Одна из серийных модификаций российского бронеавтомобиля ГАЗ-2330 «Тигр» Довольно долгое время российская армия не использовала бронеавтомобили, полагаясь на БТР, БМП и БРДМ. Между тем опыт, полученный США при ведении боевых действий с применением хорошо известного военного вездехода HMMWV («Хамви»), указывал на то, что подобные машины могут принести немалую пользу. Они высокомобильны, относительно дешевы и универсальны. Всё это побудило российских конструкторов задуматься о создании собственных аналогов «Хамви». И всё же трудно сказать, как скоро бы армия получила такие машины, если бы не случайность, связанная с несостоявшимся контрактом между ОАЭ и заводом ГАЗ.
История разработки бронированного автомобиля ГАЗ-2330
В начале 1999 года с руководством Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) связались представители фирмы Bin Jabr Group, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах. Они предложили профинансировать проект по созданию нового бронеавтомобиля для армии ОАЭ. Предполагалось, что эта машина сможет заменить американский «Хамви» (HMMWV), который оказался чрезмерно дорогим в эксплуатации.
С самого начала было ясно, что Bin Jabr Group – это не конечный заказчик броневика. Эта фирма была своего рода «передаточным звеном» для куда более крупной компании — King Abdullah II Design&Development Boreau (KADDB), известной, в частности, как наиболее крупный в регионе создатель боевой техники – как колёсной, так и гусеничной. Таким образом, предложение выглядело очень серьёзным.
Бронеавтомобиль HMMWV с крупнокалиберным пулеметом в верхнем люке
Основные требования к новому автомобилю на тот момент выглядели следующим образом:
- Надёжность эксплуатации в климатических условиях, свойственных Аравийскому полуострову (температура воздуха до +50 градусов по шкале Цельсия);
- Простота устройства основных агрегатов;
- Глубина преодолеваемого вброд водного препятствия – до 1,2 метра;
- Возможность въезда на склон (и съезда с него) под углом в 52 градуса;
- Уровень комфорта для экипажа должен соответствовать среднестатистическому легковому автомобилю.
Завод ГАЗ обладал немалым опытом по созданию армейских легковых вездеходов и бронетранспортеров, что позволило ему справиться с проектированием новой машины и изготовлением нескольких первых её экземпляров в очень короткие сроки. Уже в 2001 году в Абу-Даби, на выставке вооружений IDEX, были продемонстрированы три бронеавтомобиля, обозначенные как Tiger.
Далее, произошла какая-то «мутная» и не очень понятная история: все три опытные машины остались в ОАЭ вместе с комплектом технической документации, при этом арабские заказчики отозвались о «Тигре» вполне комплиментарно. Контракт с дочерней , которая и занималась разработкой проекта, почему-то разорвали. Запланированные ранее совместные испытания так и не начались.
Руководство завода ГАЗ, видя такое положение, приняло решение использовать практически готовый проект в собственных интересах, предложив новый автомобиль министерствам внутренних дел и обороны. Никаких возражений от прежнего заказчика по этому поводу не последовало, а через несколько лет у ОАЭ появилась бронемашина Nimr (в переводе с арабского – «Тигр»).
Арабский «брат» ГАЗ-2330 – бронеавтомобиль Nimr на выставке IDEX-2019
В 2002 году на Горьковском автомобильном заводе были изготовлены три различных варианта автомобиля, получившего тогда обозначение ГАЗ-2975. Бронированным был лишь один из них, трёхдверный. Два других имели более простой тентованный корпус. При этом внешний вид машины несколько изменился по сравнению с «арабским» вариантом. Первыми «испытателями» автомобилей стали бойцы московского специального отряда быстрого реагирования. Полученные результаты были положительно оценены министерством внутренних дел, которое пожелало закупить целую партию машин.
В 2005 году началось серийное производство «Тигров», но не на ГАЗе, а на Арзамасском машиностроительном заводе. Вскоре бронеавтомобиль «Тигр» стал поступать не только в подразделения МВД, но и в армию. В 2008 году они использовались во время «пятидневной войны» в Южной Осетии и Грузии, а в 2014 году эти машины «засветились» в Крыму, где с их участием проходило блокирование украинских воинских частей.
За годы, прошедшие с момента появления первых образцов «Тигра», было разработано немало его модификаций. Усиливались характеристики брони и защиты от мин, устанавливались новые образцы вооружения, создавались специализированные варианты. В 2022 году в Сирии была испытана очередная модификация этой машины – «Тигр-М», которая в ближайшие годы, видимо, станет в армии основной.
О бронеавтомобилях в других странах
Государства, являющиеся членами НАТО, принимают участие в различных вновь и вновь возникающих военных конфликтах. В связи с этим обстоятельством при проектировании новых образцов армейской техники разработчикам приходится уделять много внимания уровню защиты солдат. В 2009 году военным командованием Соединенных Штатов был сделан заказ у фирмы Oshkosh Truck на 1 тыс. бронированных машин M-ATV. Данный 14,5-тонный броневик, грузоподъемность которого составляет 1900 кг, способен развивать скорость до 105 км/ч. Для этой транспортной единицы предусмотрен турбодизель с мощностью 370 лошадиных сил.
Кроме данного заказа, министерством обороны Соединенных Штатов был объявлен тендер на создание бронемашины отечественного производства, способной заменить уже устаревший «Хаммер». В Германии силовые структуры располагают броневиками ATF Dingo с V-образным днищем, эффективно обеспечивающим противоминную защиту, и LAPV Enok, для которых присущи отличные скоростные характеристики. Из стран бывшего Советского Союза среди армейской техники данного класса наибольшую известность получили транспортные средства «Дозор-Б» и KrAZ MPV TC украинского производства. Проектирование российского бронеавтомобиля «Тигр» было начато в конце 90-х. Работы велись с учетом всех достоинств и недоработок, присущих зарубежной технике. Бронеавтомобиль «Тигр» (фото армейской машины в статье) в технической документации значится как СТС ГАЗ-2330.
Основное предназначение
«Тигр» для российского МВД. Снимок сделан еще до переименования милиции в полицию.
Бронеавтомобиль ГАЗ 2330 «Тигр» используется для решения следующих задач:
- Безопасная перевозка военнослужащих по территории, на которой могут встречаться различные диверсионные, иррегулярные или террористические формирования;
- Доставка солдат и грузов в оперативный тыл и прифронтовую полосу в условиях ведения «обычной» войны;
- Эвакуация раненых с поля боя;
- Борьба с бронетехникой или авиацией противника (при условии оснащения соответствующим оружием);
- Огневая поддержка атакующих или обороняющихся подразделений;
- Обычная, химическая и радиологическая разведка;
- Доставка специальных полицейских сил к месту проведения операций по обезвреживанию или задержанию особо опасных преступников.
В целом по своим функциям «Тигр» довольно близок к бронетранспортеру.
О нынешних реалиях
С течением времени происходит изменение облика армии и военной стратегии. Теперь промышленные возможности пребывают на совершенно другом уровне и позволяют разрабатывать и производить новую улучшенную военную технику. Сегодня бронеавтомобили – это надежно защищенные транспортные средства, способные повысить мобильность как армейских, так и подразделений специального назначения. Разведка, рейды в тыл противника, доставка личного состава к месту боевых действий и огневая поддержка стали основными сферами применения бронемашин в армии. Ввиду того что стесненные городские условия не являются преградой для подобных автомобилей, они довольно популярны и среди бойцов полицейских спецподразделений.
Конструкция автомобиля
Основным несущим элементом вседорожника ГАЗ-2330 является жесткая сварная рама. На неё навешиваются все остальные узлы и агрегаты. Кузов автомобиля цельнометаллический, сварной, бронированный. Толщина металла зависит от модификации и является одним из факторов, определяющих класс защиты. Компоновка: капотный «универсал», в задней части имеются открывающиеся наружу двери. В салоне поддерживается постоянная температура воздуха, что обеспечивается системами климат-контроля.
Салон одного из гражданских вариантов «Тигра»
Силовой агрегат
На броневик «Тигр» может быть установлен один из следующих двигателей:
- Cummins В180-20. Объем – 5,883 литра, мощность – 180 лошадиных сил. Крутящий момент – 650 Нм при 2500 оборотах в минуту;
- Cummins В205-20. Достигнута мощность в 205 лошадиных сил при сохранении прежнего объема цилиндров. Крутящий момент – до 750 Нм при 1900 оборотах в минуту;
- Cummins В215-20. Мощность доведена до 215 лошадиных сил. При 1500 оборотах в минуту мотор формирует крутящий момент в 700 Нм;
- ЯМЗ-5347-10. Это многотопливный двигатель — его можно заправлять как соляркой, так и бензином. Мощность составляет 215 лошадиных сил, крутящий момент – 735Нм при частоте вращения от 1300 до 1600 оборотов в минуту.
На опытные автомобили первых серий устанавливали мотор ГАЗ-562 мощностью в 150 лошадиных сил. Кроме того, премьер-министру России Медведеву демонстрировался вариант машины, оснащенный двигателем на 420 л.с. В серию такой автомобиль не пошёл.
Все варианты двигателей снабжаются предпусковым подогревателем и электронагревателем входного воздуха. Эти устройства обеспечивают уверенный запуск мотора в любых климатических условиях.
Трансмиссия
Внедорожник «Тигр» может оснащаться автоматической коробкой передач, но этой особенностью обладают только гражданские версии автомобиля. Военные варианты комплектуются МКПП ГАЗ-2330-1700010 с шестью передачами. Имеется также раздаточная коробка, позволяющая распределять усилия от двигателя между осями машины.
Двигатель ЯМЗ-5347-10, устанавливаемый на ГАЗ-2330
При помощи особого рычага может быть включена пониженная передача (1:4,5). На колёсах при этом создается крутящий момент в 2000 Нм, что заметно увеличивает проходимость тяжелого автомобиля, придавая ему способность проехать, к примеру, по полутораметровому слою недавно выпавшего снега.
Для того чтобы передние и задние колеса вращались с одинаковой скоростью, водитель может включить блокировку межосевого дифференциала, нажав на одну из кнопок на панели.
Подвеска
ГАЗ-2330 оборудован торсионной, полностью независимой подвеской. Многие элементы её конструкции были разработаны с учетом устройства аналогичных узлов бронетранспортера БТР-80, что позволило повысить устойчивость и «живучесть» наиболее важных деталей. Передние колеса оборудованы устройством, обеспечивающим поперечную устойчивость во время движения, а каждое из задних снабжено двумя гидравлическими амортизаторами.
Кроме того, автомобиль снабжен колёсными редукторами, которые позволили увеличить клиренс, тем самым дополнительно улучшить проходимость.
Рулевое управление
Использован тип рулевого управления «винт – шариковая гайка». Поскольку машина обладает более чем внушительной массой, устанавливается гидроусилитель. Благодаря этому устройству, при вождении «Тигр» мало чем отличается от обычного легкового автомобиля.
С чего все начиналось?
В 1999 году короля Иордании Абдуллу II начало беспокоить состояние, в котором пребывали отечественные вооруженные силы. Вскоре с целью осуществить их модернизацию по его инициативе была создана специальная компания Design and Development Bureau. Военные эксперты Иордании посчитали, что королевская армия нуждается в специальном внедорожнике, альтернативном варианте американского «Хаммера». Бронированные автомобили, выпускаемые в Соединенных Штатах, арабов не устраивали, поскольку стоили очень дорого и были очень затратны в обслуживании.
Создать новый бронеавтомобиль было поручено компании Bin Jabr Croup Ltd, которая вскоре передала заказ российским конструкторам из Горьковского машиностроительного завода. Задача российской стороны заключалась в проектировании трех опытных образцов бронеавтомобиля с различными вариантами кузова. Разрабатывалась техника исключительно для нужд армии, создание гражданской версии предусмотрено не было. Поскольку американские «Хаммеры» нередко ломались, новые бронеавтомобили должны были быть простыми в производстве и достаточно надежными для эксплуатации в тяжелых условиях пустыни.
Технические характеристики
Преодоление водного препятствия на ГАЗ-2330
ГАЗ-2330 выпускался в разных вариантах, отличавшихся между собой по бронированию, мощности силовой установки и вооружению.
ТТХ приводятся для модификации «Тигр-М» ВПК-233114/СПМ-2М:
Полная масса | 7,8 тонны |
Снаряженная масса | 6,6 тонны |
Грузоподъемность | До 1,4 тонны + прицеп весом до 2,5 тонн |
Максимальная скорость по бездорожью | Точных данных нет, предположительно до 80 км/ч |
Максимальная скорость по шоссе | 125 км/ч (по другой информации, до 140 км/ч) |
Запас хода | 1000 километров |
Глубина преодолеваемого брода | 1,2 м |
Допустимый угол подъема | 30 градусов |
Ширина преодолеваемого рва | 0,5 м |
Высота преодолеваемого препятствия | До 40 см |
Клиренс | 400 мм |
Ширина колесной базы | 3 300 мм |
Высота корпуса (без оружия) | 2 300 мм |
Длина автомобиля | От 5650 до 5700 мм |
Ширина автомобиля | От 2300 до 2400 мм |
Баллистическое бронирование передней части машины отвечает уровню 3 (5-й класс по ГОСТ Р50963-96), а противоминное – уровню 2А по классификации STANAG 4569. Это означает, в частности, что внедорожник способен выдержать взрыв устройства, эквивалентного по силе шести килограммам тротила при условии наезда на него колесом.
О конструктивных особенностях
Проектировочные работы по российскому бронеавтомобилю «Тигр» велись с учетом пожеланий сотрудников спецслужб. По одной из версий, разработчики Арзамасского машиностроительного завода воспользовались узлами и агрегатами ГАЗ-66. Однако данное суждение опровергается экспертами, поскольку обе машины имеют общую только колесную формулу. Бронеавтомобиль «Тигр» (фото транспортной единицы представлено в статье) с жесткой рамой с независимой торсионной подвеской, для которой предусмотрены гидравлические амортизаторы. Машина с бронированным трехдверным кузовом, в котором можно перевозить до девяти бойцов. Кроме того, кузов приспособлен для транспортировки различных грузов, общий вес которых не превышает 1,2 т.
Преимущества и недостатки
ГАЗ-2330 обладает следующими достоинствами:
- Высокая проходимость;
- Комфортабельные (по военным меркам) условия поездки;
- Высокий уровень вариабельности машины – её можно оснастить самыми разными видами оружия и специальных устройств;
- Возможность использования разных видов топлива.
В целом «Тигр» является вполне достойным конкурентом для практически любого западного «оппонента», что доказывается успешностью поставок этих машин за рубеж.
Китайский вариант «Тигра». Изготавливается по лицензии
Вместе с тем имеются у него и недостатки:
- Недостаточно высокий уровень защиты, особенно от минного оружия. Эта проблема решается, но пока сохраняется отставание от иностранных аналогов, в том числе и от арабского «Нимра», хотя он и сконструирован на базе ГАЗ-2330;
- Кузов сделан цельносварным, в то время как наиболее современные варианты бронеавтомобилей имеют модульную конструкцию;
- Слишком высокая закупочная цена, не позволяющая покупать машины в большом количестве.
Опыт эксплуатации «Тигров» в боевых условиях в целом положительный, однако, им пока еще почти не доводилось встречаться с сильным противодействием. Возможно, какие-то подобные эпизоды случались в Сирии, но информации о них немного.
О ходовой части
Стремясь обеспечить высокую скорость передвижения бронеавтомобиля по шоссейной, асфальтированной трассе и бездорожью, разработчики применили в конструкции машины новые торсионы, прочную рычажную подвеску и энергоемкие амортизаторы. Как утверждают специалисты, за счет этих элементов «Тигр» одинаково устойчив в любых условиях. Благодаря наличию модифицированной подвески, постоянного полного привода, высокого клиренса и грамотно спроектированной колесной базе, бронеавтомобиль успешно эксплуатируется в местности с сырыми и болотистыми грунтами. По шоссе техника передвигается со скоростью 150 км/ч, в условиях бездорожья – 75 км/ч.
Комплектация и варианты исполнения
Автомобили «Тигр» оснащаются лебёдкой с электрическим приводом, специальными креслами, предотвращающими травмирование экипажа при подрыве на мине, автоматической системой, предназначенной для регулировки воздушного давления в шинах, фильтровентиляционной установкой и противопожарными средствами.
В комплект оборудования могут входить и другие устройства, в зависимости от целевого использования машины.
Все автомобили ГАЗ-2330 можно условно разделить на три основных типа:
- Небронированные машины;
- Многоцелевые бронированные автомобили;
- Специализированные машины.
Небронированный гражданский вариант автомобиля «Тигр»
Выпускались следующие модификации небронированных машин:
- ГАЗ-23304. Кузов – однообъемный универсал. Количество дверей – пять;
- ГАЗ-233001. Гражданский «Тигр», продавался в незначительных количествах;
- ГАЗ-233011 и 233012 – пикапы с четырьмя или двумя дверьми и грузовой платформой;
- ГАЗ-233013. Кузов – универсал, количество дверей – три. Имеются варианты с двухъобъемным салоном;
- ГАЗ-3121 – еще одна гражданская версия, известная также под названием «Тигр-2». Отличался несколько сниженным расходом топлива и меньшей массой (3,5 тонны);
- ГАЗ-СП46 – автомобиль для проведения парадов. Кузов «кабриолет», имеется жесткая крыша, которую можно снимать или устанавливать при необходимости. В салоне имеется поручень, за который можно придерживаться при поездке стоя. Автомобиль оборудован автоматической трансмиссией, масса уменьшена и составляет 4,75 тонны.
Модификация для спецназа АСН 233115. Хорошо видно вооружение машины – пулемет и автоматический гранатомет
Многоцелевые бронированные «Тигры» представлены следующими модификациями:
- ГАЗ-233034 (СПМ-1) – используется оперативными сотрудниками и специальными отрядами МВД России. Привлекается к участию в операциях против террористов, применяется пограничниками. Класс баллистической защиты – 3;
- ГАЗ-233014 (СТС) – бронированный кузов этой армейской машины дополнительно обшит специальным покрытием, задерживающим осколки различных боеприпасов. Количество дверей – три. В 2014 году именно эти автомобили блокировали украинские воинские части в Крыму;
- ГАЗ-233036 (СПМ-2). Автомобиль для МВД РФ. Отличается от СПМ-1 наличием двух люков в крыше и бойницами в бронестеклах. Уровень баллистической защиты по отечественному стандарту –5. На базе этого варианта созданы два командно-штабных автомобиля – АПЕ-МБ и Р-145БМА;
- СБМ ВПК-233136. Усовершенствованный вариант СПМ-2 с российским двигателем ЯМЗ;
- ВПК-233114 («Тигр-М»). Серийная версия, поставляется как в МВД, так и в армейские подразделения. Оборудован фильтровентиляционной установкой, в крыше сделан квадратный распашной люк. Установлена новая версия двигателя ЯМЗ;
- АСН 233115 («Тигр-М» СПН). В верхнем люке смонтирована поворотная установка с пулеметом и автоматическим гранатомётом. Этот вариант предназначен для бойцов спецназа.
Специальный автомобиль «Абаим-Абанат». На крыше – сложенный штурмовой трап
Из специализированных модификаций бронеавтомобиля «Тигр» можно выделить такие, как:
- «Абаим-Абанат». Представляет собой вариант модели ГАЗ-233034, оборудованный специальным управляемым трапом, при помощи которого бойцы спецназа МВД могут проникнуть на второй или третий этаж здания при выполнении штурма;
- СБРМ. Автомобиль, снабженный аппаратурой для обнаружения различной техники (в том числе беспилотников и вертолетов) и живой силы противника. Собранные данные поступают на электронную карту, координаты целей определяются при помощи системы ГЛОНАСС;
- П-265. Подвижная полевая радиостанция;
- МЗ-304 «Горец». Вариант бронеавтомобиля «Тигр-М» с интегрированной полуавтоматической минометной установкой калибра 120 мм;
- МК-БЛА-01. Используется вместе с беспилотником «Ласточка»;
- «Леер-2». Представляет собой «Тигр-М» с аппаратурой радиоэлектронной борьбы;
- РХМ-ВВ. Автомобиль для выполнения химической, биологической и радиационной разведки. Эксплуатируется Росгвардией.
Кроме того, имеются санитарные «Тигры», а также машины, оборудованные радиолокационными станциями для проведения разведки и управления огнём артиллерии.
Отдельного упоминания заслуживает АБШ 23316. Эта модификация бронеавтомобиля может вооружаться пусковой установкой противотанковых ракет модели «Корнет-Д» или зенитно-ракетным комплексом «Гибка». В последнем случае в состав боекомплекта могут входить ракеты «Игла-С» или более новая «Верба». Высота поражения целей – до 3500 метров.
Бронеавтомобиль АБШ 23316 с установкой противотанковых ракет «Корнет-Д» на крыше
Для непосредственной поддержки войск может применяться автомобиль «Тигр» в модификации БРШМ. Его главное отличие – необитаемый дистанционно управляемый модуль, вооруженный пулеметом и автоматической пушкой калибра 30 миллиметров.
О силовой установке
Изначально в российском бронеавтомобиле использовался турбированный двигатель Cammins B205, выпускаемый в Соединенных Штатах. Для этого дизельного мотора характерны высокие динамические качества. Мощность силового агрегата составляет 210 лошадиных сил. В последнее время американские дизельные двигатели заменили аналогичными российскими ЯМЗ-534, для которых предусмотрен турбонаддув. Эти 6-цилиндровые агрегаты вполне соответствуют экостандарту «Евро-3» и, несмотря на компактность, обладают большей мощностью, чем импортные аналоги. Российский мотор способен развить мощность до 235 л. с.
О военной технике от российского
Бронеавтомобиль «Тигр» стал основой для создания различных сборных моделей. Литники, из которых собирается автомобиль, содержатся в красочной коробке. Ввиду того что с участием данной бронетехники обеспечивалась законность референдума и противодействие агрессивным актам со стороны украинских националистов и экстремистски настроенных татар, на коробке изображены стратегически важные объекты Крыма.
Например, в левой части расположен терминал аэропорта в городе Симферополе. Масштаб российского бронеавтомобиля «Тигр» «Звезда» 1 к 35. Для изготовления литников производитель использовал серый пластик, для имитации шин – черную плотную резину. Стеклянные элементы модели представлены прозрачными деталями. Зеркала заднего вида – зеркальной пленкой. Судя по многочисленным отзывам потребителей, данная продукция выглядит очень натуралистично. Также по достоинству оценена прочность всех пластиковых элементов.
Яньцинь «Защитник» (燕京 卫士) [36]
Передние сиденья разделены между собой кожухом выступающих снизу в салон коробки переключения передач и раздаточной коробки для обеспечения высокого клиренса , который можно использовать, как стол. Мобильная защищённая многофункциональная баллистическая РЛС для обеспечения данными подразделения ствольной артиллерии и реактивных систем залпового огня 17.