В феврале 1954 года на базе ВВС США Кадена, Окинава, один из самых известных американских летчиков Чак Егер (Сhack Yeager) испытывал МиГ-15, угнанный северокорейским пилотом Ким Сок Хо за 100 тысяч долларов. В процессе испытаний произошел забавный инцидент между ним и двумя летчиками истребителя F-86 «Сейбр», использовавшегося в качестве самолета сопровождения. Один из летчиков спросил Чака, почему не проведен воздушный бой между МиГом и F-86? На что получил ответ, что результат боя в большей степени зависит от пилота, чем от характеристик самолета. Подполковник имел смелость не согласиться. Тогда Чак предложил ему пилотировать Миг в поединке с «Сейбром». Тот согласился. После взлета Егер легко зашел МиГу в «хвост» и не отпустил его до посадки, после которой летчики поменялись самолетами. Все повторилось, Чак на МиГе немилосердно «полировал хвост» F-86. На разборе полетов подполковник выглядел очень сконфуженным. «Я никогда не думал, что так много зависит от летчика», — сказал он. Егер с улыбкой ответил: «Более опытный пилот всегда начистит вам хвост независимо от того, на чем вы летаете, — это же так просто».
При прочих равных условиях, в реальном бою многое решает случай и не столько заложенные в военную технику характеристики, сколько умелое ее применение.
Существуют различные мнения о том, какой вертолет лучше — российский Ми-28 или американский AH-64. Их сравнение, на наш взгляд, необходимо проводить с учетом того, что в 2014 году исполнилось 70 лет применению вертолетов в вооруженной борьбе и что оба вертолета к настоящему времени являются венцом эволюции серийно производящихся боевых вертолетов второго поколения, каждый в своей стране.
Второй лейтенант ВВС Армии США Картер Харман (крайний слева) и его YR-4B в Бирме
Исходя из того, что между первыми полетами прототипов этих машин прошло 7 лет, также при сравнении необходимо учитывать исторические события и множество других факторов. Ну, а какой вертолет лучше или хуже, «потому, что…» или «несмотря на то, что…», судить вам.
Первый боевой опыт
К 1944 году ведущую роль в мировом вертолетостроении заняли США. Проведение войсковых испытаний вертолетов Сикорского YR-4A*, при ведении боевых действий в Бирме, положило начало применению вертолетов в вооруженной борьбе в качестве санитарных, связных, разведывательных машин и корректировщиков артиллерийского огня. Военные имели о них невысокое мнение. Один генерал в 1948 году охарактеризовал полет вертолета, как попытку поднять самого себя за шнурки ботинок, и заявил, что как летательный аппарат он никуда не годится.
Основными аргументами «против» были: большой расход топлива, трудности технического обслуживания, более сложное пилотирование и более низкая надежность относительно самолетов, а также предполагаемая высокая уязвимость от средств ПВО.
О силовой установке
«Апачи» оборудован двигателем T700-GE-701, мощность которого составляет 1695 л. с. Для «вертушки» предусмотрено наличие двух топливных насосов высокого давления, местом для размещения которых стали специальные гондолы с обеих сторон фюзеляжа. Вертолет оборудован двумя протектированными баками, общая емкость которых составляет 1157 л. Размещены баки за сиденьем пилота и за редуктором. Кроме того, к крыльевым узлам, оборудованным подвесками с вооружением, дополнительно могут крепиться топливные баки (4 шт.). Емкость одного бака 870 л.
Корея
Однако действия вертолетов в Корее показали их значительную, а часто и решающую роль в тактических воздушных перевозках и снабжении войск, при низком уровне потерь. За первый год войны был потерян только один вертолет, несмотря на интенсивные обстрелы. Но даже это не изменило отношение большинства генералов к вертолетам. И только командование Морской пехоты США, на долю которой легла основная тяжесть боев в Корее, говорило об острой потребности в вертолетах, как десантно-штурмовых, так и транспортных. Начальник штаба Морской пехоты генерал Л. Шеферд заявлял: «Вертолет в Корее встречает исключительно благожелательное отношение… Мы не должны жалеть усилий, чтобы получить на фронт как можно больше вертолетов… предоставляя им приоритет в отношении * Y – Prototype — опытный образец. Прототип ЛА, построенный в ограниченном количестве для разработки потенциальных возможностей конструкции. любого другого оружия…». Благодаря морпехам скептики из других видов ВС превратились в самых ярых сторонников вертолетов. Бригадный генерал К. Джером в докладе командованию 12 сентября 1950 года требовал: «… вертолеты, больше вертолетов, как можно больше вертолетов в Корею». Очередной импульс вертолетная война получила в августе 1951 года после применения вертолета Н-19, который мог перевозить до 10 человек, имел высокую надежность и эффективность. Благодаря ему был сделан вывод о возможности с помощью вертолетов изменить весь ход боевых наземных операций. Термин «десантно-штурмовой вертолет» более точно характеризовал применение вертолетов морской пехотой для высадка тактических десантов непосредственно на поле боя. Для придания вертолетам штурмовых функций их начали оснащать пулеметами и неуправляемыми авиационными ракетами (НАР). А пару легких Н-13 оснастили даже безоткатными орудиями в опытных целях. Летом 1952 года вертолеты НRS-1 (H-19D), оснащенные НАР, приняли участие в непосредственной огневой поддержке войск.
Чем оборудован американский геликоптер?
Для АН-64 предусмотрено мощное радиоэлектронное оборудование. Обучение летного экипажа происходит на специальном симуляторе. Вертолет «Апач» комплектуется системой TADS, которая осуществляет обнаружение и целеуказание, и представляет основную боевую мощь «вертушки». Кроме того, для геликоптера американские военные конструкторы разработали систему ночного видения PNVS и комплексную нашлемную систему INADSS, с помощью которой стрелковое и ракетное вооружение приводится в действие поворотом головы. Основная система оборудована лазерным указателем-дальномером. Возможность отслеживать рельеф местности, чтобы не быть обнаруженным противником во время боевых вылетов, стала доступной благодаря более усовершенствованной системе FLIR-PNVS.
Азиатский транзит корея–вьетнам
Эстафету у американцев приняли французы, которые внесли свой вклад в развитие вооруженных вертолетов. В Алжирской войне (1954–1962 годов) они установили на купленные у США транспортные вертолеты Н-21 два пулемета по бортам и 36 НАР калибром 68 мм. В дальнейшем 68-мм ракеты заменили 37-мм, увеличив их количество до 72. Несколько Н-21 вооружили 20-мм автоматическими пушками. Своеобразное применение держателям подвесных топливных баков (ПТБ) нашел командир эскадрильи 31F ВМС Франции лейтенант И. Бэбот. Он подвесил на них пять 250-фунтовых авиабомб, а в кабине смонтировал бомбардировочный прицел, превратив вертолет в бомбардировщик. К январю 1958 года огнем с земли было сбито четыре Н-21. Стал вопрос о бронировании и протектировании топливных баков (ТБ). Бронирование сочли нецелесообразным по причине снижения массы полезной нагрузки, но протектированные ТБ установили, а летчики получили бронежилеты. В результате минимальные потери — один сбитый на 9 250 ч налета.
В 1959 году в Алжир прибыли новые транспортные вертолеты Н-34. В их дверном проеме стали устанавливать подвижный крупнокалиберный пулемет или 20-мм пушку, а на боковых кронштейнах — шесть 127-мм ракет.
В проемах французского Н-34 установлен 12,7-мм пулемет «Браунинг» и 20-мм пушка MG-151
В 1958–1959 годах впервые с вертолета были применены противотанковые управляемые ракеты (ПТУР). На Н-34 устанавливались по две тяжелые ПТУР SS-10, а на «Аллуэт II» — по две более легкие SS-11. Испытания показали их достаточную эффективность.
Легкий Н-13 с пулеметами и НАР
Исследовав опыт боевых действий в Индокитае и Африке, в США сделали вывод о необходимости создания вооруженных вертолетов для эскортирования многоцелевых и транспортных, а также непосредственной поддержки наземных войск.
За основу были приняты французские наработки. Так, Н-13 получил по образцу «Аллуэт II» пулеметы, легкие НАР и ПТУР SS-10, а на одном из Н-21, под фюзеляжем в носовой части, установили пулеметную турель для отработки приемов непосредственной авиационной поддержки.
В 1958 году самый мощный комплект вооружения получили вертолеты JH-34A* * на которые установили четыре ПТУР SS-10, сорок 70-мм НАР, две 20-мм пушки, три крупнокалиберных и шесть обычных пулеметов.
Так появились боевые вооруженные вертолеты первого поколения, т. е. довооруженные в процессе эксплуатации серийные образцы, такие как Н-13,21,25, 34.
Вертолет Н-19 на испытаниях в момент отстрела НАР
По оценкам Армии США, эскортирующие вертолеты должны были иметь лучшую маневренность и на 40 % большую скорость, чем их транспортные собратья. Достижение таких характеристик требовало перехода на газотурбинные двигатели, что считается отличительной чертой вертолетов второго поколения. При их разработке учли высказанное в годы корейской войны пожелание по созданию машин, оптимизированных под перевозку штатных армейских подразделений: отделения, взвода или боевой группы морской пехоты. Кроме того, уже в 1960 году армия пожелала иметь специализированный скоростной боевой вертолет, вооруженный управляемым пулеметом на турели и ракетами.
Об устройстве кабины
Ударный вертолет «Апач» оборудован двухместной кабиной, для которой характерно тандемное расположение сидений. Переднее предназначено для второго летчика-стрелка, а заднее, приподнятое на 480 мм, — пилота. Нижняя часть и бока кабины покрыты броней. Пространство между сиденьями стало местом для прозрачной перегородки. При ее изготовлении используются кевлар и полиакрилат. Данная перегородка способна выдержать прямое попадание пули и снаряда, калибры которых варьируются в пределах от 12,7 до 23 мм. Благодаря такой конструкции кабины летному экипажу обеспечена максимальная защита.
Стремясь повысить боевую живучесть вертолета «Апач», американские конструкторы в «вертушке» используют две независимые гидросистемы, протектированные топливные баки и бронированные наиболее важные системы и участки.
Для конструкции российского вертолета Ка-52 (по классификации НАТО он значится как «Аллигатор») характерна соосная схема. Кабина в данной «вертушке» двухместная. Однако кресла расположены бок о бок друг к другу. Ограничений для пилотирования в «Аллигаторе» не имеется. Таким образом, вести огонь и управлять «вертушкой» могут оба пилота. Кабина вертолета комплектуется специальной бронированной капсулой. Катапультироваться экипаж может на высоте не менее 4100 м. Бронированное покрытие защищает летчиков от пуль калибра не выше 23 мм.
«Ирокез» — Прародитель Первого в мире специализированного вертолета-штурмовика
Во исполнение пожеланий, высказанных по результатам Кореи, Армией США был объявлен конкурс на многоцелевой вертолет с газотурбинным двигателем (ГТД), оптимизированный под перевозку армейского отделения. Требования предусматривали возможность его вооружения ракетами и пулеметами. В 1955 году была выбрана 204 модель фирмы Белл (Bell Helicopter Company), ставшая впоследствии прародителем первого в мире специализированного вертолета-штурмовика. Прототип знаменитого «Хью» — ХН-40 совершил полет 20 октября 1956 года и получил обозначение HU-1 (с 1962 года — UH-1) и официальное наименование «Ирокез» («Iroquois»).
Во Вьетнаме, 22 декабря 1961 года, огнем стрелкового оружия был сбит один из 30 транспортных вертолетов СН-21, обеспечивавших вьетнамцев. Еще два вертолета были сбиты 30 сентября 1962 года. Вертолеты, вооруженные единственным 7,62-мм пулеметом, которого явно не хватало для подавления зенитного огня, нуждались в эскорте хорошо вооруженных более маневренных собратьев. Для этих целей тринадцать UH-1A вооружили двумя 7,62-мм пулеметами и шестнадцатью НАР калибра 70 мм и отправили во Вьетнам.
Дальше — больше: многочисленные модификации «Ирокеза» получили различное вооружение. Конструкторы предусмотрели небольшие пилоны, размещенные в нижней части фюзеляжа, для подвески блоков НАР или контейнеров с 7,62-мм пулеметами, в проеме сдвижной боковой двери устанавливалась пулеметная турель.
Вариант UH-1С, для КМП, оснащался носовой турелью ТАТ-101 с двумя 7,62-мм пулеметами М-60.
С ноября 1963 года в войска стал поступать UH-1Е, вооруженный уже 4 х М60 и блоками ХМ-157 с семью НАР каждый. Появились модификации, оптимизированные для использования в темное время суток, и вертолеты с автоматическим 40-мм гранатометом ХМ-5, а также вариант с двумя блоками по 24 НАР калибра 70 мм.
Легкий Н-13 с ПТУР SS-10
Проводились опыты по применению с UH-1 ПТУР SS-11. Если на французский вертолет «Аллуэт II» устанавливали две ПТУР, то на UH-1 таких ракет устанавливали по три с каждого борта.
Некоторые UH-1С получили 40-мм автоматический гранатомет «Thumper», другие — систему М21, включавшую 7,62-мм пулемет « Миниган» (Minigun) и блоки НАР ХМ-158.
Вертолет UH-1C стал основным для задач огневой поддержки. При этом проявились его недостатки: ограниченный обзор для летчиков, грузовая кабина была явно лишней, летные характеристики, особенно скорость полета, были недостаточными. Однако именно он стал «отцом» первого вертолета-штурмовика.
Вооружение АН-64 Апач
Авиационная пушка M230
— Калибр: 30×113 мм B — Длина: 1,68 м — Масса: 57,5 кг — Скорострельность: 600—650 выстрелов в минуту — Начальная скорость снарядов: 805 м/с — Привод электрический
Виды используемых боеприпасов: — патрон с осколочно-фугасным снарядом М799, снаряжение: 43 г взрывчатого вещества; — патрон с бронебойно-кумулятивным снарядом M789 с бронепробитием около 51 мм гомогенной брони
Ракеты
— Ракеты «воздух-поверхность»: 4 × 4 × AGM-114 — НАР: 4 × 19 × 70 мм Hydra
Вооружение AH-64 «Apache» позволяет ему уничтожать танки. Основное преимущество достигается за счёт большей дальности поражения. Так, дальность действия ракеты AGM-114 «Hellfire» составляет до 11 километров, а максимальная дальность управляемых танковых ракет составляет 4-5 километров (обобщенная дальность всех существующих танковых ракет в мире, от самой малой дальности до самой большой). Дальность танковых крупнокалиберных пулеметов максимально достигает 1500 метров против воздушных целей. Также дальность ракет «Hellfire» позволяет не заходить в ближнюю зону ПВО противника (до 8 километров). Таким образом, ПЗРК «Игла», «Верба», «Стингер» не смогут поразить вертолет, прикрывая танки.
AGM-114 и Hydra 70
Специализированный вооруженный
Учитывая то, что Армия США с 1960 года хотела иметь специализированный вооруженный вертолет для эскортирования многоцелевых и транспортных, а также для непосредственной поддержки наземных войск с экипажем, состоящим из летчика и стрелка, в инициативном порядке разработала специализированный боевой вертолет «Уорриор». Его полноразмерный макет позволил отработать основные конструктивные и компоновочные решения.
Вертолет Н-21в момент отстрела НАР
В июне 1962 года, несмотря на положительное заключение макетной комиссии, военные отвергли проект как не вписывающийся в общую концепцию армейской авиации, т. к. по принятому в 1948 году положению вес армейских вертолетов был ограничен до 2 255 кг.
Вертолет Н-21 с носовой турелью
На фирме решили разработать легкий демонстрационный образец. Для ускорения его постройки использовали динамические системы, двигатель и полозковое шасси вертолета OH-13 «Сиу» («Sioux»). Новым стал обтекаемый фюзеляж, меньшего миделя с закрытой кабиной, в которой экипаж, состоящий из пилота и стрелка, располагался тандемом. Кресло пилота было поднято относительно кресла стрелка, дистанционно управлявшего установленной внизу носовой части фюзеляжа обтекаемой турелью с двумя 7,62-мм пулеметами М60. Турель поворачивалась на 200° по азимуту и отклонялась по вертикали на угол от — 45° до + 15°. На вертолет установили небольшое вертикальное и горизонтальное хвостовое оперение и крыло, служившее для разгрузки несущего винта (НВ) в полете и улучшения маневренности. Кроме того, на его консоли, малого удлинения, подвешивались дополнительные ТБ и вооружение.
Один из вариантов вооружения вертолетов был опробован американцами на вертолете «Пясецкий» H-25. Его вооружили пусковыми устройствами, каждое из которых имело132 ракеты 38-мм калибра и двумя пулеметами
Опытный вертолет, обозначенный «Белл» 207 «Сиу Скаут», прошел успешные испытания в апреле 1963 года, по результатам которых были высказаны пожелания усилить вооружение и установить ГТД. Несмотря на это, главная цель была достигнута — вертолет-штурмовик заявил о себе. Построенный в одном экземпляре «Сиу Скаут» оказал значительное влияние на концепцию штурмового вертолета, а его конструктивные решения легли в основу проектирования всех ударных боевых вертолетов, определили их облик на долгие годы вперед не только в США, но и во многих других странах. Самое же главное было то, что эти работы привели к объявлению конкурса на разработку усовершенствованной системы огневой поддержки AAFSS (Army’s Advanced Aerial Fire Support System).
О серийном производстве
В 1981 году проектирование военного вертолета «Апач» было полностью завершено. Серийное производство «вертушек» налажено в 1984 году. Специально для изготовления АН-64 в Аризоне в городе Меса построили завод. Изначально выпуском «вертушек» занималась авиационная и ее вертолетостроительный филиал. Однако вскоре право на серийный выпуск АН-64 перешло к корпорации «Макдонелл-Дуглас». Вертолет «Апачи» (фото геликоптера ниже) – это одна из лучших ударных боевых машин в мире, которая на службу в первую эскадрилью поступила в 1986 году.
Через три года этими «вертушками» комплектовалась Национальная гвардия страны. Серийный выпуск вертолетов был завершен в 1994-м. Всего военной промышленностью Америки было построено 827 АН-64. Производство одной боевой единицы государству обошлось в 15 млн долларов. России на изготовление одного «Аллигатора» приходится тратить 16 млн.
Предложения на конкурс AAFSS
Вооруженные «Ирокезы», применявшиеся во Вьетнаме, не удовлетворяли армию, и уже в сентябре 1963 года были выделены деньги на создание специализированного ударного вертолета. Разосланный 1 августа 1964 года Армией США запрос для предложений — RFP (request for proposals) — на участие в конкурсе AAFS положил начало его разработке. Программа продолжалась до 1972 года и стоила $ 12,750,000. Основными конкурентами стали , «Сикорский» и «Белл» с проектами CL-840, S-66 и D-262 на основе D-255 «Уорриор», соответственно. Военные хотели тяжелую скоростную машину с разнообразным вооружением.
Вертолет Н-34 с одним из первых вариантов вооружения двумя пусковыми устройствами по 24 НАР калибра 70 мм и двумя пулеметами
в интересах проекта был создан экспериментальный скоростной комбинированный вертолет (винтокрыл) S-61F, совершивший первый полет 21 мая 1965 года.
Кроме того, на экспериментальном вертолете S-61A испытали поворотный хвостовой винт («ротор-пропеллер» — «Rotorprop»). Он использовался как рулевой на взлетно-посадочных режимах и при малых скоростях полета, после чего поворачивался на 90° и использовался как толкающий, обеспечивая крейсерскую скорость 370 км/ч и максимальную — до 460 км/ч.
Вариант UH-1С для КМП с турелью ТАТ-101 (2 х 7,62-мм пулемета М60)
На базе S-61F для программы AAFSS спроектировали боевой винтокрыл S-66 с «Rotorprop» и крылом небольшого размаха. Планировалась крейсерская скорость 200 узлов (370 км/ч) с возможностью увеличения до 250 узлов (460 км/ч) в течение кратковременного периода.
Еще больше требованиям AAFSS соответствовал проект CL-840 , главной конструктивной особенностью которого являлось применение комбинированной несущей системы, разработанной на основе конструкции несущего винта опытного вертолета ХН-51А. В 1964 году на этот опытный ХН-51А установили дополнительный ТРД, обеспечив значительный прирост скорости: к 1965 году она достигла 438 км/ч.
Армия США 19 февраля 1965 года выдала контракты на дальнейшие исследования и «Сикорский», а 3 ноября 1965 года объявила победительницей.
Вариант вертолета UH-1 с двумя блоками по 24 НАР калибра 70 мм
Об особенностях американской машины
Вертолет США «Апач» оборудован разнесенными взаимозаменяемыми двигателями. Поскольку в результате их работы образуется тепловое излучение, конструкторы, с целью снизить его воздействие, разработали для вертолета специальное экранное выхлопное устройство. Его задача заключается в том, чтобы смешивать холодный забортный воздух с горячими выхлопами.
Носовая часть «вертушки» стала местом для расположения видеокамеры, лазерной системы, отвечающей за измерение дистанции до цели и ее подсветку, тепловизора и подвижной пушечной установки. Для крепежа вышеперечисленных элементов на вертолет «Апач» используется специальная турельная установка. Оснастив «вертушку» Х-образным хвостовым винтом, разработчикам удалось снизить шум. Кроме того, для расположения лопастей предусмотрены различные углы. В результате каждая лопасть глушит часть шума, который производит другая. Как утверждают специалисты, двойной винт работает намного тише, чем одиночный.
В качестве основных опор в модели вертолета «Апач» используется шасси. Возможность его убрать конструктивно не предусмотрена. В данном шасси имеются мощные амортизаторы, предназначение которых – предотвращать травмирование летного экипажа путем поглощения энергии удара в случае аварийной посадки. Вертикальная скорость при этом не должна превышать 12 м/с.
В бою вертолет «Апачи» надежно защищен от ракет, содержащих инфракрасную головку самонаведения. Это стало возможным благодаря специальной системе инфракрасного противодействия ALQ-144, задача которой – выбрасывать ИК-ловушки.
Винтокрыл AH-56 «Шайен»
Несмотря на победу в конкурсе винтокрыла , получившего обозначение AH-56 «Шайен», он стал жертвой во спасение других программ, таких как С-5А и АХ для ВВС, АН-1 и АН-64, для армии.
Проект Локхид был выбран исходя из меньших стоимости, сроков подготовки к серийному производству и технического риска, чем «Rotorprop» . Тем не менее это был технически сложный, амбициозный проект винтокрыла, способного летать быстрее любого существующего вертолета с беспрецедентным набором оружия на борту. Потребность в таком аппарате, основным назначением которого было эскортирование десантно-транспортных вертолетов и огневое обеспечение высадки десанта, а также непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск днем и ночью в любых метеоусловиях, была продиктована опытом начавшейся вьетнамской войны и возрастанием угрозы со стороны Варшавского договора. Кроме того, винтокрыл мог использоваться в медицинских целях (в фюзеляже устанавливались трое носилок и сиденье сопровождающего) и для спасения летчика, спускающегося на парашюте, при помощи специального крюка. Рассматривалась также возможность создания противолодочной версии.
В марте 1966 года был выдан контракт на его разработку, стоимость которой, включая постройку десяти опытных образцов, составляла $ 100 млн. Новый контракт предполагал серийное производство 375 экз. Поставка первого из них предполагалась через 21 мес., планировался темп производства 40–45 вертолетов в месяц. При положительных результатах летных (начались 21 сентября 1967 года) и войсковых (начало 1969 года) испытаний общий заказ мог составить 500–1 000 ед.
Вертолет UH-1, вооруженный шестью ПТУР SS-11
Полноразмерный макет фюзеляжа боевого вертолета «Белл» D-255 «Уорриор»
Опытный вертолет «Белл» 207 «Сиу Скаут» («Sioux Scout»)
Армейское руководство требовало внедрения самых передовых технологий и конструктивных решений.
От бортового оборудования требовалось обеспечение автоматического полета на малых высотах со следованием рельефу местности, в сомкнутых боевых порядках; навигации, независимой от наземных постов наведения; возможности посадки по приборам; обнаружение РЛС противника бортовыми средствами РТР; поиска стационарных и подвижных целей ночью и при ограниченной видимости; прицельного ведения огня с автоматическим введением поправок, учитывающихизменение траектории снаряда под действием силы тяжести, скорости вертолета и цели, а также сноса ветром. Для управления всем этим заказчик уже тогда требовал комплекс аппаратуры отображения (фактически «стеклянную кабину»). Комплект навигационного оборудования включал: метеолокатор, систему дальней радионавигации Loran D, радионавигационные станции AN/ARN-58, -82, -89, гировертикаль, компас ML-1, вычислительные и другие устройства. Управление навигационным оборудованием осуществлялось с навигационного приборного щитка, размерами 150 х 200 мм. Радиосвязное оборудование включало четыре радиостанции: AN/ARC-102, -114, -115 и -116. Кроме того, имелась аппаратура внутренней связи и аппаратура опознавания «свой–чужой» AN/APX-72.
Несущая система АН-56А состояла из четырехлопастного жесткого НВ и небольшого крыла. На хвостовой балке были установлены четырехлопастный хвостовой и трехлопастный толкающий (реверсивный) винты. Жесткое крепление лопастей обеспечивало высокое аэродинамическое качество, позволяющее достичь в горизонтальном полете высоких скоростей. Кроме того, повышалась устойчивость и маневренность, упрощалось управление, а также снижалась вибрация.
Силовая установка АН-56А включала турбовальный ГТД Genera Electric Т64-16 мощностью 3435 л. с. С увеличением скорости полета подъемная сила, создаваемая крылом винтокрыла, способствовала разгрузке НВ, связанного с ГТД двойным планетарным редуктором. При скорости 400 км/ч на толкающий винт передавалось примерно 3 000 л. с. мощности двигателя.
Двухместная кабина экипажа снизу бронировалась. Экипаж, состоявший из летчика и стрелка, располагался тандемом. Винтокрыл имел дублированную систему управления.
Экспериментальный скоростной комбинированный вертолет (винтокрыл) S-61F
Экспериментальный вертолет S-61A с «Rotorprop»
Главные стойки шасси убирались в боковые обтекатели, в них же размещались ТБ, к ним же стыковались консоли крыла, не имеющего поверхностей управления. Хвостовое колесо было установлено на направленном вниз киле. Вооружение включало установленные тандемом под фюзеляжем две турели («Emerson»). На передней с горизонтальным сектором обстрела 180° устанавливался шестиствольный7,62-мм пулемет «Миниган» ХМ-134 скорострельностью 6 000 выстрел/мин (боекомплект составляет 11 570 патронов и размещался в барабане за кабиной экипажа) или 40-мм гранатомет ХМ-129 (боекомплект 780 гранат). На задней турели, имеющей круговой горизонтальный сектор обстрела, помещалась одноствольная 30-мм пушка ХМ-140, скорострельностью 425 выстрел/мин, с боезапасом 200 снарядов.
Рисунок винтокрыла «Сикорский» S-66 с кабиной летчиков под общим фонарем и стабилизатором на хвостовой балке
Кроме того, под крылом устанавливались четыре, а под фюзеляжем два пилона, каждый из которых рассчитан на нагрузку 907 кг. На них подвешивались контейнеры с НАР калибра 70 мм, ПТУР типа TOW и другое оружие общим весом 5 445 кг. Предусматривался нож для резки проволочных препятствий.
Рисунок варианта винтокрыла «Сикорский» S-66 с раздельными кабинами и Т-образным оперением
Винтокрыл обладал хорошими характеристиками разгона и торможения. Время разгона с режима висения до скорости 370 км/ч — 38 с, а торможение с 370 км/ч до 0 — 17 с. Это позволяло вести огонь по целям непрерывно на вираже с торможением. Так, входя в вираж на скорости 330 км/ч, огонь открывался с дистанции 440 м, через 12 с скорость снижалась до 110 км/ч, а дистанция до цели сокращалась до 60 м.
Винтокрыл АН-56А был первым в Армии США ЛА, оборудованным системой IHAS (Integrated Helicopter Avionics System), имевшей подсистему обнаружения отказов и звукового информирования о них. Для управления оружием с вычислительным устройством системы были связаны РЛС, лазерный дальномер, оптический и перископический прицелы. Эти устройства вместе с креслом стрелка монтировались на одной стабилизированной платформе кругового вращения. Стрелок и летчик могли вести огонь из различного оружия одновременно. Летчик вел огонь с помощью нашлемного прицельного устройства Vipre-Fire-1 (Visual Precision Fire Control Equipment) , обеспечивавшего автоматическое ведение огня по направлению линии визирования.
Демонстрационная стендовая модель винтокрыла «Сикорский» S-66 с раздельными кабинами и Т-образным оперением
Опытный вертолет «Локхид» ХН-51А
Согласно тактико-техническим требованиям (ТТТ), обслуживание вертолета должно было быть максимально простым. Так, на подготовку к повторному полету (включая смену боекомплектов и заправку топливом) отводилось 10 мин, а на замену двигателя — 30 мин.
Прогнозировался ресурс вертолета в 4 000 летных часов,что было эквивалентно 6 400 полетам в течение 7–10 лет.
Несмотря на неудачу с S-66, в инициативном порядке продолжала работы по высокоскоростному вертолету, способному заменить AH-56 «Шайен» в случае неудачи с ним. Проектирование S-67 «Блэкхок» («Blackhawk»), было начато в августе 1969 года. Первый полет состоялся 20 августа 1970 года. Использование двигателей, трансмиссии и несущей системы от S-61R снизило расходы на $ 3 млн. Вертолет имел новый, узкий фюзеляж, в котором, тем не менее, могло разместиться до пятнадцати человек.
Начало конструкторских работ
Проектирование новой «вертушки» велось на конкурсной основе несколькими американскими авиастроительными компаниями. В 1973 году в финал вышли и «Хьюз». Первая компания разрабатывала 409-ю модель АН-63, а «Хьюз» — АН-64. В 1975 году были проведены сравнительные испытания двух боевых машин. По тактико-техническим характеристикам, а также по таким параметрам, как скороподъемность и маневренность, АН-64 значительно превзошел своего конкурента. Управление вертолетом «Апачи» осуществляли летчики-испытатели Роберт Ферри и Рели Флетчер. После конкурса была проведена доводка вертолета, внесены некоторые изменения в конструкции и бортовом оборудовании. Как утверждают специалисты, машина еще испытывалась в течение 2400 часов. По неизвестным причинам серийное производство вертолета «Апач» решили отложить на пару лет.
Промежуточное решение
Пока шли НИОКР по «Шайену» и строился опытный вертолет «Блэкхок», огневую поддержку войск во Вьетнаме выполняли проверенные UH-1С, которые и по огневой мощи, и по летным характеристикам явно не дотягивали до полноценного боевого вертолета. Военные объявили конкурс на дешевый промежуточный вооруженный вертолет, который мог быть использован во Вьетнаме, до создания более совершенных машин. В конкурсе приняли участие пять фирм.
Рекламный рисунок пары винтокрылов«Локхид» CL-840 в полете
предложила вооруженную версию вертолета SH-3 «Си Кинг» — AH-3. В хвостовой части по бортам фюзеляжа установили две турели ТАТ-102 с пулеметами «Миниган». Трансмиссию и кабину экипажа прикрыли титановой броней.
Аналогичным образом с желанием дать Армии США вооруженные вертолеты по низкой цене, с низким уровнем риска и быстрой поставкой поступили («Boeing Vertol»), «Каман» («Kaman») и «Пясецкий» («Piasecki»).
Последняя из них предложила улучшенный вариант конвертоплана 16H-1, выполнившего первый полет 21 февраля 1962 года, модификация которого 16H-1A «Пасфайндер» («PathfinderII») имела более мощный двигатель «General Electric» T-58 мощностью 930 кВт, удлиненный фюзеляж, несущий винт диаметром 12,3 м и хвостовой толкающий винт диаметром 1,65 м, установленный в кольцевом кожухе. Путевое управление и компенсация вращающего момента осуществлялись четырьмя вертикальными стабилизаторами внутри кожуха. Модификация 16H-1A в ходе испытаний, проводившихся с ноября 1965 до мая 1966 годов, показала максимальную скорость 360 км/ч.
Макет винтокрыла , проект CL-840 (AH-56А «Шайен»)
Винтокрыл AH-56А «Шайен» в полете
для войсковых испытаний во Вьетнаме доработала четыре транспортных вертолета, получивших обозначение АСН-47А «Armed / Armoured Chinook» (вооруженный / бронированный «Чинук»). С вертолетов сняли десантно-транспортное оборудование, установили броню массой 907 кг, пилоны дляподвески вооружения, оборудовали места для пяти членов экипажа. Боевые АСН-47А вооружались 20-мм пушками, пятью 7,62-мм пулеметами, 40-мм автоматическим гранатометом, установленным под фюзеляжем на турели, и могли нести два блока 70-мм НАР, ХМ128 на 19 ракет каждый.
Вариант вооруженного вертолета AH-3 «Си Кинг»
Конвертоплан «Пясецкий» 16H-1A «Пасфайндер»
Три из четырех АСН-47А поступили в 1-ю воздушно-кавалерийскую дивизию в июне 1967 года. С появлением специализированного боевого вертолета АН-1 «Хью Кобра» необходимость в АСН-47А отпала.
представила дешевую конструкцию на основе палубного вертолета UH-2A «Си Спрайт», разработанного для ВМС в 1958 году. Единственный прототип, обозначеный «Tomahawk» («Томагавк»), был передан армейской авиации для испытаний в октябре 1963 года.
Его оснастили двумя турелями в передней части фюзеляжа, в каждой из которых располагалось по два 7,62-мм пулемета. Турели использовались независимо друг от друга, но могли применяться и координированно, по одной цели. Кроме того, на вертолет могли устанавливаться гранатомет М-5 калибром 40 мм с боезапасом 150 гранат, одноствольная пушка М-39 калибром 20 мм или трехствольная пушка М-61 калибром 20 мм с боезапасом 300 снарядов. На пилонах крыла небольшого размаха устанавливались два контейнера по 19 НАР калибром 70 мм или 6 ПТУР. Другие изменения включали, помимо брони вокруг кабины, двигателя, трансмиссии и ТБ, установку оборудования связи и навигации стандарта Армии США.
Тактико-технические характеристики АН-64D Апач
— Первый полёт: 30 сентября 1975 года — Начало эксплуатации: 26 января 1984 года — Единиц произведено: 2 000 (июнь 2013 года)
Стоимость АН-64 Апач
$52,0-61,0 млн (AH-64D Apache Longbow (Block III))
Экипаж АН-64 Апач
— 2 человека
Габаритные размеры АН-64 Апач
— Длина с вращающимися винтами, м: 17,76 — Диаметр несущего винта, м: 14,63 — Диаметр рулевого винта, м: 2,79 — Высота, м: 4,66 — Площадь, ометаемая несущим винтом, м²: 168,11 — База шасси, м: 10,59 — Колея шасси, м: 2,03
Вес АН-64 Апач
— Масса пустого, кг: 5 165 — Масса нормальная взлётная, кг: 6 552 — Масса максимальная взлётная, кг: 9 525 — Масса топлива, кг: 1 108 + 2 712 в ПТБ — Объём топлива, л: 1 421 + 4 × 871 в ПТБ
Двигатели АН-64 Апач
— 2 × ТВД General Electric T700-GE-701C — Мощность, л.с. (кВт): 2 × 1 890 (1 409)
Скорость АН-64 Апач
— Максимально допустимая скорость, км/ч: 365 — Максимальная скорость, км/ч: 293 — Вертикальная скороподъёмность, м/с: 12,7 — Максимальная эксплуатационная перегрузка: +3,5/−0,5 g
Дальность полета АН-64 Апач
— Практическая дальность, км: 482 — Перегоночная дальность, км: 1 899
Практический потолок АН-64 Апач
— 6 400 м
Статический потолок АН-64 Апач
— 4 570 / 3 505 м.
О модификациях
Американский вертолет представлен в нескольких вариантах:
- «Си Апач» АН-64А. Данная модель «вертушки» осуществляет противолодочную оборону сил американского флота и морской пехоты. Кроме того, вертолет ведет разведывательную деятельность. Геликоптер осуществляет вылеты на расстояния до 240 тыс. м, поиск и уничтожение вражеских кораблей. Также данная боевая машина используется в тех ситуациях, когда нужно прикрыть высадку десантных войск. 18 единиц «Си Апач» закуплены Израилем, 12 – Саудовской Аравией, 24 – Египтом, 12 – Грецией. Кроме того, несколько «вертушек» используется в Южной Корее и Кувейте.
- «Апач Браво» АН-64В. Представляет более усовершенствованную предыдущую модель. Во время проектировки конструкторы использовали опыт применения «вертушек» в Персидском заливе. В данной модели вертолета разработчики изменили компоновку кабины и увеличили размах крыла. Геликоптер за счет более мощных двигателей и подвесных баков может осуществлять боевые вылеты, дальность которых теперь возросла на 200 тыс. м. Военной промышленностью Соединенных Штатов выпущено 254 боевых машин.
- АН-64С. «Вертушка» является промежуточным вариантом между моделями АН-64А и «Апач Лонгбоу». Вертолетом в 1993 году была пройдена 2000-часовая испытательная программа. Было запланировано выполнить модернизацию 308 боевых машин. Однако в 1993-м программу закрыли.
- АН-64D «Лонгбоу Апач». Представляет собой усовершенствованную модель АН-64А. Считается второй основной модификацией «Апача». Главной особенностью данной «вертушки» является наличие радиолокационной системы AN/APG-78. Местом ее расположения стал специальный обтекаемый контейнер над несущим винтом. Кроме того, вертолет комплектуется усиленными двигателями и новым бортовым оборудованием. На вооружении армии США состоит с 1995 года.
О ТТХ
Вот что можно отметить:
- АН-64 способен развить максимальную скорость до 309 км/ч, крейсерскую – 293. Российская «вертушка» считается несколько быстрее. Максимальная скорость «Аллигатора» — 350 км/ч.
- «Апачи» рассчитаны на боевую нагрузку до 770 кг.
- Показатель дальности полета составляет 1700 км, Ка-52 – 520.
- Вертолет рассчитан на трехчасовые перелеты.
- Летный экипаж состоит из двух человек.
- Показатель максимальной взлетной массы составляет 8006 кг, нормальной взлетной – 6670 кг. Пустой геликоптер весит 4657 кг.
- Вертолет обладает максимальной скороподъемностью 12,27 м/с.
- Геликоптер эксплуатируется с США, Израиле, Нидерландах и Японии.