Подлодки типа «Щука». Зубастые лидеры подводного флота СССР

Как создавались субмарины, ставшие в годы Великой Отечественной войны самыми активными в советском ВМФ

Средние подводные лодки типа «Щ», или «Щука», стали первыми субмаринами такого типа, спроектированными и построенными в СССР. Если первые советские большие подлодки типа «Декабрист» строились очень небольшой серией, то «Щук» различных серий набирается больше восьми десятков – согласитесь, внушительное число! Половина из них принимала участие в Великой Отечественной войне, и три четверти из воевавших лодок погибли. При этом подводные лодки типа «Щ» оказались наилучшими, пожалуй, советскими подлодками по соотношению скорости и стоимости постройки, эффективности и живучести, чем заслужили искреннюю любовь у моряков.

Взять лучшее у наших и не наших

За проектирование «Щук» специалисты Научно-технического комитета Морского ведомства (НТКМ) принялись в 1928 году, определив основные тактико-технические элементы лодки. Все понимали, что советскому военному флоту нужна лодка относительно небольшого размера, которая могла бы чувствовать себя свободно в балтийских водах, но при этом иметь серьезное вооружение. «Щуки» и правда получили внушительный арсенал: шесть торпедных аппаратов – четыре носовых и два кормовых – и 45-миллиметровую пушку, установленную на платформе перед ограждением рубки.

Год спустя Техбюро №4 Балтийского завода во главе со знаменитым конструктором подводных лодок Борисом Малининым, занимавшееся одновременно проектированием «Декабристов», закончило разработку проекта новых средних подлодок. Поскольку сроки проектирования были очень жесткими, конструкторы взяли за основу новой субмарины уже пошедшую в постройку серию подводных минных заградителей «Ленинец». «Щуки» должны были отличаться от них чуть меньшими размерами и простотой конструкции, так как не имели минных труб. Учли в проекте типа «Щ» и некоторые технические решения, примененные в свое время англичанами на лодке L-55, которую как раз в конце 1920-х годов советские моряки обнаружили на дне Финского залива и сумели поднять.

В результате получилась относительно небольшая полуторакорпусная подводная лодка, имеющая вполне достойное вооружение и неплохие, судя по расчетам, ходовые характеристики. Проблемой стала обитаемость лодки. Поскольку военные моряки и командование вооруженными силами получили возможность познакомиться с проектом далеко не на начальной стадии, их пожелания, в частности, возможность принять на борт четыре запасных торпеды или разделить двигательный отсек на два, пришлось учитывать позже. Из-за этого условия на лодке стали стесненными, и справиться с этой проблемой удалось не сразу.

Такие разные «Щуки»

Первые три субмарины нового типа «Щука» заложили на Балтийском заводе 5 февраля 1930 года. Присутствовавший на закладке первых «Щук» начальник Военно-морских сил РККА Ромуальд Муклевич подчеркнул, что эти лодки открывают новую эру в советском судостроении. Лодки получили собственные имена «Щука» (головной корабль серии), «Окунь» и «Ерш». Еще через 18 дней на в Нижнем Новгороде заложили «Язь» (позднее «Ударник») – четвертую и последнюю лодку серии. Поскольку при ее строительстве использовались в том числе и 2,5 млн рублей, собранные по инициативе ЦК ВЛКСМ комсомольцами всей страны, то еще на стапеле эту лодку переименовали в «Комсомолец».

Первая серия подлодок типа «Щука» получила название «серия III». В этом нет ничего удивительного: тогдашняя серийная нумерация была сквозной, и серией I назывались «Декабристы», а серией II – «Ленинцы». Именно поэтому последующие серии лодок типа «Щ» тоже имели не последовательные номера, а с «перескоками». Так, следующая серия из 12 подлодок, заложенных на трех ленинградских судостроительных предприятиях – Балтийском заводе, заводе имени Марти и Северной верфи, получила название V серии, поскольку IV серией назывались подлодки типа «Правда».

«Пятерки» предназначались для воссозданных Морских сил Дальнего Востока, будущего Тихоокеанского флота. Тут как раз и пригодились относительно небольшие размеры новых подлодок. Их закладывали и начинали строить на заводах европейской части СССР – в Ленинграде и Нижнем Новгороде (позднее Горьком), а затем недособранными отправляли по железной дороге во Владивосток и Хабаровск. Там подлодки собирали полностью, спускали на воду, заканчивали дооборудование и вводили в строй. Делалось все это ударными темпами. Решение о постройке лодок серии V приняли в декабре 1931 года, а предъявить их к испытаниям полагалось к 1 ноября 1932-го. Выручало то, что серия мало чем отличалась от предыдущей, хотя рубка имела другую, более обтекаемую форму, за ней появилась вторая 45-миллиметровая пушка, а прочный корпус делился не на шесть, а на семь отсеков, что повышало непотопляемость. С другой стороны, «пятерки» начали строить, еще не имея опыта достройки лодок серии III, из-за чего в их конструкции оказалось немало дефектов.

За серией V последовала серия V-бис из 13 подлодок, строившихся для Тихого океана, Балтики и Черного моря. Балтийские и черноморские лодки уходили из Ленинграда и Горького по внутренним водным путям, тихоокеанские по-прежнему уезжали по железной дороге. Эта серия незначительно отличалась от предыдущей, поскольку все изменения в основном сводились к устранению ранее обнаруженных недостатков и дефектов конструкции. А потом начали строить лодки серии V-бис-2, в которую вошли 13 подлодок, тоже незначительно отличавшихся от своих предшественниц.

Самой большой серией подлодок типа «Щука» – 32 субмарины! – стала серия Х. Эти лодки получили очень характерные ограждения рубки нового типа (так называемый «лимузин»), что должно было повысить их подводную скорость. На деле этого почти не произошло, а в надводном положении мостик очень сильно заливало. Этот недостаток устранили только на «Щуках» серии Х-бис, которым вернули ограждение рубки привычной формы. Лодки этой серии успели заложить до войны, а достраивали уже после ее начала, причем закончены постройкой были только девять «Щук»; две лодки разобрали на стапеле, а от строительства еще двух отказались.

Основное вооружение всех подлодок типа «Щ» – шесть торпедных аппаратов – оставалось неизменным на протяжении всего времени строительства и у всех серий. А вот артиллерийское могло варьироваться. У первых «Щук» было всего одно 45-миллиметровое орудие на баке, у лодок V серии – на баке и на юте, а были варианты установки на лодки 37-миллиметровых зенитных автоматов, крупнокалиберных пулеметов ДШК и даже попытки поставить 76-миллиметровые пушки!

Операции “Регенбоген” и “Дэдлайт”

Легенды о судьбе сотен немецких подводных лодок продолжают ходить и сегодня. В мифах и вольных интерпретациях они вывозили в Южную Америку нацистское руководство, а из нее – полезные ископаемые, будто повторяя политику конкистадоров. В сообщениях разной степени достоверности субмарины Третьего рейха продолжают находить затопленными в Антарктиде, на Таймыре и у берегов Крыма.

На деле же судьба у подводного флота Гитлера была такой же, как и у остальных частей армии – его разгромили. Большая часть лодок погибла в боях, в отношении оставшихся провели две занимательные операции. Первая называется “Регенбоген”. Это слово не случайно звучит так по-немецки – операция спланирована и реализована самими нацистами. В конце апреля 1945 года стала очевидна скорая капитуляция, и Дениц приказал экипажам всех германских кораблей для сохранения чести флота затопить их. Приказ был исполнен – на дно отправилось 238 субмарин. Кстати, Regenbogen с немецкого переводится как “радуга”.

Союзники тоже не жалели захваченных подлодок Гитлера. В конце 1945 – начале 1946 года они провели операцию “Дэдлайт”, в ходе которой была затоплена 121 трофейная субмарина. Еще 33 подводные лодки остались у стран-победительниц для испытаний, пополнения собственного флота и создания музеев.

Карл Дениц пережил Нюрнбергский процесс, отсидел 10 лет и умер в 1980 году. Остаток жизни он провел в безвестности, но написал три книги – две о своей жизни и одну о тактике подводной войны.

Подвиги в мирное время и на войне

«Щуки» стали самыми многочисленными довоенными подводными лодками советского военно-морского флота. Неудивительно, что именно эти лодки превратились в своего рода «плавучие парты» для командного и рядового состава советских подводников. В соответствии с предвоенной доктриной ВМФ Советского Союза должен был представлять собой в основном силы прибрежного действия, предназначенные для борьбы с противником прежде всего в собственных территориальных водах. Большая роль в этом отводилась именно подводным лодкам, что потребовало не только строить их с невероятной скоростью, но и с такой же скоростью обучать их экипажи.

Именно поэтому практически все знаменитые довоенные рекорды, связанные с автономностью плавания, пришлись на долю «Щук». Первой поход продолжительностью 40 суток в январе-феврале 1936 года совершила дальневосточная Щ-117. Потом были походы Щ-122 (длительностью 52 дня), Щ-123 (75 суток), а Щ-113 добилась совершенно невероятного результата, проведя в автономном плавании 102 дня – с 14 сентября по 25 декабря 1936 года. В 1940 году подводная лодка Щ-423 стала первой в мире субмариной, которая совершила переход по Северному морскому пути: 5 августа лодка вышла в поход из Полярного, а 17 октября прибыла во Владивосток, пройдя 7227 морских миль, в том числе 682 мили во льдах.

Все эти эксперименты и рекорды очень пригодились советским морякам в годы Великой Отечественной войны. Многочисленные «Щуки», достаточно хорошо вооруженные и способные на длительные плавания, стали главной ударной силой подводного флота Советского Союза. На их долю приходится треть всего тоннажа вражеского флота, уничтоженного советскими подводниками: по разным данным, от 79 855 до 233 488 брутто-регистровых тонн. При этом пять лодок Балтийского флота, три – Северного и две – Черноморского были награждены орденами Красного Знамени, две балтийские, две черноморские и одна североморская стали гвардейскими, а подлодка Щ-402 Северного флота стала гвардейским Краснознаменным кораблем.

За эти успехи подводникам, воевавшим на «Щуках», пришлось заплатить немалую цену. Три из четырех воевавших субмарин этого типа не вернулись в родные гавани, навсегда погрузившись на дно. А «Щуки», сумевшие уцелеть в грозные военные годы, продолжали служить на флоте вплоть до конца 1950-х годов. Конечно, большинство из них дослуживали свой срок в роли уже не боевых подлодок, а плавучих зарядных или учебно-тренировочных станций. Но были и такие, что до последнего стояли на страже морских рубежей страны, – например, тихоокеанская Щ-137, которая вступила в строй в 1941-м, а покинула боевой состав только в 1957 году.

Великая стройка

До начала войны, то есть до 1 сентября 1939 года, у Третьего рейха было 57 подводных лодок. Разрешение строить субмарины страна получила лишь в 1935 году. До этого работал Версальский мирный договор, одним из условий которого был запрет Германии делать субмарины. Однако нацистский режим постепенно возвращал позиции, и одним из таких дипломатических успехов стало заключение Англо-германского морского соглашения. По нему подводные лодки признали устаревшим вооружением, и запреты на их производство исчезли.

В июне 1939 года подводный флот Германии возглавил Карл Дениц – выдающийся военный специалист, разработавший концепцию подводной войны. В его распоряжении оказалось огромная сила. Во время Второй мировой войны в составе кригсмарине каждые 2 дня появлялась новая подводная лодка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]