Dassault Rafale ─ грозный «Шквал» из прошлого века в современном небе

Ведущие военные разработчики разных стран почти одновременно, в 1980…90-ых годах прошлого века, пришли к мысли о необходимости создания среднего многоцелевого истребителя. Так в Европе появился проект Eurofighter Typhoon, в СССР начались работы над будущим МиГ-35. Однако французские военные конструкторы посчитали, что им необходим более легкий самолёт, способный выполнять те же функции и нести практически такое же вооружение.

Франция отказалась от дальнейшего участия её фирм в общеевропейском проекте Еврофайтер-2000 («Тайфун») и фирма Dassault Aviation начала разрабатывать истребитель «Шквал», прославившийся впоследствии как Dassault Rafale ─ грозная многоцелевая воздушная машина четвертого поколения, полностью разработанная французами.

История создания

Rafale, французский боевой самолёт, появился благодаря расхождениям военных доктрин западных стран: Германия и Англия хотели видеть в Еврофайтере-2000 могучее средство ПВО, новейший перехватчик, а Франция предпочла разработку самолёта, который смог бы заменить штурмовые «Миражи» серии «2000 D/N» или Étendard, Этандер (также разработанный ).

Новейший истребитель и штурмовик должен был использоваться не только в обороне, но и для завоевания господства в воздухе, штурмовых ударов по наземным целям, завоевания воздушного превосходства.

Разработки нового «Боевого Экспериментального Самолета» (фр. «Avionde Combat Experimentale» или ACX) начались на выпускавшей Этандеры фирме еще до выхода Франции из общеевропейской программы Еврофайтер.

Сжато историю появления одной из лучших многоцелевых воздушных машин современности можно представить так:

  • 1983, начинает разработки многоцелевого истребителя на базе «Тактического Военного Самолета»;
  • 1985, проекту присваивается название «АСХ»;
  • 1986, «Avion de Combat Experimentale» совершает первый пробный полёт;
  • 1987, проект получает название Rafale-А и турбореактивный двигатель французского же ;
  • 1990, разработан и испытан одноместный Rafale C (от «Сhasseur», «охотник», как во Франции называют истребители) и Rafalе-В (двухместный);
  • 1991, испытательные полёты с посадкой на авианосец истребителя Rafale М с усиленным стойками шасси от «Бугатти» (Messier-Bugatti).

Где-то в районе 91-95 годов многоцелевой Rafale всё же перестал быть полностью французским, появилась небольшая, но важная импортная деталь: кресло для катапультирования Martin-Baker Mk.16 (US16E), этот разработанные на «Локхиде» образец был лучше любых французских аналогов.

С 1996 года началось масштабное производство Dassault Rafale сразу и для ВВС, и для военно-морских сил Франции, в 2004 (ВМС) и 2006 (ВВС) годах самолёт поступает на вооружение Пятой республики.

Арабы обманули русских: Почему ОАЭ ставят шах и мат Су-75, купив «Рафаль»

Французская пресса ликует. Еще бы: 3 декабря было объявлено, что в первый же день визита президента Франции Эммануэля Макрона в Дубай был подписан рекордный контракт на сумму более $19 млрд (17 млрд евро) на поставку 80 истребителей Rafale и 12 военно-транспортных вертолетов Caracal Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ).

«Тринадцать лет усилий, с взлетами и падениями, были необходимы для того, чтобы закрепить успех Rafale в Объединенных Арабских Эмиратах, богатом государстве с растущим геополитическим влиянием, которое установило тесные отношения с Парижем», — пишет, например, TV5monde. В таком же духе появились публикации и в других СМИ Пятой Республики.

Истребители Rafale будут поставляться компанией Dassault Aviation Group в период с 2027 по 2031 год, что позволит «отправить на пенсию» 60 Mirage 2000, приобретенных еще в 1998 году Абу-Даби. Отметим, что Макрон продал самолеты, версию которых только предстоит разработать. Речь идет о машинах стандарта F4, появление которых, по словам президента Пятой Республики, знаменует собой «технологический, промышленный и стратегический скачки» Франции.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Рафаль принадлежит к классу однокилевых самолётов, оба двигателя расположены сзади. Выполнен по хорошо зарекомендовавшей себя еще на Миражах аэродинамической модели «утка» или «бесхвостка». При создании «Шквала» военные требовали от фирмы-производителя двух основных вещей:

  • самолет должен быть легче общеевропейского;
  • быть менее заметен для вражеских РЛС.

Инженерам из «Дассо Аваиасьон» удалось добиться элегантного решения поставленных перед ними задач, когда они решили использовать для корпуса самолёта и его крыльев три основных материала:

  • титан;
  • алюминиево-литиевые сплавы;
  • кевлар;
  • углепластик;
  • композиты.

Более 20% деталей (по массе более 25%) этого самолета изготовлены из композитов и углепластика. В итоге получилось не бездумное копирование американских stealth-технологий, а элегантное чисто европейское решение при внушительных общих ТТХ:

  • площадь крыла — 46 кв. м.;
  • размах крыла — всего 11 м (что значительно меньше аналогичной цифры у МиГов или американских многоцелевых истребителей);
  • длина ─ 15, 3 м;
  • масса (пустой самолет) ─ 9 тонн (морские, с индексом M ровно на 500 кг тяжелее);
  • масса (максимальная взлётная) ─ 21,5 тонны;
  • высота ─ 5,3 метра.

При этом машина способена развивать скорость до 2 тыс. км/час, подниматься на практическую высоту более 15 тыс. метров и технически способен выдерживать перегрузки до 9 g. Таким образом, новый многоцелевой аппарат способен совершать сверхзвуковые полёты и маневры на скорости более 1.4 М или свыше 1700 км/час. Самолет снабжен передним горизонтальным оперением для большей маневренности при резких разворотах в воздушных боях или ухода от зенитных снарядов или ракет типа воздух-воздух.

Создатели предусмотрели место и для запасных топливных баков, как подвесных (ПТБ), так и для конформных (КТБ). В случае полёта на сверхзвуке подвесные топливные баки предусмотрены меньших объемов, чем для операций на дальних расстояниях (соответственно по 1250 и 2000 л.).

Интересной особенностью самолёта являлось расположение параболических антенн авиационных РЛС: на перехватчиках их устанавливают, преимущественно, спереди, у истребителей их больше на корме. На Rafale же удачно совмещены эти схемы (позже ставшие обычными для многоцелевых проектов четвертого и «4+» поколений).

При этом радары французского истребителя оснащены с 2012 года фазированными антенными решетками (ФАР), как пассивными, так и активными (АФАР), что повышает его выживаемость.

Помимо традиционных средств РЛС, самолет снабжен такой интересной системой как разработанная специально для него SPECTRa. Название этой новейшей разработки расшифровываясь как «система защиты и предотвращения угрозам для Rafale».

Она включает в себя систему инфракрасных датчиков, предупреждающих о радиолокационном и лазерном облучении истребителя. И даже аппаратуру, способную подавлять вражеские средства РЭБ и лазерную подсветку.

Французский многоцелевой истребитель Dassault Rafale

Dassault Rafale — французский многоцелевой истребитель 4-го поколения, разработанный компанией Dassault Aviation. Данная машина является полностью французским проектом – двигатели, вооружение, авионика, а также собственное производство и на данный момент является крайним самолетом, созданным без американской или другой иностранной помощи. Разработку самолета Rafale начали в 1983 году, за 2 года до того как во Франции официально вышла из программы создания перспективного европейского истребителя FEFA, который позже получил название Eurofighter 2000. Rafale, как и Eurofighter, предназначен для использования в качестве ударного истребителя-бомбардировщика и перехватчика, способного выполнять задачи завоевания превосходства в воздухе и противовоздушной обороны, а также нанесения бомбовых ударов по наземным объектам.

В 1983 году в рамках национальной программы был разработан экспериментальный боевой самолет Avion de Combat Experimentale (ACX). Франция из проекта EFA вышла из-за того, что ее вооруженные силы, и особенно военно-морской флот, хотели получить компактную и легкую машину, масса которой составляла около 8 тыс. кг. Демонстрационный прототип ACX весом 9,5 тыс. кг в то время доводился. Впервые в воздух он поднялся 4 июля 1986 г. и помог проверить аэродинамическую схему, характеристики, конфигурацию, систему дистанционного управления, а также конструкцию с широким применением композитных материалов для проекта Avion de Combat Tactique.

Позже ACX переименовали в Rafale A. Первоначально он оснащался двумя двухконтурными турбореактивными двигателями General Electric F404-GE-400. После 460 испытательных полетов, которые включали посадку на палубу авианосца «Клемансо» (касание и уход на второй круг), один двигатель (левый) заменили на SNECMA M88-2, который был разработан специально для Rafale.

Истребитель Rafale выполнили по схеме «утка», имеет среднерасположенное треугольное крыло, с высокорасположенным передним горизонтальным оперением. Крыло оснащено двухсекционными предкрылками и односекционными элевонами.

Основным материалом для крыла служат углепластики. Законцовки консолей и обтекатель стыка крыла и фюзеляжа изготовлены из кевлара – предкрылки из титановых сплавов. 50% фюзеляжа сделано из углепластиков; для боковых панелей обшивки использован алюминиево-литиевый сплавов. Всего в конструкции планера Rafale на долю композитов приходится 20% по площади и 25% по массе. В результате, масса планера уменьшилась на 300 килограмм.

Для военно-морских сил Франции был разработан палубный вариант истребителя получивший обозначение Rafale М. Он отличается усиленной конструкцией шасси и планера, наличием под хвостовой частью фюзеляжа тормозного гака, встроенной выдвижной лестницей и так далее. На конце киля установлена система Telemir, которая обеспечивает обмен данными между навигационным оборудованием авианосца и навигационной системой самолета. Истребитель Rafale М в результате всех доработок стал тяжелее Rafale С на 500 кг.

Самолеты Rafale оснащаются шасси, выпускаемым компанией Messier-Dowty. На самолетах Rafale модификаций С и В основные опоры имеют по одному пневматику, а передняя – два пневматика. На палубном Rafale М передняя опора самоориентирующаяся. При буксировке она разворачивается почти на 360 градусов.

На истребителях Rafale все опоры убираются вперед. Все колеса оснащаются углеродными тормозами производства Messier-Bugatti.

На одноместных Rafale С и М кабина оборудуется катапультным креслом Martin-Baker Mk.16, которое обеспечивает безопасное покидание самолета на земле при стоянке. Фонарь открывается в правую сторону на шарнирах вбок. В кабине управления на приборной доске располагается три цифровых жидкокристаллических многофункциональных дисплея. В центре расположен тактический дисплей, служащий для вывода пилотажно-навигационной информации и информации, получаемой от различных датчиков. По бокам расположены дисплеи отображающих информацию о работе двигателей, гидравлической, топливной, кислородной и электрической систем, а также другого оборудования.

Силовая установка Rafale – два двухконтурных турбореактивных двигателя Snecma М88-2Е4. Тяга каждого 4970 кгс (на форсажном режиме — 7445 кгс). Для фирмы Snecma разработка двигателя М88 была достаточно сложной задачей. Заказчику был необходим двигатель, способный надежно работать при маневренном воздушном бое и при скоростном прорыве системы противовоздушной обороны на малой высоте. Тех. требованиями предусматривалось большой ресурс, низкий расход топлива на различных режимах полета и высокое отношение тяги и массы. Snecma предпочла двухвальный двигатель, который впоследствии должен был стать родоначальником двигателей третьего поколения французского производства.

Официально программа разработки двигателя М88 началась в 1986 году. В феврале 1989 года состоялось первое стендовое испытание двигателя, а в феврале 1990 года были начаты летные испытания на демонстрационном Rafale А. Окончательная сертификация произошла в 1996 году.

Для получения двигателя с высокими характеристиками разработчики использовали в конструкции двигателя различные передовые технологии. Например, диски компрессора изготавливали монолитно с лопатками, в конструкции турбины высокого давления применялись монокристаллические лопатки, для изготовления дисков турбин применили порошковую технологию. В конструкции двигателя использованы керамические покрытия, малоэмиссионная камера сгорания и композиционные материалы. Перед создателями ТРДДФ поставили задачу по обеспечению минимально возможной тепловой заметности истребителя и уменьшению дымления, чтобы снизить визуальную заметность.

При создании двигателя был использован многоэтапный подход.

На одноместных истребителях Rafale С и М во внутренних баках размещается 5900 литров топлива, а на двухместном Rafale В – 5300 литров. На 5 из 14 узлов внешней подвески возможно размещение подвесных топливных баков различной емкости. На 4 подкрыльевых узлах подвешиваются топливные баки емкостью по 1250 литров, а на центральном – емкостью 2000 литров.

Пушечное вооружение самолетов Rafale из 30-миллиметровой пушки Nexter DEFA 791B скорострельность которой составляет 2500 выстрелов в минуту. Боезапас — 125 бронебойно-зажигательных трассирующих патронов OPIT с донным взрывателем.

Ракетное вооружение состоит из: — ракет класса «воздух—воздух»: AIM-9, AIM-132, AIM-120, MICA, «Мажик» II, MBDA Meteor; — ракет класса «воздух—поверхность»: «Апач», Storm Shadow, AM.39, AASM, ASMP с ядерной боеголовкой.

Испытания и боевое применение

Экспериментальный истребитель Rafale А совершил первый полет в июле 1986 года. Первый самолет в варианте Rafale С (одноместный истребитель-перехватчик) в воздух поднялся в мае 1991 г., а первый палубный самолет Rafale М, предназначающийся для вооружения французских авианосцев, взлетел в декабре того же года. Согласно плану серийного производства ВМС и ВВС Франции будет поставлено 86 и 235 самолетов соответственно.

Первое боевое применение Rafale состоялось в марте 2007 г. во время натовской операции в Афганистане. Кроме того данные самолеты начиная с марта 2011 г. самолеты использовались в операции НАТО в Ливии против войск Каддафи.

Эксплуатация Rafale не обошлась без происшествий. 6 декабря 2007 года выполнявший тренировочный полет истребитель модификации Rafale B, летевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, в 18:30 разбился около населенного пункта Невик (центральная часть Франции). Причиной крушения стал сбой в электродистанционной системе управления полетом. Капитан Эммануэль Морьюзе – пилот самолета погиб.

24 сентября 2009 года два истребителя модификации Rafale M в 30 километрах от города Перпиньян упали в результате столкновения в Средиземное море. Авария произошла в 18:10, во время возвращения машин на авианосец «Шарль де Голль». Причиной катастрофы, согласно информации Бюро расследований происшествий при минобороны, стал человеческий фактор. Пилот одного истребителя, капитан второго ранга Франсуа Дюфло погиб. Пилот второго, капитан третьего ранга Жан Бофиль катапультировался.

28 ноября 2010 года истребитель модификации Rafale M, возвращаясь на «Шарль де Голль» упал в Аравийское море после выполнения боевого задания заключавшегося в поддержке коалиционных сил в Афганистане. Авария случилась в 100 километрах от побережья Пакистана. Причиной послужила техническая неисправность. Катапультировавшегося пилота подобрал спасательный вертолет.

2 июля 2012 года Французский палубный истребитель Rafale во время учений разбился. Инцидент произошел в Средиземном море с машиной, базировавшейся на «Шарль де Голле». Пилот катапультировался и был подобран американским вертолетом. В Средиземноморье осуществлялись совместные учения французских и американских авианосцев.

Rafale стоит на вооружении ВВС и ВМС Франции. Военно-воздушные силы приняли самолет на вооружение в 2006 году. По состоянию на 2012 год принято 38 машин модификации Rafale В и 37 машин Rafale С.

Военно-морские силы приняли на вооружение Rafale М в 2004 году. По состоянию на 2012 год имелось 36 самолетов.

Кроме этого Rafale выиграл в индийском тендере, принимал участие в тендерах на поставку истребителей в Бразилию и ОАЭ. 31 января 2012 года Rafale одержал победу в международном тендере MMRCA

Модификации:

Rafale A – опытно-демонстрационный Rafale. Был несколько больше и тяжелее, по сравнению с самолетами Rafale C/M. Оснащался парой двигателями F404-GE-400 имеющих тягу 6800 кг (16 тыс. фунтов), на их базе разработали двигатель М88. Rafale B – двухместный, наземного базирования. Заказывался как учебно-тренировочный вариант Rafale C, с сохранением всех функциональных возможностей. Rafale C – многоцелевой боевой самолет наземного базирования. Первоначальное обозначение Rafale D, переименован в 1990 году. Военно-воздушные силы Франции затребовали 250 машин в одноместном и двухместном вариантах. Rafale M – одноместный многоцелевой самолет авианосного базирования. Схож с Rafale C, но оснащается посадочным крюком, а также модифицированной носовой стойкой с изменяемой длиной. Военно-морские силы затребовали 86 машин.

Летно-технические характеристики Rafale:

Экипаж – 1—2 человека; Длина самолета – 15,3 м; Высота – 5,3 м; Размах крыла – 10,9 м; Площадь крыла – 45,7 м²; Масса пустого самолета – 10000 кг; Нормальная взлетная масса – 14710 кг; Максимальная взлётная масса – 24500 кг; Масса полезной нагрузки – 9500 кг; Масса топлива – 4700 кг; Масса топлива в подвесных топливных двигателей – 6700 кг; Двигатель – 2 двухконтурных турбореактивных SNECMA M88-2 с форсажной камерой; Сухая масса двигателя – 897 кг; Максимальная тяга – 5100 кгс каждого двигателя; Тяга на форсаже – 7500 кгс каждого двигателя; Температура газов перед турбиной – 1577 °C; Максимальная скорость – 1,8 Маха (1900 км/ч); Боевой радиус (в варианте истребителя-перехватчика) – 1093 км; Боевой радиус – 1800 км Практический потолок – 15240 м; Скороподъёмность – 305 м/с.


Подготовлено по материалам: https://ru-aviation.livejournal.com https://worldweapon.ru https://3mv.ru https://www.be-and-co.com https://www.airwar.ru https://crimso.msk.ru

Вооружение

Основное вооружение — автоматическая револьверная авиационная пушка типа «Nexter DEFA 791B» с боезапасом всего 125 патронов. Но пользуются ею крайне редко. Зато ракетное вооружение позволяет «Шквалу» как можно дольше не прибегать к этому «последнему доводу».

Может нести ракеты «воздух-воздух» типов:

  • французская ракета для малых дистанций MICA;
  • американская Сейндаундер или AIM-9 с инфракрасной головкой наведения;
  • американские же Хлопушки (Slammer) средней дальности AIM-120;
  • английские самонаводящиеся на инфракрасное излучение ASRAAM (AIM-132) для ближней дальности;
  • ультрасовременные ракеты Magique-II или Meteor.

Это вооружение для воздушных боев и достижения господства в воздухе. Для штурмовки наземных объектов могут быть установлены:

  • англо-французские авиационные крылатые ракеты Storm Shadow («Штормовая угроза»);
  • ракеты «воздух-поверхность» типа Апач, AM-39 или ASMP, причем на последние может быть установлена ядерная боеголовка.

В боевой вылет многоцелевой истребитель способен взять 12 бомб и от 8 до 12 (в зависимости от типа) ракет.

Как и было задумано, Dassault Rafale прекрасно вооружен как для воздушных боев, так и для штурмовки и подавления наземных объектов.

Первый модернизированный истребитель Rafale M для ВВС Франции

Dassault Rafale — многоцелевой истребитель

Разработка самолета была начата в 1983 году, за два года до официального выхода Франции из программы по созданию перспективного европейского истребителя FEFA, получившего позже название Eurofighter 2000.



Dassault Rafale — многоцелевой истребитель / Фото: upload.wikimedia.org
Как и Eurofighter, самолет Rafale предназначен для использования в качестве перехватчика и ударного истребителя-бомбардировщика, способного выполнять задачи ПВО и завоевания превосходства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным объектам.
Первый полет экспериментального истребителя Rafale А состоялся в июле 1986 года. Первый опытный самолет в варианте одноместного истребителя-перехватчика Rafale С поднялся в воздух в мае 1991 года, а первый опытный палубный самолет, предназначенный для вооружения французских авианосцев, Rafale М взлетел в декабре 1991 года. Планами серийного производства предусматривается поставка ВВС и ВМС Франции 235 и 86 самолетов соответственно.

Фото: upload.wikimedia.org
Модификации:
• Rafale A: прототип самолета Rafale. Он был несколько больше и тяжелее, чем самолет Rafale C/M и оснащен двумя двигателями F404-GE-400 тягой 6800 кг (16000 фунтов), на базе которых был разработан двигатель М88. • Rafale B: опытный экземпляр, заказанный как двухместный учебно-тренировочный вариант самолета Rafale C, но сохранивший все функциональные возможности. • Rafale C: два опытных экземпляра, заказанные как одноместные многоцелевые боевые самолеты. Первый самолет, заказанный в апреле 1988 г., совершил полет в феврале 1991 г. Первоначально имел обозначение Rafale D — французский термин для самолета-невидимки технологии «стелс», но в 1990 г. был переименован в Rafale C. ВВС Франции затребовали 250 самолетов в одноместном и двухместном вариантах. • Rafale M: два опытных экземпляра, заказанные для ВМС Франции как палубный одноместный многоцелевой самолет с обозначением Rafale M. Схож с самолетом Rafale C, но оснащен посадочным крюком и модифицированной носовой стойкой изменяемой длины. ВМС затребовали 86 машин.

Фото: upload.wikimedia.org
Тактико-технические показатели

Технические характеристики
Экипаж, чел1-2
Размах крыла, м10,8
Длина самолета, м15,3
Высота самолета, м5,34
Площадь крыла, кв.м46
Масса, кг:пустого — 10500 максимальная взлетная — 24500
Топливо, кг:внутреннее — 4500 ПТБ — 7500
Двигатель2 ТРД SNECMA M88-3
Максимальная тяга, кгс2 x 8870
Максимальная скорость, км/ч:крейсерская — 1100 максимальная боевая — 1390 максимальная на высоте 11000 — 2125
Скороподъемность, м/мин3700
Практический потолок около, м20000
Боевой радиус действия, км:в роли ударного самолета — 1100 в роли перехватчика — 1800
Максимальная эксплуатационная перегрузка9

Вооружение:
1 30-мм пушка GIAT M30/719B. Боевая нагрузка — 9500 кг на 14 узлах подвески. 1 х 900 кг ядерная ракета ближнего действия ASMP (100-150 килотонн). В роли перехватчика:

9 УР «воздух-воздух» MICA или 6 УР + 2 ПТБ.
В роли ударного самолета:
16 х 250 кг бомб, 2 УР «воздух-воздух» MICA + 2 ПТБ или 2 ПУ APACHE, 2 УР «воздух-воздух» MICA + 2 ПТБ или 2 х 400 кг бомбы с лазерным наведением BLG400, 2 УР «воздух-земля» AS.30L, 4 УР «воздух-воздух» MICA, 1 ПТБ, 1 контейнер FLIR + 1 контейнер ATLIS II, 2 контейнера DEFA 791B с 30-мм пушкой GIAT (2500 патронов).
В роли морского ударного самолета:
2 ПКР АМ.39 Exocet, 4 УР «воздух-воздух» MICA + 3 ПТБ.

Современные модификации

На данный момент произведено всего 165 Рафалей, при этом они, как и требуется для многоцелевого военного самолета, достаточно сильно различаются по «специализации», так как разработано более десяти модификаций этого грозного воздушного судна. Однако если не считать модифицированные специально для ВВС Индии и Египта модели (индекс «BM» и «DM» для египтян и типы «BH», «DH» для индусов), основными типами Dassault Rafale на сегодня являются:

  • одноместные, типов «D» и «M» (наземного и морского базирования соответственно);
  • модификация для военно-морских сил типа Standart F2 (на вооружении с 2006 года);
  • авианосного базирования двухместный, с индексом N;
  • самолет для использования ядреных ракет, с индексом BM.
  • В эту классификацию попадают и первые «Шквалы», но Rafale типов «А» и «В», уже не производят, а ошибочно упоминаемый на большинстве сайтов вариант Rafale С давно переименован в Rafale D.

Боевое применение

Дассо Рафаль, наряду с устаревшими «Миражами» и другими западными самолетами авианосного базирования, проверил собственные силы в боевой операции западных союзников в Афганистане (первое боевое крещение «Шквала» наземного базирования типа «D») и во вторжении объединенных сил альянса в Ливию.

Во время последней боевой операции произошло разрекламированное западными СМИ событие: в составе боевой авиации сил западных союзников, многоцелевые истребители Rafale M авианосного базирования уничтожили шесть двадцать третьих МиГов и два «Крокодила» (вертолеты МИ-35).

Позднее появилась информация, что эти перехватчики и ударные вертолеты нашего производства действительно были уничтожены Рафалями, но при штурмовке аэродрома, а не в воздухе. Так что реального и серьезного воздушного противника (впрочем, как и новейшим российским или американским многоцелевым самолетам) Рафалю пока встретить не удалось.

Сейчас тип «М» авианосного базирования активно используются с борта флагмана французских ВМС, атомного авианосца Charlesde Gaulle в сирийской компании против ИГИЛ.

Любопытно, что в качестве штурмовиков на «Шарле де Голле» используются все же … те самые «общеевропейские» Супер-Этандеры, от работы над которыми Франция в своё время отказалась, а не Рафаль.

Интересен тот факт, что, несмотря на четыре катастрофы, в которых было безвозвратно утрачено пять Дассо Рафаль (в одном из инцидентов столкнулись два таких истребителя), сообщений о том, что какой-либо «Шквал» был сбит в боевой обстановке, как наш Су-24 в 2015-ом году, не поступало.

Все аварии с французскими «небесными ястребами» происходили из-за технических неполадок, или из-за невнимательности пилота, как последняя катастрофа на совместных франко-американских учениях 2012-го года.

Сравнительные ТТХ и ЛТХ по данным индийского салона 2012

Успешный многоцелевой «Dassault Rafale» прочно вошел в историю авиастроения и развития мировых Военно-Воздушных Сил. Это было доказано, в частности, победой конструкторов из «Дассо Авиасьон» над американскими производителями военных воздушных судов из «Локхида» и «Боинга», также как и над российским бюро «МиГ» на коммерческой выставке в Индии в 2012 году.

Подробная таблица данных по Индийскому авиасалону 2012, технические и летные характеристики Rafale в сравнении с другими, тоже очень известными марками воздушных боевых машин подобного класса:

СтранаФранцияСШАСШАРоссияДругие
НазваниеDassault RafaleF-16 Fighting FalconF/A-18E/F Super HornetМиГ-35Еврофайтер Тайфун
Длина, м.15,3015,0318,3118,3115,96
Размах крыла, м.10,9010,0013,6212,0010,95
Площадь крыла, кв.м.45,727,946,530,050,0
Боевая нагрузка, кг.95007800805070007500
Вес (пустой самолёт), кг.100009979145521100011000
Подвески с вооружением14 (5 для тяжелого вооружения)11111013
Максимальная тяга на форсаже, кН.2х751х1442х982х88,32х90
Максимальная тяга, кН.2х501х842х622х532х90
Макс. скорость на высоте, М.1,82,01,82,252,25
Боевой радиус, км.138955072210001390
Практический потолок, м.15.24018.00015.00017.50019.812
Стоимость (на год проведения салона, $млн.)85-124505545120

При сличении цифр даже без калькулятора видно, что создатели Rafale сумели добиться золотой середины между массой самолета, его вооруженностью и летно-техническими характеристиками. И в отличие от МиГ-35 или Fighting Falcon, к которым возникли претензии, Rafale cмог подтвердить все проектные характеристики на испытательных полетах.

Dassault «Rafale», Истребитель

Dassault Rafale — французский многоцелевой истребитель 4-го поколения, разработанный компанией Dassault Aviation. Данная машина является полностью французским проектом – двигатели, вооружение, авионика, а также собственное производство и на данный момент является крайним самолетом, созданным без американской или другой иностранной помощи. Разработку самолета Rafale начали в 1983 году, за 2 года до того как во Франции официально вышла из программы создания перспективного европейского истребителя FEFA, который позже получил название Eurofighter 2000. Rafale, как и Eurofighter, предназначен для использования в качестве ударного истребителя-бомбардировщика и перехватчика, способного выполнять задачи завоевания превосходства в воздухе и противовоздушной обороны, а также нанесения бомбовых ударов по наземным объектам.

В 1983 году в рамках национальной программы был разработан экспериментальный боевой самолет Avion de Combat Experimentale (ACX). Франция из проекта EFA вышла из-за того, что ее вооруженные силы, и особенно военно-морской флот, хотели получить компактную и легкую машину, масса которой составляла около 8 тыс. кг. Демонстрационный прототип ACX весом 9,5 тыс. кг в то время доводился. Впервые в воздух он поднялся 4 июля 1986 г. и помог проверить аэродинамическую схему, характеристики, конфигурацию, систему дистанционного управления, а также конструкцию с широким применением композитных материалов для проекта Avion de Combat Tactique.

Позже ACX переименовали в Rafale A. Первоначально он оснащался двумя двухконтурными турбореактивными двигателями General Electric F404-GE-400. После 460 испытательных полетов, которые включали посадку на палубу авианосца “Клемансо” (касание и уход на второй круг), один двигатель (левый) заменили на SNECMA M88-2, который был разработан специально для Rafale.

Истребитель Rafale выполнили по схеме «утка», имеет среднерасположенное треугольное крыло, с высокорасположенным передним горизонтальным оперением. Крыло оснащено двухсекционными предкрылками и односекционными элевонами.

Основным материалом для крыла служат углепластики. Законцовки консолей и обтекатель стыка крыла и фюзеляжа изготовлены из кевлара – предкрылки из титановых сплавов. 50% фюзеляжа сделано из углепластиков; для боковых панелей обшивки использован алюминиево-литиевый сплавов. Всего в конструкции планера Rafale на долю композитов приходится 20% по площади и 25% по массе. В результате, масса планера уменьшилась на 300 килограмм.

Для военно-морских сил Франции был разработан палубный вариант истребителя получивший обозначение Rafale М. Он отличается усиленной конструкцией шасси и планера, наличием под хвостовой частью фюзеляжа тормозного гака, встроенной выдвижной лестницей и так далее. На конце киля установлена система Telemir, которая обеспечивает обмен данными между навигационным оборудованием авианосца и навигационной системой самолета. Истребитель Rafale М в результате всех доработок стал тяжелее Rafale С на 500 кг.

Самолеты Rafale оснащаются шасси, выпускаемым компанией Messier-Dowty. На самолетах Rafale модификаций С и В основные опоры имеют по одному пневматику, а передняя – два пневматика. На палубном Rafale М передняя опора самоориентирующаяся. При буксировке она разворачивается почти на 360 градусов.

На истребителях Rafale все опоры убираются вперед. Все колеса оснащаются углеродными тормозами производства Messier-Bugatti.

На одноместных Rafale С и М кабина оборудуется катапультным креслом Martin-Baker Mk.16, которое обеспечивает безопасное покидание самолета на земле при стоянке. Фонарь открывается в правую сторону на шарнирах вбок. В кабине управления на приборной доске располагается три цифровых жидкокристаллических многофункциональных дисплея. В центре расположен тактический дисплей, служащий для вывода пилотажно-навигационной информации и информации, получаемой от различных датчиков. По бокам расположены дисплеи отображающих информацию о работе двигателей, гидравлической, топливной, кислородной и электрической систем, а также другого оборудования.

Силовая установка Rafale – два двухконтурных турбореактивных двигателя Snecma М88-2Е4. Тяга каждого 4970 кгс (на форсажном режиме – 7445 кгс). Для фирмы Snecma разработка двигателя М88 была достаточно сложной задачей. Заказчику был необходим двигатель, способный надежно работать при маневренном воздушном бое и при скоростном прорыве системы противовоздушной обороны на малой высоте. Тех. требованиями предусматривалось большой ресурс, низкий расход топлива на различных режимах полета и высокое отношение тяги и массы. Snecma предпочла двухвальный двигатель, который впоследствии должен был стать родоначальником двигателей третьего поколения французского производства.

Официально программа разработки двигателя М88 началась в 1986 году. В феврале 1989 года состоялось первое стендовое испытание двигателя, а в феврале 1990 года были начаты летные испытания на демонстрационном Rafale А. Окончательная сертификация произошла в 1996 году.

Для получения двигателя с высокими характеристиками разработчики использовали в конструкции двигателя различные передовые технологии. Например, диски компрессора изготавливали монолитно с лопатками, в конструкции турбины высокого давления применялись монокристаллические лопатки, для изготовления дисков турбин применили порошковую технологию. В конструкции двигателя использованы керамические покрытия, малоэмиссионная камера сгорания и композиционные материалы. Перед создателями ТРДДФ поставили задачу по обеспечению минимально возможной тепловой заметности истребителя и уменьшению дымления, чтобы снизить визуальную заметность.

При создании двигателя был использован многоэтапный подход.

На одноместных истребителях Rafale С и М во внутренних баках размещается 5900 литров топлива, а на двухместном Rafale В – 5300 литров. На 5 из 14 узлов внешней подвески возможно размещение подвесных топливных баков различной емкости. На 4 подкрыльевых узлах подвешиваются топливные баки емкостью по 1250 литров, а на центральном – емкостью 2000 литров.

Пушечное вооружение самолетов Rafale из 30-миллиметровой пушки Nexter DEFA 791B скорострельность которой составляет 2500 выстрелов в минуту. Боезапас — 125 бронебойно-зажигательных трассирующих патронов OPIT с донным взрывателем.

Ракетное вооружение состоит из: – ракет класса «воздух—воздух»: AIM-9, AIM-132, AIM-120, MICA, «Мажик» II, MBDA Meteor; – ракет класса «воздух—поверхность»: «Апач», Storm Shadow, AM.39, AASM, ASMP с ядерной боеголовкой.

Испытания и боевое применение Экспериментальный истребитель Rafale А совершил первый полет в июле 1986 года. Первый самолет в варианте Rafale С (одноместный истребитель-перехватчик) в воздух поднялся в мае 1991 г., а первый палубный самолет Rafale М, предназначающийся для вооружения французских авианосцев, взлетел в декабре того же года. Согласно плану серийного производства ВМС и ВВС Франции будет поставлено 86 и 235 самолетов соответственно.

Первое боевое применение Rafale состоялось в марте 2007 г. во время натовской операции в Афганистане. Кроме того данные самолеты начиная с марта 2011 г. самолеты использовались в операции НАТО в Ливии против войск Каддафи.

Эксплуатация Rafale не обошлась без происшествий. 6 декабря 2007 года выполнявший тренировочный полет истребитель модификации Rafale B, летевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, в 18:30 разбился около населенного пункта Невик (центральная часть Франции). Причиной крушения стал сбой в электродистанционной системе управления полетом. Капитан Эммануэль Морьюзе – пилот самолета погиб.

24 сентября 2009 года два истребителя модификации Rafale M в 30 километрах от города Перпиньян упали в результате столкновения в Средиземное море. Авария произошла в 18:10, во время возвращения машин на авианосец «Шарль де Голль». Причиной катастрофы, согласно информации Бюро расследований происшествий при минобороны, стал человеческий фактор. Пилот одного истребителя, капитан второго ранга Франсуа Дюфло погиб. Пилот второго, капитан третьего ранга Жан Бофиль катапультировался.

28 ноября 2010 года истребитель модификации Rafale M, возвращаясь на «Шарль де Голль» упал в Аравийское море после выполнения боевого задания заключавшегося в поддержке коалиционных сил в Афганистане. Авария случилась в 100 километрах от побережья Пакистана. Причиной послужила техническая неисправность. Катапультировавшегося пилота подобрал спасательный вертолет.

2 июля 2012 года Французский палубный истребитель Rafale во время учений разбился. Инцидент произошел в Средиземном море с машиной, базировавшейся на «Шарль де Голле». Пилот катапультировался и был подобран американским вертолетом. В Средиземноморье осуществлялись совместные учения французских и американских авианосцев.

Rafale стоит на вооружении ВВС и ВМС Франции. Военно-воздушные силы приняли самолет на вооружение в 2006 году. По состоянию на 2012 год принято 38 машин модификации Rafale В и 37 машин Rafale С.

Военно-морские силы приняли на вооружение Rafale М в 2004 году. По состоянию на 2012 год имелось 36 самолетов.

Кроме этого Rafale выиграл в индийском тендере, принимал участие в тендерах на поставку истребителей в Бразилию и ОАЭ. 31 января 2012 года Rafale одержал победу в международном тендере MMRCA

Модификации: Rafale A – опытно-демонстрационный Rafale. Был несколько больше и тяжелее, по сравнению с самолетами Rafale C/M. Оснащался парой двигателями F404-GE-400 имеющих тягу 6800 кг (16 тыс. фунтов), на их базе разработали двигатель М88. Rafale B – двухместный, наземного базирования. Заказывался как учебно-тренировочный вариант Rafale C, с сохранением всех функциональных возможностей. Rafale C – многоцелевой боевой самолет наземного базирования. Первоначальное обозначение Rafale D, переименован в 1990 году. Военно-воздушные силы Франции затребовали 250 машин в одноместном и двухместном вариантах. Rafale M – одноместный многоцелевой самолет авианосного базирования. Схож с Rafale C, но оснащается посадочным крюком, а также модифицированной носовой стойкой с изменяемой длиной. Военно-морские силы затребовали 86 машин. Rafale N – двухместный палубный истребитель-бомбардировщик.

МодификацияRafale M
Размах крыла, м10.80
Длина самолета, м15.27
Высота самолета, м5.34
Площадь крыла, м245.70
Масса, кг
пустого снаряженного10460
нормальная взлетная18500
максимальная взлетная22500
Топливо, кг
внутреннее4500
ПТБ7500 (1 х 3000 + 2 х 2000 л и/или 2 2 х 1300 л)
Двигатель2 ТРДДФ SNECMA M88-2
Максимальная тяга, кН
номинальная2 х 73.23
форсажная2 х 92.90
Максимальная скорость, км/ч:
у земли1350
на высоте1900
Практическая дальность без ПТБ, км2000
Боевой радиус действия, км
в роли ударного самолета1055
в роли перехватчика1760
Макс. скороподъемность, м/мин19800
Практический потолок, м16765
Макс. эксплуатационная перегрузка9
Экипаж, чел1-2
Вооружение:одна 30-мм пушка GIAT M30/719B боевая нагрузка – 9500 кг на 13 узлах подвески

След в небесах военной истории и компьютерных игр

Принимая во внимание итоги «индийского тендера», а также тот факт, что из представленных на нём суперсовременных многоцелевых военных машин только Rafale принимал участие в реальных военных действиях, можно сказать, что этот французский истребитель четвертого поколения уже навеки вошел в историю авиастроения и военного дела.

Именно на основе Rafale построили аналогичные самолёты в Японии, Индии, Китае и Тайване. Правда, в индийском (кодовое обозначение «Бриллиант») и тайваньском (Цзинго) вариантах этот уникальный аппарат утратил своё многоцелевое значение и выпускается исключительно в качестве истребителя.

Особенно интересен совместный проект Китая и Пакистана «Ченду FC-1 Сяолун» (Сhengdu FC-1 Xiaolong), в пакистанской классификации — JF-17 Thunder.

Китайские и пакистанские авиаконструкторы умудрились удачно «скрестить» достоинства Дассо Рафаль и новые разработки на основе китайских модификаций МиГ-21!

Популярность многоцелевого «Шквала» доказывает и то, что с 1997 года самолеты модификаций Rafale постоянно присутствуют в одном из самых популярных зарубежных компьютерных авиасимуляторов – «Jane’sFightersAnthology».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]