В России может быть разработан легкий колесный танк на базе платформы «Бумеранг». Об этом в интервью телеканалу «Звезда» заявил Андрей Красовицкий, гендиректор «Военно-промышленной ). В чем особенность «Бумеранга» и как в России уже пытались создавать колесные танки — в материале портала iz.ru.
«В наших планах сделать сегодня колесный танк. Это будет такое ноу-хау. На этой же платформе [«Бумеранг»], но это уже будет пушка большего диаметра. И об этом мы уже сможем поговорить в ближайшее время», — сказал Красовицкий.
Перспективный колесный
ВПК-7829 «Бумеранг» — это универсальная колесная платформа, одна из трех перспективных платформ, на которых будет строиться бронетехника российской армии с 2020-х годов. Две другие — это средняя гусеничная «Курганец-25» (на ней создается БМП Б-11) и тяжелая «Армата». На последней, в частности, создан танк Т-14 и тяжелая БМП Т-15.
БТР «Курганец-25»
БТР «Курганец-25»
Фото: РИА Новости/Вадим Савицкий
Впервые платформу открыто показали на тренировках парада Победы в 2015 году, до того ее демонстрировали в закрытой части экспозиции Russia Arms Expo 2013 в Нижнем Тагиле. По исходным планам Госпрограммы вооружений 2011–2020 годов, серийная техника, создаваемая на всех трех платформах, должна была пойти в войска как раз с 2015 года. Однако испытания и доработки затянулись.
Эксперт назвал уникальным российский проект танка на колесах
На базе «Бумеранга» предложено было целое семейство боевых колесных машин. Наиболее известны БМП К-17 и БТР К-16.
Первая машина — «базовая» в семействе — оснащена необитаемым боевым модулем «Бумеранг-БМ», разработанным в тульском КБ приборостроения. Модуль включает 30-миллиметровую автоматическую пушку 2А42, 7,62-миллиметровый пулемет ПКТМ, а также два сдвоенных пусковых контейнера для управляемых ракет «Корнет-Д». Последние могут использоваться против наземных целей (ракета с термобарическим оснащением), против бронетехники (с тандемным кумулятивным оснащением) и против низколетящих воздушных целей со скоростями до 250 м/с (ракета с осколочно-фугасным оснащением). Противотанковые ракеты применяются на дальности до 8 км, ракеты против незащищенных наземных и воздушных целей — до 10 км. БТР К-16 несет необитаемый боевой модуль, созданный в ЦНИИ «Буревестник», со стабилизированным в двух плоскостях 12,7-миллиметровым пулеметом «Корд».
Бумеранг
БТР «Бумеранг»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Красовицкий: бронетранспортер «Бумеранг» — это космические технологии
Генеральный директор Военно-промышленной компании — о перспективах российской бронетанковой техники
Впоследствии были замечены и другие варианты комплектации «Бумерангов». В частности, на показе бронетехники на форуме «Армия-2017» была показана версия с обитаемым боевым отделением «Бережок». Это решение было также разработано в Туле для модернизации парка советских БМП-2. Модуль включает в себя 30-миллиметровую автоматическую пушку 2А42, два сдвоенных контейнера для ракет «Корнет» и 30-миллиметровый автоматический гранатомет АГ-30М. Последний представляет собой огневое средство низкой баллистики и предназначен для поражения по навесной траектории живой силы, укрывающейся в складках местности.
Во всех этих вариантах машина, управляемая экипажем из трех человек, способна перевозить восемь десантников.
«Кентавры» не прижились
Пять лет назад Минобороны прорабатывался вопрос об оснащении Вооруженных сил РФ итальянским колесным танком «Кентавр» (Centauro), но дальше испытаний дело не пошло.
Тестирование двух машин началось в 2012 году и проводилось в подмосковной Кубинке на полигоне Научно-исследовательского испытательного института МО РФ. На одном из таких колесных танков была установлена пушка калибра 105 мм, на другом — 120 мм. В январе 2013 года отказались от закупки, и контракт был приостановлен. Как отмечал генерал-полковник Владимир Чиркин, будучи тогда главкомом Сухопутных войск, «у этих боевых машин есть определенные преимущества, но есть и много недостатков: их чрезмерно разрекламировали — сходится не все».
Первый прототип новой итальянской колесной пушечной бронированной машины CIO Centauro II MGS 120/105. |
Источник: CIO |
По данным открытых источников, «Кентавр», обладающий массой 25 тонн и снабженный орудием калибра 105 мм, может развивать скорость до 100 км/ч. Запас хода — 800 км. В экипаже три человека. Эксперты отмечают высокую маневренность и хорошую управляемость этих машин, однако их бронирование защищает только от огня крупнокалиберных пулеметов. В свою очередь, разработчики Centauro отмечают, что пушка колесного танка обеспечивает ту же огневую мощь, что и большинство устаревших основных танков.
На Международной выставке вооружений и военной техники сухопутных войск Eurosatory 2016 была представлена бронемашина Centauro II MGS 120/105 — улучшенный вариант прежней бронированной колесной версии. Обновление коснулось замены основного типа оружия со 105-миллиметровой пушки на орудие калибром 120 мм.
Танки производятся консорциумом Iveco — Oto Melara. Машины стоят на вооружении Италии, Испании и Омана. Centauro применялись, в частности, в Югославии, Сомали и Ираке, использовались в составе военного контингента ООН в Ливане. При этом машины, участвовавшие в миротворческих операциях на Балканах, оснащались дополнительным бронированием.
Как отмечают эксперты, эта техника особенно интересна потому, что машин такого класса в российской армии нет, хотя разработки подобных платформ велись еще в советские времена.
Легкая пушка
Это уже не первая попытка «продать» российской армии легкий танк, в том числе колесный. В конце 2000-х для нужд ВДВ была разработана авиадесантируемая самоходка 2С25 «Спрут-СД», представляющая собой 125-миллиметровую танковую пушку на шасси БМД-4. Основное назначение такой машины — истреблять танки и тяжелые средства огневой поддержки. Машина была выпущена в незначительном количестве и в войсках не прижилась.
Спрут-СД
Авиадесантная самоходная противотанковая пушка «Спрут-СД»
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский
«Бумеранг» на все руки
На базе новейшего колесного шасси создано целое семейство специализированных машин
Еще ранее, в начале 1970-х, в СССР разрабатывали на базе БТР-70 колесную противотанковую самоходку с 85-миллиметровой пушкой (2С14 «Жало-С») для применения в батальонном звене. Однако к моменту окончания испытаний (1980 год) калибр пушки уже признавался недостаточным для борьбы с основными боевыми танками противника и к тому же не позволял разработать для нее управляемые боеприпасы.
Собственно колесный легкий танк Россия попыталась заполучить на внешнем рынке. В декабре 2010 года было принято решение о проведении в России испытаний двух итальянских боевых машин — истребителей танков B1 Centauro и двух БТР VBM Freccia (на их базе). Испытания прошли в 2012 году на полигонной базе 38-го НИИ Минобороны, и это направление считалось конкурентным по отношению к теме «Бумеранг».
VBM Freccia
VBM Freccia
Фото: Wikipedia.org
Подписались на 10 лет
Чему посвящена новая госпрограмма вооружений, утвержденная на 2018-2027 годы
Рассматривались танки в оснащении 105-миллиметровой и 120-миллиметровой пушками компании OTO Melara. БТР проверялись в вариантах с 25-миллиметровой и 30-миллиметровой автоматическими пушками. Если бы техника была одобрена военными, то планировалось организовать в России ее сборочное производство — по аналогии с бронеавтомобилями «Рысь» (итальянскими IVECO LMV), собираемыми до сих пор.
Однако военные забраковали «кентавров» и летом 2014 года объявили о том, что в аналогичном классе будут закупать российские образцы. Как сообщалось в частном порядке, машина, несмотря на отмеченные преимущества в части удобства применения, плавности хода и точности вооружения, отвратительно показала себя в эксплуатации в осенне-зимний период.
Почему водители получают ошибочные штрафы
Прокуратура Смоленска уже направила в адрес «Смоленскавтодора» предписания устранить нарушения, следует из материалов проверки. В адрес УГИБДД по Смоленской области направлено требование прекратить применение комплекса, пока он не пройдет все необходимые проверки и не получит соответствующие документы. В Росстандарт направлены материалы проверки для последующего привлечения к ответственности должностных лиц по ст. 19.19 КоАП («Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений»; штраф до 100 тыс. руб.).
Кроме того, прокуратура усмотрела в действиях сотрудников «Смоленскавтодора» и УГИБДД по Смоленской области признаки преступлений, предусмотренных ст. 293 УК («Халатность») и ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Соответствующий рапорт направлен прокуратурой в УМВД по Смоленску и СУ СК РФ по Смоленску.
В прокуратуре Смоленской области “Ъ” заверили, что в данный момент комплекс «Бумеранг» не используется. «Граждане самостоятельно могут обращаться в ГИБДД или в суд с требованием отменить административное наказание в виде штрафа, зафиксированное данными приборами видеофиксации»,— пояснили в пресс-службе облпрокуратуры. Отключение комплекса «Бумеранг» в Госавтоинспекции не подтвердили. «В ходе рассмотрения представления прокурора установлено, что должностными лицами ГИБДД УМВД России по Смоленской области нарушений действующего законодательства РФ не допущено»,— говорится в комментарии, которые предоставили в УГИБДД на запрос “Ъ”.
Дизайн [ править ]
Вид сзади на Bumerang с двумя видимыми водометами
MIC заявляет, что он «не будет ни на что похожий ни на один из современных БТР». Машина Bumerang будет базироваться на универсальной боевой платформе Armata . Он будет амфибией и сможет преодолевать водные преграды с помощью двух гидрорезок. В вылете с предыдущим БТР (Как БТР-70), двигатель будет располагаться спереди, а не сзади. Существенным недостатком БТР было расположение двигателя, когда солдатам приходилось выходить из машины через тесные боковые двери. У Bumerang есть задние двери и люки на крыше для входа и выхода войск. Скорее всего, он будет иметь экипаж из трех человек, состоящий из водителя, наводчика и командира, и вмещать семь военнослужащих. Защита будет обеспечена керамической броней и технологиями предотвращения осколков снарядов. Как БТРах, то Бумеранг будет 8 × 8 колесное транспортное средство, и будет оснащен 750 л.с. с турбонаддувом дизельный двигатель .
Например, Бельгия приняла решение снять с вооружения все гусеничные ББМ, включая танки и гусеничные бронированные боевые машины пехоты и заменить их на колесные БТР Piranha III и его варианты, выпускаемые фирмой MOWAG (Швейцария). Аналогичный подход к данной проблеме продемонстрировал ряд других стран.
Однако большинство стран идут по пути взвешенного подхода к парку колесных и гусеничных ББМ, поскольку они дополняют друг друга и каждому типу машин присущие свои преимущества и недостатки.
Колесные машины обладают более высоким уровнем стратегической подвижности и требуют меньших затрат на эксплуатацию и обслуживание, однако имеют более низкий уровень защиты и огневой мощи.
Их гусеничные аналоги имеют более высокий уровень защиты, огневую мощь и тактическую подвижность, но они, как правило, имеют больший вес и при переброске на большие расстояния нуждаются в применении транспортных средств для перевозки тяжелой военной техники.
В последние годы общий вес ББМ с колесной формулой 8х8 существенно увеличился. Новейшие образцы таких ББМ разнятся по весу — от 22 тонн до 33 тонн (машина Boxer, выпускаемая фирмой ARTEC). Для сравнения, первый образец машины LAV-25, выпущенной фирмой General Dynamics Land Systems-Canada (GDLS-C) имел массу 13 тонн. Машина LAV-25 используется корпусом морской пехоты США и в настоящее время. Она впервые была испытана в 1983г. и с этого времени получила широкое распространение во всем мире.
Даже машины, недавно прошедшие полевые испытания, например БМП Stryker, выпущенная фирмой GDLS-C, отличалась значительным увеличением общего веса из-за оснащения дополнительной броней и применения других подсистем. Такие доработки стали необходимы в результате опыта, приобретенного в операциях в Ираке и Афганистане.
Сегодня пользователи предъявляют ряд дополнительных повышенных требований к колесным боевым машинам. Это, как правило, относится к таким параметрам как вместимость, грузоподъемность и уровень защиты против различных угроз. Обычной практикой является увеличение огневой мощи с использованием башен, боевых модулей с дистанционным управлением, повышены требования к мощности электрического питания из-за установки кондиционера, боевого модуля с дистанционным управлением, вспомогательной аппаратуры связи и электронных приборов противодействия взрыву самодельных устройств.
Поскольку современные машины обладают существенно большим ресурсом, пользователи предъявляют ряд ключевых требований к перспективным разработкам. К ним относятся расширение функциональных возможностей машины; электронная архитектура, которая позволяет производить удобную модернизацию, модульная система защиты, включая комплекс оборонительных средств (DAS), новая система привода, например гибридный электропривод, который обеспечивает экономичность и надежность в эксплуатации; новая система подвески, например гидропневматические системы и активные системы, удобство технического обслуживания в течение всего срока эксплуатации и встроенные средства обучения.
До недавнего времени одним из главных требований, предъявляемых пользователями к машине, являлось то, что она должна быть плавающей. Поэтому, некоторые страны закупили небольшое количество БТР (8х8) для десантных операций. К числу этих стран следует отнести Бразилию (Piranha IIIC), Португалию (Pandur II) и Испанию (Piranha IIIC).
Однако, хотя данное свойство остается обязательным для некоторых стран, большинство пользователей не считают его обязательным. Канада, например, на этапе модернизации своих бронированных машин предоставляет возможность выбора.
Одним из требований, предъявляемых некоторыми странами к машинам, является их транспортировка по воздуху на самолетах С-130 Hercules, хотя и это требование не рассматривается пользователями в качестве ключевого фактора. Это объясняется рядом причин, не последней из которых является увеличение общего веса платформ из-за установки дополнительной брони.
Намечается тенденция, связанная с закупками новых типов транспортных самолетов, способных брать на борт грузы большего веса по сравнению с ранее применяемой авиацией. К таким новым самолетам можно отнести, например С17 Globemaster III, выпускаемые фирмой Boeing, и транспортные самолеты A400M, выпускаемые фирмой Airbus Military.
Многие из самых последних программ характеризуются поэтапной закупкой машин с колесной формулой 8х8. Как правило, начальный этап — это запрос информации с последующим уточнением и выработкой технических требований. Далее следует этап сравнительных испытаний и, наконец, выбор машины с последующим заключением контракта.
Многие из контрактов на машины с колесной формулой 8х8 на небольшую сумму предусматривали прямые поставки фирмой-изготовителем (OEM) готовой техники. При закупке крупных партий закупок содержались существенные требования по загрузке мощностей местных предприятий.
Как правило, начальная партия машин поступает от фирмы-изготовителя, а затем организуется поставка комплектующих узлов для сборки машин на месте. Завершающий этап — это организация и производства узлов, и окончательной сборки машины. Обычно OEM продолжает поставлять некоторые из подсистем, например двгатель и трансмиссию, изготовление которых по лицензии предполагает большие затраты.
Однако местное производство или сборка часто вызывает ряд проблем, связанных с контролем качества и задержками поставок, причем некоторые из заказов аннулируются или сокращаются.
Нередко возникает конкуренция, связанная с применением того или иного боевого модуля. Конкретным примером является Дания, которая до выбора боевого модуля с дистанционным управлением Lemur (ранее Bofors), выпускаемого фирмой BAE Systems Global Combat Systems, который прошел большой цикл сравнительных испытаний с другими боевыми модулями с дистанционным управлением.
Сейчас боевой модуль Lemur установлен не только на многих датских БТР Piranha III с колесной формулой 8х8, выпускаемых фирмой MOWAG, но также на разведывательных машинах Eagle IV с колесной формулой 4х4, а также на некоторых боевых машинах поддержки.
Польша заказала 690 бронированных модульных машин, известных под местным названием Rosomak (Россомаха), выпускаемых фирмой Patria Land & Armament. Многие из этих машин будут оснащены башней HITFIST 30P, выпускаемой фирмой Oto Melara.
Кроме того, наблюдается устойчивая тенденция наращивания огневой мощи колесных ББМ.
До недавнего времени колесные ББМ, как правило, имели на вооружении 7,62-мм или 12,7-мм пулемет, однако, сейчас все большее число стран эксплуатируют машины с двухместной башней, вооруженной 25-мм пушкой и 7,62-мм спаренным пулеметом.