Пушка «Дора» железнодорожное орудие Третьего Рейха

В 1930-х годах Франция построила линию Мажино, которая представляла собой ряд укреплений для защиты страны от вторжения Германии с востока. Линия Мажино должна была служить непробиваемой стеной обороны, она представляла собой 400 км. укрепление, оснащенное пулеметными дотами, бункерами, артиллерийскими установками, наблюдательными пунктами и блиндажами. Естественно, когда одна страна разрабатывает новую оборонительную технологию, другие страны стремятся найти способ превзойти и взломать эту технологию.

фото: youtube.com

После изучения линии Мажино немецким планировщикам вермахта (объединенных вооруженных сил) стало ясно, что у них нет оружия, способного пробить эти укрепления. В 1935 году вермахт запросил у завода Krupp подготовить баллистические отчеты для стрельбы из 27,6, 31,5, 33,5 и 39,4-дюймовых (70, 80, 85 и 100 см) снарядов. Была нужна пушка, которая сможет стрелять из-за пределов зоны досягаемости артиллерии противника и при этом пробить 7 м. железобетона или 1 м. стальной брони. На заводе провели расчеты и предоставили запрошенную информацию, этим и ограничились.

В марте 1936 года Адольф Гитлер посетил завод и спросил его директора Густава Круппа, какое оружие сможет прорвать линию Мажино. Опираясь на данные недавнего отчета, Крупп ответил, что для этого необходима артиллерийская пушка 80-го калибра. Был отдан соответствующий приказ немедленно приступить к разработке такого оружия.

В начале 1937 года Крупп встретился с Гитлером и представил ему проект 33,5-дюймового орудия (80 см.), артиллерийской пушки основанной на железнодорожной базе. Гитлер одобрил проект, а верховное командование немецкой армии поручило Круппу построить три таких орудия. Пушку быстро прозвали Schwerer Gustav (Тяжелый Густав) в честь Густава Круппа. Гитлер хотел, чтобы первая пушка была готова к марту 1940 года.

Гигантская пушка Дора инженерное изыскание в эпоху войны

У Густава был огромный, нарезной ствол, который состоял из двух половин, задняя половина была закрыта кожухом. Полная длина ствола составляла 32,4 м., а его нарезка имела глубину 10 мм. К задней части ствола были прикреплены люлька и затвор. К люльке крепились четыре гидравлических амортизатора отдачи. Цапфы держали орудие в двух огромных держателях и позволяли поднимать ствол от 0 до 65 градусов.

Каждый держатель поддерживали четыре железнодорожных грузовика: два спереди и два сзади. Каждый из восьми грузовиков состоял из пяти осей, что дало Швереру Густаву в общей сложности 80 колес, которые передвигались по двум параллельным участкам железнодорожных путей. Орудие использовало дизельный генератор для обеспечения работы своих систем. Шверер Густав был 47,3 м в длину, 7,1 м в ширину и 11,6 м в высоту. Вес ствола, казенника и обоймы составлял 400 000 кг, а вся конструкция весила 1 350 000 кг.

Кроме параллельных путей, орудию был нужен путь, изогнутый на 15 градусов. У оружия не было встроенной способности к горизонтальному наведению, поэтому ему требовалось перемещение всего механизма вдоль изогнутой траектории. Были добавлены дополнительные крепления, чтобы предотвратить повреждение рельс из-за отдачи оружия. Чтобы перевезти и настроить Шверер Густав для стрельбы, требовались огромные усилия.

Оружие разобрали и доставили на 25 грузовых вагонах без учета экипажа и припасов. Рядом с местом, где должно было быть развернуто оружие, от главной железнодорожной линии проложили прямую ветку и три параллельных пути, где собирался Шверер Густав. Пушка располагалась на двух путях, а третий позволял ввозить детали и оборудование. По обе стороны трех параллельных путей был проложен монорельсовый путь, предназначенный для двух кранов, собирающих детали и перемещающих их в нужное положение для сборки.

Нацистский танк «Королевский Тигр»: сверхоружие или супермиф?

Два параллельных пути простирались от точки сборки до огневой позиции. Высокие земляные заграждения по обе стороны от двойного пути были призваны защитить пушку от атаки и замаскировать ее. Шверер Густав собирали около 250 человек в течение 54 часов, а от 2000 до 4500 человек неделями прокладывали необходимые пути и подготавливали огневую позицию орудия. Кроме того, два батальона зенитных пушек Flak защищали оружие от нападения с воздуха.

Krupp построил специальные дизель-электрические локомотивы, чтобы перевести Шверер Густав в боевое положение и транспортировать боеприпасы. Четыре локомотива под названием D 311 были соединены по два и действовали как единое целое. Каждый локомотив был оснащен шестицилиндровым дизельным двигателем MAN мощностью 940 л.с. (700 кВт). Боеприпасы доставлялись по двойным рельсам.

Подъемный механизм на задней части пушки поднимал боеприпасы на огневую палубу. Снаряд поднимался с одной стороны от пушки, а мешки с порохом и латунные гильзы – с другой стороны. Гидравлический толкатель загружал снаряд в ствол, затем следовали мешки с пороховым зарядом и гильза, после чего заряженную пушку поднимали в боевое положение. Требовалось от 20 до 45 минут, чтобы зарядить оружие и подготовить его к стрельбе. В день можно было сделать только 14-16 выстрелов.

Вес снарядов пушки Дора

Шверер Густав использовал два типа снарядов: бронебойные (AP) и взрывчатые (HE). Боеприпасы AP были длиной 3,6 м. и требовали 2100 кг. порохового заряда. Снаряд AP был изготовлен из хромоникелевой стали. Он весил 7 100 кг. и нес 250 кг. взрывчатых веществ. Начальная скорость — 720 м/с, максимальная дальность — 38 км. На максимальной дальности снаряд AP достигал высоты около 12 км. и находился в воздухе в течение двух минут. Боеприпасы HE имели длину около 4,2 м. и требовали 2240 ​​кг. боевого заряда. Они весили 4 800 кг. и переносили 700 кг. взрывчатых веществ. Начальная скорость — 820 м/с, максимальная дальность — 47 км. При ударе снаряд HE создавал воронку шириной и глубиной 10 м. Начальная скорость снарядов AP и HE была более чем в два раза выше скорости звука, и оба были оснащены баллистической носовой частью из алюминиевого сплава. Для наведения выстрелов и оценки результатов использовались самолеты-корректировщики.

Такое мощное оружие как Шверер Густав требовало огромного количества ресурсов для создания и развертывания. Его размеры и сложность строго ограничивали время и условия использования, а также делали его уязвимым к воздушным атакам.

Строительство Шверер Густав началось весной 1937 года, но изготовление огромного и сложного ствола вызвало серьезные задержки. К 1939 году руководство компанией взял на себя Альфред Крупп из-за ухудшения здоровья отца. В конце 1939 года начались испытания образцов компонентов, и снаряд АР смог успешно пробить 7 м. бетона и 1 м. стали. Стало очевидно, что Шверер Густав в полной готовности не будет готов к марту 1940 года, как требовал Гитлер.

В мае 1940 года Германия вторглась в Бельгию и Францию. Поскольку линия Мажино заканчивалась в Бельгии, а не простиралась до Ла-Манша, Германия смогла просто обойти укрепления. 25 июня 1940 года Франция сдалась Германии.

КВ-2 легендарный советский тяжёлый штурмовой танк

После падения Франции Шверер Густав оказался больше не нужен, но последовали дискуссии относительно других укреплений, против которых можно было использовать оружие. Многие в вермахте понимали, что оружие не практично и не стоит затрачиваемых ресурсов, не говоря уже о необходимом персонале.

Однако Шверер Густав был одним из личных проектов Гитлера, поэтому его развитие продолжалось. Гитлер присутствовал на пробных стрельбах во время приемных испытаний оружия в начале 1941 года в Рюгенвальде, Германия (ныне Дарлово, Польша). Дальнейшие испытания и разработки продолжались до 1941 года. Некоторые источники указывают, что во время испытаний было произведено 250 выстрелов.

Самая мощная пушка Гитлера. Сверхтяжёлое орудие «Дора»


Макет 800-мм орудия «Дора»
Самые большие пушки в истории
. «Дора» является уникальным орудием. Сверхтяжёлое 800-мм железнодорожное орудие было венцом развития артиллерии германской армии в годы Второй мировой войны. Разработанное инженерами знаменитой , это орудие было самым мощным артиллерийским средством в арсенале Гитлера.

Как это часто случалось с немецким оружием в годы войны, «Дора» потрясала воображение, но реальная эффективность орудия, а главное, вложенные в его создание ресурсы себя никак не оправдывали. Отчасти орудие повторяло судьбу сверхтяжёлого танка «Маус». Это было оружие не для войны, а для пропаганды. А после войны и для энциклопедий, справочников, художественной и научно-популярной литературы.

Лучше всего данную разработку описывает крылатое выражение, дошедшее до нас ещё из античной литературы: «Гора родила мышь». На данную пушку Гитлер и его генералы возлагали большие надежды, но полученные от использования «Доры» результаты были ничтожно малы.

Как появилась идея создания «Доры»

«Дора» изначально разрабатывалась как сверхмощное артиллерийское орудие, размещённое на железнодорожной платформе. Основными целями для пушки калибром 800-мм должны были стать французская линия укреплений «Мажино», а также пограничные форты Бельгии, к которым относили знаменитый форт Эбен-Эмаэль.
Задачу разработки орудия для сокрушения укреплений линии Мажино поставил лично Адольф Гитлер во время посещения . Это произошло в 1936 году. Стоит отметить, что у имелся огромный опыт создания сверхмощной артиллерии ещё с периода Первой мировой войны, поэтому выбор разработчика новой сверхмощной пушки был очевиден.


Установка «Дора» на позиции в Крыму

800-мм артиллерийское орудие, метающее в цель снаряды весом примерно 7 тонн, что было сопоставимо с весом лёгких танков тех лет, должно было получить углы вертикального наведения до +65 градусов и максимальную дальность стрельбы на уровне 35-45 километров. В выданном на создание орудия техническом задании указывалось, что снаряд новой пушки должен гарантированно пробивать бронеплиты толщиной до метра, бетонные укрепления толщиной 7 метров и твёрдый грунт до 30 метров.

Работами по созданию уникального железнодорожного орудия руководил профессор Эрих Мюллер, обладавший богатым опытом создания различных артиллерийских систем. Уже в 1937 году закончила разработку проекта сверхмощной пушки. В том же году военные выдали фирме заказ на изготовление сверхмощного орудия.

Стоит отметить, что несмотря на развитое состояние немецкой промышленности, проблемы в ней присутствовали. В том числе сказывались несколько финансовых кризисов, которые прокатились по Германии перед войной, а также эффект от ограничений, действовавших после Первой мировой войны во время существования Веймарской Республики. Немецкая промышленность систематически срывала поставки даже малокалиберной зенитной артиллерии, что уж говорить о сверхтяжёлой пушке, аналогов которой просто не существовало в мире.

«Дора» была полностью собрана только в 1941 году. К тому моменту линия Мажино, которую должны были крушить её 7-тонные снаряды, уже давно была взята. А форт Эбен-Эмаэль, который перед войной был причиной головной боли немецких генералов, был взят за сутки. Главную скрипку в этой операции сыграли всего 85 десантников, успешно приземлившихся в форте на планерах.

Всего в Германии полностью собрали два орудия: «Дору» и «Густава». Считается, что второе орудие назвали так в честь директора компании Густава Круппа. Этот заказ обошёлся Германии в 10 миллионов рейхсмарок. На эту сумму можно было построить для армии сразу 250 гаубиц 15 cm sFH18 или 20 240-мм дальнобойных пушек К3. Для вермахта эти орудия оказались бы значительно полезнее.

Самый большой артиллерийский расчёт в истории

Сверхмощное железнодорожное орудие «Дора» представляло собой конструкцию исполинских размеров и масштабов. Во всей литературе калибр орудия обычно указывается как 800 мм, если же быть совсем точным, орудие имело калибр 807 мм. Один только ствол этой пушки весил 400 тонн при длине 32,48 метра. Общий вес всего орудия на специально спроектированной железнодорожной платформе составлял 1350 тонн.


800-мм снаряд орудия, на заднем фоне находится танк Т-34-85

Общая длина артиллерийской установки составляла 47,3 метра, ширина – 7,1 метра, высота – 11,6 метра. Чтобы лучше себе представлять размеры установки, можно отметить, что она была чуть ниже, чем стандартная пятиэтажная хрущёвка. При этом только ствол орудия весил больше, чем 8 советских тяжёлых танков КВ-1 образца 1941 года.

Огромными были и снаряды, которыми «Дора» должна была поражать свои цели. Вес фугасного снаряда составлял 4,8 тонны, вес бетонобойного снаряда – 7,1 тонны. Это было сопоставимо с боевой массой одного из самых распространённых предвоенных танков в мире – знаменитого Виккерс Mk E (он же Виккерс 6-тонный). Дальность стрельбы фугасными снарядами доходила до 52 км, бетонобойными – до 38 км.

Сама артиллерийская установка транспортировалась до места размещения исключительно в разобранном состоянии. При этом на месте развёртывания 800-мм орудия необходимо было строить сортировочную станцию. На станцию размещения первый поезд доставлял 43 вагона, которые везли обслуживающий персонал и средства маскировки. Именно столько вагонов потребовалось, когда орудие единственный раз использовали в боевых действиях, доставив под Севастополь в 1942 году.

Второй поезд состоял из 16 вагонов, которые доставляли на место монтажный кран и различное оборудование вспомогательного назначения. Третий поезд из 17 вагонов доставлял на место части лафета и мастерские. Четвёртый поезд, состоявший из 20 вагонов, перевозил 400-тонный ствол артиллерийской системы, а также механизмы заряжания. Пятый поезд из 10 вагонов перевозил снаряды и заряды для стрельбы. В вагонах последнего поезда искусственным путём поддерживалась заданная температура воздуха – не более 15 градусов.

Оборудование только огневой позиции занимало по времени до 3-6 недель, а сама сборка и установка железнодорожной артиллерийской установки – ещё около трёх суток. Сборка орудия осуществлялась с привлечением железнодорожных подъёмных кранов с двигателями мощностью по 1000 л.с. При этом к артиллерийской установке штатно были прикреплены специалисты , всего до 20 гражданских инженеров.


Процесс заряжания сверхмощной пушки «Дора»

Хотя установка была железнодорожной, передвигаться по обычной железнодорожной колее она не могла. Передвигаться и стрелять установка могла исключительно со специально построенного сдвоенного железнодорожного пути. В ходе сборки получался гигантский железнодорожный транспортёр на 40 осях и 80 колёсах (по 40 с каждой стороны на колее сдвоенного пути).

Для оборудования позиции и обслуживания установки под Севастополем было привлечено более 4 тысяч человек. Это беспрецедентная цифра. Сюда, помимо непосредственно расчёта и людей, собирающих орудие – 250 человек, входило несколько тысяч рабочих, которые оборудовали позицию и проводили земляные и инженерные работы.

Примерно 400 человек было в приданном зенитном дивизионе. По словам Манштейна, установку под Севастополем прикрывало сразу два дивизиона, вооружённых 88-мм зенитными орудиями и скорострельными 20-мм автоматами. Также орудию придавались до 500 человек военно-химического подразделения, которое могло поставить дымовую завесу и скрыть установку от глаз противника.

Эффективность «Доры» оказалась под вопросом

Самая мощная артиллерийская установка в распоряжении Гитлера не сыграла во Второй мировой войне практически никакой роли. Эффект от стрельбы был внушительным, но выхлоп минимальным. Посуда на столах после выстрела дрожала на удалении до трёх километров, но вот прямых попаданий из такой установки на максимальной дальности добиться было почти невозможно.
Подсчитано, что под Севастополем «Дора» выпустила по различным фортификационным сооружениям осаждённого города 48 штатных снарядов. Стрельба велась с 5 по 17 июня 1942 года. Считается, что в цели попало только 5 бетонобойных снарядов (10,4 процента), падение 7 снарядов немецкие наблюдатели вообще не зафиксировали (14,5 процента). По зафиксированным 36 снарядам (за исключением попаданий) разлёт доходил до сотен метров: перелёты составляли 140-700 метров, недолёты – 10-740 метров.


«Дора» ведёт огонь под Севастополем

Ещё пять выстрелов опытными фугасными снарядами были сделаны 26 июня, результат этих стрельб неизвестен. Считается, что единственным успешным попаданием «Доры» было уничтожение крупного склада боеприпасов, укрытого в скалах на северном берегу бухты Северной. Склад, располагавшийся на глубине 30 метров, был уничтожен одним выстрелом, об этом, в частности, в своих воспоминаниях после войны писал Манштейн.

При этом высшее военное руководство Германии крайне низко оценило эффективность стрельбы орудия под Севастополем. Гитлер приказывал использовать установку для подавления фортов и береговых башенных батарей под городом, но единственным ощутимым результатом было накрытие склада.

Позднее подытожил результаты использования «Доры» и начальник Генерального штаба вермахта генерал-полковник Гальдер. Железнодорожную артиллерийскую установку он назвал настоящим произведением искусства, но при этом бесполезным. К счастью для СССР, немцы потратили 10 миллионов марок на то, что можно было использовать в целях пропаганды, а не войны. Если бы немецкие заводы произвели лишние 250 тяжёлых 15-см гаубиц, то советским воинам на фронтах Великой Отечественной войны пришлось бы тяжелее.

По некоторым данным, «Дора» могла использоваться второй раз во время подавления Варшавского восстания, но эта информация носит обрывочный и эпизодический характер. Скорее всего, под Варшавой установка не использовалась, или эффективность её применения была нулевой.

Из двух построенных установок в боевых действиях приняла участие только «Дора», «Толстый Густав» вообще ни разу не выстрелил по противнику. Третья проектируемая и строящаяся установка с новым длинным стволом 520-мм, известная как «Длинный Густав», так и не была закончена до конца войны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]