Главная » Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не было » «Карманный» малый миноносец/СКР из БО проекта 122, 122А
Альтернативное кораблестроение — Флоты которых не былоАльтернативное кораблестроение — Флоты которых не было
napoleon_6 14.01.2019 3585
11
в Избранноев Избранномиз Избранного 9
Часть 1. Реальная история.
К началу Великой Отечественной войны корабли, заложенные на одной из волжских верфей, были построены и осенью 1941 года известный советский катерник, впоследствии контр-адмирал Б. В. Никитин получил приказ принять несколько больших охотников для включения их в состав Каспийской военной флотилии. Прибыв в Баку, Никитин увидел у причала эти корабли — с узкими стальными корпусами, носы которых были приподняты, что делало их похожими на маленькие миноносцы. Перед приемной комиссией встала проблема использования больших охотников, так как в условиях войны переброска их на Балтику и на Белое море стала невозможной. Решено было сделать из охотников корабли охранения танкерного флота на Каспии. Поскольку главным противником здесь были фашистские самолеты, а против них вооружение больших охотников было неэффективным, глубинные бомбы с катеров сняли, усилив артиллерийское вооружение 37-мм зенитным автоматом и еще одним крупнокалиберным пулеметом. К концу декабря 1941 года, все катера были переданы Каспийской флотилии. В последующие месяцы они сопровождали танкеры с жидким топливом на Каспии и Волге, участвовали в боях под Сталинградом в составе Волжской флотилии.
Водоизмещение 240 т. Длина наибольшая 49 м, ширина 5,8 м, среднее углубление 2 м.
Суммарная мощность трех отечественных дизелей типа «38-НРН-8» или американских «Дженерал Моторс» 3360 и 3600 л. с. соответственно, скорость хода 24—25 узлов.
Вооружение: одно 76-мм орудие 34-К (впоследствии 85-мм 90-К), два 37-мм автомата 70-К, два спаренных 12,7-мм пулемета, два бомбомета, 18 — больших и 16 малых глубинных бомб.
«Большой охотник», как разновидность малого противолодочного корабля (концепцию сформулировали еще в 20-х гг. — «искатель подводных лодок»), в СССР создали накануне Великой Отечественной войны. В те годы, учитывая возрастающую роль подводных сил в вооруженной борьбе на море и необходимость усиления и совершенствования сил и средств противолодочной обороны, руководством Военно-Морского флота СССР было принято решение о создании нового подкласса боевых кораблей — больших охотников за подводными лодками.
Основной задачей, возлагаемой на эти корабли, являлось несение дозорной и охранной службы в ближней зоне наших военно-морских баз и на путях развертывания сил флота. Предполагалось, что это будет достаточно мореходный и быстроходный корабль, с увеличенной дальностью плавания, небольшого водоизмещения, который был бы способен нести современное по тому времени вооружение для борьбы с подводными лодками.
Конструкторское бюро Балтийского завода в 1938-1939 гг. разработало проект корабля морской пограничной охраны под №115. Заинтересованное в подобном корабле руководство Наркомата ВМФ поручило конструкторскому бюро в г. Горьком (ЦКБ-51) переработать его с довооружением гидроакустической станцией типа «Тамир». Новый проект получил №122. Зеленодольский завод №340 и завод №300 («Ленинская кузница») в Киеве с 1939-40 гг. начали постройку серии больших охотников (соответственно 6 и 4 единицы). Параллельно с постройкой осуществлялась и корректировка проекта в ЦКБ-51. «Артиллерист», головной большой охотник завода №340, сошёл на воду 21 апреля 1940 г., а за ним в том же году, на том же заводе спустили и второй — «Минёр».
Скорректированный пр. 122-а предусматривал вооружение корабля одной 76-мм универсальной артиллерийской установкой 34-К, тремя 12,7-мм пулеметами ДШК и глубинными бомбами (16 больших и 40 малых). Нормальное водоизмещение по проекту равнялось 209 т. скорость 23 уз, дальность плавания 2410 миль. Главные механизмы состояли из трёх дизелей марки 9Д мощностью по 1100 л.с.
ЧЕРТЕЖИ КЛИКАБЕЛЬНЫ
Постройку первых серийных кораблей пр. 122-а, задерживавшуюся из-за доработки проекта до начала боевых действий, завершить не успели. Первые два больших охотника «Артиллерист» и «Минер» были готовы к сдаче заказчику в июле 1941 г. Их перевели по Волге в Баку, где, после завершения сдаточных испытаний, в ноябре 1941 г. они вступили в строй Краснознаменной Каспийской флотилии.
В качестве средства подводного наблюдения устанавливалась первая отечественная подкильная выдвижная гидроакустическая аппаратура «Тамир». Трехвальная главная энергетическая установка, состоящая из дизелей марки 9Д Коломенского завода мощностью по 1100 л.с., позволяла развивать скорость до 22 уз. и обеспечивала район плавания до 2000 миль.
Однако в ходе испытаний головного корабля «Артиллерист», постройки Зеленодольского завода №340, осенью 1941 г. на Каспийском море выявили и серьезные недостатки. Так, отсутствовал режим малошумного хода (2-4 уз) для прослушивания шумов подводных лодок. Двигатель американской фирмы «Дженерал моторс» мощностью 90 л.с., установленный для режима малого поискового хода, не обеспечивал управляемости корабля. Шумопеленгатор «Посейдон» даже при дрейфе корабля не обеспечивал надёжного обнаружения подводных лодок. Выявили также недостаточную общую прочность сварного корпуса корабля (появилась трещина в наружной обшивке по правому борту). Это требовало подкреплений корпуса.
Доработка проекта №122-а в ЦКБ-51 под руководством Н.Г. Лощинского включала усиление вооружения: установку 85-мм орудия 90-К вместо 76-мм 34-К (снятого с производства), двух автоматов 70-К и двух бомбометов, размещение гидроакустической станции типа «Тамир-3» и замену отечественных дизелей типа 9Д импортными американскими фирмы «Дженерал моторс». Все эти изменения привели к уменьшению начальной поперечной метацентрической высоты с 0,51 до 0,43 м. Специальная комиссия под председательством Ю.А. Шиманского, с участием А.Н. Крылова и В.Л. Поздюнина, установила минимально допустимую величину метацентрической высоты не менее 0,47 м.
Доработанный пр. 122-а с некоторыми изменениями приняли для кораблей заводов №340 и №199, а также для вновь заложенных в 1941-1942 гг. на заводе №402 в Молотовске и на Владивостокской верфи Наркомрыбпрома. На заводе №402, в частности, перешли от сварной обшивки к клепаной, что увеличило массу корпуса на 7 т. По своим кораблестроительным элементам отечественные корабли пр. 122-а не уступали поставлявшимся нашему флоту по ленд-лизу американским охотникам типов PC и PCS, несколько превосходили их по артиллерийскому вооружению и уступали им по совершенству радиолокации и гидроакустики.
Поставки дизельных двигателей фирмы «Дженерал моторс» из США сделали возможным заменить отечественные двигатели иностранными. Документацию на переоборудование разработало ЦКБ-51. Так появилась вторая серия БО проекта 122-а с американскими двигателями.
В интересах скорейшего развёртывания крупносерийной постройки больших охотников руководство Наркомата ВМФ отказалось от пр. 152, разработанного в 1942-1943 гг. в ЦКБ-51. Основным отличием большого охотника этого проекта являлось усиление вооружения до двух 85-мм орудий при увеличении ширины корпуса до 6,2 м и снижении скорости до 20,5 уз (прим. — Вот и артиллерийский вариант!)
Часть III Американские охотники за подводными лодками типов «РС» и «SC»
Часть III Американские охотники за подводными лодками типов «РС» и «SC»
Большой охотник американской постройки типа SC в составе ВМФ СССР. Тихоокеанский флот, Советская гавань. 1951 г.
В 1937 году ВМС США был объявлен конкурс на лучшую конструкцию большого и малого охотников за подводными лодками, в котором приняли участие конструкторские коллективы как Управления кораблестроения ВМС (Bureau of Construction and Repair), так и частные судостроительные фирмы.
Наилучшим признали проект представителя Управления кораблестроения кептена А.Л. Своссея. Его охотник «SC-453» (SC — Submarine Chaser) и приняли в качестве образца для постройки одной из крупнейших серий боевых кораблей периода второй мировой войны. Новый корабль превосходил свой прототип — «110-футовый охотник» периода первой мировой войны, по ширине и обладал значительно большим водоизмещением — 136 т, при полной нагрузке вместо 85 т. Главная энергетическая установка из двух авиационных (дирижабельных) дизелей типа «панкейк» мощностью по 1200 л.с. каждый обеспечивала скорость до 22 узлов вместо 18 у старых охотников. Однако трудности с массовыми поставками этих дизелей привели к тому, что более половины всех построенных SC (231 из 438 единиц) пришлось оснастить двумя дизелями мощностью по 500 л. с, что позволяло развивать скорость до 16 узлов, что было меньше надводной скорости большинства подводных лодок того периода.
Новый охотник также выполнялся в деревянном корпусе, который в средней части усиливался стальными элементами для обеспечения установки дизелей. Более плоские обводы кормовой оконечности позволяли уменьшить сопротивление воды на больших скоростях.
Артиллерийское вооружение корабля первоначально включало одну лёгкую, но универсальную артиллерийскую установку с 76-мм орудием длиной всего в 23 калибра, хотя подводные лодки периода второй мировой войны вооружались орудиями с гораздо более высокими баллистическими качествами. В связи с этим уже в 1943 году приняли иной состав артиллерийского вооружения: одну 76-мм универсальную палубную артиллерийскую установку с орудием длиной в 50 калибров и три 20-мм автомата «Эрликон». Однако уже в следующем году 76-мм артустановку заменили на 40-мм зенитный автомат «Бофорс», обладавший гораздо более высокой огневой производительностью.
Одновременно с артиллерийским усиливали и противолодочное вооружением охотников. В 1942 году в США по образу английского штокового бомбомета «Хеджехог» («Ёж») разработали специально для малых противолодочных кораблей и катеров облегченный реактивный бомбомёт «Маустрап» («Мышеловка»). Этот бомбомет был предельно прост по своей конструкции — четыре реактивные глубинные бомбы массой по 39 кг размещались на неподвижной складывающейся стальной раме пускового устройства и выстреливались залпом на дистанцию до 300 м. Рассеивание бомб в залпе достигало 75 м. Взрыв происходил при срабатывании ударного контактного взрывателя одной из бомб лишь в случае её прямого попадания в корпус подводной лодки.
Устанавливать тяжелые бомбы на раму пускового устройства при интенсивной качке небольшого корабля или катера было очень трудно и небезопасно. Поэтому их заменили на меньшие по размерам, массой 29,5 кг, содержащие 16 кг ВВ типа «Торпекс». С помощью весьма несовершенной «Мышеловки» за всю войну не удалось потопить ни одной подводной лодки. Тем не менее охотники типа «SC» при своих достаточно хороших мореходных качествах хотя и не стали результативным по числу потопленных подлодок противолодочным средством, но позволили существенно сократить потери судоходства у атлантического побережья США, в Мексиканском заливе и т. п. в напряжённые для союзников месяцы 1942-43 годов.
Послевоенный период (проект 122-бис)
Не стану останавливаться на подробнобностях пр. 122-бис. В техническом проекте 122-бис за счет увеличения ширины и снижения скорости удалось повысить прочность корпуса, мореходность с 6-7 до 9 баллов и несколько усилить вооружение. При этом проектное водоизмещение возросло на 27 т.
В первое послевоенное десятилетие строительство больших охотников, в целом хорошо зарекомендовавших себя в годы войны, продолжалось. Десятилетним планом намечалось построить в 1946-1955 гг. 345 таких кораблей. Организация постройки больших охотников пр. 122 бис на заводе имени Горького в г. Зеленодольске осуществлялась поточно-позиционным методом. Это позволяло сдавать флоту ежегодно по 25-30 кораблей. Такая поточная линия по постройке кораблей являлась первой в СССР.
Боевое применение
Балтика
Первые, головные корабли серии ОХТ-1 и ОХТ-2 в конце 1940 г. вошли в состав погранохраны НКВД Прибалтийского округа и стали числиться ПСКР 3 ранга. В январе 1941 г. их переименовали соответственно в «Топаз» и «Коралл», а 22 июня 2-й Балтийский отряд пограничных судов на основании распоряжения наркома Военно-Морского Флота был передан в подчинение КБФ. Охотники вошли в состав отдельных дивизионов базовых СКР. Боевой путь «Топаза» оказался недолгим: в августе 1941 г. он погиб во время Таллиннского перехода.
Каспийская флотилия
К августу 1942 г. произошло пополнение корабельного состава флотилии пришедшими из Зеленодольска вновь построенными БО: «Артиллерист», «Минер» и «Торпедист». Позднее в ее состав вошли: «Боцман», «Зенитчик», «Дальномерщик», «Прожекторист», «Наводчик» и «Огнеметчик».
27 октября 1942 г. танкер «Агмалы оглы» (водоизмещение 800 т) доставил из Баку на Астраханский рейд горючее. В это время налетели самолеты противника. Одна из бомб угодила в мостик танкера, начался пожар. Неуправляемое судно село на мель. В этот критический момент на помощь терпящему бедствие танкеру подоспели военные корабли — БО «Артиллерист» и «Минер», плавучие зенитные батареи. Огнем своих пушек и пулеметов рассеяли вражескую авиацию, уничтожив при этом один бомбардировщик. Затем началось спасение танкера, а «Артиллерист» и «Минер» с 29 по 31 октября несли охрану поврежденного судна и вели работы по снятию его с мели.
Месяц спустя, 31 октября, «Минер» нес дозор на двенадцатифутовом рейде. В 16.15 сигнальщик доложил о появлении семи Ju-88. Они шли со стороны заходящего солнца, маскируясь в его лучах. Сброшенные бомбы не причинили кораблю вреда, а один из самолётов был сбит огнем пулеметов.
15 ноября БО «Артиллерист» вместе с двумя плавучими зенитными батареями конвоировал танкер «Кулибеков», на буксире последнего были землесос и два мотобота. Четыре Ju-88 атаковали танкер, который от близких разрывов бомб получил серьезные повреждения и начал погружаться. На помощь подошел «Артиллерист». С тонущего судна было снято 43 человека. При отражении воздушной атаки удалось подбить два самолета противника.
Перевод больших охотников на Черное море.
В ходе Великой Отечественной войны была выполнена операция по транспортировке пяти больших охотников проекта 122-а с одного морского театра (Каспийского моря и Онежского озера) на другой (Черное море). Вся операция по переводу кораблей длилась с октября 1943 по август 1944 г.
Из Астрахани и Вытегры в Сарепту под Сталинградом все корабли пришли своим ходом. Здесь на заводе №264 (бывшая Красноармейская верфь) был переоборудован слип, с помощью которого БО были подняты на берег. По предварительному расчету, их вес не должен был превышать 157 т. При демонтаже и разгрузке с кораблей снимались артиллерийские системы, весь боезапас, дымовая аппаратура, химическое имущество, якорь и якорные цепи, мачта, топливо, все запасы и т.д. Заводка кораблей на кильблоки производилась вручную на пеньковых концах. После подъема на берег на трех тележках с кораблей снимались также руль и гребные винты. Дополнительно были проведены расчеты напряжений при общем изгибе в конструкциях корпуса от действия опорных реакций тележек, которые не превышали допускаемых. После погрузки на транспортер было установлено, что действительный вес БО (ввиду неполной разгрузки) превышал расчетный и находился в пределах 170-187 т.
Далее они были погружены на 240-тонные транспортеры и по железной дороге доставлены в Калач-на-Дону.
На берегу Дона была выбрана низина, затапливаемая весной, куда проложили разгрузочный тупик, подходящий непосредственно к урезу воды. На корабли с помощью железнодорожного крана установили артиллерийское вооружение и поставили в феврале 1944 г. один за другим «в кильватер» в расчете, что при половодье они всплывут. Однако вопреки долговременному прогнозу в тот год оказалось мало воды вследствие незначительного количества осадков и раннего таяния снега. Корабли до середины апреля не всплыли, и их пришлось поднимать на понтонах, переоборудованных из барж. Затем охотников на буксире перевели в Ростов-на-Дону, где и передали Черноморскому флоту. Через Азовское море и Керченский пролив корабли шли уже своим ходом.
Вторым путем БО специальными эшелонами доставлялись по железной дороге прямо до города Ейска на Азовском море. Продолжительность перевозки составила трое суток. Для спуска кораблей на воду в Ейском порту в мае-июне 1944 г. было сооружено специальное спусковое устройство, расположенное в восточной части мола на продолжении подъездного железнодорожного тупика хлебного причала. Спуск кораблей на воду был предусмотрен без перегрузки прямо на железнодорожных платформах, для чего в воду было уложено 110 м железнодорожного пути. В августе операция была успешно завершена.
Черноморский флот
1 июля 1944 года в 5.00 большие охотники 2-го дивизиона (БО-102 «Минер», БО-103 «Торпедист», БО-101 «Артиллерист», БО-104 «Зенитчик», БО-105 «Боцман») вышли из Ейска в Тамань. Там к ним присоединился «Марсовый», который тоже вошел во 2-й Варненский дивизион больших охотников Черноморского флота.
28 августа БО-103 и БО-106 осуществляли охранение базовых тральщиков на переходе из Новороссийска в Севастополь. На следующий день эти охотники вместе с другими кораблями отряда вышли из Севастополя в Одессу, куда прибыли 30 августа в 9.30. На кораблях находился 331 матрос для захваченных румынских кораблей и 333 бойца 393-го отдельного батальона морской пехоты. После небольшого отдыха и мелкого ремонта 1 сентября большие охотники вышли из Одессы в Тендру и оттуда в Констанцу.
Северный флот
На Северном флоте большие охотники 122-го проекта занимались будничной военной работой, а ее хватало. Осваивать новые корабли, район плавания, благоустраиваться в базах было некогда, и это зачастую сказывалось на боевой службе. В связи с активизацией боевых действий вражеских ПЛ в Заполярье командование СФ усилило оборону морских коммуникаций. Были созданы Иоканьгская и Карская военно-морские базы, где базировалось несколько БО. Теперь суда сопровождались специальными противолодочными кораблями, имеющими на вооружении гидроакустическую аппаратуру и бомбометы.
БО-150 «Моторист» вошел в состав флота 4 ноября 1944 г., а 7 декабря уже задействован в противолодочных операциях севернее Кильдина. БО-141 «Кировец» был сдан в середине лета 1944 г., а в ноябре шел в охранении конвоя ЮВ-5.
БО-142 15 сентября 1944 г. участвовал в охранении конвоя ДВ-2. Но из-за плохой погоды (ветер 5-6 баллов, море 3-4 балла, пасмурно, температура +3°С) и неполадок в механизмах корабль с разрешения командира конвоя 16 сентября взял на обратный курс, на Диксон.
29 декабря БО-142 находился в охранении тральщиков Т-37 и Т-32. Плохая работа ГАС привела к тому, что Т-37 был торпедирован немецкой ПЛ, которая ушла из района безнаказанной.
21 апреля 1945 г. из порта Лиинахаммари вышел конвой ПК-9 в охранении эскорта в составе четырех эскадренных миноносцев, двух норвежских тральщиков, шести больших охотников и четырех торпедных катеров. Несмотря на сильное охранение, противник все же предпринял несколько атак подводными лодками в 12 милях севернее мыса Цып-Наволок. Сначала эсминец «Жесткий» совместно с большим охотником БО-131 атаковал обнаруженную подводную лодку и сорвал ее атаку. Затем около 7.00 эсминец «Дерзкий» и БО-131 атаковали другую подлодку глубинными бомбами и начали ее преследование. Бомбили до тех пор, пока конвой не прошел опасный район.
Ищут замену
В Минобороны уже принято принципиальное решение о разработке охотников на базе МРК проекта 22800 «Каракурт». В настоящее время, как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, уточняются тактико-технические данные, состав вооружения и оснащение кораблей.
Охотники смогут действовать в прибрежных морях — Балтийском, Японском, Черном, Баренцевом и Охотском, отметил военный эксперт Дмитрий Болтенков.
— Существующие противолодочные корабли строились еще для советского флота, — рассказал он «Известиям». — Пришло время задуматься, что придет им на замену. Корпус «Каракурта» как основа для будущего охотника — неплохой вариант. Они малозаметны для РЛС, так как сделаны с использованием стелс-технологий. Для них разработаны современные комплексы боевого управления, целеуказания и связи. Переделка вряд ли будет долгой. Скорее всего, вместо крылатых ракет «Калибр» установят гидроакустическое оборудование и противолодочное оружие — реактивные бомбометы для глубинных боеприпасов и комплексы «Пакет-НК», предназначенные для борьбы с подлодками и торпедами противника.
Морские охотники охраняют военно-морские базы и ближнюю зону от дизельных субмарин и диверсантов, сказал бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— В случае начала боевых действий они должны будут очистить эти воды от врага, — пояснил эксперт. — Также они прикрывают ракетные подводные крейсеры стратегического назначения, выходящие на боевое дежурство. Охотники не дадут возможности перехватить наши подлодки рядом с базами, чем гарантируют ответный удар.
Немаловажно и то, что экипажи «Каракуртов» обеих модификаций — ракетной и противолодочной — можно будет учить по одной программе, конечно, за исключением специалистов по крылатым ракетам и по борьбе с подлодками. Это позволит флоту сэкономить время и деньги, считает Дмитрий Болтенков.
Тип «Артиллерист» (пр. 122, 122а)
Всего на четырех заводах за годы войны заложили 44 больших охотника пр. 122-а. а с учетом 6 зеленодольских, заложенных ещё до войны (четыре заложенных на заводе №300 были уничтожены при оставлении Киева), общее число начатых постройкой до окончания войны кораблей этого проекта составляло 50. До 1 января 1946 г. вступили в строй 23 корабля. Подробный списочный состав кораблей здесь.
Проект 122
Водоизмещение 240 т. Размерения 49 х 5.8 х 2 м. ГЭУ дизельная трехвальная, 3300 л. с. Скорость 23.2/12.1 узла, дальность 1750 миль. Вооружение: 1 х 76/55 мм , 2 х 37 мм, 3 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбосбрасывателя, 24 глубинные бомбы типа «Б-1» или 48 типа «М-1». Экипаж 49 чел.
Проект 122А
Водоизмещение 244.2 т. Размерения 50.35 х 5.75 х 2.09 м. ГЭУ дизельная, трехвальная, 3600 л.с. Скорость 21.3/11.3 узла, дальность 1900 миль. Вооружение: 1 х 76/55 мм, 2 х 37 мм, 2 х 12.7 мм пулемета, 2 бомбомета «БМБ-1».