История создания перехватчика БИ-1
В конце 1930-х, начале 1940-х г., в Советском Союзе, авиационная отрасль переживала небывалый взлет — в строй один за другим вступали новейшие скоростные истребители, такие как Як-1 и МиГ-3. Однако, хотя предел развития поршневых машин был ещё не пройден, мысль конструкторов была устремлена далеко вперед. К весне 1940 года уже были успешно закончены испытания серийного истребителя И-153 с прямоточным воздушно-реактивным двигателем и опытного ракетоплана РП-318-1 с жидкостным ракетным двигателем.
Все шло к закономерному финалу — созданию боевого реактивного (ракетного) самолета. Так как малый вес и большая тяга реактивного двигателя обеспечивали не только максимальную горизонтальную скорость полёта в районе 800-850 км/ч, но и высокую скороподъёмность – почти в 10 раз превышающую скороподъёмность лучших истребителей с поршневыми двигателями, по типу, перспективный самолет мог быть только истребителем-перехватчиком. В немалой степени сказывался и главный недостаток реактивного двигателя — малое время полета. Для перехватчика, этот недостаток был не критичен.
Хотя интерес к принципиально новому самолету проявили все ведущие авиаконструкторы СССР, в числе первых оказалось экспериментальное конструкторское бюро Виктора Фёдоровича Болховитинова, созданное при заводе 293 по инициативе Военно-Воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского, и занимающееся проектированием летательных аппаратов принципиально новых типов.
Как только были сформулированы все условия будущего ракетоплана, два конструктора этого КБ, аэродинамик А. Я. Березняк и двигателист А. М. Исаев, в инициативном порядке начали работы над проектом истребителя-перехватчика с двигателем конструкции Леонида Степановича Душкина, возглавлявшего «группу ЖРД» в НИИ-3, более известном под названием Ракетный Научно-Исследовательский Институт (РНИИ). Самый последний и самый простой из их проектов получил одобрение у главного конструктора и был включён в план работ, но на правах факультативного, в апреле 1941 года. Бригада получила отдельное помещение, а сам проект получил официальное название «БИ» – по первым буквам фамилий конструкторов Березняка и Исаева.
Общая схема реактивного истребителя БИ-1
О чём текст песни «Летчик»?
В жизни каждого человека случаются ситуации, когда всё выходит из-под контроля, хотя изначально казалось, что всё досконально просчитано. Ошибки, даже в мелочах, приводят к катастрофическим последствиям. Эта идея песни «Би-2» заметна сразу. Если вслушаться, то ждёт удивительное открытие: современная российская рок-музыка не утратила бунтарский дух, скатившись под откос попсы.
Неторопливый ри, словно следующий ударам пульса, чёткое проговаривание фраз, как оглашение смертельного приговора для обречённого. Уже ничто не важно, и результат усилий, как оказалось, не стоил того, чтобы тратить на это свою жизнь.
Тревожная и тягучая мелодия композиции «Лётчик», за которой в начале угадывается гул истребителей, капание воды и металлическое скрежетание, усиливает напряжение слушателей. аналогии с военными событиями, происходящими по всей планете, неизбежны. Это — изнуряющая ноша всего человечества, и люди гибнут за металл, залежи углеводородов.
Конца и края этому не видно. Песня «Летчик» призывает вместе с группой «Би-2» разделить боль от происходящего. Разве не надоело нормальной части «гомо сапиенсов» подчиняться приказам тех, кто организует себе личный праздник лакшери и дольче вита за чужой счёт, загребая жар чужими руками?
Конструкция перехватчика БИ-1
Реактивный перехватчик БИ-1 представлял собой одноместный свободнонесущий низкоплан с фюзеляжем типа полумонокок, в основном деревянной конструкции. Трапециевидное неразъёмное крыло самолёта БИ имело конструкции кессонного типа. Кессон состоял из десяти отдельных лонжеронов, склеенных между собой через накладки, идущие по всему размаху крыла – по верхнему и нижнему теоретическому контуру.
Для уменьшения посадочной скорости на задней кромке крыла на участке между бортом фюзеляжа и небольшим элероном, длиной равным примерно трети крыла, устанавливались посадочные щитки Шренка с углом отклонения до 50 градусов. Элероны, рули и закрылки имели металлический каркас, обитый полотном.
Хвостовое оперение самолёта – обычного типа, но с тремя особенностями: между килем, стабилизатором и фюзеляжем установлены расчалки, на концах стабилизатора имеются круглые вертикальные шайбы, а также установлен подфюзеляжный киль-плавник, в который убиралась хвостовая опора шасси самолёта.
Кабина лётчика имела защиту, состоящую из передней бронеплиты, бронеспинки толщиной 5,5 мм и бронестекла. Перед кабиной лётчика в верхней части фюзеляжа на деревянном лафете под съёмной (на замках) крышке устанавливались две пушки ШВАК калибра 20 мм с боезапасом по 45 снарядов. Внутри нижней передней части фюзеляжа располагались два воздушных и два керосиновых баллона. За кабиной пилота размещались баллоны с азотной кислотой и воздухом.
Жидкостный реактивный двигатель ЖРДД-1-А-1100 установлен в хвостовой части фюзеляжа, в качестве топлива использовался – тракторный керосин, а в качестве окислителя применялась концентрированная 96-98%-ая азотная кислота, которые подавались в двигатель под давлением воздуха из бортовых баллонов (на 1 кг керосина приходилось 4,2 кг окислителя). Двигатель расходовал до 6 кг керосина и кислоты в секунду при максимальной тяге. Общий запас топлива на борту самолёта, равный 705 кг, обеспечивал работу двигателя в течение почти 4 минут (на максимальной тяге).
Характеристики БИ-1 (БИ, БИ-ВС)
б РНЛ ФЕ 1940 Ц. АШКЮ ОПХГМЮМЮ МЕНАУНДХЛНЯРЭ ЯНГДЮМХЪ ХЯРПЕАХРЕКЪ-ОЕПЕУБЮРВХЙЮ Я фпд. хДЕЧ ЯНГДЮМХЪ РЮЙНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ БОЕПБШЕ ОПЕДКНФХК я. о. йНПНКЕБ ЕЫЕ Б 1938 Ц. Б ОПНЖЕЯЯЕ ПЮАНРШ МЮД ПЮЙЕРНОКЮМНЛ по-218. нМ ОПЕДОНКЮЦЮК, ВРН фпд Я ЕЦН НЦПНЛМШЛ СДЕКЭМШЛ ПЮЯУНДНЛ РНОКХБЮ (4-6ЙЦ РНОКХБЮ Б ЯЕЙСМДС ОПХ РЪЦЕ ДБХЦЮРЕКЪ 1000 — 1500 ЙЦЯ) ЛНФЕР АШРЭ МЮХАНКЕЕ ЩТТЕЙРХБМН ХЯОНКЭГНБЮМ МЮ ХЯРПЕАХРЕКЕ-ОЕПЕУБЮРВХЙЕ ОПНРХБНБНГДСЬМНИ НАНПНМШ, БГКЕРЮЧЫЕЛ ХГ ОНКНФЕМХЪ ДЕФСПЯРБЮ МЮ ЮЩПНДПНЛЕ ОПХ БХГСЮКЭМНЛ НАМЮПСФЕМХХ ЯЮЛНКЕРЮ ОПНРХБМХЙЮ Б ПЮИНМЕ НУПЮМЪЕЛНЦН НАЗЕЙРЮ. лЮКШИ БЕЯ Х АНКЭЬЮЪ РЪЦЮ фпд НАЕЯОЕВХБЮКХ ЛЮЙЯХЛЮКЭМСЧ ЯЙНПНЯРЭ ЦНПХГНМРЮКЭМНЦН ОНКЕРЮ ПЮЙЕРМНЦН ОЕПЕУБЮРВХЙЮ 800 — 850 ЙЛ/В. мН ЯЮЛНЕ ЦКЮБМНЕ, РЮЙНИ ОЕПЕУБЮРВХЙ ХЛЕК АШ ЦПНЛЮДМСЧ ОН РНЛС БПЕЛЕМХ ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, ОНВРХ Б 10 ПЮГ ОПЕБШЬЮБЬСЧ ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ КСВЬХУ ХЯРПЕАХРЕКЕИ Я ОНПЬМЕБШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ. аКЮЦНДЮПЪ АНКЭЬНИ ЯЙНПНЯРХ Х ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРХ ПЮЙЕРМШИ ОЕПЕУБЮРВХЙ МЮ ЮЙРХБМНЛ ЩРЮОЕ ОНКЕРЮ Я ПЮАНРЮЧЫХЛ фпд ЛНЦ АШ АШЯРПН МЮЯРХЦМСРЭ ЯЮЛНКЕР ОПНРХБМХЙЮ, Я УНДС ЮРЮЙНБЮРЭ ЕЦН Х ЯАХРЭ ЛНЫМШЛ ОСЬЕВМШЛ НЦМЕЛ. оНЯКЕ ОПЕЙПЮЫЕМХЪ ПЮАНРШ ДБХЦЮРЕКЪ ОЕПЕУБЮРВХЙ ДНКФЕМ АШК БШИРХ ХГ АНЪ Х БШОНКМХРЭ ОНЯЮДЙС Я МЕПЮАНРЮЧЫХЛ ДБХЦЮРЕКЕЛ ЙЮЙ ОКЮМЕП, ВРН МЕ ДНКФМН АШКН ОПЕДЯРЮБХРЭ РПСДМНЯРХ, СВХРШБЮЪ ГМЮВХРЕКЭМНЕ СЛЕМЭЬЕМХЕ ЛЮЯЯШ ЯЮЛНКЕРЮ ОНЯКЕ БШПЮАНРЙХ РНОКХБЮ Х ХГПЮЯУНДНБЮМХЪ АНЕГЮОЮЯЮ. нЯМНБМШЛ МЕДНЯРЮРЙНЛ РЮЙНЦН ЯЮЛНКЕРЮ я. о. йНПНКЕБ ЯВХРЮК ЛЮКСЧ ОПНДНКФХРЕКЭМНЯРЭ ОНКЕРЮ. бНЕММШЕ ЯОЕЖХЮКХЯРШ ОНКНФХРЕКЭМН НЖЕМХКХ ОПЕДКНФЕМХЕ я. о. йНПНКЕБЮ Х Б ЯБНЕЛ ГЮЙКЧВЕМХХ ОНДВЕПЙХБЮКХ, ВРН МЕАНКЭЬЮЪ ОПНДНКФХРЕКЭМНЯРЭ ОНКЕРЮ ДНОСЯЙЮЕР ОПЮЙРХВЕЯЙНЕ ХЯОНКЭГНБЮМХЕ РЮЙХУ ЯЮЛНКЕРНБ.
я БЕЯМШ 1941 Ц. Б нйа ЦКЮБМНЦН ЙНМЯРПСЙРНПЮ б.т.аНКУНБХРХМНБЮ МЮД ОПНЕЙРНЛ ХЯРПЕАХРЕКЪ-ОЕПЕУБЮРВХЙЮ Я ДБХЦЮРЕКЕЛ к.я.дСЬЙХМЮ, НАЕЫЮБЬЕЦН ЯЙНПНЯРЭ 800 ЙЛ/В Х АНКЕЕ, Б ХМХЖХЮРХБМНЛ ОНПЪДЙЕ МЮВЮКХ ПЮАНРЮРЭ ю.ъ.аЕПЕГМЪЙ Х ю.л.хЯЮЕБ. йНМЖЕОЖХЪ ХУ ПЮЙЕРМНЦН ОЕПЕУБЮРВХЙЮ ОПЮЙРХВЕЯЙХ ОНКМНЯРЭЧ ЯННРБЕРЯРБНБЮКЮ ОПЕДКНФЕМХЧ я. о. йНПНКЕБЮ, БШДБХМСРНЛС Б 1938 Ц.
9 ХЧМЪ 1941 Ц. ЦКЮБМШИ ЙНМЯРПСЙРНП б.т.аНКУНБХРХМНБ МЮОПЮБХК Б мЮПЙНЛЮР ЮБХЮЖХНММНИ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ НТХЖХЮКЭМСЧ ГЮЪБЙС МЮ ЯНГДЮМХЕ ПЕЮЙРХБМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ-ОЕПЕУБЮРВХЙЮ ах
. оПЕДКНФЕМХЕ АШКН НДНАПЕМН, ОПХМЪРН, МЮ ЕЦН НЯМНБЕ АШК СРНВМЕМ ОПХЙЮГ ОН мйюо. яПНЙ БШОСЯЙЮ АШК СЯРЮМНБКЕМ 35 ДМЕИ (БЛЕЯРН РПЕУ ЛЕЯЪЖЕБ, ЙЮЙ ОПЕДОНКЮЦЮКХ ЙНМЯРПСЙРНПШ).
яЮЛНКЕР ю.ъ.аЕПЕГМЪЙЮ Х ю.л.хЯЮЕБЮ ОЕПБНМЮВЮКЭМН ОПНЕЙРХПНБЮКЯЪ ОНД ДБХЦЮРЕКЭ Я РЪЦНИ 1400 ЙЦЯ Х Я РСПАНМЮЯНЯМНИ ОНДЮВЕИ РНОКХБЮ Б ЙЮЛЕПС ЯЦНПЮМХЪ, МН ГЮРЕЛ Я ЖЕКЭЧ ЯНЙПЮЫЕМХЪ БПЕЛЕМХ ЯНГДЮМХЪ ЯЮЛНКЕРЮ АНКЕЕ ЯКНФМЮЪ Х МСФДЮБЬЮЪЯЪ Б ДНБНДЙЕ РСПАНМЮЯНЯМЮЪ ОНДЮВЮ РНОКХБЮ АШКЮ ГЮЛЕМЕМЮ АНКЕЕ ОПНЯРНИ Х ДНБЕДЕММНИ БШРЕЯМХРЕКЭМНИ ОНДЮВЕИ Я ХЯОНКЭГНБЮМХЕЛ ЯФЮРНЦН ДН 145-148 ЮРЛ БНГДСУЮ ХГ АНПРНБШУ АЮККНМНБ ЕЛЙНЯРЭЧ 115 К. щРНР БЮПХЮМР ЯЮЛНКЕРЮ Я ДБХЦЮРЕКЕЛ д-1ю ЯРЮК НЯМНБМШЛ Х ОНКСВХК НАНГМЮВЕМХЕ «ах»; НМ БШОНКМЪКЯЪ ОН НАШВМНИ Б РН БПЕЛЪ ЯУЕЛЕ НДМНЛЕЯРМНЦН ЯБНАНДМНМЕЯСЫЕЦН МХГЙНОКЮМЮ Б НЯМНБМНЛ ДЕПЕБЪММНИ ЙНМЯРПСЙЖХХ.
рПЮОЕЖХЕБХДМНЕ МЕПЮГЗЕЛМНЕ ОПЪЛНЕ ЙПШКН ЯЮЛНКЕРЮ «ах» ХЛЕКН ЙНМЯРПСЙЖХЧ ЙЕЯЯНММНЦН РХОЮ. йЕЯЯНМ ЯНЯРНЪК ХГ ДЕЯЪРХ НРДЕКЭМШУ КНМФЕПНМНБ, ЯЙКЕЕММШУ ЛЕФДС ЯНАНИ ВЕПЕГ МЮЙКЮДЙХ, ХДСЫХЕ ОН БЯЕЛС ПЮГЛЮУС ЙПШКЮ — ОН БЕПУМЕЛС Х МХФМЕЛС РЕНПЕРХВЕЯЙНЛС ЙНМРСПС. дКЪ СЛЕМЭЬЕМХЪ ОНЯЮДНВМНИ ЯЙНПНЯРХ МЮ ГЮДМЕИ ЙПНЛЙЕ ЙПШКЮ МЮ СВЮЯРЙЕ ЛЕФДС АНПРНЛ ТЧГЕКЪФЮ Х МЕАНКЭЬХЛ ЩКЕПНМНЛ СЯРЮМЮБКХБЮКХЯЭ ОНЯЮДНВМШЕ ЫХРЙХ ьПЕМЙЮ Я СЦКНЛ НРЙКНМЕМХЪ 50╟. уБНЯРНБНЕ НОЕПЕМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ — НАШВМНЦН РХОЮ, МН Я РПЕЛЪ НЯНАЕММНЯРЪЛХ: ПЮЯВЮКЙХ ЛЕФДС ЙХКЕЛ, ЯРЮАХКХГЮРНПНЛ Х ТЧГЕКЪФЕЛ; ЙПСЦКШЕ БЕПРХЙЮКЭМШЕ ЬЮИАШ МЮ ЙНМЖЮУ ЯРЮАХКХГЮРНПЮ, ОНДТЧГЕКЪФМШИ ЙХКЭ, Б ЙНРНПШИ САХПЮКЮЯЭ УБНЯРНБЮЪ НОНПЮ ЬЮЯЯХ ЯЮЛНКЕРЮ. ьЮИАШ МЮ ЙНМЖЮУ ЯРЮАХКХГЮРНПЮ АШКХ СЯРЮМНБКЕМШ СФЕ ОНЯКЕ ОНЯРПНИЙХ НОШРМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ Б ОПНЖЕЯЯЕ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙХУ Х КЕРМШУ ХЯДШРЮМХИ ОН ОПЕДКНФЕМХЧ х. т. тКНПНБЮ. щКЕПНМШ, ПСКХ Х ГЮЙПШКЙХ ХЛЕКХ ЛЕРЮККХВЕЯЙХИ ЙЮПЙЮЯ, НАЬХРШИ ОНКНРМНЛ (ПХЯ. 3).
тЧГЕКЪФ ЯЮЛНКЕРЮ «ах» — ДЕПЕБЪММШИ ОНКСЛНМНЙНЙ. йЮАХМЮ КЕРВХЙЮ ХЛЕКЮ АПНМЕГЮЫХРС ХГ ОЕПЕДМЕИ АПНМЕОКХРШ Х АПНМЕЯОХМЙХ РНКЫХМНИ 5,5 ЛЛ. оЕПЕД ЙЮАХМНИ КЕРВХЙЮ Б БЕПУМЕИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ МЮ ДЕПЕБЪММНЛ КЮТЕРЕ СЯРЮМЮБКХБЮКХЯЭ ДБЕ ОСЬЙХ ьбюй ЙЮКХАПЮ 20ЛЛ Я АНЕГЮОЮЯНЛ ОН 45 ЯМЮПЪДНБ. бМСРПХ МХФМЕИ ОЕПЕДМЕИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ ПЮЯОНКЮЦЮКХЯЭ ДБЮ БНГДСЬМШУ Х ДБЮ ЙЕПНЯХМНБШУ АЮККНМЮ. гЮ ЙЮАХМНИ КЕРВХЙЮ ПЮГЛЕЫЮКХЯЭ АЮККНМШ Я ЮГНРМНИ ЙХЯКНРНИ Х БНГДСУНЛ.
фпд д-1ю-1100 СЯРЮМЮБКХБЮКЯЪ Б УБНЯРНБНИ ВЮЯРХ ТЧГЕКЪФЮ. рНОКХБН — РПЮЙРНПМШИ ЙЕПНЯХМ, Ю Б ЙЮВЕЯРБЕ НЙХЯКХРЕКЪ ОПХЛЕМЪКЮЯЭ ЙНМЖЕМРПХПНБЮММЮЪ 96-98%-МЮЪ ЮГНРМЮЪ ЙХЯКНРЮ, ЙНРНПШЕ ОНДЮБЮКХЯЭ Б ДБХЦЮРЕКЭ ОНД ДЮБКЕМХЕЛ БНГДСУЮ ХГ АНПРНБШУ АЮККНМНБ (МЮ 1 ЙЦ ЙЕПНЯХМЮ ОПХУНДХКНЯЭ 4,2ЙЦ НЙХЯКХРЕКЪ). дБХЦЮРЕКЭ ПЮЯУНДНБЮК 6ЙЦ ЙЕПНЯХМЮ Х ЙХЯКНРШ Б ЯЕЙСМДС. нАЫХИ ГЮОЮЯ РНОКХБЮ МЮ АНПРС ЯЮЛНКЕРЮ, ПЮБМШИ 705 ЙЦ, НАЕЯОЕВХБЮК ПЮАНРС ДБХЦЮРЕКЪ Б РЕВЕМХЕ ОНВРХ 2 ЛХМ. пЮЯВЕРМЮЪ БГКЕРМЮЪ ЛЮЯЯЮ ЯЮЛНКЕРЮ «ах» ЯНЯРЮБКЪКЮ 1650 ЙЦ ОПХ ЛЮЯЯЕ ОСЯРНЦН 805 ЙЦ.
яРПНХКХ ЯЮЛНКЕР ОНВРХ АЕГ ДЕРЮКЭМШУ ВЕПРЕФЕИ, БШВЕПВХБЮЪ Б МЮРСПС МЮ ТЮМЕПЕ ЕЦН ВЮЯРХ, ОН ОКЮГЮЛ. щРН НАКЕЦВЮКНЯЭ ЛЮКШЛХ ПЮГЛЕПЮЛХ ЯЮЛНКЕРЮ. нАЫЕЕ ЙНМЯРПСЙРХБМНЕ Х ОПНХГБНДЯРБЕММНЕ ХЯОНКМЕМХЕ АШКН ЯПЕДМЕЕ, БЯРПЕВЮКХЯЭ Х МЕОПНВМШЕ ЛЕЯРЮ (ХГ-ГЮ ЯОЕЬЙХ).
15 ЯЕМРЪАПЪ 1941 Ц. ОКЮМЕП ОЕПБНЦН НОШРМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ «ах» АШК ОНЯРПНЕМ. нДМЮЙН ДБХЦЮРЕКЭ ЯЮЛНКЕРЮ ЕЫЕ МЕ АШК ЦНРНБ, ОПНБНДХКЮЯЭ ЕЦН ЯРЕМДНБЮЪ ДНБНДЙЮ. оН РПЕАНБЮМХЧ ГЮЛЕЯРХРЕКЪ МЮПЙНЛЮ ЮБХЮЖХНММНИ ОПНЛШЬКЕММНЯРХ ОН НОШРМНЛС ЯЮЛНКЕРНЯРПНЕМХЧ ю.я.ъЙНБКЕБЮ, ОКЮМЕП ЯЮЛНКЕРЮ «ах» АШК ОНДЦНРНБКЕМ Й ХЯЯКЕДНБЮМХЪЛ Б МЮРСПМНИ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНИ РПСАЕ жюцх. оПНДСБЙХ «ах» ОПНБНДХКХЯЭ ОНД ПСЙНБНДЯРБНЛ ц. я. аЧЬЦЕМЯЮ Х ю. к. пЮИУЮ. яПЮГС ОНЯКЕ ГЮБЕПЬЕМХЪ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙХУ ХЯЯКЕДНБЮМХИ МЮВЮКХЯЭ КЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ ЯЮЛНКЕРЮ «ах» Б ОКЮМЕПМНЛ БЮПХЮМРЕ МЮ АСЙЯХПЕ ГЮ ЯЮЛНКЕРНЛ оЕ-2. кЕРВХЙ а.м.йСДПХМ Б 15 ОНКЕРЮУ ЯМЪК БЯЕ НЯМНБМШЕ КЕРМШЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ «ах» МЮ ЛЮКШУ ЯЙНПНЯРЪУ. хЯОШРЮМХЪ ОНДРБЕПДХКХ, ВРН БЯЕ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙХЕ ДЮММШЕ ЯЮЛНКЕРЮ, УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ СЯРНИВХБНЯРХ Х СОПЮБКЪЕЛНЯРХ ЯННРБЕРЯРБСЧР ПЮЯВЕРМШЛ. нДМНБПЕЛЕММН Я ХЯОШРЮМХЪЛХ ОКЮМЕПЮ «ах» ДНБНДХКЯЪ Х ДБХЦЮРЕКЭ (МЮДЕФМНЯРЭ ЯХЯРЕЛШ ЕЦН ГЮОСЯЙЮ).
б НЙРЪАПЕ 1941 Ц. ЙНМЯРПСЙРНПЯЙНЕ АЧПН б.т.аНКУНБХРХМНБЮ Х ЙНККЕЙРХБ ДБХЦЮРЕКХЯРНБ АШКХ ЩБЮЙСХПНБЮМШ МЮ бНЯРНЙ, ВРН МЕЯЙНКЭЙН ГЮДЕПФЮКН НРКЮДЙС ДБХЦЮРЕКЪ. й БЕЯМЕ 1942 Ц. НЯМНБМШЕ РПСДМНЯРХ АШКХ ОПЕНДНКЕМШ, Х ДБХЦЮРЕКЭ СЯРЮМНБХКХ МЮ ЯЮЛНКЕР. дКЪ ОЕПБНЦН ОНКЕРЮ ХЯРПЕАХРЕКЪ «ах» (ХМНЦДЮ НАНГМЮВЮБЬЕЦНЯЪ ЙЮЙ ах-1) АШКЮ ЯНГДЮМЮ цНЯСДЮПЯРБЕММЮЪ ЙНЛХЯЯХЪ ОНД ОПЕДЯЕДЮРЕКЭЯРБНЛ б. я. оШЬМНБЮ. б ЙНЛХЯЯХЧ БНЬКХ РЮЙФЕ б. т. аНКУНБХРХМНБ, МЮВЮКЭМХЙ мхх ббя о. х. тЕДНПНБ, БЕДСЫХИ ХМФЕМЕП ОН ЯЮЛНКЕРС «ах» НР мхх ббя л. х. рЮПЮЙЮМНБЯЙХИ, БЕДСЫХИ ХМФЕМЕП ОН ДБХЦЮРЕКЧ ю.б.оЮККН. бЕДСЫХЛ КЕРВХЙНЛ АШК МЮГМЮВЕМ КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ мхх ббя ц.ъ.аЮУВХБЮМДФХ.
оЕПБШИ ОНКЕР МЮ ХЯРПЕАХРЕКЕ «ах» КЕРВХЙ ц.ъ.аЮУВХБЮМДФХ БШОНКМХК 15 ЛЮЪ 1942 Ц. бГКЕРМЮЪ ЛЮЯЯЮ ЯЮЛНКЕРЮ Б ОЕПБНЛ ОНКЕРЕ АШКЮ НЦПЮМХВЕМЮ 1300ЙЦ, Ю ДБХЦЮРЕКЭ НРПЕЦСКХПНБЮМ МЮ РЪЦС 800ЙЦЯ. оНКЕР ОПНДНКФЮКЯЪ 3 ЛХМ 9 Я. яЮЛНОХЯЖШ ГЮТХЙЯХПНБЮКХ ЛЮЙЯХЛЮКЭМСЧ БШЯНРС ОНКЕРЮ 840 Л, ЯЙНПНЯРЭ 400 ЙЛ/В, ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ — 23 Л/Я. б ОНЯКЕОНКЕРМНЛ ДНМЕЯЕМХХ КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ НРЛЕВЮК, ВРН ОНКЕР МЮ ЯЮЛНКЕРЕ «ах» Б ЯПЮБМЕМХХ Я НАШВМШЛХ РХОЮЛХ ЯЮЛНКЕРНБ ХЯЙКЧВХРЕКЭМН ОПХЪРЕМ: ОЕПЕД КЕРВХЙНЛ МЕР БХМРЮ Х ЛНРНПЮ, МЕ ЯКШЬМН ЬСЛЮ, БШУКНОМШЕ ЦЮГШ Б ЙЮАХМС МЕ ОНОЮДЮЧР; КЕРВХЙ, ЯХДЪ Б ОЕПЕДМЕИ ВЮЯРХ ЯЮЛНКЕРЮ, ХЛЕЕР ОНКМШИ НАГНП ОЕПЕДМЕИ ОНКСЯТЕПШ Х ГМЮВХРЕКЭМН КСВЬХИ, ВЕЛ МЮ НАШВМНЛ ЯЮЛНКЕРЕ, НАГНП ГЮДМЕИ ОНКСЯТЕПШ; ПЮЯОНКНФЕМХЕ ОПХАНПНБ Х ПШВЮЦНБ СОПЮБКЕМХЪ СДЮВМНЕ, БХДХЛНЯРЭ ХУ УНПНЬЮЪ, ЙЮАХМЮ МЕ ГЮЦПНЛНФДЕМЮ; ОН КЕЦЙНЯРХ СОПЮБКЕМХЪ ЯЮЛНКЕР ОПЕБНЯУНДХР ЯНБПЕЛЕММШЕ ЕЛС ХЯРПЕАХРЕКХ.
оН НЖЕМЙЕ цНЯСДЮПЯРБЕММНИ ЙНЛХЯЯХХ, ОЕПБШИ ОНКЕР «ах» ДНЙЮГЮК БНГЛНФМНЯРЭ ОНКЕРНБ ОПХ МНБНЛ ОПХМЖХОЕ ЯНГДЮМХЪ РЪЦХ Х НРЙПШК МНБНЕ МЮОПЮБКЕМХЕ Б ПЮГБХРХХ ЮБХЮЖХХ. щРНР ОНКЕР АШК ОЕПБШЛ Б ЛХПЕ ОНКЕРНЛ ХЯРПЕАХРЕКЪ-ОЕПЕУБЮРВХЙЮ Я фпд, ЯОПНЕЙРХПНБЮММШЛ ДКЪ БШОНКМЕМХЪ ГЮДЮВ, ОПХЯСЫХУ ЩРНЛС ЙКЮЯЯС ЯЮЛНКЕРНБ, Х ЯННРБЕРЯРБСЧЫХЛ НАПЮГНЛ БННПСФЕММШЛ. гЮ ПСАЕФНЛ Й ЛЮЧ 1942 Ц. КЕРЮКХ РНКЭЙН ЩЙЯОЕПХЛЕМРЮКЭМШЕ ЯЮЛНКЕРШ Я фпд АЕГ БННПСФЕМХЪ (уЕИМЙЕКЭ 176 Х DFS 194-ОПНРНРХО ПЮЙЕРМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ лЕЯЯЕПЬЛХРР 163б, Gloster G.40 (юМЦКХЪ)).
б ЯБЪГХ Я ХГМНЯНЛ ЙНМЯРПСЙЖХХ ОКЮМЕПЮ ОЕПБНЦН НОШРМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ (ЦКЮБМШЛ НАПЮГНЛ НР БНГДЕИЯРБХЪ ОЮПНБ ЮГНРМНИ ЙХЯКНРШ) ОНЯКЕДСЧЫХЕ КЕРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ ЯЮЛНКЕРЮ «ах» ОПНБНДХКХЯЭ МЮ БРНПНЛ Х РПЕРЭЕЛ НОШРМШУ ЯЮЛНКЕРЮУ, НРКХВЮБЬХУЯЪ НР ОЕПБНЦН РНКЭЙН МЮКХВХЕЛ КШФМНЦН ЬЮЯЯХ. нДМНБПЕЛЕММН АШКН ОПХМЪРН ПЕЬЕМХЕ МЮВЮРЭ ОНЯРПНИЙС МЕАНКЭЬНИ ЯЕПХХ ЯЮЛНКЕРНБ «ах-бя» ДКЪ ХУ БНИЯЙНБШУ ХЯОШРЮМХИ. нР НОШРМШУ ЯЮЛНКЕРНБ «ах-бя» НРКХВЮКХЯЭ БННПСФЕМХЕЛ: Б ДНОНКМЕМХЕ Й ДБСЛ ОСЬЙЮЛ ОНД ТЧГЕКЪФЕЛ ОН ОПНДНКЭМНИ НЯХ ЯЮЛНКЕРЮ ОЕПЕД ЙЮАХМНИ КЕРВХЙЮ СЯРЮМЮБКХБЮКЮЯЭ АНЛАНБЮЪ ЙЮЯЯЕРЮ, ГЮЙПШРЮЪ НАРЕЙЮРЕКЕЛ. б ЙЮЯЯЕРЕ ПЮГЛЕЫЮКНЯЭ ДЕЯЪРЭ ЛЕКЙХУ АНЛА ЛЮЯЯНИ ОН 2,5 ЙЦ, НАКЮДЮБЬХУ АНКЭЬНИ БГПШБМНИ ЯХКНИ. оПЕДОНКЮЦЮКНЯЭ, ВРН ЩРХ АНЛАШ АСДСР ЯАПЮЯШБЮРЭЯЪ МЮД АНЛАЮПДХПНБЫХЙЮЛХ, ХДСЫХЛХ Б АНЕБНЛ ЯРПНЧ, Х ОНПЮФЮРЭ ХУ СДЮПМНИ БНКМНИ Х НЯЙНКЙЮЛХ.
бРНПНИ ОНКЕР НОШРМНЦН ЯЮЛНКЕРЮ «ах» ЯНЯРНЪКЯЪ 10 ЪМБЮПЪ 1943 Ц. гЮ ЙНПНРЙХИ ЯПНЙ МЮ МЕЛ АШКХ БШОНКМЕМШ ВЕРШПЕ ОНКЕРЮ: РПХ КЕРВХЙНЛ ц. ъ. аЮУВХБЮМДФХ Х НДХМ КЕРВХЙНЛ-ХЯОШРЮРЕКЕЛ й.ю.цПСГДЕБШЛ. б ЩРХУ ОНКЕРЮУ АШКХ ГЮТХЙЯХПНБЮМШ МЮХБШЯЬХЕ КЕРМШЕ ОНЙЮГЮРЕКХ ЯЮЛНКЕРЮ «ах» — ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ ДН 675 ЙЛ/В, БЕПРХЙЮКЭМЮЪ ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ 82 Л/Я, БШЯНРЮ ОНКЕРЮ 4000 Л, БПЕЛЪ ОНКЕРЮ 6 ЛХМ 22 Я, ОПНДНКФХРЕКЭМНЯРЭ ПЮАНРШ ДБХЦЮРЕКЪ 84 Я. ьЕЯРНИ Х ЯЕДЭЛНИ ОНКЕРШ БШОНКМЪКХЯЭ ц.ъ.аЮУВХБЮМДФХ МЮ РПЕРЭЕЛ НОШРМНЛ ЯЮЛНКЕРЕ. гЮДЮМХЕ КЕРВХЙС МЮ ЯЕДЭЛНИ ОНКЕР, ЯНЯРНЪБЬХИЯЪ 27 ЛЮПРЮ 1943 Ц, ОПЕДСЯЛЮРПХБЮКН ДНБЕДЕМХЕ ЯЙНПНЯРХ ЦНПХГНМРЮКЭМНЦН ОНКЕРЮ ЯЮЛНКЕРЮ ДН 750 — 800 ЙЛ/В ОН ОПХАНПС МЮ БШЯНРЕ 2000 Л. оН МЮАКЧДЕМХЪЛ Я ГЕЛКХ, ЯЕДЭЛНИ ОНКЕР, БОКНРЭ ДН ЙНМЖЮ ПЮАНРШ ДБХЦЮРЕКЪ МЮ 78-И ЯЕЙСМДЕ, ОПНРЕЙЮК МНПЛЮКЭМН. оНЯКЕ НЙНМВЮМХЪ ПЮАНРШ ДБХЦЮРЕКЪ ЯЮЛНКЕР, МЮУНДХБЬХИЯЪ Б ЦНПХГНМРЮКЭМНЛ ОНКЕРЕ, НОСЯРХК МНЯ, БНЬЕК Б ОХЙХПНБЮМХЕ Х ОНД СЦКНЛ НЙНКН 50╟ СДЮПХКЯЪ Н ГЕЛКЧ. йНЛХЯЯХЪ, ПЮЯЯКЕДНБЮБЬЮЪ НАЯРНЪРЕКЭЯРБЮ ЙЮРЮЯРПНТШ, Б РН БПЕЛЪ МЕ ЯЛНЦКЮ СЯРЮМНБХРЭ ОНДКХММШЕ ОПХВХМШ ОЕПЕУНДЮ Б ОХЙХПНБЮМХЕ ЯЮЛНКЕРЮ «ах». мН Б ЯБНЕЛ ГЮЙКЧВЕМХХ НМЮ НРЛЕВЮКЮ, ВРН ЕЫЕ МЕ ХГСВЕМШ ЪБКЕМХЪ, ОПНХЯУНДЪЫХЕ ОПХ ЯЙНПНЯРЪУ ОНКЕРЮ ОНПЪДЙЮ 800 -1000 ЙЛ/В. оН ЛМЕМХЧ ЙНЛХЯЯХХ, МЮ ЩРХУ ЯЙНПНЯРЪУ ЛНЦКХ ОНЪБХРЭЯЪ МНБШЕ ТЮЙРНПШ, БНГДЕИЯРБСЧЫХЕ МЮ СОПЮБКЪЕЛНЯРЭ, СЯРНИВХБНЯРЭ Х МЮЦПСГЙХ МЮ НПЦЮМШ СОПЮБКЕМХЪ, ЙНРНПШЕ ПЮЯУНДХКХЯЭ Я ОПХМЪРШЛХ Б РН БПЕЛЪ ОПЕДЯРЮБКЕМХЪЛХ, Ю ЯКЕДНБЮРЕКЭМН, НЯРЮКХЯЭ МЕСВРЕММШЛХ.
б 1943 Ц. Б ЩЙЯОКСЮРЮЖХЧ АШКЮ ОСЫЕМЮ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙЮЪ РПСАЮ АНКЭЬХУ ЯЙНПНЯРЕИ р-106 жюцх. б МЕИ ЯПЮГС ФЕ МЮВЮКХ ОПНБНДХРЭ ЬХПНЙХЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ ЛНДЕКЕИ ЯЮЛНКЕРНБ Х ХУ ЩКЕЛЕМРНБ ОПХ АНКЭЬХУ ДНГБСЙНБШУ ЯЙНПНЯРЪУ. аШКЮ ХЯОШРЮМЮ Х ЛНДЕКЭ ЯЮЛНКЕРЮ «ах» ДКЪ БШЪБКЕМХЪ ОПХВХМ ЙЮРЮЯРПНТШ. оН ПЕГСКЭРЮРЮЛ ХЯОШРЮМХИ ЯРЮКН ЪЯМН, ВРН «ах» ПЮГАХКЯЪ ХГ-ГЮ МЕСВРЕММШУ ОПХ ОПНЕЙРХПНБЮМХХ ЯЮЛНКЕРЮ НЯНАЕММНЯРЕИ НАРЕЙЮМХЪ ОПЪЛНЦН ЙПШКЮ Х НОЕПЕМХЪ МЮ НЙНКНГБСЙНБШУ ЯЙНПНЯРЪУ Х БНГМХЙЮЧЫЕЦН ОПХ ЩРНЛ ЪБКЕМХЪ ГЮРЪЦХБЮМХЪ ЯЮЛНКЕРЮ Б ОХЙХПНБЮМХЕ, ОПЕНДНКЕРЭ ЙНРНПНЕ КЕРВХЙ МЕ ЛНЦ.
оНЯКЕ ЦХАЕКХ ц.ъ.аЮУВХБЮМДФХ МЕДНЯРПНЕММШЕ 30 — 40 ЯЮЛНКЕРНБ «ах-бя» АШКХ СМХВРНФЕМШ, МН ПЮАНРШ ОН ЩРНИ РЕЛЕ ОПНДНКФЮКХЯЭ ЕЫЕ МЕЙНРНПНЕ БПЕЛЪ. я ЖЕКЭЧ ХГСВЕМХЪ БНГЛНФМНЯРХ СБЕКХВЕМХЪ ОПНДНКФХРЕКЭМНЯРХ ОНКЕРЮ ПЮЙЕРМНЦН ХЯРПЕАХРЕКЪ-ОЕПЕУБЮРВХЙЮ РХОЮ «ах» Б 1943-1944 ЦЦ. ПЮЯЯЛЮРПХБЮКЮЯЭ ЛНДХТХЙЮЖХЪ ЩРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ Я ОПЪЛНРНВМШЛХ БНГДСЬМН-ПЕЮЙРХБМШЛХ ДБХЦЮРЕКЪЛХ МЮ ЙНМЖЮУ ЙПШКЮ. нМЮ АШКЮ ХЯЯКЕДНБЮМЮ Б ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНИ РПСАЕ жюцх, МН ДЮКЭМЕИЬЕЦН ПЮГБХРХЪ МЕ ОНКСВХКЮ. б ЪМБЮПЕ 1945 Ц. МЮ ЯЮЛНКЕРЕ «ах» Я КШФМШЛ ЬЮЯЯХ Х ДБХЦЮРЕКЕЛ пд-1 ю.л.хЯЮЕБЮ, ЪБКЪБЬХЛЯЪ ПЮГБХРХЕЛ ДБХЦЮРЕКЪ д-1ю-1100, КЕРВХЙ а.м.йСДПХМ БШОНКМХК ДБЮ ОНКЕРЮ. б НДМНЛ ХГ ЩРХУ ОНКЕРНБ ОПХ БГКЕРМНИ ЛЮЯЯЕ ЯЮЛНКЕРЮ 1800ЙЦ Х ЯЙНПНЯРХ 587 ЙЛ/В БЕПРХЙЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ «ах» С ГЕЛКХ ЯНЯРЮБХКЮ 87 Л/Я. нДМЮЙН ГЮРЕЛ ПЮАНРШ МЮД ЯЮЛНКЕРНЛ ОПЕЙПЮРХКХ. дКЪ ОПНБЕДЕМХЪ ПЮГКХВМШУ ХЯОШРЮМХИ АШКН ОНЯРПНЕМН ДЕБЪРЭ ЯЮЛНКЕРНБ «ах».
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪ | ах |
пЮГЛЮУ ЙПШКЮ, Л | 6.48 |
дКХМЮ, Л | 6.40 |
бШЯНРЮ, Л | 2.06 |
оКНЫЮДЭ ЙПШКЮ, Л2 | 7.00 |
лЮЯЯЮ, ЙЦ | |
ОСЯРНЦН ЯЮЛНКЕРЮ | 790 |
БГКЕРМЮЪ | 1683 |
рХО ДБХЦЮРЕКЪ | 1 фпд д-1ю |
рЪЦЮ, ЙЦЯ | 1 У 1100 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ , ЙЛ/В | |
С ГЕЛКХ | 800 |
МЮ БШЯНРЕ | 1020 |
оПНДНКФХРЕКЭМНЯРЭ ОНКЕРЮ, ЛХМ | 15 |
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНОНДЗЕЛМНЯРЭ, Л/ЛХМ | 10000 |
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л | |
щЙХОЮФ | 1 |
бННПСФЕМХЕ: | ДБЕ 20-ЛЛ ОСЬЙХ ьбюй |
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ : |
вЕПРЕФ «аЕПЕГМЪЙ, хЯЮЕБ ах (1) » вЕПРЕФ « | ах-1 |
ах-1 | |
ах-1 | |
ах-5 | |
ах-5 | |
ах-5 | |
ах-6 | |
сЯРЮМНБЙЮ ОСЬЕЙ ьбюй МЮ ах-1 | |
оПХАНПМЮЪ ДНЯЙЮ ах-6 |
яУЕЛШ:
ах-6 |
йНЛОНМНБНВМЮЪ ЯУЕЛЮ |
бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:
ах-5 |
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ: |
ьЮБПНБ б.а. хЯРНПХЪ ЙНМЯРПСЙЖХИ ЯЮЛНКЕРНБ Б яяяп 1938-1950 ЦЦ. пНЯРХЯКЮБ бХМНЦПЮДНБ, юКЕЙЯЮМДП оНМНЛЮПЕБ. пЮГБХРХЕ ЯЮЛНКЕРНБ ЛХПЮ яХЛЮЙНБ а.к. яЮЛНКЕРШ ЯРПЮМШ яНБЕРНБ. 1917-1970 щМЖХЙКНОЕДХЪ-ЯОПЮБНВМХЙ. яЮЛНКЕРШ ЯРПЮМШ яНБЕРНБ AirMagazine. Mikhail Maslov. Le chasseur-fusee BI Y. Gordon, B. Gunston. Soviet X-Plane Prototypes.com. Les avions-fusee Russes. Le Bereznyak-Isayev BI |
сЦНКНЙ МЕАЮ. 2004
Испытания перехватчика БИ-1
22 июня 1941 г. В. Ф. Болховитинов направил в Народный комиссариат авиационной промышленности официальную заявку на создание ракетного истребителя-перехватчика БИ. С этого момента все остальные проекты КБ были прекращены, так как фронту требовались боевые самолёты как можно скорее, а БИ выглядел наиболее перспективным.
Эскизное проектирование было закончено за 12 дней и уже 9 июля в ГКО было отправлено подробное письмо, подписанное семью участниками проекта – конструкторами и инженерами. 1 августа 1941 года, после приёма коллектива разработчиков в Кремле, Государственный Комитет Обороны (ГКО) специальным постановлением обязал В. Ф. Болховитинова построить и испытать реактивный истребитель-перехватчик. Нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин и его заместитель по опытному самолётостроению А. С. Яковлев подготовили подробный приказ, в котором на постройку самолёта для лётных испытаний отводилось всего 35 дней, даже несмотря на отсутствие чертежей. И всё же 15 сентября 1941 г, с опозданием всего на 5 дней, планер первого опытного самолёта «БИ-1» был подготовлен к исследованиям в аэродинамической трубе ЦАГИ.
Двигатель для БИ-1 был таким же революционным, как сама идея ракетоплана. По сравнению с предыдущими конструкциями, он имел десятикратный прирост мощности и назывался «Д-1-А-1100» (двигатель первый азотнокислый с номинальной тягой 1100 кг). В его конструкции была применена вытеснительная подача топлива, роль которого играли азотная кислота и керосин, он имел глубокий диапазон регулирования тяги, и самое главное, был многоразовым.
Успешно были завершены испытания самолета в планерном варианте (на буксире за бомбардировщиком Пе-2). Война уже была в разгаре, и почти все летчики-испытатели из «ракетопланной группы» успели попасть на фронт, но ободренное успехами командование и руководство НКАП начало их спешный отзыв. Казалось, остался ещё один рывок и… грянула эвакуация заводов и конструкторских бюро из под Москвы, было это 16 октября 1941 года.
БИ-1 на лыжном шасси, вид спереди
Оказавшись в поселке Билимбай в 60 километрах от Свердловска, КБ первое время пришлось думать не о своем самолете, а о том, как хотя бы обогреть доставшиеся им цеха заброшенного литейного завода. Морозы и нехватка буквально всего затормозили доводку и отладку двигательной системы, и все таки, вопреки всему, к концу января 1942 года работы были продолжены. К апрелю 1942 года двигатель Д-1-А-1100 был доведен до рабочего состояния и установлен на самолет.
25 апреля 1942 г., БИ-1 был отправлен на аэродром в Кольцове, 27 апреля состоялась первая проба работы двигателя на самолете, а с 30 апреля Г. Я. Бахчиванджи вместе с А. В. Палло начали запускать двигатель из кабины самолета. На 12 часов дня 15 мая 1942 года был назначен первый полет истребителя БИ-1.
Самолет взмыл в воздух, а спустя 3 минуты 09 секунд, выполнив программу-минимум вновь показался над взлетной полосой. Посадка получилась жесткая, при приземлении надломилась одна из стоек шасси, однако, первый полет БИ-1 был успешно завершен. Не зря председатель государственной комиссии по первому полету БИ-1 В. С. Пышнов, подводя итог испытаниям, сказал, что этот полет открыл собой эру реактивной авиации. БИ-1 действительно был первым боевым истребителем с жидкостным реактивным двигателем, который полностью прошел Государственные испытания. Зарубежные эксперименты, к тому времени, всё ещё оставались экспериментами (формально Me-262 «старше» БИ-1, но в 1942 г., у него даже ещё не был готов двигатель!) — их перспективные машины летали, в большинстве случаев, без вооружения, да и испытывать их всерьез, было ещё рано.
В отчете о полете летчик-испытатель о в сравнении с обычными типами самолетов исключительно приятен: перед летчиком нет винта и мотора, не слышно шума, выхлопные газы в кабину не попадают; летчик, сидя в передней части самолета, имеет полный обзор передней полусферы и значительно лучший, чем на обычном самолете, обзор задней полусферы; расположение приборов и рычагов управления удачное, видимость их хорошая, кабина не загромождена; по легкости управления самолет превосходит современные ему истребители«.
Макет истребителя БИ-1
Истребитель-перехватчик
Березняк, Исаев
Самолет БИ (БИ-1) (Березняк и Исаев) — экспериментальный истребитель-перехватчик с ЖРД — жидкостным ракетным двигателем. Самолет имел необычно малые размеры: размах крыла 6,48 м, длину 6,4 м и площадь крыла всего 7,0 м². Вооружение: две пушки ШВАК-20 с 90 снарядами и 38 кг бомб. Двигатель Д-1 А-1100 Леонида Степановича Душкина и Владимира Аркадьевича Штоколова с практически достигнутой к этому времени тягой 1100 кгс.
Конструкторы самолета БИ инженеры Александр Яковлевич Березняк и Алексей Михайлович Исаев сотрудники ОКБ В.Ф. Болховитинова. Березняк был начальником бригады механизмов, Исаев — двигателей. Ранней весной 1941 г. они по своей инициативе начали разработку эскизного проекта истребителя нового типа с ЖРД, обещавшего скорость 800 км/ч и более.
С началом поймы они предложили Болховитинову подать проект постановлении. Было послано письмо от института (где делались двигатели) и завода, которое подписали семь участников, в том числе конструкторы самолета Березняк и Исаев, конструктор двигателя Душкин, директор завода Болховитинов и главный инженер института Костиков. Письмо было отправлено 9 июли 1941 г., и вскоре все были вызваны в Кремль. Предложение было одобрено, принято, А.И. Шахурипым и А.С. Яковлевым был составлен проект постановления, которое через несколько дней было утверждено. На его основе был уточненный приказ по НКАП. Срок выпуска был установлен 35 дней (вместо трех месяцев, как хотели А. Я. Березняк и А. М. Исаев).
Все ОКБ Болховитинова было объявлено «на казарменном положении», работали не выходя с завода месяц и десять дней. К 1 сентября первый экземпляр самолета был отправлен на испытания в НКАП. Строили самолет почти без детальных рабочих чертежей, вычерчивая в натуру на фанере его части, по плазам. Это облегчалось малыми размерами самолета. В натурной трубе ЦАГИ были сделаны продувки (ведущий Г. С. Бюшгенс).
Конструкция самолета
— цельнодеревянная. Фюзеляж — фанерный монокок, оклеенный полотном. Крыло — многолонжеронное с фанерной обшивкой, оперение — также, фанера в 2 мм. Рули и элероны с полотняной обшивкой. Баки-баллоны — сварные из хромансиля. Двигатель — в крайней хвостовой части фюзеляжа. Шасси с колесами малых размеров— 500X150 мм, убираемое пневматически в крыло в направлении оси самолета. Практически испытания проводились в значительной степени зимой — на лыжах, которые убирались. Крыло — кессонное — между двумя коробчатыми лонжеронами сплошная толстая несущая обшивка, образованная полками десятка промежуточных более легких лонжеронов. Посадочные щитки Шренка, опускаемые на 50°, и элероны очень малых размеров — лишь на 1/3 полуразмаха крыла. Хвостовое оперение нормальное, стабилизатор расчален к фюзеляжу и килю. В ходе продувок на нем добавлены небольшие круглые «шайбы» вертикального оперения. Костыль — неориентирующийся, в обтекателе.
Общее конструктивное и производственное выполнение было среднее, встречались и непрочные места (из-за спешки).
Масса пустого самолета БИ-1 опытного — 790 кг, войсковой серии — 805 кг Масса планера самолета — 462 кг, в том числе: фюзеляжа — 182 кг, крыла — 174 кг, оперения — 30 кг, шасси — 60 кг, управления — 16 кг; масса двигателя — 48 кг.
В фюзеляже помещались баки для сжатого воздуха массой 22,4 кг, баки для керосина массой 31,2 кг и баки для азотной кислоты — около 80 кг. Масса различного оборудования — около 20 кг.
Пушки ШВАК-20 (с 45 снарядами каждая) были установлены в носовой части фюзеляжа под съемной (на замках) крышкой. Самолет по вооружению был полноценным истребителем: было электроуправление огнем, пневматическая перезарядка, была кассета для мелких бомб общей массой до 38,4 кг. Масса оружия — 76 кг, бронестекла — 6 кг.
Полная нагрузка — 860 кг, в том числе: летчик — 90 кг, кислота — 570 кг, керосин — 135 кг, боезапас — 19,6 кг, бомбовая нагрузка — 38,4 кг.
Взлетная масса первого опытного самолета — 1650 кг, войскового — 1683 кг.
Разрушающая перегрузка 9, при массе 1100 кг (с израсходованием части горючего) -— 13,5.
На аэродроме были прежде всего начаты пробежки и подлеты на буксире, а силовая установка еще отрабатывалась. Здесь было много новизны и трудностей, особенно с азотной кислотой, разъедавшей баки и проводку. Требовался ряд мер по технике безопасности из-за вредности для человека даже паров азотной кислоты, были случаи ожогов. Но с этим удалось более или менее справиться.
Самолет без двигатели испытывал Борис Николаевич Кудрин. В 15 полетах были сняты все характеристики. До эвакуации 16 октября 1941 г. большего сделать не удалось. Когда все было перебазировано на Урал, на самолет с установленным на нем двигателем был назначен летчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Б. Н. Кудрину помешала болезнь. После полной наладки силовой установки и других доработок удалось приступить к полетам с двигателем (он был получен в апреле 1942 г.). Проба двигателя на самолете была 27 апреля.
15 мая 1942 г. капитан Бахчиванджи (известный фронтовой летчик, уже до войны работавший испытателем) выполнил первый полет на БИ-1. Зимой 1942 г. один полет на БИ-1 выполнил подполковник Константин Афанасьевич Груздев — выдающийся фронтовой летчик. В этом полете при выпуске шасси перед посадкой оторвалась одна лыжа, но Груздев благополучно посадил самолет.
Летные данные получились: скорость максимальная — около 800 км/ч (расчетная 1020 км/ч на высоте 10 000 м), скороподъемность у земли — до 82 м/с, время полета — 7 мин, разбег — около 400 м, время набора высоты 5000 м — 30 с, разгона до скорости 800 км/ч — 20 с, посадочная скорость— 143 км/ч.
Полет на БИ-1 был труден и не только от непривычки. Сесть на нем можно было только после выработки горючего, неприятно было соседство с азотной кислотой под большим давлением, иногда прорывавшейся наружу через стыки проводки, а то и через стенки трубок и баков. Эти повреждения приходилось все время устранять, что сильно задерживало полеты, продолжавшиеся всю зиму 1942—1943 гг. В ходе их погиб Г. Я. Бахчиванджи 27 марта 1943 г., когда самолет с горизонтального полета перешел в пикирование, из которого не мог выйти. Причина выяснилась только позже. Виною было прямое (нестреловидное) крыло, которому присущ эффект затягивания в пикирование при скоростях в 900 км/ч и более.
Была построена войсковая серия в восемь самолетов БИ-1 (их называли также БИ-2). На одном из них летал Б. Н. Кудрин по возвращении в Москву, больше полетов не было. Была попытка — незавершенная — на одном из самолетов сделать кабину герметической путем оклейки всех швов резиновыми полосками.
Вскоре стало ясно, что самолет БИ как истребитель принят быть не может из-за чрезмерно малой продолжительности полета, что не покрывалось полуторакратным перевесом в скорости. Самолет БИ послужил для накопления опыта в подобного рода работах — в других проектах истребителей с ЖРД и в установках ЖРД на поршневых самолетах в качестве временных ускорителей полета.
В 1948—1949 гг. у А. Я. Березняка был проект истребителя-перехватчика с трехкамерным ЖРД (своим) с тягой в 10 т плюс двигатель АМ-5 с тягой в 2 т для возвращения на аэродром и посадки. Ожидалась скорость, соответствующая 1,8 М. Время набора высоты 20 км за 20 мин и дальность— 750 км.
Проект не был осуществлен.
Характеристики БИ-1
Экипаж, чел | 1 чел. | |
Размеры. | ||
Размах крыла, м | 6,48 | |
Площадь крыла, м2 | 7,0 | |
Длина самолета, м | 6,4 | |
Двигатель. | ||
Д-1 А-1100, тягой | 1100 кг | |
Массы и нагрузки, кг: | ||
Пустого самолета | 790 | |
Взлетная | 1650 | |
Летные данные. | ||
Максимальная скорость, км/ч | более | 800 |
расчетная | 1020 | |
на высоте м | 10000 | |
Время разгона до 800 км/час, сек | 20 | |
Посадочная скорость, км/час | 143 | |
Скороподъемность у земли, м/сек | 82 | |
Время набора высоты 5000 м, сек | 30 | |
Вооружение | ||
2 пушки ШВАК-20, шт. | 2Х45 |
Дата публикации на сайте: 13.08.2011