122-мм реактивная система залпового огня 9К59 «Прима»
Усовершенствованный вариант «Града», так и не попавший в войска.
В середине 1970-х годов стали ясны ограниченные возможности штатной 122-ммРСЗО 9К51 «Град», поставленной на вооружение Советской Армии в 1963 году. При разработке новой системы решалась задача повысить эффективность ведения огня и одновременно сохранить преемственность по боеприпасам с «Градом».
Работы были запущены в декабре 1976 года. Головной разработчик — НПО «Сплав», разработчик боевой машины — Государственное конструкторское бюро компрессорного машиностроения Минавиапрома (ныне НПП «Старт» в составе холдинга «Технодинамика» госкорпорации «Ростех»). Главный конструктор всей системы — Геннадий Денежкин, главный конструктор боевой машины — Александр Яскин.
В 1988 году систему приняли на вооружение и официально запустили в серийное производство. Однако массовый выпуск так и не был налажен, в итоге в самом начале 1990-х годов из-за финансовых трудностей производство «Примы» был прекращено. В данный момент возобновление производства «Примы» не планируется в связи с размещением заказа на модернизированные 122-ммсистемы 9К51М «Торнадо-Г».
По сравнению с 9К51 «Град» в РСЗО «Прима» существенно улучшены показатели эффективности. В частности, для решения сходных огневых задач требуется 5−19 раз меньше боевых машин, чем при использовании «Градов». Система обладает в 7−8 раз большей площадью поражения, чем «Град», и способна находиться на огневой позиции в 4−5 раз меньше времени. В отличие от «Града», автоматизирован процесс заряжания.
Число направляющих труб для реактивных снарядов было увеличено с 40 до 50. Машина получила возможность вести стрельбу с переменным темпом (это повышает кучность и точность). Стрельба может вестись как из кабины, так и с выносного пульта.
Система применяет все типы боеприпасов РСЗО «Град», кроме того, специально для нее был разработан снаряд 9 М53Ф, оснащенный отделяемой головной частью с 36 боевыми элементами, содержащими в общей сложности 2450 готовых осколков. Использование отделяемой головной части позволяет обеспечить подход к цели, близкий к вертикальному. Это обеспечивает круговой разлет поражающих элементов при подрыве и увеличивает зону сплошного поражения. Ввод команды на установку времени отделения головной части вводится дистанционно, из кабины боевой машины.
Кроме того, для системы был разработаны кассетный снаряд 9 М53К и реактивный дымокурящий снаряд 9 М43 (применялся для постановки дымовых завес).
ТТХ системы:
- Боевая масса: 13,8 тонн
- Максимальная скорость боевой машины: до 85 км/ч по шоссе
- Запас хода: более 1000 км по шоссе
- Калибр: 122,4 мм
- Дальность стрельбы: до 20,5 км
- Время полного залпа: 30 сек
- Время перезарядки: 10 минут
- Площадь поражения: 190 тыс. кв. м.
- Длина снаряда: 302−304 см
- Масса снаряда: 70 кг
- Масса боевой части: 20−26 кг
- Расчет машины: 3 человека
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Рубрики
- Огнестрельное оружие (200)
- Современное оружие (193)
- Картинки,фотографии (183)
- Из истории (123)
- Другое (68)
- Авиация (68)
- Обсуждения (60)
- Флот (59)
- Новости (49)
- Холодное оружие (48)
- Вопросы и предложения (44)
- Старинное оружие (39)
- Афоризмы и цитаты (13)
- Бронетанковая техника (10)
- конструкторы вооружения (8)
- ракетная техника (6)
- Информационное оружие (3)
- спортивное оружие (1)
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
- Все (56)
—Постоянные читатели
- Все (471)
—Сообщества
—Статистика
Ссылки
Гуров С. В.
Миномёты |
|
Горная |
|
Гаубичная |
|
Миномёты |
|
Гаубичная |
|
Реактивная |
|
Противо танковая |
|
Миномёты |
|
Гаубичная |
|
Реактивная |
|
Гаубичная |
|
Реактивная |
|
Пушечная |
|
Гаубичная |
|
Реактивная |
|
Среднего калибра |
|
Малого калибра |
|
> 99мм |
|
> 57мм |
|
> 20мм |
|
Подвижная |
|
Содержание
В состав Полевой реактивной системы М-21, более известной как РСЗО «Град»
(Индекс ГРАУ —
9К51
) — реактивная система залпового огня) входит боевая машина БМ-21 (Индекс ГРАУ —
2Б5
, шасси «Урал-375Д», в дальнейшем была создана боевая машина БМ-21-1 на доработанном шасси грузового автомобиля повышенной проходимости «Урал-4320»), неуправляемый реактивный снаряд М-21ОФ калибра 122 мм (штатный, позже было разработано целое семейство снарядов данного калибра). Для транспортировки снарядов в ящиках могут использоваться грузовые автомобили народнохозяйственного назначения, а для транспортировки без ящиков — транспортная машина с комплектом стеллажей 9Ф37. Система М-21 была создана для вооружения дивизионной артиллерии в НИИ-147 (ныне ОАО «НПО «СПЛАВ» (г. Тула) под руководством главного конструктора Александра Никитовича Ганичева, а также смежных предприятий, среди которых НИИ-6 (г. Москва) и СКБ-203 (г. Свердловск, ныне Екатеринбург
По данным Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск) в ходе работ прорабатывались несколько типов реактивных снарядов
:
- с комбинированным пороховым стартовым двигателем и маршевым ПВРД на твердом топливе в виде четырех гондол с воздухозаборниками, которые крепились автономно в хвостовой части;
- снаряд с такой же конструктивной схемой с отличием в том, что твердое топливо маршевого двигателя было сконцентрировано в одном центральном отсеке в виде двух цилиндров, а при неполном сгорании продукты его вытекали через четыре отверстия в гондолы, где происходило их полное сгорание в воздушном потоке;
- снаряд с жесткими стабилизаторами;
- снаряд со складывающимися лопастями блока стабилизатора;
В результате проведенных работ был создан неуправляемый реактивный снаряд М-21ОФ (с осколочно-фугасной головной частью, включающей две сварные рифлёные втулки для обеспечения повышения осколочного воздействия) и двухкамерным ракетным двигателем с одним зарядом, но разных размеров, из баллиститного твердого топлива в каждой камере и блоком стабилизатора со складывающимися лопастями
Отрывок, характеризующий Прима (РСЗО)
– Что сделал? – Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки. – Наташа, полно, глупости! – сказала она, еще надеясь, что это была шутка. – Ну вот, глупости! – Я вам дело говорю, – сердито сказала Наташа. – Я пришла спросить, что делать, а вы мне говорите: «глупости»… Графиня пожала плечами. – Ежели правда, что мосьё Денисов сделал тебе предложение, то скажи ему, что он дурак, вот и всё. – Нет, он не дурак, – обиженно и серьезно сказала Наташа. – Ну так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи за него замуж! – сердито смеясь, проговорила графиня. – С Богом! – Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть не влюблена в него. – Ну, так так и скажи ему. – Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата? – Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему, – сказала графиня, улыбаясь. – Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал. – Ну всё таки надо отказать. – Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый. – Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать. – Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу. – Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу. – Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов. – Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках! – Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить. Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним. – Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа. – Г’афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся. Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать. – Г’афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво’ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п’ощайте, г’афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты. На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции. После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень. Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее. Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше. После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался. – Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер. Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого .внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции. Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его. Вошел смотритель и униженно стал просить его сиятельство подождать только два часика, после которых он для его сиятельства (что будет, то будет) даст курьерских. Смотритель очевидно врал и хотел только получить с проезжего лишние деньги. «Дурно ли это было или хорошо?», спрашивал себя Пьер. «Для меня хорошо, для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что ему есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным, а Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?», спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «умрешь – всё кончится. Умрешь и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно. Торжковская торговка визгливым голосом предлагала свой товар и в особенности козловые туфли. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня, – думал Пьер. И зачем нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души, эти деньги? Разве может что нибудь в мире сделать ее и меня менее подверженными злу и смерти? Смерть, которая всё кончит и которая должна притти нынче или завтра – всё равно через мгновение, в сравнении с вечностью». И он опять нажимал на ничего не захватывающий винт, и винт всё так же вертелся на одном и том же месте. Слуга его подал ему разрезанную до половины книгу романа в письмах m mе Suza. [мадам Сюза.] Он стал читать о страданиях и добродетельной борьбе какой то Аmelie de Mansfeld. [Амалии Мансфельд.] «И зачем она боролась против своего соблазнителя, думал он, – когда она любила его? Не мог Бог вложить в ее душу стремления, противного Его воле. Моя бывшая жена не боролась и, может быть, она была права. Ничего не найдено, опять говорил себе Пьер, ничего не придумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости». Всё в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. Но в этом самом отвращении ко всему окружающему Пьер находил своего рода раздражающее наслаждение. – Осмелюсь просить ваше сиятельство потесниться крошечку, вот для них, – сказал смотритель, входя в комнату и вводя за собой другого, остановленного за недостатком лошадей проезжающего. Проезжающий был приземистый, ширококостый, желтый, морщинистый старик с седыми нависшими бровями над блестящими, неопределенного сероватого цвета, глазами. Пьер снял ноги со стола, встал и перелег на приготовленную для него кровать, изредка поглядывая на вошедшего, который с угрюмо усталым видом, не глядя на Пьера, тяжело раздевался с помощью слуги. Оставшись в заношенном крытом нанкой тулупчике и в валеных сапогах на худых костлявых ногах, проезжий сел на диван, прислонив к спинке свою очень большую и широкую в висках, коротко обстриженную голову и взглянул на Безухого. Строгое, умное и проницательное выражение этого взгляда поразило Пьера. Ему захотелось заговорить с проезжающим, но когда он собрался обратиться к нему с вопросом о дороге, проезжающий уже закрыл глаза и сложив сморщенные старые руки, на пальце одной из которых был большой чугунный перстень с изображением Адамовой головы, неподвижно сидел, или отдыхая, или о чем то глубокомысленно и спокойно размышляя, как показалось Пьеру. Слуга проезжающего был весь покрытый морщинами, тоже желтый старичек, без усов и бороды, которые видимо не были сбриты, а никогда и не росли у него. Поворотливый старичек слуга разбирал погребец, приготовлял чайный стол, и принес кипящий самовар. Когда всё было готово, проезжающий открыл глаза, придвинулся к столу и налив себе один стакан чаю, налил другой безбородому старичку и подал ему. Пьер начинал чувствовать беспокойство и необходимость, и даже неизбежность вступления в разговор с этим проезжающим. Слуга принес назад свой пустой, перевернутый стакан с недокусанным кусочком сахара и спросил, не нужно ли чего.
Инструкция по работе с Примой Тора (Вечный Зов)
Производитель из мастерской Вечный Зов записал серию роликов по работе с Примой Тора. Автор видео, вероятно, и является владельцем данной мастерской, поэтому активно рекламирует своё оборудование при каждом удобном случае. Просмотру это совершенно не мешает.
Вам ждёт исчерпывающий рассказ про возможности и тонкости работы с Примой, а также инструкция по сборке и перегонке браги на этом самогонном аппарате. Крайне рекомендую к просмотру всем, кто хочет правильно собрать и настроить колонну с первого раза.
Внешний вид, цена и производитель аппарата Прима Тора
Прима Тора выглядит очень странно.
Внешний вид колонны Прима Тора
Даже уникальная форма нового аппарата Вейн 5 и то более понятна, хотя принцип работы у них крайне похожий. Даже в холодильник используется принцип Димрота, а не кожухотрубный, как в 99% ректификационных колонн.
Цена на аппарат зависит от комплектации. Стандартная цена всего набора с царгами составляет 15 900 рублей, а вот перегонный куб в большинстве случаев покупают отдельно или же используют старый.
Колонна в разборном состоянии
Кто производит эти аппараты? В большинстве случаев фигурирует имя Счастливчик и частная мастерская Вечный Зов. Наиболее качественные и дорогие модели делают ребята из Вечного Зова. Там ювелирная сварка, отсутствие проблем с сервисом и вообще всё хорошо, но дорого.
Я находил в интернете предложение 2 дюймовой колонны за 11 500 рублей, но доверять таким продавцам мне не хочется. Я считаю, что лучше переплатить и получить действительно качественный бренд или же не покупать вообще ничего.
Прима Тора из меди (от Счастливчика)