Авиационная пушка M61 Vulcan – второе рождение системы Гатлинга

У этого термина существуют и другие значения, см. Вулкан (значения).

Avro Vulcan
Авро «Вулкан» с открытым бомбовым отсеком
Типстратегический бомбардировщик
РазработчикAvro Aircraft
ПроизводительAvro
Главный конструкторRoy Chadwick[d] и Стюарт Дэвис[d]
Первый полёт30 августа 1952
Начало эксплуатации1956
Конец эксплуатациимарт 1984
ЭксплуатантыRoyal Air Force
Годы производства1956—1965
Единиц произведено136 (включая прототипы)
Медиафайлы на Викискладе

Авро «Вулкан»

(англ. Avro Vulcan) — британский стратегический бомбардировщик, второй из бомбардировщиков «V-серии». Совершил первый полёт 31 августа 1952 года. Всего выпущено 136 самолётов, включая прототипы.

«Вулкан» состоял на вооружении Королевских ВВС в 1956—1984 годах, став, таким образом, последним британским стратегическим бомбардировщиком. Самолёты этого типа совершили несколько боевых вылетов в ходе Фолклендской войны. Один «Вулкан» (серийный номер XH558) был возвращён в полётопригодное состояние[1], в 2012 году самолёт совершил показательный полёт на авиасалоне в Фарнборо[2] и неоднократно участвовал в различных авиашоу. Однако после 2015 года выполнение полётов маловероятно, так как двигатели выработали свой ресурс, а продление его невозможно из-за отсутствия запасных частей[3].

История[ | ]

Разработка[ | ]

История всех стратегических бомбардировщиков начинается с момента создания ядерного оружия, для которого требовалось средства доставки. В 1947 году в Великобритании было принято решение о создании бомбардировщика, способного нести одну бомбу массой 4,5 тонны на расстояние до 3000 км со скоростью не менее 900 км/ч и практическим потолком до 15000 м[4].

Зимой 1947 года на , под руководством главного конструктора Р. Чедвика, начались работы по созданию нового дальнего бомбардировщика для ВВС Великобритании. Специфика требований ВВС Великобритании состояла в том, что создаваемый скоростной бомбардировщик должен был действовать с небольших британских аэродромов. ВВС Великобритании просто не могли себе позволить строить разветвлённую сеть авиабаз[4].

После войны получила большое количество трофейных материалов по аэродинамике больших скоростей и технологий, разработанных немецкими специалистами. Эти материалы активно применялись в создании нового самолёта. Для нового самолёта была выбрана схема бесхвостки с треугольным крылом толстого профиля и относительного малого удлинения большой площади. Вооружение и двигатели были утоплены в корпус[4].

В мае 1947 года проект нового самолёта был представлен министерству снабжения Великобритании, отвечавшему за создание авиационной техники. В ноябре 1947 года, после длительных дебатов предложения получили окончательное одобрение, что позволило приступить к полномасштабным работам по созданию самолёта. Самолёт получил обозначение «тип 689»[4].

В 1948 году была изготовлена новая модель бомбардировщика, в которой конфигурация планера была пересмотрена: вертикальные кили стали цельноповоротными, воздухозаборники из круглых превратились в овальные и был изменён угол установки крыла. В течение 1948 года был проведён большой объём испытаний в аэродинамических трубах. По результатом испытаний было разработано новое крыло, имевшее больший внутренний объём и более простую конструкцию[4].

Осенью 1949 года техническое проектирование самолёта «698» было завершено. По сравнению с первоначальным проектом внешний вид самолёта значительно изменился. Вместо двух поворотных килей был установлен один киль классического вида, воздухозаборники были утоплены в передней кромке крыла, возросла масса планера. Постройка первого самолёта началась в в апреле 1950 года. Первый полёт состоялся 30 августа 1952 года на аэродроме , недалеко от Вудфорта. Королевские ВВС присвоили ему наименование «Вулкан»[4].

Эксплуатация[ | ]

Первый самолёт Avro Vulcan поступил в Королевские военно-воздушные силы Великобритании в сентябре 1956 года[5].

Самолёты «Вулкан» участвовали в бомбардировке Порт-Стэнли во время Фолклендской войны в 1982 году (Операция Black Buck). В результате рейда была повреждена взлётно-посадочная полоса на захваченных аргентинцами островах и уничтожена радарная установка. Эта операция стала первым и последним боевым применением «Вулканов».

Завершительный полёт последнего бомбардировщика Avro Vulcan состоялся в октябре 2015 года в рамках маркетинговой кампании спортивного автомобиля Aston Martin Vulcan[6][7].

Примечания

  1. По назначению Бомбардировщики:

    730 • Aldershot • Antelope • Buffalo • Lancaster • Lincoln • Manchester •
    Vulcan
    Транспортные:

    Andover • Lancastrian • York

    Морские патрульные:

    Anson • Bison • Shackleton

    Пассажирские:

    748 • Ashton • Commodore • Eighteen • Five • • Six • Ten • Tudor

    Учебно-тренировочные:

    504 • Athena • Cadet • Prefect • Tutor

    Истребители:

    Avenger • Avocet • Spider

    Спортивные:

    Avian • Baby

    Экспериментальные:

    707 • Ashton • Burga • Duigan

    Ранние:

    Roe I Biplane • Roe I Triplane • Roe II Triplane • Roe III Triplane • Roe IV Triplane

Конструкция[ | ]

Авро «Вулкан» построен по схеме бесхвостка с фюзеляжем, интегрированным в крыло, в толстых корневых наплывах которого размещаются двигатели (по 2 с каждой стороны). Компоновка получается очень близкой летающему крылу, отличаясь от неё выделенным фюзеляжем с килем большой площади. При длине самолёта 30,45 м хорда в корневой части крыла составляет около 18 м (60 % всей длины). Основная конструкция планера выполнена из листовых легких сплавов.

Фюзеляж

Фюзеляж круглого сечения с постоянным сечением около 3 м. В носовой части фюзеляжа, перед кабиной экипажа, расположен отсек радиолокационной станции (РЛС). Снизу носовой части установлен входной люк и блистер бомбардировочного оптического прицела. В средней части фюзеляжа расположен бомбовый отсек длиной 8,5 м. В хвостовой части находится отсек РЛС защиты задней части фюзеляжа, антенна которого закрыта радиопрозрачным обтекателем. Внизу хвостовой части, под рулем направления, расположен контейнер тормозного парашюта[4].

Кабина экипажа герметизированная. Экипаж самолета состоит из пяти человек — два летчика, штурман-бомбардир, штурман и офицер радио-электронного подавления (РЭП). Пилоты самолета располагаются на катапультируемых креслах. Перед катапультированием фонарь кабины отстреливается. Остальные члены экипажа, в случае аварийной ситуации, покидают самолет через входной люк[4].

Крыло

Крыло двухлонжеронное треугольное в плане. Крыло самолета имеет увеличенный размах и стреловидность по задней кромке. В местах наплывов носовая часть крыла имеет острую переднюю кромку и отклонена вниз. Для доступа к двигателям в нижней части крыла имеются съемные панели. Лонжероны установлены параллельно передней кромке корневой части крыла. На заднем лонжероне расположены оси шарниров поверхностей управления. Нервюры перпендикулярны заднему лонжерону[4].

Воздушные тормоза — восемь панелей прямоугольного типа, установлены попарно в верней и нижней частях крыла на двух выдвижных кронштейнах. Положение панелей по высоте и угол их установки могут изменяться. Максимальный угол отклонения воздушных тормозов — 90 градусов. Эффективность воздушных тормозов довольно высока: при полном выпуске тормозов сопротивление самолета возрастает в 2,5 раза[4].

Элероны установлены в концевых частях крыла. Между элеронами и центропланом расположены рули высоты.. Элероны и рули высоты состоят из двух секций с раздельным управлением каждой секцией. Площадь рулей высоты 20 м², площадь элеронов 10 м². На верхней поверхности крыла перед линией возможного отрыва пограничного слоя установлено 36 турбулизаторов потока[4].

Шасси

Шасси трехопорное. Основные стойки шасси имеют жидкостную амортизацию и оснащены восьмиколесными тележками. Все 16 колес снабжены автоматами торможения. Передняя стойка шасси имеет двухколесную управляемую тележку.

Вертикальное оперение

Киль стреловидный, в плане имеет трапецеидальную форму[4].

Силовая установка

Четыре турбореактивных двигателя (ТРД) Бристоль «Олимп» 102 (4×5450 кгс) или «Олимп» 104 (4×5900 кгс). Каждый из двух двигателей имел общий воздухозаборник, который на некотором расстоянии от передней кромки был разделен перегородкой. Между воздухозаборником и фюзеляжем имеется система отвода пограничного слоя. Топливные баки размещены в крыле и фюзеляже[4].

Вооружение

Бомбовая нагрузка массой до 9500 кг (нормальная 4500 кг), включающая до 21 свободнопадающей бомбы калибром 450 кг. Одна управляемая ракета (УР) «Блю Стил» полуутопленная под фюзеляжем[4].

Общесамолетные системы[ | ]

Система управления — бустерная. В канале рыскания — управление рулем направления — установлен демпфер.

Противообледенительная система — тепловая.[8]

Целевое оборудование[ | ]
  • панорамная бомбардировочная радиолокационная станция
  • оптический прицел
  • бортовой вычислитель
  • доплеровская навигационная радиолокационная станция
  • блок радиоопознавания «свой-чужой»
  • оборудование для посадке по приборам
  • радиостанция УКВ-диапазона
  • радиостанция КВ-диапазона
  • станция радиолокационной разведки
  • станция оповещения об облучении РЛС противника
  • перехватчики активных помех
  • устройство пассивных помех[8]

Отрывок, характеризующий Avro Vulcan

«Ну вот точно так же она вздрогнула, точно так же подошла и робко улыбнулась тогда, когда это уж было», подумала Наташа, «и точно так же… я подумала, что в ней чего то недостает». – Нет, это хор из Водоноса, слышишь! – И Наташа допела мотив хора, чтобы дать его понять Соне. – Ты куда ходила? – спросила Наташа. – Воду в рюмке переменить. Я сейчас дорисую узор. – Ты всегда занята, а я вот не умею, – сказала Наташа. – А Николай где? – Спит, кажется. – Соня, ты поди разбуди его, – сказала Наташа. – Скажи, что я его зову петь. – Она посидела, подумала о том, что это значит, что всё это было, и, не разрешив этого вопроса и нисколько не сожалея о том, опять в воображении своем перенеслась к тому времени, когда она была с ним вместе, и он влюбленными глазами смотрел на нее. «Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что теперь есть во мне. А может быть, он нынче приедет, сейчас приедет. Может быть приехал и сидит там в гостиной. Может быть, он вчера еще приехал и я забыла». Она встала, положила гитару и пошла в гостиную. Все домашние, учителя, гувернантки и гости сидели уж за чайным столом. Люди стояли вокруг стола, – а князя Андрея не было, и была всё прежняя жизнь. – А, вот она, – сказал Илья Андреич, увидав вошедшую Наташу. – Ну, садись ко мне. – Но Наташа остановилась подле матери, оглядываясь кругом, как будто она искала чего то. – Мама! – проговорила она. – Дайте мне его , дайте, мама, скорее, скорее, – и опять она с трудом удержала рыдания. Она присела к столу и послушала разговоры старших и Николая, который тоже пришел к столу. «Боже мой, Боже мой, те же лица, те же разговоры, так же папа держит чашку и дует точно так же!» думала Наташа, с ужасом чувствуя отвращение, подымавшееся в ней против всех домашних за то, что они были всё те же. После чая Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры. – Бывает с тобой, – сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, – бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет – ничего; что всё, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно? – Еще как! – сказал он. – У меня бывало, что всё хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что всё это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало… – Ах, я это знаю. Знаю, знаю, – подхватила Наташа. – Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех всех жалко. И, главное, я не виновата была, – сказала Наташа, – ты помнишь? – Помню, – сказал Николай. – Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка болванчик и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь? – А помнишь ты, – сказала Наташа с задумчивой улыбкой, как давно, давно, мы еще совсем маленькие были, дяденька нас позвал в кабинет, еще в старом доме, а темно было – мы это пришли и вдруг там стоит… – Арап, – докончил Николай с радостной улыбкой, – как же не помнить? Я и теперь не знаю, что это был арап, или мы во сне видели, или нам рассказывали. – Он серый был, помнишь, и белые зубы – стоит и смотрит на нас… – Вы помните, Соня? – спросил Николай… – Да, да я тоже помню что то, – робко отвечала Соня… – Я ведь спрашивала про этого арапа у папа и у мама, – сказала Наташа. – Они говорят, что никакого арапа не было. А ведь вот ты помнишь! – Как же, как теперь помню его зубы. – Как это странно, точно во сне было. Я это люблю. – А помнишь, как мы катали яйца в зале и вдруг две старухи, и стали по ковру вертеться. Это было, или нет? Помнишь, как хорошо было? – Да. А помнишь, как папенька в синей шубе на крыльце выстрелил из ружья. – Они перебирали улыбаясь с наслаждением воспоминания, не грустного старческого, а поэтического юношеского воспоминания, те впечатления из самого дальнего прошедшего, где сновидение сливается с действительностью, и тихо смеялись, радуясь чему то. Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие. Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее. Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют. – А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было. Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка. – Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа. В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук. – Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной. Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит! – Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях. Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.

Тактико-технические характеристики[ | ]

Приведены характеристики варианта B.Mk.1[8].

Технические характеристики[ | ]

  • Экипаж: 5 человек
  • Длина: 29,61 м
  • Размах крыла: 30,18 м
  • Высота: 7,93 м
  • Площадь крыла: 340,0 м²
  • Масса нормальная взлётная: 86 000 кг
  • Масса максимальная взлётная: 91 000 кг
  • Двигатели: 4× турбореактивных Бристоль «Олимп» 102 (4×5450 кгс) или «Олимп» 104 (4×5900 кгс)

Проекции бомбардировщика Vulcan B.2

Лётные характеристики[ | ]

  • Максимальная скорость: 1039 км км/ч (=0,96)
  • Крейсерская скорость: 913 км/ч / M=0,86 на высоте 45 000 футов (14 000 м)
  • Боевой радиус: 4200 км
  • Максимальная дальность: 9000 км
  • Практический потолок: 17000 м

Вооружение[ | ]

  • 1 × «Голубой Дунай» — атомная бомба
  • 1 × Violet Club — атомная бомба (400 kT)
  • 1 × Mark 5 — атомная бомба производства США
  • 1 × Yellow Sun Mk.1 атомная бомба (400 kT)
  • 1 × Yellow Sun Mk 2 термоядерная бомба (1,1 MT)
  • 1 × Red Beard — атомная бомба
  • 1 × крылатая ракета с ядерной ГЧ «Блю Стил»
  • Обычные бомбы свободного падения: до 21 бомбы калибром 1000 фунтов (454 кг)

Сравнительные характеристики различных модификаций[ | ]

B.1B.1AB.2B.2A (B.2BS)B.2 (MRR) или (K)
Размах крыла30,2 м33,8 м
Длина28,4 м30,5 м[9]32,2 м30,5 м30,5 м
Высота8,1 м8,3 м
Площадь крыла330,2 м²368,3 м²
Максимальная взлётная масса86 000 кг93 000 кг
Крейсерская скорость= 0,86
Максимальная скоростьМ = 0,93М = 0,92
Практическая дальность6293 км7402 км
Практический потолок17 000 м18 000 м
Двигатели4x Bristol Siddeley Olympus 101, 102 или 1044× Bristol Siddeley Olympus 201, 202, 203 или 3014× Bristol Siddeley Olympus 201, 202, 2034× Bristol Siddeley Olympus 201, 202, 203
Запас топлива (Avtur/Mains only)42051 л42097 л
Вооружениетермоядерная бомба или
21×453,6 кг бомб
1 ракета Blue Steel с ядерной боеголовкой или
21×453,6 кг бомб
нет
  • Медиафайлы на Викискладе

Конструкция и модификации

М61 – многоствольная пушка с вращающимся блоком стволов. Конструкция пушки, несмотря на количество стволов, достаточно проста. Каждый из шести стволов «Вулкана» имеет собственные затвор и патронник.

За время полного оборота блока ствол успевает пройти через цикл, включающий в себя выстрел, выброс стреляной гильзы и досылание нового снаряда.

Затворы перемещаются с помощью закреплённых на них роликов, которые перемещаются по специальному пазу в ствольной коробке.

Запирание стволов – путём поворота личинки затвора. Воспламенение гильзы – электрическое. Автоматика базовой модификации «Вулкана» работает за счёт внешнего привода от гидросистемы самолёта-носителя. На других версиях блок стволов мог раскручиваться электромотором от бортовой сети.

Модификации

Система привода стволов может различаться в зависимости от модификации, но в большинстве случаев – внешняя, гидравлическая.

М61А2 – облегчённый вариант, устанавливающийся на истребители F-22 и поздние F/A-18. За счёт более тонких стволов и замены металлических деталей масса пушки снижена до 92 кг.

М130 (GAU-4) – «Вулкан», не требующий внешнего питания. Блок стволов вращают отводимые пороховые газы. Эта модификация использовалась для установки в подвесных пушечных гондолах.

М197 – трёхствольный «Вулкан» со сниженным до 1500 выстрелов в минуту темпом стрельбы. Предназначалась для вооружения штурмовых вертолётов AH-1 «Кобра».

М195 – разработанный для установки на вертолёты вариант с шестью укороченными стволами. В итоге на вооружение не принимался.

XM301 – максимально облегчённый «Вулкан» с двумя стволами, которым предполагалось вооружить вертолёты RAH-66 «Команч».

М168 – пушка для зенитных артиллерийских установок.

Даже более известной, чем вышеперечисленные варианты «Вулкана», является шестиствольный пулемёт М134 «Миниган» калибра 7.62мм, разработанный для вооружения вертолётов. Это, фактически, уменьшенная версия пушки М61.

Примечания[ | ]

  1. Британцы ищут средства для спасения последнего бомбардировщика Vulcan, lenta.ru 01.03.2009
  2. Посадка XH558 и пробежка на двух колёсах
  3. Vulcan to fly over Goodwood — and on to 2015 — Telegraph
  4. 1234567891011121314
    Ильин, 1994.
  5. C. M. Lambert.
    Bomex By Vulcan (англ.) // Flight International : magazine. — 1958. — January. — P. 66. Архивировано 2 ноября 2012 года.
  6. Darren Moss.
    Aston Martin Vulcan meets its namesake: Vulcan bomber XH558
    (неопр.)
    .
    Autocar
    . Haymarket Automotive (2 октября 2015). Дата обращения: 27 июля 2021.
  7. Леонид Попов.
    Купе Aston Martin Vulcan прибыли к первым заказчикам
    (неопр.)
    .
    Драйв
    (27 ноября 2015). Дата обращения: 27 ноября 2015.
  8. 123
    Ильин В. Е., Левин М. А. Бомбардировщики. Т.2. — М.: Виктория, АСТ, 1997. — С. 164.
  9. 32,2 м с заправочным зондом

Литература

  • Ильин В.
    «Лебединая песня» английского самолётостроения. Авро «Вулкан» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1994. — № 5. — С. 21-25. — ISSN [www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=0130-2701&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 0130-2701].

Боеприпасы

Первоначально для пушки «Вулкан» были разработаны два типа снарядов – бронебойно-зажигательный М53 и осколочно-фугасный М56. Первый – простейшая стальная болванка с алюминиевым баллистическим наконечником, массой в 100 грамм. Зажигательный состав находится между стальным корпусом и алюминиевым наконечником. Начальная скорость – 1030 м/с. Осколочно-фугасный снаряд снаряжён 10 граммами взрывчатого вещества («композиция Б»), радиус поражения оценивается в 2 метра.

Для зенитных пушек был разработан снаряд М246. Он отличатся наличием самоликвидатора. С конца 1980 года начали распространяться «полубронебойные» снаряды типа PGU-28 или М940. Их отличие – корпус из термоупрочнённой стали и отсутствие взрывателя, как такового.

При попадании снаряда пушки в цель воспламеняется зажигательный состав, а от его вспышки детонирует разрывной заряд. За счёт замедленного действия этого процесса и прочного корпуса снаряд разрывается внутри цели. Бронепробиваемости – около 12 мм на дистанции в 500 метров.

Специализированные снаряды с высокой бронепробиваемостью разрабатывались для морских зенитных «Вулканов».

Снаряд Мк.149 — подкалиберный, с отделяемым поддоном. Сердечник первоначально изготавливали из обеднённого урана. Позже для этой цели стали использовать карбид вольфрама. У снаряда Мк.244 масса сердечника увеличена.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]