USS Zumwalt (DDG-1000) выводят из сухого дока 28.10.2013. 28 октября 2013 года в США произошло событие, уже давно ожидавшееся военными моряками, а также многими журналистами из разных стран мира – на воду со стапелей сошел корабль, которому еще до начала его строительства сулили необыкновенно успешное будущее. Это был «эсминец XXI века» USS Zumwalt, названный в честь адмирала Элмо Рассела Замволта. Новый корабль с самого начала стал настоящей «звездой прессы», поскольку он обладал крайне необычным внешним видом, резко выделяясь на фоне ставших уже привычными эсминцев типа «Арли Бёрк» (Arleigh Burke). Казалось, что США сумели осуществить еще один «прорыв в будущее», построив поистине революционный корабль. Но вскоре оказалось, что у «Замволта» так много недостатков, что они вполне могут не только перевесить его достоинства, но и сделать сам проект «эсминца XXI века» грандиозным провалом.
История создания
В конце 80-х годов прошлого века в составе военно-морского флота США всё еще оставалось несколько линкоров. Эти огромные корабли уже в то время считались давно устаревшими, однако их не спешили списывать. Командование американского флота ценило линкоры главным образом из-за того, что они были вооружены артиллерийскими орудиями Mark 7 калибром 406 мм. Выстрел из такой пушки обходился несоизмеримо дешевле запуска крылатой ракеты, а снаряд, весивший в среднем 1225 килограммов, наносил страшные повреждения любым береговым объектам, а в большинстве случаев просто уничтожал их.
Но время безжалостно – продлевать срок службы линкоров до бесконечности было невозможно, и их нужно было заменять какими-то другими кораблями, обладающими такими же способностями. Кроме того, военное командование не вполне устраивало то, что дальность действия Mark 7 составляла лишь 48 километров.
Линкор «Нью-Джерси» ведет огонь из всех девяти орудий главного калибра.
В 1989-м году командование американского ВМФ пришло к выводу о том, что холодная война окончена, а потому прежние замыслы по созданию новых кораблей (в частности, программы исследований SOCS и SCFRS) устарели. Чтобы наработанные идеи не пропали даром, а также для сохранения прежних объемов финансирования научно-исследовательских работ, основные усилия перенесли на создание «заменителей линкоров». Новые корабли, подобно старым гигантам, должны были осуществлять огневую поддержку десантных операций и уничтожать сухопутные цели как при помощи крылатых ракет, так и с использованием мощных артиллерийских орудий.
В результате в 1992 году стартовала программа SC-21 (Surface Combatant 21 Century, то есть «надводный боец 21 века»). Предполагалось, что её результатом станет появление кораблей, которые нельзя уже будет отнести к «традиционным» классам. Водоизмещение их могло колебаться в очень широких пределах – от 2500 до 40 000 брт. В рамках этой программы изучалось четыре основных концепции, одна из которых предусматривала создание многоцелевого корабля под предварительным названием Littoral Combatant («прибрежный боец»). Вообще говоря, тогдашнего начальника военно-морских операций, Джереми Бурда, гораздо больше интересовал проект «Арсенала», вооруженного пятьюстами крылатыми ракетами, но в 1996-м году этот адмирал застрелился, узнав о том, что носил не полагавшуюся ему награду.
После смены командования Littoral Combatant начал выходить на передний план. Его переименовали сначала в Power Projection Ship («корабль проецирования силы»), а затем в DD-21 (Destroyer 21 Century, «эсминец 21 века»).
Предполагаемый внешний вид корабля «Арсенал».
Основные технические требования к этому кораблю вырабатывались постепенно, начиная приблизительно с 1997 года. Некоторые из них были «унаследованы» от старой программы исследований SOCS, другие – от несостоявшегося проекта «Арсенала». В целом перечень этих требований выглядел примерно так:
- Все системы корабля, включая двигатели, приводящие в движение винты – электрические. В силу этого требовалось установить на борту мощные генераторы, способные выработать огромное количество энергии. Замысел «унаследован» от программы SOCS.
- Максимально высокий уровень автоматизации, минимальное количество членов экипажа.
- Командная рубка (мостик) и Боевой информационный центр размещаются в общем помещении в «глубине корабля» в целях снижения уязвимости – также часть программы SOCS.
- Корпус должен обладать как можно меньшей эффективной поверхностью отражения радиоволн. В этой части были использованы наработки по проекту корабля «Арсенал».
- Основное оружие — крылатые ракеты, размещаемые в установках вертикального запуска, дополнительное оружие – артиллерийские орудия калибра 155 мм и дальнобойностью не менее чем в 117 км.
Первоначально предполагалось, что «эсминец 21 века» сможет взять на борт до 256 «Томагавков». Кроме того, его хотели вооружить перспективной артиллерийской установкой VGAS с системой «вертикального старта». Очень быстро выяснилось, что этот замысел нереалистичен – орудия предпочли разместить в обычных поворотных башнях.
В 2001 году проект головного корабля DD-21, для которого уже выбрали название Zumwalt, пришлось серьезно пересмотреть, поскольку американский Конгресс урезал финансирование программы примерно на 50%. В результате будущий эсминец стал обозначаться в официальных документах как DD (X).
Наземные испытания артиллерийской установки для эсминцев Zumwalt.
Уже тогда стало понятно, что первоначальные планы флота, предусматривавшие постройку тридцати двух таких кораблей, выполнены не будут из-за их огромной стоимости.
В ходе переговоров с конгрессменами представители флота согласились уменьшить первоначальный заказ вначале до 24-х эсминцев, а затем и до семи, но к какому-либо согласию не удавалось придти вплоть до декабря 2005 года, когда Сенат и Палата представителей всё же «дали добро» на дальнейшее финансирование программы. При этом выделенных средств хватало на строительство всего одного корабля, который должен был стать «демонстратором технологий».
В дальнейшем уже сам флот явно утратил интерес к новому типу эсминцев. Изучив доклады ряда экспертов, командование ВМФ пришло к выводу, что Zumwalt слабо защищен от противокорабельных ракет и атак с воздуха. Поэтому в 2008 году, когда программа уже была вновь переименована, на этот раз в DDG-1000, представители флота в Конгрессе заявили, что они предпочли бы заказать восемь дополнительных эсминцев типа «Арли Бёрк» вместо строительства кораблей типа «Замволт». Но к этому моменту уже было потрачено более 10 миллиардов долларов, а потому бросать программу на половине всё-таки не стали. Решено было достроить головной корабль, а затем еще два новых эсминца. В результате общая стоимость программы снизилась, однако предполагаемая цена каждого из кораблей уже в 2009 году выросла почти до шести миллиардов долларов, что более чем на 80% превышало первоначально запланированные расходы даже с учетом инфляции.
Строительство эсминцев доверили двум компаниям – Bath Iron Work и Northrop Grumman Shipbuilding. Официальной датой запуска серийного производства кораблей стало 11 февраля 2009 года. Около двух лет спустя на верфи в штате Мэн состоялась закладка головного эсминца, USS Zumwalt.
Строительство эсминца Zumwalt.
Проект корабля к этому времени уже был детально проработан, а потому строительство удалось завершить сравнительно быстро. Впрочем, от спуска на воду до первого испытательного выхода в море, состоявшегося в декабре 2015 года, прошло более двух лет.
Второй корабль этой серии, DDG-1001, получивший название USSMichaelMonsoor, спустили на воду в июне 2016 года, когда головной эсминец уже был принят в состав американского военно-морского флота. В настоящее время ВМФ США использует оба этих корабля, а приемка третьего, DDG-1002, USSLyndonBJohnson, должна была состояться в минувшем году, но по какой-то причине её отложили.
Перспектива
Как уже и было написано ранее, на момент разработки проекта DDG 1000 планировалось строительство достаточно крупной серии этих кораблей в 32 штуки, далее программа неоднократно корректировалась стоимость одного серийного корабля выросла с 750 млн. долларов до 2,2 — 2,7 млрд. долларов (по планам Пентагона, а всю серию было решено сократить сперва вдвое, затем до семи, наконец в августе 2008г . сенатор США от штата Мэн Сьюзан Коллинз на заседании Комитета по делам вооруженных сил сообщила, что командующий ВМС США Дональд Винтер поделился с ней решением о строительстве нового третьего корабля, хотя за месяц до этого сообщалось о достройки только первых двух заложенных кораблей. Так или иначе, но сейчас уже ясно, что проект намного опережает свое время, даже в финансово благополучной Америке его стоимость и необходимость вызывает массу споров. Фактически корабль рождается в эпоху, когда ему просто не будет соперников в обозримом бедующем. Для навязчивой идеи борьбы с терроризмом, он выглядит как непозволительная роскошь. В любом случае можно быть уверенным, что уже заложенные корабли будут достроены, Америка не привыкла бросать на ветер деньги своих налогоплательщиков, а значит, корабль бедующего мы скоро увидим, а правильность или неправильность вложенных в него решений, покажет время.
—————
Основные особенности конструкции «эсминца 21 века»
Zumwalt невозможно спутать с каким бы то ни было другим кораблем, поскольку его корпус имеет очень своеобразную форму: борта «опрокинуты назад» под углом около восьми градусов от ватерлинии. Форштевень отличается еще более значительным обратным наклоном, составляющим 45 градусов. Такой корпус в англоязычных источниках обозначается как tumblehome, что буквально переводится как «опрокинутый дом».
Подобную конфигурацию корпуса иногда использовали и раньше – например, у крейсера «Аврора» передняя часть также имеет обратный наклон, хотя и не такой выраженный. На рубеже XIX-XX веков «опрокинутый» нос использовали для увеличения мореходности и упрощения навигации при проходе сквозь узкие каналы, но для создателей «Замволта» было важно совсем другое – они стремились свести к минимуму радиолокационную заметность эсминца. Именно поэтому его корпус и был сделан в соответствии с требованиями уже использованной к тому времени в авиастроении технологии «стелс».
Надстройка эсминца Zumwalt.
Самой заметной частью эсминца является огромная надстройка, внутри которой находится радар, антенны, мостик, мачта, разнообразное электронное оборудование, а также ангар для авиагруппы, состоящей из трех беспилотных летательных аппаратов MQ-8 Fire Scout и одного вертолета SH-60. Взлетная площадка для них размещена в кормовой части корабля.
Носовая палуба заметно длиннее кормовой. На ней размещаются две артиллерийские установки AGS. Форма башен также учитывает требования технологии «стелс».
Надстройка на головном корабле USS Zumwalt изготовлена из композитных материалов и бальсы (очень легкая и прочная древесина). Эти же материалы полностью закрывают внешнюю надводную часть основного корпуса слоем толщиной приблизительно в дюйм. Такое решение в сочетании с «обратным наклоном» бортов и форштевня позволило снизить величину эффективной отражающей поверхности до такой степени, что по своей радиолокационной заметности эсминец мало отличается от небольшой рыбацкой лодки.
При этом, однако, надстройки второго и третьего корабля в серии в целях экономии средств были изготовлены из обычной стали. Разумеется, такое упрощение во многом противоречит самой концепции малозаметного корабля.
Бронирования в обычном смысле этого слова «эсминец 21 века» не имеет. Для защиты наиболее важных элементов бортового оборудования и боекомплекта используется кевлар.
Семь миллиардов, Карл!
Еще в мае 2016 года автор блога «Великая Русь» Mikle1 предупреждал, что толку от нового американского «утюга» не будет.
«Утюг — мореходность отвратительная, днище не имеет противоминной защиты, бронирование отсутствует как таковое. Рубка, вы не поверите, пробивается из Макарова. По некоторым данным, она вообще деревянная. То есть, она еще и горит», — писал блогер.
«Американский «утюг» Zumwalt снова поломался. Теперь он, обесточенный, застрял в Панамском канале, — отреагировал Mikle1 на последние новости о злополучном эсминце. — Да, вы все правильно поняли: «самый-самый» высокотехнологичный эсминец флота США Zumwalt в очередной раз подвел ожидания адмиралов. Впрочем, разработчиков это волнует меньше всего, ведь свои 7 (семь, Карл!) миллиардов долларов за «тушку» они уже получили. Какая-то троянская лошадь, а не эскадренный миноносец. И да, он деревянный».
Бортовое оборудование
Для активного поиска целей эсминцы типа Zumwalt первоначально предполагалось оснастить двумя основными радиолокационными станциями. Первая из них – это AN/SPY-3, первый американский радар для кораблей с активной фазированной антенной решеткой (ФАР). Второй РЛС должна была стать AN/SPY-4S дециметрового диапазона, однако в 2010 году было принято решение отказаться от неё, чтобы снизить цену эсминца.
Места для установки РЛС (показаны красными стрелками).
В результате «противовоздушные» возможности корабля заметно снизились. Хотя «по паспорту» дальность обнаружения целей при помощи AN/SPY-3 составляет почти 400 км, на практике гарантированное целеуказание для зенитных ракет обеспечивается чуть более чем на 50 км.
Для поиска подводных лодок и морских мин на борту Zumwalt установлено следующее оборудование:
- Гидролокатор SQS-60. Работает на средних частотах.
- Гидролокатор SQS-61. Работает на высоких частотах.
- AN/SQR-20 – комплекс, состоящий из системы управления, антенной решетки, которая буксируется за кораблем и многофункционального гидролокатора.
Данные, собранные радиолокационными станциями, гидролокаторами и различными датчиками, поступают в бортовую компьютерную сеть, которая называется The Total Ship Computing Environment Infrastructure (TSCE или TSCEI). В сеть входит 16 основных компьютеров, работающих под управлением операционной системы, представляющей собой специальный вариант Linux.
Боевой информационный центр корабля оснащен многочисленными мониторами и напоминает скорее центр управления полетами космических кораблей, чем обычный корабельный мостик управления. Само это помещение сделано очень просторным.
Кроме того, Zumwalt оборудован системами пожаротушения, многочисленными видеокамерами и контрольными приборами. Вся эта техника максимально автоматизирована.
Что тебе снится, крейсер?
«В итоге имеем супердорогой большой утюг, излучающий всеми своими антеннами сигнал «стреляйте в меня», не имеющий эффективных средств ПВО и несущий старые крылатые ракеты в качестве основного вооружения», — пишет о «Замволте» Mikle1.
А вот еще шутки про незадачливую «вундервафлю»:
— Теперь и у американцев будет своя «Аврора». — По наклонному борту на эту горку российскому спецназу будет легко взбираться. Бегом взбегут. — Так это ж, плавучий зиккурат! — Судя по стоимости, золота в него вбухали как надо. — *Жалостливо*: страшненький какой. — Американская военщина — это просто полигон для отработки технологий, о войне горячей и настоящей там, похоже, думают в последнюю очередь. — Ну и пусть они пилят свой оборонный бюджет, а не наш. — По мне, данный Zumvalt — напрасная трата денег. Поясню. Эсминец по цене атомной подлодки — это чересчур. Короче, американцы, похоже, опять удивили сами себя. А у нас для таких «вундервафель» есть «Калибр», которому наплевать на высокие технологии. — Не вышел каменный цветок — получился огромный, уродливый плавучий сборник военно-технических позорищ.
Для справки: «вундервафлей» презрительно называют военную технику, претендующую на новаторство, но обычно не проработанную или проработанную очень плохо. Слово пошло от немецкого «вундерваффе» (Wunderwaffe) — термин, введенный в оборот министерством пропаганды нацисткой Германии в качестве названия для «чудо-оружия» Третьего рейха.
Силовая установка
Электрическая энергия, необходимая для работы бортового оборудования «эсминцев 21 века», вырабатывается двумя генераторами Curtiss-Wright, которые подключены к газотурбинным двигателям Rolls-Royce MT30. Мощность каждого из них составляет 47 500 л.с. (35,4 МВт). Кроме того, в состав силовой установки входят два вспомогательных турбогенератора Rolls-Royce RR4500 мощностью по 3,8 МВт
Схема боевого информационного центра USS Zumwalt.
Гребные винты приводятся во вращение асинхронными электродвигателями AIM, изготовленными компанией Converteam. Первоначально предполагалось использовать более «тихие» и лёгкие синхронные моторы с постоянными магнитами DRS Technologies.
Общая мощность силовой установки – 105 000 л.с., то есть 78 МВт. Совокупное потребление электроэнергии (без учета электродвигателей) составляет примерно 20 МВт. Теоретически это позволяет размещать на борту различные лазерные установки или, например, рельсотрон.
Вооружение эсминца
Основной «изюминкой» проекта DD-21 когда-то считались артиллерийские установки AdvancedGunSystemMark 51, способные выпускать в течение одной минуты до десяти снарядов калибра 155 мм, поражая цели, находящиеся на расстоянии от 140 до 190 км (по разным данным). Чаще всего утверждается, что максимальная дальность составляет 154 км.
Разумеется, обычный артиллерийский снаряд не способен пролететь так далеко, тем более с требуемой точностью (допустимое круговое вероятное отклонение – 50 м). Поэтому для Mark 51 были разработаны специальные боеприпасы, известные как LRLAP (Long Range Land Attack Projectile). По существу они представляли собой скорее управляемые ракеты, чем снаряды. При общем весе LRLAP в 102 кг в его боевой части содержалось примерно 11 килограммов взрывчатки.
Из-за того, что такие снаряды изготавливались исключительно для «Замволтов», притом небольшими тиражами, их цена в конечном счете выросла до восьмисот тысяч или даже целого миллиона долларов, что сопоставимо со стоимостью гораздо более мощной и дальнобойной ракеты «Томагавк». Во флоте это сочли неприемлемым, и от заключения контракта на поставку воздержались. В результате суперсовременные орудия остались без боеприпасов. Использовать для стрельбы их них обычные снаряды оказалось невозможно.
Рисунок, изображающий снаряд LRLAP в полете.
Таким образом, основным видом оружия эсминцев типа Zumwalt стали управляемые ракеты. Корабль может использовать следующие виды этих боеприпасов:
- BGM-109 Tomahawk. Крылатая ракета большой дальности (до 1700 км с «конвенционной» боевой частью), предназначенная для поражения различных наземных целей с заранее известными координатами. Полет осуществляется по данным электронной карты местности и данным системы GPS.
- RUM-139 VL- ASROC. Ракета вертикального запуска, боевая часть которой представляет собой самонаводящуюся противолодочную торпеду. Приблизительный аналог советского ракето-торпедного комплекса «Водопад». Дальность полета – до 22 км (у «Водопада» этот параметр может достигать 50 км).
- RIM-162 Evolved SeaSparrow Missile (ESSM). Ракета для поражения воздушных целей. Дальность действия – до 50 км, скорость полета – до 4М.
Для размещения ракет используются «периферийные» (то есть расположенные непосредственно по бортам) установки вертикального пуска Mk 57 VLS. Всего их двадцать, по четыре ячейки в каждой. В одной ячейке размещается или одна ракета «Томагавк», или одна RUM-139, или четыре ESSM. Длина ячеек установок Mk 57 увеличена по сравнению с Mk 41, которыми оснащаются «Арли Бёрки», а это обозначает, что со временем на борту «Замволта» могут появиться более габаритные и мощные боеприпасы с увеличенным радиусом действия.
В 2022 году сообщалось, что наряду с «Томагавком» эсминцы типа Zumwalt способны использовать современную противокорабельную ракету AGM-158CLRASM (Long Range Anti-Ship Missile). Таким образом, появится возможность поражения надводных целей, которая ранее отсутствовала.
Авиационный вариант ракеты AGM-158C LRASM на транспортной тележке.
Заявленная дальность действия этой ракеты – 1000 км, однако не совсем понятно, как именно будет осуществляться целеуказание. Скорость полета – дозвуковая, и это основной недостаток ракеты.
Кроме того, осенью 2022 году с USS Zumwalt были проведены тестовые запуски зенитной ракеты SM-2, которая является частью стандартного вооружения кораблей типа «Арли Бёрк», носителей широко известной системы ПРО/ПВО Aegis. Ранее такие ракеты были несовместимы с электронным оборудованием «эсминца 21 века». Специально для «Замволта» американские инженеры разработали особую модификацию – SM-2 Block IIIAZ.
Оборонительное вооружение, предназначенное в первую очередь для уничтожения «на последнем рубеже» быстроходных высокоманевренных целей (например, катеров), состоит из двух 30-мм автоматических пушек Mk 46. Дальность их действия составляет около четырех километров. По проекту на корабле должны были устанавливать другие орудия – 57-мм Mk 110, способные поражать цели на дистанциях до 17 км, однако в ходе наземных испытаний эти пушки не смогли подтвердить свои характеристики. Представители ВМФ утверждают, что реальная эффективная дальность орудий Mk 46 составляет не более одной мили (1 854 м), что делает корабль довольно уязвимым для атак с быстроходных катеров.
В средствах массовой информации многократно сообщалось о том, что на борту эсминцев типа Zumwalt может появиться рельсотрон или мощные лазерные установки. Эти виды «оружия будущего» еще в 80-е годы планировалось установить на гипотетический «корабль SOCS», от которого «Замволт» унаследовал многие характерные особенности. Разговоры о рельсотроне особенно активизировались после того, как стало ясно, что 155-мм орудия эсминца не получат боеприпасов. Тем не менее никаких реальных шагов в этом направлении до сих пор сделано не было.
Наземные испытания прототипа морского рельсотрона.
Собственно говоря, проект рельсотрона – это еще одна попытка получить дальнобойное орудие с дешевыми боеприпасами вместо управляемых ракет. Но испытания прототипов вскрыли такое множество разнообразных проблем, не поддающихся решению на имеющемся сегодня технологическом уровне, что об этом оружии временно пришлось забыть.
Оценка проекта
Вся история создания и строительства «кораблей будущего» представляет собой цепь вынужденных компромиссов, обусловленных главным образом перерасходом финансовых средств. Заявления о том, что «Замволты» якобы станут основой американского военного флота 21-го века, время от времени появляющиеся в различных СМИ, выглядят довольно нелепо, если учесть, что построено только три корабля, и закладка новых не планируется.
Главной неудачей проекта, безусловно, стал отказ от использования 155-мм орудий, ради которых поначалу всё и затевалось. В результате корабль, исходно предназначенный для огневой поддержки десантных операций, пришлось уже после его ввода в состав флота переориентировать на решение совсем другой задачи – борьбы с надводными судами противника. При этом о размещении на борту необходимых для этого ракет LRASM до сих пор официально не сообщалось.
Два первых эсминца типа Zumwalt, включенных в состав ВМФ США.
Кроме того, до сих пор не ясен смысл использования широко разрекламированной технологии «стелс». Чем незаметность может помочь подобному кораблю, непонятно, тем более, что сразу же после включения радара или запуска ракеты эсминец неизбежно выдаст себя.
Еще одно слабое место «Замволта» – это его радиолокационная станция. Из-за того, что от радара дециметрового диапазона отказались, дальнее обнаружение стало проблемным, а подсветка целей для ракет осуществляется лишь на средних дистанциях. В результате корабль потенциально может защитить себя от подлетающих ПКР, но и только. Поражение самолетов и ракет противника на дальних дистанциях возможно только при внешнем целеуказании. Кроме того, Zumwalt не способен взаимодействовать с системой Aegis, что также ограничивает его возможности.
По размеру боекомплекта «корабль 21 века» более чем в полтора раза уступает эсминцам типа «Арли Бёрк», на борту которых размещается до 128 ракет «Томагавк». Какое-то время в СМИ муссировалась версия о том, что Mk 57 VLS могут быть задействованы для запуска гиперзвуковых ракет, однако впоследствии оказалось, что габариты этого перспективного оружия слишком велики даже для удлиненных ячеек периферийных установок вертикального запуска «Замволта».
Все эти факты, а также многочисленные сообщения о различных поломках новых эсминцев, стали причиной для насмешек над сверхдорогими кораблями, оказавшимися менее эффективными, чем их сравнительно дешевые предшественники. Zumwalt стали называть классическим примером «чемодана без ручки» – выбросить жалко, а как использовать – непонятно.
Периферийные установки вертикального пуска Mk 57.
Столь пренебрежительное отношение к этим кораблям едва ли оправдано. Действительно, рассчитывать на то, что три эсминца типа «Замволт» радикально усилят американский флот, не приходится. Но на этих кораблях уже сейчас успешно отработан целый ряд новых технологий, которые, безусловно, найдут широкое применение в будущем. В конце концов, это далеко не первый прецедент такого рода. Американская армия не получила ни бомбардировщиков «Валькирия», ни вертолетов «Команч», ни автоматов OICW, однако все эти проекты оставили после себя богатое наследие, которое было использовано в более успешных образцах оружия.
Тактико-технические характеристики
Наиболее важные параметры эсминцев типа Zumwalt выглядят следующим образом:
Длина корабля | 183 м |
Ширина | 24,6 м |
Осадка | 8,4 м |
Водоизмещение (полное) | 14 797 метрических тонн |
Мощность силовой установки | 105 000 л.с. |
Максимальная скорость | 30 узлов |
Экипаж | 148 человек |
Как нетрудно заметить, по своему водоизмещению и размерам корабль примерно соответствует тяжелым крейсерам времен Второй Мировой войны, а вовсе не эсминцам.
Sea Jet
В программу разработки перспективного эсминца входило создание его масштабной 50 метровой самоходной модели демонстратора AESD водоизмещением 120 тонн, получившего название Sea Jet. Весь проект создания демонстратора финансировался центром Военно-морских исследований ONR. 24 августа 2005г в городе Бэйвью на озере Lake Pend Oreille, состоялась официальная церемония по началу испытательных работ. Sea Jet оборудован дизельгенераторами и аккумуляторами для бесшумного хода во время акустических замеров, имеет два гребных электродвигателя. Скорость полного хода на дизелях 8 узлов, а на аккумуляторах 16. В качестве движителей в разный период проходили испытания сразу два разных винто-рулевых комплекса, сперва стояли маневренные и экономичные водометы AWJ-21 предназначенные для улучшения маневренности корабля на мелководье и улучшения акустической скрытности, а позже были установлены новейшие винторулевые колонки с электродвигателями на постоянных магнитах. RIMJET разработка General Dynamics Electric Boat, где использован погружной электродвигатель-винт со статором в кольцевой насадке и ротором размещенным на концах лопастей винта, по утверждению GD Electric Boat такой вариант обладает большим крутящим моментом на низких оборотах, лучшим КПД винта за счет небольшого сердечника, меньших размеров и массы всей колонки, высоким порогом кавитации за счет работы винта на низких оборотах и препятствию образованию вихревых потоков с помощью кольцевой насадки. Однако модель послужила не только для испытаний в области электродвижения, а и в измерении физических полей, для этого алюминиевая надстройка модели была заменена на надстройку аналогичную по форме и размерам, но из радиопоглощающих композитных материалов.