На грани нормированности и жестокости (в смысле исхода схватки) в России XVIII века существовала дуэль. Будучи официально запрещенной еще со времен Петра I, она тем не менее долгие десятилетия оставалась частью русской дворянской культуры. Ее не поощряли, за нее наказывали, но одновременно с этим на нее же нередко закрывали глаза. Дворянское сообщество, несмотря на все запреты, не поняло бы и уж тем более не приняло бы обратно дворянина, который отказался бы защищать свою честь на дуэли. Разбираемся, почему ни один уважающий себя дворянин не мог оставить оскорбление без внимания и что отличало дуэль от убийства.
Для дворянина названной эпохи честь никогда не была эфемерным понятием: наравне с особыми правами, положенными ему по статусу, он имел и особые обязанности перед государством, но главное — перед своими предками. Дворянин не имел морального права не соответствовать своему происхождению, а поскольку социальная составляющая его жизни была крайне важна, он постоянно находился под «надзором» общества, суждение которого было крайне важно. Например, согласно негласному кодексу чести, недопустимыми чертами для дворянина являлись лживость, трусость, а также неверность присяге или данному слову.
Честь являлась символом благородства, и задетая честь одного человека воспринималась не просто как унижение личностного достоинства, но как указание на то, что человек не достоин принадлежать к тому или иному роду в целом. Грубо говоря, оскорбление чести было оскорблением памяти предков, что невозможно оставить без внимания. Изначально дуэли как раз и были предназначены для восстановления чести, но со временем, как пишет Ю.М. Ло, превратились в самое настоящее «ритуализированное убийство».
Таким образом, русская дуэль — это ритуал решения конфликтов, который существовал на достаточно ограниченном отрезке русской истории, с середины XVIII до середины XIX века.
Первоначально дуэль рассматривалась как нарушение общественного спокойствия и порядка, самосуд и оскорбление власти, но к XIX веку она превратилась в частное преступление, то есть покушение на жизнь и здоровье конкретного человека. В обществе отношение к ней было разным. Большая часть дворянства воспринимала дуэль как данность, некое наследие, которое не зависит от личного мнения и воли. Она позволяла дворянам почти физически ощутить свою честь, к тому же до определенного времени поддерживала в них чувство ответственности за свои поступки. Ну, а кровожадность дуэли, как правило, осуждалась лишь стариками и женщинами, то есть теми, кто не принимал в ней непосредственного участия.
Вопрос чести
История знает много разновидностей частных поединков – рыцарские турниры, «потешные бои»… Но дуэль имеет ряд признаков, отличающих ее от прочих схваток.
Наследница турнира
Считается, что в Европе дуэли появились в 16 веке – после отмирания рыцарских турниров. Родина их – Италия, но вскоре традиция личных поединков распространилась на Францию и Германию.
«Дуо» означает «два», но парными дуэли были не всегда. На начальном этапе известно немало поединков больших компаний. Во Франции известен случай одновременной схватки 6 противников, причем выжил только один.
А.Дюма воспользовался прецедентом для создания финальной сцены в «Графине де Монсоро». Но уже в 18 веке дуэли стали поединком двоих.
История дуэлей в России началась в 1666 году. Это был импорт – участниками были два наемных офицера-иностранца. Победитель, Патрик Гордон, стал затем видным деятелем петровской эпохи.
Отличительные признаки
Прошлые века «частную» схватку чем-то особенным не считали. Но дуэль имела ряд характеристик, свойственных только ей.
- Причина дуэли – оскорбление чести и достоинства (участника или близкой ему женщины). Имущественный спор или криминальная претензия рассматривались судом.
- Дуэль – вооруженный поединок. Борьба без оружия за таковую не считалась.
- Вызов и сам поединок должны были иметь свидетелей. Встречи наедине случались редко.
- Противникам предоставлялись равные возможности: одинаковое оружие и условия. По этой причине перед схваткой обязательно приобреталось новое оружие. Каждый участник должен был иметь комплект «на двоих», а чей будет использован – решал жребий. Если один из противников не мог сражаться (был стар или болен), он мог выставить заместителя (обычно родственника или лучшего друга). Такой случай описывает Корнель в «Сиде».
- Целью было не убийство противника, а доказательство своего морального превосходства. Хотя убийства редкостью не были.
- Дуэлью мог считаться только поединок равных. Хотя им не обязательно было быть дворянами.
- Поединок должен был иметь протокол. Это требовалось для того, чтобы участников нельзя было счесть уголовными преступниками. Протокол мог быть «на честном слове», но чаще записывался.
Это были неписаные правила, но соблюдали их четко. Отступления бывали, но чаще по договоренности сторон.
Честь разночинца
Обычно участниками поединков выступали дворяне, особенно офицеры. Но это не было непреложным правилом. К примеру, известный российский политический деятель начала прошлого века А.И.Гучков (купеческого рода, но получивший дворянство по Табели о рангах) был известен как опаснейший бретер (то есть поединщик).
В Западной Европе огромной популярностью долго пользовались студенческие дуэли.
Дрались на шпагах. Участники стремились нанести противнику рану, очень легкую, но в заметное место, лучше в лицо. Целью выступало желание не столько наказать противника за оскорбление, сколько доказать, что ты – парень боевой, и лучше тебя не трогать.
Чем больше у студента было шрамов на лице, тем больше его уважали. Важно одно: противником дворянина был дворянин, разночинца – разночинец. В Западной Европе (но не в России) зафиксированы женские дуэли.
Причины дуэли
Решать, насколько сильно задета честь и стоит ли оскорбление смертоубийства, приходилось самому оскорбленному, однако обществом были определены основные причины конфликта, который мог перерасти в дуэль.
- Расхождение политических взглядов — наименее распространенная причина конфликта в России, тем не менее столкновения на политической почве периодически происходили с иностранцами, однако за «международными» дуэлями государство следило в разы строже, поэтому случались они не так часто.
- Служебные конфликты, начавшиеся на почве службы, носили более тяжелый характер, поскольку в России служил практически каждый дворянин. Для многих служба становилась самоцелью, поэтому унизить служебные достижения или усомниться в них означало задеть честь. Подобные дуэли, впрочем, не были особо широко распространены.
- Защита полковой чести можно вынести как отдельную причину дуэли: она значила для офицеров слишком много, поэтому малейшая насмешка требовала ответных действий. Более того — защищать честь полка было почетно.
- Защита семейной чести — любое оскорбление человека, принадлежавшего к той или иной семье, расценивалось членами рода как личное оскорбление. Особо остро воспринимались оскорбления, нанесенные покойным родственникам, женщинам и старикам, то есть тем, кто не может постоять за себя.
- На отдельной ступени стояла защита чести женщины. И если незамужние девушки старались оградить себя от дуэлей, связанных с их именем (пятно на репутации), то многие замужние женщины были не против оказаться в эпицентре внимания, иногда сознательно провоцируя своих мужей и любовников на стычки. Для оскорбления чести женщины не обязательно были нужны конкретные действия — было достаточно и намека, особенно если намекалось о недопустимой связи замужней женщины, что, естественно, бросало тень на ее мужа. Оставить такое без внимания было невозможно.
- Соперничество мужчин из-за женщины — также отдельная история: конфликт обычно разгорался из-за незамужней девушки, которая, однако, уже имела претендентов в женихи. Если оба мужчины имели виды на одну и ту же женщину, столкновение между ними было неизбежно.
- Защита слабого. Особо обостренное чувство чести заставляло дворянина пресекать любые попытки унизить дворянское достоинство в целом. В случае, если какой-то дворянин позволял себе оскорблять «слабого» (например, человека, стоящего на более низкой ступени социальной иерархии), другой мог выступить в качестве благородного защитника и наказать оскорбившего за недостойное поведение.
- Однако наиболее распространенными оставались бытовые ссоры. Поскольку в дворянской среде умение вести себя надлежащим образом считалось одной из основополагающих черт дворянского воспитания, дворянин, который посмел вести себя недостойно, как бы оскорблял честь всего дворянства вообще и каждого дворянина в отдельности. Особыми сферами быта, предрасполагающими к дуэлям, были охота, театр, бега, азартные игры и прочие занятия, предполагающие соревновательный дух.
Право выбора
Оно всегда предоставлялось участникам поединка. Насколько – зависело от их статуса. Выбирали оружие, место, способ действий. Больше прав было у оскорбленного, но все зависело от тяжести конфликта.
Один из участников мог отказаться от поединка. Но это было чревато последствиями. Без них отзывал вызов только оскорбленный, получив извинения.
Трусливого оскорбителя же могли подвергнуть бойкоту или уволить со службы. Наличие или отсутствие запрета на дуэли при этом не играло роли.
Бывали и исключения. Так, знаменитый оружейник С.И.Мосин дважды посылал вызов мужу любимой женщины, а тот оба раза… доносил на потенциального противника в соответствующие инстанции!
Выбор оружия
Это право предоставлялось оскорбленному. До 18 века обычно использовалось холодное оружие – сабля, рапира, шпага. Клинки должны были быть равноценными, одинаковой длины или с учетом роста бойцов. Были упоминания в истории и о курьезах, типа использования канделябров.
Дуэльные кодексы 19 века отдавали предпочтение пистолетам. Применяли только новые, одинаковые по характеристикам, гладкоствольные образцы.
После встречи противники могли оставить оружие себе. Но уже не имели права выйти с ним на новый поединок. Иногда договаривались о применении нескольких видов оружия.
Выбор места
Кроме особо тяжелых случаев, этот вопрос решали сообща. Требовалось достаточно известное, но безлюдное и удаленное местечко. Поэтому имелись участки, где дуэли происходили регулярно (Пре-о-Клер в Париже или та же Черная речка).
Если обида была очень серьезной, могли использовать место, опасное для упавшего (берег моря или пропасть). Тогда даже легкая рана грозила противникам смертью.
Но это случалось нечасто, при дуэли основной целью убийство редко бывало. На поединок нельзя было опаздывать. Задержка на четверть часа считалась уклонением.
К барьеру
Еще приходилось выбирать способ проведения поединка. Холодным оружием можно было драться, стоя неподвижно, или передвигаясь, как при обычном сражении. Пистолеты давали еще лучший простор для маневра. Существовало несколько возможностей их использования.
- Стоять неподвижно и стрелять по сигналу с определенного расстояния (измерялось шагами).
- Стоять неподвижно спиной к противнику и стрелять через плечо наугад.
- Разойтись на определенное количество шагов, а затем по команде сходиться до определенной отметки. Выстрел можно было делать на этой отметке (барьере) или на ходу.
- Сходиться постепенно, делая оговоренное число остановок для выстрела. При этом каждый противник, уже выпустивший пулю, должен был дождаться, пока то же проделает второй.
- Зарядить только один пистолет, выбрать оружие по жребию, приставить дула друг другу ко лбам и спустить курки. Как уж судьба решит…
Были и другие варианты. Так, в Америке практиковались «охоты», когда противников с одинаковым оружием (их предварительно обыскивали) запускали в определенное место (овраг, рощу, дом). Они могли делать там все, что захотят, пока не кончатся заряды.
Так выглядит поединок Мориса Джеральда и капитана Колхауна во «Всаднике без головы». Россияне в серьезных случаях стрелялись «через платок». Расстояние определялось длиной вытянутых рук участников, взявшихся за уголки одного носового платка. Промахнуться было невозможно.
Судебные поединки: по пояс в яме и с бараньим рогом в руках
Книги были снабжены шикарными гравюрами, по которым мы можем судить о вооружении и доспехах в таких поединках. Прекрасный пример — книга мастера Ганса Тальхоффера, который в 15 веке выпустил отличный учебник по единоборствам. Судя по его гравюрам, каждый из противников был одет в облегающий матерчатый или кожаный комбинезон, закрывающий, помимо прочего, и голову. Мужчина был вооружен деревянной дубиной, навершие которой по форме напоминало ромб. Женщина держала в руке чулок, в который был помещен увесистый камень. Кроме того, мужчине приходилось сражаться по пояс в яме.
Современная реконструкция дает понять, что все было по-средневековому жестко и бескомпромиссно
Без бюрократии никак
Этапы дуэли обязательно документировались. Вызов надо было делать прилюдно (обругав противника, бросив ему в лицо перчатку или отвесив пощечину) или письменно.
Если один человек получал несколько вызовов, проводился строгий жребий или вызванный сам выбирал себе противника (чтобы исключить расправу многих с одним). Условия проведения встречи также записывались и подписывались участниками.
Это должно было не допустить преступлений под видом поединков чести. Иногда это правило нарушалось на страх и риск участников. Чаще это делали тогда, когда собирались драться насмерть, или в эпоху запрета стычек. Бывали и замаскированные убийства – преступник вызывал заведомо слабейшего противника.
Обязательные участники
Хотя в самом сражении должны были участвовать только 2 человека, на месте, где происходила дуэль, народу обычно было немало. Свидетели надзирали за порядком и оказывали участникам помощь.
Скорая помощь
Если не предполагался обязательный смертельный исход, требовалось присутствие врача. Иногда приводили двоих – от каждой стороны. В эпоху запретов поединков договаривались, что доктора не сообщат властям истинной причины ранения своих пациентов.
Врачи должны были спасать жизнь тех, кто пострадал серьезно, и устанавливать, может ли раненый боец продолжать поединок. Ими же, нередко, констатировалась смерть…
Будьте моим секундантом
Важнейший участник дуэли – секундант. Им обычно становился лучший друг или родственник участника, причем не имеющий непосредственного отношения к конфликту.
После того, как бывал, брошен вызов, противникам не следовало общаться. Все переговоры вели секунданты (1-2 от стороны). Они же должны были проверить оружие, отмерить при необходимости расстояние и следить за соблюдением противниками правил.
Иногда из их среды или дополнительно выбирался распорядитель (самый старший и уважаемый среди секундантов или просто почтенный человек). Распорядитель проверял отсутствие нарушений, делал все необходимое для примирения враждующих, подавал сигналы к началу и окончанию схватки.
Быть секундантом было небезопасно. Антидуэльные законы наказывали их почти так же строго, как и участников. Бывали и худшие случаи. Так, в 1870 году в Париже принц Пьер Бонапарт, двоюродный брат императора Наполеона III, застрелил 20-летнего журналиста Виктора Нуара.
Юноша явился к нему в качестве секунданта своего приятеля, Паскаля Груссе (известен как друг и соавтор Ж.Верна, писатель Андре Лори). Тот вызвал принца на дуэль за грубое оскорбление корсиканских социалистов (Груссе был корсиканцем и революционером). Дуэльный кодекс – не уголовный. Принца оправдали…
Франц фон Болгар
1. Вызов может быть сделан сейчас по нанесении оскорбления или после.
2. Если вызов последовал тотчас, то вызывающий должен передать вызванному фамилию и адрес, на что последний отвечает тем же. Потом оба выбирают себе секундантов и посылают друг другу их фамилии и адрес.
3. Вызов, последовавший после, может быть сделан на словах или письменно и передается вызываемому всегда секундантами вызывающего.
Вызов на словах должен быть короток и должен определить причину просто и ясно.
Письменный вызов не должен отступать по форме и по содержанию от обычаев, принятых в интеллигентном обществе, и всегда прочитывается заранее секундантами.
4. Секунданты при вызове не вправе иметь при себе какое-либо оружие; только офицеры остаются при присвоенном им холодном оружии.
5. Секундантам при передаче вызова следует избегать всякого рассуждения с противником и требовать ответа тотчас же. Если бы последний все-таки стал бы вдаваться в объяснения, то они должны сейчас удалиться и составить о том протокол.
6. Секундантов своего противника вызванный обязан принять вежливо*, выслушивать их не перебивая и объявить свое решение немедля. По принятии вызова он вслед за сим пересылает им фамилии и адрес своих секундантов; в случае же отказа с его стороны – мотивированного или нет – секунданты должны составить о том протокол.
7. Не допускается противникам от вызова до прекращения их дела находиться в каких-либо сношениях между собою. Было бы достойною порицания опрометчивостью, если бы они сошлись еще до переговоров между секундантами и уговорились бы относительно условий дуэли, так как, несмотря на свое обоюдное соглашение, они все-таки должны будут подчиниться определению секундантов.
8. Противники не должны иметь сношений с секундантами другой стороны.
9. Вызов от имени нескольких лиц всегда отклоняется.
10. Вызов недопускаем между отцом и сыном и между братьями.
11. Должник не может вызывать заимодавца, пока с ним не окончил счетов. Вызов должника заимодавцем допускается.
12. Вызов может быть не принят:
а) от лица, про которое всем известно, что оно нарушило правила и условия дуэли;
б) от лица, о котором все знают, что оно, будучи секундантом, приняло участие в несоблюдении правил и условий дуэли или согласилось на нарушение их умышленно;
в) от лица, совершившего, как всем известно, поступок, противный понятиям о чести*.
13. Каждый оскорбленный, принося жалобу на оскорбителя, лишается права требовать рыцарского удовлетворения. Это право он теряет и тогда, когда жалобу берет назад; однако в последнем случае предоставляется право оскорбителю: принять вызов или нет.
14. Вызов должен последовать не позже 24 часов по нанесении оскорбления.
Для ответа определен тот же самый срок, считая от времени получения вызова
Замедления могут быть приняты во внимание только тогда, когда они вполне основательны
15. Если не появились бы особые осложнения и секунданты по уважительным причинам не порешили бы иначе, то дуэль должна состояться в течение 48 часов, следующих за временем принятия вызова.
16. Между офицерами, находящимися на театре военных действий, решаются дела, касающиеся оскорбления чести, не ранее как по заключении мира.
Запрет не помеха
В 17 веке в Европе дуэли обрели такой размах, что начали существенно сокращать количество дворянства. С этим связаны попытки изжить их. Попытка, сделанная кардиналом Ришелье, достаточно известна.
Получилось у него именно то, что описано в «Трех мушкетерах» – количество схваток только возросло.
Нашелся даже нахал, что из принципа устроил дуэль прямо под окнами у грозного министра. Наглеца казнили, но дворяне продолжали драться хотя бы назло кардиналу.
Петровский устав
Петр Великий не спешил импортировать из Европы ее недостатки. Особым уставом им были запрещены поединки в России под страхом смертной казни для всех участников!
Получилось не лучше, чем у Ришелье. Дворяне все равно полагали, во многих случаях, делом чести смывать оскорбление кровью.
Закон, запрещающий поединки, неоднократно применялся, но смог лишь немного снизить их число.
В дальнейшем русские императоры неоднократно делали попытки прекратить в России эти безобразия, но с тем же успехом. Екатерина II грозила ссылать забияк в Сибирь – и лишь немного уменьшила количество схваток. Николай I был решительным противником дуэлей, но в его правление стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым.
Общество в этом вопросе не поддерживало правителей. Дуэлянтам помогали маскировать поединки, старшие офицеры норовили избавиться от подчиненных, уклоняющихся от сатисфакций, а товарищи устраивали таким обструкцию, вынуждая уходить в отставку.
Ссылка в действующую армию или разжалование в солдаты, практиковавшиеся в качестве наказания за дуэль в середине 19 века, многими воспринимались как награда, признание мужества. Такие «наказанные» быстрее прочих получали чины и ордена. Были среди императоров и поклонники дуэлей, например, Павел I.
Обязательное сражение
Император Александр III пошел другим путем. В 1894 году он отменил запреты и ввел официальные правила организации дуэлей среди офицерства. Всякий спор должен был в первую очередь рассмотреть офицерский совет. Если он постановлял, что противникам лучше помириться, они могли послушаться, а могли и нет.
Если же решалось, что схватка обязательна, отказавшийся немедленно увольнялся из армии.
Это решение увеличило число дуэлей, но не число смертей. Вообще, в России выстрел намеренно мимо, а то и в воздух, считался делом достойным. Александровские постановления были отменены вместе с монархией.
Дуэльная лихорадка
Эпоха Александра I справедливо считается золотым веком русского дворянства — и одновременно пиком поединков. Общество охватила настоящаядуэльная лихорадка», и вызовы бросались порой по самым ничтожным поводам.
Ситуацию после поражения Наполеона I подогревало нахождение во Франции значительных оккупационных сил русских, австрийцев, пруссаков и англичан. Все они вместе с французами — как роялистами, так и бонапартистами, — увлечённо фехтовали и стрелялись, споря о политике, искусстве и женщинах.
Что касается Николая I, то его восшествие на трон оказалось связано с печальными событиями подавления заговора декабристов, среди которых оказалось немало дуэлянтов. Новый император считал дуэли варварством, но они продолжались уже в негласном порядке.
За дуэль наказывали, могли отправить служить на Кавказ, где постоянно шла война, или выслать из страны, как иностранца Дантеса, застрелившего Пушкина.
Но обычно свидетели — представители благородного общества — давали согласованные между собой показания онесчастном случае», и поединок оставался без последствий.
Пушкин вэнциклопедии русской жизни» —Евгении Онегине», оставил поэтическое описание дуэли:
Вот пистолеты уж блеснули, Гремит о шомпол молоток. В гранёный ствол уходят пули, И щёлкнул в первый раз курок.
На протяжении середины XIX века гуманизация нравов привела к постепенному уменьшению числа дуэлей. Которые с новой силой заявили о себе после того, как в 1894 году их разрешили официально и провозгласили самым эффективным способом защиты чести.
Тогда же обычай нашёл множество критиков, обвинявших дуэлянтов в кровожадности. Самым ярким отражением такого мнения стала повесть КупринаПоединок». В ней положительный герой поручик Ромашов гибнет от совершенно ничтожной интриги, чтобы старший по чину карьерист Николаев смог без ненужных слухов поступить в академию Генерального штаба.
Интересные факты
Мало кому известно, что отлучённый после дуэли с Пушкиным, от дворянского общества Дантес, подвергся остракизму не из-за убийства известного поэта, а по причине нарушения им правил дуэльного поединка.
Дело в том, что после начала схождения и выстрела Дантеса, Пушкин, получив ранение, выронил пистолет, который упав в снег отказал. Стоит отметить, что правила дуэли запрещали, кому-либо из поединщиков менять оружие во время боя.
Но Пушкин требовал заменить пистолет и Дантес ему это разрешил. После выстрела Александра Сергеевича Дантес упал, но ранение было лёгким.
Все дело в том, что на дуэли обычно брали две пары пистолетов, при этом зачастую резервная пары была снаряжена ослабленными зарядами, для того чтобы можно было решить вопрос без крови и без ущерба для репутации.
Некоторые источники считают, что вторая пара пистолетов на этой дуэли имела именно такой заряд.
Дантес же согласился на замену оружия, тем самым поставив себя в более выгодное положение. Неизвестно знал ли он заранее о наличии ослабленного заряда, скорее всего, догадывался, но, тем не менее, разрешил использование такого оружия. За что впоследствии и поплатился.
Один из известных случаев вызова на дуэль дворянина разночинцем опять же связан с Дантесом, именного его впоследствии вызвал на дуэль мещанин, но убийца Пушкина отказался от вызова на законных основаниях.
Cherchez la femme
Вышеописанные дуэли объединяет один фактор – женщина. В Российской империи дуэли часто происходили из-за оскорбления чести женщины или же из-за оскорбления чести того, кто считал её своей.
Ещё одной известной «романтической» дуэлью можно считать так называемую дуэль четырёх, в которой участвовал и Грибоедов. Речь идёт не об одной дуэли, а о двух, произошедших в 1817-1818 ггоды в Петербурге и Тифлисе. В первой из них сошлись кавалергард Василий Шереметьев и граф Александр Завадовский.
Шереметьев вызвал Завадовского на дуэль после того, как тот встретился у себя на квартире с возлюбленной Шереметьева – балериной Авдотьей Истоминой. Грибоедов же оказался вовлечённым в эту историю из-за того, что именно он привёз красавицу на квартиру к своему другу, у которого тогда жил.
По воспоминаниям современника этих событий драматурга Жандра, Шереметьев не знал, кого ему следовало вызвать на дуэль, и просил совета у своего приятеля Якубовича. Именно он подсказал ревнивцу, что было «два лица требующих пули».
В итоге, в ноябре 1817 года состоялась дуэль между Шереметьевым и его обидчиком Завадовским, на следующий день после которой раненный кавалергард скончался. Но его честь всё же была восстановлена.
Как писал Лотман в своей книге «Беседы о русской культуре
Быт и традиции русского дворянства XVIII-начало XIX века», самого факта пролития крови (неважно чьей) уже было достаточно для восстановления нанесённого ущерба
Иногда бой проходил с обнаженным торсом
Считалось, что, во-первых, женская одежда стесняет движения, а, во-вторых, корсет может слишком хорошо защитить от ударов клинка, да и спрятать под ним броню было гораздо легче. Ну и, в-третьих, кусочки одежды могли попасть в рану, что привело бы к заражению. Разумеется, такой поединок проводился в чисто женском обществе, даже слуги-мужчины должны были отойти на приличное расстояние и ждать отвернувшись, пока их не позовут.
Иногда случалось и так, что дама вынуждена была сражаться с мужчиной. Понятное дело, что никто бы не принял вызов от женщины, опасаясь быть опозоренным (вне зависимости от исхода), и тогда в ход шли уловки и переодевание.
Во Франции жила мадемуазель Ла Мопен (1673-1707), известная тем, что убила на дуэлях несколько мужчин и любила, переодевшись в мужскую одежду, танцевать на королевских балах, а когда ее оттуда пытались вытурить, угрожающе обнажала шпагу. И, хотя король Людовик XIV запрещал дуэли, на ее выходки падкий до женских прелестей монарх смотрел сквозь пальцы.
Также в 17 веке во Франции некий офицер, воспользовавшись гостеприимством, самовольно занял комнату графини Сен-Бельмон и вел себя вызывающе. Через некоторое время он получил вызов от некоего «шевалье де Сен-Бельмон». И какого же было изумление бравого капитана, когда сеньор не только обезоружил его в поединке, но и обратился к нему со словами: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь, я — мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».
В Россию мода на дворянские дуэли пришла из Европы, и особенно ярко они проявили себя во времена Екатерины II, которая и сама в молодости дралась на дуэли с троюродной сестрой, так что на шалости своих подданных смотрела сквозь пальцы. В эту эпоху прославилась и княгиня Екатерина Воронцова-Дашкова, которая в 1770 году, во время пребывания в Лондоне, поссорилась с местной аристократкой, немедленно отправившись драться с ней на шпагах в саду. Получив незначительные раны, дамы разошлись с миром.
Позже, в 19 веке, дворянки организовывали свои закрытые дуэльные клубы, для прикрытия называвшиеся «литературными салонами». Так в салоне некой госпожи Востроуховой, по некоторым данным, в 1823 году прошло семнадцать женских поединков. Конечно, столичная мода докатывалась и до провинций, и вот, в июне 1829 года, помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова сражаются на саблях своих мужей, при этом так рьяно, что погибают обе. Их дело подхватили взрослеющие дочери, и через пять лет уже Александра Заварова зарубила Анну Полесову на такой же дуэли, о чем она с удовлетворением записала в своем дневнике, откуда мы и знаем подробности.
К началу 20 века дуэльная лихорадка сошла на нет, превратившись в фарс. К примеру, из-за внимания известного композитора Листа французская писательница Жорж Санд дралась на ногтях с возлюбленной композитора, Марией д’Агу, а их избранник сидел в это время в соседней комнате и ожидал финала схватки своих фурий.
К счастью, в наше время девушки не так часто используют оружие для доказательства своей правоты, хотя интернет пестрит видео жесточайших женских драк, но тут хотя бы используют лишь кулаки и ноги, так что летальный исход редок. Поединки с участием женщин показывают нам, что воинское искусство не чуждо прекрасным дамам, а оружие в руках сильно уравнивает шансы.
Поединок двух королей
Право на судебный поединок неизменно сохранялось и подтверждалось в средневековых кодексах.
Поединок Эдмунда Железнобокого и Кнуда Великого
На ту же тему
Кнуд Великий, Свен Вилобородый и датско-английская империя
Дело дошло до того, что в 1016 году на поединке сражались два короля — английский Эдмунд Железнобокий и датский Кнуд Великий. Причина дуэли была проста — Кнуд хотел завоевать Британию, а Эдмунд всячески мешал ему в этом нелёгком деле. Сойдясь на поле боя, два правителя после недолгой беседы пришли к выводу, что их люди устали воевать.
Так что почему бы не решить судьбу короны всего одним поединком?
Дуэль королей состоялась верхом. Эдмунд, будучи сильнее Кнуда, мощным ударом разбил его щит и уже готовился нанести смертельный удар, как датчанин остановил поединок, предложив вместо пролития крови разделить остров пополам. Так и порешили.
Впрочем, Эдмунд вскоре умер, так что Англия досталась Кнуду. Кстати, по одной из версий Эдмунд был застрелен из арбалета, сидя на отхожем месте. Сюжет, воспроизведённый Дж. Мартином в «Игре престолов», где именно так от руки своего сына Тириона погиб лорд Тайвин Ланнистер.