В очередной раз вернемся к нашим пневматическим пистолетам. В основном здесь описывались газобаллонные модели, и вот вспомнился наш родной пневматический пистолет ИЖ-53М. Этой разработке Ижевского механического завода мы и посвятим сегодня немного времени.
ИЖ-53 стал одним из самых известных пневматических пистолетов России, низкая цена (около 2000 рублей) сделала его у нас чуть ли не пистолетом в шаговой доступности (если нет у тебя, то есть у соседей). Конечно, он далеко не идеал, и сейчас на рынке его хорошо вытеснили иностранные образцы в этой нише, но все же этот пистолет я отношу уже к классике, с такой игрушки мы стреляли даже в дохардбольные времена.
Немного истории
Пневматический пистолет ИЖ-53м выпускается с 1990 года и является прямым наследником пистолета ИЖ-40. На этом мы обзор самой истории закончим.
Но немного разберемся с маркировках пистолета. С 1992 года модернизация дает ему добавку в имени – ИЖ-53М. Модификации коснулись анатомической рукояти для правшей (заменили на симметричную под обе руки) и прицельных приспособлений (в частности был убран «ласточкин хвост»). Некоторые еще разделяют этот пистолет на МР и ИЖ. Мы же будем считать, что пневматический пистолет МР-53М и ИЖ-53М одинаковые, ибо все равно 53е.
И приводим классические тактико-технические характеристики пистолета.
Скорость выстрела, м/с:
Взвод «переламыванием» ствола
Cвинцовые пули, калибра 4,5 мм
Вариант 1
Вариант 2
На практике из виденного пневматический пистолет ИЖ-53м поставляется в коробке (в лучшем случае, если не потеряли по дороге). В комплекте идет шомпол (опять же если не потеряли). Ну и сам пистолет в более менее собранном виде.
Комплектация пистолета
Из паспорта пистолета выделяются две комплектации:
Вариант 1 | Вариант 2 |
|
|
На практике из виденного пневматический пистолет ИЖ-53м поставляется в коробке (в лучшем случае, если не потеряли по дороге). В комплекте идет шомпол (опять же если не потеряли). Ну и сам пистолет в более менее собранном виде.
Внутреннее устройство и принцип действия
Любителям поизучать схемы с расчетом на необходимость будущей разборки предлагается внутреннее устройство пневматического пистолета из того же паспорта.
|
|
|
|
|
По принципу действия ИЖ-53 – классический пружинно-поршневой пистолет. Взводится методом переламывания ствола, как и другая переломка на подобие МР-512 и прочих других. При взводе рычаг отводит поршень назад, последний взводит пружину и фиксируется в крайнем положении. Спусковой крючок разряжает весь этот механизм.
Внешний вид
Хотелось бы сказать, что ИЖ-53 по внешнему виду самый обычный пистолет, но почему-то язык не поворачивается. Да, его контуры явно не создавались по винтовочным мотивам, но габариты выводят этот ствол из классического круга пистолетов. Ручку сделали симметричной, теперь она подходит и для правшей, и для левшей. Но некоторым она может показаться все же не удобной.
Корпус исполнен из прочного и черного пластика. Вся внутренняя отделка механизма – из классической стали. Масса всего изделия – 1,2 кг, опять же увесистее большинства представителей мира газобаллонных пневматических пистолетов. Видимо на то он и ППП (пружинно-поршневой) – если МР-654к уж мог использоваться в качестве ударного инструмента, то здесь мощь молотка еще больше.
Функционал
Скорость выстрела не из разряда запредельных – примерно 100 м/с на полуграммовой пуле (2,5 Дж). Но как и любую другую пневматическую конструкцию отечественного производства, эту модель можно изрядно протюнить.
Ствол нарезной. Свинцовая пуля подается в казенную часть ствола при переломе. Вот такой вот однозарядный пневматический пистолет, опять же отсыл к винтовкам.
В пистолете предусмотрен автоматический предохранитель – выстрела не произойдет без полного закрытия ствола. Не такой, конечно, как в Colt 1911, но почему-то здесь он так называется.
Из прицельных приспособлений целик и мушка. Целик регулируется в двух плоскостях, но его исполнение не оставляет пользователя в восхищении. Широкие прорези не дают возможности применять этот пистолет для идеальной спортивной стрельбы.
По кучности мнения разнятся – от восхищения владельцев удачной модели, до полного расстройства по бракованным пистолетам. В любом случае здесь нужно помнить про ценовую категорию пистолета, в которой он напрочь уделывает всех конкурентов в своем классе.
Пистолет вполне надежный. При уходе выдерживает любые погоды, температуры и пули. Проверен в бою – поражает в минус 20 и своих, и чужих на дистанции до 50 метров. Но все же из-за странного своего положения в мире пневматики, в хардболе этот ствол большой известности не получил.
Недостатки
- Однозарядный
- Малая мощность
- Большие габариты
На этом мы заканчиваем этот обзор. Может у кого-то здесь был опыт применения игрушки в развлекательных, тировых, хардбольных целях? Можно поделиться ниже.
Вы владелец чего-то ну очень хорошего, красивого, допустим машины или мотоцикла – но вам хочется сделать его более красивым или быстрым, и вам приходится прибегать к тюнингу и апгрейдживать двигатель, что бы довести ваше детище до идеала. Так и в оружии – правда, в известном понимании его красивее не сделаешь, но довести ваше личное оружие до идеала, где-то подточить, где-то поменять уплотнение, в общем, улучшить его тактико-технические характеристики или «апгрейдить» – вот это возможно! Не чужд миру оружия и тюнинг!
Пружину может изготовить местный дядя Вася – главное помните, что внешний диаметр не должен превышать стандартного (19.5 мм), а шаг должен быть около 4мм. Материал – сталь 65Г, 50ХФА (что лучше), 51ХФА-Ш, 60С2А, 51ХФА, 65С2ВА, 70С3А. Пружины от 38 или 512 длиннее – их нужно обрезать. Я оставил 28 витков, но так как на ИЖе всю пневматику делают если не спьяну, то вообще не просыхая, на всякий случай высчитайте ее длину в соответствии со своими параметрами: к-во витков = место под пружину (со взвед. затвором) / (диам. проволоки+зазор). По поводу зазора было много дискуссий, но в среднем пришли к выводу, что оно должно быть от 0, но не более 1 мм. Чем меньше – тем мощнее, но пружина может сесть, или даже сломаться от межвитковых ударов (но для 53-го, я думаю, это не столь критично). Главное – при расчете не забывайте про расстояние для взвода пистолета (около 3мм). Желательно подточить торцы пружины, чтобы они были как можно более прямоугольными. Дальше – раз уж вы разобрали пистолет, то заодно загляните – не нужно ли отполировать (или даже отшлифовать) цилиндр. Надо? Тога вперед! Денис Климков советовал так: На стальном стержне нарезаем на конце резьбу, вырезаем несколько войлочных шайб, зажимаем их с помощью гаек и шайб на конце стержня. Стержень – в электродрель. Hа шайбы – шкурку. И вперед, на малых оборотах совершаем характерные