Авианосец «Адмирал Кузнецов»: от похода в Сирию до аварии плавучего дока в Мурманске

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» или просто Адмирал Кузнецов – единственный корабль проекта 1143.5, состоящий на службе Военно-морского флота России. Строился авианосец в Николаеве (Украина), там же, в 1987 году, был спущен на воду. Свое название корабль получил только в 1990 году, а до этого был известен как «Рига» и «Тбилиси». Главное задание авианосца – поддержка десантных операций. На корабле длиной 305 и шириной 75 метров может поместиться 28 самолетов и 24 вертолета.

Что случилось с авианосцем Адмирал Кузнецов в Сирии

Несмотря на то, что на службе ВМФ авианосец Адмирал Кузнецов находится уже больше 25 лет, вспомнили о нем только в 2016, когда СМИ узнали о возможном участии корабля в операции в Сирии.

Поскольку авианосец числится в составе Северного флота, чтобы попасть в Средиземное море ему пришлось обогнуть всю Европу. Поход начался 15 октября и длился чуть больше 14 дней. Маршрут корабельной группы, флагманом которой стал Адмирал Кузнецов, пролегал мимо стран НАТО, поэтому неудивительно, что за его передвижением следили в оба.

Диверсия на «Кузнецове» оказалась удачной…

На тяжёлом авианесущем крейсере Северного флота «Адмирал Кузнецов» произошёл пожар, в ходе которого погиб человек, а ущерб оценивается в десятки миллионов рублей и минимум полгода продления ремонта

Это в любом случае была диверсия,

– решительно ответил один из понимающих в своём деле морских специалистов на вопрос Царьграда о возможности такого варианта.

А вопрос, признаём, был закономерен. По сообщениям из Мурманска, здесь на ремонтирующемся у стенки 35-го судоремонтного тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» произошёл довольно значительный и весьма неприятный пожар. О ходе его ликвидации сообщалось до поздней ночи. Хотя, по словам президента Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова, загорание было локализовано, причём сказано это было ещё в районе 15 часов. Данные о пострадавших разнятся, но это не менее 12 человек. Один человек, матрос-контрактник, погиб, ещё один, офицер службы живучести, числится, по последним сообщениям, пропавшим без вести.

Пожар на крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Фото: vk.com / murmanskgroup / Globallookpress

Причина пожара – человеческий фактор

Причиной инцидента глава ОСК, в которую структурно входит «Звёздочка», назвал «человеческий фактор». Согласно тому, как передали его слова информационные агентства, причиной возгорания стало то, что при сварочных работах в первом энергоотсеке корабля «произошло попадание окалины на нижние палубы». А там находились демонтированное оборудование и остатки горючих жидкостей. Этот, как его назвали в сообщениях, «мусор» и загорелся.

Далее источниками информагентств высказывалась версия, что в результате этого загорелся кабель, проложенный по разным отсекам и палубам корабля, что осложняло тушение пожара. Дополнительным проблемным фактором стало то, что кабель будто бы был плавким и горючим.

Не исключено, что по меньшей мере часть правды в этих сообщениях есть, так как в течение дня поступали сообщения об увеличении площади горения с первоначальных 20 кв. метров до 120, 400 и даже 600 кв. метрах. Хотя, конечно, кабель из пожароопасных материалов – это нечто, что заставляет скептически хмыкнуть.

Впрочем, «Кузнецов» был заложен ещё в 1982 году, а в те годы уже могло быть всякое. Образцом надёжности корабль на флоте никто во всяком случае не считал. Поломки на нём случались, включая даже такие неприятные, как отказ аэрофинишёра, вызвавший даже потерю самолёта. И случилось это в самый неподходящий момент – когда «Кузя» призван был проверить себя в ходе боевой операции, а заодно продемонстрировать мощь русского оружия в Сирии в 2016 году. Да и регулярное прохождение ремонтов в 2001-2004 годах, затем в 2008-м и 2015-м говорят сами за себя.

Пожар на крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Фото: vk.com / dtpmurman

Как бы то ни было, налицо нарушение техники безопасности при проведении сварочных работ. Моряки, с которыми на эту тему беседовал Царьград, отметили, что действующие регламенты требуют убрать все пожароопасные материалы, не говоря уже о «промасленной ветоши», – от которой всё, как говорят, и загорелось, – прежде чем приступать к сварочным работам. Да о чём говорить, когда даже ответственный таджик железяку на даче «болгаркой» режет, загородив искры листом металла!

Чего ожидать дальше

В любом случае в этом нет ничего хорошего,

– ответил Царьграду на вопрос, как оценивать случившееся и чего ждать дальше, один из не раз доказывавших свою компетентность морских специалистов.

Пока трудно судить, что реально произошло, находясь не на месте происшествия, подчеркнул он, но пожар на корабле – всегда несчастье. И почти всегда – признак чьей-то некомпетентности или разгильдяйства. А уж если корабль такой старый, как «Адмирал Кузнецов», внимательность при проведении огнеопасных работ на нём должна быть самой высокой пробы.

Как бы то ни было, налицо нарушение техники безопасности при проведении сварочных работ. Фото: Karl-Heinz Spremberg / Globallookpress

С другой стороны, отметил собеседник, никакой особенной сенсационности в таком происшествии нет. Подобные инциденты происходят во всех странах и во всех флотах.

Да, тот самый человеческий фактор, – развёл руками эксперт. – Всегда был, всегда будет.

Именно в этом смысле назвал диверсией случившееся другой собеседник Царьграда.

Да, в каноническом смысле под диверсией понимается целенаправленное действие вражеской агентуры, направленное на нанесение вреда объектам противника, – согласился он. – Но если рассуждать не по канону, а по существу, то какая в принципе разница, кто поджёг корабль – чужой диверсант или свой разгильдяй? При, если говорить по старине, объективно вменяемом содействии тех, кто должен был контролировать обеспечение и ведение ремонтных работ. И какая разница, умышленно это было сделано или по детской незамутнённости сознания, если убытков на миллионы, а сроки ремонта явно уйдут вправо?

Впрочем, представителя «Звёздочки», как и ОСК, покамест заверяют, что сроки окончания ремонта «Адмирала Кузнецова» – а это 2022 год – не сдвинутся. А некоторые источники уверяют, что, мол, оборудование из подвергшихся опасности отсеков было демонтировано прежде и не пострадало, а погоревший кабель, дескать, всё равно намеревались менять на более новый и безопасный.

Крейсер «Адмирал Кузнецов» Фото: Sergei Fokin / Shutterstock.com

Насколько верить этим словам и заверениям – каждый может решать сам. Но в любом случае надо принять во внимание, что после подобных ЧП плотный туман умолчаний, недосказанностей, переложения вины и бодрых заверений прячет истинную картину не менее, нежели тот едкий дым, что клубился над «Кузей» и мешал быстрому обследованию пострадавших отсеков крейсера.

Пока ни о чём определённом в смысле сроков, цены и прочего для окончания ремонта говорить не приходится, – подчеркнул в разговоре с Царьградом компетентный эксперт в морской отрасли. – Пока нет полноценного обследования повреждений, пока нет дефектации – говорить, в общем, не о чем. В любом случае можно повторить только одно: ничего хорошего в этом нет…

Цена вопроса

По меньшей мере один погибший – это уже чрезмерная цена за любую аварию. Если она стала следствием «человеческого фактора», то и вдвойне.

Но и, кроме того: действующий контракт на ремонт «Кузнецова», включающий прежде всего модернизацию энергосистем и вооружения корабля, оценивается в открытых источниках в около 60-65 млрд рублей. Во всяком случае такая цифра приводится в компетентном издании «Коммерсантъ», и эти данные не опровергают и источники Царьграда. Коли так, то это примерно равно цене трёх (!) ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) четвёртого поколения типа «Борей».

Неплохая цена «нарушения техники безопасности»?

Нет, понятно, что нынешний пожар не сорвёт ремонт «Адмирала Кузнецова» полностью. Вполне может быть, что даже и не отодвинет вправо график ремонтных работ. Но сама цена вопроса – не данного конкретного возгорания, а всего комплекса работ на авианесущем крейсере – должна как минимум предполагать сугубое предохранение от разгильдяйства и безответственности. Сравнимое с обороной в море от вражеской авианосной группировки.

Иначе в самом деле – какое объективное отличие от диверсии или попадания противокорабельной ракеты врага?

Авария авианосца Адмирал Кузнецов на плавучем доке в Мурманске

На раскачку у Москвы ушло 2 года, и в апреле 2022 Минобороны России объявило о ремонте корабля стоимостью 60 млрд рублей. По апрельскому курсу это составило примерно 1 млрд долларов. Напомню, что стоимость нового французского универсального корабля типа «Мистраль» составляет 1,1 млрд долларов. Именно эти корабли Россия планировала приобрести до аннексии Крыма.

Сразу после этого авианосец исчез с радаров СМИ, пока 30 октября не утопил плавучий док-50. Док, принадлежавший 82-ому судоремонтному заводу в Мурманске, считался одной из самых больших судостроительных конструкций в мире – согласно официальной документации, ее длина составляла целых 330 метров, а ширина – все 80. В свое время пресловутый плавучий док-50, ныне покоящийся на глубине более 30 метров, был заказан у Швеции, завершившей сборку только в 1980 году.

Что послужило причиной аварии – неясно до сих пор. Согласно первой версии, док получил повреждения, когда авианосец выходил из него. В ходе этого маневра с конструкций дока упали два башенных крана, один из которых приземлился на корабль. Позже СМИ сообщили, что причиной аварии мог стать обрыв обледеневших проводов, из-за которых док оказался обесточен. Цистерны с воздухом, на которых держался док, наполнились водой, и конструкция начала погружаться под воду.

Правительство подтвердило гибель одного из работников, еще трое, упавшие с дока, оказались в реанимации. Всего с ПД-50 было эвакуировано не менее 70 человек.

Километры корабельных коридоров

В Кремле прокомментировали ЧП с плавдоком в Мурманске

Военные моряки и представители промышленности продолжают осматривать ТАВКР «Адмирал Кузнецов» на предмет повреждений после аварии плавучего дока ПД-50. Чтобы получить точную картину состояния крейсера, они обследуют внутренние помещения общей протяженностью в несколько десятков километров. Кроме того, комиссии по расследованию причин случившегося предстоит ответить на три основных вопроса, главный из которых — что случилось с системами резервного электроснабжения плавучего дока.

Первоначально сообщалось, что причиной нештатной ситуации стал сбой подачи электроэнергии от городской сети. Но позже в заявили, что отключений в ночь на вторник не было, и сети, питающие подстанцию завода, работали в штатном режиме.

Кузнецов_1


Плавучий док ПД-50

Фото: wikimapia.org

Уголовное дело возбудили по факту ЧП с плавдоком в Мурманске

К работам привлечены водолазы аварийно-спасательной службы Северного флота и подводные беспилотники. По словам источника «Известий» в главкомате ВМФ, водолазы уже осмотрели подводную часть «Адмирала Кузнецова». Во время нерасчетного спуска на воду он получил несколько ударов. Часть из них пришлась ниже ватерлинии. По предварительным данным, с внешней стороны там обошлось без серьезных повреждений. Теперь надо понять, не было ли повреждений внутри корабля. Поэтому команде предстоит осмотреть все палубы по периметру. Особенно непросто процесс будет проходить на нижних палубах. Там находятся складские помещения, места для размещения личного состава и оружия и технических средств морской пехоты. Многие помещения на этих палубах опечатаны и не открывались с советских времен.

По предварительной версии, причиной аварии стал отказ бортового электрического оборудования. По словам экс-начальника Главного штаба ВМФ адмирала Валентина Селиванова, когда плавучий док и корабль находятся возле берега, они питаются от городской сети. Но на доке есть и собственные дизель-электрогенераторы. И во время таких энергозатратных и ответственных мероприятий, как погружение и всплытие, свои источники энергии тоже должны быть задействованы. Они должны находиться в готовности на случай перебоев с подачей электричества с берега. Почему они не сработали — главный вопрос, который предстоит выяснить комиссии.

Один человек пропал после ЧП с плавдоком в Мурманске

— Необходимо выяснить, что случилось с резервными дизель-электрогенераторами, — пояснил «Известиям» Валентин Селиванов. — Их мощностей достаточно, чтобы док был полностью автономен. Энергия подключается с берега, чтобы экономить моторесурс дизельных генераторов. Но во время погружения и всплытия дока они должны работать или хотя бы находиться в готовности.

Где сейчас авианосец Адмирал Кузнецов?

Позже представитель Объединенной судостроительной корпорации сообщил о том, что авианосец Адмирал Кузнецов получил повреждения, а именно – пробоину 4 на 5 метров. Чиновник заявил, что, поскольку речь идет о ремонте металлических конструкций, то это стандартная работа с которой сварщики управятся за неделю.

Сейчас авианосец Адмирал Кузнецов находится на штатном месте стоянки в доке 35-ого судоремонтного завода в Мурманске. Можно ли там заварить дыру, полученную во время аварии – неизвестно, но ни о какой модернизации и капремонте без плавучего дока теперь не может быть и речи.

Архитектура судна

Крейсер «Адмирал Кузнецов» существенно отличается от своих предшественников проекта 1143. Его сквозная полетная палуба с термостойким покрытием, трамплин в носовой части, бортовые самолетоподъемники создают все условия для взлета и посадки истребителей. Корпус с 7-ю палубами и 2-мя платформами выполнен по сварной технологии. Дно – прочное, двойное расположено по всей длине авианосца. Ангар состоит из 4 отсеков, разделенных перегородками из огнестойкой стали. Систем транспортировки авиации – полуавтоматика. Самолеты перемещаются и располагаются в ангаре со сложенными крыловыми консолями, а вертолеты – складывают лопасти винтов. Место для ремонта авиации расположено на корме. Корабль проекта 1143.5 был первым в отечественном кораблестроении, для которого использовалась подводная конструктивная защита. Часть корпуса, располагающаяся над водой, изготовлена по технологии экранирования. Облик, который получил крейсер «Адмирал Кузнецов», соответствует типовому авианосному кораблю со сплошной палубой для посадки и взлета авиации. Островная надстройка несколько смещена на правый борт. Так улучшаются возможности для принятия авиатехники и маневренность судна.


Флагман Военно-Морского Флота России

Оценка проекта и перспективы

Авианосец давно прозван в народе “Кузей”, и, несмотря на постоянные ремонтные работы, “Кузя” завоевал себе достаточно хорошую славу.

Авиакрейсер стал первым в своем роде во флоте Советского Союза, а затем и ВМФ РФ. Это первый корабль, который смог принимать и обеспечивать взлет обычным самолетам. Однако наличие трамплина для взлета открывает только одно направление для взлета самолетов, что и является основным недостатком крейсера.

Возможности крейсера сильно сократили проблемы финансирования в период распада Советского Союза, вследствие которых не были выпущены вертолеты и истребители, позволяющие полностью раскрыть весь технический потенциал авиакрейсера.

В целом, на сегодняшний день это полностью готовый к службе боевой корабль, который продолжают модернизировать. Он единственный в своем роде, и более подобных авианосный крейсеров строить не планируют.

По мнению критиков, судьба корабля могла сложится иначе, если бы в своем время конструктор не привлек внимание к этому проекту и не взял бы на себя ответственность за его реализацию. Именно благодаря Белову Л.В. российский флот пополнился таким тяжелым авианесущим крейсером. Однако сегодня вопрос перспектив флагмана зависит от финансирования и модернизации корабля.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]