Китайский авианосец «Ляонин» может вновь оказаться в России


Китайская Народная Республика удивляет мировую общественность своими разработками и амбициями с каждым годом все больше и больше. Не стал исключением и флот. Еще пару десятилетий назад не могло быть и речи о мощных военно-морских силах Поднебесья. Однако события последних лет показывают, что страна имеет далеко идущие планы и на сегодняшний момент выполняет все свои задачи согласно установленному графику. Так, Китай вошел в число стран, имеющих на вооружении авианосцы – корабли, выполняющие атакующие функции. Такое положение вещей в корне не устраивает США, однако пока они вынуждены лишь наблюдать за развитием восточной страны в сфере кораблестроения.

На сегодняшний день на вооружении ВМС КНР находится 1 тяжелый авианосец, второй проходит финальные испытания, а третий расположен на судостроительном заводе и должен быть спущен на воду к 2022 году. И пусть в данный момент эти судна далеки до мощнейших американских кораблей, но за последние годы был сделан очень большой рывок в оснащении флота, что вызывает уважение. В данной статье изучим подробнее предпосылки появления авианосных кораблей, текущие китайские разработки и планы на будущее.

Покупка Авианосца в качестве лома

Стоит отметить, что Китай давно наблюдает за развитием кораблестроения в мире. Так, он купил свой первый авианосец еще в 1985 году.


Авианосец «Маджестик»

Британский «Маджестик» – начало строительства авианосцев этого типа уходит в далекий 1943 год, более 30 лет прослужил Королевскому флоту Австралии. В 1982 году он был списан, а спустя 3 года КНР выкупила судно в качестве металлолома. Однако никто не спешил разбирать корабль. В течение долгих лет его изучали и разбирали по пластам, дотошно фиксируя все технологические разработки. И пусть это был очень старый несовременный авианосец – основы конструкции можно было изучать сколь угодно долго.

Все вооружение и электрика на «Маджестике» были сняты перед продажей. При этом катапульта и аэрофинишер оставались на судне. Это позволило инженерам-проектировщикам разобрать механизмы по элементам и наглядно увидеть принцип работы.

Австралийский корабль был разрезан лишь в 2002 году, когда в Китай пришел новый авианосец – «Варяг».

История строительства ТАКР «Варяг» – будущего авианосца Китая

Советские власти только в 80-е годы решили начать строительство авианосцев. Было запланировано несколько идентичных кораблей, которые должны были встать на вооружение страны. Первое судно было спущено на воду 4 декабря 1985 года. Это был будущий ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В этот же день на судостроительном заводе города Николаева (Украинская ССР) заложили новый авианосец – точную копию предшественника. Согласно планам Советского руководства, он должен был служить на Тихоокеанском флоте. Названный «Рига», корабль спустили на воду в 1988 году, после чего работы были продолжены. Через 2 года название было изменено на «Варяг». Развал Союза остановил строительство. Консервация «Варяга» произошла в тот момент, когда он был сделан на 67%.


“Воряг” модель корабля

Тяжелое финансовое положение страны – Украины, не позволило продолжать финансировать охрану военного объекта. А потому уже в 1993 году авианосец был разграблен.

Не понимая, что делать дальше с гигантским судном, Украина объявила тендер по продаже «Варяга». На завод приезжала делегация из России во главе с председателем правительства Черномырдиным. Однако в этот же период в самой России строился атомный ракетный крейсер «Петр Первый». В те годы страна находилась также в непростых условиях. Материальное обеспечение военно-морского флота, как, впрочем, и других военных объектов, было ограниченным, а значит, руководство могло позволить себе выделение бюджета на строительство только одного корабля. Ельцин сделал выбор в пользу «Петра Первого».


“Воряг” модель корабля

В 1998 году покупкой заинтересовалась туристическая компания Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada, юридический адрес которой находился в Китае. Фирма планировала устроить на корабле плавучий развлекательный центр. Сделка была заключена. Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» был продан за смешные деньги – 20 миллионов долларов. Еще 7 миллионов долларов было потрачено на простой корабля до момента его отправки и на его подготовку к дальнему путешествию.

Первый китайский авианосец «Ляонин»

США уже тогда засомневались в правдивости истории с плавучим казино. А потому, они настойчиво рекомендовали Турции не пропускать корабль через свои воды.

Спустя 2 года после покупки, в 2000 году «Варяг» решили переправить в Китай. Предстоял длинный и сложный путь через три океана. Не стоит забывать, что судно было не на ходу – у него не было ни руля, ни двигателей, а потому его буксировали. Путешествие имело множество преград, самой большой из них оказался проход через пролив Босфор. Турция не пропускала авианосец, для согласования и сбора необходимых документов потребовалось целых 17 месяцев. Сумев договориться, корабль в Эгейском море попал в шторм, в результате которого порвались буксировочные концы – тросы. Следующие передвижения были длительными, но уже без серьезных проблем. «Варяг» пересек Средиземное море, вышел в Атлантику, полностью обогнув Африку, попал в Индийский океан и поплыл в Тихий океан. Всего авианосец проплыл на буксире 15 тысяч миль.


“Ляонин” модель

Через некоторое время после того, как корабль пришвартовали в Китае, мир узнал, что туристическая компания оказалась подставной. Реальными покупателями были морские силы Народно-освободительной армии КНР. США не ошиблись.

Первые три года судно просто изучали, лишь в 2005 году китайцы приступили к ремонту. Его внешний вид был удручающим, многие элементы пришлось заменить, однако корпус и внутренняя конструкция оставались в приемлемом состоянии. В 2011 году китайский авианосец впервые самостоятельно вышел в море на испытания. 25 сентября 2012 года, получив новое имя – «Ляонин», в честь провинции Китая, корабль официально заступил на службу.


“Ляонин” модель

На вооружении у него находится:

  • 26 истребителей J-15, являющиеся китайским аналогом российских Су-33;
  • 6 китайских вертолетов Z-18J с системой радиообнаружения и наведения;
  • 6 китайских противолодочных вертолетов Z-18F;
  • 2 многоцелевых вертолета Z-9S – лицензированная копия французского Aérospatiale Dauphin, сделанного в Китае.

Таким образом, можно сказать, что историческая справедливость «восторжествовала». Авианосец в советские годы строили для службы в Тихом океане, что собственно и произошло.

Наше время

На сегодняшний день китайский авианосец «Ляонин» был принят на вооружение КНР и отправлен в далекое плавание из порта Циндао. Для участия в проведении полевых тренировок и исследовательских испытаний. Однако, по заявлению многих СМИ, авианосец «Ляонин» был замечен в порту Тартус. Более того, сообщается о тысяче китайских морских пехотинцев, которые появились вместе с прибытием авианосца Ляонин. Тартус стал пристанищем и ракетного крейсера Китая. Однако западные СМИ не упоминают об этом.
Прибытие крейсера вполне понятно. Уже долгое время Китай грезит о возрождении шелкового пути. А учитывая проблемы, нарастающие в странах Восточного региона, это может быть не так и просто.


Ляонин в порту

Новый китайский авианосец «Шаньдун» проекта 001А

В 2013 году в Китае был заложен первый авианосец собственного производства. Он спроектирован по подобию имеющегося в наличии «Ляонин». Первоначальное название проекта было тип 001А. Сегодня в средствах массовой информации появилось официально неподтвержденное название корабля – «Шаньдун».


Авианосец проекта 001А «Шаньдун»

26 апреля 2022 года судно спустили на воду. В данный момент работы продолжаются. Уже в феврале 2022 года проводятся первые ходовые испытания в море. По прогнозам «Шаньдун» сможет войти в состав военно-морского флота Китая в 2022 году.

Некоторые элементы судна модернизированы в сравнении с «Ляонин» – установлен улучшенный радар, к тому же он вмещает увеличенное количество топлива и боеприпасов. А это значит, что появляется возможность нахождения на борту большего числа авиации – 36 истребителей J-15.

Длина судна составляет 315 метров, ширина 75 метров. Максимальная скорость хода достигает 31 узла. Паротурбинная двигательная установка остается без изменений относительно «Ляонина», который имеет советские корни.

Основные характеристики и вооружение

Водоизмещение корабля составляет 59500 тонн. Длина 304,5 метра, а ширина 38 метров (полетной палубы — 75 метров). В ходе испытаний была заявлена скорость примерно 54 км/ч. Штат военнослужащих насчитывает 1980 человек, где одну треть составляют офицеры.

В плане вооружения корабль оснащен противовоздушными оборонительными комплексами. Это три семиствольных 30-мм оружий Type 1130. Ракетное снабжение представлено тремя восемнадцатизарядными ПУ ЗУР FL-3000. На крейсере базируется авиагруппа 30 самолетов J-15, еще 24 Changhe З-8.

Будущие и перспективные китайские авианосцы

Сколько авианосцев еще планирует построить Китай? Будут ли на них использованы новейшие технические разработки или это будут очередные копии советского образца? Естественно, такая информация строго засекречена. Однако экспертам удалось выяснить, что к 2030 году ВМС Китая хочет обладать четырьмя авианесущими кораблями. Учитывая события последний лет, эти планы не кажутся фантастическими.

Более того, сразу после спуска на воду авианосца типа 001А, в сухом доке началось строительство нового корабля, который выступит в качестве третьего плавучего острова для китайской авиации. Согласно неофициальным источникам, данное судно будет обладать большим размером. Его водоизмещение составит 80 тысяч тонн – строящийся «Шаньдун» имеет 70 тысяч тонн при полной загрузке. Ожидается, что данный корабль, в отличие от двух предшествующих авианосцев, не будет иметь трамплин для взлета самолетов. Он будет оснащен паровыми стартовыми катапультами. Это позволит использовать другие виды самолетов. По прогнозам судно спустят на воду уже в 2021 году.

На сегодняшний день авианосцы Китая, конечно, не в состоянии конкурировать с главным военно-морским гигантом – Соединенными Штатами Америки. Тем не менее их расширяющийся военно-морской флот значительно укрепил страну на политической арене. И в случае появления угрозы со стороны потенциального противника у Китая появилась возможность дать достойный отпор.

Птички для новорожденного «Ляонина»

Китай весьма изобретательная страна — для своего новоиспеченного корабля была разработана своя вариация палубного самолета Су-33, имеющего идентификатор J-15 «летающая акула». Взлет с авианесущего крейсера требует определенного мастерства от пилотов, поэтому для тренировки пилотов и их обучения в 2008 году было начато строительство испытательно-тренировочного комплекса морской авиации. Комплекс идентичен аналогичным базам в бывшем СССР. На сегодняшний день комплекс сдан в эксплуатацию.


«Летающая акула» J-15
По данным министерства обороны с палубы корабля уже было совершенно более сотни взлетов корабельных самолетов «летающая акула».

Вертолетоносцы ВМС Китая

Непростые отношения складываются у Китая с одним из соседей – Японией. Уровень оснащения японских современных авианосцев, несущих в качестве вооружения вертолеты, вынуждают Китай развивать и этот тип кораблей.

Вертолетоносец Type 075

Так, судостроительная компания Hudong Zhonghua Shipbuilding Company, расположенная в Шанхае, осуществила закладку одного из самих крупных вертолетоносцев в мире с функциями десантирования. В официальных документах он упоминается как Тип 075. Длина судна составляет 250 метров, водоизмещение находится в пределах 40 тысяч тонн. В качестве сравнения, водоизмещение французского «Мистраль» составляет 21,3 тысячи тонн, а американского «Уосп» – 40,5 тысяч тонн.


Type 075

Корабль сможет принять на борт около 30 вертолетов различных модификаций. Его зоной ответственности будет патрулирование в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. В то же время он будет представлять собой десантный корабль, то есть сможет подтапливаться для того, чтобы была возможность загрузки и разгрузки военной техники с берега и на берег.

Спуск на воду строящегося судна запланирован на 2022 год. На проведение испытаний потребуется еще около года, после чего вертолетоносец встанет на вооружение ВМФ КНР.

Вертолетоносец Type 071 – «Циньчэньшань»

С 2007 года на вооружение ВМС Китая стал поступать еще один тип десантных вертолетоносцев – «Циньчэньшань». На данный момент в строю находится 4 из 6 запланированных кораблей. Водоизмещение каждого составляет 19 тысяч тонн. На борту находится 4 китайских многоцелевых вертолета Z-8, являющихся лицензионной копией французских Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon. Кроме того, на корабле расположено 4 десантных корабля на воздушной подушке. Имеется возможность для размещения до 1000 солдат.


Type 071 “Циньчэньшань”

Судно одновременно может выполнять несколько задач:

  • Принимать вертолеты;
  • Осуществлять десантирование;
  • Выполнять функции плавучего госпиталя;
  • Являться центром командования в случае возникновения такой необходимости.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]