300-мм реактивный фугасный снаряд М-31


Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 образца 1938 года ведет огонь по Берлину.

122-мм гаубица М-30, известная также на Западе под обозначением M1938, — это стойкий ветеран. Она была разработана еще в 1938 году, и уже в следующем году началось ее промышленное производство. Выпускавшаяся тысячами и широко использовавшаяся в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. М-30, практически не изменившаяся, до сих пор широко распространена в странах СНГ и многих других государствах, хотя в настоящее время во многих армиях она используется только в учебных целях или переведена в резерв.

Гаубица М-30 — видео

Хотя производство М-30 в странах СНГ прекратилось несколько лет назад, гаубица до сих пор выпускается в Китае под обозначением 122-мм гаубица Тип 54 или Тип 54-1 — последняя модификация имеет несколько конструктивных отличий, обусловленных особенностями местных технологий.

В целом 122-мм гаубица М-30 имеет классическую конструкцию: прочный надежный двухстанинный лафет, жестко закрепленный щит с поднимаемым центральным листом, и ствол длиной 23 калибра без дульного тормоза. Пушка оснащена тем же самым лафетом, что и 152-мм гаубица Д-1 (М1943). Колеса большого диаметра оснащены цельными скатами, заполненными губчатой резиной, но модификация М-30, выпускавшаяся в Болгарии, имеет колеса другой конструкции. Каждое орудие имеет сошники двух различных типов — для мягкой и твердой почвы.

В свое время гаубица М-30 была основным вооружением самоходной артиллерийской установки СУ-122, созданной на шасси танка Т-34, но в настоящее время таких установок не осталось больше ни в одной армии. В Китае до сих пор выпускается такая самоходная артиллерийская установка: гаубица Тип 54-1 установлена на шасси бронетранспортера Тип 531.

Основным видом боеприпасов гаубиц М-30 является высокоэффективный осколочный снаряд, весящий 21,76 кг. имеющий дальность до 11 800 метров. Для борьбы с бронированными целями теоретически может использоваться бронебойный кумулятивный снаряд БП-463, способный на максимальной дистанции прямого выстрела 630 метров пробить броню толщиной до 200 мм, однако в настоящее время такие боеприпасы практически не используются.

Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 на улицах Берлина.

Модификации и опытные образцы на базе М-30

За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. На базе ствольной группы гаубицы М-30 выпускались следующие образцы артиллерийских орудий:

М-30С (индекс ГАУ — 53-ГС-463) — слегка модифицированный вариант М-30 для установки на самоходной артиллерийской установке СУ-122.

У-11 — новое орудие с баллистикой, идентичной М-30, предназначенное для вооружения танков и самоходных установок. От М-30 орудие У-11 отличалось сильно изменённой конструкцией противооткатных устройств, которые были уменьшены в размерах для лучшей компоновки в стеснённых условиях боевого отделения машины. Самоходный вариант У-11 устанавливался на опытную САУ СУ-122М, но не выдержал испытаний по причине низкой надёжности. Танковый вариант гаубицы

У-11 устанавливался на опытный танк Объект 234, который также известен как ИС № 2 (не путать с серийными ИС-2, вооружёнными длинноствольной 122-мм пушкой Д-25).

Д-6 — ещё один вариант гаубицы с баллистикой, идентичной М-30, предназначенный для монтажа в САУ. Гаубица Д-6 была смонтирована на опытной САУ СУ-122-III, но, как и У-11, не выдержала испытаний по причине низкой надёжности.

Самоходные артиллерийские установки с М-30

САУ СУ-122

М-30 устанавливалась на следующие САУ:

СУ-122. САУ на базе танка Т-34. Выпускалась с декабря 1942 г. по август 1943 г. Всего выпущено 638 шт.

СГ-122. САУ на базе трофейных немецких танков PzKpfw III и САУ StuG III. Выпущено около 20 шт. в начале 1943 г.

12,2-cm Kanone (r) auf Geschützwagen Lorraine-Schlepper (f). Немецкая САУ, представляющая собой установку трофейной гаубицы М-30 на шасси трофейного же французского тягача Lorraine. Известно об одном экземпляре данной САУ, действовавшей во Франции на железнодорожной платформе, входящей в состав бронепоезда.

Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 в бою против немецких танков. На переднем плане погибший артиллерист. 3-й Белорусский фронт.

Реактивные минометы семейства М-30

В ходе Великой Отечественной войны советские конструкторы активно работали над повышением характеристик различной военной техники, в том числе реактивных минометов. За счет внедрения новых идей удавалось заметно повышать те или иные показатели. Кроме того, решались проблемы использования доступных шасси и боеприпасов. В начале 1942 года начались работы по повышению огневой мощи реактивных минометов. Работы, начавшиеся с создания нового реактивного снаряда, привели к появлению нескольких оригинальных пусковых установок. Реактивный снаряд М-30

Реактивные минометы БМ-13 «Катюша» уже в первые месяцы войны показали высокую боевую эффективность. Каждая такая машина за несколько секунд отправляла к врагу 16 ракет с 4,9 кг взрывчатого вещества в каждой. Удар батареи таких боевых машин поражал живую силу, технику и постройки противника на больших площадях. При достаточно высокой эффективности минометы БМ-13 со снарядами М-13 имели недостатки. В некоторых случаях выполнение боевой задачи осложнялось недостаточным могуществом использованной боевой части снаряда. Несмотря на массированные удары, некоторые укрепления противника после залпа могли оставаться целыми.

Разработкой нового реактивного снаряда занялись специалисты Главного управления вооружений. Уже в мае 1942 года они закончили работу над изделием М-30. По причине ограниченных возможностей промышленности и из-за необходимости скорейшего начала производства было решено делать ракету М-30 на основе существующей М-13. У последней заимствовали двигатель, хвостовую часть корпуса и конструкцию стабилизатора. Эти агрегаты дополнялись новой головной частью эллипсоидной формы с максимальным диаметром 300 мм, что позволяет относить снаряд М-30 к категории надкалиберных.

Несмотря на использование новой головной части, снаряд М-30 получился немного короче базового М-13. Его длина без взрывателя равнялась 1,4 м. Хвостовая часть корпуса имела диаметр 132 мм, головная – до 300 мм. Из-за иных расчетных характеристик пришлось использовать стабилизатор с восемью плоскостями. Во избежание деформации при транспортировке и запуске они соединялись при помощи особого кольца. Общая компоновка изделий М-30 и М-13 была одинаковой.

Готовый к запуску реактивный снаряд М-30 весил 72 кг. В новой головной части удалось уместить 28,9 кг взрывчатого вещества. Таким образом, по могуществу новая ракета должна была значительно превосходить все имеющиеся.

В хвостовой части корпуса снаряда М-30 располагался твердотопливный двигатель, без изменений заимствованный у ракеты М-13. Заряд весом 7,1 кг обеспечивал доставку боевой части к цели, хотя из-за большей массы новый снаряд серьезно проигрывал по своим характеристикам существующим М-13. 72-килограммовое изделие могло разгоняться лишь до 190-195 м/с, а максимальная табличная дальность стрельбы равнялась 2800 м.

В середине 1942 года советские предприятия освоили производство трех вариантов снаряда М-30. За счет различных особенностей конструкции предлагалось менять характеристики оружия. Кроме того, предлагались два типа боевой части.

Основными вариантами снаряда М-30 были модификации, известные под баллистическими индексами ТС-16 и ТС-20. Первый имел тупой головной обтекатель, второй оснащался острым. Изделие ТС-16 могло поражать цели на дальностях от 1600 до 2500 м. Острый обтекатель повышал дальность полета до 1800-2800 м. Также существовал зажигательный снаряд ТС-20 с дальностью от 1800 до 3500 м.

Пусковая установка М-30

По расчетам, снаряды М-30 могли значительно повысить эффективность стрельбы реактивных минометов. Тем не менее, при поиске подходящей пусковой установки авторы проекта столкнулись с определенными трудностями. Ни одна из существовавших на тот момент боевых машин не могла использовать надкалиберные М-30. Требовалось разработать специальные устройства, приспособленные для работы с новыми ракетами.

В мае 1942 года московский , уже участвовавший в создании реактивных минометов, получил приказ разработать и построить пусковую установку для снарядов М-30. По аналогии со снарядом перспективное устройство получило обозначение М-30. Руководителем проекта стал В.А. Рудницкий.

Желая упростить конструкцию и, как следствие, производство нового вооружения, сотрудники «Компрессора» предложили использовать идеи противника. В это время на вооружении Вермахта состояли пусковые установки Schweres Wurfgerat («Тяжелый метательный прибор»), предназначенные для запуска реактивных мин калибра 280 и 320 мм. Это устройство имело крайне простую конструкцию и представляло собой легкий станок из дерева или металла. На крепления этого станка устанавливался ящик-укупорка с реактивным снарядом. При запуске ящик служил направляющей.

Советские инженеры решили развить немецкую идею и создать пусковую с большим количеством направляющих. Изделие М-30 имело крайне простую конструкцию. Это была легкая рама из металлических корпусов, оснащенная стойками для установки с нужным углом возвышения. Имелись сравнительно простые системы вертикальной наводки. Также в конструкции пусковой установки предусматривались сошники, при помощи которых она удерживалась на месте во время стрельбы.

Основная рама пусковой установки М-30 имела ширину около 150 см, что позволяло закрепить на ней четыре укупорки с реактивными снарядами. Деревянные ящики крепились к раме при помощи металлических стяжек. Также в комплект поставки входил набор электрооборудования. Для осуществления запуска снарядов с электрическим воспламенением применялись саперная подрывная машинка и набор кабелей. Если возникала необходимость управления несколькими установками одним оператором, предполагалось применять электрораспределительные устройства типа «Краб».

Реактивные снаряды М-30 поставлялись в специальных укупорках под названием «Ящик 30». Укупорка изготавливалась из нескольких деревянных брусков и металлических полос. Основным элементом «Ящика 30» были четыре полутораметровых бруса, которые соединялись при помощи нескольких сравнительно коротких планок. В результате сборки деревянные детали образовывали прямоугольную конструкцию, внутрь которой помещался реактивный снаряд. С торцов укупорка закрывалась съемными крышками. Поскольку ракета должна была стартовать прямо из ящика, внутренняя поверхность его продольных элементов обивалась металлическими полосами. Во время запуска головная часть снаряда и кольцо хвостового стабилизатора должны были скользить по ним.
М-30 в бою
5 июля 1942 года 68-й и 69-й гвардейские минометные полки впервые применили в бою реактивные снаряды М-30 с одноименными пусковыми установками. Первый удар с использованием этого вооружения был нанесен по укреплениям противника в районе г. Белёв (Тульская область). Достаточно быстро новое оружие продемонстрировало все свои положительные и отрицательные качества.

Основным преимуществом боеприпаса М-30 был большой вес взрывчатого вещества боевой части. 28,9 кг взрывчатки было достаточно для уничтожения живой силы и различной техники. Кроме того, массированный удар с использованием большого количества подобных снарядов мог уничтожать различные укрепления. Известно, что тяжелый снаряд мог пробить кирпичную стену толщиной до 75 см. При установке взрывателя на подрыв с замедлением и попадании в грунт средней твердости образовывалась воронка диаметром до 8 и глубиной до 2,5 метра.

Тем не менее, новое оружие имело и заметные недостатки. Из-за большой массы снаряд с двигателем от М-13 мог лететь на дальность не более 2800 м. Из-за различных факторов, влияющих на отклонение от заданной траектории, фактическая дальность стрельбы с максимальным углом возвышения могла быть меньше. Кроме того, ракета М-30 не отличалась высокой точностью. Утолщенная головная часть, несмотря на свою обтекаемую форму, портила аэродинамические характеристики снаряда. Также на точности сказывалось использование ящиков-укупорок со сравнительно короткими направляющими. Как следствие, М-30 в 2,5 раза уступал в кучности базовому М-13.

Низкую точность приходилось компенсировать количеством запущенных ракет. При подготовке к нанесению удара по позициям противника рекомендовалось разворачивать не менее трех дивизионов (144 пусковые установки) на километр фронта. В таком случае общий залп обрушивал на врага 576 ракет с 28,9 кг взрывчатки в каждой. При такой интенсивности обстрела достигалось требуемое воздействие на противника.

При подготовке к стрельбе расчету реактивного миномета М-30 следовало правильным образом выполнять все необходимые процедуры, а также заботиться о своей безопасности. Все агрегаты миномета транспортировались грузовыми автомобилями. По прибытии на место расчет выгружал все составляющие оружия и начинал подготовку к стрельбе. На подготовленной площадке монтировалась пусковая установка. На этом этапе задавалось направление стрельбы, поскольку установка М-30 не оснащалась механизмами горизонтального наведения.

На смонтированную пусковую установку укладывались четыре «Ящика 30» с реактивными снарядами. К опорной раме ящики крепились набором специальных стяжек. Несмотря на кажущуюся простоту, закрепление ящиков было одним из самых ответственных этапов подготовки миномета. Известны случаи, когда из-за неправильной сборки укупорки и недостаточно прочного крепления реактивный снаряд улетал вместе с ящиком. Все это серьезно усложняло работу расчета. Наконец, из-за малой дальности полета ракет расчет рисковал быть обнаруженным противником во время развертывания с последующими трагическими последствиями.

Необходимо отметить и другой аспект эксплуатации систем М-30, не имеющий прямого отношения к характеристикам. Реактивный миномет БМ-13 достаточно быстро получил имя «Катюша». Тяжелые реактивные снаряды, начиная с М-30, так же не остались без прозвищ. По аналогии с «Катюшами» их именовали «Андрюшами». Кроме того, за характерную форму головной части ракеты получили прозвище «Лука» в честь заглавного героя старинной порнографической поэмы. По вполне понятным причинам, в официальных источниках и исторических исследованиях чаще встречается безобидное прозвище «Андрюша». Впоследствии оба прозвища перешли другой технике, использовавшей надкалиберные реактивные снаряды.

В некоторых источниках упоминается фронтовая легенда о боевом оснащении снарядов М-30 и другого подобного оружия тяжелого класса. Среди красноармейцев ходили слухи о применении некоего особого взрывчатого вещества большой мощности. Разрушения, остававшиеся после удара, подогревали распространение этой версии. Тем не менее, в эллипсоидной головной части снарядов помещались штатные взрывчатые вещества, применявшиеся при изготовлении всех советских артиллерийских боеприпасов. Причинами значительных разрушений, в свою очередь, были большой вес заряда и массированное применение такого оружия.

Реактивный снаряд М-31

Соотношение плюсов и минусов снаряда М-30 привело к появлению требований о разработке нового боеприпаса со схожими боевыми качествами, но увеличенной дальностью стрельбы. В самом конце 1942 года завершилась разработка новой ракеты под названием М-31 (баллистический индекс ТС-31). При сохранении общей архитектуры изделия его разработчикам удалось заметно изменить летные данные, в первую очередь скорость и дальность.

Снаряд М-31 получил новую хвостовую часть с обновленным твердотопливным двигателем. Общая длина снаряда без взрывателя составляла 1760 мм, надкалиберная головная часть имела максимальный диаметр 300 мм. Интересной особенностью изделия М-31 была конструкция головной части. За счет уменьшения толщины стенок эллипсоида с 7 до 4 мм удалось уменьшить вес корпуса головной части почти на 13 кг и довести до 10,8 кг. Заряд при этом остался прежним – 28,9 кг. Стартовый вес снаряда составлял 92,4 кг.

В хвостовой части корпуса помещались несколько пороховых шашек двигателя общей массой 11,2 кг, что привело к увеличению тяги и, как следствие, летных данных. Максимальная скорость ракеты М-31 достигала 250-255 м/с. Таким образом, несмотря на увеличение общего веса снаряда, новый двигатель позволил повысить характеристики в сравнении с имевшимися М-30. Максимальная табличная дальность составляла 4325 м.

Снаряд М-31 был принят на вооружение в январе 1943 году и вскоре начал поступать в войска. На этом развитие ракеты не остановилось. Весной 44-го на вооружение был принят снаряд М-31-УК («улучшенная кучность»). Единственным отличием этого изделия был четыре Г-образные трубки на корпусе твердотопливного двигателя. Часть пороховых газов стравливалась через эти трубки и заставляла ракету вращаться вокруг продольной оси. Такие доработки позволили почти в два раза повысить кучность стрельбы, но привели к уменьшению максимальной дальности до 4 км.

Производство реактивных снарядов М-31 стартовало в последних неделях 1942 года. Вскоре это оружие показало свои преимущества перед имеющимися М-30. Результатом этого стало решение о прекращении выпуска устаревших ракет М-30. Последняя партия таких снарядов была передана войскам в феврале 1943 года.

Пусковая установка М-30 со снарядами М-31

Реактивные снаряды М-31 предлагалось использовать с существующими пусковыми установками М-30. Эти устройства были просты по конструкции и достаточно удобны в эксплуатации. Повышение дальности стрельбы должно было положительным образом сказаться на характеристиках всей системы, в том числе и на вероятности обнаружения реактивного миномета противником.

На раму установки М-30 укладывалось четыре деревянных укупорки с реактивными снарядами. Конструкция ящиков позволяла запускать снаряды без использования отдельных направляющих.

Весной 1943 года промышленность начала выпуск нового варианта пусковой установки М-30 с усиленной рамой и измененными креплениями для ящиков с ракетами. За счет всех изменений удалось увеличить залп до восьми снарядов. Ящики в таком случае укладывались в два ряда по четыре в каждом. Следует отметить, в 43-м не была создана принципиально новая пусковая установка. Аналогичные доработки системы М-30 ранее осуществлялись в войсковых мастерских в порядке «инициативы снизу». , в свою очередь, только усовершенствовал идею артиллеристов и сделал ее официальной модификацией.

Постановка на вооружение обновленной пусковой установки М-30 самым положительным образом сказалась на огневой мощи гвардейских минометных полков и дивизий. Прекрасным примером эффективности такого оружия являются результаты удара, нанесенного 7-й гвардейской минометной дивизией в начале августа 1943 года. В начале Смоленской наступательной операции (Операция «Суворов») дивизия выполнила два полномасштабных залпа из имевшихся 432 реактивных минометов М-30. Каждый залп дивизии состоял из 3456 снарядов. На врага дважды обрушилось почти 100 тонн взрывчатки. Позже стало известно, что 7-я гвардейская минометная дивизия уничтожила 550 погонных метров окопов и траншей, 114 блиндажей, 27 огневых точек, 43 артиллерийских орудия и 23 миномета.

Пусковая установка М-31

До октября 1943 года снаряды М-30 и М-31 запускались при помощи установки М-30. Осенью 43-го завершилось создание нового пускового станка М-31. Он представлял собой доработанный вариант базового М-30 с использованием новых материалов и деталей. Кроме того, в конструкции использовались некоторые нововведения, связанные с габаритами и весом снарядов М-31. Как и имевшаяся пусковая установка, новая М-31 имела крепления для восьми укупорок с реактивными снарядами.

Вскоре появилась новая версия пусковой установки М-31. Ее испытания прошли в самом начале 1944 года, после чего эту систему приняли на вооружение. Пусковые устройства М-31 активно использовалось в течение достаточно длительного времени. Устаревшие системы М-30 постепенно вытеснялись новыми М-31.

Пусковые установки М-30 и М-31 должны были стрелять с грунта. Для повышения мобильности предлагался буксируемый вариант системы М-31 на колесном ходу. В этом случае пусковая установка с механизмами горизонтального и вертикального наведения крепилась на двухколесной тележке с домкратами-упорами в передней части и двумя станинами в задней. По своей общей архитектуре такой вариант установки М-31 напоминал лафеты различных артиллерийских орудий. До конца 1943 года был изготовлен и испытан опытный образец буксируемого реактивного миномета на колесном ходу. Несмотря на очевидные преимущества, эта система не была принята на вооружение.

В мае 1944 года началась эксплуатация облегченной пусковой установки на базе М-31. От базового варианта она отличалась количеством креплений для ящиков с ракетами. Допускалась установка шести укупорок в два ряда. Такая пусковая установка активно использовалась параллельно с другими устройствами для 300-мм надкалиберных реактивных снарядов.

Повышение мобильности

Реактивные минометы М-30 и М-31 имели серьезный недостаток: низкая мобильность. Агрегаты пусковых установок и снаряды перевозились на грузовиках, а на развертывание на позиции уходило до нескольких часов. По этим причинам подготовка к стрельбе была сложным и опасным делом. В самом начале 1943 года на стартовали работы по созданию самоходного варианта пусковой установки для снарядов М-30 и М-31.

Первые варианты таких проектов подразумевали установку доработанного пускового станка существующей конструкции на подходящий автомобиль. Через несколько месяцев после начала работ появилась опытная боевая машина на базе грузовика ЗИС-6 с измененной пусковой установкой М-30. Как и ранее, запускать снаряды предлагалось из деревянных укупорок.

В первых месяцах 1944 года сотрудники «Компрессора» собрали аналогичную боевую машину на базе шасси Studebaker US6. Эту машину испытали и дали хорошие оценки. По некоторым данным, опытный образец М-30 на шасси американского производства немного позже попал на фронт, где прошел войсковые испытания в условиях реальных боевых действий.

Установка пусковых устройств на автомобильное шасси позволила решить проблему мобильности. Тем не менее, точность и кучность стрельбы оставляли желать лучшего, из-за чего требовалось дальнейшее развитие этой техники. Решая эту проблему, оружейники стали использовать отработанные решения. В середине 1944 года на испытания вышел опытный реактивный миномет БМ-31-12 с полноценными трубчатыми направляющими. Вскоре такая техника начала поступать в войска, а со временем, за счет реализации своих преимуществ, почти полностью вытеснила устаревшие пусковые установки М-30 и М-31.

По материалам: https://rbase.new-factoria.ru/ https://military1941.ru/ https://callig-museum.ru/ https://za-cccp.narod.ru/ https://tehnikapobedy.ru/ https://epizodsspace.no-ip.org/ Широкорад А.Б. Отечественные минометы и реактивная артиллерия. – Мн.: Харвест, М.: «Издательство АСТ» 2000

Боеприпасы гаубицы М-30

М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд 3БП1.

Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 м (данные получены по советской методике измерения середины XX века). При установке взрывателя на фугасное действие граната после разрыва оставляла воронки до 1 м глубиной и до 3 м в диаметре. В начале 1970-х годов на вооружение 122-мм гаубиц 2С1, Д-30 и М-30 поступили новые боеприпасы 3ОФ24. Вместо тротила в качестве взрывчатого вещества был использован состав A-IX-2, благодаря чему эффективность снарядов 3ОФ24 по сравнению с 53-ОФ-462 была увеличена в 1,2—1,7 раза. С 1982 года на вооружение 122-мм гаубичных систем поступил снаряд 3ОФ56 и 3ОФ56-1 повышенного могущества.

Кумулятивный снаряд 53-БП-460А пробивал под углом 90° броню толщиной до 100—160 мм (в разных источниках приводятся разные данные). Прицельная дальность стрельбы по движущемуся танку — до 400 м. Послевоенный кумулятивный снаряд 3БП1 пробивал под углом 90° — 200 мм, 60° — 160 мм, 30° — 80 мм.

Расчет 122-мм гаубицы М-30 ведет огонь по противнику на одной из улиц Вены.

Боевое применение

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона. Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 на позиции на косе Фрише-Нeрунг (Frische Nehrung, ныне Балтийская коса). 11-я гвардейская армия.

Гвардейский реактивный миномёт

26 июня 1941 года на заводе № 723 Наркомата миномётного вооружения СССР в Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления. На следующий день установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведённых испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в РНИИ установками в батарею для отправки на фронт.

Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском (главный конструктор — В. П. Бармин). Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича. 2 последних завода в 1941 году были эвакуированы в Челябинск[7].

БМ-31-12 на шасси ЗИС-12 в Музее на Сапун-горе, Севастополь БМ-13-16 на базе СТЗ-5-НАТИ

В ходе войны были созданы различные варианты реактивного снаряда и пусковых установок: БМ-13-СН (со спиральными направляющими, что значительно увеличивало точность стрельбы), БМ-8-48, БМ-8-24, БМ-13Н и другие. В 1942 году появились снаряды М-31 калибра 310 мм, которые изначально запускались с наземных установок. В апреле 1944 года под них создали самоходную установку с 12 направляющими, монтировавшуюся на шасси грузовой автомашины. Она получила название «БМ-31-12».

Существовали пусковые установки на базе пулемётных станков (М-8-6, снаряд М-8, 6 направляющих), аэросаней, мотоциклов (БМ-8-12, снаряд М-8, 12 направляющих), и, как было сказано выше, — просто наземных рам (M-30-4, снаряды М-30 и М-31, 4 направляющих).

Также, рамы устанавливали на железнодорожные платформы (БМ-8-72, БМ-13-16, БМ-8-48). Установка БМ-8-24, созданная в 1941 году, имела снабженную механизмами наводки и прицельными приспособлениями артиллерийскую часть с направляющими для запуска 24 реактивных снарядов М-8. Артиллерийская часть монтировалась на крыше танка Т-40 вместо башни. Когда танк Т-40 сняли с производства, как базу для БМ-8-24 стали использовать Т-60. БМ-8-24 применялась на начальном этапе войны. По окончании выпуска Т-60 производство БМ-8-24 также свернули, но её модифицированную артиллерийскую часть использовали для установок БМ-8-48, которые устанавливали на отечественный грузовик ГАЗ-АА и на ленд-лизовские «Студебеккер» и «Форд-Мармон-Хэррингтон»[8].

Реактивными пусковыми установками оснащались также гусеничные тягачи СТЗ-5-НАТИ, получаемые по ленд-лизу автомобили повышенной проходимости «Форд-Мармон», «Интернейшнл», «Джи-Эм-Си», «Остин» и другие. В 1942 году проводились работы над пусковой установкой КАРС-1 реактивных снарядов М-13 на шасси танка КВ-1, но эти задумки не получили развития в связи с прекращением выпуска танков КВ.

Летом 1942 года, когда начались бои на Кавказе, возникла нужда в лёгких горно-вьючных пусковых установках. В кустарных условиях в Сочи была создана «младшая сестра Катюши» М-8-8. 8 реактивных снарядов выстреливались почти одновременно. Вес — 68 килограмм. М-8 хорошо проявила себя в горных условиях. Также М-8 устанавливалась на торпедные катера — впоследствии применялась на Малой Земле, в Крыму, Карпатах, боях в Монголии и Китае, затем и в Северной Корее.

В ходе войны производство пусковых установок в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в связи с этим в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения. Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава.

Улучшенная модификация БМ-13Н (Н — «нормализованная») была создана в 1943 году, до конца войны было изготовлено около 1800 таких установок. БМ-13Н выпускались на базе хорошо зарекомендовавших себя американских грузовиков «Студебеккер US6», поставлявшихся в СССР по ленд-лизу.

Советская промышленность в июле 1941 — декабре 1944 изготовила около 11 тыс. пусковых установок «Катюша» для боевых машин и свыше 12 млн штук реактивных снарядов к ним (всех калибров). Первые машины изготовлялись на базе отечественных шасси (всего около 600 штук — большинство были уничтожены в боях. 11 октября 1941 года 7 единиц «Катюш» со снарядами были захвачены гитлеровскими войсками в боях за Мценск[9]), после начала «ленд-лизовских» поставок основным шасси для БМ-13 (БМ-13Н) стал американский «Студебеккер» (из Америки было поставлено около 200 тыс. автомобилей).

Статистика по типам реактивных систем залпового огня: за Вторую мировую войну произведено около 11 тысяч пусковых установок «Катюш» для 3374 шасси боевых машин (372 шт. на базе ЗиС-6, 1845 — «Студебеккеры», 1157 — другие 17 типов шасси).

  • БМ-8 — поступило в войска 2400, потеряно 1400;
  • БМ-13 — поступило 6800, потеряно 3400;
  • БМ-31 — поступило 1800, потеряно 100.

Тактико-технические характеристики гаубицы М-30

— Произведено, штук: 19 266

Расчёт: 8 человек

Скорострельность М-30

— 5—6 выстр/мин

— Начальная скорость снаряда: 515 м/с — Скорость возки по шоссе, км/ч: до 50 — Высота линии огня, мм: 1200

Дальность стрельбы М-30

— Максимальная дальность стрельбы: 11 800 м

Габаритные размеры М-30

— Длина, мм: 5900 (с передком 8600) — Ширина, мм: 1975 — Высота, мм: 1820 — Клиренс, мм: 330—357 — Длина ствола, мм/клб: 2800/22,7 — Длина канала ствола, мм/клб: 2278/18,7 (нарезной части)

Вес М-30

— Масса в походном положении, кг: 2900—3100 — Масса в боевом положении, кг: 2360—2500

— Углы обстрела — Угол ВН, град: от −3 до +63,3° — Угол ГН, град: 49°

300-мм реактивный фугасный снаряд М-31

Предназначен для разрушения укреплён­ных пунктов и узлов сопротивления противника, инженер­ных сооружений и препятствий. Снаряд М-31 состоял из двух основных частей: головной и ракетной.

Головная часть состояла из корпуса головки и разрыв­ного заряда 9, амматолового или тротилового.

Корпус головки состоял из двух сваренных половин оживальной формы. В лобовой части корпуса головки имелось отверстие, через которое производилось снаряжение разрывным заря­дом. После снаряжения в это отверстие ввинчивалась втул­ка 1 с очком под взрыватель ГВМЗ. В задней части кор­пуса головки имелось приваренное дно с резьбой для свин­чивания с ракетной камерой.

Ракетная часть состояла из блока ракетной камеры с соплом 11 и стабилизатора 12.

В ракетной камере по­мещался заряд из нитро­глицеринового пороха, со­стоящий из пяти одноканальных цилиндрических шашек 3, которые отделе­ны от сопловой части колосниковой решёткой 8. Наружный диаметр шаш­ки — 46 мм, диаметр ка­нала — 8 мм, длина шаш­ки — 900 мм.

Для воспламенения по­рохового заряда в ракет­ной камере был расположен воспламенитель 5 из дым­ного ружейного пороха весом 75 г. Воспламени­тель вставлен в фанерную диафрагму. Зажигание воспламенителя происхо­дило от электрозапала, вшитого в картуз воспла­менителя. Провода 6 от электро­запала проходили по всей длине, ракетной камеры; концы их помещались в выходном конусе сопла между двумя картонными тарелями.

Для придания снаряду М-31 устойчивости на по­лёте служил стабилиза­тор, состоящий из обтека­теля, восьми крыльев и направляющего кольца 7. Кольцо служило для на­правления хвостовой ча­сти снаряда при движе­нии его по направляющим ячейкам.

Также смотрите схему снаряда М-31 из Руководства службы на боевую машину БМ-31-12, выпущенное в 1955 году ().

На базе М-31 был разработан снаряд М-31-УК.

Калибр, мм300
Размах крыльев стабилизатора, мм300
Полная длина снаряда (без взрывателя), мм1760
Вес окончательно снаряженного снаряда, кг94,8
Тип головной частифугасная
Вес снаряженной головной части, кг52,4
Вес разрывного заряда, кг28,9
Вес ракетной части, кг42
Вес порохового заряда, кг11,25
ВзрывательГВМЗ
Сопротивление мостика накаливания электрозапала, Ом1,0-1,4
Сила тока, необходимая для воспламенения электрозапала, Ане менее 0,5
Балистические данные
Время горения ракетного заряда, с0,9
Средняя реактивная сила, кг2500
Дульная скорость снаряда, м/с35
Длина активного участка траектории, м115
Наибольшая скорость снаряда, м/с245
Наибольшая дальность стрельбы, м4000

Фото гаубицы М-30

Батарея советских 122-мм гаубиц образца 1938 года М-30 на огневой позиции в районе Берлина.

Советский тягач транспортирует 122-мм гаубицу М-30 по улице Фрунзе в освобожденном Витебске.

Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 ведет огонь по противнику в Будапеште.

Тягач СТЗ-5-НАТИ 3-й гвардейской артиллерийской дивизии буксирует 122-мм гаубицу М-30 через переправу в Смоленской области.

Советский артиллерийский расчет занимается оборудованием окопа и подготовкой 122-мм гаубицы М-30 образца 1938 года к стрельбе.

Батарея советских 122-мм гаубиц М-30 под Москвой ведет огонь. Плотно стоят и без всякой маскировки. Вероятно отсутствие непосредственной угрозы со стороны средств поражения противника (значительная удаленность от линии фронта и, вероятно, нелетная погода) позволяют обойтись без рассредоточения и маскировки огневых позиций, тем самым сократив время на подготовку орудий к открытию огня и облегчив управление огнем батареи.

Орудийный расчет 1-й батареи 208-го гаубичного артиллерийского полка ведет огонь по врагу из 122-мм гаубицы М-30.

Солдаты 84-й пехотной дивизии США осматривают брошенную немцами 122-мм гаубицу М-30 советского производства в Бенсхайме (Bensheim). По немецкой классификации трофейная гаубица имела обозначение s.F.H.396(r).

Орудие (122-мм гаубицы М-30) старшины И.Д. Щербакова ведет огонь по опорным пунктам немцев. 1-й Белорусский фронт.

122-мм гаубица М-30 старшего сержанта Г.Е. Макеева на Гутенберг штрассе (Gutenberg) в городе Бреслау, Силезия. 1-й Украинский фронт.

Похожее

САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) ТТХ. Калибр. Размеры. Дальность стрельбы
РСЗО БМ-21 Град. Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

Миномет 2Б9М Василек 82-мм Скорострельность. Дальность стрельбы. Вес

САУ 2С3 Акация 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

САУ 2С1 Гвоздика 122-мм Дальность стрельбы. Размеры. Устройство. Вес

Пушка 2А36 Гиацинт-Б 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Устройство

РСЗО 9К58 Смерч Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

Пушка МТ-12 Рапира. Дальность стрельбы. История. Размеры

Гаубица Д-30 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

2С4 Тюльпан самоходный миномет 240-мм ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вес

САУ 2С35 Коалиция-СВ 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Гаубица Мста-Б (2А65) 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Боеприпасы

САУ 2С9 Нона-С 120-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Вооружение

АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. ТТХ. Размеры. Двигатель. История

САУ 2С19 Мста-С 152-мм Размеры. Скорость. Двигатель. История

РСЗО 9К57 Ураган Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

ТОС-1 Буратино (ТОС-1А Солнцепек) ТТХ. Площадь поражения

Дивизионная пушка ЗИС-3 76-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Пушка-гаубица Д-20 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ 2С5 Гиацинт-С 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

САУ Фердинанд (Элефант) ТТХ. Бронирование. Вес. Размеры

САУ СУ-100. ТТХ. Вооружение. Размеры. Снаряды. Вес. Скорость

САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года ТТХ. Вес. Боеприпасы. Размеры

САУ СУ-152 Зверобой 152-мм ТТХ. Снаряды. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Пушка М-46 130-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Установка разминирования УР-77 Метеорит ТТХ. Вооружение. Размеры

РСЗО 9К51М Торнадо-Г. Ракеты. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры

САУ 2С31 Вена 120-мм. Дальность стрельбы. История. Размеры. Вес

Немецкая САУ StuG III. Модификации. Размеры. Вооружение. Вес

Управляемый снаряд Краснополь. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Стоимость

Мортира Карл 600-мм и 540-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес. Размеры

Орудие Большая Берта 420-мм. ТТХ. Вес. Размеры. Боеприпасы

САУ СУ-76. ТТХ. Размеры. Бронирование. Вес. История

САУ 2С23 Нона-СВК 120-мм ТТХ. Вооружение. Дальность и кучность стрельбы. Размеры

САУ 2А3 Конденсатор-2П калибр 406-мм Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

Миномет М-160 калибр 160-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование

Артиллерийский комплекс А-222 Берег 130-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы

Гаубица БР-18 калибр 305-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство

Миномет М-240 калибр 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ СУ-85. Боеприпасы. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

Контрбатарейная РЛС Зоопарк-1 (1Л219М). Дальность контроля огневых позиций. Устройство

САУ 2С25 Спрут-СД. Калибр. История. Размеры. Вес. Двигатель

САУ 2С34 Хоста 120-мм. ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вооружение. Вес

Самоходка АСУ-85. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

280-мм мортира Бр-5 образца 1939 года Размеры. Вес. Боеприпасы

Самодвижущаяся пушка 2А45М Спрут-Б. ТТХ. Скорость. Двигатель. Вес

Белорусская РСЗО БелГрад. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

Пушка С-23 калибр 180-мм. Боеприпасы. Вес. Размеры. Дальность стрельбы

Самоходка САУ СУ-122. Размеры. Вооружение. Бронирование. Вес

САУ Ягдпантера. Вес. Бронирование. Размеры. Вооружение

Многоствольная САУ М50 Онтос. ТТХ. Вооружение. Размеры. Бронирование

Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Артиллерийский тягач Я-12. Размеры. Вес. Грузоподъемность. Двигатель

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

САУ ИСУ-122. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

РПУ-14 (8У38) — реактивная пусковая установка

РСЗО БМ-24 (Т) 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

2К32 Дева — 82-мм самоходный минометный комплекс

Артиллерийский тягач Коминтерн. Грузоподъемность. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-122-54. Бронирование. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

РСЗО БМ-14-16. Вооружение. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

САУ Насхорн (Носорог). Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Самоходная гаубица САУ PzH 2000. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Пушка БР-17 калибр 210-мм. Вес. Дальность стрельбы. Скорострельность

САУ Веспе 105-мм. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

Колесная САУ ГАЗ-68 (КСП-76). Вооружение. Размеры. Вес. Двигатель

САУ Бруммбар 150-мм. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

Тяжелая САУ СУ-14. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-5. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

САУ АТ-1. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-12. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]