Почему не были запущены в годы войны в производство пушки ВЯ


23-мм авиационная пушка ВЯ.

23-мм авиационная пушка ВЯ (ТКБ-201).

Разработчик: А.А.Волков, С.А.Ярцев Страна: СССР Начало разработки: 1940 г. Испытания: 1941 г.

В ЦКБ-14 конструкторами А.А.Волковым и С.А.Ярцевым под новый 23-мм патрон была создана 23-мм автоматическая пушка ТКБ-201, позже получившая название ВЯ. Чертежи ТКБ-201 были готовы к 6 мая 1940 года. Действие автоматики основано на принципе использования энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Затвор скользящий. Запирание клиновое. Питание автомата осуществлялось звеньевой металлической лентой.

Подача патрона «двухэтажная», досылка прямая. После каждой очереди подвижные части пушки останавливались на шептале в крайнем положении, что исключало возможность воспламенения заряда в камере от ствола, нагревшегося во время стрельбы.

При заряжании и перезаряжании пушки (после задержки) подвижные части отводились в крайнее заднее положение с помощью механизма пневмозарядки.

Достоинством автомата ВЯ являлся его высокий темп стрельбы при большой мощности выстрела для такого калибра, недостатком — большая отдача и резкая работа механизмов.

Большая отдача вызывала необходимость ставить автомат, как правило, с пружинным амортизатором. Резкая работа механизмов снижала живучесть деталей и вызывала задержки, многие из которых не могли быть устранены в воздухе.

Длина ствола пушки ВЯ — 1657 мм. Габариты пушки: длина — 2145 мм, ширина — 162 мм; высота — 212 мм. Вес пушки — 66 кг. Темп стрельбы — 550-650 выстр./мин.

В боекомплект пушки ВЯ входили осколочно-зажигательные, осколочно-зажигательно-трассирующие и бронебойно-зажигательные снаряды. Вес всех снарядов был одинаков — около 200 г, т.е. в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК. Осколочный снаряд содержал 10 г взрывчатого вещества. Разрывное действие осколочного снаряда пушки ВЯ было в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК.

В первой половине 1941 года была закончена отработка 23-мм патрона с бронебойно-зажигательным снарядом. Снаряд состоял из корпуса подкалиберного бронебойного сердечника, дюралевого баллистического наконечника и помещенной внутри корпуса шашки с 6 г зажигательного вещества. Снаряд на расстоянии 400 м по нормали пробивал 25-мм броню.

За отсутствием серийного самолета Ил-2, под который сделали пушку, первые летные испытания пушки ТКБ-201 проводились на «Мессершмитте-110» (1940 г.). Пушка была установлена в фюзеляже, установку для нее делали в КБ Микояна под руководством Н.И.Волкова.

Сначала, несмотря на сравнительно неплохие данные ТКБ-201, предпочтение было отдано пушке МП-6, которая была запущена в производство. Однако недостатки МП-6 заставили командование в апреле-мае 1941 года провести повторные сравнительные испытания ТКБ-201 и МП-6. На этот раз ТКБ-201 была установлена на Ил-2. По результатам испытаний пушка ТКБ-201 в мае 1941 года была принята на вооружение под индексом ВЯ. Устанавливалась на самолеты: Ил-2, Ил-10.

Отдача пушки ВЯ была столь велика, что ее не решились устанавливать на истребителях. Единственным ее носителем стал штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого устанавливали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол.

Пушки ВЯ производились на двух заводах (№ 2 и № 66). В 1942 году было произведено 13420 экз., в 1943 году — 16430, в 1944 году — 22820, в 1945 году — 873, в 1946 году — 2002 и в 1947 году — 1247 штук. Итого 64655 пушек.

ТТХ:

Длина ствола, мм: 1657 Калибр, мм: 23 х 152 Габариты пушки, мм -длина: 2145 -ширина: 162 -высота: 212 Вес пушки, кг: 66 Темп стрельбы, выстр./мин.: 550—650 Начальная скорость, м/с: 900

Авиационная пушка ВЯ-23.

Авиационная пушка ВЯ-23.

Пушка ВЯ-23 в крыле штурмовика Ил-2.

Оружейники обслуживают авиапушку ВЯ-23.

Сборка авиационных пушек ВЯ-23 на Тульском машиностроительном заводе.

.

.

Источник: А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.

Пушки для «летающих танков»

2 сентября исполнилось 115 лет со дня рождения известного тульского конструктора-оружейника Сергея Александровича Ярцева, одного из создателей авиационной пушки ВЯ (Волкова–Ярцева), которой были оснащены советские самолёты-штурмовики в годы Великой Отечественной войны. В этот день Тульское региональное отделение Союза машиностроителей России организовало для сотрудников предприятий ОПК экскурсию в Музей оружия.

Стремление к знаниям

Тульское РО Союза машиностроителей России регулярно инициирует мероприятия, направленные на популяризацию оружейной истории нашего края и сохранение памяти о жизни и работе легендарных конструкторов. В этом ему помогает плодотворное сотрудничество с Тульским государственным музеем оружия, коллекция которого по праву считается одной из лучших не только в России, но и в мире. В этот раз на экскурсию в музей были приглашены сотрудники АО «Тулаточмаш», ФБУ «ЦСМ», АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова» и его филиала – ЦКИБ СОО.

Сергей Александрович Ярцев (1906–1981) – потомственный оружейник, он родился в Туле в семье рабочего Императорского Тульского оружейного завода. Ярцевы жили трудно, бедно, но родители всё же отдали сына в школу: он очень хотел учиться. Сергею было девять лет, когда он, играя во дворе, неудачно упал, серьезно повредил ногу в суставе, перенес операцию, а потом заболел туберкулезом костей. Мальчик пролежал в постели два года, пока не поправился, – и вновь пошел в школу, на костылях. А еще через год умерла от тифа мама Сергея…

Именно в это тяжелое для семьи время начал складываться характер будущего конструктора. Он решил продолжить учебу. Закончив школу первой ступени, поступил в профшколу при оружейном заводе – здесь он освоил профессии токаря и чертежника-копировщика. А потом устроился токарем в цех, где делали стволы для ручного пулемёта Максима–Токарева. В это время группа ТОЗа, в которую входили легендарные конструкторы П. П. Третьяков и И. А. Пастухов, занималась переделкой пулемёта «максим» в авиационный, и в этой работе активное участие принимал Ярцев. Талант молодого человека был замечен, и его перевели в проектно-конструкторское бюро, где он работал копировщиком, а затем чертежником. Со временем Ярцеву стали доверять разработку отдельных деталей. Новое дело ему очень нравилось, но специального технического образования явно не хватало, и Сергей Александрович поступил в Тульский вечерний механический техникум.

Под крылом штурмовика

В 1940 году несколько ведущих конструкторских организаций страны получили задание разработать авиационную пушку калибра 23 мм, с начальной скоростью снаряда около 900 метров в секунду и темпом стрельбы 600 выстрелов в минуту. В тульском КБ это поручили конструкторам А. А. Волкову и С. А. Ярцеву, ранее работавшим над созданием авиационной пушки, только калибра 20 мм.

Задача оказалась непростой: первый образец пушки ТКБ-201 был готов к маю 1940 года, однако во время испытаний обнаружились технические проблемы. Тульским конструкторам пришлось много и настойчиво работать, чтобы устранить недостатки, и ТКБ-201, впоследствии получившая название «ВЯ-23» (Волкова–Ярцева), была принята на вооружение. Именно такими пушками в период Великой Отечественной войны оснащали советские штурмовики ИЛ-2, которые наши солдаты называли «летающими танками», а немцы – «чёрной смертью».

У ВЯ-23 было много преимуществ, прежде всего – высокий темп стрельбы: до 650 выстрелов в минуту при большой мощности выстрела для такого калибра. Наблюдались и недостатки – в частности, большая отдача и резкая работа механизмов, которая влияла на «живучесть» деталей. Именно из-за этого фактора ВЯ-23 не устанавливали на истребителях. Но для ИЛ-2 пушка Волкова–Ярцева оказалась оптимальным оружием: в самолете было две пушки, по одной на крыло, с запасом в 150 патронов на каждую.

За разработку ВЯ-23 Волков и Ярцев в 1941 году были награждены Сталинской премией.

В послевоенные годы С.А. Ярцев занимался усовершенствованием прославившейся пушки – ее новая модификация могла делать 700 выстрелов в минуту. В 50-е годы Сергей Александрович возглавил конструкторскую группу, которая разрабатывала 37-мм авиационную пушку с темпом стрельбы до 800–890 выстрелов в минуту.

В 1960 году Сергея Александровича с большой группой конструкторов перевели в ЦКИБ СОО. Он руководил конструкторским отделом, принимал участие в выполнении ряда научно-исследовательских работ. Им были разработаны экспериментальные образцы 7,62-мм пулемёта шквального огня ТКБ-041 с темпом стрельбы 7000 выстрелов в минуту; малогабаритного пулемёта под специальный патрон ТКБ-061; 23-мм автоматической пушки ТКБ-0105; 5,6-мм автоматы под специальный патрон ТКБ-590, ТКБ-0106.

С. А. Ярцев уволился из ЦКИБ СОО в июне 1980 года, являясь пенсионером союзного значения. Умер 9 июля 1981 года.

Традиции тульских оружейников

…Экскурсию по Музею оружия для союзмашевских гостей провел заместитель начальника экскурсионного отдела Илья Кладов. О легендарной ВЯ-23 он рассказал особенно подробно – образец пушки Волкова–Ярцева представлен в постоянной экспозиции.

– Изучение истории оружейного производства необходимо, важно знать, как оно развивалось, тем более что технические решения прошлого до сих пор находят применение и сейчас, – считает специалист филиала АО «КБП» – ЦКИБ СОО Иван Власов. – Конечно, о конструкторе Ярцеве я слышал и раньше. В годы обучения – я закончил ТулГУ три года назад – нам рассказывали о том, что он разработал авиационную пушку, которая была эффективна в годы войны. А сегодня я эту пушку увидел – впечатление сильное, на самом деле – очень сложная конструкция…

– Я рад возможности еще раз посетить наш замечательный Музей оружия, сюда можно приходить бесконечно – всегда узнаешь что-то новое, – говорит специалист филиала АО «КБП» – ЦКИБ СОО Александр Шарапов. – Тем более рад это сделать сегодня, когда отмечается 115-летие со дня рождения Сергея Александровича Ярцева. Самая значимая его разработка – ВЯ-23 – значима не только для своего времени, многое из того, что изобрели конструкторы тех лет, актуально и сегодня.

– Сергей Александрович Ярцев – уникальный человек, он – один из тех, кто ковал Победу в Великой Отечественной войне, – отметил исполнительный директор Тульского РО Союза машиностроителей России Александр Благовещенский. – Сегодняшний юбилей – одна из важнейших дат в оружейной истории Тулы и туляков, которая дает возможность привлечь внимание к имени знаменитого конструктора, больше узнать о его жизни и работе. Подобного рода экскурсии мы организуем не только для работников предприятий, но и для школьников. Молодежь должна знать историю, чтобы продолжать славные традиции тульских оружейников. Мы благодарны Тульскому государственному музею оружия за сотрудничество и помощь в реализации.

  • Пушка
  • Музей
  • Союзмаш
  • Ярцев

Расскажите об этом всем!

Подпишитесь на наш канал на Яндекс.Новости

Битва за небо

Труд рабочих на оборонных предприятиях во время Великой Отечественной войны сложно переоценить. Заводы, входящие сегодня в Госкорпорацию Ростех, выпускали широкий ассортимент фронтовой продукции: от сырья до стрелкового оружия и авиационных бомб.

Безусловно, величайшую победу в истории страны нельзя было осуществить без установления господства в воздухе. Огневую мощь ВВС отечественной армии усилили скорострельные авиационные пулеметы и пушки известных советских конструкторов-оружейников Шпитального, Владимирова, Волкова, Ярцева. На вооружении нашей авиации находились: пулеметы ШКАС (1800 в/мин), ШВАК (700-800 в/мин), Березина (800-1050 в/мин). Их разработку и производство вели Тульский оружейный и Ижевский машиностроительный заводы.

Стоит отметить, что освоение всех видов оружия на заводах, входящих сегодня в Ростех, происходило в годы войны рекордными темпами.

Авиапулемет ШКАС

С этим пулеметом связан любопытный случай. В дни празднования 20-летия Победы одна из тульских газет поведала читателям, что в победном 1945 году советские воины обнаружили в рейхсканцелярий Гитлера тульский 7,62-мм авиапулемет ШКАС. Орудие стояло под стеклянным колпаком, а рядом висел приказ. В нем говорилось, что ШКАС будет выставлен в канцелярии, пока немецкие специалисты не создадут такой же для Люфтваффе.

Борис Шпитальный родился в 1902 году. По окончании Московского механического института в 1927 году он, немного поработав в московском Научном автомоторном институте, перешел в проектно-конструкторское бюро Тульского оружейного завода. Там он и выступил с предложением проекта скорострельного авиационного пулемета. Первый образец ШКАСа был готов уже к середине осени 1930.

Несмотря на малую массу (около 10 килограмм) и компактность, пулемет обладал исключительно высоким темпом стрельбы — 1800 выстр./мин, которого не было ни в одном иностранном образце автоматического оружия. В дальнейшем еще несколько лет заводские конструкторы трудились над совершенствованием ШКАСа.

1 октября 1932 года 7,62-мм авиационный пулемет системы Шпитального—Комарицкого (ШКАС) был принят на вооружение. Создатели пулемета отмечали исключительно высокий темп стрельбы их детища. Он достигался за счет короткого хода подвижных частей и совмещения ряда операций перезаряжания. Эффективность огня повышалась специально созданными патронами с трассирующими, зажигательными и бронебойно-зажигательными пулями. Турельный и крыльевой вариант пулемета были созданы зимой 1934 года. В 1933 году было изготовлено 365 авиапулеметов, а в 1940 году их производство возросло до 34 233 штук.

ШКАС и его последующие модификации устанавливались на самолеты до конца Великой Отечественной войны. Качество ШКАСов по достоинству оценили в частности летчики республиканской Испании, где они нашли свое первое боевое применение.

Авиапушка ШВАК

9 февраля 1931 года перед конструкторами поставили задачу разработать и изготовить 12,7 мм авиационный пулемет для стрельбы, как через винт, так и с турели по системе Шпитального. Образец такого пулемета был разработан Владимировым в начале 1932 года и 28 мая уже изготовлен. В 1935 начался серийный выпуска ШВАК . Пулемет оказался мощным оружием для борьбы с истребителями противника, однако фугасное действие его разрывных пуль было недостаточным. Решили разрабатывать систему большего калибра.

По устройству 20-мм пушка ШВАК была одинакова с 12,7-мм одноименным пулемётом. Различие было лишь в диаметре канала ствола. Питание пушки ленточное, перезаряжание пневматическое или механическое.

В 1936 году на вооружении советской армии появился первый образец 20-мм пушки ШВАК (Шпитальный, Владимиров авиационная крупнокалиберная), получивший в годы Великой Отечественной войны широкое применение. Новым элементом в ее конструкции была двухтактная подача — патронная лента перемещалась как при откате, так и при накате подвижных частей. Для этой пушки разработали патроны с осколочно-трассирующими снарядами и снаряды комбинированного действия: бронебойно-зажигательные и осколочно-зажигательные. По тактико-техническим характеристикам ШВАК, как и ШКАС, намного превосходила лучшие зарубежные образцы ствольного бортового вооружения того времени.

Любопытно, что 20-мм пушка ШВАК, выпускавшаяся на Ковровском заводе, нашла применение не только в авиации, но в танкостроении. В 1941 году пушки устанавливали на легкие танки Т-60, что увеличило мощность их огня в десятки раз, а прицельную дальность довести до 7 километров. Т-60 принимали участие в боях бод Истрой в декабре 1941 года во время исторической битвы за Москву.

В период войны пушками ШВАК были вооружены 37 тысяч истребителей Яковлева, 22 тысячи самолетов Лавочкина, 40 тысяч штурмовиков Ил-2 (пушки ШВАК и ВЯ). На каждый штурмовик ставилось по две пушки.

Авиапулемет Березина

Бурное развитие авиации в 40-ы годы требовало все более мощного оружия. В апреле 1941 года был принят на вооружение и серийно выпускался в Туле пулемет УБ-12,7. Созданный на базе разработанного тульским конструктором Михаилом Березиным крупнокалиберного синхронного пулемета БС, уже в самом начале войны пулемет УБ-12,7 стал одним из основных видов авиационного оружия. Он выигрывал по характеристикам у ШКАСа. Хотя на фронте, конечно, любой лишний ствол был важен и нужен.

Автоматика пулемета основана на использовании энергии пороховых газов, часть которых отводилась через специальную трубку из ствола и воздействовала на механизмы перезаряжания. Взведение затвора при одновременной подаче патрона из ленты производилось специальным пневматическим устройством. Пулемет был очень надежен. Из него можно было вести огонь даже при очень низких температурах.

В синхронном варианте (УБС) пулемет устанавливался на истребителях ЛаГГ-3 Як-1, Як-7, Як-3 . в крыльевом и турельном — на Пе-2 пе-2 , Ил-2 , У-2 , Ту-2, Пе-8 и на полученных по ленд-лизу американских бомбардировщиках А-20.

Автоматическая пушка ВЯ

В 1940 году конструкторы Волков и Ярцев создали автоматическую пушку ВЯ калибром 23 мм. Для нее были разработаны снаряды комбинированного действия: бронебойно-зажигательный и осколочно-зажигательный. Начальная скорость снаряда — 900 м/с (на 100 м/с больше, чем снаряда ШВАК), вес 200 г (у ШВАК — 96 г). С дистанции 400 м он пробивал бронеплиту толщиной в 25 мм, а попадание в бензобак почти всегда приводило ко взрыву оного. Пушками ВЯ вооружались — в комбинации с пулеметами — прежде всего штурмовики Ил-2, а затем и некоторые истребители. В иностранных ВВС по обеим сторонам участников второй мировой войны подобной пушки на вооружении не было.

За годы войны было изготовлено 48186 пушек 23мм калибра. Ближе к концу войны устанавливались в составе спаренной установки 2-У-23 для вооруженных катеров, а в составе счетверенной установки 4-У-23 — для вооружения подводыных лодок ВМФ страны.

Пушка НС-37

37-мм пушка НС-37 была принята к серийному производству в 1942 г. его разработал коллектив, возглавляемый Нудельманом и Сурановым. Вместе со ШВАКами НС-37 делали на Ижевском машиностроительном заводе.

К этому времени изготовлено около 25 тысяч авиационных пулеметов. При этом Тульский и Ижевский заводы успевают работать и для других предприятий — изготавливать стволы к различным типам стрелкового оружия, оснастку и инструмент. В 1943 году произведено на Ижмаше около 3 млн винтовок различных типов, более 40 тысяч авиапулеметов Березина и около 4800 авиапушек Нудельмана — Суранова. В октябре 1944 в Ижевске начинают выпуск 20-мм авиапушки Березина Б-20 — уже через два месяца ее производство возросло на 285 %.

К 1945 году производство оружия на Ижмаше выросло почти в три раза по сравнению с 1941 годом. В 1945 году Ижевский машиностроительный выпускал 20 видов военной техники. Всего за годы войны здесь было произведено более 11 млн винтовок и карабинов, более 15 тысяч авиационных пушек, более 130 тысяч противотанковых ружей. Кроме того, острая необходимость постоянного наращивания темпов производства стала причиной внедрения новых технологий. Так, например, если в мирное время цикл обработки ствола длился 22 часа, то во время войны сократился до 2 часов.

В сравнении с другими аналогичными орудиями НС-37 обладала лучшими показателями по надежности, габаритам, весу, скорострельности, была более технологичной. Она имела короткий ход ствола, пружинно-гидравлический накатник, ленточное питание патронами. Механизм подачи работал от специальной пружины, взводившейся при откате ствола. Ее боекомплект состоял из бронебойно-зажигательно трассирующих и осколочно-зажигательно-трассирующих снарядов. Пушка устанавливалась на истребителях ЛаГГ-3 и Як-9Т в развале блоков мотора для стрельбы через втулку винта, а на штурмовиках — под крыльями

Орудие зарекомендовала себя как безотказное и грозное оружие. По свидетельству пилотов, достаточно было попадания одного снаряда, чтобы самолет противника «падал отдельными обломками на землю». Пушка в эксплуатации была проста, мало загрязнялась, не имела задержек в стрельбе и отлично показала себя в боях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]