Истории подводных войск России
На протяжении всей своей жизни Россия была военной державой, поэтому нет ничего удивительного в том, что правительство решило не отставать от всего мира и в свой флот зачислила в 1903 году первое подводное судно, что положило основу подводного флота.
Первые проекты подводных лодок
«Дельфин» считается первой полноценной подлодкой самой большой страны мира, до неё была ещё «Петр Кошка», но она была очень маленькой, и служила только маленьким судном для скрытого проникновения на территорию противника и высадки разведки. В 1904 года первая подводная лодка России достроилась, а в мае этого года она уже ходила в море. Все проверки она проходила в Балтийском море, после чего была переправлена железнодорожными путями во Владивосток, где была призвана на военные действия между Японией и Россией.
Петр Кошка 1901 год
Лейтенант М. Н. Беклемишев являлся старшим помощником по электротехнике, и в 1901 году он был отправлен в командировку в США, где присутствовал на первом пробном погружении в воду подлодки «Fulton», а также ему было дозволено осмотреть иностранное судно. После данной поездки лейтенант заявил, что отечественное судно качественно не уступает американским, а несколько конструкторных решений и вовсе уникальны. Также поездка дала ориентир Беклемишеву на сбор команды в «Дельфин», в первой подводной лодке России состоял экипаж из 10 человек, где был один командир со своим помощником, 4 специалиста по минному делу, а также по два рулевых и машинистов. Каждый служащий субмарины был добровольцем из которых и выбирал старший помощник.
Все технические характеристики подводной лодки российской империи разумеется были не на уровне современных суден:
- Скорость наводная/подводная: 9/6 узлов
- Уровень погружения: 50 метров
- Водоизмещение надводное/подводное: 113/до 135 тонн
- Длинна/ширина: 20/3,66 метров
- Вооружена была двумя торпедами 1898 года
Поначалу конструкторы хотели поставить дизельный двигатель, но затем комиссия решила остановить свой выбор на бензине.
На войне «Дельфин» ходил 17 дней по просторам моря, а также попал в поход на 8 суток. В 1916 году его отправили вновь на север в Мурманск, а в следующем году, в августе он был исключен из флота, в 1920 году его отдали на слом.
Главная заслуга судна была вовсе не военная, а то, что он дал старт всему подводному кораблестроению и послужил прототипом для будущих подлодок.
Таблица 4
*Строилась тремя подсериями. Более крупная серия АПЛ из 77 единиц была реализована только при строительстве отечественных ракетоносцев, которые, хотя и отличаются TTX, базируются на одном проекте 667А. ** Строительство серии не закончено.
ПЛ, временные интервалы указаны по срокам закладки головной и ввода в строй последней в серии ПЛ.
Достигнутый к середине 90-х годов уровень развития АЛЛ характеризуется приведенными в табл. 5 данными для трех американских АПЛ последних лет постройки.
Первая дизельная подлодка России
После русско-японской войны государство сообщило о решении развивать ветку подводных суден и на разработку отправили два проекта. Первый: «Акула», а второй дизельный – «Минога».
Построение одной из первых дизельных субмарин мира было доверено И. Г. Бубнову, который являлся главным конструктором «Дельфина». Имя субмарине дали – «Минога», разрабатывалась она в 1905 году, а с 1906 по 1909 года осуществлялось её строительство. Несмотря на то, что корабль испытывали в 1908 году и в то же время спустили на воду, подлодку отправили на доработку, связано это с требованием увеличить балласт.
Минога 1906
Трагичное затопление «Миноги»
23 марта 1913 года, субмарина совершала пробное погружение в воду, при проведении испытаний возникла внештатная ситуация, через клапан вентиляции начался набор воды. Сразу после спасательной операции было обнаружено, что все матросы и командирский состав уцелели, но у многих были отравления от хлора. После чего корабль далее применялся в боевых действиях.
«Минога» была лодкой участницей в Первой мировой войне. Больших успехов она не достигла, несмотря на некоторые попытки атаковать судна врага. А в 1915 году и вовсе могла потонуть от тарана, но из-за выдающихся действий старшины Г. М. Трусова она уцелела, и после ремонта в 1918 году ещё прослужила в гражданской войне в Каспийском море.
Дизельные подводные лодки России обладали преимущественно двигателем, работающим не только на дизеле, но и на электричестве, что помогало передвигаться под водой почти бесшумно.
Таблица 5
* Улучшенная модификация, головная АПЛ третьей подсерии.
** По другим данным — 2×30000 л.с.
Применительно к АПЛ (иногда и к ДПЛ) используется достаточно условное, но получившее распространение понятие «поколение». Признаками, по которым АПЛ относят к тому или иному поколению, являются: близость по времени создания, общность заложенных в проекты технических решений, однотипность энергетических установок и другого оборудования общекорабельного назначения, один и тот же корпусный материал и т. п. К одному поколению могут быть отнесены АПЛ различного назначения и даже нескольких следующих одна за другой серий. Переходу от одной серии ПЛ к другой, а тем более — переходу от поколения к поколению предшествуют всесторонние исследования с целью обоснованного выбора оптимальных сочетаний основных тактико-технических характеристик новых АПЛ.
Рис. 11. Новейшая российская многоцелевая АПЛ типа «Барс» (проект 971)
Актуальность такого рода исследований особенно возросла с появлением возможности (благодаря развитию техники) создания АПЛ, существенно различающихся скоростью хода, глубиной погружения, показателями скрытности, водоизмещением, составом вооружения и т. д. Выполнение этих исследований продолжается иногда на протяжении нескольких лет и включает разработку и военно-экономическую оценку для широкого спектра альтернативных вариантов АПЛ — от улучшенной модификации серийно строящейся АПЛ до варианта, представляющего собой синтез принципиально новых технических решений в области архитектуры, энергетики, вооружения, корпусных материалов и т. д.
Как правило, эти исследования не ограничиваются только проектированием вариантов АПЛ, но включают также целые программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по гидродинамике, прочности, гидроакустике и другим направлениям, а в некоторых случаях, рассмотренных выше, также и создание специальных опытных АПЛ.
В странах, строящих АПЛ наиболее интенсивно, было создано три-четыре поколения этих кораблей. Например, в США из многоцелевых АПЛ к I поколению относят обычно АПЛ типов «Skate» и «Skipjack», к II — «Thresher» и «Sturgeon», к III — «LosAngeles». АПЛ «Seawolf» рассматривают как представителя уже нового, IV поколения АПЛ ВМС США. Из ракетоносцев к I поколению относят лодки «George Washington» и «Ethan Allen», к II — «Lafayette» и «Benjamin Franklin», к III — «Ohio».
Рис. 12. Современный российский атомный подводный ракетоносец типа «Акула» (проект 941)
В общей сложности к концу 90-х годов в мире было построено (включая выведенные из строя в связи с устареванием и погибшие) около 500 АПЛ. Численность АПЛ по годам в составе ВМС и ВМФ разных стран приведена в табл. 6.
Первая Мировая война
Первая мировая была особенной войной для подводного флота. Это был первый крупный военный конфликт, в котором разные страны собирались использовать подлодки в качестве нового вида вооружения. Эта данность заставила устроить две международные конференции. Проходили они в Гааге в 1899 и 1907 годах. Один из главных тезисов повествовал о том, что ни одна субмарина не может осуществить нападение на торговый корабль, так как это противоречит международному праву. В целом, ни одно государство – участник не знало, как именно использовать подводные судна в войне. Из-за небольшого развития этого военного сегмента многие видные военные лица, также главный конструктор и лидер подводного кораблестроения: И.Г. Бубнов, отмечал, что использование подлодок будет в своём большинстве прибрежным и начнет просто доставлять мины на небольшое расстояние. Тогда ещё никто даже не догадывался о том, что субмарины станут мощнейшим оружием не только возле берега, но и в открытом море.
«Акула» на охоте
«Акула» 1915
За период Первой мировой войны на стороне России было большое количество подлодок, но большинство из них не могло уйти далеко и нанести катастрофичного вреда противникам. Выделить можно субмарину «Акула». В 1905 году она была спроектирована и было принято решение оснастить её бензиновым двигателем с мощностью 600 лошадиных сил. Спустя некоторое время И. Г. Бубнов решил оспорить данное решение и предположил, что использование бензина слишком огнеопасно и существует необходимость заменить его на дизель. Морской технический комитет принял его предложения, но оставалась проблема с пониженной скоростью субмарины. Произошло это из-за смены топлива, таким образом с «Акулы» убрали деревянную обшивку, а также уменьшили ширину. После этого было начато строительство и в 1909 году она была спущена на воду. Но готова была к использованию только в 1911, связано это было со всеми испытаниями и проверками. Вооружена она была четырьмя аппаратами, а также двумя пулеметами. Тем не менее все лодка не сумела показать проектную скорость и была зачислена во флот с неоправданными ожиданиями. За всё время войны «Акула» считалась лучшей подлодкой страны и поучаствовала в 16 походах, также ставила минные заграждения. В ноябре, в 1915 году лодку потопили, она взорвалась на выходе из Финского залива на дрейфующей мине. На данный момент она так там и находится.
Охотники за авианосцами
АПЛ-носители крылатых ракет строились в Горьком по проекту 670 (шифр «Скат»), разработанному в СКБ-112 (ныне ЦКБ «Лазурит») под руководством главного конструктора Владимира Воробьёва. Помимо торпед оружием «Скатов» служили крылатые ракеты подводного старта «Аметист», разработанные в ОКБ-52 (генеральный конструктор Владимир Челомей). Дальность полёта ракеты на околозвуковой скорости составляла 80 км. Ракета могла оснащаться как обычным зарядом, так и ядерным, мощностью 200 килотонн. 8 ракет размещались в забортных пусковых контейнерах, расположенных по четыре с обоих бортов в носовой части лодки, отчего АПЛ своими очертаниями напоминала гигантского кашалота. Было построено 11 лодок для Северного и Тихоокеанского флотов. Одна из них — «дальневосточница» К-429 — оказалась неудачницей. 24 июня 1983 года она, выйдя в море после планового ремонта, при первом же погружении затонула уберегав Камчатки на глубине всего 39 м. При этом погибло 16 моряков. Причиной аварии оказалась ошибка при подключении приборов в ходе ремонта. АПЛ была поднята, её восстановление обошлось в 300 млн. рублей и завершилось в сентябре 1985 года. Однако уже 13 сентября неудачница затонула прямо у стенки завода. Причиной стал «человеческий фактор» (а попросту — разгильдяйство). После этого дважды тонувшую субмарину решили в море не выпускать и превратили в учебно-тренировочную станцию. В период 1974-1981 годов «Красное Сормово» передало ВМФ 6 АПЛ, построенных по модернизированному проекту 670М. Отличием новых АПЛ было усиление их «главного калибра»: на смену «Аметистам» пришли ракеты «Малахит». Стартующие из тех же пусковых контейнеров ракеты имели звуковую скорость и дальность полёта 150 км. АПЛ получила также новую гидроакустику, способную обнаруживать цели на дальности в 150 км, благодаря чему стало возможным использовать ракеты на полную дальность без внешнего целеуказания. Буксируемая антенна «Параван» позволяла лодке принимать радиосигналы на глубине до 150 м.
Вторая Мировая война
Советские войска еще при Первой мировой были самыми опытными из всех участников по части подводных лодок. В последней самой кровопролитной войне усовершенствовались не только навыки ведения боя, но и сами подлодки.
Всего было использовано 324 подлодки. А все они были следующих типов:
- Д – «Декабрист»
- Л — «Ленинец»
- Щ — «Щука»
- П — «Правда»
- М — «Малютка»
- С — «Средняя»
- К — «Крейсерская»
Более подробно будут рассмотрены последние 3 типа.
«Малютка»
Название субмарина получила, благодаря всем своим характеристикам, которым она обладала, именно так её прозвал сам народ.
По своему водоизмещению эти подлодки составляли над водой – 206, а под водой 258 тонн. В свободном плавании «Малютка» могла бороздить глубины 10 суток, чего не хватало на походы в открытое море. А предельная глубина была 60 метров, но как правило судно работало на расстоянии 50 метров под толщей воды. Скорость также была не велика, под водой она разгонялась лишь до 8 узлов. Вооружение состояло из полуавтомата и двух торпедных аппаратов с боезапасом лишь две торпеды.
Это были малые подводные лодки СССР, именно их крохотные размеры и малый вес доставляли самый большой дискомфорт, волны разбрасывали судно по разным сторонам, а экипажу и вовсе было туго переносить все тяготы подводной жизни. Но несмотря на это лодка всё равно выполнила титанический объем работы потопив 10 кораблей противника и нанеся повреждения 8 транспортным средствам.
«Средняя»
Данный тип разумеется был больше «Малютки». Водоизмещение надводное дошло до 840 тонн, а под водой разумеется этот показатель был больше и составил 1070 тонн. Количество экипажа варьировалось от 36 до 46 членов, а вооружены подлодки были «до зубов». 6 торпедных аппаратов с 6 торпедами, также две пушки и подрывное устройство, а его скорость позволяла не переживать за погоню за противником, «Средняя» разгонялась до 20 узлов, догоняя почти любого оппонента.
С одной из подлодок была связана интересная история, которая описывает прочность, а возможно и везучесть этого типа, который служил на севере. На С-101 было сброшено около 1000 бомб, но после каждого своего похода подлодка возвращалась в город Полярный.
«Крейсерская»
Представителей данного типа было построено 11 штук. Водоизмещение самое большое из всех трех описанных видов, наводное – 1500, а подводное 2100 тонн. Экипаж от 62 до 65 человек. Команда могла работать на глубине 100 метров. 10 торпедных аппаратов, а боекомплект составлял 24 торпеды, также присутствовали 2 универсальных орудия и 2 зенитных полуавтомата.
В народе данный тип был прозван «Катюшей», и имел поистине впечатляющую мощь, его дизельные двигатели в количестве 2 штук выдавали 4200 лошадиных сил, а её длина составляла 97 метров.
Изучая характеристики можно заметить, что это настоящая гроза всех водных обитателей. Но тем не менее её эффективность оставляла желать лучшего. На ее счету лишь 5 успешных атак, что не сравнится даже с «Малюткой». Дело в том, что лодка использовалась на мелководье в Балтийском море, когда планировалась служба в Тихом океане. Она банально не помещалась на столь маленькой глубине.
Подводная составляющая ядерной триады
Естественно, Советский Союз не мог остаться безучастным, когда ВМФ США начал вводить в строй одну за другой АПЛ серии «Джордж Вашингтон», каждая из которых несла по 16 твёрдотопливных баллистических ракет подводного старта, снаряжённых ядерными боеголовками. Было принято решение: «догнать и, по возможности, перегнать» заокеанских «коллег». Работы по созданию АПЛ-носителей баллистических ракет, которые решили сосредоточить в ЦКБ-18 (ныне — ЦКБМТ «Рубин»), возглавил генеральный конструктор будущий академик Сергей Ковалёв. Поначалу АПЛ проекта 667А (шифр «Навага») должна была нести 8 ракет в поворотных (из горизонтального походного в вертикальное боевое положение) пусковых установках, разрабатываемых ленинградским ЦКБ-34 (ныне КБСМ). Но проект с треском провалился во время доклада и демонстрации макета Хрущёву. Тогда, не мудрствуя лукаво, пошли по пути американцев: на АПЛ за ограждением рубки разместили в два ряда 16 вертикальных ракетных шахт с жидкостными баллистическими ракетами Р-27, созданными в СКБ-385 под руководством генерального конструктора Виктора Макеева. Ракета диаметром 1,5 м и длиной около 10 м несла ядерную боеголовку мощностью 1 мегатонна (50 Хиросим). Дальность стрельбы — до 2500 км. Помимо этого, АПЛ имела торпедное вооружение. Лодки проекта 667А были оснащены переносными зенитными ракетами «Стрела» для защиты АПЛ в надводном положении. Полное водоизмещение лодки составляло 11500 т. Главная энергетическая установка корабля мощностью 52000 л.с. состояла из двух автономных блоков, работающих каждый на свой гребной винт. АПЛ имела всплывающую антенну для получения целеуказаний от спутников Земли на глубине до 50 м. Строительство серии лодок осуществлялось в Северодвинске (построено 22 АПЛ) и Комсомольске-на-Амуре (9 АПЛ). Лодки интенсивно использовались на Северном и Тихоокеанском флотах. В 1972 году АПЛ К-415 совершила переход на Камчатку под арктическими льдами. В мае 1974 года автору статьи, находившемуся на плавбазе в бухте Крашенинникова, довелось видеть возвращение на базу одной из АПЛ проекта 667А, у которой листы резинового покрытия корпуса будто стояли дыбом. Объяснялось это её недавним столкновением на поперечных курсах с американской АПЛ «Пинтадо». 3 октября 1986 года на борту АПЛ К-219, находящейся на боевом дежурстве у берегов США, из-за утечки ракетного топлива в одной из шахт произошёл пожар. В результате, несмотря на отчаянную борьбу за живучесть АПЛ, она затонула на огромной глубине в 600 милях от Бермудских островов. Большую часть экипажа удалось спасти.
Первые атомные подлодки России
По сути, проект 627 «Кит» был представлен лишь одним «Ленинским комсомолом», а остальные представители были усовершенствованием этой субмарины и относились к подтипу – 627 А. «Ленинский комсомол» сначала называлась – К3. И именно она открыла эру атомных подлодок для коммунистической страны. В мире это уже была третья субмарина, работающая на ядерном реакторе. Её максимальная скорость составляла 30 узлов, а автономность плавания была повышена до 60 суток, благодаря новому типу двигателя. В. Н. Перегудов открыл эру атомных лодок, являясь главным конструктором К-3.
История службы
В 1961 году её перебросили в Атлантику для службы, а позднее в 1962 году, субмарина сотворила историю, пересекая Северный полюс, причем два раза, что было совершенно новым достижением для ВМФ СССР. Также за операцию был поставлен флаг Союза, после чего командиры экипажа были награждены медалями.
Кит
Атомные подводные лодки СССР строились надежно и с большим сроком эксплуатации, но именно К-3 стала исключением. Она возводилась в спешке, закрывая глаза на не доделанные детали. Причина почему именно эту субмарину отправили в столь важную операцию – её значимость и опыт экипажа, который мог поддерживать работоспособность «Ленинского комсомола».
Первый инцидент
Не всегда экипаж мог контролировать все непредсказуемые процессы, так случилось и в этот раз, когда загорелись два первых отсека подлодки. Основная версия гласит о том, что гидравлическая жидкость вытекла и попала на электрический фонарь, который не был защищён колпаком. После этого погибло 39 человек, но тем не менее лодка сама вернулась на берег, прежний командир Л.М. Жильцов начал работать на суше, а сменил его Анатолий Жуков. Сейчас подлодка готовится предстать уже не как боевой корабль, а в качестве музея, реактор из лодки был потоплен в 2013 году.
Для разных целей
Первой многоцелевой АПЛ II поколения стала К-38, построенная на Адмиралтейском заводе по проекту 671 (шифр «Ёрш»). Проект разработало СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») под руководством главного конструктора Георгия Чернышёва. Главная энергетическая установка лодки мощностью 31000 л.с. состояла из двух автономных паропроизводящих блоков на основе атомных реакторов. АПЛ была оснащена новейшими комплексами гидроакустики, навигации и автоматического управления лодкой, её оружием и всеми общекорабельными системами. Всего ленинградские корабелы до 1975 года передали флоту 16 лодок этого проекта, три из которых несли службу в рядах Тихоокеанского флота. Одна из них (К-314) в марте 1984 года стала виновницей инцидента в Японском море. Осуществляя слежение за авианосцем США «Китти Хок», АПЛ оказалась непосредственно под его днищем, которое основательно распорола при всплытии, лишившись при этом собственного гребного винта. Оба участника конфликта были отправлены в ремонт. В 1989 году К-314 была выведена из состава ВМФ. Остальные корабли этого типа закончили службу в 1993-1996 годах. Параллельно с ними служили лодки модернизированного проекта 671РТ, вооружённые помимо обычных торпед ракето-торпедами «Вьюга», выстреливаемыми с глубины до 60 м и способными с дистанции до 40 км поражать ядерным зарядом как любые корабли, так и береговые цели. ВМФ получил 7 таких лодок. Дальнейшим развитием многоцелевых АПЛ стала их модернизация по проекту 671Р). Лодка получила кормовой гидроакустический комплекс с буксируемой антенной, что отразилось и на её внешнем облике: появление на корме «бульбы» — вместилища антенны. Кроме торпед и ракетоторпед АПЛ получила противолодочный комплекс «Шквал» с уникальной подводной ракетой М-5, развивающей скорость до 200 узлов (более 350 км/час) на дальности 11 км. Пять последних лодок 671РТМ были довооружены малогабаритными крылатыми ракетами «Гранат» с дальностью стрельбы до 3000 км. Торпедные аппараты АПЛ калибром 533 и 650 мм имели дополнительные функции: постановка мин и запуск пилотируемых диверсионных снарядов «Сирена». В 1975 году для АПЛ был создан складной одноместный вертолёт Ка-56, который вместе с пилотом мог подобно торпеде выстреливаться из лодки, находящейся в подводном положении. Такому позавидует и хвалёный Джеймс Бонд! Всего по проекту 671PTM было построено 26 лодок. Одна из них (K-524) зимой 1985 года совершила сложнейший переход из Северного Ледовитого океана в Атлантику вокруг Гренландии по узким мелководным и изобилующим айсбергами проливам. Поход продолжался 80 суток, 54 из которых прошли подо льдом.
Современные подводные лодки России
Подводные лодки на вооружении России сейчас состоят из количества 70 суден.
Атомные подводные лодки России составляют довольно внушительную часть по статистике, но дело в том, что очень большая их часть находится то в ремонте, то на отстое и не готова ни к каким походам, будь то боевая вылазка, или обычное патрулирование.
Но тем не менее россиянам принадлежат многие рекорды мире субмарин, например, самая быстрая подводная лодка России развивает скорость до 82 км в час. Максимальная глубина погружения российских подлодок также лучшая в мире. Этот рекорд поставил «Комсомолец», погрузившись на глубину 1027 километров. Секретные подводные лодки России возможно покоряют и новые вершины, но увы эти данные не доступны в открытом доступе и возможно о них мы узнаем в будущем.
Что касается будущего? Новейшая подводная лодка России уже разрабатывается, после того как США представили свою субмарину «Virginia» российская держава не могла стоять на месте, а была вынуждена прибегнуть также к развитию своего подводного флота. Новая подлодка России будет относиться к пятому поколению, к 2030 году правительство хочет наладить регулярное производство данного вооружения. Название этому проекту также присвоили – «Хаски». На данный момент одна из самых больших лодок, выпускаемых самой большой страной мира является «Ясень», многие строили догадки о том, что новые подлодки России 5 поколения будут превосходить по размеру, но это не так, несмотря на громадное водоизмещение в 12000 тонн, как заявлено проектом. «Хаски» не станет самой большой субмариной РФ. В целом планируется производство данного типа подлодок в двух видах. Первый будет предназначен для войны только под водой, а второй для крупных наводных суден, к примеру авианосцев.
Не одним числом, но и качеством
Не менее существенны были качественные отличия II поколения АПЛ. Глубина погружения выросла с 300 до 400-600 метров, подводная скорость с 18-30 до 26-41 узлов. На смену прежним образцам оружия пришли новые — более мощные, дальнобойные и точные. Теперь старт как крылатых, так и баллистических ракет выполнялся с АПЛ только из-под воды. Помимо обычных ракет на вооружение были приняты запускаемые через торпедные аппараты ракето-торпеды. Комплексная автоматизация всех систем АПЛ позволила сократить численность экипажей. Заметно улучшились и бытовые условия подводников, что особенно важно с учётом роста продолжительности походов АПЛ. Как и ранее, АПЛ II поколения подразделялись на три класса: — многоцелевые с торпедным вооружением; — носители противокорабельных крылатых ракет, нацеленные на борьбу с крупными кораблями противника; — стратегические подводные крейсеры — носители баллистических ракет с ядерными зарядами. В ноябре 1967 года, в дни празднования 50-летия советской власти, ВМФ получил три первенца АПЛ II поколения всех упомянутых классов.