Подводная лодка К-141 «Курск» — атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (АПРК) проекта 949А, в/ч 20826 (Видяево), шифр «Антей» (обозначение НАТО — «Оскар-II»). Подлодка «Курск» заложена в Северодвинске (ПО «Северное машиностроительное предприятие», заводской № 662) в 1992 году, спущена на воду в мае 1994 года, принята в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы — в составе Северного флота России. Затонула в Баренцевом море, в 175 км (по прямой) от Североморска, (69.666667, 37.58333369°40′00″ с. ш. 37°35′00″ в. д. / 69.666667° с. ш. 37.583333° в. д.) на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. По официальной версии, в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошел взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4. Причиной взрыва стала утечка компонентов топлива торпеды (пероксид водорода). Через 2 минуты пожар, возникший после первого взрыва, повлёк за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке подводной лодки. Второй взрыв был эквивалентен взрыву 2-3 тонн тринитротолуола (тротила) и привёл к значительным разрушениям лодки. Все 118 членов экипажа погибли.
Технические характеристики подводной лодки «Курск»
Тип корабля: ПЛАРК Обозначение проекта: 949А «Антей» Классификация НАТО: «Oscar-II» Скорость (надводная): 15 узлов Скорость (подводная): 33 узла Рабочая глубина погружения: 420 м Предельная глубина погружения: 500 м Автономность плавания: 120 суток Экипаж: 130 человек Водоизмещение надводное: 14 700 т Водоизмещение подводное: 23 860 т Длина наибольшая (по КВЛ): 154 м Ширина корпуса наибольшая: 18,2 м Средняя осадка (по КВЛ): 9,2 м
«Антей»
Именно так называют атомные подводные ракетоносные крейсеры проекта 949А. Эти лодки также принято гордо величать «убийцами авианосцев». Как бы там ни было, субмарины проекта 949А «Антей» являются очень мощными кораблями, на борту которых находится смертоносное вооружение.
Лодка является двухкорпусной: ее конструкция включает внешний легкий и внутренний прочный корпуса. Расстояние между ними – 3,5 м, и такая особенность повышает шансы выжить при столкновении с другой субмариной. Корпус АПЛ разделен на десять отсеков. Лодки проекта 949А очень широкие и могут при необходимости ложиться на грунт.
Лодки проекта 949А «Антей» были построены довольно крупной (по меркам АПЛ) серией, включающей одиннадцать субмарин. Сейчас в составе Северного и Тихоокеанского флотов продолжают нести службу еще восемь этих лодок, а вскоре их дополнит К-139 «Белгород». Частичной их заменой станут подводные лодки проекта 885 «Ясень».
©NS
История службы поводной лодки «Курск»
Экипаж подводной лодки «Курск» (АПРК К-141) был сформирован на Северном флоте в июне 1991 года, первый командир — капитан 2-го ранга Рожков Виктор Николаевич.
В апреле 1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны директивой Главнокомандующего ВМФ К-141 присвоено почетное наименование «Курск».
В августе-октябре 1999 года подводная лодка участвовала в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море. Велось скрытное наблюдение за группировкой Шестого флота ВМС США в Средиземном море, включавшего авианосец «Теодор Рузвельт», самолёты с которого наносили удары по Сербии во время операции НАТО против Югославии. За время средиземноморского похода, «Курск» отработал 5 условных атак по реальным целям. По итогам похода 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам. Капитан АПЛ «Курск» представлен к званию Героя России. «Курск» отмечен, как лучшая подводная лодка Северного флота.
30 июля 2000 года экипаж «Курска» принимал участие в военно-морском параде, посвященном Дню Военно-морского флота в Североморске.
На 15 октября 2000 года из Североморска планировался выход в Средиземное море авианосно-маневренной группы Северного флота, включавшей подводную лодку «Курск».
Память
23 августа 2000 года — день траура общенационального масштаба. В честь годовщины подъема на 4 линии Васильевского острова (г. Санкт-Петербург) открыта интерактивная выставка. Особняк Боссе, предоставленный А. Розенбаумом, оформлен в виде бортов лодки, на экранах показывали кадры подводной съемки, экспонатами были реальные вещи с судна.
Фрагмент рубки установлен у Мурманске в 2009 году на площадке храма Спаса на Воде. Там же открыт памятник морякам, погибшим в мирное время. И в других городах чтят память о «Курске»:
- ЗАТО Видяево (порт-приписка АПРК) — ежегодные памятные мероприятия;
- г. Сестрорецк — в память о моряках построена часовня Николая Чудотворца;
- с. Лоскутово Кировского р-на г. Томска — мемориальная доска А. Неустроева (служил на подлодке по личной инициативе);
- г. Емва Республики Коми — памятная табличка А. Ларионова (жил в доме на ул. Первомайской, 26);
- г. Нижний Новгород — памятник установлен на кладбище Марьина Роща (похоронено трое подводников);
- дер. Герасимово Суворовского р-на Тульской обл. — часовня с траурной мемориальной доской, на которой — фото 118-ти человек. 12 августа 2003 года открыт памятник с якорем, присланным ВМФ;
- г. Волгоград — в честь бывшего ученика Г. Лячина названа ОШ № 85 и открыт музей;
- г. Марганец, Днепропетровская обл., Украина — на СШ № 11 находится мемориальная доска в честь бывшего ученика В. Белогуня;
- г. Энергодар, Запорожская обл., Украина — памятник С. Логинову рядом с гимназией «Гармония», где он учился.
Кусок металла с обшивки служит мемориалом и одновременно экспонатом «Музея катастроф на воде» в церкви-маяке в с. Малореченское (Крым).
Катастрофа подводной лодки «Курск»
Учения 2000
По плану учений, «Курск» должен был в 9:40 начать подготовку, а с 11:40 до 13:40 осуществить учебную атаку авианесущей группы кораблей. Последние записи в журналах помечены 11 часами 15 минутами 12 августа 2000 года. В 2002 году главком ВМФ России Владимир Куроедов сообщил, что в ходе подготовки командованием был допущен ряд нарушений, которые не способствовали благоприятному проведению учений, но при этом не являлись причиной аварии. На борту подводной лодки было 24 крылатые ракеты П-700 Гранит и 24 торпеды. Необходимо было произвести пуск крылатой ракеты и торпедную стрельбу по учебной цели. Всплытие и выход на связь с отчётом планировался на 13, либо на 15 часов. Командовал кораблём капитан 1-го ранга Г. П. Лячин.
Вооружение
АПЛ «Курск» имела грозное вооружение, основой которого были 24 крылатые сверхзвуковые ракеты комплекса П-700 «Гранит», которые были расположены по обеим сторонам рубки в пусковых контейнерах.
Открытые пусковые контейнеры (по обе стороны рубки, на примере АПЛ «Омск»)
Боевые возможности и характеристики комплекса П-700
Количество ракет, шт. | 24 |
Наименование ракеты | ЗМ-45 |
Наклон контейнера, град. | 40 |
Тип двигателя и наименование | Маршевый турбореактивный КР-93 с кольцевым твердо-топливным ракетным ускорителем |
Вес боевой части, кг | 750 |
Мощность взрыва ядерной боевой части, Кт | 500 |
Дальность, км | 550 |
Скорость, м/с | 2.5 |
Масса ракеты, кг | 7000 |
Длина ракеты, м | 19.5 |
Диаметр корпуса, м | 0.88 |
Размах крыла, м | 2.6 |
Стоит отметить, что особенностями комплекса являются:
- Возможность одновременного залпа ракет с последовательным распределением целей;
- Высокая вероятность преодоления ПРО и ПВО противника учетом сверхзвуковой скорости, высокой маневренности и смены траектории ракетами ЗМ-45;
- Радиомолчание при полете на маршевом участке.
Для уничтожения подводных и надводных целей на борту подлодки находилось 4 торпедных аппарата калибра 533-мм и 2- калибра 650-мм. Боекомплект составляет 24 торпеды.
Тип и калибр | Самонаводящаяся или телеуправляемая, противолодочная, противокорабельная- 533 мм Самонаводящаяся лодочная противокорабельная- 650 мм |
Диаметр, мм | 533/650 |
Длина, м | 7.7/11 |
Общая масса, кг | 2000/4100 |
Масса боевой части, кг | 400/ядерный заряд |
Дальность, м | 14 215/ 50 000 |
Скорость, узлов | 50 |
Торпеда 53-38 калибра 533 мм
Торпеда 65-76А калибра 650 мм
Возможные причины гибели подводной лодки «Курск»
Взрыв учебной торпеды
Официальный отчёт в 2000 страниц, опубликованный в 2002 году генпрокурором Устиновым, говорит о том, что гибель «Курска» была вызвана взрывом учебной торпеды, которая взорвалась в торпедном отсеке. Торпеды на пероксиде водорода не используются в большинстве флотов мира уже больше 50 лет именно из соображений безопасности и надёжности, на «Курске» же такие торпеды были — модель 65-76 «Кит», разработанная в 1976 году, — так как более дёшевы, чем торпеды с дорогими серебряно-цинковыми аккумуляторами. Вскоре после расследования торпеда на пероксиде водорода, которую в целях экономии пытались вернуть на флот, была окончательно снята с вооружения.
Версия вице-адмирала Рязанцева
По версии Валерия Дмитриевича Рязанцева, входившего в правительственную комиссию по расследованию причин и обстоятельств катастрофы ПЛ «Курск», причиной первого взрыва стала так называемая «толстая» торпеда 65-76 ПВ, пополненная необезжиренным воздухом высокого давления 11 августа 2000 года. До 12 августа обезжиренный воздух не мог попасть в резервуар окислителя, так как практическая торпеда была на стеллаже, запирающий воздушный клапан на ней закрыт, а на воздушном курковом кране установлены предохранительные устройства. Неконтролируемая реакция разложения перекиси водорода началась после загрузки торпеды в торпедный аппарат. Из-за недостатка конструкции подлодок этого класса экипаж для предотвращения повышения давления в 1-м отсеке при залповой стрельбе торпедами оставляет открытыми захлопки системы общесудовой вентиляции, в результате чего ударная волна от взрыва торпеды 65-76 ПВ попала во 2-й отсек и весь личный состав командного отсека получил тяжёлые контузии и оказался в неработоспособном состоянии. Второй взрыв, по версии Валерия Рязанцева, произошёл из-за столкновения АПЛ с грунтом, а не в результате объемного пожара в первом отсеке — АПЛ К-141 «Курск», с заполненным водой первым отсеком, на скорости около 3 узлов, с дифферентом на нос 40-42 градуса на глубине 108 метров столкнулась с грунтом. Торпедные аппараты № 1, 3, 5 и 6 с боевыми торпедами, снаряженными взрывателями, смялись и разрушились, что стало причиной взрыва боевых торпед.
Торпедирование
Сразу после катастрофы несколько адмиралов и официальных лиц утверждали, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой. Затем эта версия стала умалчиваться в пользу официальной версии. Однако французский режиссёр Жан-Мишель Карре, в своём фильме «Курск»: Подводная лодка в мутных водах», который был показан 7 января 2005 на французском телевидении France 2, утверждает, что «Курск» был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис». Согласно его версии, «Курск» выполнял показательный выстрел новой торпеды «Шквал», эти испытания наблюдались двумя американскими подводными лодками «Мемфис» и «Толедо». «Толедо» шёл на опасной близости под прикрытием «Мемфис», который находился «в тени». В один момент, «Курск» и «Толедо» столкнулись, (видеозапись лежащего на дне «Курска» показывает длинные разрывы на его корпусе) и, чтобы предотвратить выстрел «Курска» в «Толедо», (предполагается, что было услышано открытие трубы торпедного аппарата «Курска»), «Мемфис» открыл огонь торпедой Mk-48 по «Курску». Карре утверждает, что российский президент Владимир Путин преднамеренно скрыл правду о том, что случилось, чтобы не допустить резкого ухудшения отношений с США. Этой же версии придерживаются канадские документалисты и некоторые отставные военные.
При анализе версии о торпедировании АПРК «Курск» необходимо, впрочем, учитывать, что информация, которая в фильме реж. Карре названа официальной, в действительности в первые дни после трагедии выдвигалась в предположительном ключе наряду с другими версиями, в числе которых были и самые невероятные. Доступные на сегодня материалы не дают оснований ни для её подтверждения, ни для её полного опровержения. Строго говоря, и в самом французском фильме единственным фактическим доказательством её правдоподобности (но не абсолютной верности) служит стоп-кадр, запечатлевший отверстие на корпусе справа по борту. Однако это отверстие находится в непосредственной близости от линии отреза носового отсека, но явные признаки происхождения этого дефекта от попадания торпеды не присутствуют. Вследствие этого можно предположить, что оно могло образоваться как вследствие попадания торпеды, так и в результате касания судна о грунт после взрыва, при проведении подъёмных и буксировочных работ, при постановке лодки в доке и т. д. Нельзя исключать и того, что первичная деформация корпуса в этом месте могла образоваться ещё в период обычной эксплуатации АПЛ (вследствие неосторожной швартовки и пр.). Кроме того, внимательный зритель заметит, что фильм режиссёра Карре сделан довольно небрежно, изобилует неточностями и преследует цель получить быстрый коммерческий успех. Из явных нестыковок: сообщение о том, что остатки первого отсека были взорваны на морском дне по завершении работ по подъёму остальной части корпуса; фраза, что аварийный люк норвежские водолазы открыли без проблем (с этим никто не спорит, но проблема состояла в том, что невозможно было обеспечить герметичное примыкание спасательного аппарата к корпусу «Курска» в районе люка из-за деформации корпуса, происшедшей вследствие взрыва). Совсем уж фантастично выглядит убеждение автора и некоторых его собеседников, будто на «Курске» были установлены реакторы «чернобыльского» типа: ведь у них не только модель и тип разные (на ЧАЭС — канальный кипящий уран-графитовый реактор РБМК-1000, на АПЛ использовались водо-водяные реакторы на тепловых нейтронах ОК-650В), но и размеры, что понятно даже школьнику. Возможно, авторы перепутали атомный реактор на подводной лодке «Курск» и реактор на атомной электростанции в Курске, где действительно установлен РБМК-1000.
Мина времён 2-й мировой войны
Вице-премьер Илья Клебанов высказал версию столкновения «Курска» с противокорабельной миной времён ВОВ, что, возможно, привело также к детонации торпеды. После выбора официальной версией «взрыва торпеды» предположение отпало само собой. Специалисты, знакомые с прочностными характеристиками АПЛ данного класса, данную версию отвергали изначально.
Столкновение с подводным объектом
Один из членов государственной комиссии, который принимал эту подлодку от промышленности, капитан первого ранга Михаил Волженский считает, что торпеду в аппарате могло заклинить из-за сильного механического удара по корпусу лодки «Курск». Волженский считает наиболее вероятной причиной катастрофы столкновение с иностранной подводной лодкой. По его мнению, «скользящий удар рулевого пера (горизонтальных рулей) мог привести к сильной деформации торпедных аппаратов «Курска».
Этот вывод очень похож на вероятные причины катастрофы «Курска», изложенные 29 ноября 2000 г. в «Независимой газете». Действительно, обе практические торпеды: УСЭТ-80 и 65-76, как правило, заряжают в правые торпедные аппараты. При столкновении под острым курсовым углом с иностранной АПЛ первым был бы смят как раз правый внешний ТА калибра 650 мм, в котором и лежала практическая торпеда 65-76. При скорости относительного встречного сближения подлодок около 20 узлов (10 м/с), этот ТА был смят вместе с торпедой за одну секунду. За эту секунду почти мгновенно в замкнутом объёме соединились весь запас топлива (керосин) и окислителя (перекись водорода), что привело к их взрывному воспламенению, усиленному взрывом порохового ускорителя, установленного в хвостовой части торпеды. Давление корпуса иностранной АПЛ от головы торпеды к её хвостовой части направило этот взрыв (эквивалентный взрыву 150 кг тротила, как зафиксировала норвежская сейсмическая станция) на заднюю крышку ТА, которая была вырвана, и форс огня ударил в первый отсек, что мгновенно привело к пожару.
Командующий Северным флотом, в состав которого входил «Курск», адмирал Попов также высказал сильную уверенность в подобной версии. По его словам, неустановленная ПЛ неумышленно ударила «в самое уязвимое место этого проекта подводной лодки», в результате чего та, потеряв плавучесть, с большой скоростью и дифферентом ударилась о грунт, где и произошёл взрыв боезапаса торпед.
Попадание ракеты
Капитан первого ранга Александр Лесков, указывая на то, что подводная лодка такого размера не имела права находиться под водой в этом месте по физическим причинам, выдвинул предположение, что в лодку попала противокорабельная баллистическая ракета, запущенная с космодрома Плесецк. Однако председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан 1-го ранга Игорь Курдин сказал, что эта версия — «полный бред».
8 сентября 2000 г. в газете «Berliner Zeitung» появилась статья с версией о том, что «Курск» был потоплен случайным попаданием ракеты П-700, снабженной новой боеголовкой, предназначенной для поражения подводных целей, запущенной с атомного ракетного крейсера «Петр Великий». Эта версия стала умалчиваться из-за того, что могла «дискредитировать всё российское военное командование». Данная версия не объясняет происхождение отверстия. Кроме того, на вооружении Российских вооружённых сил нет такой «ныряющей» модификации ПКР П-700. Более обоснованной выглядит другая версия — «Курск», находящийся в надводном положении, был поражен неразорвавшейся/без боезаряда ракетой П-700, запущенной с «Петра Великого» или пущенной самой лодкой и вернувшейся в результате сбоя назад. Проникающая БЧ ракеты поразила субмарину в район правого борта (отверстие), после чего от продолжающего работу двигателя воспламенились остатки топлива ракеты. Начавшийся пожар заставил детонировать торпеды, вызвав серию взрывов.
Подъем
Перед началом операции «Курск» потребовалось досконально осмотреть с внешней стороны и около точки затопления, сделать проверку на радиацию. В сентябре и октябре отправлялись 2 экспедиции.
Проект подъема «Курска»
Поднимать АПРК следовало без дифферента и крена — «Курск» потерял часть механизмов, а корпус мог развалиться. К тому же, не было известно состояние торпедного запаса.
Голландская компания Mammoet Transport BV в феврале 2001 года предложила выполнить подъем гидравлическими домкратами с динамическими компенсаторами усилий отрыва субмарины от грунта. Механизм устройства работает на основе азотной компенсации, что создает амортизацию домкратов и обеспечивает вертикальное перемещение до 2 м при динамических усилиях.
ЦКБ «Рубин» совместно с Институтом им. Крылова, институтами ВМФ № 1 и № 40 создали систему захвата подъема. Принцип действия конструкции заключался в проделывании отверстий по корпусу между шпангоутами и введении в них зацепов с подвижными деталями. Специалисты высчитали, что корпус и перегородки могут выдержать нагрузку.
Проект имел некоторые технические нюансы:
- сложность подсчета силы притяжения субмарины к грунту даже после исследований его состава;
- отрыв первого отсека, который мог привести к новой аварии — его просто отпилили.
После обсуждений эксперты решили сначала давать на подъемники нагрузку в половину массы судна, выждать 6 часов и постепенно повышать нагрузку на кормовую часть. Первый отсек срезали.
План работ был представлен президенту В. Путину главным конструктором ЦКБ «Рубин» И. Спасским еще 19 августа 2000 года.
Интересно знать! Путин спросил Спасского, сможет ли он справиться с задачей. Тот, хотя и не был уверен в своих силах, ответил «Да, могу». В итоге «Курск» подняли.
Подготовительные работы
В октябре 2000 года в ходе операции «Регалия» вскрыт корпус субмарины и начат поиск тел погибших. Задачи выполняла компания Halliburton (США) и специалисты из России. Водолазы извлекли из 9-го отсека 12 моряков, включая Д. Колесникова.
Отсек № 1, деформированный от взрыва, требовалось отделить и сделать отверстия для зацепов. Работали по технологии разрезания большого трубопровода. Пилу собирали из тросов с нанизанными деталями-цилиндрами и ассиметричными острыми элементами разной высоты. Возле бортов поставили цилиндрические башни с верхним дном и закрепили на них направляющие колесные блоки. Ходовые части пилы и гидроцилиндры завели на блоки.
По мере удаления воды под усилием верхнее днище башни оседало, вдавливая ее в грунту. Пилу перекинули по верху судна, трос обрывался постоянно.
Операцию выполняли баржа Carrier и корабль Mayo в конце лета 2001 года. Процесс фиксировала съемочная группа В. Федько. На конечном этапе генпрокурор пытался запретить съемку, но группа получила разрешение. В. Федько удостоен награды «За подъем Курска».
Баржа Мамут для подъема
Используемые технические средства для подъема «Курска»
Вся техника находилась на барже Giant 4 с упрочненным корпусом. На судне поставили 26 домкратов и компенсаторов с большими по диаметру катушками. Управление системами осуществлялось с пульта. На барже также были жилые помещения и хранилище материалов.
Каждый из домкратов использовал 54 стренда — тросы 18 мм в диаметре. Они состояли из 7 стержней — центрального, цилиндрического и 6-ти трапецеидальных, намотанных на катушки 3 м в диаметре. Рабочие узлы пропускались от домкрата через шлюз-трубу, закрепленную на корпусе баржи.
Дно судна доработано под конфигурацию подлодки. Для рубки предназначалась специальная впадина, по всей длине были «седла». По усилию домкрата баржа увеличивала осадку и отрывала АПРК от почвы. Она, в свою очередь, притягивалась к дну тросовыми домкратами.
Зацепы к отверстиям отпускались по 2-м направляющим тросам, закрепленным к кольцу корзины над вырезом в корпусе лодки. Лапки заведенных зацепов раздвигались гидравлическими механизмами и фиксировались стопорами.
Чтобы завести «Курск» в плавдок № 50, понадобилось изготовить 2 понтона в форме литеры L (разработка Mammoet Transport BV). Они позволяли заводить баржу с осадкой 20,7 м при допустимой осадке 14 м, поднимая сцепку «Giant»-«Курск» весом 19,5 т на 7 м.
Систему управления компенсаторами и домкратами разработала компания lgH (Германия), поставку механизмов и оборудования выполнила Hydrospex (Голландия), зацепов — голландская компания Huisman. Мореходные тесты и проверку прочности связи производило ЦНИИ им. Крылова. Понтоны также изготовили в РФ на Севмашпредприятии.
Вид с носа в корму. Видны остатки настилов.
Методы
Для извлечения К-141 использовалась платформа на базе баржи Giant 4 с дополнительно усиленным корпусом. Это позволяло выдержать вес 26-ти домкратов с катушками, энергетикой и рабочими средами. Пучки из стрендов проходили через шлюз-трубу, специально вваренную на корпус баржи. Изменение контура дна обеспечивало отрыв «Курска» от поверхности и его притяжение к дну баржи.
Специалисты рассмотрели «запасной план» на случай, если атомоход не сможет оторваться от дна. Под корму планировали завести трос, закрепив его на буксиры «Артек» и «SmitWijs Singapore». Они при необходимости могли протянуть трос под килем. Первый отсек отрезали, т.к. он, отвалившись, спровоцировал бы очередную катастрофу.
Лодка после катастрофы
Итоги операции подъема «Курска»
После операции найдено, эвакуировано и захоронено 115 тел подводников. 3 тела не обнаружены. Также извлечен потенциально опасный запас торпед, 2 ядерных реактора. Подлодку детально изучили в условиях сухого дока, что предоставило возможность расследования обстоятельств гибели и последних дней жизни экипажа.
На март 2009 года от субмарины остался блок с 3-мя отсеками, откуда сняли реакторы. Ограждение рубки отделили и переправили в Мурманск.
Спасательные работы
Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 22 августа, были безуспешны. Применялись подводные аппараты (автономные снаряды) АС-15, АС-32, АС-34 и АС-36. Все попытки присоса к комингс-площадке лодки оказались неудачными, поскольку резиновое противошумное покрытие неправильно покрывало комингс-площадку люка и мешало стыковке. 20 августа к работам присоединилось норвежское судно «Seaway Eagle», водолазы с которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ «Курск» на следующий день.
Торпедная атака
Куда более интересна версия о торпедировании «Курска» подлодкой НАТО. Конечно, Североатлантический альянс не ставил целью ее уничтожение, просто в сложной ситуации, когда корабли находились рядом, капитан американской лодки мог отдать приказ о пуске торпед. Этой точки зрения придерживаются создатели документального фильма «Курск. Подводная лодка в мутной воде». Согласно ей, атаку произвела лодка «Мемфис», относящая к типу «Лос-Анджелес». Там же присутствовала и лодка «Толедо», прикрывавшая атакующую субмарину.
Доказательством атаки может служить пробоина в передней правой части «Курска». На некоторых фотографиях отчетливо виден круг с вогнутыми вовнутрь краями. Но что могло оставить такие повреждения? Подводные лодки ВМС США используют торпеды Mark-48, однако их детальные характеристики доподлинно неизвестны. Дело в том, что эти торпеды многократно модернизировались с момента их принятия на вооружение в 1972 году.
Одни специалисты говорят, что Mark-48 поражает лодку направленным взрывом и, соответственно, не может оставить таких повреждений на борту (речь идет о ровном, почти круглом отверстии). А вот в уже упомянутом фильме Жана-Мишеля Карре (Jean-Michel Carré) утверждается, что Mark-48 обладает проникающим действием и такое отверстие – ее визитная карточка. Сам фильм изобилует массой технических огрехов, и отделить правду от вымысла в данном случае очень тяжело. Иными словами, вопрос о торпедной атаке до сих пор остается открытым.
Журналы и самописцы подводной лодки «Курск»
По словам главкома ВМФ РФ Владимира Куроедова, в 5-м отсеке атомохода, где находился пульт управления главной энергетической установкой «Курска», обнаружен самописец и сильно повреждённая водой вахтенная документация. По его словам, вёлся поиск самописца и вахтенной документации в 3-м отсеке, где находились боевые посты радистов, химиков и радиометристов. Расшифровку 22 кассет магнитофонных записей с атомохода «Курск» выполняли специалисты петербургского «Центра речевых технологий».
Было установлено, что в день аварии была отключена аппаратура магнитофонной записи «Снегирь», записывающая переговоры по громкой связи, соответствующий тумблер находился в положении «выключено». По регламенту во время подготовки учебной атаки аппаратура «Снегирь» должна быть включена. Также выяснилось, что на атомоходе не была включена сигнализация аварийного буя и несколько лет была отключена система аварийного выброса антенны. С аварийного буя не было снято заводское крепёжное устройство, которое не позволило бую всплыть.
Были обнаружены журналы центрального атомного поста, черновой вахтенный журнал, вахтенные журналы управления левого и правого борта АПЛ. Записи об аварийной обстановке или нештатной ситуации в них отсутствовали. Также были обнаружены три записки подводников. На основании одной из записок было сделано предположение об отсутствии света и задымленности 9-го отсека.
Описание конструкции
Конструкция АПЛ «Курск»
В носовом (торпедном) отсеке имелись 6 аппаратов для пуска торпед, в которые с помощью устройства быстрого заряжания подавали торпеды с верней палубы. Весь цикл перезарядки при этом составлял 5 минут. Огнеопасные АКБ отделены специальным настилом и находятся на нижней палубе. В этом отсеке согласно штатного расписания несет службу 5 моряков.
Во втором отсеке находятся 4 палубы, где самой важной являлась верхняя. Именно там находился командный пункт, где находился ЦПУ и другие пульты, системы поддержания микроклимата, перископы, посты вахтенных офицеров и навигационные системы.
В верхнем отсеке подлодки есть спасательная всплывающая камера.
С помощью ручного привода в нее можно подать кислород, необходимый для дыхания личного состава, и всплыть на поверхность в случае затопления.
Для выживания моряков в ней предусмотрен НЗ — неприкосновенный запас продуктов, АКБ, средств радиосвязи. Большинство из находящихся здесь — офицеры. Всего около 30 человек.
В радиоэлектронном отсеке находилась аппаратура для связи и радиоразведки. Она была представлена радиолокационными и многопрофильными антеннами для космической связи и приема целеуказаний от космических спутников и самолетного пункта наблюдения.
В жилом отсеке, кроме спальных кубриков, находились:
- кают — компания;
- душевые;
- спортзал;
- сауна;
- комната эмоциональной разгрузки (оранжерея, аквариум);
- система пожаротушения.
В моторном отсеке находились дизельный генератор для выработки электричества и сопутствующие механизмы, а также ГСМ. Дезактивация моряков, которые работали в отсеке с реактором проводилась в отсеке 5-бис.
Ядерные установки находились в 6 отсеке, объем которого равен 641.3 куб. м.
На боевом дежурстве в 6 отсеке находились 5 человек.
Объем турбинного отсека составлял 1116 куб. м., где находились распределительный щит, пульт аварийного управления, электрическая станция и агрегаты, которые обеспечивали движение подводной лодки. Все находившиеся здесь моряки перешли в другой отсек.
Это были капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, старший мичман Владимир Козадеров, мичман Фанис Ишмуратов, главный старшина Ришат Зубайдулин, старшина 2 статьи Роман Аникеев, старшина 2 статьи Владимир Соловьев, матросы Илья Налетов, Роман Кубиков и Алексей Некрасов.
Назначение восьмого отсека объемом 1072 куб. м. схоже с предыдущим отсеком.
Тут были расположены:
- турбины;
- генератор для обеспечения электрической энергией;
- установки для опреснения воды;
- электростанция.
Крайний девятый отсек — это, по сути, убежище, где состав дежурной смены был всего 3 человека. Кроме того, тут находилось 120 противогазов и самоспасательных комплектов, 6 плавательных платов.
Также были размещены:
- запас продовольствия на 6 дней;
- насосы;
- станция управления электродвигателем;
- токарный станок;
- гидравлика рулевой системы;
- душевая кабина;
- аварийный люк с тубусом для одиночного свободного всплытия;
- боевой пост резервного управления рулями.
10
атмосфер такое давление выдерживали переборки между отсеками
Каждый отсек был отделен переборками, которые выдерживали давление до 10 атмосфер. При необходимости люки между отсеками герметизируются.
Высокая живучесть подлодки была достигнута дублированием основных механизмов и элементов (2 турбины, 2 винта, 2 реактора)
На случай аварии было предусмотрено применение всплывающего аварийного информационного устройства, которое в течение 5 дней передает сигнал SOS и отстреливается самостоятельно.
Идентификация погибших
В течение года часть следователей собирала идентификационные признаки, опрашивая родственников, друзей, сослуживцев погибших подводников, запрашивая сведения из медицинских учреждений, вплоть до детских поликлиник. Было собрано 9 томов. Также судебным медикам были предоставлены медицинские книжки, обнаруженные в 4-м отсеке.
На 19 декабря извлечено 73 и опознано 65 тел погибших подводников.
В феврале 2002 года было сообщено об опознании командира экипажа капитана 1-го ранга Геннадия Лячина и старшего в походе — начальника штаба седьмой дивизии Северного флота капитана 1-го ранга Владимира Багрянцева. К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших подводников. Тела двух матросов — Дмитрия Коткова (Кошкова) и Ивана Нефедкова (Нефеднова), а также главного специалиста «Дагдизеля» Мамеда Гаджиева обнаружить не удалось.
По заключению криминалистической медицинской экспертизы подводники, находившиеся в 9-м отсеке, погибли от острого отравления окисью углерода в течение 7-8 часов после катастрофы.
Альтернативная версия
Одной из версий стала гипотеза капитана I ранга Александра Лескова. В 1967 году он пережил пожар на атомной подводной лодке К-3, а кроме того был командиром атомной субмарины К-147. Офицер подверг критике официальную версию, согласно которой «Курск» во время первого взрыва был под водой. Имея длину 154 м, такая лодка, согласно Лескову, не должна была погружаться при столь малой глубине моря (напомним, ее нашли на глубине 108 м). По требованиям безопасности для погружения нужна глубина в три длины самой подводной лодки.
Бывший подводник утверждает, что лодку нашли на дне с выдвижными устройствами, которые поднимают только при надводном положении корабля. Версию о взрыве торпеды он называет ошибочной, поскольку торпеды имеют четыре уровня защиты и детонация одной из них не влечет за собой взрывы других.
Возникает резонный вопрос: что же тогда погубило лодку? Лесков однозначно заявляет, что ею стала пущенная во время учений российская ракета. Это могла быть ракета береговых комплексов класса «земля – земля». Офицер считает, что в «Курск» попала не одна, а две ракеты, что и стало причиной обоих взрывов. Отметим, что гипотеза Лескова, как и все остальные, также страдает отсутствием доказательств.
Процесс с участием Бориса Кузнецова
Кузнецов в 2002—2005 представлял интересы потерпевших по уголовному делу «О гибели АПРК „Курск“ и членов его экипажа». Им были подвергнуты резкой критике результаты официального расследования обстоятельств катастрофы, в том числе в своей книге «Она утонула. Правда о «Курске“, которую скрыл генпрокурор Устинов». Считал, что если бы российские власти сразу же обратилась за иностранной помощью, «то удалось спасти тех 23 моряков, которые находились в девятом отсеке и жили более двух с половиной суток» (по официальным данным, моряки были живы лишь в течение нескольких часов). В то же время согласился с выводами расследования о том, что на лодке произошёл взрыв торпед и отверг версию о её столкновении с американской субмариной.
Реакция властей
Правительство РФ, узнав о катастрофе, не хотело допускать иностранцев к операции по причинам нарушения секретности. Только 16 августа командованию ВМФ выдано разрешение президента на задействование зарубежной техники — у России не было необходимых спасательных средств.
По поводу опубликованных газетой «Версия» снимков американской лодки начато уголовное дело. Редактор отдела расследований Д. Филимонов выступал как свидетель.
Официальная причина трагедии — взрыв торпеды — озвучена правительственной комиссией 29 июня. Теория не устроила многих и они, по мнению В. Путина, стали предаваться любимой забаве — искать виноватых. Наказания не понес никто, хотя, по сути, есть виновники: развалившие флот, закрывшие глаза на сигналы бедствия, безынициативные (хотя, за оплату 1,5-3 тыс. руб. инициативы быть не может) сотрудники. Обвинять этих людей бессмысленно даже сейчас: начав поиски с момента получения сигнала, спасатели не смогли бы оказать помощь экипажу.
Разрушения подводной лодки «Курск»
Первый взрыв вызвал интенсивный пожар в первом отсеке, ударная волна прошла во второй отсек. По трубопроводам вентиляции запах гари был заброшен в другие отсеки.
Вторым взрывом была срезана переборка между первым и вторым отсеками (22-й шпангоут), которая, двигаясь как поршень, сминала оборудование и 22 мм настилы, срезала вварыши в прочный корпус. После подъёма переборка первого/второго отсеков была обнаружена на месте переборки второго/третьего отсеков (43-й шпангоут). Вторая ударная волна была остановлена лишь кормовой переборкой 5-бис отсека. Переборка была выгнута дугой, но выдержала.
Содержание
- 1 Как никто никого не спасал 1.1 Матчасть
- 1.2 Что было
- 2.1 Официальная версия. Взрыв учебной торпеды
- 2.4.1 Разбор
[править] Казалось бы, при чем тут Доренко?
« | Версия президента: флот разрушили люди с телевидения. | » |
— Доренко |
02.09.2000 Сергей Доренко выходит в белом плаще с кровавым подбоем в эфир Первого канала со своей авторской передачей «Авторская передача Сергея Доренко», посвященной гибели АПЛ «Курск». В течение последующих 50 с небольшим минут он будет упорно доказывать, что власти скрывают и вообще, гибель «Курска» произошла отнюдь не так, как считают дорогие россияне. Кроме того, автор мастерски пройдется по президенту, высказав о нем много весьма неприятного (в частности, назвав Путина главным виновником катастрофы). В результате передача фактически произвела эффект разорвавшейся бомбы — правда, оказывается, стала возможной не только на сто первом канале Мухосранска, а прямо таки в прайм-тайм на Центральном телевидении. Epic win.
Однако реакция властей не заставила себя очень долго ждать. Буквально два дня спустя Доренко вылетел сизым голубем с самого правдивого телеканала. Такие дела.
[править] Как никто никого не спасал
На катастрофе оттопталось такое чудовищное количество журналистов, страдающих конспирологией, жопоголизмом и тривиальным ФГМ, что мало кто уже помнит, что же происходило в те дни.
[править] Матчасть
Лодка. Подводная. Назначение: убийство авианосцев. Помимо торпед, вооружена 24 крылатыми ракетами с искусственным идиотом, вполне способным наебать ПВО АУГ супостата. Атомная — соляра не нужна. Может не всплывать месяцами. Шумит мало, так как на корпус натянута резина и все механизмы поставлены на всяческие пружинки-амортизаторы-демпферы. На связь выходит редко, чтоб не засекли. В перерывах между сеансами связи даже командование не знает, что происходит с лодкой (можно по-быстрому сплавать за шлюхами или перевезти пианино).
Экипаж — сотня с лишком смертничков, наглухо запечатанных в железной трубе, выдерживающей до 60 атмосфер наружного давления. Как ни странно, но сумрачные советские гении по крайней мере попытались дать им некоторую надежду выжить при аварии — корпус разделен на герметичных (хочется на то надеяться) отсеков. Способов сбежать с подводной лодки немного, но тем не менее, они есть.
Во-первых, это спасательная капсула. Мини-подлодка, в которую можно запихнуть весь экипаж и надеяться, что она успешно отстреляется, всплывет и сразу не утонет.
Во-вторых, на небольшой глубине можно попытаться выйти через торпедные аппараты. Правда, на глубине over 140 метров выживет при этом разве что Чак Норрис. Барокамера в помощь. Кессонная болезнь настигает не сразу; если медленно двигаться, то нихуя не будет, но в барокамере придется поваляться.
И, наконец, — девятый отсек. Единственная функция — убежище. В потолке прорублен аварийно-спасательный люк, оборудованный комингс-площадкой (к которой стыкуются спасательные батискафы и водолазные колокола). Советские инженеры, однако, смутно догадывались, что если на утонувшей лодке этот люк просто открыть, то в него нальется вода и все помрут. Поэтому в комплекте к подлодкам запилили пару спасательных аппаратов (АС-34 и АС-36). Аппараты представляют собой небольшую подводную лодку с запасом хода на аккумуляторах на несколько часов и со стыковочным модулем, позволяющим герметично прицепиться к люку и, не замочив штанов, вытаскивать из лодки по нескольку человек за один прием. Несмотря на всеобщий пиздец, к моменту аварии аппараты не только не порезали на металлолом, но даже где-то за год до этого провели вполне себе успешные учения с их участием. Эта матчасть браво ржавела на причале морвокзала в г. Североморске.
[править] Что было
Подробная хронология событий есть тут.
Если коротко:
- Подводники погибли спустя пару часов после того, как командование наконец-то объявило тревогу, хотя теоретически
могли бы продержаться несколько суток. Также
теоретически
они могли бы покинуть АПЛ и всплыть самостоятельно, благо спасательный люк 9-го отсека находился на глубине 95 метров, и, при большом желании, выровняв давление частичным затоплением отсека, всплыть через толщу ледяной воды и выжить было таки можно, при условии, что никто бы не решил сменить вероисповедание в шлюзе, заблокировав его. Однако подводники наивно решили, что их спасут, и стали дожидаться помощи.
- Несмотря на честную и самоотверженную пахоту спасателей, операция по спасению чуть менее, чем полностью состояла из фэйлов и былинных отказов. Если бы подводники не погибли при перезарядке дыхательных аппаратов (см. выше), мизерный шанс всё-таки был: помимо злополучного шлюза, на всех атомных подводных лодках ВМФ на легком корпусе имеются так называемые эпроновские выгородки, где располагаются устройства подачи воздуха от водолаза в отсеки живучести затонувшей АПЛ, а также трубопроводы вентиляции этих отсеков, через которые можно подавать тёплый воздух и поддерживать связь, но…
- Выжившие подводники стучали со дна два дня. Однако командование флотом передавало им информацию шифром, расшифровать который люди на дне не смогли — все специалисты-дешифровщики погибли. Зачем шифром? СЕКРЕТНО ЖЕ ВСЁ! Поняв, что этой херней они еще и угробили в итоге экипаж, в уголовном деле написали, что стуки шли не от подводников, а от какого-то шутника, который, лулзов ради видимо, спустился в трюм надводного корабля и два дня ради лулзов же барабанил о корпус. По альтернативной версии, стучала автоматическая акустическая стучалка, запиленная с целью облегчения обнаружения подлодки как раз в подобных случаях.
- Безрезультатно проебавшись неделю с батискафами, все поняли, что полимеры просраны уже окончательно и надо вскрывать лодку. Водолазов, способных работать на глубине свыше 60 метров, на Северном Флоте не оказалось, и пришлось, как в старые добрые времена, призывать варягов, которые, повозившись пару дней (из которых полдня ушло на ознакомление с конструкцией люка), таки проникли в отсек и доложили наверх, что все умерли. Также выяснили причину нестыковки — резина на краях площадки. После этого на всех остальных лодках кинулись аврально ее срезать.
- Учения по эвакуации из лодки спасательным аппаратами не проводились. Стыковочная площадка при приемке с завода не проверялась. Почему? Да потому что классическое русское распиздяйство.
- К ответственности никто привлечен не был. Все, кто теоретически должен был отвечать за проеб АПЛ с атомным вооружением, внезапно получили хорошие должности, награды и особое расположение президента Российской Федерации, а жена командира, Ирина Лячина, устроилась при правительстве Санкт-Петербурга — место обеспечили в обмен на молчание и отказ от претензий к руководству ВМФ.
- Адвоката, предъявлявшего от имени членов семей погибших подводников претензии к ВМФ, выдавили из страны путем заведения уголовного дела на тему «Разглашение государственной тайны».