Длинные руки флота
Свои первые авианосцы Индия получила от Великобритании, роль которой в создании национальных ВМС трудно переоценить. С обретением независимости влияние Королевского флота не уменьшилось: помимо традиций и некоторого количества кораблей разных типов, полученных в наследство от британцев, Индия на протяжении многих десятилетий сотрудничала с Великобританией, покупая как готовые корабли, так и разработки, воплощавшиеся на национальных верфях.
Первым индийским авианосцем стал «Викрант» (INS Vikrant), построенный в 1945 году совместными усилиями верфей «Виккерс-Армстронг» и «Харланд энд Вольф» для Королевского флота под именем «Геркулес» (HMS Hercules). Корабль так и не вошел в состав ВМС Великобритании: в 1946 году в рамках послевоенного сокращения флота он был законсервирован. В 1957-м корабль продали Индии, а в 1961-м после доработки он вошел в состав индийского флота уже как «Викрант». Относительно небольшой авианосец полным водоизмещением около 20 000 тонн нес 20-25 летательных аппаратов: палубные истребители «Хоукер Си Хок» (Hawker Sea Hawk), противолодочные самолеты «Бреге Ализэ» (Breguet Br.1050 Alizé), американские вертолеты «Си Кинг» (Sea King) и французские «Алуэтт» (Alouette). Впоследствии он был переоборудован под истребители вертикального взлета и посадки «Си Хэрриер».
В 1997 году спустя 52 года после постройки «Викрант», прослуживший ВМС Индии 36 лет, списали и поставили на вечную стоянку в качестве военно-морского музея в Мумбае.
К этому времени индийский флот уже располагал вторым авианосцем. Корабль, известный под названием «Вираат» (INS Viraat), был приобретен в Великобритании в 1986 году и прибыл в Индию в 1987-м.
Бывший «Гермес» (HMS Hermes) — легкий авианосец типа «Сентор» — был заложен на верфи «Виккерс-Армстронг» в 1944 году, спущен на воду в 1953-м и передан британскому Королевскому флоту в 1959-м. В составе Королевского флота «Гермес» отличился в Фолклендской войне 1982 года, где он был флагманским кораблем британского авианосного соединения. Более крупный, чем «Викрант» (28 700 тонн полного водоизмещения), он может нести до 30-35 летательных аппаратов, хотя обычно его авиагруппа, как и на предшественнике, составляет не более 20-25 машин.
Уже в конце 1980-х индийские адмиралы задумались о перспективе замены обоих устаревающих кораблей. Исходные планы предполагали строительство двух 28 000-тонных авианосцев: первый заменил бы к концу 1990-х «Викрант», а второй в середине 2000-х пришел бы на смену «Вираату». Эти планы не были реализованы по экономическим причинам. В 1991 году комитет по военным расходам потребовал отказаться от планов строительства больших авианосцев и рассмотреть альтернативный проект размером с итальянский легкий авианосец «Джузеппе Гарибальди», известный как один из самых маленьких авианосцев в мире, со стандартным водоизмещением в 10 000 и полным — в 13 850 тонн.
Идея замены «Викранта» и «Вираата» на корабли почти вдвое меньших размеров не понравилась индийским адмиралам. Тем не менее проектирование нового авианосца, способного нести 12-15 самолетов, началось, хоть флот и смог выбить увеличение водоизмещения до 17 000 тонн. В 1997 году ВМС Индии практически удалось отвоевать прежние позиции: в качестве перспективного рассматривался проект ADS (Air Defense Ship) — 24 000-тонный корабль с авиакрылом в 20-25 машин, основанный на проекте французской компании DCNS.
«Викрант» (R11)
Фото: indiannavy.nic.in
В этот период флот изменил свои взгляды на концепцию будущего корабля. Вместо авианосца, предназначенного для базирования самолетов короткого/вертикального взлета и посадки (схема STOVL), адмиралы планировали получить корабль, способный нести полноценные истребители. Эти авианосцы, построенные по схеме CATOBAR (катапультный взлет, посадка с помощью аэрофинишеров) или STOBAR (короткий взлет с помощью трамплина, как и на STOVL, и посадка с помощью аэрофинишеров, как на CATOBAR), не укладывались в изначально заданные лимиты по размерам. Водоизмещение проектируемого корабля увеличилось, превысив 30 тысяч тонн и в итоге остановившись на значении 37 500 тонн стандартного и свыше 40 000 — полного водоизмещения.
Вместе с тем было ясно, что реализация собственного проекта с таким трудным политическим климатом займет длительное время: заказ на первый корабль нового проекта 71, получивший имя «Викрант», был оформлен в 2004 году, закладка авианосца на верфи в Кочине состоялась в 2009-м, окончательный спуск на воду — в 2015 году, а ввод в строй, анонсированный на 2018 год, может быть перенесен еще на 1-2 года. В этих условиях руководство ВМС Индии приняло российское предложение о покупке бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» с перестройкой его в авианосец схемы STOBAR, под базирование истребителей МиГ-29К и вертолетов. Переговоры, шедшие с конца 1990-х годов, завершились в 2004-м, а в 2013 году корабль был передан заказчику под именем «Викрамадитья». Одновременно Индия получила 45 истребителей МиГ-29К, которые должны составить авиакрыло и «Викрамадитьи», и нового «Викранта».
Фото: Indian Navy
В конце 2000-х годов, когда Китай работал над авианосцем «Ляонин» (недостроенным для ВМФ СССР тяжелым авианесущим крейсером «Варяг») и планировал создание собственного китайского авианосца, в Индии задумались о строительстве следующего корабля. По сообщениям в прессе, он должен получить имя «Вишал» (INS Vishal).
Первый ядерный?
Официально новый индийский авианосец «Вишал» числится вторым кораблем типа «Викранта». Тем не менее обнародованные индийскими военными требования к проекту означают постройку принципиально нового корабля.
В 2010 году, объявляя о начале проектирования, начальник штаба ВМС Индии Нирмал Кумар Верма пояснил, что флот хочет получить «большой авианосец», с которого смогут действовать как истребители, так и самолеты радиолокационного дозора и тактические самолеты-заправщики.
Для реализации этих требований для «Вишала» допускается использование атомной силовой установки, его водоизмещение вырастет с 40 тысяч до 65 тысяч тонн. 40 летательных аппаратов, которые запланированы для «Викранта», превращаются в 54.
Изменяется и архитектура корабля. Трамплинный (схема STOBAR) «Викрант» превращается в катапультный (CATOBAR), оснащенный электромагнитной катапультой (EMALS). Трамплин может остаться, но рассматривается и гладкопалубный вариант.
В этом смысле «Вишал» соотносится с «Викрантом» примерно как атомный авианосец проекта 1143.7 «Ульяновск» соотносился со своими предшественниками — 1143.5 («Адмиралом Кузнецовым») и 1143.6 («Варягом»).
Подобный корабль заведомо избыточен для нужд традиционного противостояния с ВМС Пакистана. Появление в составе индийского флота крупного атомного авианосца с развитой авиагруппой — прямой вызов Пекину, давнему военно-политическому партнеру Исламабада.
Китай с начала 2000-х годов реализует так называемую «стратегию нитки жемчуга», предполагающую развертывание в Индийском океане цепочки военных баз (в том числе потенциальное использование пакистанского глубоководного порта Гвадар, переданного под китайское управление в 2013 году) и пунктов электронной разведки, которые должны при случае обеспечить китайскому флоту возможность свободного оперирования по широкой дуге от Восточной Африки до Малаккского пролива.
Повышение требований к кораблю, фактически исключающее серийное строительство только своими силами, создает ситуацию тендера для иностранных разработчиков и комплектаторов. Возникает масса вопросов о возможном разделении труда: кто будет делать атомную силовую установку, кто — авиационно-технический комплекс, кто предоставит авиагруппу, за кем закрепят право монтировать вооружение.
«Викрамадитья» в море
Однако вместо ранее назначенной даты (25 мая) авианосец под буксирами отошел от достроечной стенки «Севмаша» только в белую ночь на 8 июня 2012 года. После вывода на рейд корабль пополнил запасы воды, топлива и продовольствия и через несколько дней свои ходом направился из Белого моря в Баренцево в районы полигонов боевой подготовки Северного флота, где и приступил к планомерным комплексным испытаниям. Поначалу результаты давали повод для оптимизма, о чем сообщали анонимные источники в промышленности. Лишь через несколько дней удовлетворительной работы одна за другой «полезли» неприятности.
Пресс-служба ОАО «ПО «Севма»
Неприятности возникли с котлами КВГ-3Д (разработчик – Специальное конструкторское бюро котлостроения, СКБК), специально спроектированными под требования генерального заказчика. Это отработанная еще для советского флота конструкция котла, переведенная на другой вид топлива – дизтопливо (вместо флотского топочного мазута) с экологическими усовершенствованиями. На последнем особенно настаивала индийская сторона. Но, как позднее выяснилось, СКБК выдало не до конца кондиционный продукт. Балтийский изготовил девять таких котлов, один из которых – первый – в роли стенда испытывался в СКБК. Согласно просочившейся в прессу информации, конструкция стенда несколько отличалась от серийных агрегатов, что и стало в дальнейшем главным источником бед с «Викрамадитьей».
Пробный запуск котлов и пуско-наладка их автоматики начались на корабле чуть не за полгода до выхода. Полную нагрузку на агрегаты у причала дать было невозможно, поэтому все недоработки проявились во время испытаний с увеличением скорости хода.
В июле месяце на очередном выходе в Баренцево море (с североморского рейда, где авианосец стоял на бочках) при попытке выйти на полную скорость хода поддерживать тепловой режим в нескольких котлах стало невозможно – они автоматикой были выведены из действия. В результате установленную контрактом скорость в 30 узлов корабль развить не смог. Во время одной из таких попыток по достижении 27,5 узлов правильно сработавшая автоматика отключила семь из восьми дефектных котлов из-за превышения теплового режима, не допустив их аварии и прогорания газоходов. Как говорили участники морских испытаний, при других попытках выйти на максимальный режим парообразования каждый раз отключалось разное количество котлов (и три, и пять из восьми). При этом для небольших ходов котлы пар выдавали.
Устранять возникшие неисправности специалисты сдаточного экипажа пытались еще в море. Однако выявленные повреждения теплоизоляции котлов (обсыпание кирпичной кладки всей котловой группы) вынудили принять нелегкое решение вернуть корабль на завод.
Кроме котлов, были зафиксированы и другие отказы техники и по механической части, и по радиоэлектронике. Из строя вышло как раз то оборудование, которое было установлено на корабль по желанию индийского заказчика. Об этом заявил глава ОСК Алексей Дьячков, перечисливший «поставленные из государств НАТО три холодильные машины, генераторы азота и еще целый ряд оборудования». Речь шла о стояночных холодильных машинах York, установках обратного осмоса индийского производства по немецкой лицензии, а также дизелях Wartsila. По словам специалистов, «это было не критично, но в том числе и поэтому не были закрыты швартовые и ходовые испытания «Викрамадитьи».
Впрочем, происшествия на борту не привели к потере хода, и даже с частью заглушенных котлов корабль обеспечил проверку авиационного комплекса.
Старшим на борту во всех выходах в море был председатель комиссии по приемке авиационно-технических средств корабля – заместитель командующего СФ.
Выбор есть, но…
В мире не так много кораблестроительных школ, способных посоревноваться за право стать ведущим исполнителем проекта нового авианосца для Индии.
Первым делом следует отстегнуть от проекта американцев. Все, что реально может сделать в этих условиях Вашингтон, — это попытаться продавить отказ от атомной энергоустановки и под этим соусом продать Дели переоборудованный котлотурбинный авианосец типа «Китти Хок» (Kitty Hawk) — или сам CV-63 «Китти Хок», или CV-67 «Джон Ф. Кеннеди» (John F. Kennedy). Эти корабли, построенные в 1960-е годы, в данный момент выведены из состава флота для разделки на металл или переоборудования в музеи.
Вариант возможный, особенно если Индия решит сэкономить. Другой вопрос, что традиции американского ВПК почти исключают вовлечение в интеграционные консорциумы с конкурентами, особенно советско-российскими. Ситуация, при которой Индия вдруг захочет разместить МиГ-29К на корпусе «американца» (с российским авиационно-техническим комплексом или без), совершенно химерична, зато точно даст самый дешевый из всех возможных способов обзавестись тяжелым авианосцем.
А что же французы? Проект атомного корабля PA2 (так называемый «второй авианосец»), который должен был прийти на французский флот вслед за Charles de Gaulle («первым»), для параметров «Вишала» почти подходит: после очередного сокращения его водоизмещение должно составить 62 000 тонн, а на борту смогут находиться свыше 40 летательных аппаратов.
Фото: Simon Yang
Однако у компании DCNS есть и коммерческая альтернатива: с некоторых пор они продвигают в Бразилии так называемый DEAC (DCNS Evolved Aircraft Carrier), представляющий собой экспортный неатомный вариант на базе PA2. Корабль имеет стандартное водоизмещение в 55 000 тонн и несет до 40 летательных аппаратов.
Третий и последний участник гонки за «первым ядерным» — российское Невское проектно-конструкторское бюро, чья работа хорошо известна индийцам по «Адмиралу Горшкову» («Викрамадитье»). С Невским ПКБ имеет все шансы выступить итальянская компания Fincantieri. Традиционно хорошие отношения итальянской и российской «оборонки» дополняются тем, что именно эти две фирмы плотно участвовали в проектировании и строительстве авианосца «Викрант».
С высокой степенью вероятности можно допустить, что в соответствии с давними традициями индийских военных никто из перечисленных претендентов не получит контракта «в одно лицо». Скорее всего, будет собран многосторонний консорциум, в котором каждый из участников сыграет строго определенную роль. Как это могло бы выглядеть?
«Журналистов – на мыло», корабль – на «Севмаш»
Сообщения СМИ об аварии на борту авианосца появились 17 сентября. И сразу с готовым выводом о полном провале испытаний.
Неискушенному читателю могло показаться, что отказ части котлов на корабле во время испытаний был очень серьезной аварией в стиле «все пропало»… Но с возвращением авианосца в Северодвинск зазвучали и более трезвые голоса…
Как выразился один из моряков, в свое время немало послуживший на младшем брате «Викрамадитьи» – российском ТАВКР «Адмирал Кузнецов»: «Подумаешь, несколько котлов вышло из строя. Мы выполняли задачи чуть ли не на одном – и ничего!»
Характерно, что в настоящее время специалисты ОСК даже выражают некоторое удовлетворение «аварией». По словам Василия Л., сотрудника «Севмаша», «это даже хорошо, что часть котлов и других агрегатов «полетела» во время ходовых. Не отказало ничего, что потребовало бы замены, выгрузки-загрузки или даже изготовления новых сложных систем взамен непоправимо сломанных. Мы радоваться должны: ведь проблемы котлов легкоустранимы, и после окончания ремонта, я уверен, все котлы заработают как надо».
«Никакого фатального провала испытаний нет», – высказал ЦВМП свою точку зрения Константин З., еще один участник ходовых испытаний. «Журналистов – на мыло! Выявленное ограничение по нагрузке на котлы – еще не фиаско, а повод к дальнейшему усовершенствованию корабля и постановке его в док».
Из-за чего же произошел этот неприятный инцидент, способный отрицательно повлиять на доверительные отношения Индии и России? Как выяснилось, при серийном изготовлении котлов КВГ-3Д по техническим требованиям заказчика бюро отступило от проверенной практики и заменило традиционный асбестовый уплотнитель-картон (якобы опасный для здоровья экипажа) на экологичную изоляцию: такого огнеупорные кирпичи китайского производства не выдержали (впрочем, официальные органы Китая продажу такого кирпича России опровергли).
Но почему же котел-стенд выдержал испытания, а остальные не выдержали? Как позже сквозь зубы признались представители Специального конструкторского бюро котлостроения (СКБК), на первом котле, выпущенном на Балтзаводе, изоляция была асбестовая, а вот на остальных восьми, установленных на авианосце – «продвинутая» керамическая, не прошедшая полного цикла испытаний. Вот на этом и «сэкономили» СКБК и Балтийский завод.