“Русский Остин” \ “Остин-Путиловец” Бронеавтомобиль
К 1916 году стало очевидным, что одними поставками из за рубежа оснастить в полной мере российскую армию бронемашинами не удастся. Чтобы избежать зависимости от иностранных поставщиков в России, силами броневого отдела Военной Автомобильной Школы (БО ВАШ), ГВТУ и отдельными инженерами, было разработано несколько проектов отечественных бронированных машин. Одной из наиболее успешных разработок стал проект бронировки шасси фирмы Austin.
Выбор в пользу данной конструкции был сделан неспроста. С 1915 года российская армия получала на вооружение бронеавтомобили той же фирмы, которые при всех их недостатках стали лучшими образцами времен Первой Мировой войны. В принципе, проект инженеров БО ВАШ во многом повторял британскую машину, но с некоторыми существенными доработками.
Для постройки российской модели предполагалось использовать модифицированное шасси Austin так называемой 2-й серии с двумя постами управления. Бронекорпус также заимствовали от британского образца, однако схему расположения башен изменили. На новой машине они размещались диагонально – правая со смещением вперед, левая со смещением назад. Нижний броневой лист башенной пристройки был также изменен и получил небольшой угол скоса. Крыша водительского отделения, во избежание попадания гильз в щель между корпусом и башне (что нередко приводило к заклиниванию последней на британских “остинах”), была выполнена двухскатной. Кроме того, появились зенитные пулеметные станки с углом возвышения 80 градусов, изнутри стенки боевого отделения обшили войлоком и улучшили обзор с обоих постов управления. Двигатель, трансмиссию и бронирование оставили как у стандартного “остина” 2-й серии.
Договор о поставке 60 шасси был подписан 25 августа 1916 года, а проект бронировки машины, разработанный инженерами Путиловского завода, был готов уже к сентябрю. Предполагалось, что 39 из них будет иметь полугусеничную ходовую часть типа “кегресс”, испытания которой успешно завершились к осени. Заказ разместили на том же предприятии, намереваясь получить первые 10 машин к 15 января 1917 года, а остальные – с темпом 10 машин в месяц, но при условии, что шасси будут поставлены за три месяца до их бронировки.
Впрочем, дальнейшие работы сильно затянулись из-за осложнившейся политической обстановки в стране и срывом поставок комплектующих из Великобритании. Первые 20 шасси прибыли только в феврале 1917 года, но Путиловский завод, постоянно терзаемый забастовками и откровенным саботажем, вплоть до августа не смог приступить к установке на них брони и вооружения. Больше того, представитель Запасного бронедивизиона в Архангельске, куда прибывало снаряжение морским путем, выяснил следующую деталь – к январю 1917 года англичане погрузили на корабль всего 5 шасси, а остальные (считавшиеся уже доставленными) до сих пор находятся на заводе Austin. Лишь весной они прибыли в Россию, но развал Империи привел к практически полной остановке работ над ними.
Вспомнили о “русских Остинах” только в декабре 1917 года. Советской власти пришлось вновь вернуться к формированию воинских частей по царскому образцу с “привлечением” в них офицеров бывшей российской армии. Немалая роль при этом уделялась бронесилам, тем более что основная масса бронемашин осталась в руках большевиков. Имевшиеся машины предстояло где-то ремонтировать, да и пополнить поредевший состав бронедивизионов можно было опираясь только на собственные силы. Тут-то и выяснилось, что Путиловский завод не в состоянии справиться даже в мизерным заказом на изготовление бронеавтомобилей, так как на нем нет необходимого числа оборудования и квалифицированных рабочих. К марту 1918 года путиловцы смогли закончить лишь две машины и ещё три находилось в почти готовом состоянии.
Эту работу поручили тогда Ижорскому заводу, где с лета 1918 по весну 1920 гг. провели установку бронекорпусов на несколько десятков шасси как Austin, так и других фирм — всего было построено 33 машины. Название “Остин-Путиловец” (или “Путиловский Остин” – встречаются различные вариации одинаковые по значению) закрепилось за этими машинами уже в современной литературе, а в то время по документам они проходили как “русский Остин”.
Вопреки встречающимся утверждениям “остины” выпущенные на Путиловском и Ижорском заводах в Первой Мировой войне участие не принимали, так как ни одна из машин данного типа просто не была готова. С весны 1918 года эти бронемашины привлекались для борьбы с контрреволюцией на территории контролируемой большевиками (центральная часть России), а по мере комплектования новой автобронеотрядов они начали “расползаться” по всей стране.
Наиболее массово их применяли на юге, под Петроградом и во время советско-польской войны 1919-1920 гг. Именно здесь полякам удалось захватить около десятка “остинов” всех типов, в числе которых был по меньшей мере один Путиловский бронеавтомобиль носивший название “Стенька Разин” и принадлежавший 1-му АБО 55-го пехотного полка. Его в практически целом состоянии захватили солдаты 14-й Великопольской пехотной дивизии, отбив “остин” в бою под Бобруйском, происшедшем 22 мая 1920 г. Машина была сразу переименована в «Poznanczyk» и включена в состав недавно созданного Великопольского Бронеавтомобильного Взвода под командование лейтенанта Феликса Пето. В июле бронеавтомобиль воевал против РККА, после чего “остин” отправили под Варшаву, а в августе его включили в состав 2-го бронеавтомобильного взвода.
Во время Гражданской войны четыре «остина» было захвачено эстонцами, которые затем активно использовали их в войне за независимость. Эти бронеавтомобили прожили дольше всех — в июне 1940 года их реквизировала РККА, но поскольку техническое состояние данных машин оставляло желать много лучшего было принято решение об утилизации.
На вооружении РККА бронемашины “остин” оставались до 1931 года. По состоянию на 1 марта общее количество машин данного типа оценивалось в 73 единицы, из которых по меньшей мере 40 были “остинами” британской постройки. В частности, 12 машинами располагал 1-й автобронедивизион Кавказской Краснознаменной армии, по 3 машины числилось за мотоотрядами 11-й и 45-й стрелковых дивизий Ленинградского ВО и Военно-Технической Академии, по одному “остину” находилось в Орловской танковой школе и Броневом эскадроне СКВО, 4 – в составе Бронекомандных курсов ЛВО и 49 – на складе №37. Начиная с 1929 года устаревшие “остины” стали заменять на БА-27 и к 1933 году практически все машины были разбронированы либо утилизированы. Примерно в это же время польская армия также сняла их с вооружения. До настоящего времени сохранился только один “русский Остин” образца 1918 года, установленный в качестве монумента в Питербурге.
Источники: М.Барятинский, М.Коломиец «Бронеавтомобили русской армии 1906-1917», Москва, Техника-Молодежи, 2000 М.Коломиец «Броня на колесах. История советского бронеавтомобиля 1925-1945», Москва, Яуза\Стратегия КМ\ЭКСМО, 2007 Austin armoured cars in the Polish Army
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БРОНЕАВТОМОБИЛЯ “Русский Остин” обр.1918 г.
БОЕВАЯ МАССА | 5200 кг |
ЭКИПАЖ, чел. | 5 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 4900 |
Ширина, мм | 2000 |
Высота, мм | 2580 |
Клиренс, мм | ? |
ВООРУЖЕНИЕ | два 7,62-мм пулемета Максим обр.1905 или 1910 г. |
БОЕКОМПЛЕКТ | 6000 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ | телескопический прицел |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб корпуса — 7 мм борт корпуса — 7 мм корма корпуса — 7 мм башни — 7 мм крыша — 4,5 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Austin, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 50 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ | механического типа |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | колесная формула 4х2 с пневматическими шинами размером 920×120 мм заполненные составом «Автомасса» |
СКОРОСТЬ | 55 км\ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ | 200 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ | |
Уклон, град. | ? |
Высота стенки, м | ? |
Глубина брода, м | 0,60 |
Ширина рва, м | ? |
СРЕДСТВА СВЯЗИ | — |
История производства [ править ]
Британский Остинс [ править ]
Остинс 1-я серия.
В августе 1914 года, сразу после начала Первой мировой войны, армия Российской империи начала формировать бронетанковые части. В связи с ограниченными производственными возможностями автомобильной промышленности страны было принято решение о заказе ряда автомобилей за рубежом. Комитет был отправлен в Соединенное Королевство, но не смог найти броневик, который отвечал их требованиям в отношении защиты над головой и двух пулеметных турелей .
Чтобы удовлетворить эти требования, Austin Motor Company разработала новый броневик. Автомобиль, известный как Austin 1-й серии, был основан на шасси легкового автомобиля с задним приводом . Колеса были деревянными, со спицами, с пневматическими шинами и несли дополнительный комплект колес с полностью резиновыми шинами для использования в бою. Два пулемета Максиммонтировались в отдельных башенках, размещенных по обеим сторонам корпуса за кабиной механика-водителя. Машина была защищена броневыми листами толщиной 3,5–4 мм, прикрученными к каркасу кузова. Экипаж из четырех человек — командир, водитель и двое стрелков — мог войти в машину или выйти из нее через дверь с левой стороны кабины или через большую двустворчатую заднюю дверь. 29 сентября 1914 года было заказано 48 броневиков. Одна машина стоила 1150 фунтов стерлингов . После прибытия в Россию броню лба и башни заменили на 7-мм листы. Первый боевой опыт, однако, выяснилось , что защита была еще слишком слаба , и транспортные средства были полностью rearmoured на Izhorski Works
, Ижорский. Улучшенная броня сделала Austins намного тяжелее, что привело к ограниченной мобильности и иногда к повреждению шасси. Тем не менее, автомобиль по-прежнему считался более успешным, чем альтернативные разработки, в частности, в компаниях Armstrong Whitworth , Renault и Sheffield-Simplex .
6 марта 1915 года русские заказали 60 автомобилей улучшенной конструкции, известных как Austin 2-й серии. На этот раз использовалось шасси 1,5-тонного грузовика с более мощным двигателем. Корпус стал короче, с более толстой броней, крыша кабины водителя была модифицирована для улучшения угла стрельбы из пулеметов. Менее желанным было удаление задней дверцы доступа. Армия также решила, что ей нужен задний пост управления, поэтому по прибытии в Россию все машины были оснащены измененной задней частью корпуса, в которой размещались второй пост управления и дополнительный люк. Еще одним обновлением стало добавление боковых щитов к пулеметам.
Шестьдесят единиц Austin 3-й серии были заказаны 25 августа 1916 года. Машины были схожи по характеристикам со 2-й серией, но имели модифицированную заднюю часть корпуса с постом управления, щитки пулеметов, пуленепробиваемые стекла в прорезях переднего обзора и отсутствие больших боковых окон.
Еще одна версия с усиленным шасси и двойными задними колесами, иногда называемая Austin model 1918, была заказана в 1917 году, но из-за событий в России ни одна из них не была доставлена.
Русский Остинс [ править ]
Остин-Путилов в Артиллерийском музее , Санкт-Петербург
В 1916 году было принято решение о выпуске русского броневика на всем известном шасси Austin. Шестьдесят единиц шасси — идентичных тем, которые использовались в 3-й серии — были заказаны у Остина. Задача построения бронекорпусов была поручена Putilovski работ , Санкт — Петербург . Планировалось построить автомобили к июлю 1917 года, но работы были практически остановлены Февральской революцией и последовавшим за ней хаосом. Только в марте 1918 года были выпущены первые автомобили. Позже производство было переведено на Ижорский завод. Всего в 1918–1920 годах было выпущено 33 машины. В современных российских документах модель упоминалась как Русский Остин (Russian: Русский Остин
—
Русский Остин).
), Но в конце концов стал более известен как Остин-Путилов (русский язык :
Остин-Путиловец
—
Ostin-Путиловец
).
Двенадцать корпусов, идентичных корпусам Остина-Путилова, были установлены на шасси полугусеничного шасси Kégresse , в результате чего появились машины, известные как Austin-Kégresse. Производство продолжалось с июля 1919 года по март 1920 года, когда оно было остановлено из-за нехватки материалов и деталей.
Самыми очевидными особенностями Russian Austins были диагонально расположенные башни пулеметов (для уменьшения ширины) и дополнительная правая боковая дверь. Также были установлены пулеметы с улучшенной высотой и другие мелкие улучшения.
История обслуживания [ править ]
Россия [ править ]
Остинс (1-я серия) русской армии во время Первой мировой войны
Прибытие 1-й серии Austins позволило сформировать автомобильные пулеметные взводы
(русский:
пулемётный автомобильный взвод
—
пулемётный автомобильный взвод
или
автопулемётный взвод
—
автопулемётный взвод
). Первые взводы (5–12), сформированные по уч. 19, каждый имел по три Остина, четыре штабных машины , грузовик , грузовик для мастерской , автоцистерну и четыре мотоцикла , с личным составом из четырех офицеров и 45–46 солдат.. Дальнейшие взводы (13–24, 26–28, 30–36), сформированные в соответствии с № организации. 20, получил только два Остина, но имел оружейную секцию, состоящую из вооруженного пушкой броневика Гарфорд-Путилов , штабной машины, грузовика и мотоцикла. Взводы с 5 по 12 получили дополнительный Гарфорд. Экипажи взводов автоматических пулеметов полностью состояли из добровольцев. Большинство взводов использовалось на Западном и Юго-Западном фронтах, несколько взводов — на Северном фронте и на Кавказе . В бою их прикрепляли к дивизиям или полкам.
К середине 1916 года стало очевидно, что необходимо формировать более крупные подразделения, чтобы броневики стали более эффективными. В августе взводы были организованы в двенадцать «броневых автомобильных батальонов » (русский: броневой автомобильный дивизион
—
броневой автомобильныйдивизион
или
автобронедивизион
—
автобронедивизион
), каждый из которых был прикреплен к определенной армии . Каждый батальон был сформирован из двух-пяти бывших взводов, которые были переименованы в секции , сохранив при этом прежнюю численность. В некоторых случаях, например на Кавказском театре, взводная организация была сохранена.
В Гражданской войне в России Austins использовали многие участники, в том числе как красные, так и белые армии, украинцы и т. Д. Красная Армия имела наибольшее количество транспортных средств, включая все машины Austin-Putilov и Austin-Kergesse, а также большую часть 3-й серии. На советской службе автомобили были организованы в «броневые автомобильные отряды» (русский язык: броневой автомоильный отряд
—
броневой автомобильный отряд
или
автоброневой отряд
—
автоброневой отряд.
), подобный по численности взводу времен Первой мировой войны: три машины с пулеметами и одна вооруженная пулеметом, четыре штабных машины, пять грузовиков, автоцистерна, грузовик для мастерской и четыре мотоцикла. РККА Austins также видел бои в польско-советской войны . К 1921 году в составе РККА было около 16 Остинов 1-й серии, 15 2-й серии, 78 3-й серии и Путиловских. Построенные британцами Austin были сняты с вооружения к 1931 году, а к 1933 году построенные в России также были сняты с вооружения.
Остин-Путиловский броневик имени Vrag Kapitala
(
Враг капитала
), на выставке в Артиллерийский музей , Санкт — Петербург , часто упоминается как транспортное средство , которое Ленин стоял на обратиться к толпе в апреле 1917 г. Тем не менее, она не может быть Правда, этот броневик был изготовлен только в 1919 году.
Другие пользователи [ править ]
Британский Остин в Ирландии в 1920 году
Британский
Шестнадцать «Остинов», построенных для России, но не отправленных после революции, были использованы для оснащения 17-го (броневиков) батальона танкового корпуса . Пулеметы Vickers были обменены на пулемет Hotchkiss M1914 , который был стандартным пулеметом британской танковой части. 17-й батальон прибыл во Францию в апреле 1918 года. Его первые операции по поддержке французской армии проводились в июне. [1] Он вернулся в британскую армию в августе и был очень успешным в битве при Амьене.. «Остинс» попарно буксировали танками по грязи нейтральной полосы. Добравшись до более удобного места на другой стороне линии, они стали свободно перемещаться. Штаб немецкого корпуса в 10 милях назад был захвачен, а немецкие резервы, артиллерия и линии снабжения были расстреляны. [2] Перейдя немецкую границу в Мальмеди , Бельгия, 1 декабря 1918 года после перемирия , 17-е было первым британским подразделением, которое 8-го числа вошло в Кельн на Рейне, сопровождая командира 2-й кавалерийской бригады для переговоров о контроле союзников. города. [3]
После войны кузова повторно использовали на шасси грузовика Peerless . Некоторые из них все еще находились в эксплуатации в начале Второй мировой войны.
Часть машин отправили в регион Каспийского моря . Остины также использовались британцами в ирландской войне за независимость .
Бронеавтомобиль IJA Austin образца 1918 года
Остин-Путиловец «Познаньчик» под Бобруйском, польско-советская война 1920 г.
Другие
- Небольшое количество модели 1918s Остин были импортированы в японской армии , [4] , где они оставались на вооружении до начала 1930 — х годов.
- Польские вооруженные силы захватили до 20 Остинов во время гражданской войны и польско-советской войны. Некоторых впоследствии наняли поляки. Пять остались в строю после войны, некоторые до 1930-х годов.
- Два Остина 3-й серии, первоначально отправленные Советским Союзом в 1918 году для помощи Красной гвардии в гражданской войне в Финляндии , были переданы финской армии , которая использовала их до середины 1920-х годов.
- Вооруженные силы Демократической Республики Грузия эксплуатировали несколько Остинов в период 1918-1921 годов, эти броневики остались от Российской императорской армии .
- Эстония использовала двух пленных Остин- Путилов
, по имени
Тасуя
и
Суур Тылль
. - Латвийская армия использовала один Остин 2-й серии, названный Zemgaleetis
(
Земгалиетис
в современном правописании). - Четыре Austin-Putilovs использовались румынской армией (см. Румынские броневики во время Второй мировой войны ).
- 2–3 машины были переданы Советским Союзом Монгольской Народной Армии в начале 1920-х годов.
- В 1919 году четыре машины, две 2-й серии и две 3-й серии, использовались немецкой бронетанковой частью Kokampf
. - Последним активным Austin, вероятно, был автомобиль, который использовался австрийской армией до 1935 года.
- По крайней мере, одна машина была захвачена на Добруджском фронте 17 ноября 1916 года болгарской армией.
Варианты [ править ]
- Austin 1-й серии
(или
модель 1914 г.
) — на базе шасси легкового автомобиля с двигателем мощностью 30 л.с. и приводом на задний мост. Колеса деревянные, спицевые. Броня 3,5–4 мм, со временем замененная пластинами 7 мм. Масса с оригинальной броней 2,66 тонны. Скорость по дороге 50–60 км / ч. Запас хода 250 км. Экипаж 4 человека (командир, водитель и двое стрелков). 48 единиц построено. - Austin 2-й серии
(или
модель 1915 г.
) — на базе 1,5-тонного грузового шасси с двигателем мощностью 50 л.с., укороченным корпусом, более толстой броней, переработанной крышей кабины водителя, без задней двери. По прибытии в Россию были оснащены измененной задней частью корпуса (со второй стойкой управления и задним люком) и бортовыми щитками MG. Масса 5,3 тонны. Скорость по дороге около 60 км / ч. Запас хода 200 км. Экипаж 4–5 человек. Построено 60 единиц. - Austin 3-й серии
— модифицированная задняя часть и в кабине водителя, задняя стойка водителя, боковые щитки MG, пуленепробиваемые стекла в прорезях переднего обзора, отсутствие больших боковых окон, отсутствие заднего люка. Масса 5,3 тонны. Скорость по дороге около 60 км / ч. Запас хода 200 км. Экипаж 4–5 человек. Построено 60 единиц. - Austin model 1918
— Усиленное шасси, двойные задние колеса. Было заказано 70 машин, но они не были доставлены из-за событий в России 1917 года. - Остин-Путилов
— имел корпус местного производства, разработанный
Путиловским заводом
, с диагонально расположенными пулеметными башнями, правой боковой дверью и более толстой броней. Ходовая часть, как и в 3-й серии, по-прежнему заказывалась у Остина. Броня толщиной от 4 до 7,5 мм. Масса 5,2 тонны. Скорость по дороге около 55 км / ч. Запас хода 200 км. Экипаж 5. 33 человека построено.
«Остин-Kegresse» Бронеавтомобиль с Kegresse треками в Красной Армии , который был поврежден во время польско-советской войны . В районе Житомира , 21 марта 1920 г.
- Остин-Кегресс
(или
Остин-Путилов-Кегресс
) — корпус Остин-Путилов, установленный на полугусеничном шасси. Масса 5,8–5,9 тонны. Скорость по дороге около 25 км / ч. Запас хода 100 км. 12 построено. - Бронекорпуса поврежденных Austins иногда (в основном во время Гражданской войны в России) устанавливались на другие шасси, обычно White , Fiat или Packard . Комбинация шасси White и корпуса Austin иногда упоминается как White-Austin
.
Бывшие операторы [ править ]
- Соединенное Королевство
- Российская империя
- Япония — импортные модели.
- Польша — захвачена советскими войсками во время гражданской войны и советско-польской войны .
- Российская СФСР — Первоначально посланный Красной гвардией для помощи Красной гвардии в гражданской войне в Финляндии. Также участвовал в Гражданской войне в России .
- Латвия — 2-я серия, захваченная у Советов во время войны за независимость Латвии .
- Демократическая Республика Грузия