Авианосец — это не просто большой корабль, это серьезный аргумент на мировой арене. Не секрет, что у России есть только один корабль схожего класса — авианесущий крейсер, но скоро должен появиться еще один. В числе самых противоречивых проектов военно-промышленного комплекса РФ сейчас — разработка нового авианосца, проект 23000 «Шторм». Судно приобретет статус многоцелевого тяжелого, либо есть вариант создания ТАВКР.
Компьютерная модель новейшего авианосца
Причины создания нового авианосца в России
Основной причиной, по которой начал разрабатываться новый авианосец России, является даже не устаревание существующего ТАВКР. «Адмирал Кузнецов» начал боевое дежурство в 1987 году, а значит едва разменял 30-й десяток. Техническое состояние на данный момент удовлетворительное и он способен эффективно выполнять боевые задачи, в чем удалось удостовериться при участии в сирийском конфликте.
Разрабатываемый корабль сможет решать следующие задачи:
- нанесение ударов по сухопутным и морским объектам предполагаемого противника в дальней океанской зоне;
- противовоздушная оборона средствами авиационной группы и собственным бортовым вооружением;
- оказание поддержки при высадке десанта.
Помимо этого, авианосцы ВМФ могут выполнять важную роль даже вне состояния войны. По противоречивым данным, которые периодически поступают о корабле, в него закладывается возможность преодолевать водные просторы при значительной толщине льда на поверхности. Это позволит использовать его для отстаивания интересов в Северном Ледовитом океане при необходимости.
Эксперты отмечают, что одним кораблем не обойтись, российскому флоту нужно хотя бы четыре:
- 2 для Северного флота;
- 2 для Тихоокеанского.
Предполагается, что в таком случае одно судно могло бы нести боевое дежурство, а второе тем временем находиться в ремонтных доках или на модернизации. Необходимо использовать ТАВКР в определенных стратегических зонах, которые затрагивают интересы России.
Конструкция и технические характеристики будущего флагмана
Разработкой АВМ (многоцелевого авианосца) занимался Крыловский государственный научно-исследовательский центр, первая модель была продемонстрирована в 2013 году. Широкой публике макет был представлен в 2015. Разработка велась под шифром «Логово».
«Шторм», характеристики
Согласно основным параметрам проекта, длина судна будет около 330 метров, ширина — 40, осадка в пределах 11-ти. Водоизмещение в пределах 100 тысяч тонн. Для присвоения ледового класса потребуется соответствующее оснащение и приспособление используемых систем для функционирования в условиях полярных широт.
Силовой установкой станет комбинированный ядерный реактор, однако, изначальный проект создавался под обычные двигатели. В первом случае, скорее всего будут использованы реакторы РИТМ-200, которые предполагается испытать на ледоколе «Арктика». Мощность силовой установки оценивается в 200 тысяч лошадиных сил.
Заметным отличием от классической компоновки авианесущих кораблей является отсутствие массивной вышки. Вместо нее будет создано два отдельных островка, занимающих в разы меньшую площадь на палубе.
Первый продемонстрированный макет
В палубных надстройках новейшего российского авианосца будет размещаться:
- командный мостик;
- посты наблюдения;
- средства связи;
- радиоэлектронные системы.
На полетной палубе будет подготовлено 4 стартовые позиции, в оснащение войдут 2 рампы в качестве трамплина, 4 электромагнитные катапульты. Для посадки задействуется аэрофинишер, он будет только один.
Новый российский авианосец: Проект «Прибой» в Керчи на глазах перерастает в легкий «Шторм»
Что-то невообразимое, на первый взгляд, происходит с новейшими российскими универсальными десантными кораблями (УДК) «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» (проект 23900, шифр «Прибой»), торжественно, в присутствии президента Владимира Путина, заложенными на керченском судостроительном в июле 2020 года. Если попытаться проанализировать сообщения об этом проекте хотя бы за последние полтора года, то трудно понять: а что, собственно, мы там на самом деле строим?
Давайте вспомним. Менее, чем за год до начала работ в Керчи, 11 сентября 2022 года, ТАСС со ссылкой сразу на два источника в судостроительной отрасли поведало: «Два УДК водоизмещением до 15 тысяч тонн впервые в истории России планируется заложить на судостроительном заводе „Залив“ в Керчи в 2022 году», — сказал один из собеседников агентства… Другой источник уточнил, что «закладка обоих кораблей состоится в мае 2022 года». Он подтвердил, что водоизмещение каждого составит до 15 тысяч тонн. Корабли, по его словам, смогут нести на борту более 10 вертолетов различных классов, а также получат большую доковую камеру для десантных катеров».
Основное вооружение
Авианосцы американцев не способны самостоятельно отражать масштабные атаки с воздуха и воды. Разработка России, по аналогии с «Адмиралом Кузнецовым», должна справляться с нападениями противника собственными силами, в том числе за счет средств палубной авиации.
Группа на борту включит в пределах 70-90 единиц, среди них:
- многоцелевые истребители Су-57;
- Су-33М;
- Су-35К;
- МиГ-29К;
- МиГ-29КУБ;
- самолеты радиолокационного обнаружения на большой дистанции;
- противолодочные/многоцелевые Ка-27;
- Ка-25;
- Ка-28;
- Ка-29;
- Ка-31;
- Ка-52К.
Предполагается, что взлет и посадку можно будет осуществлять даже при штормах в 6-7 баллов.
ПРО корабля предполагается оснастить 4 зенитно-ракетными комплексами с вертикальным пуском ракет. Возможно он будет укомплектован корабельными вариантами ЗРК С-500. Эта система сможет бороться с аэродинамическими и баллистическими целями, передвигающимися на скорости до 7 км/с на дистанции до 800 км.
Для борьбы с торпедами будут использованы 2 противоторпедные установки.
Комплекс электроники будет использовать радиолокационные станции с активной фазированной антенной решеткой, множество датчиков.
Общий вид авианосца
Суммарный боезапас оценивается в 3000 единиц крылатых ракет и авиационных бомб.
Экипаж — 4000 человек.
Авианосец «Шторм»: проект корабля супер-класса обойдется в З50 миллиардов
Если проект не изменится, он войдет в тройку самых крупных авианосцев мира. Фото: Петр Ковалев/ТАСС
У ВМФ СССР было 7 тяжелых авианесущих кораблей, после кончины Союза у России остался один «Адмирал Кузнецов». Остальные проданы или ушли на переплавку. Много лет Минобороны России ежегодно заговаривало о желании создать «полноценный» авианосец для нашего Военно-Морского Флота. Но дальше разговоров дело не шло. И вот наконец вопрос поставлен на «практическую ногу» — существует проект Авианосец «Шторм».
Проектирование нового российского авианосца заложили в госпрограмму вооружений до 2025 года. Об этом на недавнем Международном военно-морском салоне в Питере заявил замглавкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.
КТО ПРОЕКТИРУЕТ КОРАБЛЬ?
Проект авианосца «Шторм» разрабатывает Крыловский государственный НИЦ (Санкт-Петербург). Это ведущая научно-исследовательская организация судостроительной отрасли. В советское время корабли супер-класса (авианосцы, атомные подлодки, ледоколы). В разработке нынешнего проекта участвовали и специалисты Невского проектно-конструкторского бюро.
КАКИМ БУДЕТ «ШТОРМ»?
Крыловцы дали проекту название — «Шторм» (проекту, но не кораблю). Разработчики же считают, что у авианосца должно быть громкое имя — «Маршал Жуков».
Если проект не изменится, он войдет в тройку самых крупных авианосцев мира (после американских «Нимица» и «Джеральда Форда»).
Палуба сравнится с тремя футбольными полями. Водоизмещение — около 100 тыс. т. Длина — 330 м, ширина — 40 м, скорость хода — 30 узлов. У него будет комбинированная энергоустановка — атомная и газотурбинная. В чем фишка? Начальник отдела планирования перспективных проектов надводных кораблей Крыловского центра Валентин Беланенко отвечает:
— Это позволит кораблю оперативно покидать точку своего нахождения со скоростью катера, далее по ходу можно запускать атомную силовую установку. Срок автономного хода — 120 суток. Боезапас — сотни бомб, крылатых ракет и противоторпед. Экипаж — 4000 (!) человек.
На полетной палубе две стартовые системы: две традиционные трамплинные дорожки и две электромагнитные катапульты. Посадку самолетов обеспечит один аэрофинишер. Состав авиагруппы (истребителей, вертолетов и самолетов-разведчиков — не менее 90 единиц). Противовоздушная оборона — четыре зенитных боевых модуля (ожидаются перспективные корабельные версии ЗРК С-500). Для защиты под водой продумана и антиторпедная оборона.
Проектирование нового российского авианосца заложили в госпрограмму вооружений до 2025 года. Фото: Петр Ковалев/ТАСС
ПОЧЕМ ПЛАВАЮЩИЙ АЭРОДРОМ?
Специалисты говорят: если бы наш авианосец начали строить сегодня, то его разработка и создание
(плюс оружие и самолеты) обошлись бы госказне примерно в 350-360 млрд руб. То есть $6 млрд. Но пока точно неизвестно, когда именно «Шторм» начнут строить (а строительство займет 8-9 лет).
Атомный авианосец США класса «Нимиц» тоже потянул на $5 млрд. Это, как говорят спецы, среднестатистическая мировая цена. А вот за новейший авианосец USS Gerald R. Ford Пентагон отвалил аж $13 млрд. Он считается самым дорогим военным кораблём в мире. А злоязыкие английские СМИ уже прикидывают, что наш «Шторм» будет еще дороже — порядка $17,5 млрд.
Учитывая большую стоимость создания полноразмерного авианосца с указанными ТТХ, Крыловским центром начата инициативная проработка техоблика более простого «легкого» авианосца, с боевыми возможностями ненамного уступающими «Шторму», но с ценою ниже.
ДОСЬЕ «КП
Сегодня 10 стран имеют авианосцы. У США — 11 таких кораблей. Второе место поделили Италия, Испания и Китай — по два авианосца. У России, Франции, Бразилии, Индии, Таиланда, Великобритании — по одному.
ГДЕ БУДУТ СТРОИТЬ?
Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов считает, что наиболее вероятное место — Балтийский завод. Второй вариант — ОАО «Севмаш» в Северодвинске. Не исключается и крымская Керчь.
На полетной палубе две стартовые системы: две традиционные трамплинные дорожки и две электромагнитные катапульты. Фото: Петр Ковалев/ТАСС
АРКТИЧЕСКИЙ ПРИЦЕЛ
Согласно проекту, наш многоцелевой авианосец будет относиться к ледовому классу. Планируется обеспечить приспособленность судна для выполнения боевых задач как в теплых, так и в холодных широтах. А появление «Шторма» в Арктике будет веским аргументом в спорах с оппонентами…
МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА
«Мы с таких «объектов» глаза не спускали»
Об авианосцах я поговорил с бывшим первым зам.начальника Главного штаба ВМФ России, вице-адмиралом Олегом БУРЦЕВЫМ.
— Почему мы после падения СССР отказались от авианосцев?
— Формально отказа не было, но экономическая ситуация в стране не позволяла строить новые корабли и содержать старые. Вы знаете трагическую судьбу «Минска», «Новороссийска» — наших первых авианосцев.
— Что с ними стало?
— Они сделали по несколько боевых служб, и были выведены из боевого состава из-за отсутствия финансирования.
— А как сложилась судьба «Москвы» и «Ленинграда»?
— Это были наши первые вертолетоносцы. Они отслужили весь срок и ушли на слом.
— Почему мы «провалились» с авианосцами?
— Причина не только экономическая. Провал в таких кораблях начался после решений Хрущева. Когда мы всё перестроили на производство ракет, решив, что они — панацея от всех проблем, в том числе и на море. Оказалось, нет. Авианосец выдвинулся в годы Второй мировой войны и резко показал, кто в море хозяин. И уже линейные корабли охраняли авианосцы в конце войны, а не наоборот. Но мы в конце 50-х, в 60-х годах изменили доктринальные позиции, сделав упор на крылатой ракете. В результате большие корабли были отправлены на слом.
— Почему именно сейчас появились проекты нового авианосца?
— Нельзя, чтобы флот состоял из одних линейных кораблей или только из атомных подлодок. Флот должен быть сбалансированной единицей. Флот — это мини-вооруженные силы. И авианосцы должны быть, и авиация — она сейчас одна из основных ударных сил на море.
— Чем сегодня можно поразить чужой авианосец?
— Авианосец не обязательно топить, — ему можно нанести такие повреждения, когда он не сможет использовать авиацию. Для этого у нас есть крылатая ракета. Сейчас пишут о «Цирконе». Когда я командовал флотилией подлодок, у меня были «Граниты». Очень серьезное оружие. И цель у этих ракет была — именно большие корабли, не меньше эскадренного миноносца. Да и против авианосцев считалось, что можно применять «Гранит» эффективно. А есть ведь еще и торпеды. Офицеры США признавали, что на наши так называемые толстые торпеды 65-76, которые так сильно прозвучали в момент гибели подлодки К-141 «Курск», смотрели с большой опаской. У нее и дальность, и заряд, и скорость позволяли эффективно применить ее и по авианосцу.
— То есть при грамотном применении нашего оружия любой иностранный авианосец можно поразить?
— Конечно. Дело в том, что военно-морская наука предусматривает такую форму ведения боевых действий, как морская операция. То есть она ведется во взаимодействии всех видов и родов, исключая ракетные войска стратегического назначения. Я имею в виду подлодки, надводные корабли и авиацию. Они в состоянии эффективно действовать против авианосцев.
— А с берега их можно достать?
— У оружия должна быть хорошая дальность. Противник не подойдет на такое расстояние, которое будет для него опасным. Он же знает нашу дальность стрельбы.
Сейчас у нас территориальные воды. А было пушечное право – докуда пушка может дострелить — это и мое.
Авианосец «Шторм»
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
— Есть проект нового авианосца «Шторм». И называются сроки его появления — между 25-м и 30-м годом. Эти расчеты реальны?
— Думаю, что да. Очень много внимания этому уделял Главком ВМФ адмирал Высоцкий. Всё идет оттуда, эти проработки, технические решения.
— Недавно наши специалисты оценивали новейший американский авианосец и говорили, что у него катапульты иные.
— Электромагнитные катапульты.
— В чем их преимущества ?
— Есть паровые катапульты, — это когда самолет цепляется за крюк, скажем так. Паровая катапульта его разгоняет до скорости, когда у него появляется подъемная сила плюс скорость. Здесь то же самое, просто вместо паровой системы используется электромагнит.
— Российской оборонке по зубам такое же решение вопроса?
— Думаю, что да.
— Где будем строить новый авианосец?
— Все предыдущие наши авианосцы строили в Николаеве. Думаю, что Питер и Северодвинск – вот два центра, где возможно построить корабли соответствующего водоизмещения и размера.
— Как появление авианосца может поднять статус нашего ВМФ?
— Наличие авианосца резко повышает боевую устойчивость группировки, действующей на отдельном направлении, на удаленных направлениях. Авианосец надо защищать. Для этого существуют специальные корабли охранения. Но и он, естественно, своей авиацией защищает всю группировку, которая в состоянии наносить соответствующий удар. Есть в ордере кораблей, такое понятие – ядро. Например, это крейсер, вооруженный ракетами, и плюс авианосец. Это охраняемый центр, который воздействует на противника наиболее эффективно.
— Сейчас повсюду ходят американские авианосцы. Они большой выводок кораблей охранения за собой таскают?
— 8-10 кораблей. Вокруг авианосца идут корабли охранения, допустим, эскадренные миноносцы, фрегаты. Даже в ядре крейсер может быть, подлодка, а еще специальные группы поисковые, которые выдвигаются на угрожаемое направление, допустим, с задачей своевременного обнаружения наших подлодок.
— Вице-адмиралу Бурцеву, когда он командовал флотилией подводных лодок, приходилось гоняться за авианосцами?
— Каждый авианосец – носитель ядерного оружия плюс 90 летательных аппаратов. Это дивизия авиационная. Всегда осуществлялось слежение за кораблями противника. Чтобы была возможность упредить противника. Мы с таких «объектов» глаза не спускали. И на воде, и под водой…
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Стало известно, что кроме авианосца в госпрограмму вооружения на 2018-2025 годы включены и два вертолетоносца. Первый, по словам замминистра обороны РФ Юрия Борисова, войдет в боевой строй ВМФ примерно к 2022 году, второй — лет на пять позже.
Основу авиагруппы на этих кораблях будут составлять. вертолеты Ка-52К. Будут и Ка-27, Ка-29, Ка-31.
Вертолетоносцы будут иметь комбинированную дизель-газотурбинную установку.
Какие корабли сейчас стоят на вооружении ВМФ РФ
«Адмирал Кузнецов», хоть и многофункциональный, способен отражать массированные воздушные атаки, не имеет оснащения для борьбы с кораблями. Опционально эта возможность есть, но фактически противокорабельные ракеты с борта уходили только на испытаниях 1994 года. Ожидается переоснащение данным средством в ближайшую модернизацию.
Процесс строительства авианосца «Адмирал Кузнецов»
После сирийского конфликта начались слухи о скором списании ТАВКР, но информация явно преувеличена. Потенциал у машины все еще огромный и она успешно справляется с возложенными задачами. Кроме того, даже в сравнении с американским флотом, российский авианесущий крейсер не так стар и находится в удовлетворительном техническом состоянии.
Сказки о силе
Дальше — больше. Всерьёз рассматривая перспективу строительства авианосцев в России, мы тут же упираемся в отсутствие ряда ключевых технологий и элементов для строительства таких кораблей. Начнём с того, что до сих пор у нас нет собственной технологии авиационных катапульт. В конце 80-х мы занимались их созданием, но распад Союза поставил крест на этих работах. А ведь катапульта — важнейший элемент современного авианосца и целый пучок технологий. От надёжности и работоспособности катапульты зависят не только жизни лётчиков, но и успех выполнения задачи. Вышедшая из строя в ходе боевой операции даже одна из четырёх (как на американских авианосцах) катапульт на четверть снижает боевую эффективность корабля, а выход из строя двух просто сорвёт её выполнение. Сегодня на ТАВКР “Адмирал Кузнецов” роль катапульты выполняет “борода” трамплина. Но взлетать с него полноценно могут только истребители. Ударные же самолёты могут взлетать только с ограниченной бомбовой нагрузкой, а самолёты ДРЛО, без которых авианосное соединение сегодня просто слепо, с трамплина просто не взлетит.
При этом, самих отечественных палубных самолетов ДРЛО в природе просто нет, и никаких проектных работ по ним не проводится. Как нет и современных палубных ударных самолётов. Есть только спешно доделанный для Индии палубный МиГ-29К, на базе истребителя МиГ-29, чей лётный возраст давно перевалил за сорок лет.
Не менее важная проблема — базирование отечественных авианосцев. Где им базироваться? Россия не имеет своих “комфортных” по погодным условиям военных баз, кроме черноморских. Но кораблям с ядерной энергетической установкой туда путь закрыт международным договором. К тому же Чёрное море просто ловушка для таких гигантов. Ни Северный, ни Тихоокеанский флот не имеют ни одного подходящего для кораблей такого типа причала с необходимой инфраструктурой и оборудованием. Поэтому “Адмирал Кузнецов” сегодня базируется у стенки 35-го судоремонтного завода в Мурманске, где есть всё для его жизнеобеспечения.
В 80-е годы именно отсутствие береговой инфраструктуры жизнеобеспечения привело к тому, что авианесущие крейсеры проекта 1143 были списаны, не отслужив и половины нормативного срока. Они просто “выбили” свой ресурс, базируясь постоянно в море на бочках, до полного износа своих систем и механизмов.
Можно вспомнить и о проблеме подготовки экипажей для таких кораблей. Никакой отечественной “школы” авианосного флота сегодня нет. Есть лишь один экипаж “Адмирала Кузнецова”. Но перспективный авианосец почти в два раза больше и, соответственно, экипаж его тоже почти в два раза превосходит по численности “Кузнецова”. А это значит, что нужно будет строить новые военные городки, не говоря уже о береговой инфраструктуре для базирования таких гигантов в условиях крайнего Севера. А ведь таких кораблей, будь принято решение об их постройке, России нужно не менее двух.
Когда новый авианосец поступит на вооружение
Ожидается старт строительства в 2025-30 годах, стоимость на данный момент оценивается в 350 млрд. руб. Стоит отметить, что оснащение и некоторые аспекты проекта могут неоднократно меняться на любом из этапов реализации. На сам процесс сборки уйдет в пределах 8-9 лет
Разработка первого российского атомного авианосца пройдет в 2023. Назвать его предполагается «Маршал Советского Союза Жуков». Вероятно, строительство начнется на Дальневосточной судостроительной верфи «Звезда» в городе Большой Камень.