Су-35, Су-24 МК, модернизация МиГ- 29: Какие самолеты Иран закупит у России


ВВС АРМИИ ИРАНА

Задачи и организационная структура

Эмблема ВВС Армии Ирана

Военно-воздушные силы Армии Ирана явля­ются самостоятельным видом ВС. В них включены также силы противовоздушной обороны страны. Численность личного состава ВВС Армии превышает 85 тыс. человек.

По взглядам военного руководства страны, основное предназначение ВВС Армии — готовность самостоятельно или во взаимодействии с другими ви­дами вооруженных сил решать следующие задачи:

  • завоевание господства в воздухе;
  • оборона административно-политических центров, группировок войск и важных военных объектов от воздушных атак;
  • нанесение ударов по сухопутным, авиационным и морским группировкам войск, военным и эко­номическим объектам противника;
  • оказание непосредственной поддержки сухопутным войскам и ВМС;
  • ведение воздушной разведки;
  • осуществление выброски воздушных десантов в тыл противника;
  • переброска войск и во­енных грузов по воздуху.

На вооружении ВВС Армии ИРИ находятся самолеты, вертолеты, зе­нитные ракетные комплексы (ЗРК) и зенитные артиллерийские установки. В боевом составе имеются части и подразделения истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной и вспомогательной авиа­ции, а также зенитных ракетных, зенитных артиллерийских, радиотехниче­ских войск и войск тылового обеспечения.

Во главе этого вида ВС стоит командующий, который подчиняется на­чальнику объединенного штаба Армии и через него начальнику генераль­ного штаба вооруженных сил ИРИ и верховному главнокомандующему (ВГК). Он несет полную ответственность перед последним за поддержание боеспособности и боеготовности соединений и частей подчиненного ему вида вооруженных сил, разработку и реализацию планов оперативного и боевого использования войск, организацию и проведение оперативной и боевой подготовки, а также за подготовку кадров. Командующий организу­ет материально-техническое обеспечение соединений и частей.

Руководство и управление войсками в мирное время командующий осу­ществляет через свой аппарат, включающий заместителей, секретариат, штаб ВВС и административные командования, а в военное — через штаб ВВС и штабы оперативных командований, которые начинают функциони­ровать с момента приведения войск в полную боевую готовность и опера­тивного развертывания вооруженных сил страны.

Штаб военно-воздушных сил Армии является основным органом адми­нистративного и оперативного управления частями как ВВС, так и ПВО. На него возложены функции по планированию боевого применения, по­вседневной и боевой деятельности войск и их МТО.

Штаб состоит из управлений и отделов. Он осуществляет непосредствен­ное руководство подчиненными командованиями — авиационным, ПВО, радио- и радиотехнической разведки, связи, обеспечения центрального гар­низона, тыла и учебным.

Командования руководят повседневной деятельностью соединений, ча­стей и подразделений военно-воздушных сил Армии ПРИ.

Боевой состав

По данным иностранной военной печати, в боевом составе ВВС Армии находятся 13 авиабаз, в том числе 11 истребительных (иаб) и две отдельные транспортные (отаб), на которых дислоцируются до 25 эскадрилий боевой авиации, 12 — вспомогательной, две вертолетные, до 10 отрядов самолетов (вертолетов) связи и управления и столько же вертолетных отрядов поиска и спасения.

Тактический истребитель F-14A «Томкэт»

На вооружении частей и подразделений ВВС Армии имеются: 250-300 самолетов боевой авиации, в том числе 25-30 бомбардировщиков Су-24; 60-65 истребителей F-14A «Томкэт», 55-60 F-4D и Е «Фантом», 50-60 F-5E «Тайгер», 25-30 F-7 (производства КНР), 30-35 МиГ-29, до 10 само­летов-разведчиков RF-4 и RF-5.

По оценкам иностранных специалистов, из-за отсутствия запасных ча­стей и по причине морального и физического устаревания лишь немногим более 70% самолетов находятся в боевом строю, в том числе 50% F-4, 60% F-5 и 40% F-14.

Вспомогательная авиация (около ПО единиц) представлена транспорт­ными самолетами С-130Е «Геркулес» (около 40 машин), Ил-76 (10) и F-27 «Френдшип» (10); Боинг 747 (восемь); транспортно-запра-вочными самолета­ми Боинг 707 (более 10); самолетами свя­зи F-33 (свыше 20); учебными (РС-7 и L-20, всего около 20 машин).

На вооружении ВВС Армии Ирана состоят также вер­толеты различно­го типа (более 40 «Алуэтт-2», АВ-205, и Н-1, АВ-214 и др.).

Базирование

Группировка ВВС Армии Ирана раз­мещена в основном в северо-западной, западной, централь­ной и южной частях страны. В соответствии с задачами и дислокацией силы и средства боевой авиации ИРИ распределены по трем оперативным зонам (командованиям): «Северо-Запад» (штаб в г. Тебриз), «Запад» (Керманшах) и «Юг» (Ахваз).

Основа существующей организационно-штатной структуры авиацион­ных соединений и частей ВВС Армии Ирана создавалась в 1960-е годы под непосредственным влиянием и контролем американских военных со­ветников и специалистов. На протяжении всех последующих лет иранское командование, не изменяя принципов оргштатной структуры, вносило в нее некоторые дополнения, направленные главным образом на увеличение боевого потенциала соединений и частей.

Основные аэродромы ВВС Армии Ирана

Истребительная авиационная база (иаб) является основной тактиче­ской авиационной единицей боевой авиации ВВС Армии Ирана, которая включает управление, штаб, объединяющий соответствующие отделы и службы, а также боевые, инженерно-технические, материально-техниче­ские подразделения, подразделения охраны и другие службы.

В соответствии со штатным расписанием в состав иаб должны входить три авиаэскадрильи по 25 боевых машин, отряд самолетов (вертолетов) связи и управления (в каждом до пяти машин), отряд вертолетов поиска и спасания (пять-десять).

Однако, как отмечают иностранные военные эксперты, в связи с дефици­том современной боевой авиационной техники и подготовленного летного состава реальный боевой состав истребительных авиабаз значительно от­личается от штатного. При этом каждая из них имеет некоторые особенно­сти в организационно-штатной структуре.

Так, в составе 1 иаб имеются одна истребительно-бомбардировочная авиационная эскадрилья (ибаэ), на вооружении которой находятся до 15 фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-24МК, по одной истре-бительно-авиационной эскадрилье (иаэ) самолетов F-4E, F-5E, МиГ-29 и МиГ-29УБ, в каждой из которых пять-семь боевых машин, а также по две разведывательные авиационные эскадрильи (раэ) самолетов-разведчиков RF-4 и RF-5.

На 2 иаб находятся три эскадрильи боевой авиации, на вооружении кото­рых имеется до 20 самолетов F-5E и 15 F-7.

3 иаб состоит из двух иаэ F-4E (всего 15-20 боевых машин).

4 иаб представлена двумя истребительными авиационными эскадрильями самолетов F-5E (около 20 единиц ).

На 5 иаб находятся три иаэ (до 10 самолетов МиГ-29 и 30 F-7).

6 иаб располагает двумя эскадрильями (около 20 F-4E и D).

В 7 иаб имеется одна эскадрилья боевых самолетов F-14A (до 15 боевых машин).

8 иаб располагает двумя эскадрильями F-14А, насчитывающими до 50 боевых машин.

9 иаб включают одну эскадрилью, на вооружении которой находятся око­ло 10 самолетов F-4E.

10 иаб имеет в своем составе одну эскадрилью самолетов F-4E (около 15 машин).

Кроме того, в боевом составе практически каждой истребительной ави­ационной базы есть отряд самолетов связи и управления (по два-четыре Т-33) и отряд вертолетов поиска и спасания (два-пять вертолетов АВ-214, АВ-205 и UH-1 «Ирокез»).

Как полагают американские военные специалисты, самолеты иранских ВВС F-4E и D, F-5E и Су-24МК призваны осуществлять непосредственную авиационную поддержку сухопутных войск, а МиГ-29, F-14A и F-7 — про­тивовоздушной обороны.

Военно-транспортная авиация

Военно-транспортная авиация (ВТА) ВВС Армии Ирана предназначена для транспортного обеспечения всех видов вооруженных сил. Воздушные перевозки в оперативной зоне способствуют маневру войск, а постоянное тыловое обеспечение позволяет вести военные действия даже в отрыве от основных сил. В условиях характерной для Ирана труднопроходимой мест­ности быстрая доставка личного состава и грузов путем воздушных пере­бросок может оказаться решающим фактором успешного ведения боевых действий. ВТА должна решать следующие задачи:

  • переброска частей сухо­путных войск в район боевых действий;
  • доставка войскам предметов МТО с основных баз; воздушное десантирование войск с последующим снаб­жением их по воздуху;
  • снабжение по воздуху подразделений, попавших в окружение или действующих в отрыве от основных сил;
  • эвакуация раненых и больных;
  • другие перевозки в интересах всех видов вооруженных сил.

Тактический военно-транспортный самолет C-130E

Основной организационной единицей ВТА Ирана является отдельная транспортная авиационная база (отаб), имеющая согласно штатному распи­санию до 2000 человек личного состава. Она включает: управление; штаб, объединяющий соответствующие отделы и службы, а также транспортные, инженерно-технические, материально-технические подразделения, подраз­деления охраны и другие службы. Основными являются три транспортные авиационные эскадрильи (таэ), которые по штату должны иметь 16 самоле­тов. Однако количественный состав самолетной техники отдельных транс­портных авиабаз значительно отличается от штатного расписания. При этом каждая из них имеет некоторые особенности в оргштатной структуре.

Так, 1 отаб включает пять транспортных авиационных эскадрилий. на­считывающих до 25 самолетов С-130Е, около 10 Боинг 747 и 10 F-27, а также заправочно-авиационную, представленную 15 ТЗС Боинг 707. По данным иностранной прессы, транспортные авиационные эскадрильи (таэ) самолетов F-27 и Боинг 747 являются правительственными (обеспечивают перевозку представителей высших органов власти Ирана). В состав 7 отаб входят четыре транспортные авиаэскадрильи: три из них включают С-130Е (около 20 машин) и одна — Ил-76 (пять-десять).

Кроме того, в состав военно-воздушных сил Армии ИРИ входят: полк метеорологических средств, учебные и ВВС соот­ветственно в городах Тегеран и Семнам, учебная эскадрилья (г. Исфахан), а также полигон ВВС (г. Сабзевар).

Перспективы обновления авиапарка ВВС Ирана

Поскольку национальная военная промышленность Ирана не способна производить современные боевые самолеты, а ее возможности позволяют проводить лишь их средний ремонт, иранское командование планирует про­должить обновление самолетного парка, закупая современные боевые са­молеты за рубежом. Боевую готовность авиации предусматривается поддер­живать также за счет капитально-восстановительного ремонта AT. Однако, согласно данным американского эксперта по военным проблемам Ирана, авиастроители этой страны на базе швейцарского турбовинтового само­лета РС-7 «Пилатус» создали учебно-тренировочный самолет «Фаджер» с дальностью полета 900 км, а также одномоторный «Парасту», оснащенный 20-мм авиационной пушкой и имеющий дальность полета 1300 км. Кроме того, иранская печать широко освещала успешно проведенный капиталь­ный ремонт боевых самолетов американского производства.

Как россиянам защититься от запрета долларовых операций

Проект масштабного стратегического соглашения везет в Москву президент Ирана Ибрагим Раиси. Почему Тегерану так важно наладить торговые связи с Москвой, в чем будут главные сложности в достижении договоренностей о продаже Ирану российских вооружений – и о чем будут говорить лидеры двух стран помимо этого?

19 января в Россию с двухдневным визитом прибывает новый президент Исламской Республики Иран Ибрагим Раиси. Это его третий визит за рубеж с момента вступления во власть (до этого он побывал в Таджикистане и Туркменистане), а также первый визит иранского президента в нашу страну с 2022 года.

Иранские СМИ, конечно, пишут о том, что визит осуществляется в максимально дружелюбной а, – гласит заголовок издания Tehran Times. И в статье говорится, что основные цели визита – экономические.

«Как страна, которая всегда поддерживала Иран перед лицом жестоких и односторонних санкций, Россия имеет огромный потенциал для того, чтобы стать близким союзником Ирана в экономической отрасли (близким, но не ближайшим – после заключения пакета инвестиционных соглашений на сотни миллиардов долларов это место застолбил за собой Китай – прим. ВЗГЛЯД). Политические отношения между странами всегда были на высоком уровне, однако экономическое и торговое сотрудничество в таких отраслях, как передовые технологии и аэрокосмическая промышленность, не соответствуют масштабным возможностям двух стран, и ситуацию надо исправлять», – продолжает издание.

Поэтому президент Раиси везет в Россию проект соглашения о стратегическом партнерстве сроком на 20 лет. Которое, конечно, будет обсуждать с российской стороной. А помимо этого – решать, каким образом продвигать экономическое сотрудничество в условиях, когда российские бизнесмены опасаются работать в Иране из-за санкций и специфики местного законодательства.

Удобный предлог

Однако не соглашением единым ценен визит.

«Иран позиционирует новое соглашение как главный элемент визита Раиси в Россию и продолжение того тренда, который был начат с вхождением Ирана в ШОС в самом начале правления его администрации, – пишет Фардин Эфтехари из Тегеранского университета. – Однако Раиси вряд ли едет в Россию лишь для переговоров об этом соглашении. Соглашение скорее является удобным предлогом для обсуждения более широкого круга вопросов и координации позиций по различным двусторонним и международным темам. Среди них процесс реконструкции в Сирии, национальное примирение в Афганистане, а также хрупкость системы безопасности на Южном Кавказе».

И если сирийский вопрос, очевидно, долгоиграющий, то афганский и кавказский требуют немедленного внимания президентов и координации позиций. Все три конструктивные внешние державы, заинтересованные в стабилизации ситуации в Афганистане, то есть Россия, Китай и Иран, сейчас ведут переговоры с «Талибаном» об условиях его признания.

Иран как страна, имеющая из всей троицы самые сложные отношения с талибами, не хочет остаться в процессе признания за бортом – то есть желает синхронизировать свою политику с Россией и Китаем. Не только в процессе признания, но и в принципе по вопросу превращения Афганистана в не создающего проблем соседа. И тут Тегеран, конечно, встретит полное понимание Москвы – Кремль, судя по всему, не против координации. У России и без Афганистана достаточно проблем, требующих пристального внимания.

С Южным Кавказом будет сложнее. Под «хрупкостью системы безопасности» на Южном Кавказе иранцы понимают резкое усиление турецкого влияния в регионе. Это влияние угрожает не просто внешнеполитическим интересам Исламской Республики, но и ее территориальной целостности (спонсируемый турками азербайджанско-тюркский национализм мутит воду в населенных азербайджанцами северных провинциях Ирана).

Вот уже много месяцев иранцы зондируют почву на предмет совместного с Российской Федерацией сдерживания Турции – и не получают того ответа, на который рассчитывают. Некоторые эксперты, конечно, говорят о недооценке российской стороной турецкой угрозы – но другие указывают и на трезвую оценку иранских возможностей как партнера в политике сдерживания.

Иран ведь пытается усидеть на двух стульях

– с одной стороны, сдержать Турцию, но, с другой стороны, не предпринимать никаких публичных действий в этом направлении, дабы не вызывать антиправительственных выступлений в тех самых населенных азербайджанцами регионах. То есть он готов помогать России, но втихаря и за кулисами – а Москва быть наконечником копья не собирается.

Еще одной важной политической темой будет, конечно, судьба ядерной сделки с Западом. С момента прихода Джо Байдена к власти Штаты пытаются реанимировать сделку и вернуть в нее Иран, однако Тегеран занял очень грамотную и юридически безупречную позицию. Иранцы хотят, чтобы сначала США сняли незаконно введенные санкции, затем Иран «какое-то время» понаблюдает и убедится в их снятии, а уж затем возвратится к сделке.

Штаты такой «прыжок веры» совершать не хотят – просто потому, что не доверяют Тегерану. Технически, конечно, этот «прыжок» проблем не доставит – США сняли санкции, увидели нежелание Ирана возвращаться к сделке и вернули санкции обратно. Однако в политическом плане это будет позиционироваться как слабость президента Байдена, которую демократы не могут себе позволить в преддверии промежуточных выборов в Конгресс. Именно поэтому тут нужен посредник, в качестве которого может выступить Россия.

Баланс и деньги

Помимо политических вопросов стороны обсудят и военные. Появились сообщения, будто бы ожидается подписание оборонных контрактов аж на 10 млрд долларов – включая ремонт и модернизацию иранских МиГ-25 и Су-24МК, а также поставку истребителей Су-35 и систем С-400.

И если с «сушками» вопросов, скорее всего, не будет (они уже готовы – это, по слухам, та партия, которая должна была быть поставлена Египту и от которой Каир отказался под американским давлением), то продажа С-400 находится под вопросом. По мнению некоторых экспертов, она может противоречить основам российской внешней политики.

Дело в том, что Российская Федерация придерживается четкого правила: она сотрудничает со всеми, кто готов сотрудничать с ней, и не сотрудничает с одними лояльными ей державами против других лояльных. Именно поэтому, например, Москва активно взаимодействует с Тегераном на сирийском пространстве, но не участвует во внутрирегиональных разборках Ирана с Израилем и Саудовской Аравией – другими партнерами России.

И не участвует в сделках, которые меняют военно-политический баланс сил между этими игроками. Почему, собственно, и было достигнуто уникальное взаимопонимание с Израилем о том, что Тель-Авив не трогает новейшее российское оружие, передаваемое сирийской армии, но может атаковать его в том случае, если сирийцы передают его «Хезболле» или иранцам.

Между тем поставка С-400 Ирану способна кардинально поменять этот самый баланс сил. Российская система ПВО обнуляет хоть не слишком высокие, но все-таки реалистичные шансы Израиля нанести ракетно-бомбовый удар по объектам иранской ядерной инфраструктуры (если вдруг Тегеран с Вашингтоном не придут к соглашению о возвращении Ирана и США в ядерную сделку).

У оборонной сделки есть и еще один спорный момент – вопрос оплаты. У иранцев нет «живых» денег, и они хотят провести оплату за счет предоставления российским компаниям доступа к иранским газовым месторождениям на Каспии, в частности к недавно открытому Чалусу. Однако эксперты сомневаются в том, что Москву такой вариант устроит.

«Иранский газ нам не нужен. Непонятно, как использовать и как его получать. Газопровод через Каспий в Россию строить нельзя. Мы сами против подобного проекта из Туркмении в Азербайджан», – поясняет газете ВЗГЛЯД эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

По всей видимости, и этот вопрос будет обсуждаться в ходе визита. Важного, нужного, интересного – но очень непростого. Главное, чтобы сторонам хватило этих двух дней.

ПВО ИРАНА

Силы и средства ПВО Ирана входят в состав ВВС Армии. Они предна­значены для контроля воздушного пространства, отражения налетов авиа­ции противника и прикрытия важных административных и стратегических объектов на территории страны.

Командующий ПВО одновременно является одним из заместителей ко­мандующего ВВС Армии. В мирное и военное время он осуществляет опе­ративное управление подчиненными ему частями и подразделениями через свой штаб (главный оперативный центр ПВО) и оперативные центры рай­онов ПВО. Для успешного решения возложенных на ПВО задач, а также для более эффективного управления истребительной авиацией, силами и средствами ПВО создана единая автоматизированная система управления.

Иранский ЗРК ближнего действия «Рапира»

На вооружении ПВО имеются около 170 пусковых установок ЗУР, более 100 из которых средней дальности («Хок», «Вега», «Волга»), остальные — ближнего действия («Рапира»), а также 35-мм зенитные артиллерийские установки «Эрликон» и 23-мм ЗУ советского производства.

Противовоздушная оборона Ирана построена по зонально-объектовому принципу. Воздушное пространство над территорией страны, а также сопредельных государств, акваториями Персид­ского и Оманского зали­вов и Каспийского моря разделено на пять рай­онов ПВО, каждый из которых включает две-девять групп ПВО, име­ющих в своем составе части радиотехнических войск, подразделения зе­нитных ракетных войск и зенитной артиллерии. Группы ПВО в боль­шинстве дислоцируются в непосредственной бли­зости от авиационных и военно-морских баз и стратегически важных районов проливной зоны Персидского залива.

1-й район ПВО (оперативный центр в г. Тегеран) прикрывает воздушное пространство северо-восточной части страны, столицу — г. Тегеран, кон­тролирует южную часть Каспийского моря и границу с Афганистаном. В составе этого района действуют девять групп ПВО.

2-й район ПВО (оперативный центр в г. Тебриз) прикрывает воздушное пространство северо-западной части страны, контролирует Закавказье, ту­рецкую Восточную Анатолию, север Ирака, регионы проживания курдов в сопредельных странах. В его составе действуют семь групп ПВО.

3-й район ПВО (оперативный центр в г. Омидие) прикрывает воздуш­ное пространство юго-западной части страны, контролирует Ирак, Кувейт, северные регионы Саудовской Аравии и акваторию Персидского залива. В составе этого района действуют восемь групп ПВО.

4-й район ПВО (оперативный центр в г. Бендер-Аббас) прикрывает воз­душное пространство южной части страны, контролирует акватории Пер­сидского и Оманского заливов, зону проливов, о-ва Киш и Кешм, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты. В этом районе действуют три группы ПВО.

5-й район ПВО (оперативный центр в г. Керман) прикрывает воздушное пространство юго-восточной части страны, контролирует юго-запад Афга­нистана и западные регионы Пакистана. В составе района развернуты две группы ПВО.

Кроме того, в системе командования ПВО действует расположенный в г. Хашемабад учебный центр ПВО в составе шести зенитных ракетных ди­визионов, оснащенных ПУ ЗУР «Вега» средней дальности.

Программой развития средств ПВО, рассчитанной на период до 2020 года, предусматривается закупка за рубежом ЗРК средней дальности и современ­ных зенитных артиллерийских систем, а также радиолокационных станций.

Доверяй, но проверяй

Полная поддержка Россией Ирана в ходе венских переговоров, в том числе жесткой позиции Тегерана о снятии с него санкций, укрепила отношения между двумя странами, пишет англоязычное иранское издание Tehran Times. По его мнению, солидарность и понимание общих угроз (в первую очередь со стороны Запада) сделало отношения между Ираном и Россией очень прочными. Но есть одно но — экономическое и торговое сотрудничество не соответствует уровню политических контактов. «Объем торговли между Ираном и Россией такой же, как торговля России с некоторыми небольшими странами, в то время как Иран имеет очень большой потенциал»,— указывает газета.

При этом российско-иранский товарооборот, несмотря на пандемию коронавируса и санкции, за последние девять месяцев вырос на 41% и составил $1,65 млрд, а в 2022 году торговля между двумя странами выросла на 39,8%, превысив $2 млрд.

Хотя в ходе визита иранского президента подписания договоров в экономической сфере не планируется, дальнейшие перспективы сотрудничества наверняка обсуждаться будут — неслучайно господина Раиси сопровождают министры экономического блока. Еще до приезда президента в Москву состоялись встречи вице-премьера РФ Александра Новака и министра энергетики Николая Шульгинова с министром нефти Ирана Джавадом Оуджи. Господа Шульгинов и Оуджи выступают также в качестве сопредседателей российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Иранцы надеются, что максимально активизировать сотрудничество поможет новый договор на 20 лет, в котором будут рассмотрены все аспекты двусторонних отношений. О документе шла речь еще пару лет назад, при прежней иранской администрации, но он до сих пор не готов. В то же время в прошлом году аналогичный документ, но на 25-летний срок, Иран подписал с Китаем. Приступить к его реализации было решено в ходе недавнего визита в Пекин главы МИД Ирана Хосейна Амир-Абдоллахиана. Правда, тут есть двусмысленный момент — содержание договора неизвестно, что вызывает критику иранской общественности. С потенциальным соглашением с Россией такая же история.

Согласно опросу общественного мнения, который проводился нидерландским фондом Gamaan в сентябре 2022 года в Иране, только 25% опрошенных иранцев положительно относятся к России и 27% — к Китаю, при этом соответственно 65% и 66% настроены негативно.

При этом к США и Израилю положительно относятся соответственно 52% и 35% респондентов, а отрицательно — 39% и 48%. Что касается двусторонних документов, то 71% опрошенных выступают против «Программы сотрудничества между Ираном и Китаем на 25 лет», а также 66% — против «Договора о сотрудничестве на 20 лет между Ираном и Россией». Еще больше — 71% — против «Соглашения между Ираном и Россией о правовом режиме Каспийского моря». Напомним, что последний документ на самом деле не двусторонний. В августе 2018 года главы стран Каспийской пятерки — президенты России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении — подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Документ ратифицировали парламенты четырех стран, но иранцы до сих пор не определились.

По словам Сергея Лаврова, Иран взял паузу на время выборов (в 2020-м — парламентских, в 2021-м — президентских), но теперь возвращается к этой теме. Особую актуальность она приобрела в ходе конфликта вокруг Нагорного Карабаха и обострения отношений Ирана с Азербайджаном. В частности, осенью Тегеран расценил как провокационные военные учения, проводимые Азербайджаном с участием иностранных государств, а также обвинил Баку в слишком тесном сотрудничестве с Израилем. Свое отношение к учениям Тегеран выразил и в ходе визита главы МИД Ирана в Москву. На что Сергей Лавров дал очень недвусмысленный ответ: «Что касается Каспия и подготовки почвы для вмешательства в дела Каспийского региона иностранных государств, мы сегодня неоднократно подчеркивали нашим собеседникам, нашим друзьям необходимость как можно скорее обеспечить вступление в силу Конвенции о правовом статусе Каспия, которая прямо запрещает присутствие на Каспийском море военных сил любых некаспийских государств».

«Настроения иранцев могут быть неустойчивы, но элемент недоверия к России был всегда»,— сказала “Ъ” эксперт ПИР-центра Юлия Свешникова.

По ее словам, традиционные консерваторы, к которым сейчас относится верхушка иранского руководства, более настроены на сотрудничество с Россией и отдаление от Запада, а реформисты, наоборот, хотят сближения с Западом и не слишком тесных отношений с Россией. «Этот дискурс давно существует. Становится особенно громким, когда речь идет про очередной визит или переговоры. Так, накануне выборов президента в Иране на полном серьезе обсуждали вопрос о потенциальном вмешательстве России. Сейчас антироссийский фон сопровождает переговоры в Вене. Некоторые силы считают, что Россия не заинтересована в их успехе, так как Иран для нее разменная карта в переговорах с Западом»,— добавила эксперт. Что касается Каспия, то этот вопрос всегда был болезненным для иранцев, некоторые и вовсе считают, что Тегеран вправе претендовать на 50% всего Каспийского моря. «Не уверена, что выборы — главная причина отсрочки ратификации конвенции. Скорее, здесь играет фактор общественного недовольства»,— подчеркнула госпожа Свешникова. Торговые соглашения объяснить гораздо проще: они не задевают национальную гордость иранцев, хотя и тут есть те, кто умудряется писать о захвате Ирана Китаем и Россией.

АЭРОКОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ КОРПУСА СТРАЖЕЙ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Корпус стражей исламской революции наряду с Армией является одной из основных составляющих регулярных ВС Исламской Республики Иран.

В законе о КСИР, принятом в мае 1982 года, сказано, что «цель корпуса — защита исламской революции Ирана, ее завоеваний, «священная война с неверными» (джихад), распространение господства закона божьего в мире в соответствии с законами ИРИ и всемерное укрепление оборонной основы страны посредством взаимодействия с другими вооруженными формирова­ниями, военного обучения народных масс и руководства ими».

В состав КСИР входят сухопутные войска, аэрокосмические и военно-мор­ские силы, силы сопротивления «басидж» и силы специального назначения «кодс». Общая численность корпуса около 500 тыс. человек.

Задачи, структура, численность

Главной ударной силой Ирана являются ракетные войска, входящие в состав АКС КСИР

Аэрокосмические силы (АКС) КСИР являются самостоятельным видом вооруженных сил Ирана. По взглядам военного руководства страны, они должны быть готовы решать следующие задачи: нанесение ракетных уда­ров по сухопутным, авиационным и морским группировкам войск против­ника, его военным и экономическим объектам; оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС.

Численность личного состава АКС около 10000 человек. На вооружении подразделений находятся ракетные комплексы оперативно-тактических и тактических ракет класса «земля — земля», самолеты вспомогательной ави­ации и вертолеты. В боевом составе имеются ракетные части и подразделе­ния, части вспомогательной авиации, учебные центры и полигоны.

Во главе АКС стоит командующий, который в оперативном отношении подчиняется начальнику объединенного штаба КСИР и через него — глав­нокомандующему КСИР, начальнику генерального штаба вооруженных сил и верховному главнокомандующему. Командующий АКС несет полную от­ветственность перед ВГК и главнокомандующим КСИР за поддержание бо­еспособности и боеготовности подчиненных частей, воспитание высоких морально-политических качеств у личного состава этого вида вооруженных сил, разработку и выполнение планов оперативного и боевого применения войск, организацию и проведение оперативной, боевой и психологической подготовки, а также за религиозно-идеологическую обработку личного со­става и подготовку кадров в учебных центрах. Он организует материаль­но-техническое обеспечение подчиненных соединений и частей.

Руководство войсками командующий осуществляет через свой аппарат, включающий заместителей, секретариат и штаб АКС.

Штаб аэрокосмических сил, расположенный в г. Тегеран, является основ­ным органом административного и оперативного управления частями как ракетных войск АКС, так и авиации. На него возложены функции планиро­вания боевого применения, повседневной и боевой деятельности войск, а также их МТО. Штаб, состоящий из управлений и отделов, осуществляет непосредственное руководство штабами подчиненных частей.

Вооружение

По данным иностранной печати, на вооружении АКС КСИР находятся бо­лее 30 пусковых установок оперативно-тактических ракет (ОТР), закуплен­ных в Ливии, КНДР и Сирии, а также собираемых на военных предприяти­ях самой ИРИ, прототипом которых послужили ОТР советской разработки «Скад-В». По оценке израильских экспертов, Иран обладает 250-300 ракетами подобного типа, а по мнению американских — значительно мень­шим числом. Дальность полета иранских ОТР 290-310 км (максимальная 325 км). Они способны нести боевой заряд массой до 1000 кг.

Кроме того, АКС располагают около 45 пусковыми установками тактиче­ских ракет с дальностью пуска 80-100 км, способных нести боевой заряд массой до 150 кг. На вооружении находятся до 150 самолетов вспомогатель­ной авиации, в частности самолеты связи (Цессна, РС-7 «Пилатус», «Аль­батрос», РС-6 «Портер») и учебные (ЕМВ-312 «Тукано», С-101, МиГ-21У), а также вертолеты АВ-205.

Две ракетные бригады ОТР дислоцируются в районах городов Хамадан и Исфахан, а две бригады тактических ракет — близ г. Шираз. Авиационные группы размещаются в городах Ахваз, Бирджент, Дизфуль, Захедан, Омидие, Сенендедж, Урмия, Хорремабад, а отряд самолетов связи и управле­ния базируется в г. Тегеран. Кроме того, АКС КСИР располагают ракетным учебным центром (г. Исфахан) и двумя ракетными полигонами (в районе городов Семнан и Деште-Лут).

Таким образом, главной ударной силой ИРИ являются ракетные войска, входящие в состав АКС КСИР. Как отмечают иранские эксперты, их значе­ние для обороноспособности страны выходит за рамки задач, возлагаемый на данный вид вооруженных сил.

Перспективы развития

Наращивание ракетного потенциала страны является одним из приори­тетных направлений программы модернизации и развития ВС Ирана, рас­считанной на десять лет. Программой предусмотрены два параллельных направления деятельности: закупка ракетного оружия за рубежом, а так­же разработка и производство собственных ракетных комплексов, прежде всего оперативно-тактического назначения. В настоящее время в Иране активно ведутся НИОКР, привлекаются иностранные ракетные техноло­гии, создаются и модернизируются предприятия ракетостроительной про­мышленности. По данным иностранных военных специалистов, в районе г. Исфахан уже действует построенный северокорейцами крупный центр ракетостроения. Выпускает продукцию и построенный с помощью китай­ских специалистов завод в районе г. Семнан (175 км восточнее г. Тегеран). В г. Парчин (50 км юго-восточнее г. Тегеран) и столице функционируют предприятия по сборке оперативно-тактических ракет из комплектующих узлов и деталей, поставляемых КНДР и Ливией.

Иранские ученые предпринимают усилия по улучшению тактико-техни­ческих характеристик ракетных комплексов. Так, судя по данным амери­канского центра стратегических и международных исследований, Иран, Сирия и, возможно, Пакистан скоординировали усилия по модернизации разработанной в КНДР жидкотопливной ОТР «Но-Донг-1» (дальность по­лета свыше 1000 км, полезная масса боеголовки до 900 кг). Под руковод­ством китайских и северокорейских специалистов успешно реализуется программа разработки ракеты «Зельзаль» с дальностью действия до 900 км. Иран заинтересовался новыми ракетами «Тапео-Донг-1» и «Тапео-Донг-2», создаваемыми в КНДР.

КАДРОВАЯ РАБОТА В ВВС ИРАНА

Комплектование и боевая подготовка

Комплектование ВВС Армии и АКС КСИР несколько различается, хотя и в том и другом случае оно осуществляется на основании закона о все­общей воинской повинности, принятого в 1986 году. Призыву на военную службу подлежат все лица мужского пола, достигшие 19 лет. Срок срочной службы рядового и унтер-офицерского состава два года. Доля срочнослу­жащих в личном составе ВВС Армии невелика, так как служба в авиации требует специальных профессиональных знаний и навыков, и не только для летчиков. Поэтому в ВВС Армии создана особая система набора (прежде всего из числа наиболее грамотных призывников), а также обучения и подготовки личного состава, которая состоит из трех этапов: начальная подго­товка, курс среднего обучения и курс высшего образования.

Курс начальной военной и специальной подготовки (один-шесть меся­цев) проходит в начале службы весь личный состав ВВС Армии. После его завершения выдаются свидетельства установленного образца.

В рамках системы среднего образования существуют два уровня подго­товки специалистов для ВВС Армии: с обычным средним военным образо­ванием и повышенной профессиональной квалификацией. В обоих случаях обучение проводится в два этапа: очный — при учебном командовании ВВС Армии и заочный — непосредственно в авиационных частях. После успеш­ного завершения первого этапа курсантам присваивается звание сержанта, а первичное офицерское звание они получают уже в частях после оконча­ния полного курса обучения.

В системе высшего образования данного вида вооруженных сил имеет­ся военный университет ВВС Армии. Он готовит кадровых офицеров по следующим специальностям: военный летчик, инженер по обслуживанию авиационной техники, компьютерным системам, электрооборудованию, управлению и контролю воздушного пространства, административным во­просам и другим. По своему оснащению, учебной базе, уровню препода­вания военный университет является одним из лучших вузов страны. Срок обучения четыре года. В дальнейшем его выпускники могут дослужиться до воинского звания бригадного генерала 2 ранга. Для получения последу­ющих званий необходимо окончить командно-штабную академию и акаде­мию стратегических наук.

Комплектование АКС КСИР имеет свои особенности. Наряду с призы­вом в корпус в соответствии с общими положениями закона о всеобщей воинской повинности его комплектование осуществляется путем набора добровольцев из числа гражданских лиц (достигших 16-летнего возраста), а также военнослужащих ВВС и сухопутных войск Армии (для ракетных войск). Как при призыве на срочную службу, так и при зачислении в кадры кандидаты подвергаются тщательной проверке на благонадежность, прохо­дят тестирование, а в некоторых случаях обязаны предъявить рекомендации духовных лиц и сдать экзамены.

Унтер-офицерский состав комплектуется из добровольцев, прежде всего сержантов. Его подготовкой занимаются унтер-офицерские школы и специ­ализированные учебные центры.

Подготовка офицерских кадров в ракетные войска АКС КСИР осущест­вляется в военных училищах, прием в которые проводится на конкурсной основе как из числа гражданских лиц, так и из военнослужащих срочной и сверхсрочной службы в возрасте до 22 лет. Абитуриенты в военные учебные заведения ВВС Армии и АКС КСИР проходят строгий отбор и проверку на приверженность исламу. Основными критериями при этом являются: испо­ведание ислама, преданность идеям исламской революции, национальная принадлежность (предпочтение отдается персам), состояние здоровья и от­сутствие судимости. При зачислении на учебу преимуществом пользуются лица, имеющие боевой опыт, а также дети погибших в ходе ирано-иракско­го конфликта. Срок обучения в училищах зависит от избранной курсантом специальности. Выпускникам присваивается воинское звание лейтенанта.

В ВВС Армии и АКС КСИР ИРИ установлены следующие звания: корпус­ной генерал, дивизионный генерал, бригадный генерал, бригадный генерал 2 ранга, полковник, подполковник, майор, капитан, старший лейтенант, лейтенант, младший лейтенант, старшина 1-й категории, старшина 2-й ка­тегории, старший сержант, сержант, младший сержант, ефрейтор, рядовой 1-й категории, рядовой 2-й категории, рядовой.

В процессе службы офицер может находиться в каждом воинском звании (должности) не более четырех лет. По истечении этого срока он представ­ляется к повышению в должности и воинском звании. Если же офицер не отвечает предъявляемым требованиям, то командование рассматривает во­прос о его профессиональном соответствии и целесообразности дальней­шего пребывания в вооруженных силах.

Для повышения квалификации в ходе службы офицеры периодически проходят подготовку и переподготовку на специальных курсах, учеба на ко­торых — обязательное условие для продвижения по службе в мирное время.

Завершающим этапом подготовки офицерских кадров ВВС Армии и АКС КСИР является учеба в академии ВВС Армии, куда принимают небольшое число военнослужащих Корпуса, а также в командно-штабной академии и академии стратегических наук.

Социальное обеспечение военнослужащих

Преследуя цель повысить престижность военной службы, руководство вооруженных сил Ирана постоянно уделяет внимание вопросам материаль­но-финансового обеспечения и совершенствования системы социальной защиты офицеров. Она предусматривает бесплатное медицинское обслу­живание, обязательное государственное страхование жизни, а также пре­доставление служебной жилплощади на время нахождения в вооруженных силах. Денежное содержание офицеров, состоящее из должностного окла­да, оклада согласно воинскому званию, а также из ряда доплат, постоянно индексируется с учетом инфляции. В последние годы его уровень несколько повысился. Особенно это относится к летному составу, который получает специальные надбавки и пайки. Кроме того, командование, как правило, не препятствует офицерам заниматься малым бизнесом. В целом матери­альное положение офицеров ВВС Армии и АКС КСИР ИРИ соответствует среднему для Ирана уровню материального благосостояния.

По истечении 30-летнего срока службы или достижении 60-летнего воз­раста офицер может уйти в отставку. Летный состав может быть уволен по состоянию здоровья либо списан с летной работы и переведен в одну из наземных служб. Военный пенсионер имеет право на получение участка земли и денежной ссуды для строительства жилья. Командующим видами вооруженных сил дано право по согласованию с министерством обороны продлевать срок службы офицеров до 65 лет, а также принимать на работу в части и учреждения пен­сионеров из числа уво­ленных в запас с сохра­нением им пенсии.

Религиозная и поли­тико-идеологическая работа в Иране пред ставляет собой единый процесс. Для эффектив­ного выполнения задач идеологической и пси­хологической обработки военнослужащих в во­енно-воздушных силах Армии и КСИР создана разветвленная сеть по­литико-идеологических органов.

Региональные скрепы

Эбрахим Раиси занял пост президента в начале августа прошлого года. Его знакомство с Владимиром Путиным могло состояться еще в сентябре на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Душанбе, но президент РФ принял участие в мероприятии по видеосвязи. Для Тегерана же прошедший саммит ШОС стал историческим — на нем было принято решение о начале процедуры приема Ирана в эту структуру, что Россия давно поддерживала. Накануне саммита президенты Путин и Раиси обсудили этот вопрос во время телефонного разговора. Всего с момента инаугурации президента Раиси состоялось три беседы по телефону с российским коллегой. Помимо ШОС они обсуждали вопросы, связанные с двусторонним сотрудничеством, переговоры по иранской ядерной программе, а также ситуацию в Афганистане, Сирии и вокруг Нагорного Карабаха. И это еще не вся международная повестка.

Как раз накануне визита президента Раиси обострилась ситуация вокруг Йемена.

Хуситское движение «Ансар Аллах», которое контролирует йеменскую столицу Сану, атаковало инфраструктуру Национальной нефтяной компании Абу-Даби (ADNOC), а также строительную площадку в районе международного аэропорта столицы Абу-Даби. По последним данным, в результате возникшего на одном из объектов ADNOC пожара погибли четыре человека, еще несколько получили ранения. Власти ОАЭ потребовали от США признания «Ансар Аллах» террористической организацией, одновременно ВВС возглавляемой Эр-Риядом аравийской коалиции нанесли серию ударов по военных объектам хуситов в Сане. В результате, по сообщениям информагентств, погибли более десяти человек, в том числе гражданские лица. Ранее в этом месяце хуситы захватили судно под флагом ОАЭ в Красном море, утверждая, что оно перевозило военную технику. Абу-Даби это отрицал. Обострение может негативно сказаться на Иране, который арабские монархии обвиняют в поддержке хуситов и передаче им технологий для производства дронов и ракет.

В свое время арабские монархии настаивали, чтобы США включили обсуждение вопроса о производстве Ираном ракет и его активном вмешательстве в дела стран региона (Йемена, Ирака, Сирии, Ливана) в рамки переговорного процесса о будущем Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Этот документ, подписанный в 2015 году пятью постоянными членами СБ ООН и Германией с Тегераном, ограничивал иранскую ядерную программу в обмен на снятие санкций. В 2022 году США в одностороннем порядке вышли из СВПД, в ответ Иран отказался от части своих обязательств. В этом году, с приходом в Белый дом новой администрации, в Вене начались переговоры о возвращении Вашингтона и Тегерана к СВПД. Россия и Китай настояли, чтобы документ по-прежнему фокусировался только на ядерной программе, а для других тем обе страны предлагают взять за основу их концепции по безопасности в Персидском заливе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]