Panhard 178 \ AMD 35 Легкий разведывательный бронеавтомобиль


Бронеавтомобиль Panhard 178 (AMD-35)

Лёгкий разведывательный бронеавтомобиль Panhard 178 (AMD-35)

К началу 1930-х гг. французское военное командование выдвинуло новую программу развития бронекавалерийских частей и подразделений. По аналогии с делением танков на легкие, средние и тяжёлые она предусматривала создание бронеавтомобилей трёх типов: дозорных, разведывательных и боевых, причём последние должны были быть полугусеничными. В рамках этой программы в 1931 г. объявили конкурс на разработку нового колёсного разведывательного бронеавтомобиля (AMD – Auto-Mitrailleuse de Decouverte). Тактико-технические требования к машине были представлены на обсуждение 22 декабря 1931 г., затем уточнены 18 ноября г. и окончательно одобрены 9 декабря того же года. Согласно им, броневик должен был иметь массу около 4 т, запас хода – не менее 400 км, максимальную скорость – 70 км/ч, крейсерскую скорость – 40 км/ч, радиус разворота – 12 м, вооружение – 20-мм пушка и 7,5-ммпулемёт. В конкурсе приняли участие известные автомобильные фирмы Pegeout, Berliet, Latil и Panhard. Наиболее удачным оказался проект фирмы “Панар”, представившей к октябрю 1933 г. образец 178, разработанный на основе уже эксплуатировавшейся машины 175. В том же месяце с ней заключили контракт на постройку опытных образцов.

Специально созданная приёмная комиссия провела с 9 января по 2 февраля 1934 г. длительные испытания, в ходе которых броневик прошёл 1001 км по дорогам со средней скоростью 43,5 км/ч и максимально показанной – 68,5 км\ч. В заключении комиссии было констатировано, что машина имеет хорошую подвеску, сохраняет устойчивость на больших скоростях, преодолевает склоны крутизной до 25°, а также броды глубиной 0,6 м. Один из опытных экземпляров Panhard 178 имел даже две небольшие гусеницы длиной 0,9 м под днищем корпуса, облегчавшие преодоление крутых склонов. Осенью 1934 г., после войсковых испытаний на стрельбище в Версале и участия в маневрах кавалерии в Реймсе бронеавтомобиль был принят на вооружение французской армии под индексом AMD-35. Следует отметить, что первый заказ на 15 машин фирме “Панар” выдали ещё ранее – 25 апреля. Сумма контракта (без башен и вооружения) составила 275000 франков. 20 мая заказ увеличили до 30 бронеавтомобилей, которые выпустили к концу 1934 г. Серийные машины несколько отличались от прототипа. Корпус их стал уже и длиннее, изменилась форма люков водителей, глушитель вынесли наружу, сменили решётку моторного отделения, установили ящики для инструментов. Самое главное, появилась разработанная фирмой “Пюто” башня АРХ-3 больших размеров с 25-мм противотанковой пушкой “Гочкис” образца 1934 г. и 7,5-мм пулемётом “Рейбель”. Скорострельность пушки достигала 15 выстр./мин. Для стрельбы использовались 320-граммовые бронебойно-трассирующие снаряды с начальной скоростью 880 м/с. На дальности 500 м они пробивали вертикально поставленную броневую плиту толщиной 40 мм. В вертикальной плоскости пушка наводилась на цель в секторе от -12° до +14°. Пулемёт “Рейбель” монтировался рядом с пушкой.

Сама башня АРХ-3 имела многогранную форму и клепалась из 13-мм листов катаной стали. На её скошенной передней стенке находился круглый люк с откидывавшейся вперёд крышкой; задняя стенка проставляла собой двустворчатую дверь для выхода экипажа. Толщина лобовой брони башни достигала 18 мм. В 1937 г. в конструкцию броневика AMD-35 внесли некоторые усовершенствования, повысившие его надёжность. Визуально эти машины отличались лишь приборами наблюдения – на них установили танковые перископы конструкции Гундлаха, – да небольшими изменениями в башне и устройстве люков.

Бронеавтомобиль Panhard 178 (AMD-35) отличался от других броневиков компоновкой с задним расположением двигателя. Водитель размещался впереди, в отделении управления, имевшем вид выступающей вперед рубки, и вёл наблюдение через лобовое окно, оборудованное бронелюком с узкой смотровой щелью. Поле зрения увеличивали окна в боковых стенках с бронекрышками. Полностью закрытый клёпаный корпус машины изготавливался из листов катаной стали толщиной от 9 до 13 мм. Стенки корпуса устанавливались вертикально, но верхний лобовой лист имел большой угол наклона. Кормовая часть машины была разделена на четыре части. В центре находился радиатор с вентилятором, сзади, один за другим – два бензобака ёмкостью 118 л и 23 л. Перед радиатором справа размещался двигатель Panhard ISK 4FII bis мощностью 105 л.c., слева – кормовой пост управления водителя. Глушитель, закреплённый вертикально снаружи бронекорпуса, выступал с правой стороны. Две боковые двери в центральной части корпуса служили для входа и выхода экипажа. Броневик двигался по шоссе с максимальной скоростью 72,6 км/ч. Запас хода по топливу составлял 350 км. Машина – полноприводная, с четырьмя ведущими колёсами на пневматических шинах, оборудована механизмом реверса, что позволяло ей двигаться вперёд и назад с одинаковой скоростью. Плавность хода обеспечивали полуэллиптические листовые рессоры и гидравлические амортизаторы.

С лета 1934 г. по июнь 1940 г. было выпущено 527 разведывательных бронеавтомобилей Panhard 178. К моменту мобилизации французской армии в сентябре 1939-го на вооружении 11 эскадронов находилось 218 AMD-35. С началом войны реальное производство стало значительно отставать от запланированного. Исключением был май 1940 г., когда было изготовлено 98 AMD-35 при плане 40. Задержка в основном происходила из-за отсутствия башен АРХ-3. Так, к 17 мая 1940-го не хватало 68 башен. Последняя заводская ведомость датируется 7 июня того же года. К этой дате имелось три готовых бронеавтомобиля, 55 находились в производстве, но для них не имелось башен. Одиннадцать дней спустя было решено установить на 21 броневик круглые рубки без крыши с шестью бойницами для стрельбы из ручного пулемета. Часть машин вооружили 25-мм и 47-мм пушками за щитами. Весной 1940 г. они приняли участие в боевых действиях в составе бронекавалерийских частей. Сопротивление французов оказалось недолгим. Большая часть “панаров” попала в руки к немцам в идеальном состоянии и под обозначением PzSpah 204 (f) использовалась в частях Вермахта. 200 броневиков поступили в полевые войска и части СС: наибольшее их количество со стандартным французским вооружением попало в 7-ю и 20-ю танковые дивизии. 43 машины переделали в бронедрезины, на которые установили немецкие радиостанции с антеннами рамочного типа.

К 22 июня 1941 г. на Восточном фронте находилось 190 бронеавтомобилей Panhard 178: из них к концу года было потеряно 107. По данным на июнь 1943 г., в Вермахте ещё имелось 30 броневиков на Восточном фронте и 33 – на Западном. Кроме того, часть машин к этому времени передали в полицейские части. Французское правительство Виши получило от немцев разрешение оставить в своём распоряжении несколько “панаров”, но при условии демонтирования 25-мм пушек. Правда, на части броневиков их заменили вторым пулемётом. Французы пытались начать тайное производство башен с 25-мм и 47-мм пушками. Однако в ноябре 1942 г. при вторжении немцев в “свободную” зону на юге Франции все они были уничтожены. Бронеавтомобили армии Виши немецкое начальство использовало для “поддержания порядка”, а часть машин, не имевших башен, в 1943 г. вооружили 50-мм танковой пушкой KwK L/42, установленной за щитом. К концу 1944-го некоторое количество “панаров” находилось в 1-й французской армии де Голля и активно участвовало в боевых действиях. В начале войны части Красной Армии захватили в качестве трофеев несколько таких броневиков. В 1942 г. их отремонтировали на заводе в Москве. В 1945 г. производство Panhard 178 во Франции возобновилось. Теперь на них устанавливали новую башню FL-1 с 47-мм пушкой SA35 и пулемётом; такая башня испытывалась ещё в июне 1940 г. Новый бронеавтомобиль получил обозначение Panhard 178В. Эти машины использовали сначала во Франции, а затем и в колониях. До наших дней один “панар” сохранился в музее в Самюре (экземпляр собран из нескольких машин, находившихся в Новой Каледонии), другой – трофейный Pz.Spah.204(f) – в подмосковной Кубинке; возможно, такая машина есть в музее Дамаска (Сирия).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ PANHARD 178 (AMD-35)

БОЕВАЯ МАССА, кг: 8500 ЭКИПАЖ, чел.: 4 ГАБАРИТЫ, мм: длина – 479 ширина – 2010 высота – 2290 БРОНИРОВАНИЕ, мм: лобовая броня – 20 борт и корма – 1 крыша и днище – 7 лоб башни – 26 борта и корма – 15 крыша – 7 ВООРУЖЕНИЕ: 25-мм пушка SA34, 7,5-мм пулемёт “Рейбель”. БОЕКОМПЛЕКТ: 150 выстрелов, 7,5-мм патронов – 3750 КЛИРЕНС, мм: 400 ДВИГАТЕЛЬ: Panhard ISK4FII bis, 4-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, мощность 105 л.с. ТРАНСМИССИЯ: четырёхступенчатая коробка передач с реверсом, четыре скорости – вперёд, четыре – назад ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: полноприводной, колёсная формула 4×4, подвеска – полуэллиптические листовые рессоры, тормоза – механические, шины – 9-42 МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, км/ч: по шоссе – 72 ЗАПАС ХОДА, км: 300 – 350 ЁМКОСТЬ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ, л: 118 и 23 ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ, м: угол подъёма, град. – 25 глубина брода – 0,6 СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция ER 26

AMD-35 с башней Renault

С началом боевых действий в срочном порядке была предпринята попытка установить на бронеавтомобиль Panhard 178 пушку SA35 47-мм калибра. 13 июня 1940 г. военное командование заказало 40 башен танка Renault для такой пушки, но выпустить их так и не успели. Единственный построенный образец участвовал в боях и был подбит 15 июня 1940 г. в районе Кон-сюр-Луар (Франция).

Машина связи на базе AMD-35

В 1937 г. фирма “Панар” получила заказ от службы связи на бронированную машину на базе Panhard 178 для командных пунктов крупных соединений механизированной кавалерии, которую предполагалось снабдить радиостанциями ER 27, ER 26ter, ER 29. ER 27 – мощная станция радиосвязи, массой 200 кг, с дальностью действия на марше до 40 км и на стационаре – до 150 км; она предназначалась для обслуживания командиров соединений. ER 26ter с двумя штыревыми антеннами могла работать на расстоянии до 60 км и служила для связи командиров эскадронов, a ER 29 – для связи командиров взводов. К 1934 г. изготовили 24 машины связи. Башню на броневиках заменили на неподвижную рубку похожей формы, но с плоским верхом и большим открывающимся люком. На крыше рубки находились приборы наблюдения PPL.RX.168, а в лобовой её части – смотровой прибор. На машину установили автоматическую систему пожаротушения Telecamit. Однако ни один из “панаров” не поступил в части: 14 находились в мастерских служб связи; 10 прошли военную приёмку, но ожидали установку серийных радиостанций. 15 апреля 1940 г. фирма приняла заказ на производство к 31 марта следующего года ещё 150 командно-штабных машин. Выполнить его, конечно, не успели. Считается, что все 24 радиомашины были захвачены немцами в форте д’Исси, но, судя по фотографиям, кое-какие из них всё-таки в части попали.

ПАНАР-ЛЕВАССОР

(PANHARD-LEVASSOR)

Париж/Бретиньи / Маролль-ан-Юрепуа Франция 1897-

Одна из первых в мире французская автомобильная за свою более чем вековую историю превратилась из легендарного изготовителя сугубо гражданских самодвижущихся бензиновых экипажей в крупнейшего в стране специализированного производителя самой совершенной бронированной колесной техники.

В1887 г. ее основали инженеры Луи-Ренэ Панар (Louis-Rene Panhard, 1841-1908) и Эмиль Левассор (Emile Levassor, 1844-1897), собиравшие поначалу бензиновые двигатели, а с 1890 г. – одни из первых в мире легких автомобилей классической компоновки. Этой фирме принадлежит также первенство и в военной области: первым в мире армейским автомобилем с двигателем внутреннего сгорания считается легковой «Панар-Левассор» с кузовом «тонно», участвовавший в 1897 г. в юго-западных маневрах во Франции в составе 70-й пехотной бригады. Благодаря генералу Галлиени (Gallieni), активному стороннику моторизации армии, бывшему в то время военным губернатором Мадагаскара, в 1901 г. на этом далеком острове появилась автомобильная рота связи на 5 легковых и грузовых машинах «Панар-Левассор». Наиболее известным стал легковой «Панар-Левассор 24CV» или «Панар-Жанти» (Panhard-Genty) образца 1904 г., оснащенный пулеметом и выпускавшийся в разных исполнениях до начала Первой мировой войны.

«Панар-Левассор» – первый в мире военный автомобиль, 1897 г.

Панар-Левассор 24CV (Панар-Жанти), 1906 г.

Панар-Шатийон К-11, 4х4,1911 г.

Панар-Шатийон К-13, 4х4,1913 г.

В 1910-13 гг. программа «Панара» включала серию армейских грузовиков с полезной нагрузкой 2,0-3,5 т классической компоновки или с местом водителя над двигателем. Наряду со штабными и санитарными вариантами легковых машин Х-24/26 они применялись во время войны, став основой первых в истории специальных автомобилей для перевозки боеприпасов, запуска аэростатов и перевозки аэропланов в разобранном виде.

Важным достижением фирмы в то время стало создание артиллерийских тягачей со всеми ведущими и управляемыми колесами. Работа над ними началась в 1910 г. под руководством подполковника Депора (Deport) совместно со сталелитейной (ChStillon-Commentry). В 1911 г. на конкурс военных грузовиков был представлен первый тягач «Панар-Шатийон К-11» с 4-цилиндровым двигателем SK-4 (4,85 л, 38 л.с.) и индивидуальным приводом каждого колеса собственной системой карданных валов от центральной раздаточной коробки с межосевым дифференциалом. Он весил 5т. мог везти 2-тонный груз и буксировать два прицепа полной массой 11 т, преодолевал подъемы крутизной 32% и броды глубиной 60 см.

В июле 1912 г. на испытания поступил второй вариант К-13 с более мощным мотором T-4L (7,4 л, 45 л.с), лебедкой и всеми двускатными колесами. Его масса возросла до 6 т, зато он мог буксировать пушки и прицепы массой до 19 т, развивая скорость 17-18 км/ч. У представленного в марте 1913 г. модернизированного тягача полная масса прицепов достигла 22,5 т. Во время Первой мировой войны было собрано около 100 таких машин, применявшихся и в первых сражениях Второй мировой. В 1914-15 гг. под индексами К-14 и К-15 выпускались также армейские варианты обычных грузовиков классической компоновки.

Возвращение французской армии к грузовым автомобилям «Панар-Левассор» состоялось только в середине 30-х гг. Все они представляли собой военизированные версии гражданских машин с обтекаемыми формами и характерными для этой фирмы, но необычными для такой техники бесклапанными двигателями, удлиненной колесной базой (3650-4700 мм) и низкими бортовыми кузовами. На них применялись 4-сту-пенчатые коробки передач, рессорная подвеска и пневмопривод тормозов.

Панар-Левассор К-113,1939 г.

Панар-Левассор K-125, 1939 г.

Панар АМ-138,1926 г.

Панар-178 (AMD-35), 4х4, 1935 г.

Одним из немногих специально созданных для армии автомобилей в 1939 г. стал предназначенный для Северной Африки 5-тонный ка-потный грузовик К-113 с 4-цилиндровым мотором (6,35 л, 105 л.с), угловатой кабиной и увеличенной емкостью радиатора. В 1937 г начались поставки в армию бескапотных машин К-101 и К-125 грузоподъемностью 3, 55 ,0 т с бесклапанными 4-цилиндровыми двигателями (3,2 и 4,85 л, 70 и 85 л.с), а так же 60-сильного газогенераторного варианта К-128. Для вооруженных сил выпускались также штабные машины на легковом шасси «Динамик» (Dynamic), быстроходные открытые 10-местные автобусы для доставки личного состава, а также «сахарские» варианты большинства стандартных грузовиков. Их общее количество в армии составляло 700-800 штук.

Производство боевой колесной автотехники марки «Панар» началось в середине 20-х гг. с модели AM-138 – первого французского полностью бронированного автомобиля. В 1929-32 гг. для марокканской армии фирма построила 28 разведывательных бронемашин «Панар-165» на грузовом шасси. Они весили 5,65 т, имели броню толщиной 8 мм, оснащались 37-мм пушкой и развивали скорость 65 км/ч. В 1934 г. к ним добавилась 31 машина модели «175». Одновременно велась работа по созданию бронеавтомобилей на специальном рамном шасси 4х4, что привело к появлению в 1935 г. модели «Панар-178» или AMD-35 (на вооружении Вермахта – Р-204).

Новый разведывательный вариант оснащался 4-цилиндровым бензиновым двигателем (6,3 л, 105 л.с.) заднего расположения, коробкой передач с 4 передачами переднего и заднего хода, тормозами с механическим усилителем и рессорной подвеской. На нем установили башню АРХ-3 с 7,5-мм пулеметом и пушку калибра 25 или 35 мм. При снаряженной массе 8,3 т он развивал скорость вперед 72 км/ч и назад – 42 км/ч. Его развитием стали штабной вариант и бронетранспортер «Панар-179». До июня 1940 г. их изготовили в количестве 551 экземпляра, а машина «178В» оставалась в производстве до 1954 г.

Созданный в 1939 г. опытный 75-сильный бронеавтомобиль AM-39 (4х4) был передан для производства на фирму СОМЮА (SOMUA). В июне 1940 г. начались испытания оригинального бронеавтомобиля «Панар-201» или АМ-40Р (8х8), построенного по проекту инженера Луи Делягарда (Louis Delagarde). Это была сравнительно небольшая машина длиной всего 4340 мм с экипажем из двух человек, оснащенная 6-цилиндровым мотором (3,8 л, 85 л.с.) и весившая 9 т. Ее главной особенностью были все 8 ведущих колес, причем передние и задние сделали управляемыми, а средние подъемные вместо шин получили высокие металлические грунтозацепы. Коробка передач обеспечивала по 16 передач вперед и назад, а поворотная башня с 25-мм пушкой имела необычную систему наведения, состоявшую из двух цилиндров, перемещавшихся относительно друг друга по скошенным на угол 45° поверхностям. Машина развивала скорость 80 км/ч. Ее производство так и не успели наладить, но именно этот бронеавтомобиль заложил основу всей послевоенной программы боевой техники «Панара».

Панар-212 (EBR-75), 8х8,1952 г.

Панар-245 (AML-30), 4х4,1966 г.

Панар-245 (AML-90F1), 4х4,1968 г.

Панар М-3 VTT Буффало, 4х4,1986 г.

В 1948 г. фирма завершила разработку бронеавтомобиля AMR-212 или EBR-75 (8х8), выпускавшегося с 1950 г. Это была одна из самых необычных в мире колесных бронемашин, ставшая увеличенной и более простой копией прототипа АМ-40Р. Бронеавтомобиль оснащался сварным корпусом с двумя постами управления и башней с 75-мм пушкой, оппозитным 12-цилиндровым двигателем «Панар» (6,0 л, 200 л.с.) воздушного охлаждения, расположенным под полом боевого отделения, 4-ступенчатой коробкой передач и бортовой трансмиссией.

Передние и задние колеса с пневмошинами были управляемыми, средние с металлическими грунтозацепа-ми являлись подъемными и использовались только на местности. Бронемашина достигала скорости 105 км/ч и с ходу преодолевала траншеи шириной до 2 м. На ее основе выпускали бронетранспортеры EBR-ETT, санитарные машины и варианты с 90-мм пушкой. До 1960 г. их изготовили 1200 экземпляров.

В 1955 г. после присоединения к (Citroen) прекратила выпуск грузовиков и в 1967 г. переключилась на изготовление колесной бронетехники. Это производство развернулось на заводе в Бре-тиньи близ Парижа, а с образованием группы «Пежо-Ситроен» (Peugeot-Citroen, Р5А) его перевели в Маролль-ан-Юрепуа. В 1963 г. в программе появилось легкое семейство более простых и компактных бронеавтомобилей «Панар-245» или AML (4х4). Они имели огромный успех: за 20 с лишним лет их изготовили 6035 единиц, а экспорт осуществлялся в 40 стран мира.

В отличие от прежних машин бронеавтомобили AML боевой массой 4,8-5,5 т получили несущий корпус с задним оппозитным 4-цилиндровым бензиновым двигателем «Панар 4HD» (2,0 л, 90 л.с.) воздушного охлаждения, 6-ступен чатой коробкой передач и пружинной подвеской. В 80-е гг. на них использовался 95-сильный дизель «Пежо». Все они выпускались в вариантах от AML-20 до AML-90 с различными пушками калибра 20,30, 60, 75 и 90 мм. С гаммой AML была унифицирована многоцелевая плавающая машина М-3, выпускавшаяся с 1971 г. Она отличалась передней установкой силового агрегата и высоким корпусом с боковыми и задними дверями и люками в крыше, на которой устанавливалось различное вооружение. С1986 г. изготовлялся дизельный вариант «Буффало» (Buffalo). В серию М-3 входили 10-местный бронетранспортер VTT, спаренная 20-мм зенитная установка VDA, штабной вариант VPC, санитарная машина VT5 и ремонт-но-эвакуационная VAT. Всего было построено около 1,5 тыс. машин серии М-3.

«Панар VBL» с 7,62-мм пулеметом, 4х4,1989 г.

«Панар VBL» с противотанковыми ракетами, 4х4,1993 г.

«Панар VBL» с 12,7-мм пулеметом, 4х4,1992 г.

Панар VRI, 4х4,1998 г.

Панар PVP, 4х4, 2002 г.

В конце 70-х гг. приняла участие в конкурсе на разработку легкой бронемашины VBL (Vehicule Blinde Leger). По замыслу специалистов военного ведомства это должен был быть быстроходный, компактный, маневренный и хорошо защищенный плавающий авиатранспортабельный бронированный джип 4х4, способный выполнять практически любые военные задачи и нести на себе любое легкое вооружение. По результатам испытаний в 1985 г. было объявлено о выборе для серийного производства машин «Панар М-11». Под маркой «Панар VBL» в 1989 г. они поступили на вооружение французской армии, став со временем одними из самых массовых легких бронеавтомобилей в мире.

Машина с несущим стальным корпусом с лобовыми пуленепробиваемыми стеклами и двумя боковыми дверями по основным агрегатам была унифицирована с серийными легковыми автомобилями компании PSA. Она оснащается дизелем «Пежо XD3T» (2,5 л, 95 л.с.) с турбонаддувом, автоматической 3-ступенчатой коробкой передач ЦФ (ZF), независимой подвеской, дисковыми тормозами и системой подкачки шин. VBL предлагается в десятках исполнений полной массой 3,3~4,0 т с колесной базой 2440 или 2655 мм, различными типами корпусов и башен, многочисленными видами вооружения и специального оборудования.

Их максимальная скорость на шоссе – 95-100 км/ч, на воде за счет прокручивания колес -до б км/ч. До 2005 г. машин VBL изготовлено 2,3 тыс. единиц, которые служат в армиях 16 стран. Среди последних разработок «Панара» в области легкой бронетехники – открытый патрульный автомобиль-багги VRI (4х4), многоцелевой вариант PVP полной массой 4,5 т с 5-цилиндровым дизелем «Мерседес-Бенц ОМ612» (Mercedes-Benz) мощностью 156 л.с. и бронеавтомобиль VBR с боевой массой 7,5 т, оснащенный 218-сильным двигателем МТУ (MTU) и автоматической б-ступенчатой коробкой «Эллисон» (Allison).

Панар Сагэ ERC-90F4, 6х6,1981 г.

Панар Сагэ-2 VRC-TT2, 6х6,1985 г.

Панар Сагэ-2 ERC-90, 6х6,1998 г.

Панар VBCI, 6х6,1998 г.

Начало разработки семейства тяжелой колесной бронетехники относится к концу 60-х гг., когда фирма приняла участие в конкурсе на создание семейства «бронетранспортеров переднего края» VAB. В 1971-73 гг. были изготовлены прототипы М-4 (4х4), М-6 (6х6) и М-8 (8х8) с боевой массой 11-13 т, оснащенные двигателями мощностью 165-300 л.с, автоматическими трансмиссиями и пушками калибра от 20 до 105 мм, но по итогам конкурса лучшим был признан вариант VAB фирмы САВИЭМ (SAViEM). Опыт работы над этим семейством не прошел даром, став в 1975 г. основой для создания принципиально новой серии «Сагэ» (Sagaie) 6х6 с передними управляемыми колесами, у которой наиболее оригинальным техническим решением была возможность приподнимания колес среднего моста при движении по шоссе.

На ней использовались бензиновый двигатель PRV V6 (2,7 л, 135 л.с.) заднего расположения, механическая б-ступенчатая коробка передач, гидроусилитель рулевого механизма, независимая подвеска и дисковые тормоза, а позднее – два водометных движителя. Основным исполнением был «пушечный разведывательный бронеавтомобиль» ERC-90S (Engine de Reconnaissance Canon) с 90-мм орудием, весивший 7,4 т и развивавший скорость на шоссе 110 км/ч, на воде – 9 км/ч. Впоследствии его вариантами стали ERC-90F4 для французской армии и экспортный ERC-90S «Линкс» (Lynx) с разными башнями и вооружением. Бронеавтомобиль оснащался также пушками калибра 60 или 120 мм, различными пулеметами и зенитными комплексами. На его базе изготовляли самоходный 81-мм миномет ЕМС-81 и 12-местный бронетранспортер VCR-TT с боевой массой 7,0 т, который предлагался в штабном исполнении, санитарном VCR-IS и с противотанковыми ракетами VCR-TH. В середине 80-х гг. на «Панаре» приступили к выпуску нового поколения «Сагэ-2», главным отличием которого стала установка двух 98-сильных дизельных двигателей «Пежо» с турбонаддувом и автоматической 4-ступенчатой коробки передач «Ренк» (Renk).

Они предлагались как бронеавтомобили ERC-2 с пушками калибра 60, 90 или 105 мм и бронетранспортеры VCR-TT2. До 2003 г. машин серии ERC изготовили 700 единиц. Продолжая работу над их заменой, в 1998 г. представила опытный образец перспективной многоцелевой боевой машины VBCI (6х6).

В 2004 г. со штатом 260 человек имела торговый оборот около 62 млн евро, а ее продукция служила в армиях 47 стран мира. В условиях обострившейся конкуренции компания PSA, не заинтересованная во вложении крупных инвестиций в создание новых поколений легкой бронетехники, в январе 2005 г. передала права на управление своим военным отделением небольшой (Auverland) с сохранением марки «Панар». К этому времени было собрано более 11 тыс. бронемашин «Панар».

Оглавление

Бронеавтомобили Панар-Левассор


Бронеавтомобиль «Панар-178» (4 х4) с задней установкой 105-сильного бензинового двигателя и несущим основанием бронекорпуса комплектовался поворотной конической башней с 25-мм пушкой. 1936 год.


Революционный компактный низкопрофильный бронеавтомобиль «Панар-201» (8х8) с несущим корпусом снабжался 16-ступенчатой трансмиссией. средними подъемными металлическими колесами и 25-мм пушкой. 1940 год.

С первых лет XХ века притягивали полубронированные легковые автомобили с легким вооружением, но производство специальной боевой колесной техники марки «Панар» относится лишь К концу 1920-х годов. Первенцем новой бронированной серии считается обычная легковая машина «Панар-Левассор 16CV», получившая в 1926 году частичное бронирование и пулемет, смонтированный на стойке в центре салона.

Через два года она была преобразована в первый французский довоенный полностью бронированный бронеавтомобиль «Панар-138», или AM-138. В 1929-1932 годах для марокканской армии на грузовом шасси фирма построила 28 разведывательных бронемашин или AMD-165.

Они оснащались 37-мм пушкой, имели броню толщиной 8 мм, весили 5650 кг и развивали скорость 65 км/ч. В 1933-1934 годах к ним добавилась 31 машина «Панар-175» (AMD-175) с 86-сильным мотором и такой же пушкой. Этот бронеавтомобиль имел усиленную подвеску и бронирование толщиной до 9 мм, боевую массу 6750 кг и мог двигаться со скоростью до 75 км/ч.

Одновременно с 1933 года фирма секретно проводила проектирование принципиально нового полноприводного бронеавтомобиля на специальном рамном шасси с колесной формулой 4х4 и всеми односкатными колесами, что привело к появлению в 1935 году самой известной машины «Панар-178» (AMD-35, или АМD-178), которая в целях снижения массы не имела боковых запасных колес. Считается, что ее идейной основой являлся опытный башенный броневик «Берлие VUВ» образца 1928 года с четырьмя высокими ведущими колесами. Новый разведывательный вариант «Панар» С колесной базой 3120 мм оснащался 4-цилиндровым бензиновым двигателем ISK (6,33 л, 105 л.с.) заднего расположения, оригинальной ко-робкой передач с четырьмя передачами переднего и заднего хода, тормозами с механическим усилителем и рессорной подвеской всех колес.

На нем была смонтирована коническая поворотная башня АРХ-3 с пушкой «Гочкисс — калибра 25 мм и 7,5-мм пулеметом. Штабной вариант имел неповоротную башенную надстройку и радиостанцию. При боевой массе 8200 кг бронеавтомобили развивали скорость при движении вперед — 72 км/ч И назад — 42 км/ч. Их развитием являлся бронетранспортер «Панар-179» С более вместительным корпусом. До июня 1940 года бронемашин серии 179 изготовили в общем количестве 551 экземпляр, из них 190 машин, получивших индекс Р-204 (f), затем состояли в разведывательных подразделениях Вермахта, военной полиции и использовались в боевых действиях против партизан на Балканах.

Часть бронеавтомобилей снабжали сменными железнодорожными колесами для передвижения по рельсам и немецкими радиостанциями с рамочной или штыревой антенной. Модернизированный вариант «Панар-178В» образца 1945 года с более вместительной цилиндрической башней с 47-мм пушкой и боковыми запасными колесами с бронезащитой оставался в производстве до 1954 года.

В роковом для Франции июне 1940 года начались испытания самого оригинального французского бронеавтомобиля «Панар-201», или АМ-40Р (8х8), построенного по проекту инженера Луи Делягарда (Louis Delagarde). Это была сравнительно небольшая машина длиной всего 4340 мм с несущим стальным корпусом и экипажем из двух человек, оснащенная 6-цилиндровым мотором (3,8 л, 85 л.с.) и весившая 9,0 т.

Ее главной особенностью были все восемь ведущих колес, причем передние и задние сделали поворотными, а средние подъемные вместо шин получили высокие металлические грунтозацепы. Коробка передач обеспечивала по 16 передач вперед и назад, а поворотная башня с 25-мм пушкой имела необычную систему наведения, состоявшую из двух цилиндров, перемещавшихся относительно друг друга по скошенным на угол 45° поверхностям. Единственный прототип развивал скорость 80 км/ч. По «плану Е» предполагалось построить 300 таких машин, но их производство до оккупации так и не смогли организовать. Уже после войны этот бронеавтомобиль послужил базой новой военной программы , превратившись в легендарную бронемашину EBR-75.

Предыдущая статья:Бронеавтомобили Сомюа-Жандрон

Следующая статья:Бронеавтомобили Берлие

Бронеавтомобили и бронетранспортеры | Франция

Средний бронеавтомобиль Panhard AMD-165/175

Броневик построен на шасси грузовика 20-CV в 1933 г. Вариант AMD-175 имел усиленную подвеску. Всего было построено 60 машин. ТТХ машины: длина – 5,4 м; ширина – 2 м; высота – 2,8 м; масса – 6,7 т; бронирование — 9 мм; колесная формула – 4х2; тип двигателя – 4-цилиндровый; мощность двигателя – 86 л.с; удельная мощность – 12,7 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 75 км/ч; запас хода – 600 км; основное вооружение – 37-мм пушка SA-18, позже 25-мм автоматическая противотанковая пушка SA-35 ; боезапас – 50 выстрелов; дополнительное вооружение – 7,5-мм пулемет Châtellerault MG; боезапас – 5 тысяч патронов; средства связи – радиостанция; экипаж – 4 человека.

Средний бронеавтомобиль AMD 35 (Panhard 178)
Средний бронеавтомобиль AMD 35 (Panhard 178) переоборудованный Вермахтом в бронедрезину

Броневик выпускался в 1937-1940 гг. Всего было выпущено 527 машин, 190 из которых было захвачено Вермахтом (Pz.Spah.204 (f). ТТХ машины: длина – 4,8 м; ширина – 2 м; высота – 2,3 м; масса – 8,5 т; бронирование – 7 — 28 мм; колесная формула – 4х4; тип двигателя — рядный 4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Panhard SK; мощность двигателя – 105 л.с; скорость по шоссе – 73 км/ч; запас хода – 300 км; основное вооружение – 25-мм пушка SA-35; боезапас – 150 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет; боезапас – 3 750 патронов; экипаж – 4 человека.

Бронеавтомобиль Citroen-Kegresse Р-16 (М-29)

Броневик был вариантом М-28 и производился в 1929-1930 гг. Всего выпущено 96 машин. Он имел гусеничный движитель, передний барабан, клепаный бронекорпус и башню. ТТХ машины: длина – 4,8 м; ширина – 1,8 м; высота – 2,6 м; клиренс – 250 мм; масса – 6,8 т; бронирование – 9 — 14 мм; тип двигателя – 4-цилиндровый, рядный карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность – 66 л.с; скорость по шоссе – 50 км/ч; запас хода – 230 км; вооружение — 37-мм пушка 7,5-мм пулемет FM-24/29; боезапас – 100 выстрелов и 3 тысячи патронов; экипаж – 3 человека.

Легкий бронеавтомобиль Berliet VUDB

Броневик создан в 1929 г. . Всего было выпущено 62 машины, из которых 12 продано Бельгии. ТТХ машин: длина – 4,2 м; ширина – 1,9 м; высота – 2,1 м; масса – 4,9 т; бронирование – 3-7 мм; колесная формула – 4х4; тип двигателя — Berliet MLSB 10 CV; мощность двигателя – 50 л.с; скорость передвижения по шоссе – 53 км/ч; запас хода – 350 км; вооружение — два 7,5-мм пулемета Hotchkiss FM 24/29; боезапас – 4 тысячи патронов; экипаж – 2 человека; десант – 4 человека.

Броневик Laffly S15 TOE

Бронеавтомобиль разработан в 1939 г. на базе шасси полноприводного армейского тягача «Лаффли» S-15T. Всего было выпущено 45 машин. ТТХ машины: масса – 5 т; бронирование – 7 мм; колесная формула – 6х6; тип двигателя — четырехцилиндровый, рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Гочкис»; мощность двигателя – 52-60 л. с.; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 1000 км; вооружение — 7,5-мм пулемет FM-24/29; средства связи — радиостанция ER-51; экипаж – 3 человека.

Броневик Laffly S-15 ТТС

Броневик был построен в 1940 г. на базе шасси автомобиля «Лаффли» W-15. Всего было выпущено 70 машин. ТТХ машины: бронирование – 7 мм; колесная формула – 6х6; тип двигателя — четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения; мощность – 52 л.с; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; основное вооружении – 47-мм противотанковая пушка SA-35; дополнительное вооружение — 7,5-мм пулемет FM-24/29.

Броневик Laffly 50AM

Броневик создан на шасси автомобиля L-C2. В 1932-1934 гг. было выпущено 98 машин. Машина была оборудована вторым постом управления для движения назад. ТТХ машины: длина – 5,6 м; ширина – 2,1 м; высота – 2,7 м; масса – 6,2 т; бронирование – 8 мм; колесная формула – 4х2; тип двигателя – 4-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения; мощность двигателя — 50 л. с.; скорость по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 300 км; вооружение — 37 мм пушка SA-18, 7,5-мм пулемет FM 24/29; боезапас – 198 выстрелов и 5,5 тыс. патронов; экипаж – 4 чел.

Средний бронеавтомобиль Laffly 80 AM

Бронеавтомобиль выпускался в 1934 г. на базе шасси грузового автомобиля «Лаффли» LC-2. Всего было изготовлено 28 машин. ТТХ машины: длина – 5,1 м; ширина – 2 м; высота – 2,4 м; клиренс – 300 мм; масса – 7.4 т; бронирование – 4-20 мм; мощность двигателя – 80 л.с; скорость передвижения по шоссе – 76 км/ч; запас хода – 400 км; вооружение – 13,2-мм пулемет Hotchkiss, 7,5-мм пулемет FM-24/29 ; боезапас – 2100 патронов; экипаж – 4 человека.

Бронетранспортер 37-L

БТР был разработан в 1937 г. фирмой Lorraine и представлял собой невооруженный гусеничный бронетранспортер. Он выпускался в следующих модификациях: Lorraine 37-L (базовый вариант, выпущено 378 ед.); Lorraine 38-L (вариант для перевозки моторизованной пехоты); Lorraine 38-L VBCP (выпущено 130 ед.); Lorraine 38-L PC (командирская машина, выпущено 10 ед.). Всего было выпущено 618 машин. ТТХ машины: длина – 4,2 м; ширина – 1,6 м; высота – 1,2 м; масса – 5,2 т; бронирование – 9 — 16 мм; тип двигателя — 6-цилиндровый, карбюраторный Dela Haye 103-TT; мощность двигателя — 70 л.с; скорость передвижения по шоссе – 37 км/ч; запас хода – 135 км; экипаж – 2 человека.

Легкий бронеавтомобиль AM Dodge

В 1941 г. в Ливане и Сирии было бронировано 30 грузовиков Dodge. Иногда устанавливалась башня от бронеавтомобилей Laffly 80-AM или Laffly 50-AM. ТТХ машины: масса – 4 т; бронирование – 8-мм; колесная формула – 4х2; тип двигателя – 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «Додж»; мощность двигателя – 70 л.с; скорость передвижения по шоссе – 60 км/ч; запас хода – 200 км; вооружение – 37-мм пушка SA-18; 7.5-мм пулемет FM-24/29; экипаж – 4 человека.
Поделиться в:

Панар АМЛ (Panhard AML)


Бронеавтомобиль Панар АМЛ (Panhard AML)

Панар АМЛ (Panhard AML) — французский легкий колесный бронеавтомобиль, разработанный в 1959 году.

Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля Панар АМЛ (Panhard AML)

Габаритные размеры — длина 3,79 м — ширина 1,97 м — высота 2,07 м • Боевая масса — 5,5-6,1 т • Экипаж — 3 чел • Колесная формула — 4×4 • Колесная база — 2500 мм • Клиренс (дорожный просвет) — 330 мм • Колея — 1570 мм пердних и задних колес • Силовая установка — 4-цилиндровый оппозитный бензиновый двигатель воздушного охлаждения «Panhard» 4HD — мощность 90 л.с. (66,2 кВт) при 4700 об/мин • Максимальная скорость — 105 км/час по шоссе — 40-70 км/час по пересеченной местности • Запас хода — 640 км по шоссе • Емкость топливных баков — 380 л • Расход топлива — 50л/100 км • Вооружение — 60-мм миномет 61/67 — два 7,62-мм пулемета NF-1 или — два 7,5-мм пулемета MS АА 52N-F • Боекомплект — 53 выстрела 60-мм — 3200 патронов 7,62-мм или — 3800 патронов 7,5-мм • Бронирование — 10 мм • Преодолеваемые препятствия — брод глубиной 0,9 м — стенка высотой 0,3 м — ров шириной 0,8 м — угол подъема 31°

Министерство обороны Франции в 1956 году выдало техническое задание на разработку бронеавтомобиля с целью замены разведывательной бронированной машины «Daimler Ferret». В результате работы над реализацией задания военного ведомства , являющаяся военным подразделением , разработала бронеавтомобиль Панар АМЛ (Panhard AML), у которого было большое сходство с бронеавтомобилем «Daimler Ferret». Первый прототип Панар АМЛ (Panhard AML) был изготовлен в 1959 году, а в серийное производство пошел в 1960 году.

Панар АМЛ (Panhard AML)

Бронеавтомобиль Панар АМЛ (Panhard AML) оказался самым востребованным в военно-полицейских операциях за кордоном Франции, которые страна проводила регулярно с 1945 года. Панар АМЛ (Panhard AML) наиболее гармонично сочетал в себе прочность, надежность в эксплуатации, огневую мощь при соответствующем весе машины, а также отличную адаптируемость к мелким конфликтам.

Корпус бронеавтомобиля Панар АМЛ (Panhard AML) сварен из 13 кусков листовой бронированной стали толщиной 10 мм. Днище выполнено V-образной формы, что обеспечивало большую устойчивость против взрыва мин. В передней части корпуса располагалось отделение управления с местом водителя. За водителем находилось боевое отделение с вращающейся башней кругового вращения, в которой находились места командира слева и стрелка справа. Обзорность водителю осуществлялась при помощи трех перископических приборов, установленных в крышке люка. Центральный перископ менялся на прибор ночного видения. Обзорность командиру и стрелку обеспечивалась при помощи семи перископических приборов.

Посадка и высадка экипажа бронеавтомобиля Панар АМЛ (Panhard AML) осуществлялась через боковые двери, левая из которых служила аварийной. На ней могло крепиться запасное колесо или дополнительный топливный бак.

В корме корпуса бронеавтомобиля Панар АМЛ (Panhard AML) находилось моторно-трансмиссионное отделение (МТО), отделенное от обитаемого помещения съемной перегородкой, в котором устанавливался 4-цилиндровый оппозитный бензиновый (с горизонтальным расположением цилиндров) двигатель воздушного охлаждения «Panhard» 4HD, мощностью 90 л.с. (66,2 кВт) при 4 700 оборотах в минуту и рабочим объемом 1,99 литра.

Доступ к двигателю обеспечивается через две панели. Над боевым отделением бронеавтомобиля Панар АМЛ (Panhard AML) установлена башня кругового вращения различных модификаций и производителей.

В самом массовом варианте — бронеавтомобиле Панар АМЛ 60 (Panhard AML 60), применена башня НE60-7, вооруженная 60-мм минометом 61/67 (длина ствола 1,325 м) и двумя 7,62-мм пулеметами NF-1 или двумя 7,5-мм пулеметами MS АА 52N-F. Вооружение наводится на цель независимо друг от друга. Вертикальный угол наведения миномета составляет от -22° до +47°, пулеметов — от -11° до +76°. Прицеливание осуществляется при помощи перископического 5-кратного прицела АРХSOPELEM M112.

Трансмиссия состояла из центробежной муфты с электромагнитным управлением, что не требует наличия педали сцепления, узла коробки перемены передач, состоявшего из двух отдельных редукторов (для высокой передачи и для низкой передачи), гидравлического двухконтурного ручного тормоза. Редуктор для высокой передачи предназначен для движения по дорогах и имеет три пониженные передачи и одну повышенную передачу. Редуктор для низкой передачи предназначен для передвижения по бездорожью и имеет передачу заднего хода и повышенную передачу.


Бронеавтомобиль Panhard AML 90 HE90-7

Подвеска бронеавтомобиля Панар АМЛ (Panhard AML) независимая пружинная. Машина имела колесный полноприводный движитель и колесную формулу 4×4. Передние колеса управляемые, а все колеса снабжались централизованной системой регулировки давления в шинах. Колеса крепились на балансиры со спиральными пружинами и гидропневматическими амортизаторами. На бронеавтомобиле применяются шины «Michelin» тип XL диаметром 16 дюймов (406,4 мм) и шириной 11 дюймов (279,4 мм), имеющих специальные внутренние секции «Hutchinson VP-PVs», заполненные азотом и специальным целлюлозным наполнителем, что обеспечивало противопульную устойчивость шин и устойчивость от проколов.

Модификации бронеавтомобиля Панар АМЛ (Panhard AML)

AML 245 HE60-7 — вариант бронеавтомобиля с башней HE60-7 для французской армии, принятый на вооружение в 1960 году. Башня HE60-7 вооружена двумя спаренными 7,5-мм пулемётами и 60-мм миномётом. Боекомплект состоит из 3 800 патронов 7,5-мм и 53 минометных 60-мм выстрела. — AML 245 HE60-7 (командный) — бронеавтомобиль принят на вооружение французской армии в 1960 году. Машина снабжена башней HE60-7, вооруженной двумя спаренными 7,5-мм пулемётами с боекомплектом 3 200 патронов и 60-мм миномётом с боекомплектом 35 выстрелов. Бронеавтомобиль имеет вторую радиостанцию. — AML 60 — экспортный вариант бронеавтомобиля с башней HE60-7, вооруженной 7,62-мм пулемётом и 60-мм миномётом. — AML 245 HE60-12 — бронеавтомобиль с башней HE60-12 с 12,7-мм пулемётом и 60-мм миномётом. — AML 245 HE60-20 — бронеавтомобиль с башней HE60-20, вооруженной 20-мм пушкой и 60-мм миномётом. — AML 60 S530 — экспортный вариант бронеавтомобиля Панар АМЛ (Panhard AML) для Венесуэлы. Башня бронеавтомобиля вооружена двумя спаренными 20-мм автоматическими зенитными пушками. Боекомплект составляет 600 выстрелов калибра 20 мм. — AML 90 HE90-7 — вариант бронеавтомобиля для французской армии с башней HE90-7, принятый на вооружение в 1965 году. Башня HE90-7 снабжена 90-мм танковой пушкой с боекомплектом 20 выстрелов 90-мм и 7,5-мм зенитным пулемётом AA-52 с боекомплектом, насчитываемым 2 000 патронов. — AML 90 Lynx — вариант бронеавтомобиля Панар АМЛ (Panhard AML) с башней («Hispano-Suiza»), вооруженной 90-мм пушкой GIAT F1. Машина снабжена лазерным дальномером и прибором ночного видения. — Eland Mk.1 — лицензионный бронеавтомобиль на базе Панар АМЛ 90 (Panhard AML 90), выпущенный южноафриканской в 1962 году. — Eland Mk.2 — южноафриканский бронеавтомобиль 1963 года, модернизация бронеавтомобиля Eland Mk.1. — Eland Mk.3 — модернизация бронеавтомобиля Eland Mk.2, снабженного новой тормозной системой. — Eland Mk.4 — модернизация бронеавтомобиля Eland Mk.3 с новой топливной системой. — Eland Mk.5 — модернизированный вариант бронеавтомобиля Eland Mk.4 с новым бензиновым двигателем рабочим объемом 2,5 литра. Выпуск машины начался в 1972 году и за 1972-73 годы выпущено 356 бронеавтомобилей. — Eland Mk.6 — модернизированный вариант бронеавтомобиля Eland Mk.5, который выпускался в 1974—75 годах. — Eland 60 — лицензионный выпуск 1979 года южноафриканской варианта бронемашины AML 60 с башней HE60-7. Бронеавтомобиль снабжен дизельным двигателем и усиленным шасси с новыми тормозами. Вооружение состоит из двух 7,62-мм пулемётов и 60-мм миномёта. — Eland 90 — южноафриканский лицензионный вариант бронеавтомобиля AML 90 1979 года. Бронеавтомобиль снабжен дизельным двигателем, усиленным шасси и новыми тормозами. Всего выпущено порядка 500 машин. — AML 20 — вариант бронеавтомобиля для армии Ирландии 1990 года. На машине установлен новый дизельный двигатель «Peugeot» XD3T и 20-мм автоматическая пушка G12.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]