Основу стратегического вооружения России составляет атомный подводный флот. Кроме атомных подлодок с баллистическими ракетами, на службе состоят субмарины, целью которых является борьба со стратегическими подлодками и кораблями врага.
Большие глубоководные крейсеры тихо передвигаются под толщей морской воды, что делает их службу таинственной. Рассмотрим подробнее подводные лодки проекта 971 «Щука-б».
Действующие подлодки
В настоящее время сразу несколько атомных подводных лодок проекта 971 «Щука-Б» числятся в составе ВМФ России, среди них:
- К-419 плак «Кузбасс». 20 февраля 1989 года официально зачислена в списки кораблей ВМФ. 28 июля 1991 года состоялась закладка, как большой атомной подводной лодки на судостроительном заводе им. Ленинского комсомола в городе Комсомольск-на-Амуре. 28 апреля 1992 года лодка переклассифицирована в атомную крейсерскую подводную лодку. 30 апреля 1992 года выведена из эллинга в спусковой док. 18 мая 1992 года лодка была спущена на воду и начата программа швартовых и государственных испытаний. 5 февраля 1993 года вошла в состав 45-й ДиПЛ 2-й ФлПЛ Тихоокеанского флота.
- К-317 плак «Пантера». Заводской номер 822, седьмой корабль проекта. Заложена 6 ноября 1986 года, 10 марта 1987 года включена в списки кораблей ВМФ СССР, спущена на воду 21 мая 1990 года, введена в строй 27 декабря 1990 года. 28 января 2008 года после завершения ремонта принята в боевой состав ВМФ. Вошла в состав 24-й дпл 12-й Эскпл СФ с базированием в бухте Ягельная губы Сайда.
- К-157 плак «Вепрь». Заводской номер 834. Отличается от всех предыдущих субмарин проекта своим модернизированным оборудованием и увеличенной на 3 метра длиной. На западе АПЛ проекта 971У «Вепрь» и все последовавшие за ним субмарины относят к подклассу «Akula II». Заложена 16 июня 1990 года на «Севмаше» в Северодвинске. 27 января 1992 года официально включена в списки кораблей ВМФ. Спущена на воду 10 декабря 1994 года. 29 декабря того же года включена в состав 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ Северного флота. 5 августа 2022 года подлодка завершила ремонт и модернизацию под ракетный комплекс «Калибр» на СРЗ «Нерпа», вернулась в состав Северного флота.
- К-335 плак «Гепард». АПЛ заложена 23 сентября 1991 года на судостроительном в Северодвинске под заводским номером 835. 22 февраля 1993 года получила наименование «Гепард» и была включена в списки кораблей ВМФ. В 1997 году унаследовала гвардейский флаг от подводной лодки К-22 проекта 675МКВ. Спущена на воду 17 сентября 1999 года. В январе 2002 года вошла в состав 24-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Северного флота.
Базовые технические характеристики субмарин:
- Водоизмещение (т): 12770.
- Длина (м): 110.
- Ширина (м): 14.
- Осадка (м): 9,7.
- Скорость полного хода (узлов): 33.
- Автономность (сут.): 90.
- Экипаж (чел.): 112.
- Силовая установка: атомная.
Атомная подводная лодка К-335 “Гепард” – видео
Первоначально АПЛ пр. 971 рассматривалась как «стальной» аналог титановой атомной подводной лодки пр. 945, предназначавшийся для увеличения темпов постройки ПЛА третьего поколения. Однако СПМБМ «Малахит», имея большой опыт проектирования многоцелевых лодок, на базе вооружения, механизмов и оборудования, созданных для пр. 945, разработало, по-существу, новый корабль третьего поколения. Самые малошумные отечественные АПЛ По мнению специалистов, по уровню физических полей сопоставимы с такими кораблями, как АПЛ ВМС США Seawolf. АПЛ пр. 971 является двухкорпусной и имеет «лимузинное» ограждение выдвижных устройств, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для буксируемой антенны ГАК. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с высоким пределом текучести (100 кгс/мм2) и делится прочными переборками на шесть отсеков.
Все основное оборудование и боевые посты АПЛ пр. 971 размещены на амортизаторах в зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Зональные блоки изолированы от корпуса лодки резинокордными пневматическими амортизаторами. Благодаря использованию зональных блоков удалось существенно уменьшить уровень акустического поля, обезопасить экипаж и оборудование от динамических нагрузок, а также рационализировать технологию постройки корабля. В частности, монтаж оборудования и систем осуществлялся в цехе в зональном блоке, который затем заводился в обечайку отсека. Легкий корпус и наружная поверхность прочного корпуса облицованы единым резиновым противогидролокационным и шумопоглощающим покрытием. Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА. В носовом отсеке расположены стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подач» и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК. В ограждении рубки и выдвижных устройств размещаются некоторые из антенн ГАК и ВСК на весь экипаж.
Легкому корпусу приданы формы, оптимальные для подводного хода. Все отверстия и вырезы на нем закрываются обтекателями. На ПЛА пр. 97/ удалось реализовать комплексную автоматизацию боевых и технических средств, сосредоточить управление кораблем, его оружием и вооружением в ГКП. Все это позволило сократить экипаж до 73 человек. Начиная с К-263, на лодках пр. 97/ устанавливается СОКС, а с К-391— в надстройке ПУ для запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, аварийная система порохового продувания ЦГБ (пороховые генераторы) и аварийные силовые сети. Одновременно с постройкой кораблей данного типа осуществляется программа их модернизации, направленная на совершенствование акустических характеристик и расширение боевых возможностей. В частности, К-157 и К-335 при сохранении прежних обводов имеют вставку миной несколько метров для установки нового оборудования. Первоначально предполагалось построить 20 ПЛА пр. 971. Зав. № 520 и зав. № 521, заложенные соответственно в 1990 и 1991 гт. на ССЗ им. Ленинского комсомола, 18.03.1992 г. исключили из списков флота. На этот момент они имели техническую готовность соответственно 25 и 12%. Задел оборудования и механизмов продолжает сохраняться на заводе-строителе.
По состоянию на декабрь 2001 г. в составе флота находились 13 ПЛА пр. 971.
Атомная подводная лодка К-480 “Барс” (зав. № 821, с 24.07.1991 г., с 13.10.1997 г. “Ак-Барс” СМП (г. Северодвинск): 22.02.1985 г.; 16.04.1988 г.; 31.12.1988 г. Входила в состав СФ и несла боевую службу в Атлантическом океане и Средиземном море. 06.04.1990 г. лодка совершила глубоководное погружение на предельную глубину. В 1998 г. ее исключили из боевого состава флота, передали ОРВИ на долговременное хранение и в пос. Гаджиево поставили на отстой.
Атомная подводная лодка К-317 “Пантера” (зав. № 822, с 10.10.1990). СМП (г.Северодвинск): 06.11.1986 г.; 21.05.1990 г.; 30.12.1990 г. Входит в состав СФ. В сентябре 1999 г. на СМП поставлена в средний ремонт.
К-401 “Волк” (зав. № 831, с 26.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 14.11.1987 г.; 11.06.1991 г.; 29.12.1991 г. Входит в состав СФ. Выполнила две автономные боевые службы. С декабря 1995 г. по февраль 1996 г. в Средиземном море лодка осуществляла дальнее противолодочное прикрытие авианосной многоцелевой группы во главе с ТАВКР Адмирал флота Советского Союза Кузнецов
К-328 “Леопард” (зав. № 832, с 24.01.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 26.10.1988 г.; 28.06.1992г.; 15.12.1992 г. Входит в состав СФ Выполнила четыре автономные боевые службы
К-154 “Тигр” (зав. № 833, с 24.07.1991 г). СМП (г. Северодвинск): 10.09.1989 г.; 26.06.1993 г.; 29.12.1993 г. Входит в состав СФ Выполнила две автономные боевые службы С 1998 по 2002 г. на СМП прошла поддерживающий ремонт.
К-157 “Вепрь” (зав. № 834, с 06.04.1993 г). СМП (г. Северодвинск): 13.07.1990 г.; 10.12.1994 г.; 25.11.1995 г. Входит в состав СФ Выполнила одну автономную боевую службу и одну поисковую операцию.
Атомная подводная лодка К-335 “Гепард” (зав. № 835, с 22.02.1993 г). СМП (г. Северодвинск):23.09.1991 г.; 17.09.1999 г.; 05.12.2001 г. Входит в состав СФ.
К-337 “Кугуар” (зав. № 836, с 25.01.1994 г). СМП (г. Северодвинск): 18.08.1992 г.; Из-за отсутствия финансирования 22.01.1998 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-337 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).
К-333 “Рысь” (зав. №. 837, с 07.02.1995 г). СМП (г. Северодвинск): 31.08.1993 г. Из-за отсутствия финансирования 06.10.1997 г. постройка корабля была приостановлена. Он находится на консервации в одном из цехов СМП. Корпусные конструкции, механизмы и оборудование К-333 предполагается использовать при постройке АПКР пр. 955 (шифр «Борей»).
К-284 “Акула” (зав. № 501, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 06.11.1983 г.; 16.06.1984 г.; 30.12.1984 г. Головной корабль пр 971 Входил в состав ТОФ. В 2001 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ на долговременное хранение.
К-263 “Дельфин” (зав. № 502, с 13.04.1993 г). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 09.05.1985 г.; 28.05.1986 г.; 30.12.1987 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.
К-322 “Кашалот” (зав. № 513, с 13.04.1993 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 05.09.1986 г.; 18.07.1987 г.; 30.12.1988 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.
К-391 “Кит”, “Братск” с 01.09.1997 г. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 23.02.1988 г.; 14.04.1989 г.; 29.12.1989 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.
К-331 “Нарвал” (зав. № 515, с 13.04.1993). ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.12.1989 г.; 23.06.1990 г.; 31.12.1990 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.
К-419 “Морж”, “Кузбасс” с 29.01.1998. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 28.07.1991 г.; 18.05.1992 г.; 31.12.1992 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.
Атомная подводная лодка К-295 “Дракон”, “Самара” с 30.08.1999. ССЗ им. Ленинского комсомола (г. Комсомольск-на-Амуре): 07.11.1993 г.; 05.08.1994 г; 28.07.1995 г. Входит в состав ТОФ и несет боевую службу в Тихом океане.
Атомная подводная лодка К-152 “Нерпа”. “Чакра” (INS Chakra) с 23 января 2012 года, когда официально передана в лизинг в ВМС Индии
История создания
Изучив опыт второй мировой войны, Советские адмиралы пришли к выводу, что тактика волчьих стай более не способна обеспечить победу в крупномасштабном конфликте. В случае начала Третьей мировой войны, Советские командиры должны были использовать ударные АПЛ для перехвата вражеских кораблей и подводных ракетоносцев в местах их дислокации, то есть возле океанских портов, удары по которым следовало наносить, как обычным, так и ядерным оружием.
В июле 1976 года, командование ВМФ СССР признало необходимость массового выпуска серии подводных лодок третьего поколения с атомным реактором. Превыше всего, военное руководство ставило задачу снизить шумность передвижения, характерную для подлодок проекта 945 «Барракуда», относящихся ко второму поколению.
Основателем проекта стал Г. Н. Чернышёв, занимающий должность главного конструктора СКБ-143. Гениальный инженер Геннадий Николаевич скончался в 1997 году, и проект возглавил Ю. И. Федоров.
Согласно новому замыслу, современная подлодка не отличалась от проекта 945, что позволило избежать стадии эскизного проектирования. Различие между проектами «Щука» и «Барракуда» заключалось в замене материала при изготовлении корпуса.
Для постройки нового подводного крейсера, решено было использовать маломагнитную сталь вместо титана.
Отказ от титана был вызван экономическими соображениями. Во-первых, ощущался значительный дефицит парамагнитного и высокопрочного металла. Во-вторых, его обработка и соединение деталей была высокозатратной и слишком трудоёмкой.
В Советском Союзе были предприятия, специализирующиеся на обработке титана, «Севмаш» и «Красное Сормово», однако они не обладали достаточными мощностями для производства крупной партии подводных лодок в сжатые сроки.
Использование стали в строительстве корпусов подлодок, помогло загрузить новым производством дальневосточные заводы, которые к тому времени нарастили требуемые мощности для выполнения столь серьёзной задачи.
Утверждённый проект 971, от 13 сентября 1977 года, пришлось неожиданно вернуть на доработку. США косвенно скорректировали планы советских военных и инженеров-конструкторов, начав строительство подводных лодок класса «Лос-Анжелес».
Современные западные модели оснащались комплексами гидроакустической системы последнего поколения.
На доработку советского проекта ушло два года, и в 1980 году были представлены обновлённые чертежи подлодки «Щука-Б». Первый этап постройки субмарин происходил в Комсомольске-на-Амуре, его верфи имели значительный потенциал для выполнения поставленной задачи.
К началу масштабного производства, Советский Союз приобрёл в Японии партию высокоточных станков у . Современное оборудование использовало новейшие технологии для изготовления гребных винтов.
Несмотря на секретность сделки, информация о покупке просочилась в средства массовой информации, что серьёзно разозлило США. Изготовленные на японском оборудовании винты, отличались предельно низким шумом работы, что и было одним из главных качественных параметров технического задания на данную АПЛ.
Подводные лодки типа «Щука-Б» проекта 971 были кодифицированы в НАТО под обозначением «Akula». Со временем, проект несколько раз подвергался модернизации, и модифицированные подлодки получили новое название от западных военных «Improved Akula», что в переводе означает — «Усовершенствованная Акула».
Ложный пожар
Тридцать первого октября 2008-го АПЛ «Нерпа» совершила первое погружение в заливе Петра Великого. Восемьдесят моряков-подводников выполняли стандартные для ходовых испытаний процедуры. 128 гражданских специалистов, в основном сотрудники Амурского судостроительного завода, вживую наблюдали за тем, как их детище ведет себя в море. За происходящим следили с борта большого противолодочного корабля (БПК) «Адмирал Трибуц». Восьмого ноября команда К-152 должна была отработать на нем учебную атаку. Но вместо шума открываемых торпедных аппаратов на БПК услышали сигнал бедствия.
© РИА Новости
Подводная лодка класса «Нерпа»
Подробности событий, происходивших на «Нерпе» в тот роковой день, до сих пор под грифом «Совершенно секретно». Достоверно известно, что аварийное срабатывание системы пожаротушения ЛОХ (лодочной объемной химической) произошло на палубах второго отсека, где на лодках проекта «Щука-Б» расположены жилые каюты экипажа. В тот момент там находились свободные от вахты моряки и специалисты АСЗ. Как позже выяснило следствие, концентрация хладона в отсеке превысила предельно допустимую норму в 300 раз. В результате сразу погибли 20 человек — трое военнослужащих и 17 гражданских. Еще 21 человек получил ожоги дыхательных путей, удушья и обморожения. Лодка экстренно всплыла, всех пострадавших эвакуировали на БПК «Адмирал Трибуц». После этого «Нерпа» своим ходом добралась до пункта временного базирования в городе Большой Камень.
Основной версией случившегося межведомственная следственная группа вскоре назвала человеческий фактор. Военно-следственное управление Следственного комитета России на Тихоокеанском флоте (ТОФ) возбудило уголовное дело по статье 352 УК РФ (нарушение правил вождения и эксплуатации военного корабля, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Главным подозреваемым считали старшину-контрактника Дмитрия Гробова. Уже пятнадцатого ноября 2008-го ряд СМИ со ссылкой на источники в СК России сообщили, что подводник «от скуки» начал менять настройки системы пожаротушения, поскольку ему сказали, что она не работает. В итоге он якобы установил для датчиков температуры слишком высокие показатели. Компьютер расценил новые вводные как начало возгорания в отсеке и активировал систему пожаротушения.
В марте 2011 года Военная прокуратура ТОФ передала дело военному суду. Обвинения предъявили трюмному машинисту Дмитрию Гробову и командиру судна, капитану первого ранга Дмитрию Лаврентьеву. Двадцать пятого апреля состоялось предварительное слушание, на котором суд решил рассматривать дело с участием присяжных заседателей. Двадцать второго июня в закрытом режиме прошло первое заседание. Пятого июля, на втором заседании, Дмитрий Гробов отказался от показаний, которые давал ранее, и заявил о своей невиновности. С сентября 2011 по сентябрь 2013 года коллегия присяжных трижды оправдывала обвиняемых и дважды получала апелляцию от прокураторы. На третий раз Военная коллегия постановила: «Оправдательный приговор оставить без изменений, а жалобу — без удовлетворения». Лаврентьева и Гробова признали невиновными.
© РИА Новости / Виталий Аньков
Оглашение приговора по делу об аварии на подводной лодке «Нерпа»
Описание конструкции
Лодки проекта 971 выполнены по классической для отечественного кораблестроения двухкорпусной схеме. Прочный корпус атомоходов изготовлен из высокопрочной стали и разделен переборками на шесть отсеков. Он позволяет боевому кораблю погружаться на глубину до 600 метров. Легкий корпус подлодок этого проекта покрыт специальным противорадиолокационным слоем.
АПЛ проекта 971 имеет вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором расположена буксируемая антенна. Также имеются выдвижные носовые горизонтальные рули и два подрулюющих устройства. Хвостовое оперение плавно сопряжено с корпусом, что способствует уменьшению шума во время движения. Корабли этой серии имеют малошумный семилопастный винт с уменьшенной частотой вращения.
Первый отсек разделен герметичным настилом на верхнюю часть, в которой расположены казенные части торпедных аппаратов и стеллажи с боезапасом, а также нижнюю с комплексом радиоэлектронного и гидроакустического оборудования.
Второй отсек разделен на четыре палубы. На первой находится главный пост и аппаратура боевой управляющей системы. Остальные три палубы отведены под жилые, медицинские помещения, также в них расположена часть оборудования общекорабельных систем.
Третий отсек также имеет четыре палубы, здесь находятся механизмы и аппаратура. Включая дизель-генераторную установку, компрессоры, холодильные установки, насосы, часть подъемно-мачтовых устройств.
Четвертый отсек занимает реактор.
Пятый отсек турбинный, в нем находится паротурбинная установка с турбогенераторами и холодильными машинами.
В шестом отсеке находятся вспомогательные механизмы.
Ограждения выдвижных устройств расположено над вторым и третьим отсеком. Рубка выполнена в виде всплывающей спасательной камеры. Здесь же находится основной вход в субмарину. Благодаря высокой степени автоматизации экипаж подлодок проекта 971 удалось сократить до 73 человек.
Энергетическая установка субмарин этого проекта состоит из водо-водяного реактора ОК-650Б мощностью 190 МВт с четырьмя парогенераторами, а также паровой одновальной паротурбинной установкой ОК-9В. Имеются два турбогенератора переменного тока (по 3200 кВт) и двух дизель-генераторов с запасом топлива на 10 суток хода. В первом отсеке расположены две группы аккумуляторных батарей.
Вооружение подлодок проекта 971 из четырех 533-мм торпедных аппаратов и четырех ТА калибра 650 мм. Субмарины могут вести огонь торпедами, торпедо-ракетами («Водопад», «Шквал», «Ветер»), крылатыми ракетами «Гранат». Боекомплект составляет 40 единиц. Через торпедные аппараты также возможна установка мин.
Подводные лодки данной серии оснащены гидроакустическим комплексом «Скат-3» с цифровой обработкой данных. Он имеет мощную носовую и две бортовые антенны, а также буксируемую антенну, расположенную в буле хвостового оперения.
Также на «Щуках-Б» установлен комплекс обнаружения кораблей противника по кильватерному следу «Тукан». Следует отметить навигационный комплекс «Симфония-У», и систему спутниковой радиосвязи «Молния-МЦ», а также радиолокационный комплекс «Радиан».
За что командир «Тигра» получил звание Героя России
- Дата закладки: 26 октября 1988 года.
- Дата подписания приемного акта: 30 декабря 1992 года.
Рассказывает Сергей Хвиюзов
, сдаточный механик АПЛ «Тигр».
Сергей Хвиюзов и АПЛ «Тигр»
Источник изображения: © Пресс-служба ПО «Севмаш»
Об этом корабле можно сказать, что там все шло как по маслу, не было никаких [нештатных] ситуаций. И испытания прошли очень успешно, и подписание корабля было под самую елочку.
В дальнейшем имел интересную судьбу. На нем выполнялись боевые задачи — очень серьезные маневры у берегов Америки, за что командир лодки получил Героя России. Он немножко шороху навел у берегов США. Они очень хорошо проявили себя там.
Церемония поднятия флага на АПЛ «Тигр»
Источник изображения: © Пресс-служба ПО «Севмаш»
971-й проект — очень удачная серия кораблей. Хотя поначалу нам казалось, что проектант «Рубин» намного грамотнее строил свои энергетические схемы на таких кораблях, как «Гранит», «Антей». Мы, многому чему научившись на «Граните», перевели на «Барс». Отличались чисто двумя элементами — комплекс МНК, который стоял спереди и вносил определенное новшество, и антенна УПВ (устройство постановки выборки — прим. ТАСС), которая имела свою гондолу. Достаточно трудно отличить корабли друг от друга, если бы не подписи командиров лодок, которые делались в честь определенного юбилея. А так трудно определить, какой заказ на какой фотографии находится.
Технические характеристики
Водоизмещение, т: | |
надводное | 8140 |
подводное | 12770 |
Длина по КВЛ, м | 110,3 |
Ширина корпуса, м | 13,6 |
Ширина по кормовым рулям, м | 15,4 |
Максимальная скорость хода, узл: | |
надводная | 10 |
подводная | 33 |
Глубина погружения, м: | |
рабочая | 480 |
предельная | 600 |
Вооружение кораблей и навигационное оборудование
Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм.
Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону.
Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.
С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью.
АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием.
Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».
Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию.
Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю.
Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.
На Тихом океане в строю продолжают оставаться только одна лодка К-419 «Кузбасс». Самая поздняя лодка К-152 «Нерпа» ввиду недостаточного финансирования была в январе 2012 года передана ВМС Индии в аренду.
«Вепрь»: корабли «с особым шармом»
- Дата закладки: 13 июля 1990 года.
- Дата подписания приемного акта: 25 ноября 1995 года.
- Единственная российская АПЛ, которая официально в 2004 году побывала в порту НАТО близ французского города Брест.
Рассказывает Александр Холодов
, заместитель главного технолога АПЛ «Вепрь».
Александр Холодов и АПЛ «Вепрь»
Источник изображения: © Пресс-служба ПО «Севмаш»
Постройка шла сложно. Она пришла с заводских испытаний, не выполнив определенных заданий. Стали разбираться с документацией. Дело касалось того, что буксируемая антенна не выходила на заданные параметры всплытия, и корабль пришел, не выполнив программы. Оставили комиссию на ночь, чтобы разбирались, как нам выйти из положения, и дали команду готовить корабль снова к выходу.
Вывод АПЛ «Вепрь» из цеха «Севмаша», 1994 год
Источник изображения: © Пресс-служба ПО «Севмаш»
Что касается физического явления, то было понятно, что антенна всплывает за счет определенного угла атаки крыла от набегающего потока воды, но вот задать ее угол, который бы отличался от конструкторской документации, было непросто. Подумали и назначили новый угол атаки, а не тот, который был по документации. И корабль снова вышел в море, и, к нашему удовольствию, все вышло как положено.
Все корабли, проектируемые «Малахитом», имеют особый шарм. Они больше похожи на кита или на большую рыбу, более обтекаемые
Эксплуатация
1996 год. Полным ходом идёт Боснийская война. Сербия подвергается агрессии со стороны НАТО во главе с США. Атомная лодка проекта 971 «Волк» несла боевую вахту в водах Средиземного моря. Англичанам удалось запеленговать российскую подлодку, при переходе через Гибралтарский пролив. Выйдя из пролива, субмарина исчезла и появилась у побережья Югославии.
Боевая задача многоцелевых лодок «Волк» и «Пантера» проекта 971, стояла в роли защитников авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», от субмарин противника. Выполняя функцию защиты, российские подлодки вели техническое наблюдение за несколькими иностранными субмаринами, в том числе за моделями АПЛ типа «Los Angeles».
В том же 1996 году, подлодка «Щука-Б» была отправлена нести боевую вахту в воды Атлантического океана. Неожиданно, российский ракетоносец обнаружил подводный крейсер стратегического назначения ВМС США. Была поставлена боевая задача держать скрытное наблюдение за боевым дежурством американской субмарины.
Это решение принял сам капитан. Командир подводной лодки А. В. Буриличев, удостоен звания Героя Российской Федерации за скрытное проведение операции по слежке за ПЛАРБ в водах Атлантики в 1996 году.
Как «Волк» вышел неповрежденным из ЧП
- Дата закладки: 14 ноября 1987 года.
- Дата подписания приемного акта: 29 декабря 1991 года.
Рассказывает Леонид Березовский
, ответственный сдатчик АПЛ «Волк».
Леонид Березовский и АПЛ «Волк»
Источник изображения: © Пресс-служба ПО «Севмаш»
«Волк» шел довольно-таки непросто. Туда были внедрены новые комплексы, к которым пришлось привыкать. Чертежи немножко отличались от предыдущих серий кораблей. Было много хлопот с винтом новой конструкции
Значительное время отняла стрельба, потому что стреляли много и многим. Итогом на госиспытаниях была стрельба ракетами типа американского «Томагавка». Только лучше, да и дальше стреляли.
Траекторию полета ракет отслеживало мощное авиационное сопровождение, состоящее из самолета дальнего обнаружения, двух истребителей и вертолета, который контролировал заход изделия в конечной точке. Руководил стрельбами председатель госкомиссии Петр Маргулис. Мы заранее провели тренировочные старты. Он определился с надводными кораблями обеспечения, получил добро на работу. Погода была отличная. Мы погрузились на стартовую глубину.
В процессе погружения что-то начало хлопать снаружи корпуса. Председатель госкомиссии обратился ко мне: в чем там дело? Я, посоображав, вспомнил, что мы не закрыли корзину штормтрапа (штормовой трап, опущенный по наружному борту корабля, — прим. ТАСС), который обледенел и полностью туда не влезал. Поэтому крышка и хлопает. Маргулис удовлетворился, потом пошло все по штатному, отстрелялись, всплыли.
Строительство АПЛ «Волк» в цехе «Севмаша»
Источник изображения: © Пресс-служба ПО «Севмаш»
Корабль сопровождения тут же нас и огорошил. Оказывается, в последний момент была отмена залпа, поскольку вертолет на конечной точке не взлетел по каким-то причинам, ну и в нас малый противолодочный корабль бросал гранаты, чтобы мы поняли, что все отменяется, и всплывали. И это то, что мы приняли за хлопанье. Несанкционированный залп — это, в общем-то, ЧП. Председатель госкомиссии быстро развернул корабль на базу в хорошем темпе, сразу же сошел на берег, доложил главнокомандующему. Тот только и спросил: «Все прошло нормально? Штатно?» Мы: «Все прошло штатно». Ну, говорит, и молодцы!
Кстати, «Волк» сейчас стоит на ремонте в и, я думаю, через пару лет опять войдет в строй и будет нести боевую вахту.