Авиация Израиля находится на высоком уровне развития и считается одной из наиболее продвинутых во всем мире. ЦАХАЛ (армия обороны Израиля) создала собственный гарнизон, состоящий из различных самолетов, сразу после провозглашения декларации о независимости в 1948 году. Вооруженные силы страны подразделяются на транспортные войска, пехоту, разведку и авиацию.
История израильской авиации
Опознавательный знак ВВС Израиля
В мае 1948 года, когда была провозглашена независимость государства Израиль, его территории подверглись неоднократным бомбардировкам со стороны египетских вооруженных сил. Для отпора агрессору было собрано 3 десятка легких самолетов, которые использовались для разведывательных целей, а также для поставки провианта и оружия в изолированные районы.
Израильская авиация отмечала серьезные успехи в период вооруженного конфликта с Сирией в 1967 году. Тогда еврейским летчикам удалось сбить 6 летательных аппаратов противника. В июне этого же года израильские самолеты атаковали ряд египетских военных аэродромов, в результате чего отрезали поддержку пехотным войскам. На следующий день вооруженного конфликта потери авиации со стороны Египта составляли более 300 самолетов.
Источники указывают различные данные, касающиеся вопроса о том, сколько у Израиля было на вооружении летательных аппаратов во время Октябрьской войны 1973 года. ВВС Израиля располагали пятью сотнями самолетов, из которых было 160 бомбардировщиков SkyHawk и 100 Fantom. Сегодня авиация страны находится в состоянии перманентного развития, и по оценкам финансовых аналитиков занимает четвертое место в мире по динамике роста экономических показателей.
Общие положения
Один из важнейших аспектов израильской стратегической доктрины, призванной решить проблему малой страны, окруженной численно превосходящим неприятелем, — концентрированное и координированное использование ВВС против наземных сил и тылов противника (что, среди прочего, позволяет уменьшить людские потери).
Успешные рейды с территории Израиля в Уганду (операция «Энтеббе» по освобождению взятых в заложники пассажиров самолета 4 июля 1976 г.) и Ирак (бомбардировка ядерного реактора 7 июня 1981 г.) еще раз показали значение Израиля как оперативной базы, позволяющей дислоцированным здесь ВВС эффективно контролировать обширные районы Ближнего Востока и Восточной Африки.
Структура авиации Израиля
Флаг ВВС Израиля
Численность сил ВВС Израиля — более 33 тысяч человек, количество резервистов — 56 тысяч. Главнокомандующий военно-воздушных сил — алуф (генерал-майор). В его подчинении находится 6 авиагрупп (управлений), непосредственными руководителями которых являются бригадные генералы (офицеры). Каждое управление состоит из департаментов, подразделяющихся на секции. Управленческая структура военной авиации Израиля выглядит примерно следующим образом:
- Управление разведки. Отвечает за сбор разведданных, подчиняется Генеральному штабу армии.
- Секция управления воздушными операциями координирует инструктаж, проводит учения и решает вопросы, связанные с практическим применением сил авиации.
- Отдел технического и материального обеспечения принимает решения о внедрении новейших технологий и занимается вопросами логистики.
Вертолетный флот заведует летательными транспортными средствами, состоит из двух ударных полков, в каждом из которых по 20 летательных аппаратов.
Авиационная промышленность
Основная статья
:
Лави (истребитель)
В 1980-х годах в Израиле разрабатывался проект производства истребителей нового поколения «Лави». Он был закрыт в конце 1987 г. в связи с недостаточностью финансирования.[15]
Сегодня продукция израильской промышленности включает самолеты (легкие — для оперативной связи и морского патрулирования, транспортные, беспилотные, истребители и истребители-бомбардировщики). Переоборудованные израильскими предприятиями в последние годы самолеты стоят на вооружении Хорватии, Румынии, Турции, Замбии, Камбоджи, Бирмы, Шри-Ланки и других стран. Израиль контролирует 90% мирового рынка беспилотных самолетов, причем основным их покупателем являются США; эту технику приобретают также многие другие страны.
Самолеты авиации Израиля
Первыми самолетами Израиля были чехословацкие «Мессершмидты», защищавшие рубежи страны от вторжения египетских войск. Позднее на вооружении появились бомбардировщики B-17, подаренные американским предпринимателем Элем Швиммером. Их использовали для ответной атаки египтянам после удара по Иерусалиму летом 1948 года.
B-17G из 69-ой эскадрильи составляли главную ударную силу ВВС Израиля
Беспилотники
Беспилотники Израиля представлены четырьмя моделями, наиболее продвинутой из которых считается Elbit Hermes 450, оснащенный лазерными, инфракрасными и электрооптическими датчиками. Самолет передвигается с низким уровнем шума благодаря использованию роторно-поршневых двигателей со скоростью до 177 км/час. Hermes предназначен для разведки, патрулирования воздушного пространства и наружного наблюдения.
Elbit Hermes 450
В гарнизоне израильских БПЛА представлен также SpyLite, разработанный для следующих задач: корректировка огневой поддержки, разведка и сбор данных. Для запуска беспилотников используется специальная катапульта.
BlueBird Spylite
БПЛА Израиля «Махац» (IAI Heron) считается самым востребованным беспилотником. Модель оснащена цифровой системой управления, которая позволяет осуществлять двухстороннюю передачу. IAI Elitan создан на базе Heron, однако обладает большими габаритами и экипирован системой турбовинтовых двигателей.
IAI Heron
Истребители
F15 Eagle
Израиль оснащает свои ВВС исключительно истребителями американского производства. Всепогодный «Макдонелл-Дуглас» был разработан конструкторами из NASA и ВВС США во время вьетнамской войны. F-15 применялся в условиях реального боя при нападении на позиции ливанских боевиков. Самолеты показали себя наилучшим образом в сражениях против сирийских штурмовиков МиГ-23 БН и истребителей МиГ-23 МФ и МС.
F-35 Lockheed Martin Lightning
Израильский истребитель F-35 Lockheed Martin Lightning — малозаметный многофункциональный бомбардировщик, относящийся к пятому поколению. При разработке данного самолета были учтены опыт и технические секреты советского конструкторского бюро имени Яковлева, использующиеся в процессе создания ЯК-141. В серийное производство F-35 был запущен в 2011 году. Израильские инженеры на текущий момент заняты разработкой модернизированной версии истребителя, который получил название F-35I.
Учебные
Skyhawk A4 Douglas — облегченный штурмовик, сконструированный в США в середине двадцатого столетия. Применялся в ряде военных конфликтов между Израилем и Палестиной, а также во время войны Америки и Вьетнама. В случае, если откажет гидравлическая система самолета, он сумеет совершить аварийное приземление при помощи двух подвесных топливных баков.
Skyhawk A4 Douglas
«Скайхок» был задействован в качестве штурмовика-агрессора, позднее получившего нарицательное имя «Top Gun», и ставшего популярным благодаря серии компьютерных игр. Самолеты Skyhawk находятся на вооружении военных сил Израиля с 1967 года.
Прочие самолеты
Самолетом общего назначения, состоящим на вооружении у ВВС Израиля, является Beechcraft Bonanza. Бюджетный летательный аппарат вмещает 5 пассажиров и пилота, и способен передвигаться со скоростью до 356 км/час на высоте более 2,5 км. Судно отличается хорошей маневренностью и не требует продолжительной взлетной полосы для разгона. Beechcraft Bonanza работает на усовершенствованном поршневом двигателе и может преодолеть более 1780 км от одной заправки.
Beechcraft Bonanza
Среди боевых самолетов, поступление которых ожидается в ближайшем будущем израильскими ВВС, стоит выделить F-35 Lockheed Martin Lightning 2. Улучшенная модель легендарного истребителя-бомбардировщика способна осуществлять вертикальную посадку и стоит более 160 миллионов долларов США. Разработка бесфорсажного сверхзвукового самолета обошлась в 400 миллиардов. F-35 оснащаются многофункциональными РЛС, действующими как по наземным, так и по воздушным целям.
F-35 Lockheed Martin Lightning 2
Войска ПВО
В Израиле все специализированные средства противовоздушной обороны, кроме корабельных, сосредоточены в составе войск ПВО (Хейл нун-мем; «нун-мем» — аббревиатура «негед матосим
» — буквально «против самолетов»), входящих в состав ВВС.
ПВО являются боевым родом войск, от новобранцев требуется высокий медицинский профиль. Обучение боевого персонала проходит в Школе ПВО (БИСНАМ-833, раньше находилась в Герцлии, впоследствии была переведена в Машавей-Саде), технического — в Технической школе ВВС в Хайфе.
Обслуживание систем ПВО осуществляют Центр обслуживания систем и оружия ВВС (Матнам, Мерка́з тахзука́т нешек у-ма‘арахо́т), а также гражданские фирмы. Испытания ракет и большинство учебных стрельб систем ПВО проводятся в подразделении по испытанию ракет (ЙАНАТ, Йехидат нисуэй ха-тилим) в Палмахим. Другие стрельбы проводятся на полигоне Шедма (на юге Израиля, в районе Мицпе-Рамон).
В задачи ПВО входят:
- Обеспечение противовоздушной обороны страны. Эту задачу выполняют зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот» и усовершенствованные комплексы HAWK во взаимодействии с системой управления и контроля и истребительной авиацией.
- Обеспечение противоракетной обороны страны. Предупреждение о пуске баллистических ракет в сторону Израиля поступает от сети американских спутников раннего оповещения. Перехват осуществляется специализированными противоракетами «Хец-2», а в случае неудачи — ракетами «Пэтриот».
- Оборона отдельных военных и гражданских объектов (например, базы ВВС, ядерный центр в Димоне).
- Противовоздушная оборона сухопутных войск. Эту задачу выполняют мобильные средства ПВО, на вооружении их дивизионов находятся зенитно-ракетные комплексы «Стингер», «Чапарэль», а также ракетно-артиллерийские комплексы «Махбет».
- Охрана и наземная оборона баз ВВС.
Первые системы ПВО (40-мм зенитные пушки L-70) были поставлены Израилю правительством ФРГ в 1962 г.; в том же году в Израиль из США поступили первые зенитно-ракетные комплексы HAWK. Именно Германия и США поддерживали развитие ПВО Израиля и на протяжении всех последующих лет. По состоянию на 2002 г., Израиль располагал 22 батареями тяжелых зенитно-ракетных комплексов, а также примерно 70 переносными установками легких зенитно-ракетных комплексов.
Командующие ВВС Израиля
Командующие ВВС Израиля в разные годы
На текущий момент главнокомандующим ВВС Израиля является Амикам Норкин, награжденный почетным званием генерал-майора. С отличием окончил Национальный военный колледж и получил диплом главного университета Хайфы. Магистр социологии, автор ряда диссертаций и научных работ, посвященных теме модернизации военной авиации, армии и вооружения страны.
Главнокомандующий ВВС Израиля Амикам Норкин
Содержание
- 1 Общие положения
- 2 Личный состав и вооружение ВВС Израиля
- 3 Войска ПВО
- 4 История ВВС Израиля 4.1 Начало
- 4.2 Шестидневная война и война на истощение
- 4.3 Война Судного дня
- 4.4 Ливанская война
- 4.5 Конец 20 века
- 4.6 Вторая Ливанская война
- 8.1 Видео
Примечания
- Израиль докупил эскадрилью F-35 – при Трампе дешевле 9tv 27.08.2017
- Статья «Бетар
» в Электронной еврейской энциклопедии - Статья «Палмах
» в Электронной еврейской энциклопедии - ↑ 4,04,14,24,3 Статья «Государство Израиль. Внешняя политика
» в Электронной еврейской энциклопедии - ↑ 5,05,1 Статья «Война за независимость
» в Электронной еврейской энциклопедии - ↑ 6,06,1 Бомбы над Иерусалимом — Jewish.ru
- Death of WWII flying ace Buzz Beurling still a mystery By Peter Worthington ,QMI Agency Toronto Sun
- Статья «Цур Цви
» в Электронной еврейской энциклопедии - Статья «Шестидневная война
» в Электронной еврейской энциклопедии - Статья «Государство Израиль. Исторический очерк.
» в Электронной еврейской энциклопедии - Статья «Война Судного дня
» в Электронной еврейской энциклопедии - ↑ 12,012,1 Статья «Ливанская война
» в Электронной еврейской энциклопедии - Статья «Гадна
» в Электронной еврейской энциклопедии - ↑ 14,014,1 Статья «Ганц Биньямин
» в Электронной еврейской энциклопедии - ↑ 15,015,115,2 Статья «Халуц Дан
» в Электронной еврейской энциклопедии