Главная » Реальная история » Загадки истории далёкого прошлого » Был ли «лучший легкий танк ВМВ» лучшим танком?
Загадки истории далёкого прошлогоНе реализованные проекты танков и другой бронетанковой техники СССР
Вадим Петров 15.10.2014 486
0
в Избранноев Избранномиз Избранного 0
Уже давно не является редкостью утверждение о том, что танк Т-50 был лучшим легким танком ВМВ. Я как то раньше не особенно противился такой постановке вопроса, хотя чисто интуитивно танк мне никогда не нравился. Но после ряда публикаций, захотелось разобраться в этом вопросе. С моей точки зрения, «лучший танк» оказался неудачным и разбалансированным экспромтом, причем не конструкторским, а тех облеченных властью людей, кто потребовал сделать его не тяжелее 14 тонн и такой «малостью» просто обесценил долгий труд не самых плохих разработчиков. Впрочем, создается впечатление, что накануне войны это было скорее нормой, чем исключением. В чем причина? Не знаю, вопрос достаточно сложный и запутанный, так что вернусь к грозной боевой машине, которая так и не смогла раскрыть тот потенциал, который в нее могли вложить разработчики.
Танки произвели настоящую революцию в военном деле и во многом изменили характер ведения войны. Со времени своего первого появления на полях сражений они привлекали и продолжают привлекать к себе интерес многих и многих людей. Но именно благодаря такому повышенному всеобщему вниманию танки обросли многочисленными мифами и легендами, которые нередко мешают разглядеть их подлинную суть. В представлениях некоторых людей танки превратились в своего рода чудо-оружие, способное самостоятельно решить исход любых битв.
В этой связи интересны ответы на давно наболевший вопрос: что же все-таки предопределило катастрофу Красной Армии в приграничных сражениях 1941 г.? На этот счет существуют разные версии, но мы не будем касаться всего, а попробуем понять, чего хотелось, что получилось и почему получилось именно так.
Причиной частых поломок советских танков в начале войны был не малый моторесурс, как принято считать, а низкая надежность из-за плохого качества изготовления и неудовлетворительного техобслуживания. Это относилось ко всем из них, а не только к танкам старых типов. Уровень культуры производства в стране был очень низким и если отдельные предприятия обеспечивали требуемый уровень качества, то большинство массовых производств, не имея квалифицированных кадров, не могли обеспечить требуемый уровень. За столь короткий период времени страна не могла залечить раны, нанесенные иностранной интервенцией и гражданской войной.
Перейдем к главному вопросу, какова же основная задача танков? Ответ: прорыв обороны противника. Развитие теории глубокой операции и совершенствование самих танков добавило еще одну задачу – развитие успеха действиями в тактической и оперативной глубине обороны противника. Именно это предписывалось уставами танковых войск.
Как же должно было выглядеть использование танков по представлениям 30-х и начала сороковых годов? Примерно так: танки особого назначения (Т-35) и танки качественного усиления (Т-28) прорывают оборону противника, общевойсковые или танки сопровождения пехоты (Т-26) помогают этой самой пехоте окончательно подавить сопротивление и развить успех, подавляя отдельные огневые точки и придавая наступающим порядкам пехоты боевую устойчивость (в том числе и против танковых контратак) в дальнейшем, а оперативные танки БТ и танкетки в составе механизированных частей и конно-механизированных групп прорываются в глубину обороны и действуют против оперативных резервов и на окружение противника. Примерно этот сценарий же и наблюдался в войну у нас и у немцев. Подставим в эти планы поправку – те типы танков, которые были только что освоены производством перед войной: прорыв обороны осуществляют тяжелые танки КВ, непосредственное сопровождение пехоты осуществляют легкие танки Т-50 (они должны были стать самыми массовыми танками в Красной Армии) и частично средние Т-34, в глубине вражеской территории действуют части, вооруженные преимущественно средними танками Т-34.
Как в реальности выглядели действия советских танков в ВОВ? Танки (легкие, средние, тяжелые – все, какие были), если была такая возможность, действовали вместе с пехотой по прорыву обороны немцев. Когда появлялась такая возможность, предпочтение стали отдавать тем танкам, которые и создавались специально для прорыва обороны, то есть тяжелым – КВ и ИС. После прорыва обороны подвижные соединения, основу которых составляли средние танки (Т-34), входили в прорыв и действовали в глубине в соответствии с планами командования, по возможности – на окружение. Легкие танки, роль которых после насыщения Красной Армии средними танками Т-34 быстро сошла на нет и которые стали стремительно исчезать, были танками непосредственного сопровождения. В этом отношении сражения 41-42 годов не показательны – там использовалось для всех функций все, что только можно было собрать. Естественно, что при этом были очень значительные неоправданные потери танков, вызванные неправильным их применением, что в свою очередь было обусловлено низкой обученностью войск. Из этого очевидно, что основная функция танков – прорыв вражеской обороны и действия в ее глубине. Вот уже исходя из этого и попробуем сравнить советские и немецкие танки и в первую очередь танк Т-50, который планировался в качестве самого массового танка РККА.
КВ-1 и КВ-2
В Советском Союзе в 1939 г. появился небольшой, но хорошо защищённый однобашенный танк КВ. Его вооружение не уступало вооружению двухбашенных танков Т-100 и СМК.
В те годы у танковых орудий ещё не было приспособлений, стабилизирующих орудие и позволяющих вести прицельный огонь с ходу. Во время атаки перед выстрелом командир танка или наводчик давал механику-водителю команду остановиться. В многобашенном танке такую команду давал наводчик каждого орудия. Пока он производил выстрел, другие башни оставались без дела. Они не могли стрелять, так как в это время их наводка сбивалась, а боевым расчётам приходилось вновь наводить орудие на цель. Тогда решили, что вместо одного сверхтяжёлого двухбашенного танка лучше использовать два однобашенных.
По результатам испытаний именно КВ был принят на вооружение Красной армии. С февраля 1940 г. началось его серийное производство. В то время не существовало танка, равного КВ.
Танк КВ-1 стал основным тяжёлым танком Красной армии в начальный период Великой Отечественной войны
Однако в это время всё же появился более мощный танк, который сегодня всем известен как КВ-2. Идея его создания появилась у военных во время штурма опытными танками КВ, Т-100 и СМК финских укреплений на Карельском перешейке. Красной армии потребовались ещё более мощные танки, оснащённые пушкой большого калибра, снаряды которой могли бы проламывать бетонные казематы. Такие огневые точки могла крушить тяжёлая 152-мм гаубица, стрелявшая снарядами весом 50 кг! И тогда на танк КВ поставили огромную башню весом 12 т, в которой едва поместилась тяжёлая гаубица.
КВ-2
В конце зимы 1939/40 г. три таких танка появились на Карельском перешейке. Боевое крещение прошло успешно, и сверхмощную боевую машину запустили в серийное производство. В серии танк немного изменили: для него спроектировали более просторную башню с дверью в кормовом бронелисте. Такая «калитка» ослабила броню, но она служила для загрузки в танк боеприпасов. Затаскивать на крышу башни тяжёлые, скользкие снаряды весом по 50 кг и опускать их через верхний люк внутрь танка было неудобно. В то время названия КВ-2 ещё не существовало. Просто был танк КВ в двух вариантах — с большой башней и малой. И лишь перед войной с Германией танк с 76,2-мм пушкой стали называть КВ-1, а танк со 152-мм орудием — КВ-2. Тогда же на танки КВ начали устанавливать дополнительную броню, прикручивая её на болтах к башне и корпусу. Первые бои показали, что она не нужна — имевшейся бронезащиты оказалось достаточно. Огромные КВ-2 вскоре сняли с производства. КВ-2 предназначались для наступления и штурма укреплённых районов противника, а в первые месяцы войны Красная армия вынуждена была отступать, и ни о каком штурме вражеских укреп-районов речь уже не шла.
Когда Красная армия перешла в наступление, вновь потребовались танки, вооружённые мощными 152-мм пушками. Такие боевые машины быстро создали, причём используя ходовую часть танка КВ. Это были самоходные артиллерийские установки Су-152.
Т-80
Хорошие танки армии России 2022, которые первыми получили динамичную защиту. Были выпущены они в 1976-го года и с тех самых пор находятся на вооружении. Всего произвели больше 10-ти тысяч единиц этой военной техники. Масса Т-80 составляет 42 тонны, установлена пушка 2А46-1 на 125 миллиметров калибром, а в боекомплект входит до 40 снарядов. Также имеется несколько пулеметов. Благодаря двигателю ГТД-1000Т машина способна развивать скорость до 65-ти километров в час, но ее запаса хода хватает лишь на 350 километров. В целом эти современные танки России, которые также интересны в других государствах.
- Масса: 46 т.
- Длина: 9 654 мм
- Высота: 2 193 мм
- Ширина: 3 525 мм
- Калибр пушки: 125 мм
- Мощность мотора: 1 000 л. с.
- Скорость: 65 км/ч
Т-34 – лучший танк столетия
К концу 1930-х гг. танкисты, казалось, знали, какие танки им нужны и как их использовать. Так было до появления Т-34 («тридцатьчетвёрка») – машины, перевернувшей представление о том, каким должен быть танк. Т-34 не был ни самым быстрым, ни самым мощным. Однако все качества, определяющие мощь боевой машины, в нём сочетались наилучшим образом. В Т-34 всё было особенное: подвижность не хуже, чем у лёгких танков, а противоснарядная броня и длинноствольная 76-мм пушка – как на тяжёлых танках.
В начале войны Т-34 расстреливали немецкие танки всех типов с предельных дистанций прямого выстрела
Непобедимый
Бронелисты корпуса и башни Т-34 имели большой наклон. Установка лобовых бронелистов под большим углом увеличила эффективность бронирования. Расположение брони под углом позволяет увеличить её толщину. Снаряды противотанковых пушек летят по настильной траектории (по прямой линии, над землёй). Если такой снаряд попадёт в наклонный металлический лист, то его путь в нём будет дольше, чем в вертикальном листе такой же толщины. Кроме того, снаряд может срикошетировать – отскочить от обтекаемого корпуса. Заднюю часть корпуса Т-34 занимало моторное отделение с дизельным двигателем В-2. Перед войной на танки ставили двигатели внутреннего сгорания, работавшие на бензине. Часто это были мощные авиационные двигатели, доработанные для установки на бронетехнику. Бензин огнеопасен, поэтому легко поджечь такой танк зажигательным снарядом или пулей. Дизельный танк труднее поразить в бою. Дизель «питается» соляркой, поджечь её труднее, чем бензин.
Германские пехотинцы, прошедшие всю Европу и умевшие эффективно бороться с французскими и английскими танками, впервые встретившись с Т-34, были в шоке
Основное оружие Т-34 – башенная 76-мм пушка. На первых танках ствол орудия едва выступал за пределы корпуса, но в 1941 г. на Т-34 стали монтировать длинноствольные орудия. Хотя эти пушки имели прежний калибр 76 мм, но за счёт большей начальной скорости (вот что значит длинный ствол) её снаряды пробивали более толстую броню. Конструкторы сделали Т-34 простым и технологичным. Это позволило даже в тяжёлом 1942 г. выпустить 12,5 тыс. «тридцатьчетвёрок».
Немецкий генерал Шнейдер писал: «Т-34 показал нашим привыкшим к победам танкистам превосходство в вооружении, броне и маневренности». Немцам Т-34 казались заколдованными, а броня – неуязвимой. Даже противотанковые пушки пробивали только бортовую броню Т-34, да и то – в упор, с расстояния не более 100 м.
Танк Т-34 прошёл всю Великую Отечественную войну от первого её дня и до последнего: первый бой «тридцатьчетвёрки» приняли 22 июня 1 941 г. на западной границе, а закончили войну 10 мая 1945 г. в освобождённой Праге.
За годы войны советская промышленность выпустила более 60 тыс. танков Т-34. Это абсолютный рекорд в истории мирового танкостроения
Новая «тридцатьчетвёрка»
Первые бои Великой Отечественной войны выявили у Т-34 несколько серьёзных недостатков. Командир танка одновременно оценивал обстановку на поле боя, искал цель и стрелял из пушки. Причём обзор у командира был не очень хорошим. В 1942 г. появились Т-34 с новыми шестигранными литыми башнями, оснащённые командирской башенкой. Все новые танки получали приёмо-передающие радиостанции. К началу 1943 г. противник ответил на появление новых Т-34 модернизацией «четвёрок» и созданием новых танков «Тигр» и «Пантера». К лету 1943 г. немцы имели тяжёлые танки, которые могли расстреливать Т-34 с большого расстояния.
Для Т-34 срочно требовалась более мощная 85-мм пушка. Однако в старую башню новая пушка не влезала. Спроектировали новую башню, где нашлось место ещё и для наводчика. Командир стал заниматься только своим делом. После доводки фактически был создан новый бронекорпус. На фронте новые танки, получившие обозначение Т-34-85, появились осенью 1944 г. Маневренность этих боевых машин не пострадала.
Т-34-85 долгие годы состоял на вооружении армии Египта
Т-34-85 сражался в рядах вьетнамской народной армии в 1971 г.
Последнюю модернизацию «тридцатьчетвёрки» прошли уже после окончания войны. Корпус и ходовая часть Т-34-85 мало изменились по сравнению с первыми образцами легендарного танка. В 1950-е гг. на Т-34 стали устанавливать двигатели и опорные катки от новейших танков Т-54. День Победы не поставил точку в боевой биографии лучшего танка Второй мировой войны. Военная карьера легендарного советского танка Т-34 продолжилась в самых разных уголках земного шара, не завершилась она и по сей день.
Танки ИС
Советские конструкторы постоянно совершенствовали свои боевые машины. Опыт боёв показал, что основная часть вражеских снарядов попадает в лобовую часть и в башню танков. Вот поэтому на новом тяжёлом танке, преемнике КВ, решили сделать лобовой бронелист и башню толще, броневые листы установить под большим углом (так их и пробить сложнее, и снаряды от них могут рикошетировать).
ИС-1
Новый танк был у́же, чем КВ. Его вес снизился за счёт того, что лобовой, кормовой, верхний и нижний бронелисты стали уже. Выигрыш в массе конструкторы направили на увеличение толщины брони лобовой детали корпуса и башни. 120-мм лобовой лист отлили так, что снаряды отскакивали от брони по касательной. Бортовую броню довели до 90 мм. Бронестойкость башни обтекаемой формы повысилась за счёт утолщения до 100 мм. Раньше танк не могли сделать уже: в узкий корпус не входила коробка передач с бортовыми редукторами. Но инженеры сделали малогабаритные механизмы поворота, а конструкторы уменьшили ширину бронекорпуса. На эту боевую машину поставили длинноствольное 122-мм орудие. Толстая броня, надёжный мотор и мощная пушка соединились в единое целое. Танк получил название ИС.
Подгонка огромной 122-мм пушки требовала времени. Поэтому с осени 1943 г. первые танки (ИС-1) выпускали с 85-мм пушками. Но уже в январе 1944 г. на фронт пошли ИС-2 со 122-мм орудием. На танке ИС не было стрелка-радиста. Но курсовой пулемёт, жёстко закреплённый на корпусе танка, остался. Стрелял из него механик-водитель, наводя пулемёт на цель поворотом всего танка. Ещё один пулемёт был спарен с пушкой, а третий располагался в кормовой части башни. Зенитный пулемёт установили на крыше башни.
Вооружение ИС-2 проверили при обстреле трофейной «Пантеры». 122-мм снаряд с дистанции 1500 м проломил лобовую броню, прошил корпус машины и «вынес» кормовой бронелист!
В конце войны на вооружение Красной армии начал поступать танк ИС-3. Его новая башня бронёй как бы обтекала внутренние механизмы. За счёт удачного компоновочного решения толщину брони в лобовой части довели до 230 мм (у ИС-2 – 160 мм). При этом масса башни не возросла! На ИС-3 в лобовой части корпуса бронелисты поставили так, что получилась конструкция в форме носика утюга (она получила прозвище «щучий нос»). В лобовых листах ИС-3 не было вырезов под смотровой люк механика-водителя, а значит, не было ослаблений в бронеплитах. Их снарядостойкость улучшилась.
Экипажи для ИС-2 и ИС-3 готовили тщательно. Управлять танком ИС доверяли только офицерам! Это уже были не вчерашние шофёры или трактористы, прошедшие ускоренный курс подготовки, а квалифицированные военные инженеры.
Водитель ИС-3 забирался в свой отсек через верхний люк и наблюдал за местностью через перископические приборы, установленные на крыше бронекорпуса
Снова в деле
Технологии постепенно шагали вперёд, и в 80-х годах вдруг потихоньку начал возрождаться интерес к лёгкому танку. Объяснялось это несколькими причинами.
Во-первых, уже становилось ясно, что Третьей мировой в обозримом будущем не ожидается, вместо этого всё чаще будут случаться конфликты в странах третьего мира. А там в противниках скорее встретишь старенькие Т-55 или «паттоны», чем ультрасовременные ОБТ (основные боевые танки). Прогресс в орудиях и снарядах уже позволял установить на лёгкое шасси пушку, пробивающую всю эту древность навылет и даже способную поразить не самые старые ОБТ.
Во-вторых, снова стала цениться мобильность боевой техники — но теперь танки надо было не везти к полю боя на грузовиках, а перебрасывать самолётами через половину земного шара. И для этого лёгкие машины подходили как нельзя лучше.
Спрут-СД хоть и считается самоходной установкой, на деле это типичный лёгкий танк
После окончания холодной войны количество проектов лёгких танков продолжало расти. Это уже были не разведчики. Новые машины лишь немного уступали своим большим коллегам в огневой мощи (для чего пришлось пожертвовать бронированием).
Сейчас лёгкий танк рассматривается как машина, способная быстро оказаться там, где тяжёлые танки не пройдут, воевать наравне с ОБТ предыдущего поколения, поддерживать огнём лёгкие силы, представлять угрозу современным машинам.
Есть мнение, что лёгкие танки превратились в БМП. Эта позиция не лишена оснований. Многие лёгкие танки делают из БМП, и наоборот. Например, из плавающего танка Объект 685 получилась БМП-3
Многие военные специалисты видят для лёгкого танка огромные перспективы. История повторяется, и лёгкие машины имеют все шансы снова стать основными. Имеющиеся ОБТ зашли в тупик — расти дальше уже просто невозможно. По весу позади давно остались самые тяжёлые серийные машины Второй мировой, не удалось пока превзойти только немецкий сверхтяжёлый «Маус». А логика противостояния требует ещё больше брони, ещё больше орудие. Неудивительно, что многим хочется разорвать этот порочный круг.
Лёгкий танк М8 не смог пробиться на вооружение в начале 90-х, но теперь у него есть все шансы сделать это в рамках новой программы Mobile Protected Firepower
На первый взгляд, лёгкой машине не догнать своих крупных коллег по защите, но это не совсем так. Сейчас быстро развиваются активные системы защиты — они уже способны сбивать ракеты, их учат отбивать и снаряды. Давно идут работы над электромагнитной бронёй. Всё это весит куда меньше, чем метры брони у ОБТ.
Ещё один путь для экономии веса — экипаж. Можно снизить его до двух человек, о чём думают в Израиле, а можно убрать вообще. Танки-роботы уже начинают применять в конфликтах, и многие уверены, что именно за ними будущее. А для операторов и командного состава можно сделать и отлично защищённый мобильный командный пункт. Например, на базе ТБМП.