есть в наличии, то можете купить ее сразу. Забрать аэросани вы можете самостоятельно или выберите удобный способ доставки: автофурой или поездом в контейнере.

Чтобы управлять амфибией не нужно иметь особых навыков: процесс привыкания занимает 1 час. Мы устанавливаем интуитивно понятное оборудование: привычный автомобильный руль, автомобильные приборы и педаль газа.

Если у вас остались вопросы, или сомневаетесь, какая модификация вам нужна, звоните по телефону. Мы отметим ваши пожелания и поможем выбрать подходящую модель аэросаней. Вы также можете записаться на тест-драйв и в полной мере ощутить скорость, маневренность и проходимость амфибий.

Другие модели

Все большую популярность набирают легкие аэросани, под скромным названием «Малыш». А них применяются современные материалы и технологии.

Аэросани малыш названы так не потому, что детей только возить способны, они способны перемещать и взрослого человека, а стоят кстати не так уж и дорого, название из-за скромных габаритов просто.

Двигатель от мотоцикла вполне справляется с поставленными перед санями задачами.

Чертежи и описание конструкции есть в свободном доступе в интернете и слава богу в России не перевелись еще кулибины способные из ничего сделать стоящую вещь. Самодельные аэросани тому подтверждение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]