Железный крест был учрежден 10.03.1813 г. королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III (03.08.1770-07.06.1840) для награждения за боевые отличия в Освободительных войнах (Befreiungskriege, или Freiheitskriege) – общенациональном вооруженном движении немцев за освобождение от наполеоновской оккупации. На период военной кампании временно приостанавливалось награждение традиционными орденами Пруссии – “За заслуги” (Pour le Mérite) и Орденом Красного Орла (Rother Adler-Orden).
Первоначальный проект этой награды был разработан еще за пять лет до ее учреждения при участии двух знаменитых генералов-реформаторов – Герхарда фон Шарнхорста (Gerhard Johann David von Scharnhorst, 12.11.1755 – 28.06.1813) и Августа фон Гнейзенау (August Wilhelm Antonius Graf Neidhardt von Gneisenau, 27.10.1760 – 23.08.1831). В 1808 и 1811 гг. проект представлялся на рассмотрение короля, однако одобрения так и не получил. Окончательный дизайн Железного Креста был разработан немецким архитектором и художником Карлом Фридрихом Шинкелем (Karl Friedrich Schinkel, 13.03.1781 – 09.10.1841) на основании эскиза самого Фридриха Вильгельма III.
Дата учреждения Железного Креста была приурочена ко дню рождения умершей в возрасте 34 лет королевы-консорта Пруссии Луизы (Luise Auguste Wilhelmine Amalie Herzogin zu Mecklenburg, 10.03.1776 – 19.07.1810), которая являлась вдохновительницей Освободительной войны.
Изначально внешний вид награды представлял собой черный равносторонний тевтонский крест с расширяющимися концами (т.н. “лапчатый крест”), выполненный из железной пластины и покрытый черной эмалью. Однако уже после утверждения выяснилось, что новый знак сливается с темно-синими прусскими военными мундирами и практически незаметен. В этой связи была добавлена серебряная окантовка с внутренним буртиком с насечками и шлифованным ободком по краю.
Достаточно строгий и контрастный дизайн новой награды подчеркивался отсутствием традиционных для прусских орденов изображений короны, мечей или орла. Форма и цветовая гамма Железного Креста при его последующих возобновлениях не менялись.
Железный Крест стал первой европейской наградой, которая вручалась за боевые подвиги всем категориям военнослужащих вне зависимости от звания или сословия отличившегося. Подобным образом было подчеркнуто, что Железный крест является символом единения всего населения Пруссии в борьбе за национальную независимость.
В указе об учреждении награды, в частности, сказано: “В пору нынешних великих бедствий, от исхода которых зависит будущее нашего Отечества, великий дух нации, достигший небывалых высот, в полной мере заслуживает достойного воздаяния и увековечения. Этот непоколебимый дух, благодаря которому народ не покорился малодушно, а, самоотверженно трудясь, превозмог непреодолимое зло железного времени угнетения, и исключительное мужество, которым преисполнено ныне каждое сердце, опираются только на веру в Господа и искреннюю преданность своему королю и Отечеству. Поэтому мы решили отметить заслуги, которые будут оказаны в начинающейся войне, будь то на полях сражений или в тылу, но имеющие отношение к великой борьбе за свободу и независимость Отечества, и предоставить эту великую честь в продолжение нынешней кампании”.
Награждение орденом происходило от низшей степени к высшей, за исключением Большого Креста Железного Креста, который предназначался для награждения военачальников за выигранное решающее сражение.
Железный Крест являлся боевой наградой за конкретную военную кампанию и возобновлялся с каждой новой войной, которую вела Пруссия или Германия. Об этом свидетельствовали даты, отчеканенные в нижней части аверса, при этом на реверсе креста 2-го класса сохранялся год первого учреждения, т.е. 1813. С окончанием очередной войны награждения Железным Крестом прекращались.
Стоит отметить, что Железный Крест не вручался во время обеих Датско-прусских войн (24.03.1848-02.07.1850 гг. и 01.02-30.10.1864 г.), а также Австро-прусской войны (17.06-26.07.1866 г.), которая рассматривалась Пруссией как гражданская война.
Таким образом, существуют Железные Кресты четырех образцов – 1813, 1870, 1914 и 1939 гг., а также “денацифицированная” версия 1957 г.
Преемственность
Рыцарская степень не была новинкой для Германии, ее имели многие прусские, баварские и баденские ордена. Высшая награда Третьего рейха внешне выглядела так же как обычные Железные кресты (за исключением того, что она отличалась большим размером). При этом габариты ордена могли варьироваться в зависимости от изготовителя. Рыцарский крест производился фирмами Юнкера, Шнейнхауэра, Квензера и Клейна. Некоторые из них делали орден размером 48-48 мм., другие – 49-50 мм.
Рыцарский крест Железного креста изготавливался так же, как и кресты менее престижных степеней, но в то же время отличался лучшим качеством проработки отдельных деталей (особенно боковых поверхностей). К награде (точнее ее верхнему лучу) припаивалось маленькое ушко. В него продевалось кольцо, предназначенное для ленты шириной 45 мм. Орден имел характерную рамку, которую изготавливали из серебра 800-й пробы.
Железный Крест образца 1813 г.
Учрежден 10.03.1813 г. королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III в трех классах: Большой Крест Железного Креста (Großkreuz des Eisernen Kreuzes), Железный Крест 1-го класса (Eisernes Kreuz 1.Klasse) и Железный Крест 2-го класса (Eisernes Kreuz 2.Klasse). Изначально предполагавшийся низший класс знака отличия Железного Креста в виде железной медали в серебряной оправе учрежден не был.
Количество награждений Железным Крестом образца 1813 г. составило около 16,000 орденов 2-го класса за боевые заслуги (из которых около 6,000 “унаследованных”), около 375 наград на ленте для некомбатантов, около 650 наград 1-го класса и семь Больших Крестов Железного Креста. По имеющейся информации, участникам Освободительных войн было в общей сложности вручено 16,938 Железных Крестов 2-го класса обоих типов.
Железный Крест обр.1813 г. 2-го класса
Аверс Железного Креста 2-го класса был гладким. На реверсе на верхнем луче креста расположены увенчанные короной инициалы короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (“FW”), в центре ордена – три дубовых листа, на нижнем луче – год учреждения награды (“1813”).
Из-за того, что военнослужащие предпочитали носить крест более красивым реверсом наружу, 19.04.1838 г. было выпущено официальное разрешение, регламентирующее подобный вариант ношения.
Железный Крест 2-го класса имел два варианта – за подвиг на поле боя и заслуги, не связанные с участием в сражениях. Эти варианты отличались лишь расцветкой шелковых лент шириной 40 мм. Так, лента Железного Креста 2-го класса за боевые заслуги (Kämpferband) – черная с двумя белыми полосами по краям, лента Креста за прочие заслуги (Nichtkämpferband) – инвертированная, т.е. белая с двумя черными полосами.
Размер Железных Крестов 2-го класса – от 39 до 42 мм. Кресты уменьшенного размера (33-34 мм) являются дубликатами, которые заказывались частным образом и предназначались, как правило, для ношения в больших орденских колодках.
Первым кавалером Железного Креста 2-го класса за боевые заслуги стал майор (впоследствии генераль-лойтнант) 1-го Померанского пехотного полка Карл фон Борке (Karl August Ferdinand von Borcke, 18.02.1776 – 15.12.1830), отличившийся 21.04.1813 г. при штурме крепости Люнебург.
Первым кавалером Железного креста 2-го класса на ленте для некомбатантов стал военный губернатор Берлина генерал фон Элсег.
Всего к июлю 1815 г. кавалерами низших степеней Железного Креста стали от 17,000 до 17,300 человек. Из них – 9 генералов, 44 штаб-офицера, 371 обер-офицер, 1,168 унтер-офицеров, 440 гефрайтеров и более 10,000 нижних чинов. Железным Крестом 2-го класса был награжден и сам король Пруссии Фридрих Вильгельм III.
Примечательно, что кавалером этой награды стала даже одна женщина – София Доротея Фридерика Крюгер (Sophie Dorothea Friederike Krüger, 08.10.1789 – 31.05.1848), под именем Август Крюгер (Auguste Krüger) служившая в 4-й роте 1-го батальона Кольбергского пехотного полка (Kolberger-Regiment). Она же, кстати, будучи уже унтер-офицером, получила Георгиевский крест за сражение при Денневице 06.09.1813 г.
По соображениям экономии 12.03.1814 г. Фридрих Вильгельм III издал указ о прекращении изготовления Железных Крестов 2-го класса и вступлении в силу системы наследования награды. Так, лица, отличившиеся в освободительной войне и представленные к этой награде, имели право на получение креста лишь после кончины его прежнего владельца. При этом Железный Крест должен был оставаться в той воинской части, где он был заслужен, и переходить от офицера к офицеру и от солдата к солдату. Для этого в полках армии Пруссии были заведены особые списки очередности на получение возвращенных в Орденскую комиссию (General-Ordens-Kommission) Железных крестов скончавшихся кавалеров. В целом это касалось нижних чинов, поскольку офицеры могли приобрести положенные им награды в частном порядке. Вместе с тем, в 1837 г. к 25-летнему юбилею Освободительной войны Фридрих Вильгельм III решил восстановить справедливость и распорядился изготовить Железные Кресты для всех остававшихся в живых кавалеров этой награды.
Указом следующего короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV (15.10.1795-02.01.1861), подписанным им 03.08.1841 г., тридцати шести кавалерам Железного Креста 2-го класса, выбранным из общего числа получивших эту награду офицеров и унтер-офицеров, стала выплачиваться ежегодная пенсия в размере 50 талеров.
Железный Крест обр.1813 г. 1-го класса
Первоначально Железный Крест 1-го класса представлял собой два сшитых куска шелковой орденской ленты и носился на левой стороне груди. В силу того, что подобный вариант ношения был крайне непрактичным, 16.06.1813 г. Фридрих Вильгельм III издал указ об изготовлении Железного Креста 1-го класса из железной пластины с серебряной рамкой. Этот крест также стал носиться в левой нижней части кителя под медалями. Хотя в учредительном документе говорилось, что для получения Железного Креста 1-го класса требовалось являться кавалером этой награды 2-го класса, это правило не всегда соблюдалось.
Аверс Железного Креста 1-го класса был гладким. На реверсе наград раннего выпуска на лучах креста присутствуют петли (первоначально четыре, а затем восемь) для пришивания к мундиру. К середине 1800-х гг. многие кавалеры награды самостоятельно удалили петли и заменили их на более удобную булавку. Награды же более позднего выпуска изначаьно крепились при помощи булавки и ловящего крюка.
Железные кресты 1-го класса изготавливались из серебра 800-900-й пробы и, как правило, имели выпуклую форму. Размер креста составляет 41-42 мм, вес – 16,5 г.
Первым кавалером Железного Креста 1-го класса стал майор (впоследствии генераль-лойтнант) Карл фон Хельвиг (Karl Ludwig Friedrich von Hellwig, 18.01.1775 – 26.06.1845), награжденный в апреле 1813 г. за отличие в сражении у Ванфреда.
Указом следующего короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV (15.10.1795-02.01.1861), подписанным им 03.08.1841 г., некоторым кавалерам Железного Креста 1-го класса стала выплачиваться ежегодная пенсия.
Большой Крест Железного Креста обр.1813 г.
Большой Крест Железного Креста был аналогичен кресту 2-го класса, однако имел больший размер, около 63 мм, и носился на шее на широкой орденской ленте. Большим Крестом награждались только высшие офицеры прусской армии. Кавалерами этой награды стали следующие семь полководцев: командующий Силезской армией генераль дер кавалери Гебхард Леберехт фон Блюхер (31.08.1813 г.); командующий III армейским корпусом генераль дер инфантери Фридрих Вильгельм Фрайхерр фон Бюлов граф фон Денневиц (15.09.1813 г.); командующий Северной армией кронпринц шведский Карл-Иоанн, он же Жан-Батист Жюль Бернадот (впоследствии король Швеции Карл XIV Юхан) (осень 1813 г.); командующий IV армейским корпусом генераль дер инфантери граф Богислав Фридрих Эмануэль Тауенцин фон Виттенберг (26.01.1814 г.); командующий I армейским корпусом генераль дер инфантери граф Людвиг Йорк фон Вартенбург (31.03.1814 г.).
Существует версия, что 29.08.1813 г. Фридрих Вильгельм III подписал указ о награждении Большим Крестом Железного Креста русского генерала от инфантерии графа А.И.Остерман-Толстого (1770 или 1772 – 11.02.1857) после сражения под Кульмом (29-30 августа 1813 г.). Тем не менее, в официальных списках кавалеров Большого Креста он не значится.
Звезда Большого Креста Железного Креста
Высшая полководческая степень ордена – Звезда Большого Креста Железного Креста (Stern zum Großkreuz) в форме золотой восьмиконечной звезды была учреждена 26.07.1815 г. Ее единственным кавалером 31.08.1815 г. стал генерал-фельдмаршал князь Гебхард Леберехт фон Блюхер (Gebhard Leberecht von Blücher, Fürst von Wahlstatt, 16.12.1742 – 12.09.1819). Этот “именной” крест получил неофициальное название “Звезда Блюхера” (Blücherstern). Награда носилась на левой стороне груди, расстояние между противолежащими концами звезды составляло 84 мм.
Особенности награждения
Любопытно, что обычно награжденный носил не собственно Рыцарский крест, а только его дубликат, в то время как оригинал хранился в укромном месте. Делалось это для того чтобы не потерять и не повредить реликвию. Особенно часто копии носились в боевой обстановке.
Вручался Рыцарский крест Железного креста в прямоугольной коробке. Внутри она была выложена белым шелком, а снаружи обтянута черным ледерином. В наградной футляр вкладывался не только крест, но и обязательная лента. Памятным дополнением был изготовленный в типографии диплом, который помещали в тисненую папку. Как правило, Рыцарский крест вручался владельцу командиром его соединения. Ритуал проводился в торжественной обстановке. Награда могла идти на фронт довольно долго, по пути пройдя сразу через несколько рук. Задержки в доставке были особенно частым событием в начале войны. Больше всего свою заслуженную награду ждали летчики.
«Нормативы»
Как и все военные ордена Третьего рейха, крест вручался за определенные достижения в бою. К примеру, летчик люфтваффе мог получить высшую награду только набрав 20 баллов (они начислялись за сбитые самолеты противника). Со временем планка росла. Кроме того, она зависела от театра военных действий: для Рыцарского креста на советском фронте нужно было уничтожить в два раза больше машин, чем в воздушных боях в остальной Европе или Северной Африке.
В ВМФ требовалось потопить суда, общее водоизмещение которых равнялось 100 тысячам тонн. В этом случае почти всегда награждались командиры подводных лодок. Для сухопутных войск 3 рейха формулировка оказалась более размытой («За отвагу на поле боя»).
Железный Крест образца 1914 г.
Второй раз Железный Крест был восстановлен 05.08.1914 г. королем Пруссии Вильгельмом II в связи с началом Великой войны в трех классах: Большой Крест Железного Креста (Großkreuz des Eisernen Kreuzes), Железный Крест 1-го класса (Eisernes Kreuz 1.Klasse) и Железный Крест 2-го класса (Eisernes Kreuz 2.Klasse).
Примерное количество награждений составило 5,200,000 крестов 2-го класса за боевые заслуги, 13,000 крестов для некомабатантов, 218,000 крестов 1-го класса, а также пять Больших Крестов Железного Креста.
Железные Кресты образца 1914 г. производились в Веймарской республике до 07.03.1925 г. и в Третьем Рейхе (до окончания Второй мировой войны) для награждения не успевших получить награду в годы Великой войны. Следующее возобновление производства в незначительном количестве приходится уже на ФРГ (после 1957 г.).
Железный Крест обр.1914 г. 2-го класса
На верхнем луче креста была расположена прусская королевская корона, в центре ордена – инициал короля Пруссии (“W”), однако, в отличие от креста 1870 г., эта литера относится уже к следующему королю Вильгельму II. На нижнем луче приведен год возобновления ордена – “1914”.
Железный Крест 2-го класса имел два варианта – за подвиг на поле боя и заслуги, не связанные с участием в сражениях (военные врачи, инженеры, тыловики и другие категории военнослужащих). Эти варианты отличались лишь цветом лент. Так, лента Железного Креста 2-го класса за боевые заслуги была черной с двумя белыми полосами по краям, а лента Креста за прочие заслуги – белой с двумя черными полосами.
В годы Первой мировой войны Железный Крест 2-го класса стал одной из наиболее массовых наград, что в значительной степени нивелировало его прежний высокий статус.
Приказом от 16.03.1915 г. Железный Крест мог вручаться военнослужащим всех государств, входивших в состав Германской Империи, а также союзных государств, т.е. Австро-Венгерской империи, Болгарского царства и Османской империи. Ранее подобные награждения производились неофициально.
Во время Великой войны Железный Крест 2-го класса практически не носился и зачастую отсылался родственникам. Вместо него носились либо орденская лента, продетая во вторую пуговичную петлицу кителя или пришитая на клапан застежки мундира, либо орденская планка на левой стороне груди.
Военнослужащие австро-венгерской армии носили Железный Крест 2-го класса на традиционной треугольной колодке после наград своей страны.
Железный Крест обр.1914 г. 1-го класса
Железный Крест 1-го класса прикалывался или прикручивался на левой стороне кителя, однако в соответствии с модой тех лет наблюдалась тенденция к его ношению немногим выше поясного ремня, на 5-10 см.
Официально вручавшиеся Кресты 1-го класса имеют, как правило, плоскую форму и крепление в виде булавки. Приобретавшиеся в частном порядке с 1915 г. награды были выпуклой формы, в качестве крепления зачастую использовались закрутки. Для ношения на кирасе использовалось двухвинтовое крепление.
Стандартный, однако не всегда соблюдавшийся размер Железных Крестов 1-го и 2-го классов – около 41-43 мм. Тем не менее, Железные Кресты существенно различались по размерам: от популярного “Принценгроссе” (Prinzengroße) в две трети от оригинального размера до увеличенного “Юбергроссе” (Übergroße).
Использование различных технологий вследствие огромного количества награждений, а также нехватка металла к концу войны привели к значительному числу разновидностей Железных Крестов – сердцевины изготавливалась из железа, латуни и бронзы, рамки – из серебра и медно-никелевого сплава. Производились цельноштампованные и цельнолитые кресты полностью из железа и латуни.
Большой Крест Железного Креста обр.1914 г.
Большой Крест Железного Креста был аналогичен кресту 2-го класса, однако имел больший размер, около 60 мм, и носился на шее на широкой орденской ленте. Большим Крестом награждались только высшие офицеры прусской армии. Кавалерами этой награды стали следующие пять полководцев: начальник Полевого Генерального штаба генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург (09.12.1916 г.); Император и Верховный главнокомандующий генерал-фельдмаршал Вильгельм II (11.12.1916 г.); Главнокомандующий оккупационными войсками в Румынии генерал-фельдмаршал Август фон Макензен (09.01.1917 г.); Главнокомандующий на Востоке генерал-фельдмаршал принц Леопольд Баварский (04.03.1918 г.); первый генерал-квартирмейстер Полевого Генерального штаба генераль дер инфантери Эрих Людендорф (24.03.1918 г.).
Звезда Большого Креста Железного Креста
Высшая полководческая степень ордена – Звезда Большого Креста Железного Креста (Stern zum Großkreuz) – была учреждена 24.03.1918 г. Она была изготовлена из серебра и имела форму позолоченной восьмиконечной звезды с наложенным сверху Железным Крестом 1-го класса. Крепление было выполнено в форме золотой булавки. Ее единственным кавалером стал генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург (Paul Ludwig Hans Anton von Beneckendorff und von Hindenburg, 02.10.1847 – 02.08.1934) за успешное начало большого наступления на Западном фронте 21.03.1918 г. Эта “именная” награда также известна как “Звезда Гинденбурга” (Hindenburgstern).
Планка повторного награждения
В соответствии с приказом от 04.06.1915 г., военнослужащим, удостоенным Железного Креста 2-го класса, однако уже имевшим Крест образца 1870 г., вместо нового креста вручалась серебряная планка повторного награждения (Wiederholungsspange für 1870/71 mit Jahreszahl 1914).
Эта планка представляла собой прямоугольную серебряную пластину размером 33-35х7,5 мм со шлифованным ободком по периметру и наложенной на нее миниатюрой Железного Креста обр.1914 г. (12,5х12,5 мм).
Планка продевалась сквозь ленту Железного Креста 2-го класса образца 1870 г., либо крепилась к ней при помощи двух зацепов или булавки. Планка повторного награждения носилась выше Дубовых листьев к Железному Кресту 2-го класса образца 1870 г.
Статистика
За несколько лет существования Рыцарским крестом наградили 7361 человек (по другим данным 7365). В числе кавалеров не было ни одной женщины, но было несколько десятков иностранцев, воевавших за страны-союзницы Германии. Любопытна статистика награждений по званиям. Больше всего Рыцарских крестов получили капитаны/капитаны-лейтенанты (1523) и обер-лейтенанты (1225).
Первое награждение престижным орденом состоялось на исходе первого месяца войны, развязанной 3 рейхом. 30 сентября свои Рыцарские кресты получили 13 человек, принявшие участие в успешно завершившейся Польской кампании. Среди кавалеров самой заметной фигурой оказался гроссадмирал Эрих Редер, командовавший немецким ВМФ. Все эти люди были военачальниками, отмеченными за отличия в руководстве. С формулировкой же «За храбрость» первым заветный крест получил Гюнтер Прин (он командовал подводной лодкой U-47). В 1939 году появилось всего лишь 27 кавалеров Рыцарского креста, а больше всего крестов было вручено в 1944 году (2466).
Вторая степень
В общей сложности у Рыцарского креста было пять степеней, первой из которых являлся сам Рыцарский крест. Через несколько месяцев после старта мировой войны в июне 1940 года немецкое руководство решило учредить еще более выдающуюся награду, предназначенную для военных проявивших особенный героизм. Так появился Рыцарский крест Железного креста с дубовыми листьями. Эта награда доставалась только кавалерам первой степени.
Дубовые листья (символ отличия) фиксировались чуть выше креста, там где находилась петля для ленты. Украшение представляло собой изготовленный из серебра знак. Он изображал три дубовых листа – распространенную еще со средневековья геральдическую фигуру. В некоторых случаях на европейских гербах они изображались вместе с желудями, однако в случае Рыцарского креста от плодов было решено отказаться.
Железный Крест образца 1870 г.
Железный Крест был восстановлен 19.07.1870 г. королем Пруссии Вильгельмом I (22.03.1797 – 09.03.1888) в первый день начала Франко-прусской войны (19.07.1870 – 10.05.1871 гг.) в трех классах: Большой Крест Железного Креста (Großkreuz des Eisernen Kreuzes), Железный Крест 1-го класса (Eisernes Kreuz 1.Klasse) и Железный Крест 2-го класса (Eisernes Kreuz 2.Klasse). Стоит отметить, что дата восстановления Железного Креста совпала с 60-летней годовщиной кончины королевы-консорта Пруссии Луизы (10.03.1776 – 19.07.1810), в честь дня рождения которой и был учрежден Железный Крест изначально (10.03.1813 г.).
Вместе с тем, вручение Железных Крестов началось лишь через два года после окончания Франко-прусской войны, и на всех наградных документах указана дата 19 января 1873 г. Хотя статут ордена не предполагал награждение иностранцев, Железный Крест образца 1870 г. достаточно широко вручался подданным различных германских государств.
Примерное количество награждений составило 43,000 крестов 2-го класса за боевые заслуги, 3,000 крестов для некомбатантов, 1,300 наград 1-го класса и девять Больших Крестов Железного Креста.
Железные Кресты образца 1870 г. выпускались в Германской Империи вплоть 1918 г. (последнее награждение состоялось между 30.06.1917 и 16.07.1918 гг.), а затем в Веймарской республике и в Третьем Рейхе. Столь значительный временной разброс объясняет различия в технологии изготовления и во внешнем виде наград.
Железный Крест обр.1870 г. 2-го класса
На аверсе на верхнем луче креста расположена прусская королевская корона, в центре ордена – инициал короля Пруссии Вильгельма I (“W”), на нижнем луче – год возобновления ордена – “1870”. На реверсе на верхнем луче креста расположены увенчанные короной инициалы короля Пруссии Фридриха Вильгельма III (“FW”), в центре ордена – три дубовых листа, на нижнем луче – год учреждения награды (“1813”).
Железный Крест 2-го класса имел два варианта – за подвиг на поле боя и за заслуги, не связанные с участием в сражениях (эта награда вручалась военным врачам, инженерам, тыловикам и другим категориям военнослужащих). Указанные варианты отличались лишь цветом лент. Так, лента Железного Креста 2-го класса за боевые заслуги была черной с двумя белыми полосами по краям, а лента Креста за прочие заслуги – белой с двумя черными полосами.
Железный Крест 2-го класса носился на орденской колодке, либо его лента продевалась во вторую пуговичную петлицу мундира, на которую крепился и сам знак. Тем не менее, награда одевалась преимущественно по торжественным случаям, в остальное время носилась лишь орденская лента, продетая в пуговичную петлицу.
Железный Крест обр.1870 г. 1-го класса
Железный Крест 1-го класса носился на левой стороны кителя на широкой булавке. Известны образцы частного изготовления, на которых крепление было выполнено в форме восьми петелек на оборотной стороне награды. Железные Кресты 1-го класса частного изготовления, заказывавшиеся кавалерами в качестве дубликатов, имели выпуклую форму.
Размер Железных Крестов 1-го и 2-го классов составлял около 41-43 мм. В конце XIX в. широкое распространение получили уменьшенные копии Железных Крестов для повседневного ношения в три четверти и вполовину оригинального размера – т.н. “Принценгроссе” (Prinzengroße). Эти копии изготавливались частным образом и обычно представляли собой цельноштампованные серебряные кресты, покрытые черной эмалью. Выпускались также уменьшенные, т.н. “фрачные” копии награды – до 1/10 оригинального размера.
Большой Крест Железного Креста обр.1870 г.
Большой Крест Железного Креста был аналогичен кресту 2-го класса, однако имел больший размер, около 60 мм и носился на шее на широкой орденской ленте. Большим Крестом награждались только высшие офицеры прусской армии. Кавалерами этой награды стали следующие девять полководцев: начальник генерального штаба генерал-фельдмаршал Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке (22.03.1871 г.); главнокомандующий Северной армией генераль дер инфантери Август Карл фон Гёбен (22.03.1871 г.); главнокомандующий 2-й армией генерал-фельдмаршал принц Фридрих-Карл Николай Прусский (22.03.1871 г.); главнокомандующий 4-й армией генерал-фельдмаршал кронпринц Альберт Фридрих Август Антон Саксонский, будущий король Саксонии (22.03.1871 г.); командующий XIV армейским корпусом генераль дер инфантери Август фон Вердер (22.03.1871 г.); главнокомандующий Южной армией генерал-фельдмаршал Эдвин Карл Рохус фон Мантойфель (22.03.1871 г.); главнокомандующий 3-й армией генерал-фельдмаршал кронпринц Фридрих-Вильгельм Николай Карл Прусский, будущий император Фридрих III (22.03.1871 г.); германский император и генерал-фельдмаршал Вильгельм I, по просьбе своих генералов возложивший Большой крест на себя как главнокомандующий по возвращению немецких войск в Берлин (16.06.1871 г.), а также командующий XIII армейским корпусом генераль-оберст Великий Герцог Фридрих-Франц II Мекленбург-Шверинский (04.12.1871 г.).
Звезда Большого Креста Железного Креста (Stern zum Großkreuz) образца 1870 г. не вручалась.
Дубовые листья к Железному Кресту 2-го класса образца 1870 г. (Bandspange “Silberne Eichenblätter “25”)
Памятная пристежка к ленте Железного Креста 2-го класса образца 1870 г. учреждена 18.08.1895 г. королем Пруссии Вильгельмом II по случаю 25-летнего юбилея победы Пруссии во Франко-прусской войне для вручения здравствующим ветеранам – кавалерам Железного Креста 2-го класса обр. 1870 г.
Знак должны были носить все кавалеры Железного Креста 2-го класса на праздновании Серебряного юбилея победы и участвующие в Великом параде в Берлине 26.08.1895 г. на плацу Темпльхофер (Tempelhofer Feld). Впоследствии пристежка могла быть приобретена всеми имевшими право на его ношение ветеранами.
Накладка серебряного цвета выполнена в форме трех дубовых листьев с числом “25” на среднем из них. Знак размером примерно 26х18 мм изготавливался из мельхиора (нейзильбера) и серебра и крепился к соединительному кольцу между крестом и орденской лентой, либо непосредственно к орденской ленте или колодке. В любом случае этот Знак должен был носиться как можно ближе к Железному Кресту, что, однако, не всегда соблюдалось. Существовал также вариант “дубовых листьев” для ношения в петлице мундира.
Кавалеры
Первым Рыцарским крестом с дубовыми листьями наградили Эдуарда Дитля – генерал-лейтенанта, командовавшего горнострелковым корпусом «Норвегия. Одним из последних кавалеров ордена считается морской офицер Адальберт фон Бланк. Больше всего он прославился именно на завершающем этапе войны. В 1944 году Бланк возглавил 9-ю охранную дивизию, затем принял участие в эвакуации немцев из Курляндии. Кроме того, он оказывал поддержку отступающим наземным соединениям вермахта. В мае 1945 года Бланк был интернирован английскими войсками. Офицеру повезло – ему удалось продолжить военную карьеру в ФРГ. Он прослужил до 1964 года, когда получил чин адмирала и ушел в отставку.
Третья степень
Осенью 1941 года награда Рыцарский крест обзавелась очередной и уже третьей степенью – Рыцарским крестом с дубовыми листьями и мечами. Указ о ее учреждении был подписан фюрером, шефом Верховного командования вермахта Вильгельмом Кейтелем и имперским министром внутренних дел Вильгельмом Фриком.
Новый знак состоял из идентичных прежней награде листьев дуба, к которым добавилась пара перекрещенных мечей. Орден изготавливался из высококачественного ювелирного серебра. На его обратной стороне ставилась маркировка фирмы производителя. К кресту прилагалась муаровая лента красно-белых цветов. За период Второй мировой войны обладателями Рыцарского креста с дубовыми листьями и мечами стали 160 человек, 55 из которых служили в люфтваффе. Только один иностранец получил эту награду. Им был японский адмирал и главнокомандующий ВМФ Ямамото Исироку.
Цена Рыцарского креста Железного креста
Juncker, Steinhauer & Luck, не маркированный — от 7500 у.е.; маркированный от 8000 у.е. Klein & Quenzer — от 7500 у.е. Zimmermann – от 8500 у.е. Schickle – от 7000 у.е. Другие производители — от 4500 у.е.
Документы Пергамент в красной кожаной папке — от 9000 у.е. Предварительный документ для сухопутных войск, люфтваффе, кригсмарине – от 2300 у.е.; подводного флота – от 4000 у.е.; Войск СС – от 5500 у.е.
Футляр от 2000 у.е.
Цена дубовых листьев к Рыцарскому кресту
Маркировка «900» и «L/50 Silber» — от 12000 у.е.; маркировка «900» и «21» — от 10000 у.е.; маркировка «800» и «L/12» — от 6500 у.е.; другие маркировки – от 3500 у.е.
Документ – от 30000 у.е.; Предварительный документ – от 7000 у.е.
Футляр – от 4500 у.е.
Цена дубовых листьев с мечами к Рыцарскому кресту
Маркировка «900» и «L/50 Silber» — от 27000 у.е.; маркировка «900» и «21» — от 25000 у.е.; маркировка «800» и «L/12» — от 11000 у.е.; другие маркировки – от 5500 у.е.
Документ – от 90000 у.е.; Предварительный документ – от 1100 у.е.
Футляр – от 5000 у.е.
Награды асов
Подполковник авиации Адольф Галланд стал первым обладателем Рыцарского креста с дубовыми листьями и мечами. Он командовал 51-й истребительской эскадрой. Поначалу новым орденом награждали исключительно летчиков. Так третьим кавалером стал Вальтер Оесау. Примечательно, что военную службу он начинал в артиллерийском полку. Как и многие другие немецкие летчики Второй мировой, Оесау впервые прославился еще в Испании, где он числился в составе знаменитого легиона «Кондор». В период новой кампании он участвовал в боях над Францией и в «Битве за Англию». Оесау так и не побывал на восточном фронте, зато уничтожил множество самолетов в небе Нидерландов. 11 мая 1944 года он был сбит в районе бельгийского города Сен-Вита. На счету Оесау 118 самолетов противника и 430 боевых вылетов.
Небольшой экскурс в наградную систему Германии
Практически вся новая история Германии – это последовательная цепочка войн и военных конфликтов. Германские вооруженные силы считались привилегированной частью общества, поэтому в немецком обществе к человеку в военной форме всегда было особое отношение. Аналогично сложилось у немцев и мнение о воинских наградах, которые можно было получить только за особые заслуги, героизм и воинскую доблесть. До 1918 года в Германской Империи существовала система награждения, основанная на территориальном принципе. В ходу были ордена и медали, которые в свое время были учреждены правительствами немецких королевств, княжеств и герцогств, вошедших в состав объединенного Германского государства. Соответственно и награждение носило территориальный характер. В Баварии правительство награждало солдат и офицеров своими орденами. В Верхней Силезии, в Саксонии, в Бранденбурге и в Пруссии военные чины получали свои, отличные от других военные ордена и медали.
Награды Германии
Следует отметить, что любой полученный орден или другая воинская награда, пользовались одинаковым уважением и считались почетными на всей территории Германского рейха. С началом процесса объединения Германии ордена и медали в немецких государствах стали унифицироваться в соответствии с существовавшей в Пруссии наградной системой. Почему за образец была выбрана прусская наградная система? Все дело в том, что Пруссия к тому времени была самым сильным и мощным немецким государством, вокруг которого и происходило объединение германских государств. Пруссия имела богатые воинские традиции, соответственно многие детали и отличительные черты наград прусского образца стали основными в новых воинских регалиях.
Существовали в немецкой наградной системе того времени и свои различия. Германский офицерский корпус являлся своеобразной кастой, соответственно отличались и офицерские награды. В довоенное время для офицеров основным видом боевой награды являлся крест, золотой или серебряный. Солдаты же вынуждены были довольствоваться специальными пристежками и боевыми медалями. С началом Первой Мировой войны ситуация в наградной системе Германского Рейха в корне изменилась. Боевые действия приняли большой размах, возрос уровень опасности и риска, армии стали насчитывать уже не сотни тысяч человек, а миллионы.
Кресты Первая Мировая
В сложившихся условиях наградная система в германских вооруженных силах пополнилась новыми орденами, медалями и знаками отличия. Однако, несмотря на то, что в сражениях Первой Мировой участвовали вооруженные силы объединенной Германии, в системе награждения по-прежнему сохранился территориальный принцип учреждения награды. С поражением Германии в Первой Мировой войне в истории немецкого государства наступила эпоха демилитаризации. Веймарской республике в соответствие с условиями Версальского мира запрещалось иметь крупные вооруженные силы, военно-морской флот и авиацию. Последствия Версальского мира отразились и на системе награждения, которая была фактически упразднена. В Веймарской республике не запрещалось носить боевые награды, полученные немцами в ходе военных действий 1914-18 гг. Право учреждать новые ордена и медали в побежденной стране находилось под запретом.
Такая ситуация с воинскими наградами сохранялась до прихода к власти национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером. С 1933 года начинается возрождение наградной системы Германии, которая становится уже Третьим Рейхом. С этого периода награды Германии становятся общенациональными. Многие из существующих ранее орденов и медалей были упразднены. Появляются новые воинские награды, в которых уже превалирует нацистская тематика и просматривается прежний имперский дух. При разработке новых орденов и медалей сохраняются традиционные формы и отдельные детали орденов и регалий, присущие германскому боевому духу, с включением в их внешний вид уже национал-социалистической атрибутики.
Как носились боевые награды
Четвертая степень
Четвертая степень Рыцарского креста появилась одновременно с третьей и пятой степенью (это был Рыцарский крест с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами). Награда не штамповалась, а изготавливалась вручную лучшими немецкими мастерами. Серебро 935-й пробы оказывалось в руках опытных ювелиров, которые в конце своей работы украшали орден россыпью из 50 маленьких бриллиантов. Их общий вес составлял почти 3 карата, а вес всего знака – 28 граммов. Вручную изготавливался как крест, так и клипса для него.
Для повседневного ношения награжденному вручались сразу две копии из более низкосортных материалов. Немецкий Рыцарский крест с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами получили всего 27 человек (среди них не было иностранцев).
Рыцарский крест с дубовыми листьями
Дубовые листья, являлись младшим дополнением к ордену рыцарского креста. Для награждения этой наградой, офицер должен был быть ранее удостоен Рыцарского креста, и после этого совершить выдающийся поступок, или накопить необходимые заслуги совокупно. В годы войны награду получили 890 человек, среди которых 9 иностранных военнослужащих. Первое представление к награде состоялось 19.07.1940 г. Награжденным был генерал горных войск Эдуард Дитль, за успешное командование воинскими подразделениями, во время операции на Нарвике.
Сама награда представляет собой дополнение к ордену, в виде дубовых листьев размером 20*20 мм. сделанных из серебра.
Вернер Мельдерс
Кавалером-дебютантом Рыцарского креста четвертой степени стал Вернер Мельдерс – летчик-истребитель в чине полковника. Этот ас был сыном учителя, погибшего во время Первой мировой войны во Франции, поэтому его выбор военной карьеры был предрешен еще с детства. Образование Мельдерс получил в Дрезденской академии и саперном училище Мюнхена.
В 1934 году карьера будущего орденоносца сделала крутой поворот – его перевели в люфтваффе. Первый боевой опыт летчик получил в небе над Испанией, где шла гражданская война. Поэтому Вторую мировую он начал, уже обладая незаурядным опытом. Первая победа не заставила себя долго ждать. В сентябре 1939 года недалеко от Мерцига Мельдерс сбил французский истребитель «Хок».
Свой последний боевой вылет ас сделал в Крыму. Он разбился в ноябре 1941 года по дороге в Берлин, где проходили похороны другого знаменитого летчика люфтваффе Эрнста Удета. Самолет Мельдерса рухнул на землю из-за того, что задел электрическую проводку. Пилот совершил более 300 боевых вылетов, сбив 115 вражеских самолетов.
Пятая степень
Высшей наградой в вермахте стал Рыцарский крест с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Уникальность этого ордена заключалась в том, что за все время существования он достался только одному человеку. Им оказался Ганс Рудель – полковник авиации, получивший награду в первый день нового 1945 года. К концу войны он оказался самым результативным летчиком-штурмовиком. Фигура Руделя была выбрана в качестве показательной – высшая награда не могла достаться кому попало.
Ганс родился в семье пастора и уже в молодости вступил в нацистскую организацию. Польскую кампанию он провел, будучи командиром самолета-разведчика. Затем летчик сам попросил перевести его в гораздо более опасную штурмовую авиацию. Последовал период переподготовки. В апреле 1941 года Руделя назначили в эскадрилью пикирующих бомбардировщиков «Иммельман». Летчик воевал на советском фронте, отличился на ленинградском и московском направлениях. Всего Рудель совершил более 2,5 тысячи боевых вылетов, уничтожил около 500 танков, 800 бронемашини, потопил десятки десантных судов и линкор «Марат». После войны убежденный нацист перебрался в Латинскую Америку, где запомнился в качестве активного реваншиста.
bobot 28.02.201928.02.2019 Рубрика Люди, СтраныМетки войны, Германия, история, награды, ордена, факты Коммент.
Железный крест (символ «✠», нем. Eisernes Kreuz, сокр. EK) — прусская и немецкая военная награда (орден). Учреждён Фридрихом Вильгельмом III 10 марта 1813 года за боевые отличия, проявленные в войне за освобождение Германии от Наполеона. Википедия.
Самая известная награда за воинскую доблесть в Германии была учреждена в 1813 году — во время войн с наполеоновской Францией. Железный крест возрождался с началом каждой новой войны Германии — в 1870-м, 1914-м и, наконец, в 1939 году. Гитлер лишь продолжил и развил немецкую военную традицию.
Во время Второй мировой войны Железный крест разделился на большое число степеней, и если Рыцарский крест получило немногим более семи тысяч человек, то Рыцарский крест с золотыми дубовыми листьями, мечами и бриллиантами получил лишь один — летчик штурмовой авиации Ганс Ульрих Рудель.
Награда была действительно демократичной — ее могли получить (и получали) все: от рядового до генерал-фельдмаршала. Солдаты, офицеры и генералы, получившие высшие степени Рыцарского креста, были настоящей элитой вермахта. Они проявляли чудеса храбрости, но, к сожалению, лишь ради торжества человеконенавистнических идей национал-социализма.
Вместо предисловия
История Железного креста
История этой почетной воинской награды связана с участием Пруссии в наполеоновских войнах, когда сначала эта страна чуть было не потеряла независимость, а затем, став полноправным членом антифранцузской коалиции, смогла войти в состав ведущих европейских держав. Железный крест (Eisernes Kreuz, или сокращенно — EK) — самая известная награда Германии за воинскую доблесть — был учрежден 10 марта 1813 года Фридрихом Вильгельмом III Гогенцоллерном. Он получил престол королевства Пруссия в двадцатисемилетнем возрасте в 1797 году, после смерти своего отца короля Фридриха Вильгельма II, и носил, как и многие монархи Европы, множество других титулов — маркграф Бранденбург, бурграф Нюрнберг, граф Гогенцоллерн, герцог Померанский, Клевский, Магдебургский, Мекленбургский, Силезский, Кроссенский, Гельдернский. За время наполеоновских войн Пруссия несколько раз переходила из коалиции в коалицию, и часть ее Вооруженных сил в составе «Великой армии» Наполеона приняла, правда, не очень активное, участие в походе в Россию.
Король Пруссии Фридрих Вильгельм III Гогенцоллерн — основатель ордена Железного креста
Однако симпатии Пруссии были не на стороне Франции, и союз с ней был мерой вынужденной. Поэтому как только такая возможность представилась, Пруссия, под ликование своего народа, перешла на сторону антифранцузской коалиции. Здесь-то и возникла необходимость в создании новой военной награды, прежде всего для того, чтобы сплотить прусские войска и прусский народ в борьбе за освобождение своей страны. Хотя к этому времени недостатка в них в Пруссии не было — уже были учреждены такие почетные (хотя и не пережившие крах Германской империи) ордена, как Черного орла, Красного орла и самый почетный — Pour le Mente. Тем не менее король решил учредить «собственную» награду и даже, как говорят, самолично набросал эскиз будущего ордена. Однако этот эскиз оказался невостребованным. Дело в том, что дальнейшая разработка внешнего вида Железного креста была поручена известному прусскому архитектору и художнику Карлу Фридриху Шинкелю (Schinkel). Шинкель (родился 13 марта 1781 года в Нойруппине, Бранденбург; умер 9 октября 1841 года в Берлине) в 1799-1802 годах учился в Берлинской академии архитектуры и в 1811 году стал членом Академии изящных искусств. Позже — в 1815 году — после смерти Пауля Людвига Симонса он был пожалован званием тайного обербаурата (старшего строительного советника) и стал почетным профессором архитектуры. За основу проекта ордена Шинкель взял равносторонний тевтонский крест с серебряной окантовкой — этот крест был хорошо известен и использовался немецкими рыцарями еще с XIV века. Учитывая, что Железный крест должен был стать достаточно «демократичной» наградой — т. е. им награждались военнослужащие независимо от чинов и должностей, а лишь за заслуги, — Шинкель отказался от широко распространенных в то время дополнительных орденских украшений, как-то: короны, мечи, военная атрибутика. В результате получился хорошо узнаваемый, лапидарный и в то же время элегантный черный крест. К чести Фридриха Вильгельма III, надо сказать, что он не стал настаивать на собственном варианте, а безоговорочно принял идею Шинкеля. Она была настолько удачна, что крест сохранился практически без изменений на протяжении всей истории своего существования.
Художник Карл Фридрих Шинкель, автор эскиза Железного креста
Лицевая сторона была чистой. В центре оборотной стороны креста (на черной железной вставке) Шинкель разместил барельеф в виде трех расходящихся дубовых листьев. Над ними, на верхнем луче, помещался вензель основателя ордена короля Фридриха Вильгельма III — литеры FW (от Friedrich Wilhelm). На нижнем луче помещалась дата основания ордена — цифры «1813». Одной из главных особенностей Железного креста было, что он изначально задумывался как воинская награда за отличия в конкретной военной кампании — в данном случае в кампании против наполеоновской Франции, начавшейся в 1813 году и завершившейся разгромом Наполеона при Ватерлоо 18 июня 1815 года. Первые кресты были изготовлены на Королевском прусском чугунолитейном заводе (Königlich Preußische Eisengießerei).
Выбор королем даты для учреждения нового ордена также символичен — это был день рождения скончавшейся за три года до этого королевы Луизы (урожденной принцессы Мекленбург-Стрелицкой), супруги Фридриха Вильгельма III, который ее очень любил и тяжело переживал утрату.
Железный крест 2-го класса образца 1813 года
Железный крест 1813 года был учрежден в трех степенях (классах): Железный крест 2-го класса (Eisernes Kreuz 2. Klasse), Железный крест 1-го класса (Eisernes Kreuz 1. Klasse) и Большой (или Великий) крест Железного креста (Grosskreuz des Eisernen Kreuzes). Лента ордена была черной, с идущими по краям белыми полосами (с черной каймой). Крест 2-го класса носился на груди (на парадной форме) или в виде ленты в петлице мундира; крест 1-го класса крепился (пришивался за специальные скобки — по две на каждый луч) ниже орденской колодки на левой стороне мундира на булавке (или винте). Большой крест, который отличался от крестов 1-го и 2-го класса несколько большим размером, носился на шее на орденской ленте. Кресты 1-го и 2-го класса, на ленте обратных цветов (белой с черными полосами), выдавались за «невоенные заслуги» (Nichtkämpfer) — об этом мы упомянем ниже, когда речь пойдет о Первой мировой войне.
Большой крест Железного креста образца 1813 года
Ниже приведем текст указа короля Фридриха Вильгельма III об учреждении Железного креста:
«Мы, ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ, Божьей Милостью Король Пруссии и прочая, и прочая
Фридрих Вильгельм»
Во нынешнее тяжелое время, когда решаются судьбы нашего Отечества, огромный смысл приобретает необходимость увековечивать в истории заслуги народа. Необходимо, чтобы ни в меньшей степени не понижались та стойкость, с которой народ выносил непереносимые тяготы этого железного времени, и то высокое сознание, которое бьется сегодня в груди каждого немца и которое основывается только на религии и верности Королю и Отечеству.
Поэтому Мы решили заслуги, проявляемые сегодня как непосредственно в боях с врагом, так и, кроме того, в борьбе за свою свободу в своей местности, особо отличать, не откладывая награждение на послевоенное время.
В соответствии с этим решением Мы предписываем следующее:
1. Ввести для награждения за проявленные только в нынешней войне заслуги перед Нами и Отечеством
Железный крест в двух классах и Большой крест.
2. Знаки обоих классов представляют собой абсолютно одинаковый, обрамленный серебром черный чугунный крест. Лицевая сторона без надписи. На оборотной стороне помещен Наш вензель FW с короной, в середине 3 дубовых листа и внизу цифровое обозначение года — 1813. Оба класса носятся на черной ленте с белой каймой, если заслуги приобретены в непосредственной борьбе с врагом, и в белой ленте с черной каймой, если не в бою. Крест 1-го класса носится на левой стороне груди. Большой крест, несколько большего размера, чем кресты 1 — го и 2-го класса, носится на шее на черной ленте с белым кантом.
3. Военные награды 1-го и 2-го класса не будут выпускаться во время этой войны, также награды рыцарских степеней 2-го и 3-го класса, как орден Pour le Merite, не будут выдаваться, за исключением отдельных случаев. Железный крест заменяет эти степени орденом и прочие награды и заменит собой как более высокие, так и более низкие награды. Орден Pour le Merite будет выдаваться в чрезвычайных случаях и будет украшаться тремя золотыми дубовыми листьями на кольце.
4. Сначала всегда происходит награждение Железным крестом 2-го класса; крест 1-го класса может быть получен в случае наличия креста 2-го класса.
5. Из этого следует, что те, кто уже имеет какие-либо ордена или другие награды и на этой войне новую награду заслужит, получат сначала только Железный крест 2-го класса.
6. Большим крестом могут быть награждены командиры только за выигрыш решающего сражения, после которого враг должен оставить свои позиции, за взятие важной крепости или за длительную оборону крепости, которая так и не будет взята врагом.
7. Все имеющиеся сегодня ордена и награды, таким образом, объединяются под Железным крестом.
8. Все преимущества, которые были связаны до сих пор с владением знака отличия 1-го и 2-го класса, переходят на Железный крест. Солдат, который уже имеет сегодня награду 2-го класса, может получать при новом награждении сначала только Железный крест 2-го класса; однако он получает, одновременно с владением награды 1-го класса, ежемесячную надбавку, которая, однако, впоследствии не может быть увеличена.
9. Вопросы лишения этой награды остаются теми же, что и принятые для других орденов и знаков отличия.
Подлинный документ скреплен собственной Его Величества подписью и Королевской печатью.
Дан в Бреслау 10 марта 1813 года.
Первыми награжденными оказались подданные прусского короля, отличившиеся в сражении при Гросс-Гёршене, — приказом 2 мая 1813 года. За отличия в кампаниях 1813-1815 годов (то есть, собственно, в трех кампаниях — 1813, 1814 и 1815 годов) Железный крест получило не слишком много военных. Так, если Железный крест 2-го класса получили 9136 человек (и еще 869 — за небоевые заслуги), то крестом 1-го класса были награждены лишь 668 военнослужащих. Большой же крест Железного креста получили всего пятеро:
- командующий Силезской армией, генерал-фельдмаршал Гебхард Леберехт фон Блюхер (31 августа 1813 года), впоследствии князь Вальдштадт;
- командир прусского корпуса, генерал-лейтенант барон Фридрих Вильгельм Бюлов (15 сентября 1813 года), впоследствии граф фон Денневитц;
- командующий армией, кронпринц Шведский Карл Юхан (осень 1813 года), до провозглашения наследником шведского престола он был маршалом Франции Жаном Батистом Бернадотом и также свояком старшего брата Наполеона Жозефа Бонапарта;
- командир блокадного корпуса Штеттина, генерал пехоты граф Богислав Фридрих Эммануэль Тауенцин фон Виттенберг (26 января 1814 года);
- командир прусского корпуса, генерал пехоты Йохан Давид Людвиг Йорк (31 марта 1814 года), впоследствии граф фон Вартенбург.
Смотрите также: 20 невероятных фактов о президентах США
«Звезда Блюхера»
Однако вскоре потребовалось учреждение и еще одной — наивысшей, исключительной — степени Железного креста. Необходимо было отметить выдающиеся заслуги ведущего полководца Пруссии генерал-фельдмаршала Гебхарда Леберехта Блюхера, который к этому времени уже имел Большой крест Железного креста. Так 4 декабря 1813 года появилась Большая звезда Железного креста (Grosse Stern des Eisernen Kreuzes), или «Железный крест с золотыми лучами» (Eiserne Kreuz mit goldenen Strahlen), который также часто именуется «Звездой Блюхера» (Blücherstern), по имени первого кавалера. Блюхер был награжден этим орденом 26 июля 1815 года, в ознаменование победы над французами при Ватерлоо.
По завершении кампании в Европе награждений Железным крестом больше не производилось — он так и остался наградой времен наполеоновских войн.
Единственный кавалер Большой звезды Железного креста образца 1813 года генерал-фельдмаршал Гебхард Леберехт фон Блюхер князь Вальдштадт
В связи с историей Железного креста необходимо также упомянуть и об истории награждения русских военнослужащих, отличившихся в сражении при Кульме. Это нужно сделать также и для того, что довольно часто в исторических работах возникает путаница, когда некоторые из награждений Кульмским крестом отождествляют с награждениями Железным крестом, тем более что обе эти награды очень похожи.
Это сражение произошло 17-18 (2930) августа 1813 года в районе деревни Кульм, расположенной в 40 километрах к югу от Дрездена. К этому времени главная русско-прусско-австрийская армия фельдмаршала князя Карла Филиппа цу Шварценберга отступала в Богемию. В преследование за ней Наполеон отправил корпус дивизионного генерала Доменика Вандама графа де Юнесбурга. На перехват Вандаму был брошен отряд генерал-лейтенанта графа Александра Ивановича Остермана-Толстого, основу которого составили части русской Императорской гвардии. Французы превосходили русских почти вдвое, но Остерман-Толстой принял бой, давая возможность основным силам армии отойти в Богемию. Ему удалось выиграть время, и к середине 18 августа к русским подошли подкрепления и французы были отброшены к Кульму. Оказавшийся в безвыходном положении Вандам был вынужден сдаться вместе со штабом. Русские также взяли 81 орудие, обоз, 3 знамени и 3 императорских орла. Но что еще более важно, данная победа переломила ход войны, в психологическом плане сведя на нет достигнутые ранее путем огромного напряжения сил в кампании 1813 года победы Наполеона.
Остерман-Толстой был тяжело ранен — ему ядром оторвало руку. Русские гвардейцы проявили чудеса храбрости. Пораженный прусский король Фридрих Вильгельм III, наблюдавший заходом битвы, в запале объявил, что награждает всех русских гвардейцев, принявших участие в этом сражении. Но к этому времени, как мы помним, единственной наградой, которую можно было бы вручить, был Железный крест. Вскоре после сражения королю и его генералам стало ясно, что подобное массовое вручение награды сильно девальвирует ее значение и тот психологический эффект, который преследовал Фридрих Вильгельм, учреждая Железный крест, будет неизбежно потерян. Поэтому было принято решение создать конкретно для этого случая специальную награду, внешне очень похожую на Железный крест, но дать ему название «Кульмского» и тем самым вывести за рамки статута ордена. Такое решение было официально оформлено указом от 4 декабря 1813 года. В соответствии с обещанием Фридриха Вильгельма Кульмский крест вручался не за личную храбрость, а за участие в сражении, т. е. стал, по существу, массовой наградой ранга не ордена, а скорее медали.
Остерман-Толстой, как и сыгравший также большую роль в победе над Вандамом командир отряда генерал-лейтенант Фридрих фон Клейст, 29 августа 1813 года получил Большой крест. Здесь как раз и возникла путаница. Дело в том, что сначала считалось, что это — Большой крест Железного креста, но затем, после учреждения Кульмского креста, эта награда была как бы «перепрофилирована». Именно поэтому ни Клейст, ни Остерман не вошли в официальный список кавалеров Большого креста, хотя ряд историков и продолжают настаивать на том, что они его все-таки получили.
* * *
С началом Франко-прусской войны 1870-1871 годов прусский король Вильгельм 119 июня 1870 года объявил о воссоздании Железного креста, все в тех же трех степенях. Цвет ленты и внешний вид ордена остались без изменений, имелись лишь небольшие отличия. Оборотная сторона креста осталась без изменений. Лицевая же сторона была теперь оформлена следующим образом: в центре размещался вензель царствующего монарха — литера W (от Wilhelm), на верхнем луче — королевская корона, на нижнем — дата воссоздания ордена («1870»). Кроме того, было и еще одно изменение — Железный крест 1-го класса теперь уже не пришивался к мундиру, а крепился на булавке (или винте).
Смотрите также: Филипп Киркоров, Мэрилин Мэнсон и другие знаменитые мужчины, которые обожают макияж
Александр Иванович Остерман-Толстой, кавалер Большого Кульмского креста
Так как ничего нет лучше первоисточника, который часто впоследствии трактуется вкривь и вкось, приведем полный текст указа Вильгельма I о воссоздании Железного креста:
«Мы, ВИЛЬГЕЛЬМ, Божьей Милостью Король Пруссии и прочая
Вильгельм».
Ввиду серьезного положения Отечества и в благодарную память о подвигах наших предков во время Великих Освободительных войн, мы хотим вновь вызвать к жизни учрежденный нашим в Бозе почившим Отцом орден Железного креста во всем его значении. Железным крестом должны, без различия чинов или состояния, награждаться люди за заслуги, приобретенные либо в непосредственной борьбе с врагом, либо в тылу, за заслуги в отстаивании чести и суверенитета нашего Отечества.
В соответствии с этим решением Мы предписываем следующее:
Воссозданный для нынешней войны Железный крест должен состоять, как и раньше, из двух классов и Большого креста. Орденские знаки, а также лента остаются неизменными, только вензель с короной и цифровое обозначение 1870 года будут помещаться на бывшей гладкой лицевой стороне.
Крест 2-го класса на черной ленте с белым кантом (если заслуги приобретены в непосредственной борьбе с врагом) и на белой ленте с черным кантом (если без непосредственного контакта с врагом) носится в петлице; крест 1-го класса — на левой стороне груди; Большой крест, несколько большего размера, чем кресты 1-го и 2-го класса, носится на шее.
Первоначально должно происходить награждение Железным крестом 2-го класса; награждение крестом 1-го класса может происходить не иначе как при наличии креста 2-го класса; оба креста носятся одновременно.
Большим крестом могут награждаться командиры исключительно за выигрыш решающей битвы, после которой враг должен был оставить поле боя, а также за взятие важной крепости или за длительную оборону крепости, которая так и не будет взята врагом.
Все преимущества, которые были связаны до сих пор с обладанием военных наград 1-го и 2-го класса, с сохранением высочайше утвержденной почетной надбавки, распространяются и на Железный крест 1-го и 2-го класса.
Подлинный документ скреплен собственной Его Величества подписью и Королевской печатью.
Дан в Берлине 19 июля 1870 года.
Император Германский и король Прусский Вильгельм I Гогенцоллерн. У него хорошо виден на мундире Железный крест 1-го класса и на шее — Большой крест Железного креста
Как видно из текста, одним из важных отличий было то, что теперь Железный крест не становился практически единственной наградой идущей войны, а занял свое особое место в прусско-германской наградной системе. Он стал особой наградой, учреждаемой «под конкретную войну» и вручаемой за заслуги именно в этой, текущей войне.
Аверс и реверс Железного креста 1-го класса образца 1870 года
Почетное навершие знамени с Железным крестом
Большой крест Железного креста образца 1870 года
Война была скоротечной, в нескольких сражениях французская армия была наголову разгромлена, и уже 28 января 1871 года заключено перемирие. Франция была повержена. Столь радостное событие (а кроме того, провозглашение 18 января 1871 года создания Германской империи во главе с королем Пруссии Вильгельмом I) было отмечено массовыми пожалованиями Железным крестом. Железный крест 2-го класса получили 43 250 человек, Железный крест 1-го класса — 1230. «Звезду Блюхера» не получил никто, а вот кавалерами Большого креста Железного креста стало сразу девять человек:
- начальник Большого Генштаба, генерал граф Гельмут фон Мольтке (22 марта 1871 года), ставший 16 июня 1871 года генерал-фельдмаршалом;
- командир VIII армейского корпуса, генерал пехоты Август Карл фон Гёбен (22 марта 1871 года);
- командующий армией, генерал-фельдмаршал Фридрих Карл Гогенцоллерн принц Прусский (22 марта 1871 года), младший брат короля Вильгельма I;
- командующий Маасской армией Альберт Веттин кронпринц Саксонский (22 марта 1871 года), ставший 11 июля 1871 года генерал-фельдмаршалом, а в 1873 году — королем Саксонии;
- командир Страсбургского блокадного корпуса, генерал пехоты Август Карл фон Вердер (22 марта 1871 года);
- командир I армейского корпуса, генерал пехоты барон Эдвин фон Мантейфель (22 марта 1871 года), ставший 19 сентября 1873 года генерал-фельдмаршалом;
- командующий 2-й армией, генерал-фельдмаршал Фридрих Вильгельм Гогенцоллерн кронпринц Прусский (22 марта 1871 года), в 1888 году недолго занимавший прусский и германский престолы под именем Фридриха III;
- Вильгельм I Гогенцоллерн император Германский, король Прусский (16 июня 1871 года);
- командир XIII армейского корпуса, генерал Фридрих Франц II великий герцог Мекленбург-Шверинский (4 декабря 1871 года).
В конце рассказа о Железном кресте образца 1870 года упомянем об одном интересном дополнении к награде. В 1895 году к крестам 2-го класса (кавалеров 1-го класса к этому времени просто не осталось) стали крепиться дубовые листья с цифрой «25». Они констатировали факт, что данный кавалер вот уже 25 лет как был награжден Железным крестом. Это было всего лишь почетным отличием и сделанным последним германским кайзером Вильгельмом II для очередной националистической, пангерманской кампании.
Кавалер Большого креста образца 1870 года генерал-фельдмаршал барон Эдвин фон Мантейфель
После окончания войны Железные кресты еще некоторое время вручались задним числом, за отличия, проявленные во время франко-прусской войны, а затем орден вновь исчез на 45 лет.
* * *
В третий раз Железный крест был официально учрежден после начала новой крупномасштабной войны, в которой приняла участие Германия. 1 августа 1914 года началась война, которую позже назвали Первой мировой. Через четыре дня — 5 августа 1914 года — император Германский и король Прусский Вильгельм II (внук упоминавшегося выше Вильгельма I) объявил об очередном возрождении Железного креста.
«Мы, ВИЛЬГЕЛЬМ, Божьей Милостью Король Пруссии и прочая
Вильгельм».
Ввиду серьезного положения, в которое дорогое Отечество переведено навязанной ему войной, и в благодарной памяти о подвигах наших предков в течение великих лет Освободительных войн и борьбы за создание единой Германии, мы хотим повторно вызвать к жизни учрежденный нашим в Бозе почившим Прадедушкой орден Железного креста.
Железным крестом должны награждаться, без различия чинов и состояния, чины армии, военно-морского флота и ландштурма, члены добровольной службы ухода за ранеными и все другие, кто будет привлечен к отбыванию трудовой повинности в армии или военно-морском флоте, как военные чиновники армии и флота, за заслуги на театре военныхдействий. Также люди приобретают заслуги во благо немецких Вооруженных сил и во благо их союзников и должны получать крест.
В соответствии с этим решением Мы предписываем следующее:
Воссозданный для этой войны Железный крест должен, как и ранее, состоять из двух классов и Большого креста. Знаки ордена, а также лента остаются неизменными, только цифровое обозначение года — 1914 — нужно помещать на лицевой стороне под вензелем с короной.
Крест 2-го класса носится на черной ленте с белым кантом, если заслуги приобретены в непосредственной борьбе с врагом. Крест за заслуги в тылу носится на белой ленте с черным кантом. Крест 1-го класса носится на левой стороне груди, Большой крест — на шее.
Крест 1-го класса вручается только после награждения крестом 2-го класса и носится одновременно с ним.
Награждение Большим крестом не обусловлено предыдущими награждениями крестами 1-го и 2-го класса. Он может быть вручен только за выигрыш решающей битвы, когда враг был принужден к оставлению своих позиций, или за самостоятельное, увенчавшееся успехом, руководство армией или флотом, или за захват крупной крепости, или за упорную оборону и сохранение важной крепости.
Все преимущества, которые были связаны до сих пор с обладанием военных наград 1-го и 2-го класса, с сохранением высочайше утвержденной почетной надбавки, распространяются и на Железный крест 1-го и 2-го класса.
Подлинный документ скреплен собственной Его Величества подписью и Королевской печатью.
Дан в Берлине 5 августа 1914 года
Последний император Германский и король Прусский Вильгельм II Гогенцоллерн
Таким образом, количество степеней было сохранено, как и разделение 2-го класса на две версии — военную и гражданскую. Сам орденский знак оставался и в том и в другом случае одинаковым, однако у креста гражданской версии цвета ленты были обратными по отношению к военной, т. е. она была белой с черными полосами. К гражданской версии креста представлялись военнослужащие и военные чиновники, которые хотя и находились в действующей армии, но действия которых не были непосредственно связаны со столкновением с врагом с оружием в руках. То есть — врачи, инженеры, администраторы, обозная служба и т. д.
Смотрите также: Призывники СССР: кого брали служить в ВДВ?
Железный крест 1-го класса образца 1914 года
Внешний вид Железного креста претерпел несущественные изменения. В связи с тем, что Вильгельма II звали так же, как и его деда, менять императорский вензель на лицевой стороне креста не пришлось. Заменили лишь дату — там, где раньше стояло «1870», теперь можно было увидеть «1914». В начале 1915 года статут Железного креста был несколько подкорректирован для того, чтобы им можно было награждать иностранных подданных: война вышла за пределы Европы и встала жизненная необходимость в награждении союзников. Ранее же иностранец не мог получить Железный крест, что отличало эту награду от всех других прусско-германских орденов — даже почетнейший Pour le Merite постоянно вручался иностранным военным.
Эта война оказалась неудачной для Германии, ее армии потерпели поражение, и в ноябре 1918 года Германская империя рухнула. Но это отнюдь не сказалось на количестве награждения. Именно во время Первой мировой войны Железный крест стал поистине массовой наградой. Его получило огромное количество солдат; на фронте даже шутили, что избежать награждения Железным крестом 2-го класса можно лишь одним способом — погибнуть в первом же бою. Но это лишь обычный солдатский юмор, нисколько не саркастический — Железный крест оставался почетной и высоко ценимой наградой. Мало того, в годы Первой мировой войны он стал настоящим символом германской армии, германского солдата. А впоследствии, во времена Веймарской республики, многочисленные фронтовики с гордостью носили Железные кресты уже не существовавшего Второго рейха.
За немногим более четырех лет напряженных военных действий — в 1914-1918 годах — Железным крестом 2-го класса было награждено невероятное количество солдат и офицеров — 5 миллионов 196 тысяч человек. (Насколько эта цифра велика, можно судить хотя бы по такому факту: к 1917 году в русской армии количество награжденных Георгиевскими крестами всех степеней превысило 1 миллион 366 тысяч человек. И это при том, что Георгиевский крест не являлся орденом и вручался исключительно солдатам!) Железным крестом 1-го класса были награждены 218 тысяч человек. Пятеро были награждены Большим крестом Железного креста:
- начальник Полевого Генштаба, генерал-фельдмаршал Пауль фон Бенекендорф унд фон Гинденбург (9 декабря 1916 года);
- император Германский и король Прусский Вильгельм II Гогенцоллерн (11 декабря 1916 года);
- командующий группой армий, генерал-фельдмаршал Август фон Макензен (9 января 1917 года);
- главнокомандующий на Востоке, генерал-фельдмаршал Леопольд Виттельсбах принц Баварский (4 марта 1918 года);
- 1-й генерал-квартирмейстер Полевого Генштаба, генерал пехоты Эрих Людендорф (24 марта 1918 года).
Состоялось в годы Первой мировой войны и второе (и последнее) в истории Железного креста награждение «Звездой Блюхера». Ее 12 марта 1918 года получил генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург, в связи с чем «Звезду Блюхера» стали также именовать «Звездой Гинденбурга» (Hindenburgstern).
Генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург, второй после Блюхера — и последний — кавалер Большой звезды Железного креста
Во время Первой мировой войны состоялись и награждения женщин Железным крестом 2-го класса. Их было, правда, немного: всего четверо. Эти награжденные служили прежде всего сестрами милосердия или в составе вспомогательной женской службы. История сохранила нам их имена: Фрида Гессерт (Gessert), Эльфрида Шерханс (Scherhans) урожденная Буххольц (Buchholz), графиня София цу Тёрринг-Йеттербах (Törring-Jetterbach) и Герта фон Ферзен (Versen).
В ноябре 1918 года Железный крест в очередной раз прекратил свое существование, но лишь для того, чтобы возродиться всего через 31 год…
В конце несколько слов о наградах Адольфа Гитлера, полученных им во время его службы в полевых частях баварской армии во время Первой мировой войны — все же данная книга посвящена прежде всего истории Третьего рейха. Тем более что ефрейтор Гитлер имел Железные кресты обоих классов.
Уже став правителем Германии, Адольф Гитлер всегда носил на мундире Железный крест 1-го класса образца 1914 года
2 декабря 1914 года Гитлер был награжден Железным крестом 2-го класса. «Это был самый счастливый день моей жизни, — писал он портному Поппу, — правда, мои товарищи, которые тоже его заслужили, почти все погибли».
Железный крест 1-го класса он получил 4 августа 1918 года, причем не за какой-либо конкретный подвиг, а за постоянное выполнение, с риском для жизни, своих обязанностей связного. Кроме того, Адольф Гитлер за годы войны был награжден баварским Крестом за военные заслуги 3-го класса с мечами (17 сентября 1917 года), Полковым дипломом за выдающуюся храбрость (9 мая 1918 года), черным Знаком за ранение (16 мая 1918 года) и Баварским служебным знаком отличия 3-го класса (25 августа 1918 года).
Чтобы закрыть тему о наградах Гитлера, упомянем и о тех, что он получил после окончания Первой мировой войны. Большинство из них — это партийные награды, но есть и ряд общегосударственных. После 1933-го он получил:
- Орден Крови (Blut Orden) под номером 1 — в ноябре 1933 года;
- Кобургский знак отличия 1922 года (Coburger Abzeichen 1922);
- Почетный партийный знак «Нюрнберг 1929» (Ehrenzeichen Partei Nuremberg 1929);
- Знак участника слета в Брауншвейге в 1931 году (Braunschweig 1931 Teilnehmerabzeichen);
- Почетный крест участника Мировой войны 1914-1918 годов с мечами (Ehrenkreuz des Weltkrieges 1914-1918 mit Schwertern) — 4 сентября 1934;
- Золотой партийный значок;
- Медаль в честь 13 марта 1938 года (Medaille zur Erinnerung an den 13 März 1938);
- Медаль в честь 1 октября 1938 года со шпангой «Пражский град» (Medaille zur Erinnerung an den 1 Oktober 1938 mit Spange «Prager Burg»);
- Медаль за возвращение Мемельской области (Medaille an die Heimkehr des Memellandes);
- Знак за ранение 20 июля 1944 года (Verwundeten Abzeichen 20 Juli 1944);
- Золотой служебный знак НСДАП (Dienstauszeichnungen der NSDAP in Gold).
Читать продолжение — книга Константина Залесского «Железный крест. Самая известная военная награда Второй мировой войны»
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
BraveRobot нашел еще статьи на эту тему:
- Какие рыцарские ордена воевали на стороне Гитлера
- Кто придумал термин «железный занавес»?
- Ставят ли неграмотные крестик вместо подписи?
- Почему Третий Рейх не создал ядерное оружие
- Густав Шварценеггер: как отец знаменитого актёра воевал против СССР
- Что сделали с русскими в Германии после начала войны
- Несколько заблуждений о блицкриге
- Происхождение эмблемы «Мертвая голова»
- Социальное страхование придумал Бисмарк?
- Предательство: немецкая армия никогда не проигрывала?