Начало 20 века
Первые войны нового столетия вывели на арену боя пулеметы и создали новый вид боевой техники – миномет, который впервые появился в ходе русско-японской войны. Японская конструкторская школа представила новый вид фугасных снарядов повышенной мощности, благодаря которым ими были выиграны все морские сражения той войны.
В межвоенный период новая техника войны создавалась с оглядкой на опыт прошедшей. Именно опыт морских сражений русско-японской войны привел к созданию линейных кораблей нового типа – дредноутов.
Гусеничный ход
12 марта 1837 года штабс-капитан русской армии Дмитрий Андреевич Загряжский подал в Министрество финансов ходатайство о выдаче ему патента на экипаж с плоскозвенчатой металлической гусеницей. В протоколе комиссии, рассматривавшей предложение изобретателя, говорится: «из представленных Загряжским описания и чертежей его изобретения видно, что около каждого обыкновенного колеса, на которых катится экипаж, обводится железная цепь, натягиваемая шестиугольными колесами, находящимися впереди обыкновенного. Бока шестиугольных колес равняются звеньям цепи, цепи сии заменяют до некоторой степени железную дорогу, представляя колесу всегда гладкую и твердую поверхность». В октябре 1837 года патент был выдан.
Первая мировая
Противоборствующие стороны вступили в Первую мировую с винтовками и лошадями. Спустя всего несколько лет на фронте стали применяться совершенно новая техника войны – отравляющие вещества, танки, самолеты различного назначения.
Одновременно стали появляться и средства борьбы с новым оружием – противогазы, противотанковая и зенитная артиллерия.
По мере развития новых видов вооружения разрабатывалась и доводилась до совершенства тактика их применения.
Первая мировая война явила миру такие известные сегодня типы техники как дальнобойная артиллерия высокой мощности, противотанковое ружьё, различное автоматическое оружие.
Широкое развитие получила моторизованная военная техника во время первой мировой войны. Помимо уже упомянутых танков стали применяться бронеавтомобили с пушечным и пулеметным вооружением, созданные на шасси грузовых автомобилей.
В годы первой мировой появились ранние образцы инженерной техники, такой как, например, машины для рытья окопов. Такие установки значительно ускоряли подготовку оборонительных рубежей.
Ну и по традиции, не совсем военная тема…Космическая ракета
Полет человека в космос… Это казалось несбыточной мечтой, сюжетом фантастического романа. Однако сила человеческого разума оказалась мощнее силы земного притяжения: Константин Эдуардович Циолковский стал первым в плеяде гениальных ученых, которым удалось преодолеть казалось бы незыблемые законы природы. Он не только доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета, но и разработал ее модель, правда, при жизни ему так и не удалось наблюдать запуск космического аппарата.
Источник
Межвоенный период и Вторая мировая
Уже в 20-е годы началось активное развитие разработанного в годы Первой мировой войны вооружения и внедрение новых решений в его конструкцию. Медлительные и легкобронированные танки кардинально изменились по конструкции и стали к концу 30-х годов прошлого века средством молниеносных наступательных операций.
Не отставал от общемировых тенденций тех лет и СССР, создавший в предвоенные десятилетия много новых образцов вооружений.
Советские конструкторы создали такие образцы вооружений как танки Т-34 и КВ-1, современные истребители Як-1 и МиГ-3, бомбардировщики Пе-2 и многое другое. Новая военная техника практически не уступала немецким аналогам, а по некоторым параметрам и превосходила их.
Отечественная военная техника с честью прошла испытание в ВОВ, которая вошла в историю как «война моторов». Развитие советской военной техники в годы войны шло нарастающими темпами. Уже в первый год на вооружение стали поступать системы залпового огня «Катюша», аналогов которым не было ни у одной другой армии.
В первые послевоенные годы не наблюдалось большого интереса к технике и вооружению периода ВОВ. Это было связано с общей ситуацией в стране и с невозможностью приобретения такого оборудования после списания.
Многие образцы техники были безвозвратно утеряны, но часть из них удалось сохранить в музеях.
Крупнейшее в России собрание бронетехники находится в подмосковном городе Кубинка.
Интерес стал просыпаться только в начале 70-х годов, когда коллекционеры старых автомобилей стали объединяться в различные клубы. Однако дальше автомобильной техники сфера интересов этих клубов не распространялась.
В наши дни наблюдается растущий интерес к различной технике периода ВОВ принимавшей участие в боевых действиях на советской стороне или на стороне вермахта. Поиском и реставрацией старой военной техники занимаются десятки различных поисковых отрядов и мастерских.
Один из музеев, демонстрирующих вооружение и военную технику сухопутных войск, находится на Поклонной горе.
Самодвижущаяся мина-торпеда Александровского
И.Ф. Александровский вошел в историю с проектом подводной лодки, но оказался забыт как создатель первой русской самодвижущейся мины-торпеды. В 1861 году он завершил разработку чертежей подлодки и построил ее в 1866-м. А вот его «торпедо», изготовленное за год до этого кустарными средствами, но показавшее уже на первых испытаниях боевой потенциал, адмиралом Н.Н. Краббе было оценено «как преждевременное». И чиновники из морского ведомства отвалили немалые средства английскому заводчику Уайтхеду за его торпеду, которая по тактическим характеристикам не превосходила нашу. Идея торпеды родилась у Александровского в процессе конструирования лодки. По аналогии решил создать и «самодвижущееся торпедо, что работало бы на сжатом воздухе и управлялось на глубине». Эти две позиции, ставшие «главным секретом» Уайтхеда, русский самородок откроет еще за год до британского «отца торпеды». Но лишь спустя 2 года – в 1868-м – ему разрешат построить ее на «собственные средства с последующим возмещением». В конечном итоге, его «самостоятельная мина» будет иметь ход в 10 узлов, а Уайтхеда, купленная австрийским правительством за 200 тыс. гульденов и английским за 15 тыс. фунтов стерлингов, всего семь.
Послевоенные конфликты
После 1945 года началось создание и развитие новой техники войны, которая создавалось с учетом появившегося ядерного оружия. Все образцы гусеничной и колесной техники создавались с учетом возможного действия в условиях заражения местности продуктами радиоактивного распада.
Для этого применялись различные фильтрующие устройства, которые не допускали попадания радиоактивной пыли внутрь машин. Первым непосредственным состязанием военной техники СССР и США стала Корейская война.
В ходе этого конфликта массово применялись реактивные истребители новейших в то время моделей – МиГ-15 и «Сейбр». В ходе вьетнамской войны в небе снова встретились детища американской и советской конструкторских школ.
Немного позже появились многие известные образцы советской военной техники – танки Т-55, Т-62 и Т-80. Эти машины поставлялись вооруженным силам многих государств и находятся в строю и на сегодняшний день. Еще одним символом военных конфликтов второй половины 20-го столетия стал автомат Калашникова.
Большое влияние на развитие послевоенной промышленности СССР оказал опыт эксплуатации военной техники США.
Особенно ярко это выразилось в автомобильной отрасли. Опыт применения армейских автомобилей «Студебеккер» US6 показал острую необходимость создания аналогичной колесной техники отечественного производства.
Такие машины под обозначением ЗиС-151 появились сразу после ВОВ. Постепенно такая техника стала применяться и на гражданской службе. Базируясь на существующих разработках, советские конструкторы смогли создать ряд уникальных внедорожных армейских автомобилей – ГАЗ-66 и ЗиЛ-131.
По параметрам проходимости эти машины оставят далеко позади многие разработки того времени. Однако платой за такие характеристики является полное отсутствие комфорта в кабине.
Еще одним важным наследием ленд-лиза стали двухтактные дизельные двигатели, которыми стали оснащаться послевоенные грузовые автомобили ЯАЗ-200/210 (а позднее МАЗ).
Изначально американский дизель ДжиЭмСи создавался для оснащения легкой армейской техники. Отечественные моторы продержались в производстве до конца 80-х годов и применялись для привода различных мобильных электростанций.
Гигантский авианосец изо льда
Вернее, не совсем изо льда: для создания «Хаббакука» британцы хотели использовать пайкерит (это замороженная смесь воды и древесных опилок). В 1942 году Великобритании приходилось тяжко в связи с постоянным присутствием немецких подводников. В то же время металла для создания эскортных авианосцев было критически мало. Так зародилась идея создать гигантский авианосец, длиной 610 и шириной 92 м. Для сравнения, огромные современные авианосцы США типа «Нимиц» имеют почти в два раза меньший размер.
На борту «Хаббакука» должны были разместиться 200 крылатых машин, а сам авианосец, согласно задумке, был почти непотопляемым. Для этого его толщину бортов хотели довести до 12 м. С палубы корабля должны были взлетать разведчики, истребители и противолодочные самолеты – охотники за субмаринами. Так хотели обеспечить сохранность атлантических конвоев.
Чтобы корабль мог нормально действовать, его нужно было все время охлаждать. В дополнение к этому «Хаббакук» все же был очень дорог в строительстве, а его крейсерская скорость не превышала бы 6 узлов (11 км/ч). Был построен макет, но дальше дело не продвинулось: к тому моменту британцы получили уже довольно много эскортных авианосцев. При самых благоприятных обстоятельствах авианосец-гигант хотели передать флоту в 1944 году.
Хаббакук / ©Deviantart
Распад СССР
После распада Советского Союза наступил достаточно длительный период застоя в развитии вооружений и армии.
Войска России и стран СНГ довольствовались остатками военной техники СССР, которая в большом количестве оставалась на различных складах. Но имевшийся парк вооружений быстро устаревал и без стабильных поставок запчастей для военной техники выходил из строя.
Должно было пройти почти 10 лет и две кровавые войны в Чечне, прежде чем пришло осознание необходимости модернизации армии.
С начала 2000-х годов началось активное списание выработавшей свой ресурс военной техники и поставки новой, которая изготовлялась заново или поступала с баз долговременного хранения.
Ранцевый парашют Котельникова
Офицер-артиллерист Глеб Котельников был натурой артистической. И сама идея конструкции компактного парашюта пришла к нему в театре. После спектакля в гардеробной заметил в руках дамы плотный сверток, она им взмахнула, и тугая скатка вдруг превратилась в огромный платок. И в 1911-м, спустя почти год после трагической гибели русского летчика капитана Льва Мациевича, свидетелем которой Котельников оказался лично на Всероссийском празднике воздухоплавания, он придумал принципиально новый авиационный ранцевый парашют свободного действия РК-1. Но когда подал заявку на регистрацию, ему отказали. Начальник Российских Воздушных Сил великий князь Александр Михайлович опасался, что «летчики при малейшем отказе летательного аппарата начнут покидать дорогую машину в воздухе». И лишь 20 марта 1912 года — уже во Франции — Котельников получил патент за № 438 612. Первые испытания проводились с автомобилем. Ранец закрепили сзади. Когда машина рванула с места, парашют так резко погасил скорость, что мотор заглох. Вторые – с аэростатом. «Прыгал» 80-килограммовый манекен. Первый прыжок человека с 60-метровой высоты с моста через Сену был совершен студентом Петербургской консерватории Владимиром Оссовским в Руане 5 января 1913 года. Первично купол из шёлка и стропы, разделенные на 2 группы и крепящиеся к плечевым обхватам подвесной системы, убирались в деревянный (позже алюминиевый) ранец. В 1923 году он был усовершенствован до конверта с сотами для строп. Парашют Котельникова русская армия приняла хорошо. Только за 1917 год было совершено 65 спусков.
Перевооружение
Вооруженные силы России на сегодняшний день очень сильно отличаются от экипировки армии начала 2000-х годов. Постоянно идет обновление существующего арсенала вооружений и военной техники новыми и модернизированными образцами.
По расчетам экспертов к 2022 году должно быть обновлено не менее 70% имеющихся арсеналов, на что планируется потратить не менее 19 триллионов рублей. Однако имеющиеся сложности с финансированием могут сдвинуть сроки перевооружения на отдаленные перспективы.
Так, в декабре 2022 года было принято решение о временной приостановке работы над перспективным ракетным комплексом на железнодорожном ходу «Баргузин». Дальнейшие перспективы развития этого уникального и парадоксального вида военной техники остаются под вопросом.
Планируется создание нескольких десятков различных типов самолетов (включая истребители нового пятого поколения) и вертолетов.
Общие поставки такой техники должны превысить 1500 штук.
При этом многие вертолеты являются военной техникой двойного применения, поскольку могут применяться для военных или гражданских целей. В начале декабря 2022 года совершил испытательный полет истребитель нового поколения Су-57, оснащенный новым перспективным турбореактивным двигателем.
Особое внимание уделяется легкой военной автомобильной технике, предназначенной для доставки личного состава и огневой поддержки атакующих подразделений. Одним из образцов такой техники может служить комплекс «Корнет-Д», установленный на шасси бронированного автомобиля «Тигр».
Другим направлением развития колесной техники войны являются многоосные автомобили, служащие для доставки и запуска межконтинентальных баллистических ракет.
Для популяризации различных видов вооружений организована постоянно работающая выставка военной техники на ВДНХ. Все желающие могут беспрепятственно посетить эту выставку, и ознакомится с экспонатами, среди которых имеется зенитная установка «Шилка».
Эта установка стала первым в мире комплексом, способным отражать атаки летательных аппаратов, перемещающихся с высокими скоростями на небольших высотах. Также среди экспонатов выставки находятся зенитные комплексы «Бук» и «Оса».
С-400 «Триумф»
Чистому небу мы обязаны отечественной системе ПРО, не имеющей аналогов зенитной ракетной системе – С-400 «Триумф». Дальность обнаружения 600 км, дальность поражения 400 км, по высоте 30 км. Уникальность самого совершенного комплекса очевидна, поражаемы самолёты разведчики и стелс-бомбардировщики НАТО, баллистические сверхзвуковые (4,8 км/сек) и низколетящие крылатые ракеты (от 10 м). Одновременно уничтожаются 36 самолётов противника, по каждой цели возможен пуск и наводка двумя ракетами одновременно. Это всё рекордные показатели. Например, американский основной ПЗРК «Patriot» не сбивает баллистических ракет и крылатых ракет, и самолёты, летящие на высоте ниже 60 м. Лучший зенитный комплекс США одновременно может поражать до 8 целей, максимальная дальность противоракет 170 км. ПЗРК «Patriot» работает от данных, полученных от спутника, поэтому скорость реагирования на 90 сек ниже в сравнении с российским С-400 и их система может не успеть отреагировать. Добавляет неуязвимости российской ПРО и служит защитой для С-400 – ЗРПК «Панцирь-С1», закрывающего небо на ближнем рубеже от земли, от 3 м и на дальности 36 км. Ещё одним конкурентом С-400 является израильский комплекс «Крепостная стена», сбивает все типы ракет, кроме низколетящих и самолётов.
Перспективы
Военная техника будущего создается не только на базе существующих технических и технологических решений. Одним из новых направлений является применение электромагнитного поля для ведения огня из артиллерии и стрелкового оружия.
Такие образцы военной техники США уже прошли первые испытания, которые подтвердили жизнеспособность идеи. Еще одним вариантом разгона пуль является центробежная сила. Такая технология теоретически может обеспечивать скорострельность свыше 100 тыс. выстрелов в минуту. При этом оружие является абсолютно бесшумным и не выдает своего расположения вспышками выстрелов.
Недостатком схемы являются очень крупные габариты и сложности с управлением такими установками.
Не отстаёт в развитии и классическое огнестрельное оружие. Вместо цельнометаллических пуль рассматриваются возможности применения изделий со встроенной системой наведения.
В настоящий момент созданы опытные образцы пуль калибра 12,7 мм с системой корректировки траектории.
Еще одним способом поражения целей является луч лазера. Военно-морские силы США провели демонстрацию такого вида оружия. По заявлениям американских представителей армейский лазер может выполнить за секунду резку стального листа с длиной до 6 метров.
Параллельно ведутся разработки малогабаритных лазеров, приспособленных для размещения на самолетах. Такое оружие теоретически может использоваться для борьбы с самолетами и БПЛА противника.
Пока внедрение такого оружия остается делом будущего, но различное лазерное оборудование широко применяется при сварке различных металлов, позволяя получать тонкие и прочные швы.
Другим направлением развития военной техники становится применение беспилотных систем. Небольшие беспилотные летательные аппараты используются для ведения разведки. Существуют опытные образцы крупных беспилотников, способных нести различное ракетное вооружение.
Перспективность такого вида вооружений достаточно велика, особенно учитывая быстрое внедрение таких технологий на гражданской технике. Новые концепции ведения войн предусматривают применение так называемого нелетального вооружения. Одним их видов такого оружия является генератор звуковых колебаний.
В основу принципа действия положено усиление звука через резонатор. Сформировавшиеся ударные волны временно дезориентируют людей. Исследован принцип воздействия звука определенной частоты, вызывающий чувство страха и даже паники у противника. Психологический аспект очень важен, особенно с современной войне.
Передвижение пехотинцев будущего предлагается облегчить при помощи специальных экзоскелетов. Детали такого оснащения изготовляются из титана и сплавов на его основе. Применение экзоскелета позволяет повысить вес груза, переносимого человеком в течение длительного времени, до 100 кг.
Любое развитие вооружений способствует прогрессу обычной техники. Все возможные технологии перспективного оружия постепенно находят или найдут применение в гражданской технике – точно так же, как это было 50 и 100 лет назад.
ТОС «Солнцепёк»
У линии фронта всегда жарко, особенно, когда поблизости находится тяжёлая огнемётная система ТОС-1А «Солнцепёк». В 2001 году была модернизирована ТОС-1 «Буратино», разработанная в 1979 году. Теперь на дальности не 3,6 км, а до 6 км можно гарантировано поразить живую силу противника на площади 40 000 м2. Реактивные неуправляемые снаряды начинены термобарической смесью, распыляемой облаком в месте поражения. Вступая в реакцию с атмосферным воздухом, происходит мгновенный взрыв с резким увеличением атмосферного давления и резким его понижением (на 160 мм ниже ртутного столба). Солдаты противника погибают от разрыва внутренних органов. Максимальный разрушающий эффект в горах, где ударная волна усиливается между скалами.
Tortuga (Венесуэла)
Венесуэльский танк
Этот танк был выпущен в 1934 году в Венесуэле. Цель создания машины была довольно странной – устрашение соседней Колумбии. Правда, устрашение вышло сомнительным. Достаточно упомянуть, что слово «tortuga» в переводе с испанского языка означает «черепаха». Броню танка в форме пирамиды закрепили на полноприводный шестиколёсный грузовик Ford. В башне же было установлено единственное орудие – 7-миллиметровый пулемёт серии Mark 4B. В общей сложности в Венесуэле было выпушено 7 «черепах».
Собаки-роботы от компании Boston Dynamics: кости больше не нужны
Как вы думаете, что получилось, когда Boston Dynamics (компания-производитель роботов) и DARPA (Агентство перспективных исследовательских проектов в области обороны США) объединились в рамках совместного проекта? Вы можете подумать, что получилось что-то жуткое. И поначалу, увидев их совместное детище – собак-роботов, – можно подумать, что мы уже живем в фантастическом сумеречном будущем. Но на самом деле эти роботы хоть и военные, но не страшные. Даже когда их целая стая. Эти роботы не представляют опасности. Они созданы для перевозки военного снаряжения в труднодоступной местности.
Simms Motor War Car: что это?
Если вам кажется, что эта машина обернута листовым металлом, похожим на юбку, это так и есть. Motor War Car, родившийся в 1889 году, был первым бронированным автомобилем, когда-либо созданным человеком. А разработал его Фредерик Ричард Симмсон. Хотя в 1889 году это выглядит комично, мы уверены, что это напугало людей в те годы. Броневик, 8 метров в длину и 3 метра в высоту, развивал максимальную скорость 15 км/ч.
Итальянское самоходное орудие (Италия)
Эксперты считают, что итальянское самоходное орудие использовалось для обстрела австрийских укреплений в Альпах в ходе Первой мировой войны
Итальянское самоходное орудие было изобретено примерно в то же время, что и Царь-танк. Но, в отличие от последнего, оно успешно использовалось в Первой мировой войне.
Итальянское самоходное орудие – один из самых загадочных танков в истории. Информации о нём сохранилось очень немного. Достоверно известно, что необычный танк имел большие размеры, на нём была установлена пушка, стрелявшая снарядами калибра 305 миллиметров. Дальность стрельбы достигала 17,5 километров. Предположительно, итальянское самоходное орудие применялось при обстреле австрийских укреплений, расположенных в Альпах. О дальнейшей судьбе этой машины, к сожалению, ничего не известно.
Бронированный квадроцикл (Великобритания)
Бронированный квадроцикл имел мощность всего в 2 лошадиных силы
Если бы Голливуд начал снимать фильмы о несокрушимом Джеймсе Бонде в 1899 году, британский бронированный квадроцикл точно стал бы одним из средств передвижения агента 007. Мощность двигателя этого четырёхколёсного транспортного средства – менее 2 лошадиных сил. Водитель должен был сидеть на велосипедном седле. Из вооружения присутствовала пулемётная пушка.
Отметим, что броня квадроцикла защищала только торс и голову водителя, причём лишь спереди. Проходимость такой машины была крайне низкой, поэтому её так и не начали выпускать серийно.
Кибернетическая антропоморфная машина GE Walking Truck: шагающий грузовик
До появления собак-роботов компании Boston Dynamics в мире был шагающий управляемый робот-машина «САМ», которую разработала компания GE (General Electric). Она была известна как кибернетическая антропоморфная машина, гуляющий грузовик, основанный на педипуляторе. К сожалению, это не оказалось практичным в то время, так как для управления ходящим грузовиком требовался сидящий внутри оператор. Максимальная скорость шагающей машины составляла 8 километров в час.
Музей обороны Москвы
Мичуринский проспект, Олимпийская деревня, дом 3
Экспозиция Государственного музея обороны Москвы в основном посвящена Московской битве — одному из ключевых сражений войны. Сюда стоит сходить, чтобы понять, как СССР смог отразить нападение врага, казавшегося тогда непобедимым, и не дал ему завладеть столицей.
Военную технику, участвовавшую в обороне Москвы, можно увидеть на площадке, расположенной у входа в музей. Здесь находится гаубица М-30 1938 года, гаубица-пушка МЛ-20 1937 года, зенитная пушка 61-К 1939 года, пушки ЗиС-2 и ЗиС-3 и, конечно же, знаменитая «катюша».
В здании музея расположились пять тематических залов. Первый рассказывает о том, как жила столица в первые месяцы войны, второй — об отражении воздушных налетов. Третий зал полностью посвящен Московской битве, оборонительный этап которой длился с сентября по декабрь 1941 года.
Два последних зала посвящены контрнаступлению, которое началось после победы в битве под Москвой, а также боевому пути советских войск, дошедших до Берлина.
Kugelpanzer или танк-шар (Германия)
Танк-шар сохранился в единственном экземпляре
Об этой машине, единственный экземпляр которой хранится в бронетанковом музее Кубинки, практически ничего не известно. Масса танка составляла 1,8 тонны, произведён он был в нацистской Германии фирмой Krupp. Машина была захвачена советской армией в 1945 году. По одной версии, это произошло в Маньчжурии, по другой – на немецком полигоне. В кабине находилась радиостанция, какое-либо вооружение отсутствовало. Корпус был цельным, попасть в него можно было через небольшой люк. Двигатель танка-шара – одноцилиндровый, мотоциклетный. Предполагается, что странная машина предназначалась для корректировки направления артиллерийских ударов.
Боевые машины пехоты
- Бронетранспортер БТР-90 «Росток» (Россия)
- Бронированная пограничная машина БПМ-97 «Выстрел» (Россия)
- Боевая машина пехоты БМП-3 (Россия)
- Бронетранспортер М113А3 (США)
- Боевая машина пехоты IAV Stryker (США — Канада)
- Боевая разведывательная машина Bradley (США)
- Боевая машина пехоты Puma (Германия)
- Боевая машина пехоты Boxer (Германия — Голландия)
- Боевая машина пехоты MCV-80 Warrior (Великобритания)
- Бронетранспортер Achzarit (Израиль)