Бывший украинский авианосец «Варяг» стал китайским боевым кораблем «Ляонин»

После завершения всех проверок авианесущий крейсер сменил статус с тренировочного на боевой, сообщает Joinfo.com.

Планируется ли проводить какие-либо доработки авианосца после программы испытаний, не уточняется.

«Ляонин» поступил на вооружение Китая в 2012 году. Этот корабль проекта 1143.6 «Кречет» власти Китая выкупили у Украины в 1998 году по цене металлолома. КНР выкупила у Украины ржавеющий авианосец за 23 млн. долларов (официальная украинская версия; есть также данные о цифре 20 млн. долларов). Позже, китайская сторона утверждала, что потратила на сделку не менее 120 млн. долларов. Кстати, авианесущий крейсер был продан для организации плавучего центра развлечений и казино, но потом был перепродан китайскому правительству.

Но главное, китайцы получили кроме самого авианосца всю документацию и чертежи авианесущего крейсера.

Украина продала Китаю авианосец «Варяг» вместе со всей документацией всего за $20 млн.

«Как же так?» — спросит читатель, ответ на этот вопрос возможно найти у тех кто был при «кормушке». К слову не в таком уж и далеком 1998 году, при Президенте Леониде Кучме, служил премьер-министром Валерий Пустовойтенко, а Минобороны возглавлял Александр Кузьмук (помните, при нем в 2001 году еще сбили украинским С-200 гражданский авиалайнер Ту-154М рейс Тель-Авив — Новосибирск. Погибло тогда 78 человек, Украина признала вину и выплатила семьям погибших 15,3 млн. долларов).

Авианосец был разработан в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, СССР) и заложен в 1985 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, до 1990 года носил имя «Рига», а затем был переименован в «Варяг».

Авианесущий крейсер был спущен на воду 25 ноября 1988 года.

А вот в таком состоянии Украина продавала свой единственный ржавеющий авианосец, который достался ей после раздела Черноморского флота.

Черноморский судостроительный завод: ТАКР «Рига» – «Леонид Брежнев»

Долгим и трудным был путь советского авианосца от конструкторских кульманов к стапелю, а оттуда – на воду. Ему постоянно не находилось места в судостроительных программах, а готовые проекты то и дело возвращались на доработку и переработку. Нельзя забывать и об оппозиции, выступающей против появления кораблей такого класса в ВМФ СССР. Противников авианосцев хватало и в государственном руководстве, и в военном. Когда, казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки и началось строительство сначала вертолетоносцев «Москва» и «Ленинград», а потом и тяжелых авианесущих крейсеров типа «Киев», развитие советского авианосца вновь сделало крутой поворот.

ТАКР «Леонид Брежнев» перед спуском

«Битва» за авианосец

На протяжении 70-х гг. в военной среде не прекращалась борьба за появление этого класса кораблей в советском флоте. За строительство авианосцев, вооруженных самолетами горизонтального взлета и посадки, ратовали министр обороны Гречко и командующий флотом адмирал Горшков. Их оппонентами были начальник Генерального штаба маршал Огарков и секретарь ЦК по вооружениям (и будущий министр обороны СССР) Устинов. К середине 70-х гг. чаша весов стала склоняться к группе сторонников развития авианосного флота, однако смерть сначала маршала Гречко, а потом и министра судостроения Бориса Бутомы, тоже отстаивавшего строительство этих кораблей, внесла свои коррективы.

От проектов кораблей 1160 и его уменьшенного варианта 1153 шифр «Орел» было решено отказаться в пользу постепенного развития тяжелых авианесущих крейсеров 1143. Осенью 1977 г. Невское ПКБ получило распоряжение разработать техническое предложение, а научно-исследовательские институты ВВС и ВМС получили технические задания на разработку корабля, оснащенного аэрофинишёрами и катапультами. Его авиагруппа наряду с СВВП и вертолетами должна была состоять из самолетов горизонтально взлета и посадки.

Перспективный тяжелый авианесущий крейсер должен был придавать устойчивости корабельным соединениям советского флота в отдаленных регионах Мирового океана, обеспечивать прикрытие районов развертывания и патрулирования атомных подводных ракетоносцев, уничтожение надводных и воздушных целей. При необходимости – наносить удары и по береговым объектам.

Невское ПКБ, основательно потрудившись, выдало на-гора пять вариантов технических предложений. Один из них предусматривал строительство корабля с атомной энергетической установкой. Для дальнейшей работы был рекомендован наименьший по водоизмещению вариант, имевший котлотурбинную энергетическую установку и оснащенный одной паровой катапультой. Его авиагруппа должна была состоять из 18–28 самолетов Миг-29, Су-27 или Як-141 и 14 вертолетов.

ТАКР – эскизный проект 1143.5, 1979 г. Невское ПКБ

После соответствующего постановления Совета Министров в октябре 1978 года началось полномасштабное проектирование нового корабля. Как уже это бывало неоднократно, в формирующийся окончательный проект постоянно вносились поправки и рекомендации, зачастую противоречащие друг другу. Летом 1979 г. Горшков потребовал от конструкторов Невского ПКБ усилить зенитное вооружение корабля. В конце осени в уже одобренный для окончательного рассмотрения проект было внесено предложении об увеличении авиагруппы.

Проблема была в том, что основные размерения корабля были ограничены длиной стапеля Черноморского судостроительного завода и Северного сухого дока в Севастополе, а предложение Горшкова по авиагруппе сразу увеличивало стандартное водоизмещение проекта до 65 тыс. тонн, что было встречено в штыки оппонентами. В обострившихся противоречиях маршал Устинов в начале 1980 г. подписал директиву, в которой предлагалось сократить водоизмещение на 10 тыс. тонн и отказаться от катапульты. Взлет самолетов с палубы должен был осуществляться с трамплина. Авиагруппа должна была составлять 40 самолетов и вертолетов.

Определенная опасность для авианосных кораблей таилась в начатых еще в 1977 г. по инициативе заместителя начальника Генерального штаба адмирала Николая Николаевича Амелько работах по десантному вертолетоносцу проекта 10200 «Халзан», которым занимался николаевский «Черноморсудопроект». За основу его взяли контейнеровоз-ролкер 1609 шифр «Атлантика» с газотурбинной энергетической установкой, которые в те годы строил Черноморский судостроительный завод.

При эскизном водоизмещении в 30 тыс. тонн этот вертолетоносец должен был нести от 14 вертолетов в десантном варианте до 28 – в противолодочном. Кроме того, десантный вариант предусматривал размещение на борту около 50 танков и батальона морской пехоты. Подобные корабли рассматривались адмиралом Амелько как дешевая альтернатива авианосцам специальной постройки. Строиться они должны были в Николаеве, на Черноморском заводе, уже после кораблей проекта 1143.

Вокруг двух фактически конкурирующих векторов развития авианесущих кораблей в Советском флоте разразилась борьба, в которой были задействованы не только военные ведомства, но и военно-промышленный комплекс. В конце концов в 1980 году Горшков и его сторонники смогли удержать направление тяжелых авианесущих крейсеров, оснащенных трамплином, и от проекта «Халзан» решили отказаться. Однако «авианосные» битвы в верхах не прошли бесследно для всей программы развития.

В результате срок проектирования нового тяжелого авианесущего крейсера оказался смещен на два года, как и начало его строительства. Пока в верхах решали в очередной раз, быть или не быть авианосцу, а если быть, то каким, Черноморский завод трудился над постройкой четвертого корабля проекта 1143.4 «Баку». Он должен был быть спущен в 1982 году, а на освободившемся месте и планировали заложить новый тяжелый авианесущий крейсер с трамплином и аэрофинишёрами.

Проектные работы

Эскизный проект нового корабля был готов к лету 1980-го, но в этот момент в очередной раз поменялись условия и требования заказчика, и проект не утвердили. Изменения и рекомендации сыпались как из рога изобилия – постоянно менялся состав и численность авиагруппы. Корректировалось в сторону увеличения зенитно-ракетное вооружение: планировалось установить 8 огневых модулей зенитно-артиллерийского комплекса «Кортик». На палубе предполагалось разместить четыре тросовых аэрофинишёра и аварийный барьер. Ударный противокорабельный комплекс «Базальт» тоже несколько раз «переезжал» с места на место. Его наличие оставалось неотъемлемой частью проекта.

Требования, предъявляемые к будущему авианосцу, были строгими. Когда желаемое, наконец, было воплощено на бумаге, выяснилось, что в отведенный лимит водоизмещения, к тому же «срезанный» Устиновым, уложиться не получится. Осенью 1981 г. Устинов дал добро на увеличение водоизмещения на 10 тыс. тонн, что позволило существенно улучшить проект. Авиагруппу расширили до 50 летательных аппаратов. Вместо «Базальта» решено было вооружить корабль более совершенным комплексом «Гранит», пусковые установки которого размещались под палубой.

Вопрос о возможности взлета самолетов Миг-29 и Су-27 с трамплина соответствующие ведомства обещали тщательно проработать. В 1982 г. в Крыму был введен в эксплуатацию уникальный комплекс (впоследствии НИТКА), где началась отработка взлета и посадки на палубу авианесущего крейсера. В создании этого комплекса Черноморский судостроительный завод принял непосредственное участие. Его строительство началось в 1977 г. в районе села Новофёдоровка Сакского района в Крыму.

Общий вид наземного испытательного тренировочного комплекса авиационного – НИТКА

Идея о создании такого объекта возникла в середине 70-х гг., когда шли активные проектные работы по авианосцам 1153 шифр «Орел». Дополнительным стимулом появления будущего комплекса НИТКА (Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный) стало посещение адмиралом Горшковым во время его визита в США американского комплекса «Лэйкхерст» в штате Нью-Джерси. Теперь в Крыму создавался наземный аналог будущего авианосца со всей сопутствующей атрибутикой: аэрофинишёрами, взлетным трамплином и катапультой. Все взлетно-посадочные блоки общей массой 12 тыс. тонн изготавливались на Черноморском заводе, а потом морем переправлялись в Новофёдоровку, где происходил уже окончательный монтаж и сборка. Всеми строительными работами на объекте руководил старший строитель Черноморского завода Алексей Иванович Середин.

Трамплин Т-2 (НИТКА)

Рассматривая трамплин как удачную и не в последнюю очередь более дешевую замену катапульте, Генштаб распорядился прекратить все работы по ее проектированию, ведущиеся с 1972 года. Это решение было спорным, поскольку, несмотря на все кажущиеся преимущества трамплина, катапультный взлет имеет свои преимущества.

Будущий корабль планировалось оснастить бортовой подводной конструктивной защитой от взрывов торпед – была проведена большая конструкторская и исследовательская работа. Для практических испытаний на Черноморском заводе были изготовлены два отсека массой по 450 тонн, которые потом приварили к борту списанного уже танкера «Казбек» (тоже постройки ЧСЗ) и испытали взрывами. К марту 1982 года работы над проектом были в целом завершены, и 7 мая этого же года он был официально утвержден постановлением Совета Министров СССР. Он получил цифровое обозначение 1143.5.

Строительство

1 сентября 1982 г. на «нулевом» стапеле Черноморского завода был заложен заказ №105, пятый по счету тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5. На церемонию закладки в Николаев прибыл Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков. Первоначально он получил название «Рига». Однако после смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева 10 ноября 1982 года 22 ноября «Рига» была переименована в «Леонид Брежнев».

Строительство корпуса шло уже отработанным «блочным» методом. В сентябре на стапеле были установлены днищевые секции, а в декабре началась сборка блоков на предстапельной площадке. 26 февраля 1982 г. первый блок уже был установлен на стапель. Всего по плану корпус корабля должен был быть собран из 24 блоков каждый массой 1400 тонн. График строительства был жестким: комплексные чертежи на каждый блок выпускались ежемесячно, причем в совокупности по всем специализациям.

ТАКР «Леонид Брежнев» на стапеле, вид с кормы. Фото из книги Балакина С. А., Заблоцкого В. П. «Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова»

Два 900-тонных крана , которые управлялись с единого пульта ведущего крана, позволяли этой схеме работать синхронно и точно, что позволяло устанавливать блоки массой 1400 тонн на стапель и практически сразу начинать сварку монтажного шва. Из сборочно-сварочного цеха №11, где происходила сварка секций, составляющих будущий блок, к предстапельной площадке нулевого стапеля металлические конструкции доставлялись специальными трейлерами. Эти машины производства финской были получены заводом от Балтийского морского пароходства в рамках обмена оборудованием. Каждый из этих трейлеров (рабочие прозвали их «сороконожками») был способен перевозить конструкции массой до 350 тонн.

В создании тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.5 принимали участие около 3,5 тыс. предприятий всего Советского Союза. Электронно-вычислительные машины Черноморского судостроительного завода и Невского ПКБ были связаны между собою коммуникационной линией по телефонному кабелю, образуя единую систему, позволяющую обрабатывать огромный объем конструкторской документации. Подобный подход значительно облегчал строительно-монтажные работы – на стапеле уже приступили к кабельному монтажу. Формирование корпуса шло сразу в двух направлениях от закладного блока – в нос и корму и одновременно вверх.

Из всей довольно значительной номенклатуры вооружения, предусмотренной проектом, во время стапельного периода был смонтирован блок пусковых установок комплекса «Гранит». Чтобы не угодить в «фотосессию» разведывательного спутника вероятного противника, сборку пусковых установок осуществили скрытно, а погрузку на строящийся корабль производили ночью.

В 1985 году «Леонид Брежнев» уже готовили к спуску на воду. Корабль такой массы впервые спускали на предприятии, для чего провели необходимые подготовительные работы. Для более равномерного распределения нагрузки спуск заказа решили осуществлять на четырех дорожках. Такое в отечественном кораблестроении осуществлялось впервые. За десятилетия до этого подобным способом планировалось осуществлять спуск линейного корабля «Советская Украина», однако этот корабль так и не был достроен.

«Леонид Брежнев» сходит со стапеля

4 декабря 1985 года «Леонид Брежнев» в торжественной обстановке был спущен на воду. На следующий день его пришвартовали у Северной набережной Большого Ковша на достройку. Впереди новый советский тяжелый авианесущий крейсер ждало новое многочисленное оборудование, новое название и обширный комплекс испытаний.

Продолжение следует…

Теперь уже китайский авианосец «Ляонин»

В составе китайского флота авианосец получил имя «Ляонин» в честь провинции Ляонин, пишет журналист ДжоинИнфо Влад Майоров. После долгой реконструкции и испытаний авианосец снова спустили на воду в 2011 году.

Водоизмещение китайского авианосца «Ляонин» составляет 59,5 тысячи тонн при длине 304 и ширине 75 метров. Корабль может развивать скорость до 29 узлов, а дальность его хода составляет около восьми тысяч миль. «Ляонин» вооружен тремя зенитными артиллерийскими установками Type 1130 калибра 30 миллиметров, тремя пусковыми установками зенитных ракет FL-3000N и двумя установками противолодочного вооружения.

В состав авиагруппы корабля входят 24 палубных истребителя J-15. Они разработаны на базе выкупленного у Украины прототипа истребителя Су-33. Кроме того, авиагруппа корабля включает в себя два поисково-спасательных вертолета Z-9C, четыре вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Z-18J и шесть противолодочных вертолетов Z-18F.

В конце октября текущего года стало известно, что в Китае завершилась сборка корпуса авианосца проекта Type 001A. Это первый корабль такого класса, спроектированный и строящийся в Китае. В настоящее время на корабль устанавливается все необходимое оборудование. Позже на нем разместится его авиагруппа.

Новое в блогах

– Какое впечатление произвело на вас известие о вводе в строй авианосца «Ляонин»?

– В церемонии передачи корабля флоту и первом подъеме военно-морского флага приняли участие генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Ху Цзиньтао, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао и другие партийные и государственные деятели страны. Это еще раз подчеркивает важность реализуемой программы создания авианосцев и показывает, какое значение придает этому кораблю военно-политическое руководство КНР. В США авианосцы тоже передаются флоту в присутствии президента. А вот при передаче наших авианесущих кораблей Военно-морскому флоту СССР руководители такого уровня никогда не присутствовали.

– Является ли китайский «Ляонин» полноценным авианосцем?

– В настоящее время это учебный корабль, наличие которого поможет подготовить летчиков палубной авиации и специалистов по техническому обслуживанию самолетов, а также многому научить конструкторов и судостроителей национальной промышленности.

Но это не просто учебный корабль, а беспрецедентный натурный полигон, который могла построить только такая богатая и далеко смотрящая вперед страна, как Китай. На нем будут ставиться и отрабатываться задачи, необходимые для создания следующих авианосцев. Мы еще увидим, как быстро и качественно начнет наращивать Поднебесная свой авианосный флот. И поможет ей в этом наш «Варяг», который не нужен был ни Украине, ни России и который с такой пользой для себя приобрел за 20 миллионов долларов Китай.

Кроме того, в КНР построен наземный полигон для испытания корабельной авиации и обучения летчиков типа НИТКА (наземный испытательно-тренировочный комплекс авиации) в Крыму. А вообще-то название по документации было НИУТК – наземный испытательный и учебно-тренировочный комплекс, который вскоре стали называть для удобства просто НИТКА, поскольку все его составляющие – катапульты и посадочные блоки были вытянуты в «нитку» в сторону моря. НИУТК никогда в обиходе не называли.

Создание своего авианосца обошлось Китаю гораздо дешевле по сравнению с затратами на постройку таких кораблей в США. Стоимость последнего американского авианосца «Джордж У. Буш» достигла 6,2 миллиарда долларов, а американского авианосца нового поколения «Джеральд Р. Форд», сдача которого ВМС США намечена на 2015 год, оценивается уже в 8,1 миллиарда, не считая 2,4 миллиарда на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) при проектировании. В то же время стоимость «Варяга» в случае его достройки была бы по нынешним ценам порядка 3,5 миллиарда долларов.

Время показало, что несмотря на все трудности, с которыми покупался, а потом доставлялся «Варяг», игра стоила свеч. Китайцы – хорошие бизнесмены. Когда теперь мы слышим удивленные возгласы: а почему это вдруг китайцы вводят в строй наш авианосец, могу сказать следующее: «Да потому, что они оказались гораздо умнее».

– Как вводился в строй этот авианосец?

– В августе 2011 года корабль вышел на неделю на испытания. Китайские военные сообщили, что цель выхода – проверка главной энергетической установки (ГЭУ). Потом в декабре 2011-го и в 2012-м было выполнено еще несколько выходов в море. Первоначально предполагалось принять корабль на вооружение в конце 2012-го, но жизнь внесла коррективы. Принятие авианосца на вооружение состоялось 25 сентября 2012 года на фоне обострения территориального спора Пекина и Токио за острова Сенкаку (китайское название – Дяоюйдао), которые Япония и Китай считают своими. Возможно, досрочная передача авианосца военно-морским силам – политическое решение, связанное с этим конфликтом. Кроме того, авианосец был введен в строй накануне главного государственного праздника Китая – годовщины образования КНР, которая отмечается 1 октября.

Для окончательного ввода в строй китайского авианосца «Ляонин» потребуется провести полноценные испытания, в том числе ГЭУ на полном ходу, который составляет около 30 узлов при суммарной мощности четырех турбин 200 тысяч лошадиных сил. Авианосец должен идти на полном ходу не менее трех суток, и это весьма сложная задача. У нас за этим строго следили военпреды. При любой остановке корабля все нужно было начинать сначала.

В CCCР на заводские ходовые и государственные испытания таких кораблей вместе с последующей ревизией механизмов, окончательной окраской и контрольным выходом в море уходил один год. Столько же уйдет и у Китая. Думаю, китайцы трезво оценивают ситуацию, так как из морского ведомства Поднебесной приходят сообщения, что на приведение в полную боевую готовность авианосцу понадобится еще три года. Не исключено, что «Ляонин» будет в конце концов введен в строй как полноценный авианосец. Никаких технических препятствий этому нет.

Поднебесная планирует до 2022 года создать до четырех авианосных ударных групп (АУГ), во главе каждой должен находиться один ударный авианосец. Флот сопровождения для АУГ уже строится.

– С какими трудностями столкнулся Китай при вводе в строй авианосца?

– Большую сложность представляет ввод в строй ГЭУ и системы главного пара, трубопроводы которой работают под огромным давлением 64 кг/см2 при температуре 470 градусов по Цельсию. Известно, что на наших кораблях слабым звеном являлись котлы. Это сердце корабля так же, как на американских авианосцах атомные реакторы. Котлы КВГ-4, вырабатывающие по 115 тонн пара высоких параметров в час,

– уникальные по своим характеристикам агрегаты, но в то же время очень сложные в обслуживании, требующие постоянного надзора за работой автоматики. Моряки с трудом с этим справлялись. После схода с корабля заводской команды были случаи полного прекращения кораблем хода. Китайцы это знали. Пока «Варяг» стоял в Даляне, они сняли один котел и отвезли его на завод в Харбин, где тщательно изучили и провели всесторонние испытания. Вполне вероятно, что они довели котлы до нужной кондиции и усовершенствовали автоматику. Впрочем, испытания и дальнейшая эксплуатация авианосца это покажут. Россияне до сих пор так и не смогли это сделать, о чем свидетельствует срыв испытаний индийского авианосца «Викрамадитья», который переоборудуется на северодвинском Севмаше из четвертого нашего ТАВКР «Адмирал Горшков». По сообщениям из России, на этом корабле при развитии авианосцем полного хода вышли из строя семь котлов из восьми.

Наибольшую трудность для китайских кораблестроителей представляет ввод в действие авиационно-технического комплекса корабля, в состав которого входят аэрофинишеры, система оптической посадки, радиотехническая система управления полетами, система заправки авиационным топливом, система энергоснабжения самолетов и вертолетов, подъемники летательных аппаратов, газоотбойные щиты, устройства удержания самолета перед стартом при выходе двигателей на полные обороты. Необходима установка оборудования и систем для проведения регламентных работ авиационной техники и многое другое. Важнейшими на таком корабле, где хранится большое количество легковоспламеняющегося авиационного топлива, являются противопожарные системы. Нужно обеспечить также безопасное хранение боезапаса и быструю его доставку на полетную палубу из глубины авиационных погребов. После решения этих задач Китай вплотную подойдет к созданию своего авианосного флота.

– Каким должно было быть авиационное вооружение этого корабля?

– «Варяг» создавался для базирования на нем истребителей Су-27К (Су-33), МиГ-29К и сверхзвукового многоцелевого истребителя вертикального/короткого взлета и посадки Як-141. Когда корабль строился в 1985–1991 годах, Су-27К и МиГ-29К превосходили по своим тактико-техническим элементам палубные истребители ВМС США F-14D «Томкэт» и F/A-18C «Хорнет». А Як-141 вообще обогнал американский самолет короткого взлета и вертикальной посадки F-35B как минимум на 20 лет. Як-141 совершил первые посадки на ТАКР «Адмирал Горшков» в 1991 году, а аналогичный самолет F-35B в США до сих пор не могут принять на вооружение. Кроме того, на корабле должны были размещаться самолеты радиолокационного дозора и наведения Як-44 РЛДН и целое семейство вертолетов – противолодочные Ка-27, десантные Ка-29, спасательные Ка-27ПС и радиолокационного дозора Ка-31 РЛД. Всего на корабле должно базироваться 52 летательных аппарата.

– Почему на «Адмирале Кузнецове» остались только истребители Су-33?

– Су-27К, получивший после принятия на вооружение обозначение Су-33, и МиГ-29К – разные самолеты по своим возможностям. Первый находится в воздухе в два раза дольше и берет больше боезапаса, чем МиГ-29К. Но он и дороже в 2,5 раза. С другой стороны, самолет МиГ-29К в полтора раза меньше по размерам, значит, их разместить на корабле можно больше. Кроме того, МиГ-29К более маневренный в бою и имел прекрасную радиоэлектронную систему управления вооружением не только для ракет «воздух-воздух», но и для ракет «воздух-поверхность», то есть мог использоваться как штурмовик для уничтожения кораблей и наземных целей. Оба самолета хороши. Поэтому на «Варяге» планировалось размещение трех типов истребителей – Су-27К и МиГ-29К, дополнявших друг друга, а также истребителя Як-141. Строительство МиГ-29К и Як-141 прекратили из-за остановки финансирования при распаде Советского Союза. Сейчас истребитель МиГ-29К возрожден для индийского авианосца «Викрамадитья». Безусловно, и Як-141 будет востребован в случае возрождения российского авианосного флота, в частности он мог бы быть использован уже в ближайшей перспективе на вертолетоносцах типа «Мистраль».

– Сможет ли Китай обеспечить летательными аппаратами свой новый авианосец?

– На базе самолета Су-27 сейчас создается палубный истребитель, который будет отвечать самым современным требованиям. В 90-х годах XX века Китай купил в России партию сухопутных истребителей Су-27 и лицензию на их изготовление. Производство самолетов Су-27 (китайское обозначение J-11) организовано на авиационном заводе недалеко от Харбина. Я видел J-11B на выставке в Харбине в 2006 году и на меня это произвело сильное впечатление. Никогда не мог подумать, что КНР в короткие сроки сможет создать и освоить изготовление собственной версии одного из лучших наших истребителей. Сейчас на основе этого самолета Китай создает палубный истребитель J-15, который по своим ТТХ будет напоминать российский истребитель Су-27К, а может, и превосходить его. Ведь со времени создания Су-27К прошло более 20 лет, а техника на месте не стоит. Нужно отметить, что и Украина помогла Поднебесной, продав ей опытный экземпляр самолета Су-27К советских времен, находившийся в Крыму на полигоне с комплексом НИТКА. Самолеты J-15 и составят основу авиационного крыла авианосца «Ляонин» и двух последующих кораблей, которые строятся сейчас. Второй и третий авианосцы, похожие на наши «Адмирал Кузнецов»

и «Варяг», планируется сдать ВМС в 2015 и 2022 годах. На этих кораблях будет базироваться и китайский вертолет дальнего радиолокационного дозора Z-8 AEW.

Чтобы сделать полноценный авианосец, для управления корабельной авиацией и наведения ее на цели обязательно должен быть спроектирован и построен самолет радиолокационного дозора и наведения типа нашего Як-44 РЛДН или американского Е-2С/D «Хоукай». Это наиболее сложная задача для корабля, не имеющего катапульты, ведь этот самолет довольно тяжелый. Мы в свое время так ее и не решили.

– Какие различия между пятым николаевским авианосцем «Адмирал Кузнецов», который сейчас в составе Северного флота России, и шестым – «Варягом»?

– Авианосцы «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» строились по одному проекту – 11435, однако на последнем решили заменить РЛС дальнего обнаружения «Марс-Пассат» и «Фрегат-МА» на новый радиолокационный комплекс «Форум». Одновременно было решено установить и новый комплекс радиоэлектронной борьбы ТК-146 – «Созвездие-БР» взамен аналогичного комплекса «Кантата-11435», установленного на «Адмирале Кузнецове». Замена этих двух больших радиоэлектронных систем привела к изменению конфигурации надстройки корабля и полной переделке свыше 140 помещений. Эту работу до конца 1991 года ЧСЗ успел выполнить. Поэтому «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» имеют некоторые архитектурные различия.

– Когда было остановлено строительство «Варяга»?

– Строительство «Варяга» остановлено в начале 1992 года при готовности 67,7 процента, а готовность авиационного комплекса составляла порядка 80. На временном электроснабжении уже работали авиационные подъемники и лифты авиационного боезапаса, были смонтированы аэрофинишеры, система авиационного топлива, система транспортировки самолетов и вертолетов в ангаре. На корабле был окончен монтаж машинно-котельных отделений, а состояние энергетических отсеков позволяло принимать электропитание, начинать проворачивать механизмы и проводить швартовные испытания. Сдача корабля ВМФ планировалась в 1993 году. Однако в начале 1992-го прекратилось финансирование строительства со стороны ВМФ России. Корабль отбуксировали к новой причальной стенке, которую специально построили для седьмого авианосца – атомного «Ульяновска», поставили охрану и он остался там на долгие годы в ожидании своей участи. Приезжали много покупателей, но самым настойчивым оказался Китай, которому и продали «Варяг». Продажа такого корабля – очень сложный процесс, поскольку это военная продукция и на тот момент корабль содержал в себе много секретной информации. Нужно было убедить правительство Украины, а также Россию, что с корабля перед продажей будет снято все секретное оборудование.

– Какова история продажи «Варяга»?

– Это отдельная большая тема, почти детектив. Лучше всех ее знает Иван Иосифович Винник, в прошлом главный строитель авианосцев, а когда продавался «Варяг» – заместитель генерального директора ЧСЗ. Он принимал китайские делегации, а потом неоднократно летал на «Варяг» в Далянь. Стоимость авианосца как металлолома по мировым ценам была около пяти миллионов долларов. Китай заплатил, как я уже говорил, 20 миллионов и выиграл тендер. Однако уже в то время было понятно, что корабль покупается не как металлолом или казино, а как будущий авианосец.

– Какое участие принимал Черноморский завод в восстановлении корабля?

– «Варяг» прибыл в Далянь 3 марта 2002 года с тремя представителями ЧСЗ на борту, которые сопровождали корабль весь период буксировки. В течение трех лет на корабле не выполнялось никаких работ. Шло тщательное изучение его конструкции и подготовка производства. В апреле-мае 2005-го корабль прошел докование в сухом доке, подтвердив прекрасное состояние корпусной стали. Этому способствовали качественное лакокрасочное покрытие подводной части и меры, выполненные на Черноморском заводе по предотвращению электрохимической коррозии корпуса. Во время докования наружный борт был очищен и покрашен по полной схеме, применяющейся в китайских ВМС. Все днищевые и примыкающие к бортам цистерны зачищены и загрунтованы. Окрашены надстройка и верхняя палуба. Лакокрасочное покрытие цистерн питьевой воды, выполненное на ЧСЗ, оказалось такого высокого качества, что никаких дополнительных работ по его восстановлению не потребовалось. Несмотря на то, что с момента окончания работ на корабле в 1991 году прошло 15 лет, большая часть внутренних помещений имела такой вид, будто их только что загрунтовали, и в новой покраске не было необходимости. Доковый ремонт сделан основательно и быстро. Работа выполнялась круглосуточно, все бригады имели радиофицированное управление, а организация их действий на громадных подднищевых пространствах была безупречной.

Проведенное в октябре 2005 года «кренование» показало, что важнейшая для корабля характеристика – остойчивость находится в норме. Китайцы продемонстрировали, что могут совладать со сложнейшим военным кораблем, каковым является авианосец. В доковании участвовала небольшая группа из шести представителей Черноморского завода. Затем доступ украинским специалистам на «Варяг» был закрыт и после 2005 года они там не появлялись. Все работы Поднебесная выполняла самостоятельно. Корабль является военным объектом, а свои секреты КНР хранит так же, как это мы делали в Советском Союзе.

– Жалеете ли вы, что не смогли закончить строительство этого корабля?

– Конечно, мы жалеем, что не достроили «Варяг». Но в целом хорошо, что авианосец не разрезан, как это произошло с «Ульяновском». В Китае находятся три наших авианесущих корабля – «Киев», «Минск» и «Варяг», и я доволен, что они не разделаны на металлолом, а демонстрируют достижения нашего судостроения в годы его наибольшего расцвета.

– Какие особенности имеют авианосцы «Адмирал Кузнецов» и «Варяг» по сравнению с американскими?

– Авианосцы США – корабли более высокого класса и располагают более мощной авиационной группой, насчитывающей до 80 самолетов. Кроме того, на них ядерная силовая установка, что обеспечивает им практически неограниченный район плавания. На «Кузнецове» и «Варяге» устанавливался комплекс крылатых противокорабельных ракет (ПКР) «Гранит», способных поражать цели на расстоянии свыше 500 километров со скоростью М=2,5, то есть более 3000 километров в час. В 90-е годы это было грозное оружие и американцы его боялись, Но в целом размещение ракетного вооружения на наших авианесущих кораблях снижало их возможности как авианосцев. Не было на наших авианосцах и катапульт для взлета самолетов, и это тоже ограничивало их возможности. Катапульты должны были установить на седьмом авианосце – атомном «Ульяновске».

– С какими трудностями встретился ЧСЗ при строительстве «Ульяновска»?

– Мы шли в создании авианосцев своим путем, и наши сверхнасыщенные вооружением тяжелые авианесущие крейсеры, безусловно, представляли угрозу для потенциального противника и являлись предметом серьезного анализа со стороны военных специалистов стран НАТО. Нам оставался только шаг, чтобы сделать эти корабли атомными. Всего остального на них было вдоволь.

Общая мощность четырехвальной ядерной энергетической установки достигла на «Ульяновске» 280 тысяч лошадиных сил (4х70 тысяч) – больше, чем на американских атомных авианосцах типа «Нимиц», у которых мощность ядерной ГЭУ составляет 260 тысяч лошадиных сил. В 1990–1991 годах ЧСЗ получил от предприятий России корпуса реакторов, парогенераторов, трубные системы, насосы, фильтры и приступил к монтажу атомной паропроизводящей установки. Один блок успели сварить, второй собрали и подготовили под сварку. То, с какой легкостью шли работы по «Ульяновску» на Черноморском заводе, говорит о том, что мы были готовы к созданию такого типа кораблей гораздо раньше. На момент прекращения строительства на нулевом стапеле стоял почти готовый корпус «Ульяновска» с главными механизмами. С созданием этого корабля мы выходили на уровень, достигнутый американскими кораблестроителями.

«Варяг» должны были передать флоту в 1993 году, а следующий – атомный авианосец «Ульяновск» – в 1996-м. Черноморский завод готовился к резке металла для второго атомного авианосца проекта 11437 (заказа 108, пока еще без наименования), который должны были заложить сразу после спуска «Ульяновска» в 1992 году. Таким образом, если бы были выполнены намечавшиеся планы строительства авианосцев с периодичностью сдачи флоту одного корабля каждые три года, то к 2010-му могли быть построены и переданы ВМФ ТАКР «Варяг» и пять атомных авианосцев типа «Ульяновск». И еще три находились бы в постройке.

Наступившие в период перестройки социальный и экономический катаклизмы разрушили эти планы. Если когда-либо придется начинать сначала, то потребуется затратить немало сил, средств и времени на достижение того технического и интеллектуального рубежа, на котором мы уже находились. Специалисты ведущих стран мира относят проектирование и строительство атомных авианосцев к разряду уникальных технологий, и мы такими технологиями к концу 80-х годов XX века уже владели.

– Как вы думаете, какие авианосцы будет строить Россия в будущем?

– Россия собирается возобновить строительство авианосцев с 2020 года. Опять станут догонять, но теперь уже и Китай. В российской прессе сообщается, что новый авианосец будет похож по размерам на ныне действующий «Адмирал Кузнецов», но, конечно, выполненный на более высоком уровне. Проектированием кораблей такого класса занималось одно из крупнейших наших конструкторских бюро – Невское ПКБ в Ленинграде, которое работало в непрерывной и прочной связке с ЧСЗ в Николаеве на протяжении 70 лет. Все 20 лет со времени прекращения строительства авианесущих кораблей НПКБ продолжало их проектирование и совершенствование. Думаю, что новый российский авианосец будет построен на техническом уровне самых лучших кораблей XXI века.

– Что можно сказать о дальнейшей судьбе украинского кораблестроения?

– Состояние отрасли самым непосредственным образом зависит от сотрудничества с Россией. Южные судостроительные заводы всегда играли большую роль в создании Военно-морского флота царской России, а потом и Советского Союза. Во времена СССР на Украине производилось около 40 процентов кораблей для ВМФ, не считая, конечно, атомных подводных лодок, производство которых было сосредоточено в России.

На мой взгляд, России сейчас не хватает производственных мощностей для возрождения своего ВМФ, в то время как на Украине семь больших судостроительных заводов. ЧСЗ в Николаеве – строитель линкоров, крейсеров, подводных лодок и авианосцев – самый большой из них.

Николаевские судостроительные заводы имеют огромный технический потенциал, а кадры для них готовятся здесь же, в одном из наших лучших учебных заведений – Национальном университете кораблестроения имени адмирала Макарова, который с 1930 по 1994 год был известен как легендарный Николаевский кораблестроительный институт. Николаевские судостроительные заводы исторически и технологически формировались для создания кораблей, насыщенных сложной военной техникой. Именно в этом направлении они смогут наилучшим образом проявить себя в дальнейшем. Думаю, что будущее нашего кораблестроения – в тесном сотрудничестве с Россией.

Символ и гордость Китая — авианосец «Ляонин»

Переделанный советский авианосец «Рига», переименованный в «Варяг», разработанный в Ленинграде и построенный на Николаевских верфях, ржавевший в Украине и фактически разворованный, проданный за копейки в 1998 году, стал новым символом и гордостью Китая.

В Китае даже написали песню «Управляя мечтой» (Leading the Dream) и сделали видео-клип, посвященный авианосцу «Ляонину». В патриотическом видео запечатлены будни экипажа авианосца, взлеты палубного истребителя J-15 и его посадка на крейсер.

Напомним, в сети также появилось видео тренировки истребителей на палубе «Адмирала Кузнецова».

Чужая жизнь советского авианосца

В 1990 году, когда «Рига» находилась уже у достроечной стенки, а «Тбилиси» проходил испытания, эти имена смотрелись уже «политически несвоевременно» – и в Грузии, и в Прибалтике громко говорили о независимости от Москвы. В итоге 1990 год стал годом массового переименования авианосцев. «Тбилиси» превратился в «Адмирала Кузнецова», а «Рига» стала «Варягом». Третьим кораблем, сменившим имя, стал уже находившийся в строю Северного флота «Баку» – он переименован в «Адмирал Горшков». О дальнейшей судьбе этих кораблей никто пока не мог и догадываться.

Флотское безвременье

Распад СССР повлек за собой стремительную деградацию флота, и авианосная программа пострадала быстрее и сильнее всех. Уже в 1992 году отменяется достройка атомного авианосца «Ульяновск», приостанавливаются работы на почти готовом «Варяге». В следующем, 1993 году, на консервацию отправляются три из пяти находящихся в строю авианесущих крейсеров – «Киев», «Минск» и «Новороссийск». В 1994 году «к стенке» встает и «Адмирал Горшков».

Примерно в это же время становится окончательно ясно, что Россия не будет достраивать «Варяг», несмотря на жаркие дискуссии по этому поводу: сторонники достройки авианосца даже организовали посещение корабля премьер-министром России Виктором Черномырдиным. Не исключено, что точку в судьбе «Варяга» поставило принятое Борисом Ельциным решение о достройке атомного ракетного крейсера «Юрий Андропов» (ныне известен как «Петр Великий»). Денег на второй крупный корабль, да еще строящийся украинским предприятием, в бюджете уже не было.

Судьба списанных авианосцев оказалась схожей. Довольно быстро были проданы за рубеж три из четырех советских авианесущих крейсера первого поколения (предназначавшихся для самолетов вертикального взлета и посадки) – «Киев», «Минск» и «Новороссийск». «Киев» ушел в КНР, «Минск» и «Новороссийск» – в Южную Корею. Первому советскому авианесущему крейсеру повезло больше остальных – сегодня ТАВКР «Киев», сохранивший на борту свое имя, стал частью военно-морского музея в Тяньцзине. На «Минске», который хотели превратить в плавучий развлекательный центр, бизнес не пошел, а «Новороссийск» был разрезан «на иголки».

В 1998 году зарубежный покупатель нашелся и на «Варяга». Агентом со стороны КНР выступила фирма Chong Lot Travel Agency Ltd, официально собиравшаяся перестроить авианосец в плавучий развлекательный центр.

В 2000-2002 году корабль долго и с различными приключениями буксировали в Китай, где он встал на верфь в Даляне. Довольно быстро стало понятно, что «Варяг» может стать чем угодно, но развлекательного центра на борту не будет.

Братья-противники

Начиная с 2005 года большинство военно-морских экспертов уже не сомневались, что Китай намерен использовать бывший советский авианосец в военных целях. Jane`s Fighting Ship назвал предположительное новое имя корабля – «Ши Ланг» и бортовой номер «83». Официальное китайское подтверждение того, что экс-«Варяг» будет использоваться как авианосец, прозвучало в 2011. В этом году корабль впервые в своей истории вышел в море своим ходом.

В состав ВМС НОАК (Народно-освободительная армия Китая) новый авианосец вошел 25 сентября 2012 года под именем «Ляонин», получив бортовой номер «16». Вскоре с палубы авианосца начались испытания китайских истребителей J-15, созданных по образу и подобию советского самолета Су-33 – палубной версии Су-27.

Свой 25-летний юбилей «Ляонин» встречает в ранге одного из самых перспективных кораблей китайского флота, открывающего дорогу к дальнейшему развитию палубной авиации в этой стране. И по иронии судьбы одним из его главных противников в ближайшие десятилетия может стать его «старший брат» – 16 ноября 2013 года переданный ВМС Индии авианосец «Викрамадитья», бывший «Адмирал Горшков», бывший тяжелый авианесущий крейсер ВМФ СССР «Баку».

Противопоставление «Ляонина» и «Викрамадитьи» стало одним из самых популярных предметов спора на военно-морских форумах. Более крупный и несущий тяжелые истребители «Ляонин», по мнению многих, должен иметь преимущество, однако сомнения в возможностях китайской копии Су-33 и отличные, судя по имеющейся информации, характеристики МиГ-29К и его вооружения как минимум нивелируют это превосходство. Вдобавок, меньшие размеры МиГ-29К в данном случае позволяют уравнять численность авиагрупп, несмотря на большую площадь ангарной палубы «Ляонина». Нельзя сбрасывать со счетов и непрерывный с 1961 года опыт Индии в эксплуатации авианосцев, тогда как для КНР это первый подобный корабль.

Судьба «Ляонина» и «Викрамадитьи» особенно интересна в контексте процессов, происходящих в других странах индо-тихоокеанского региона. Военно-морские программы лидеров (США, Китая, Индии, Японии) и небольших стран говорят о том, что в ближайшие 20-25 лет уровень военно-морского соперничества в регионе резко возрастет.

Свои планы есть и у России, которой в ближайшие 10 лет предстоит почти полностью обновить Тихоокеанский флот. Какую роль в истории региона сыграют два бывших советских авианосца, волей судьбы оказавшиеся во флотах двух соперничающих держав – можно только гадать. Скучно, впрочем, не будет в любом случае.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]