Тактика — Общевойсковая: ​Построение боевого порядка в обороне​


Римская армия в III-II вв. до н.э.

К IIIв. до н.э. Рим стал сильнейшим государством Италии. В непрерывных войнах был выкован столь совершенный инструмент наступления и обороны – римская армия.

Вся ее численность обычно составляла четыре легиона, то есть две консульские армии. Традиционно, когда один консул отправлялся в поход, второй оставался в Риме. При необходимости обе армии оперировали на разных театрах военных действий.


Боевой порядок римского легиона в III в. до н.э.

При легионах находились союзные контингенты из пехоты и конницы. Сам легион эпохи Республики состоял из 4500 человек, 300 из них составляли всадники, остальные – пехотинцы: 1200 легковооруженных воинов (велиты), 1200 тяжеловооруженных солдат первой линии (гастаты), 1200 человек тяжелой пехоты составляли вторую линию (принципы) и последние 600, самые опытные воины, представляли собой третью линию (триарии).

Основной тактической единицей в легионе был манипул, состоявший из двух центурий.

Каждой центурией командовал центурион, один из них был одновременно и командиром всего манипула. Манипул имел свое знамя (значок). Первоначально это был пучок сена на шесте, затем к навершию шеста стало прикрепляться отлитое из бронзы изображение кисти человеческой руки, символа власти. Ниже к древку знамени прикреплялись боевые награды.

Вооружение и тактика римского войска в древнейшие времена существенно не отличались от таковых у греков. Однако сила римской военной организации была в ее исключительной гибкости и приспособляемости: по ходу войн, которые римлянам приходилось вести, они заимствовали сильные черты армий противника и меняли свою тактику в зависимости от конкретных условий, в которых шла та или иная война.

Вооружение пехотинца.

Так, традиционное тяжелое вооружение пехотинца, подобное гоплитскому у греков, изменилось следующим образом.

Сплошной металлический панцирь был заменен кольчужным или пластинчатым, более легким и меньше стеснявшим движения. Перестали применяться поножи, т.к. вместо круглого металлического щита появился полуцилиндрический (скутум) высотой около 150 см, закрывавший все тело воина, кроме головы и ступней.

Он состоял из дощатой основы, обтянутой несколькими слоями кожи. По краям скутум был окован металлом, а в центре имел выпуклую металлическую бляху (умбон).

На ногах легионера были солдатские сапоги (калиги), а голову его защищал железный или бронзовый шлем с гребнем (у центуриона гребень располагался поперек шлема, у рядовых солдат – вдоль).

Римское оружие

Если у греков основным видом наступательного оружия было копье, то у римлян – короткий (около 60 см) меч из высококачественной стали. Традиционный римский обоюдоострый, остроконечный меч (гладиус) имеет довольно позднее происхождение – он был позаимствован у испанских солдат, когда римляне на себе испытали его преимущества в рукопашном бою.

Кроме меча, каждый легионер был вооружен кинжалом и двумя метательными копьями. Римское метательное копье (пилум) имело длинный (около метра), тонкий наконечник из мягкого железа, завершавшийся остро отточенным и закаленным жалом. С противоположного конца наконечник имел вток, куда вставлялось и затем закреплялось деревянное древко.

Таким копьем можно было действовать и в рукопашной схватке, но рассчитано оно было прежде всего на бросок: вонзаясь в щит противника, оно сгибалось так, что его было невозможно вырвать и бросить назад.

Так как в один щит обычно попадало несколько таких копий, его приходилось бросать, и противник оставался беззащитным перед атакой сомкнутого строя легионеров.

Тактика боя

Если первоначально римляне действовали в бою фалангой, как и греки, то в ходе войны против воинственных горных племен самнитов у них сложилась особая манипулярная тактика, которая выглядела следующим образом.

Перед боем легион обычно строился по манипулам, в 3 линии, в шахматном порядке: первую составляли манипулы гастатов, вторую принципов, на несколько большем отдалении от них стояли триарии.

На флангах выстраивалась кавалерия, а перед фронтом рассыпным строем шла легкая пехота (велиты), вооруженная дротиками и пращами.

В зависимости от конкретной обстановки, легион мог образовать необходимый для атаки сплошной строй, либо сомкнув манипулы первой линии, либо вдвинув манипулы второй линии в интервалы между манипулами первой. Манипулы триариев обычно пускались в ход лишь тогда, когда ситуация становилась критической, обычно же исход боя решался двумя первыми линиями.


Триарии и принципы

Перестроившись из предбоевого (шахматного) порядка, при котором легче было соблюдать строй, в боевой, легион ускоренным шагом двигался на противника.

Велиты составляли первую волну атакующих: забросав вражеский строй дротиками, каменными и свинцовыми ядрами из пращей, они затем отбегали на фланги и в промежутки между манипулами. Легионеры, оказавшись в 10–15 м от врага, обрушивали на него град копий-пилумов и, выхватив мечи, начинали рукопашный бой. В разгар сражения конница и легкая пехота защищали фланги легиона, а затем преследовали бегущего противника.

Лагерь

Если битва складывалась неудачно, у римлян была возможность найти защиту в своем лагере, который ставился всегда, даже если армия останавливалась всего на несколько часов.

Римский лагерь был прямоугольным в плане (впрочем, там, где было возможно, использовались и естественные укрепления местности). Он был окружен рвом и валом. Верх вала был дополнительно защищен частоколом и круглосуточно охранялся часовыми. В центре каждой стороны лагеря были ворота, через которые армия могла в короткий срок войти в лагерь или выйти из него.

Внутри лагеря, на расстоянии, достаточном, чтобы туда не долетали вражеские метательные снаряды, ставились палатки солдат и командиров – в раз и навсегда определенном порядке. В центре стояла палатка полководца – преторий. Перед ней находилось свободное пространство, достаточное, чтобы выстроить здесь войско, если военачальнику это требовалось.

Лагерь был своего рода крепостью, которую римская армия всегда возила с собой. Не раз случалось так, что противник, уже одолев римлян в полевом сражении, терпел поражение при попытке штурма римского лагеря.

Подчинение Северной и Средней Италии

Непрерывно совершенствуя свою военную организацию, используя войска покоренных народов (так называемых союзников) для собственного усиления, римляне в начале III в.до н.э. подчинили себе Среднюю и Северную Италию.

В борьбе за Южную им пришлось столкнуться с таким опасным и неведомым прежде врагом, как Пирр, царь греческого государства Эпир и один из самых талантливых полководцев эпохи эллинизма.

Передвижения

Обход. Команда «Налево (направо)в обход шагом МАРШ!».

Противоход. Команда «Противоходом налево (направо) МАРШ!».

Движение «змейкой» — несколько противоходов подряд. Величина «змейки» определяется по первому противоходу. Команды «Противоходом налево (направо) шагом МАРШ!», ««Змейкой» МАРШ!».

Движение по диагонали. Команда«По диагонали МАРШ!»подается, когда направляющий подходит к углу зала.

Перестроение отряда из колонны по одному в колонну по три (по четыре) производится по команде «Отряд, в колонну по три (четыре) шагом МАРШ!» (на ходу — «МАРШ!»). По этой команде первое звено обозначает шаг на месте, остальные звенья, выйдя слева на линию первого, также обозначают шаг на месте, образуют походную колонну по три (по четыре). После этого подается команда «ПРЯМО!» или «Отряд, СТОЙ!».

Обратное перестроение отряда из колонны по три (по четыре) производится по команде «Отряд, в колонну по одному шагом МАРШ!» (на ходу — «МАРШ!»). По этой команде первое звено идет прямо, остальные обозначают шаг на месте и по мере выхода звеньев из колонны поочередно по команде своих звеньевых «ПРЯМО!»начинают движение полным шагом, следуя в затылок впереди идущего звена.

Перестроение в движении из колонны по одному в колонну по два (три, четыре и т. д.) поворотом. Команда «В колонну по два (три, четыре и т. д.) налево (направо) МАРШ!». После поворота первой группы следующие группы делают поворот на том же месте, что и первая, по команде своего замыкающего. При необходимости в этом перестроении можно дать указание об интервале и дистанции. Для обратного перестроения подается команда «В колонну по одному направо (налево) в обход шагом МАРШ!».

Перестроение колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблениями сведением. Команда «Через центр МАРШ!», как правило, подается в середине верхней или нижней границы зала. Команда «Направо и налево в обход в колонны по одному МАРШ!» подается на противоположной середине. Действия: первые номера идут направо, вторые—налево в обход. Команда «В колонну по два через центр МАРШ!» подается при встрече колонн в середине зала, где начиналось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить колонны по четыре, восемь.

Обратное перестроение называется разделением и слиянием.

Тактика римских войск, построение боевых линий

Тактика ведения боя римлянами – смена линий.

Если гастатам не удавалось оттеснить противника, то они по сигналу трубы вновь открывали интервалы, центурии заходили одна за другую, и первая линия отходила за принципов, после чего те в свою очередь тем же путем образовывали сплошную линию и вступали в бой.

Если же их тоже ожидала неудача, то гастаты и принципы вместе отходили за триариев, те смыкали свою линию, и под прикрытием их копий все войско отступало;

  • основных отличительных особенностей воинов в легионе, их вооружении;
  • особенности и влияние на римлян их противников – вольски, самниты, галлы, македоняне, карфагеняне.
  • римская армия была не только одной из самых сильных, но и одной из самых многочисленных в мире.

Постоянная армия римлян состояла из 4 легионов и конницы, и в общей сложности насчитывала 20 000 человек. В действительности римская армия была более многочисленной;

  • военная служба рассматривалась как знак чести, без которого общественное признание и продвижение по службе были невозможны;
  • основной единицей римской армии был легион.

Он состоял из 4000 пехотинцев, а в периоды особой опасности — до 5000. Легион был разделён на 10 манипул гастатов, 10 манипул принципов и 10 манипул триариев. Манипула состояла из двух центурий по 70-80 человек.

Когда легион развёртывался в боевой порядок, то образовывал 3 линии — гастатов, принципов и триариев.

Гастаты и принципы были вооружены пилумом, щитом, мечом. Триарии, опираясь на колено, были готовы заполнить любую брешь впереди стоящих.

Повороты в движении

Для поворота направо и налево движущегося отряда подаются команды «Напра-ВО!», «Нале-ВО!». Исполнительная команда отдается одновременно с постановкой одноименной повороту ноги.

По этой команде нужно сделать шаг другой ногой, повернуться на носках, одновременно с поворотом вынести вперед одноименную ногу и продолжать движение в новом направлении. Поворот кругом исполняется по команде «Кругом МАРШ!». Исполнительная команда дается под правую ногу, затем делается шаг левой ногой, потом правой вперед и несколько влево, резко повернуться на носках налево кругом, передавая тяжесть тела на правую ногу, с левой ноги продолжить движение в новом направлении. Повороты в движении бегом выполняются по тем же командам, что и при движении шагом.

Для перемены направления подается команда «Отряд, правое (левое) плечо вперед МАРШ!». Направляющий заходит налево (направо) до команды «ПРЯМО!». Остальные следуют за ним. На площадках, в залах перед командой «МАРШ!» можно добавить команду «В обход!».

Для старшего возраста

  • 1-е занятие

Выполнение команды«В одну шеренгу по звеньям становись!». Расчет по два, перестроение в две шеренги и обратно. Перестроение из колонны по одному в колонну по три. Бег в легком темпе (5—6 мин). Упражнения с гимнастическими палками. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Упражнения в преодолении препятствий. Переноска товарища. Эстафета с переноской товарища.

  • 2-е занятие

Перестроение из колонны по одному в колонну по три. Повороты в движении. Бег в легком темпе (6—8 мин—игра «Обгони колонну»): последний в колонне передает эстафетную палочку предпоследнему и с ускорением выбегает вперед, в голову колонны, продолжающей бежать медленно. Предпоследний повторяет его действия. Упражнения с малыми мячами. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Упражнения в метаниях в цель (игра «Кто больше»).

Для младшего возраста

  • 1-е занятие

Игра «Как мы будем строиться». Ознакомление со зрительными сигналами: поднятая в сторону левая рука — построение в шеренгу, поднятая вверх рука — построение в колонну.

Игра «Салки простые и с приседаниями». Во втором варианте салка не может салить того, кто присядет.

Игра «По местам!». Отряд строится по зрительному сигналу. Повороты на месте: направо, налево, кругом прыжком, по разделениям и без разделений.

Имитационные упражнения: «вертолет», «грибок», «лес шумит», «дровосек», «хлопушки», «попрыгунчики». Имитация ходьбы и бега через речку вброд (высоко поднимая ноги). Челночный бег 3х10 м. Прыжки из глубокого приседа (попарно).

Игра «Слушай сигнал!». При ходьбе в колонне по сигналу руководителя (хлопок или свисток) поставить руки на пояс, по двум сигналам — руки в стороны, по трем — руки вверх. Кто допускает ошибки, уходит в конец колонны.

  • 2-е занятие

Команды «На месте шагом марш!», «Отряд, стой!». Повороты на месте налево, направо без разделений, кругом по разделениям. Имитация походки великанов, карликов, медведей, гусей. Игры «К своим флажкам!», «Вызов номеров». Прыжки«по кочкам», с места, толкаясь одной ногой. Метание теннисного мяча в цель (игра «Чей мяч подпрыгнет выше»).

  • 3-е занятие

Построение в колонну и шеренгу. Повороты на месте. Маршировка с хлопками. Они соответствуют номерам упражнений, приведенных в разделе «В ненастную погоду». Бег, высоко поднимая бедро. Игра «Мы—ребята-октябрята». Прыжки в высоту через планку или веревочку (30 см) с трех шагов или небольшого разбега. Упражнение в метании. Игра «Отряд, смирно!».

Для среднего возраста

  • 1-е занятие

Здесь и далее каждое занятие следует начинать с элементов строя, которые затем войдут в смотр строя и песни. Исполнение команды«В одну шеренгу по звеньям становись!»(«Кто быстрее»). Повороты на месте (игра «Кто четче исполнит»). Пробежка в медленном темпе (2—3 мин). Упражнения с малыми мячами. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Все упражнения выполняются на качество. Переноска товарища способом«кресло». Эстафета с метанием малого мяча.

  • 2-е занятие

Выполнение команды «В колонну по три становись!». Маршировка отряда в колонне по три. Перестроение в колонну по одному. Пробежка в медленном темпе (3—5 мин). Упражнения с гимнастическими палками. Прыжковое упражнение. Упражнение в метании. Упражнения в преодолении препятствий. Подвижная игра.

Спортивный строй

Строевые приемы на занятиях по физическому воспитанию необходимы для быстрой организации коллектива на площадке, в зале, на свежем воздухе, общего сбора лагеря при проведении спортивных праздников.

При правильном выполнении команд повышается эмоциональное состояние детей. Строевые упражнения способствуют также формированию правильной осанки. Не случайно они обычно входят в школьную программу по предмету «Физическая культура» во всех классах.

Однако негативное отношение к строю, особенно в последнее время, стало чуть ли не нормой. А причина этого—поведение взрослых. Повторяющиеся изо дня в день большей частью неправильные команды, подаваемые не в командной форме, делают свое дело.

Тем не менее без разумной строевой подготовки не обойтись. Нам надо учить подростков основам строя (коллективным действиям). Однако не повторять прежних ошибок, когда эту «науку» превращали в нудный, обязательный предмет. А это значит — учить играя и только тому, без чего действительно не обойтись. И помнить, что у этой игры свои законы. Вот некоторые из них:

  • без нужды не подавай команды;
  • не подавай их часто, если подать, то обязательно в волевой повелительной тональности;
  • добейся, чтобы команда была выполнена всеми и правильно;
  • заранее продумай целесообразность построения отряда (звеньев).

Командный язык

Команды должны подаваться четко, громко, властно. Они разделяются на две части—предварительную и исполнительную, например «Шагом МАРШ!», «Напра-ВО!» (исполнительная часть команды выделена крупным шрифтом). Команды могут быть только исполнительные, например «СМИРНО!», «СТАНОВИСЬ!».

Предварительная команда произносится отчетливо, громко и протяжно. При этом учащийся принимает положение «смирно», а в движении ногу ставит тверже.

Исполнительная команда подается после паузы, громко, отрывисто, энергично. По исполнительной команде производится четкое ее выполнение.

Подавая строевые команды, руководитель обязан принять основную стойку: Стойка«смирно»сама по себе обращает внимание учащихся на то, что должны последовать команда или распоряжение, и выполняют их более организованно, быстрее, копируют в строю стойку руководителя.

О понятиях«налево»и«влево»: команда «Налево!» — это движение в указанную сторону с одновременным поворотом, например «Налево на два шага разом-КНИСЬ!». По этой команде учащиеся должны повернуться налево и, глядя назад через плечо, разомкнуться на дистанцию два шага.

По команде «Влево приставными шагами на два шага разом-КНИСЬ!» размыкание выполняется без поворота налево.

Порядок подачи команды при перестроениях в движении: назвать строй, направление движения, способ передвижения. Например, при перестроении колонны по одному в колонну по три поворотом в движении подается команда «В колонну по три налево (направо) МАРШ!».

Основные строевые понятия

Строй — установленное размещение занимающихся для совместных действий.

Фланг — правая и левая оконечности строя. При поворотах строя названия флангов не меняются.

Фронт — сторона строя, к которой занимающиеся обращены лицом.

Шеренга — строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

Интервал — расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).

Колонна — строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу. В колонне глубина строя больше ширины или равна ей.

Дистанция — расстояние между занимающимися в глубине (в колонне).

Направляющий — идущий в колонне первым.

Замыкающий — идущий в колонне последним.

Размыкания и смыкание

Размыкание на месте производится по команде «Направо (налево) разом-КНИСЬ!» или «Направо (налево) на столько-то шагов разом-КНИСЬ». Все, за исключением того, от которого размыкаются, делают поворот в указанную сторону и учащенным шагом идут вперед, смотря на идущего сзади, и, после того как он остановится, делают указанное количество шагов, останавливаются и делают поворот в сторону фронта. Если интервал не указан, то размыкаются на один шаг. Смыкание производится в обратном порядке по команде «Направо (налево) сом-КНИСЬ».

Размыкание приставными шагами. Команда «Влево (вправо, от середины) на столько-то шагов приставными шагами разом-КНИСЬ». Начинают размыкание стоящие с краю, затем последовательно через каждые два счета вступают остальные. Для смыкания подается команда «Влево (вправо, к середине) приставными шагами сом-КНИСЬ».

Размыкание одной шеренги уступами производится в три или четыре шеренги. Для размыкания в три шеренги подается команда «На шесть, три на месте РАССЧИТАЙСЬ» или «На четыре, два на месте РАССЧИТАЙСЬ», а для размыкания в четыре шеренги — «На девять, шесть, три на месте РАССЧИТАЙСЬ» или «На шесть, четыре, два на месте РАССЧИТАЙСЬ». После расчета подается команда «По расчету равнение направо шагом МАРШ!». Из шеренги выходят в соответствии с расчетом или стоят на месте.

Смыкание производится по команде «На свои места шагом МАРШ!». Вышедшие вперед поворачиваются кругом, возвращаются в исходное положение и самостоятельно поворачиваются кругом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]