Ми-10 — летающий монстр с ядерными ракетами для внезапного удара (ФОТО)

Зимой 1958 года по правительственному указу в Советском Союзе началось проектирование новой машины, которая могла бы перевозить большие грузы. И ею стал новый проект конструкторского бюро Миля под названием Ми-10. Новый аппарат был создан на базе уже имеющегося вертолета Ми-6, но его особенностью было то, что он мог перевозить грузы массой в 12 тонн на расстояние в 250 километров.

При разработке проекта было добавлено требование о перевозке огромных баллистических ракет. В новой модели вертолета сохранилась полностью такая же силовая установка, как и в предыдущей модели. Не поменялось и управление машиной. Наибольшие метаморфозы произошли с фюзеляжем вертолета. Корпус нового вертолета был узким и относительно низким, но при этом он имел пассажирский отсек длиной в 16 метров, где можно было перевозить 28 пассажиров.

Для дальних пролетов на вертолет можно было установить дополнительные топливные баки. Грузы на этой машине можно было перевозить двумя способами. Первый − это перевозка контейнеров с ракетами, которые удерживал захват с гидравлической системой. Второй способ − это перевозка груза на платформе, которая крепилась на стойках шасси.

Впервые вертолет Ми-10 (его при конструировании также называли моделью В-10) оторвался от земли летом 1961 года. Уже осенью следующего года данная машина совершила рекорд по подъему грузов, он смог поднять груз массой в 15 тонн на высоту больше двух километров. Еще через год данный проект хотели вообще закрыть, из-за того что правительство отказалось от перевозки ракет с помощью вертолетов. На момент отказа от проекта в 64 году было изготовлено всего лишь 24 машины данной модели. Именно по этой причине вертолет не имел большого авторитета и не был востребован в народном хозяйстве.

История создания вертолета Ми-10

Успехи транспортного вертолета-гиганта Ми-6 в перевозке грузов на большие расстояния, не могли не впечатлять. Уже после первых полетов Ми-6 с грузом на внешней подвеске, родилась идея создания на его основе новой, специализированной винтокрылой машины — летающего крана.

20 февраля 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР, поручавшее ОКБ-329 М.Л.Миля создание вертолёта для транспортировки крупногабаритных грузов массой 12 т на расстояние 250 км и массой 15 т на более короткие расстояния. В ОКБ проект получил индекс В-10, заводской индекс машины был «изделие 60», а нам этот вертолет больше известен как Ми-10.

Ведущим конструктором вертолета Ми-10 быз назначен М.Н.Пивоваров, вскоре смененный Л.Н.Бабушкиным, а общее руководство над проектом осуществлял Н.Г.Русанович — зам главного конструктора.

Уже в 1959 году началось изготовление первого прототипа Ми-10. Такая скорость работы была обеспечена рациональным решением — силовая установка, винты, трансмиссия, схемы системы управления и гидравлической системы все это было в неизменном виде взято с Ми-6. А затем вертолет просто «переодели», то есть спроектировали совершенно новый фюзеляж.


Общая схема вертолета Ми-10

15 июня 1960 года Ми-10 впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель Р.И.Капрелян), однако из-за неисправности маслонасоса, прототип вскоре сгорел на земле. В июле 1961 года начались испытания второго прототипа и закончились они только в начале 1964 года. Хотя в том же году было начато серийное производство (планировалось начать его ещё в 1961 г.), а в 1965 году Ми-10 с успехом демонстрировался в Ле Бурже, доводка вертолета заняла дополнительные 3 года и полностью завершилась только в 1968 г. В том же году ОКБ М.Л.Миля была присуждена Государственная премия, за создание обоих тяжелых машин Ми-6 и Ми-10.

Однако от «народного» Ми-6, его «побратима» Ми-10 отделяла слишком большая пропасть. Изначально создаваемый скорее для военных нужд (обеспечения мобильного базирования ракетных комплексов), Ми-10 решающих преимуществ перед Ми-6 (обоими машинами комплектовались тяжелые вертолетные полки) не имел, к тому же, сама идея мобильных ракетных комплексов в то время «забуксовала». Гражданское применение Ми-10 тоже было сомнительным из-за необходимости оборудования всех потенциальных грузов узлами под гидрозахваты.

Зато с появлением Ми-10К (подлинного «летающего крана») с укороченными стойками шасси (клиренс — 1,65 м) и наличием кабины оператора крана, вертолет оценили по достоинству, причем в первую очередь строители-высотники. Возможность собрать секции строящегося объекта на земле, а затем с помощью вертолета поставить их друг на друга с математической точностью — это было пределом мечтаний. Именно с помощью вертолета Ми-10К в 1982 году, в г. Якутске, всего за 5 дней, была собрана телевышка высотой 241 метр.

Всего изготовлено 55 вертолётов Ми-10 всех модификаций. Насколько известно, за рубеж был продан лишь 1 образец (Голландия). К 1989 году все Ми-10 были выведены из эксплуатации.

В разные годы на вертолетах Ми-10 было установлено 8 рекордов.

Советский транспортный вертолет-кран Ми-10К

Многоцелевой тяжелый вертолет Ми-10К представляет собой специализированный вертолет-кран. Вертолет Ми-10К может перевозить крупногабаритные грузы не только внутри фюзеляжа, но и на внешней подвеске. На вертолете-кране монтируется обычный узел тросовой внешней подвески, который рассчитан на груз 8000 кг. Вертолет широко используется при установке опор линий электропередач, фильтрационного оборудования на химических предприятиях, при монтаже радиорелейных вышек и других строительно-монтажных работах.

Вертолеты краны Ми-10 нашли ограниченное применение не только в вооруженных силах, но и в народном хозяйстве. Универсальность применения ограничивалась необходимостью оборудования грузов ответными узлами под гидравлические подъемники. Выигрыш от облегченного веса шасси фюзеляжа сводилось на нет длиной шасси. Предвидя эти проблемы, ОКБ Миля в 1964 году приступило к разработке «коротконогой» модификации данного вертолета. Ведущим конструктором был назначен Серман А.Х. Модификация Ми-10К разрабатывалась специально для осуществления строительно-монтажных работ.

Вертолет одновинтовой с Ми-6 схемы: рулевой винт, два ГТД и четырехопорное шасси. Конструкция фюзеляжа и шасси несколько отличались от предшественника. Полумонококовый фюзеляж имеет спереди двухместную кабину экипажа, имеющую улучшенный обзор вниз. Несущий винт — как на вертолете Ми-6. Конструктивный угол наклона вперед уменьшен до 0°45′. Также не отличался и рулевой винт. Система трансмиссии и силовая установка такие же, как у предшественника, топливо содержится в 2 топливных баках (общая емкость 9000 литров) перед главными опорами шасси по бокам фюзеляжа.

Конструкторы отказались от гидравлических захватов и внешней платформы. Таким образом, была уменьшена высота шасси, что снизило массу и лобовое сопротивление. Вместо телекамер для управления при погрузке-разгрузке, не оправдавших себя, Ми-10К был оборудован подвесной кабиной с третьим комплектом рычагов управления и круговым обзором. Гондола размещалась под носовой частью фюзеляжа. При проведении погрузочно-разгрузочных и монтажных работ один из пилотов переходит в подвесную кабину. Садясь лицом к грузу, он получал возможность наблюдать за грузом и одновременно управлять вертолетом. «Экономия» на стойках дала возможность увеличить массу перевозимого на внешней подвеске груза до 11 тонн. Нижний пост обеспечивал высокую точность монтажных операций. В 1975 году все Ми-10 были оснащены системой гашения вибраций и колебаний на внешней подвеске.

На Ми-10К устанавливался автопилот, имеющий каналы направления, тангажа, крена и высоты, а также стабилизатор оборотов несущего винта. Автопилот был включен по дифференциальной схеме в систему управления. В зависимости от рода и условий работы, вида применения количество членов экипажа колебалось от 3 до 5 человек (3 пилота, бортоператор и бортмеханик).

Несущий винт — диаметром 35 м, пятилопастный, с трехшарнирным креплением лопастей и гидравлическими демпферами. Лопасти цельнометаллические, прямоугольной формы. К стальному цельному трубчатому лонжерону присоединяются 20 секций, состоящих из носовой части с противообледенительным пакетом и противовесом, хвостовой части и концевого обтекателя. Лопасти оснащались электрической противообледенительной системой и сигнализатором повреждения лонжерона. Толкающий четырехлопастный хвостовой винт диаметром 6,3 м имел лопасти трапециевидной формы. Лопасти деревянные с лонжероном и стальным наконечником, имеют противообледенительную систему и оковку носка.

Силовая установка — два газотурбинных двигателя Д-25В конструкции Соловьева П.А., мощностью 5500 л.с./4045 кВт. Двигатели работают независимо, что дает возможность осуществлять полет с одним работающим двигателем. Каждый двигатель имеет собственную маслосистему с маслорадиатором и маслобаком.

Шасси вертолета Ми-10К — неубирающееся четырехопорное, ферменное со сдвоенными колесами и масляно-воздушными амортизаторами. Передние имеют рычажную подвеску колес. На хвостовой балке была установлена ферменная предохранительная опора.

Система внешней подвески вертолета Ми-10К, установленная на специальной раме внутри фюзеляжа, имела грузоподъемность при длине троса менее 25 метров — 11 тонн, при длине до 40 метров — 8 тонн.

Новую модификацию создали в довольно сжатые сроки. Летные испытания начались в ГосНИИ ГА. Первый полет состоялся 6 сентября 1966 г. Во время летных испытаний машина использовалась в Ленинграде на монтажных работах и горах Дагестана. Ми-10К в 1967 году был представлен на авиационном шоу в Париже. МГА в 1969 году приняло машину на снабжение официально. Производство начали в 1975 году на Ростовском вертолетном заводе (всего за два года было построено 17 вертолетов, и 4 переоборудовано из Ми-10). Ми-10К используются на строительстве высотных объектов и в настоящее время. Вертолеты Ми-10 и Ми-10К использовались для транспортных перевозок, при создании буровых установок в газонефтепромысловых районах Крайнего Севера и Восточной Сибири и для уникальных монтажных работ при реконструкции и строительстве промышленных предприятий, значительно сокращая стоимость и время работ.

Вертолет Ми-10К при реконструкции Горьковского автозавода выполнял специальные монтажные работы. Машина подняла и уложила на крышах трех цехов в вырезанные проемы две наклонные галереи массой 6,2 и 7,3 тонны. Если бы при работах не использовали вертолет, то конвейер сборки легковых автомобилей пришлось остановить месяца на три и монтировать непосредственно в цехах подъемные краны. С помощью вертолета Ми-10К в Париже был демонтирован мостовой заводской кран с фермами массой 11 тонн.

Также с помощью Ми-10К была успешно выполнена уникальная работа на Костромской ГРЭС. На вершине трубы высотой 250 метров за короткий срок вертолетчики Ми-10К помогли установить 150 тонн металлоконструкций.

В 1980 году ухтинское подразделение «летающих кранов» применило впервые в мировой практике одновременно два вертолета для установки тяжелых металлоконструкций. Собранная на земле ретрансляционная мачта длиной 100 метров и массой 40 тонн, закрепленная на поворотных узлах, была поднята двумя Ми-10К в вертикальное положение. В следующем году аналогичная работа была проведена в Тюменской области.

Этот уникальный летательный аппарат в свое время сыграл заметную роль в укреплении позиций Советского Союза как великой вертолетостроительной державы. МВЗ им. М.Л. Миля, разработав Ми-10К, получил бесценный опыт разработки тяжелых вертолетов-кранов.

Группа конструкторов ОКБ Миля за создание Ми-6 и Ми-10 получила высокие правительственные награды. В 1968 г. государственная премия была присуждена Милю М.Л., Лаписову В.П., Некрасову А.В., Лейканду М.А., Соловьеву П.А., Пивоварову М.Н., Мацицкому В.Т., Чумаченко Д.М., Марьину Л.Н., Калашникову Г.П., Эвичу И.П., Успенскому О.В.

Технические характеристики: Модификация — Ми-10К. Диаметр главного винта — 35,00 м. Диаметр хвостового винта — 6,30 м. Длина — 32,86 м. Высота — 7,80 м. Масса пустого — 24450 кг. Нормальная взлетная масса — 37000 кг. Максимальная взлетная масса — 38000 кг. Внутренние топливо — 6340 л + опционально 1920 л. Тип двигателя — 2 ГТД авиадвигатель (Соловьев) Д-25ВФ. Мощность — 2 х 4847 кВт. Максимальная скорость — 256 км/ч. Крейсерская скорость — 228 км/ч. Практическая дальность — 770 км. Радиус действия — 350 км. Практический потолок — 4750 м. Статический потолок — 3000 м. Экипаж — 3-4 человека. Полезная нагрузка — 3000 кг. Нагрузка на внешней подвеске — 11800 кг.

Подготовлено по материалам: www.airwar.ru www.helicopter.su www.aviastar.org www.vertolet-media.ru

Характеристики Ми-10

Страна:СССРТип:Транспортный вертолетГод выпуска:1960 г.Экипаж:3 человека (до 28 пассажиров).Двигатель:2х Д-25В мощностью по 5500 л.с.Максимальная скорость:204 км/чПрактический потолок:3000 м (динамический)Дальность полета:430 кмМасса пустого:27,1 тоннМаксимальная взлетная масса:43,5 тонн (макс. полезная нагрузка 15 тонн груза, нормальная 8-12 т.).Размах крыльев:Диаметр несущего винта: 35 мДлина:По фюзеляжу: 32,86 м., с винтами: 41,89 мВысота:До втулки несущего винта: 7,8 мПлощадь крыла:НетВооружение:Нет

Характеристики приведены для Ми-10

аКЮЦНДЮПЪ ХЯОНКЭГНБЮМХЧ ЮЦПЕЦЮРНБ лХ-6ОПНЕЙРХПНБЮМХЕ БЕПРНКЕРЮ б-10 ГЮБЕПЬХКНЯЭ Б 1959 Ц. й КЕРС ЯКЕДСЧЫЕЦН ЦНДЮ АШК ОНЯРПНЕМ ОЕПБШИ ОПНРНРХО БЕПРНКЕРЮ (ГЮБНДЯЙНИ No. 04101). оЕПЕД МЮВЮКНЛ КЕРМШУ ХЯОШРЮМХИ ЛЮЬХМЮ ОНКСВХКЮ НАНГМЮВЕМХЕ лХ-10

. мЮ МЕИ НРЯСРЯРБНБЮКЮ ЬЮУРЮ ЮБЮПХИМНЦН ОНЙХДЮМХЪ, Ю МЮ БЯЕУ ЯРНИЙЮУ ЬЮЯЯХ ЯРНЪКН ОН НДМНЛС ЙНКЕЯС, ОПХВЕЛ ОЕПЕДМХЕ ЙНКЕЯЮ АШКХ ЯЮЛННПХЕМРХПСЧЫХЕЯЪ. 15 ХЧМЪ 1960 Ц. лХ-10 БОЕПБШЕ ОНДМЪКЯЪ Б БНГДСУ ОНД СОПЮБКЕМХЕЛ БЕДСЫЕЦН КЕРВХЙЮ-ХЯОШРЮРЕКЪ ТХПЛШ п. х. йЮОПЕКЪМЮ. б ДЮКЭМЕИЬЕЛ БН БПЕЛЪ ГЮБНДЯЙХУ ХЯОШРЮМХИ БЕПРНКЕР ОХКНРХПНБЮКХ, Б НЯМНБМНЛ, ц. б. юКТЕПНБ Х а. б. гЕЛЯЙНБ.

хЯОШРЮМХЪ ОПНУНДХКХ СЯОЕЬМН. сФЕ Б ВЕРБЕПРНЛ ОНКЕРЕ лХ-10 НРОПЮБХКЯЪ Б ОЕПЕКЕР ОПНРЪФЕММНЯРЭЧ 3000 ЙЛ, ЙНРНПШИ АКЮЦНОНКСВМН ГЮБЕПЬХК, БШОНКМХБ МЕЯЙНКЭЙН ОНЯЮДНЙ ДКЪ ДНГЮОПЮБЙХ. лХКЕБЯЙХЕ КЕРВХЙХ БШЪЯМХКХ БНГЛНФМНЯРХ БЕПРНКЕРЮ ОН ОЕПЕБНГЙЕ ПЮГКХВМНИ РЕУМХЙХ, Ю ДКЪ НОПЕДЕКЕМХЪ ЕЦН кру ОПХ РПЮМЯОНПРХПНБЙЕ МЮ ОКЮРТНПЛЕ ЙПСОМНЦЮАЮПХРМШУ ЦПСГНБ БШОНКМХКХ ОНКЕРШ ЯН ЯОЕЖХЮКЭМШЛ ЙНМРЕИМЕПНЛ. оЮПЮККЕКЭМН Б жюцх МЮ РПЕРЭЕЛ ЩЙГЕЛОКЪПЕ лХ-10 (No. 04103) ОПНБНДХКХЯЭ ЯРЮРХЯОШРЮМХЪ.

й ЯНФЮКЕМХЧ, Б ЛЮЕ 1961 Ц. ОПХ ОЕПЕКЕРЕ ХГ йЮГЮМХ Б лНЯЙБС ЛЮЬХМЮ 04101 ОНРЕПОЕКЮ ЙЮРЮЯРПНТС. йНЦДЮ БЕПРНКЕР МЮУНДХКЯЪ Б ПЮИНМЕ Ц. яЮЯНБН, ЩЙХОЮФ НАМЮПСФХК ОЮДЕМХЕ ДЮБКЕМХЪ ЛЮЯКЮ Б ЦКЮБМНЛ ПЕДСЙРНПЕ, Х ЙНЛЮМДХП КЕРВХЙ-ХЯОШРЮРЕКЭ о. ю. юМСТПХЕБ ПЕЬХК ХДРХ МЮ БШМСФДЕММСЧ ОНЯЮДЙС. гЮЛЕРХБ ЛЮКЕМЭЙСЧ КСФЮИЙС МЮ ЙПЮЧ АНКНРЮ, НМ ГЮБХЯ МЮД МЕИ, ОПХЙЮГЮБ ЬРСПЛЮМС-ПЮДХЯРС я. йКЕОХЙНБС БШЯЮДХРЭЯЪ Х НЯЛНРПЕРЭ ОКНЫЮДЙС. рНР СБХДЕК, ВРН КЕБШЕ НОНПШ ЬЮЯЯХ МЮУНДЪРЯЪ МЮД АНКНРНЛ Х «ДНАПН» МЮ ОНЯЮДЙС МЕ ДЮК. щЙХОЮФ АШК БШМСФДЕМ ХЯЙЮРЭ ДПСЦНЕ ЛЕЯРН ДКЪ ЮБЮПХИМНЦН ОПХГЕЛКЕМХЪ. оПХ ОЕПЕУНДЕ Б ЦНПХГНМРЮКЭМШИ ОНКЕР ДЮБКЕМХЕ ЛЮЯКЮ СОЮКН ДН МСКЪ. оЕПЕРЪМСРЭ ВЕПЕГ ОПНКЕЦЮБЬСЧ ОНОЕПЕЙ ЙСПЯЮ МЮЯШОЭ СДЮКНЯЭ, ДЮКЭЬЕ ЬКН ЙНВЙНБЮРНЕ ПФЮМНЕ ОНКЕ, МЮ ЙНРНПНЕ Х ОПХЬКНЯЭ ЯЮДХРЭЯЪ. лЮЬХМЮ Я БШЯНЙНИ ЦНПХГНМРЮКЭМНИ ЯЙНПНЯРЭЧ ЙНЯМСКЮЯЭ ГЕЛКХ, ОПНАЕФЮКЮ АНКЕЕ 300 Л, МЮКЕРЕКЮ МЮ МЕАНКЭЬНИ АСЦНПНЙ, НОПНЙХМСКЮЯЭ Х ГЮЦНПЕКЮЯЭ. яОЮЯРХЯЭ СДЮКНЯЭ РНКЭЙН йКЕОХЙНБС, ОНКСВХБЬЕЛС МЕГМЮВХРЕКЭМШЕ РПЮБЛШ. мЮ ЛЕЯРЕ ЙЮРЮЯРПНТШ ОНЦХАКХ БРНПНИ КЕРВХЙ б. о. лХУЮИКЧЙ, АНПРРЕУМХЙ р. л. юПСХМ, РЕУМХЙ ю. ю. лШЯКНБЯЙХИ. йНЛЮМДХП ЯЙНМВЮКЯЪ ЯКЕДСЧЫХЛ СРПНЛ Б ПЮИАНКЭМХЖЕ.

вЕПЕГ ВЮЯ Н ЙЮРЮЯРПНТЕ ЯРЮКН ХГБЕЯРМН л. к. лХКЧ. бЯЙНПЕ НМ БЛЕЯРЕ Я ХМФЕМЕПНЛ мхх ббя ю. л. гЮЦНПДЮМНЛ Х БНЕММШЛ ОПЕДЯРЮБХРЕКЕЛ Б нйа ц. о. вЕПМШЬЕБШЛ ОПХАШКХ МЮ лХ-4 Й ЛЕЯРС РПЮЦЕДХХ. б ОПНЖЕЯЯЕ ПЮЯЯКЕДНБЮМХЪ СЯРЮМНБХКХ, ВРН ЙЮРЮЯРПНТЮ ОПНХГНЬКЮ ХГ-ГЮ ОНКНЛЙХ ОПХБНДЮ ЛЮЯКНМЮЯНЯЮ Б ЦКЮБМНЛ ПЕДСЙРНПЕ.

бЯЙНПЕ Й ХЯОШРЮМХЪЛ ОНДЙКЧВХКХ БРНПНИ НОШРМШИ лХ-10 (ГЮБНДЯЙНИ No.04102). йПНЛЕ ДНПЮАНРЮММНИ ЛЮЯКНЯХЯРЕЛШ ПЕДСЙРНПЮ, БЕПРНКЕР НЯМЮЯРХКХ ЯДБНЕММШЛХ ЙНКЕЯЮЛХ МЮ БЯЕУ ЯРНИЙЮУ, Ю ЯМЮПСФХ ТЧГЕКЪФЮ, Б ПЮИНМЕ ПЮАНВХУ ЛЕЯР КЕРВХЙНБ, СЯРЮМНБХКХ РПНЯШ Я ЛЪЦЙНИ НАНКНВЙНИ ДКЪ НАКЕЦВЕМХЪ ЮБЮПХИМНЦН ОНЙХДЮМХЪ ЛЮЬХМШ МЮ ГЕЛКЕ. б ДЮКЭМЕИЬЕЛ ЩРХ ДНПЮАНРЙХ АШКХ БМЕДПЕМШ Х МЮ ЯЕПХИМШУ лХ-10.

9 ХЧКЪ 1961 Ц. ЛЮЬХМС 04102 БОЕПБШЕ ОПНДЕЛНМЯРПХПНБЮКХ ОСАКХВМН МЮ БНГДСЬМНЛ ОЮПЮДЕ Б ВЕЯРЭ дМЪ бНГДСЬМНЦН тКНРЮ яяяп. бЕПРНКЕР ДНЯРЮБХК Й ЦНЯРЕБШЛ РПХАСМЮЛ ЮЩПНДПНЛЮ рСЬХМН ДНЛХЙ ЦЕНКНЦХВЕЯЙНИ ОЮПРХХ, Б ЙНРНПНЛ НРЙПШКХ РНПЦНБСЧ РНВЙС. 23 ЯЕМРЪАПЪ ЩЙХОЮФ гЕЛЯЙНБЮ МЮ ЩРНИ ЛЮЬХМЕ СЯРЮМНБХК ЮАЯНКЧРМШИ ЛХПНБНИ ПЕЙНПД ЦПСГНОНДЗЕЛМНЯРХ, ОНДМЪБ 15103 ЙЦ МЮ БШЯНРС 2200 Л. б РНР ФЕ ДЕМЭ ЩЙХОЮФ юКТЕПНБЮ ОНДМЪК 15 Р МЮ 2326 Л.

б ДЕЙЮАПЕ 1961 Ц. БЕПРНКЕР ОПЕДЗЪБХКХ МЮ цНЯСДЮПЯРБЕММШЕ ЯНБЛЕЯРМШЕ ХЯОШРЮМХЪ (цх). нДМЮЙН НМ Й МХЛ ДНОСЫЕМ МЕ АШК, Р. Й. ГЮЙЮГВХЙ ОНРПЕАНБЮК СБЕКХВХРЭ ПЕЯСПЯ ДБХЦЮРЕКЕИ Х ПЕДСЙРНПЮ, НЯМЮЯРХРЭ лХ-10 МНБШЛХ КНОЮЯРЪЛХ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ Х ОЕПЕДМХЛХ НОНПЮЛХ ЬЮЯЯХ Я НАРЕЙЮРЕКЪЛХ. оНЯКЕ БМЕЯЕМХЪ ЩРХУ ХГЛЕМЕМХИ Б ЙНМЯРПСЙЖХЧ, ОПХЬКНЯЭ ОПНБНДХРЭ ДНОНКМХРЕКЭМШЕ ГЮБНДЯЙХЕ ХЯОШРЮМХЪ лХ-10, Х 1-И ЩРЮО цх СДЮКНЯЭ МЮВЮРЭ КХЬЭ ВЕПЕГ ЦНД. бЕПРНКЕР ОНЯРСОХК Б цй мхх ббя, ЦДЕ ДКЪ ПЮАНРШ Я МХЛ АШКЮ МЮГМЮВЕМЮ АПХЦЮДЮ БН ЦКЮБЕ Я БЕДСЫХЛ ХМФЕМЕПНЛ я. у. юРЮАЕМЪМНЛ. б ЕЕ ЯНЯРЮБ РЮЙФЕ БНЬКХ: БЕДСЫХИ КЕРВХЙ ю. ц. яНКНДНБМХЙНБ, АНПРРЕУМХЙ б. д. оХПНЦНБ, БРНПНИ КЕРВХЙ м. б. пЮГНЛЮГНБ, ОНЛНЫМХЙ БЕДСЫЕЦН ХМФЕМЕПЮ б. ю. еПЛНКЮЕБ.

б УНДЕ цх НРПЮАЮРШБЮКЮЯЭ ОЕПЕБНГЙЮ ПЮГКХВМШУ ЦПСГНБ Я ХЯОНКЭГНБЮМХЕЛ БЯЕЦН ЮПЯЕМЮКЮ ЯОЕЖХЮКЭМШУ ЯПЕДЯРБ лХ-10. рЮЙ, ОПНБНДХКЮЯЭ РПЮМЯОНПРХПНБЙЮ МЮ ОКЮРТНПЛЕ ЮБРНЛНАХКЕИ, ЮБРНАСЯНБ, ЮБРНЖХЯРЕПМ, ГЮЕГФЮБЬХУ МЮ МЕЕ ЯБНХЛ УНДНЛ. оЕПЕБНГХКХЯЭ РЮЙФЕ ФЕКЕГМНДНПНФМШЕ ЙНМРЕИМЕПШ Х ДПСЦХЕ МЕЯЮЛНУНДМШЕ НАЗЕЙРШ, ЙНРНПШЕ ГЮРЮЯЙХБЮКХЯЭ АНПРНБНИ КЕАЕДЙНИ. йПСОМНЦЮАЮПХРМШЕ ЦПСГШ ЯНГДЮБЮКХ ЯСЫЕЯРБЕММНЕ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНЕ ЯНОПНРХБКЕМХЕ Б ОНКЕРЕ. мЮХАНКЕЕ ГЮЛЕРМШЛ ЕЦН ХЯРНВМХЙНЛ ЯРЮК «ДНЛХЙ ЦЕНКНЦНБ», ХЛЕБЬХИ НРБЕРМШЕ СГКШ ОНД ЦХДПНГЮУБЮРШ Х РПЮМЯОНПРХПНБЮБЬХИЯЪ АЕГ ЦПСГНБНИ ОКЮРТНПЛШ. мЮ ГЮЙКЧВХРЕКЭМНЛ ЩРЮОЕ цх ЯНЯРНЪКХЯЭ ОНЯЮДЙХ МЮ ПЕФХЛЕ ЯЮЛНБПЮЫЕМХЪ МЕЯСЫЕЦН БХМРЮ. хЯОШРЮМХЪ БЕКХЯЭ НВЕМЭ ХМРЕМЯХБМН Х Б НЯМНБМНЛ ГЮБЕПЬХКХЯЭ Б МЮВЮКЕ 1964 Ц. — ПЮМЭЬЕ СЯРЮМНБКЕММНЦН ЯПНЙЮ.

б ЖЕКНЛ, ОН ПЕГСКЭРЮРЮЛ цх лХ-10 ОНКСВХК ОНКНФХРЕКЭМСЧ НЖЕМЙС. аШКЮ ОНДРБЕПФДЕМЮ ЕЦН ЯОНЯНАМНЯРЭ ОЕПЕБНГХРЭ ЦПСГШ ЛЮЯЯНИ ДН 15 Р, Я ЦЮАЮПХРЮЛХ 20×3, 5×5 Л (ОПХ ЙПЕЯРННАПЮГМНИ ТНПЛЕ ЦПСГЮ ЬХПХМНЧ ДН 10Л) ЙЮЙ МЮ ЦХДПНГЮУБЮРЮУ, РЮЙ Х МЮ ОКЮРТНПЛЕ. нДМЮЙН ХЯОШРЮРЕКХ БШЪБХКХ Х ПЪД МЕДНЯРЮРЙНБ БЕПРНКЕРЮ. нЯМНБМНИ ОПНАКЕЛНИ ЯРЮК БШЯНЙХИ СПНБЕМЭ БХАПЮЖХХ, НЯНАЕММН ОПНЪБКЪБЬХИЯЪ МЮ ЛЮКШУ ЯЙНПНЯРЪУ. бШЯЙЮГШБЮКХЯЭ Х ДПСЦХЕ ОПЕРЕМГХХ. б ВЮЯРМНЯРХ, БШЪЯМХКНЯЭ, ВРН ОН СЯРЮМНБКЕММНЛС Б ЙЮАХМЕ «РЕКЕБХГНПС» УНПНЬН МЮАКЧДЮРЭ КХЬЭ ГЮ ПЮЯЙЮВЙНИ ЦПСГЮ Б ОНКЕРЕ ОПХ РПЮМЯОНПРХПНБЙЕ ЕЦН МЮ РПНЯНБНИ ОНДБЕЯЙЕ. ю БНР БН БПЕЛЪ ПЮАНРШ Я ЦПСГЮЛХ МЮ БХЯЕМХХ Х ГЕЛКЕ НМ ЛЮКНЩТТЕЙРХБЕМ, ОНЩРНЛС, ВРНАШ БХДЕРЭ ОНД БЕПРНКЕРНЛ УНРЭ ВРН-РН, КЕРВХЙС ОПХУНДХРЯЪ БШЯНБШБЮРЭЯЪ ХГ ТНПРНВЙХ ЕДБЮ КХ МЕ ОН ОНЪЯ. аКЮЦНДЮПЪ БШЯНЙНЛС ЬЮЯЯХ, ЙЮАХМЮ ЩЙХОЮФЮ НЙЮГЮКЮЯЭ МЮ СПНБМЕ РПЕРЭЕЦН ЩРЮФЮ, НРЙСДЮ НРЙПШБЮКЯЪ БЕКХЙНКЕОМШИ НАГНП. нДМЮЙН ОПХ БГКЕРЕ Х ОНЯЮДЙЕ ОН ЯЮЛНКЕРМНЛС БЕПРНКЕР СЦПНФЮЧЫЕ ПЮЯЙЮВХБЮКЯЪ МЮ ЯБНХУ «УНДСКЪУ». оНДБЕЯЙЮ ЦПСГНБ МЮ ЦХДПНГЮУБЮРЮУ НЙЮГЮКЮЯЭ БЕЯЭЛЮ МЕСДНАМНИ НОЕПЮЖХЕИ Х РПЕАНБЮКЮ ГМЮВХРЕКЭМНЦН БПЕЛЕМХ. мЕ БШГБЮКЮ ЩМРСГХЮГЛЮ С БНЕММШУ Х МЕНАУНДХЛНЯРЭ НЯМЮЯРХРЭ ЬХПНЙСЧ МНЛЕМЙКЮРСПС РЕУМХЙХ, ЯОЕЖЙНМРЕИМЕПНБ Х Р. О. НРБЕРМШЛХ СГКЮЛХ ОНД МХУ.

кЕРНЛ 1965 Ц. МЮ ЛХКЕБЯЙНИ ТХПЛЕ ОПНЬКН ЯНБЕЫЮМХЕ ПЮАНРМХЙНБ йа Х ОПЕДЯРЮБХРЕКЕИ цй мхх ббя, МЮ ЙНРНПНЛ НАЯСФДЮКХЯЭ ХРНЦХ ХЯОШРЮМХИ Х ОСРХ ЯНБЕПЬЕМЯРБНБЮМХЪ лХ-10. бШПЮАНРЮММШЕ ЛЕПНОПХЪРХЪ ЯРЮКХ НЯМНБНИ ОПНЦПЮЛЛШ ДНБНДЙХ БЕПРНКЕРЮ, БШОНКМЕМХЕ ЙНРНПНИ ПЮЯРЪМСКНЯЭ ДН 1967 Ц. гЮ ЩРНР ОЕПХНД ЛМНЦХЕ ОПНАКЕЛШ АШКХ ПЕЬЕМШ. б ВЮЯРМНЯРХ, НРЙЮГЮКХЯЭ НР НДМНБПЕЛЕММНИ СЯРЮМНБЙХ КЕАЕДЙХ Х ЦХДПНОНДЗЕЛМХЙНБ НДХМЮЙНБНИ ЦПСГНОНДЗЕЛМНЯРХ, ВРН ОНГБНКХКН ОНБШЯХРЭ БЕЯНБСЧ НРДЮВС лХ-10. нДМЮЙН ОНКМНЯРЭЧ НДНКЕРЭ ЦКЮБМШИ МЕДНЯРЮРНЙ БЕПРНКЕРЮ — БШЯНЙСЧ БХАПЮЖХЧ — МЕ СДЮКНЯЭ, Х НМЮ НЯРЮБЮКЮЯЭ УЮПЮЙРЕПМНИ НЯНАЕММНЯРЭЧ «ДЕЯЪРЙХ» МЮ ОПНРЪФЕМХХ БЯЕИ ХЯРНПХХ ЛЮЬХМШ.

б 1965 Ц. ЯНБЕРЯЙНЕ ОПЮБХРЕКЭЯРБН ПЕЬХКН БОЕПБШЕ ОПНДЕЛНМЯРПХПНБЮРЭ ЯБНХ БЕПРНКЕРШ МЮ XXVI ЮБХЮЙНЯЛХВЕЯЙНЛ ЯЮКНМЕ Б кЕ аСПФЕ. оПХ ОНДЦНРНБЙЕ Й ЛЕФДСМЮПНДМНИ ОПЕЛЭЕПЕ МЮ лХ-10 No.04102 ДЕЛНМРХПНБЮКХ УБНЯРНБСЧ ОЪРС, «ГЮЬХКХ» ОПНЯРПЮМЯРБН ЛЕФДС НЯМНБМШЛХ ОНДЙНЯЮЛХ БЯЕУ НОНП ЬЮЯЯХ, ХУ ЯРНИЙХ «НДЕКХ» Б НАРЕЙЮРЕКХ, Ю ЯЮЛС ЛЮЬХМС ОЕПЕЙПЮЯХКХ. 1 ХЧМЪ лХ-6, -8 Х -10 НРОПЮБХКХЯЭ ХГ оНДЛНЯЙНБЭЪ Б ОЕПЕКЕР ДЮКЭМНЯРЭЧ 7 РШЯ. ЙЛ., ЛЮПЬПСР ЙНРНПНЦН ОПНКЕЦЮК ВЕПЕГ 6 ЕБПНОЕИЯЙХУ ЯРПЮМ. щЙХОЮФ «ДЕЯЪРЙХ» БНГЦКЮБКЪК гЕЛЯЙНБ, Ю ДН ЦПЮМХЖШ яяяп ЦПСООС ЯНОПНБНФДЮК ЕЫЕ НДХМ БЕПРНКЕР ОНД СОПЮБКЕМХЕЛ юКТЕПНБЮ. дНГЮОПЮБЙХ НЯСЫЕЯРБКЪКХЯЭ Б яЛНКЕМЯЙЕ, бХРЕАЯЙЕ, бЮПЬЮБЕ, аЕПКХМЕ, йНОЕМЦЮЦЕМЕ, аПЧЯЯЕКЕ. рЮЙ ЙЮЙ ОПНУНД МЮД РЕППХРНПХЕИ тпц АШК ГЮОПЕЫЕМ, КЕРЕРЭ ОПХЬКНЯЭ ВЕПЕГ дЮМХЧ Х цНККЮМДХЧ, ОПХ ЩРНЛ БОЕПБШЕ РЮЙХЕ АНКЭЬХЕ БЕПРНКЕРШ ОПНЬКХ МЮД ЛНПЕЛ. дКЪ ЩРНЦН БНЯОНКЭГНБЮКХЯЭ 20-ЙХКНЛЕРПНБШЛ ЙНПХДНПНЛ, ОПНКЕЦЮБЬХЛ ПЪДНЛ Я ГНМЮЛХ ЯРПЕКЭА ГЮОЮДМНЦЕПЛЮМЯЙНИ обн. пЮДХНКНЙЮЖХНММНЕ ЯНОПНБНФДЕМХЕ ЦПСООШ ДН ЕЕ БШУНДЮ МЮ ЯСЬС БЕКНЯЭ Я ЯНБЕРЯЙНЦН РЕОКНУНДЮ «хБЮМ оНКГСМНБ».

б кЕ аСПФЕ Б РНР ЦНД ЯНАПЮКНЯЭ НЙНКН 350 ЛЮЬХМ-ЩЙЯОНМЮРНБ, ХГ МХУ 24 ЮООЮПЮРЮ БЕПРХЙЮКЭМНЦН БГКЕРЮ. лХ-10 МЮПЪДС Я лХ-6 Х РЪФЕКШЛ РПЮМЯОНПРМШЛ ЯЮЛНКЕРНЛ юМ-22 ЯРЮК НДМНИ ХГ ЯЮЛШУ ЪПЙХУ «ГБЕГД» ЯЮКНМЮ. бН БПЕЛЪ ОНКЕРНБ «ДЕЯЪРЙЮ» ДЕЛНМЯРПХПНБЮКЮ РПЮМЯОНПРХПНБЙС МЮ ЦПСГНБНИ ОКЮРТНПЛЕ ЮБРНАСЯЮ «кюг», Б РН БПЕЛЪ ЙЮЙ S-64A РЮЙ Х МЕ ОНЙЮГЮК ЯБНХ БНГЛНФМНЯРХ Й МЕСДНБНКЭЯРБХЧ НПЦЮМХГЮРНПНБ. бН БПЕЛЪ ЯРЮРХВЕЯЙНЦН ОНЙЮГЮ МЮ ОКЮРТНПЛЕ лХ-10 СЯРЮМЮБКХБЮКЯЪ ЙХМНОЮБХКЭНМ, Б ЙНРНПНЛ ДЕЛНМЯРПХПНБЮКХЯЭ ДНЙСЛЕМРЮКЭМШЕ ТХКЭЛШ Н ЯНБЕРЯЙХУ БЕПРНКЕРЮУ.

тПЮМЖСГЯЙХИ ЮБХЮЖХНММШИ ФСПМЮК «юБХЮЯЭНМ ЛЮЦЮГХМ» ОХЯЮК: «нДМНИ ХГ ЙПСОМШУ ЯЕМЯЮЖХИ ЯЮКНМЮ АШК ОНЙЮГ ПСЯЯЙХУ БЕПРНКЕРНБ… дЕЛНМЯРПЮЖХЪ… АШКЮ МЮЯРНКЭЙН БЕКХВЕЯРБЕММНИ, ВРН ГЮЯРЮБКЪКЮ ГЮАШРЭ Н «РЪФЕКНБЕЯМНЯРХ» ЩРХУ ЛЮЬХМ. б НЯНАЕММНЯРХ ЩРН ЙЮЯЮЕРЯЪ лХ-6 Х лХ-10″. ю БНР ЖХРЮРЮ ХГ ЮЛЕПХЙЮМЯЙНЦН ФСПМЮКЮ «щЙНМНЛХЯР»: «юЛЕПХЙЮМЯЙЮЪ ОПНЛШЬКЕММНЯРЭ МЕ ЛНФЕР ОПНРХБНОНЯРЮБХРЭ ВРН-КХАН ЯНБЕРЯЙНЛС лХ-6 Я ЕЦН 120-Ч ОЮЯЯЮФХПЮЛХ ХКХ «КЕРЮЧЫЕЛС ЙПЮМС» лХ-10, ЙНРНПШИ ЛНФЕР МЕЯРХ 15 Р ЦПСГЮ… МЮ ОКЮРТНПЛЕ, ГЮФЮРНИ ЛЕФДС ЮХЯРНБШЛХ МНЦЮЛХ ЬЮЯЯХ». ьБЕИЖЮПЯЙХИ «хМРЕПЮБХЮ» РЮЙ НРНГБЮКЯЪ Н ЛХКЕБЯЙХУ ЛЮЬХМЮУ: «оПХ ЯНГДЮМХХ АНКЭЬНЦН лХ-6 Х «КЕРЮЧЫЕЦН ЙПЮМЮ» лХ-10 АШКХ ПЕЬЕМШ РЮЙХЕ ХМФЕМЕПМШЕ ОПНАКЕЛШ, Й ЙНРНПШЛ ДН ЯХУ ОНП МЕ НЯЛЕКХБЮЧРЯЪ ОПХАКХГХРЭЯЪ ЙНМЯРПСЙРНПШ ГЮОЮДМШУ ТХПЛ».

рЮЙ ЙЮЙ ОПЮБХРЕКЭЯРБН яяяп ПЕЬХКН МЮВЮРЭ ОПНДЮФС ГЮ ПСАЕФ МНБШУ БЕПРНКЕРНБ, РН л. к. лХКЭ ОНКСВХК ПЮГПЕЬЕМХЕ ОНЙЮГШБЮРЭ «БЯЕ» Х НРБЕВЮРЭ МЮ КЧАШЕ БНОПНЯШ. б ОЕПБШИ ФЕ ДЕМЭ БШЯРЮБЙХ НМ ОНПСВХК ЙНМЯРПСЙРНПЮЛ л. ю. кЕИЙЮМДС Х ю. й. йНРХЙНБС ОНЯЕРХРЭ ЮЛЕПХЙЮМЯЙХЕ ОЮБХКЭНМШ Х ОПХЦКЮЯХРЭ ГЮНЙЕЮМЯЙХУ ЙНККЕЦ Б ЦНЯРХ. рЕ АШЯРПН НРЙКХЙМСКХЯЭ. лХ-10 ХЛ ОПЕДЯРЮБКЪК йНРХЙНБ, БКЮДЕБЬХИ ЮМЦКХИЯЙХЛ. юЛЕПХЙЮМЖЕБ ОНПЮГХКЮ ЯНБЕРЯЙЮЪ НРЙПШРНЯРЭ, МН, ОНОЮБ Б ЙЮАХМС, НМХ ЯРЮКХ ОН ОПХБШВЙЕ СЙПЮДЙНИ ТНРНЦПЮТХПНБЮРЭ ПЮАНВХЕ ЛЕЯРЮ ЩЙХОЮФЮ. хУ ОХКНРЮЛ ПЮГПЕЬХКХ ОНКЕРЮРЭ МЮ лХ-6, ОПХ ЩРНЛ НМХ НРЛЕВЮКХ МХГЙХИ СПНБЕМЭ БХАПЮЖХИ. б НРБЕР ЛХКЕБЯЙХЛ КЕРВХЙЮЛ ОПЕДНЯРЮБХКХ БНГЛНФМНЯРЭ ОНОХКНРХПНБЮРЭ Bell-47 Х НДХМ ХГ БЕПРНКЕРНБ яХЙНПЯЙНЦН. юОНТЕНГНЛ «ОЮПХФЯЙНИ НРРЕОЕКХ» ЯРЮКН НПЦЮМХГНБЮММНЕ лХКЕЛ Х ЮЛЕПХЙЮМЖЮЛХ ГЮЯРНКЭЕ, ЙНРНПНЕ ОПНБЕКХ Б МЮРЪМСРНЛ ОНД ДКХММНМНЦНИ «ДЕЯЪРЙНИ» ЬЮРПЕ.

мЮ ЯКЕДСЧЫХИ ЦНД ХГ гЮОЮДМНИ еБПНОШ ОНЯРСОХКН ОПХЦКЮЬЕМХЕ ОПНБЕЯРХ ДЕЛНМЯРПЮЖХНММНЕ РСПМЕ лХ-6 Х лХ-10 ОН ПЪДС ЯРПЮМ. 7 ЛЮПРЮ 1966 Ц. ОЮПЮ БЕПРНКЕРНБ (лХ-10 ОХКНРХПНБЮК гЕЛЯЙНБ) НРОПЮБХКЮЯЭ ХГ ьЕПЕЛЕРЭЕБН Б НВЕПЕДМНЕ ОСРЕЬЕЯРБХЕ. яНБЕПЬХБ ОНЯЮДЙХ ДКЪ ДНГЮОПЮБНЙ Б бХРЕАЯЙЕ, бХКЭМЧЯЕ, бЮПЬЮБЕ, аЕПКХМЕ, йНОЕМЦЮЦЕМЕ, аХМЦСМДЕ, ЦПСООЮ ОПХАШКЮ Б пНРРЕПДЮЛ, ЦДЕ 12 ЛЮПРЮ ДНКФМШ АШКХ ЯНЯРНЪРЭЯЪ ДЕЛНМЯРПЮЖХНММШЕ ОНКЕРШ. мН ЦНККЮМДЖШ ОПЕДНЯРЮБХКХ РНКЭЙН ДБЮ БЮПХЮМРЮ ЦПСГЮ: ЯКХЬЙНЛ АНКЭЬНИ Б 27 Р Х ЯКХЬЙНЛ ЛЮКЕМЭЙХИ Б 1 Р. оПХЬКНЯЭ НЦПЮМХВХРЭЯЪ 20-ЛХМСРМШЛ ОНКЕРНЛ МЮД ЦНПНДНЛ Х НАЫЕМХЕЛ Я ФСПМЮКХЯРЮЛХ. оПЕЯЯЮ НРЙЮГ НР ОНКЕРЮ Я ЦПСГНЛ НДМНГМЮВМН НЖЕМХКЮ, ЙЮЙ МЕСДЮВС ЯНБЕРЯЙНИ ЛХЯЯХХ. мН 14 ЛЮПРЮ БЕПРНКЕРШ ОЕПЕКЕРЕКХ Б юЛЯРЕПДЮЛ, ЦДЕ МЮ лХ-10 АШКН БШОНКМЕМН МЕЯЙНКЭЙН ЩТТЕЙРМШУ ОНКЕРНБ Я ГЮЙПЕОКЕММШЛ МЮ ЦПСГНБНИ ОКЮРТНПЛЕ 12-РНММШЛ АСКЭДНГЕПНЛ «йЮРРЕПОХККЕП». щРЮ ДЕЛНМЯРПЮЖХЪ ГЮЯРЮБХКЮ ЛЕЯРМШЕ ЦЮГЕРШ ХГЛЕМХРЭ РНМ ЯБНХУ ЯРЮРЕИ. б ХРНЦЕ ЦНККЮМДЖШ ЙСОХКХ ВЕПЕГ «юБХЮЩЙЯОНПР» НДМС «ДЕЯЪРЙС», ЙНРНПСЧ БЯЙНПЕ ОЕПЕОПНДЮКХ ЮЛЕПХЙЮМЖЮЛ. б яью БЕПРНКЕР ОПНЬЕК 170-ВЮЯНБШЕ ХЯОШРЮМХЪ Х ОНКСВХК БШЯНЙСЧ НЖЕМЙС.

яНГДЮРЕКХ лХ-6/-10 ОНКСВХКХ ДНЯРНИМНЕ ОПХГМЮМХЕ Х МЮ ПНДХМЕ. гБЮМХЪ КЮСПЕЮРНБ цНЯСДЮПЯРБЕММНИ ОПЕЛХХ СДНЯРНЕМШ: л. к. лХКЭ, б. о. кЮМХЯНБ, ю. б. мЕЙПЮЯНБ, л. ю. кЕИЙЮМД, л. м. оХБНБЮПНБ, д. р. лЮЖХЖЙХИ, о. ю. яНКНБЭЕБ, д. л. вСЛЮ-ВЕМЙН, к. м. лЮПЭХМ, ц. о. йЮКЮЬМХЙНБ, х. о. щБХВ, н. б. сЯОЕМЯЙХИ. б 1966 Ц. л. к. лХКЧ АШКН ОПХЯБНЕМН ГБЮМХЕ цЕПНЪ яНЖХЮКХЯРХВЕЯЙНЦН рПСДЮ.

пЕЬЕМХЕ Н ЯЕПХИМНЛ ОПНХГБНДЯРБЕ лХ-10 АШКН ОПХМЪРН ЕЫЕ Б 1961 Ц., МН ЕЦН ПЮГБЕПРШБЮМХЕ БЯЕ БПЕЛЪ НРЙКЮДШБЮКНЯЭ, Х МЕ РНКЭЙН ОН РЕУМХВЕЯЙХЛ ОПХВХМЮЛ. гМЮВХРЕКЭМНЕ БКХЪМХЕ МЮ ЩРН НЙЮГЮКН ОНЯРЕОЕММНЕ ЯМХФЕМХЕ ХМРЕПЕЯЮ Й ПЮЙЕРМН-БЕПРНКЕРМШЛ ЙНЛОКЕЙЯЮЛ. х БЯЕ ФЕ 5 ЛЮПРЮ 1964 Ц. ЯРПНХБЬХИ лХ-6 пНЯРНБЯЙХИ ГЮБНД No.1683 ОПХЯРСОХК Й БШОСЯЙС «ДЕЯЪРЙХ», ОНКСВХБЬЕИ ГЮБНДЯЙНИ ХМДЕЙЯ «ХГДЕКХЕ 60». пСЙНБНДХК ОПЕДОПХЪРХЕЛ Б РН БПЕЛЪ д. л. вСЛЮВЕМЙН.

оЕПБШИ ЯЕПХИМШИ БЕПРНКЕР Я ГЮБНДЯЙХЛ No.4680101й ОНЯРПНХКХ ГЮ ОНКЦНДЮ. 10 ЯЕМРЪАПЪ 1964 Ц. ЕЦН ОНДМЪК Б БНГДСУ йЮОПЕКЪМ. оНЯРЕОЕММН РЕЛО БШОСЯЙЮ СБЕКХВХБЮКЯЪ, УНРЪ Б ЖЕКНЛ НЯРЮБЮКЯЪ МЕБШЯНЙХЛ. б 1965 Ц. ЯАНПНВМШИ ЖЕУ ОНЙХМСКХ ДБЕ ЛЮЬХМШ БРНПНИ ЯЕПХХ — 5680201й Х 0202й, Б 1966Ц. — ЕЫЕ ДБЕ РПЕРЭЕИ (0301й Х 0302й) Х РПХ ВЕРБЕПРНИ (0401й, 0402й Х 0403й). б 1967 Ц. ГЮБНД, ОНЯРПНХБ ЛЮЬХМШ 0404й Х 0405й, ГЮБЕПЬХК БШОСЯЙ ВЕРБЕПРНИ ЯЕПХХ Х МЮВЮК ОЪРСЧ. б 1968 Ц. ЯН ЯРЮОЕКЕИ ЯНЬКХ «ДЕЯЪРЙХ» ЬЕЯРНИ ЯЕПХХ, Ю Б 1969 Ц. — ЯЕДЭЛНИ, ЯЮЛНИ ЛМНЦНВХЯКЕММНИ. оПЮЙРХВЕЯЙХ Б ЙЮФДНИ ЯЕПХХ БМНЯХКХЯЭ МЕГМЮВХРЕКЭМШЕ ХГЛЕМЕМХЪ Б ЙНМЯРПСЙЖХЧ. мЮОПХЛЕП, МЮВХМЮЪ Я БЕПРНКЕРЮ No.66800402 ДКЪ НАКЕЦВЕМХЪ ОНЙХДЮМХЪ АНПРЮ Б ЮБЮПХИМШУ ЯХРСЮЖХЪУ АШКХ БМЕДПЕМШ ЯАПЮЯШБЮЕЛШЕ ДБЕПХ.

б НРКХВХЕ НР МЮЬХУ ДМЕИ, БН БПЕЛЪ ОНЯРСОКЕМХЪ «ДЕЯЪРЙХ» Б БНИЯЙЮ, БЕПРНКЕРМШЕ ОНКЙХ БУНДХКХ Б ЯНЯРЮБ МЕ ЮПЛЕИЯЙНИ ЮБХЮЖХХ яСУНОСРМШУ БНИЯЙ, Ю бНЕММН-бНГДСЬМШУ яХК. оН ЛЕПЕ БШОСЯЙЮ лХ-10 ПЮЯОПЕДЕКЪКХЯЭ АСЙБЮКЭМН ОН МЕЯЙНКЭЙН ЩЙГЕЛОКЪПНБ, Ю ХМНЦДЮ Х ОН НДМНЛС, Б НРДЕКЭМШЕ БЕПРНКЕРМШЕ ОНКЙХ (нбо), СФЕ ЩЙЯОКСЮРХПНБЮБЬХЕ лХ-6. б НАЫЕИ ЯКНФМНЯРХ ббя ЛНЦКХ ОНКСВХРЭ МЕ АНКЕЕ 33 лХ-10.

оЕПБШЛХ НГМЮЙНЛХКХЯЭ Я МЕНАШВМНИ ЛЮЬХМНИ ЩЙХОЮФХ кСЦЮМЯЙНЦН ЖЕМРПЮ, ЦДЕ МЮВХМЮК ЯБНЧ ЯКСФАС Х лХ-6. яПЕДХ ЯРПНЕБШУ ВЮЯРЕИ КХДХПНБЮК Б НЯБНЕМХХ РЪФЕКШУ БЕПРНКЕРНБ ОНКЙ, МЮУНДХБЬХИЯЪ Б рНПФЙЕ, МЮ АЮГЕ ЙНРНПНЦН ОНГДМЕЕ ЯНГДЮКХ ГМЮЛЕМХРШИ жЕМРП АНЕБНЦН ОПХЛЕМЕМХЪ Х ОЕПЕСВХБЮМХЪ КЕРМНЦН ЯНЯРЮБЮ ЮПЛЕИЯЙНИ ЮБХЮЖХХ. яЙНПЕЕ БЯЕЦН, ДЮКЭМЕИЬЕЕ ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНЕ ОПНДБХФЕМХЕ «ДЕЯЪРЙХ» ЬКН Я ГЮОЮДЮ МЮ БНЯРНЙ (Б яяяп, ЙЮЙ ОПЮБХКН, ОЕПБШЛХ МНБСЧ РЕУМХЙС ОНКСВЮКХ ВЮЯРХ, МЕОНЯПЕДЯРБЕММН ОПНРХБНЯРНЪЫХЕ ЯРПЮМЮЛ мюрн). яЮЛШЛ ГЮОЮДМШЛ АШК 239-И нРДЕКЭМШИ ЦБЮПДЕИЯЙХИ бо, ДХЯКНЖХПНБЮММШИ МЮ БНЯРНВМНЦЕПЛЮМЯЙНЛ ЮЩПНДПНЛЕ аПЮМДХЯ. б 1968-75 ЦЦ. Б ЕЦН ЯНЯРЮБЕ МЮЯВХРШБЮКНЯЭ ДН ВЕРШПЕУ лХ-10. хГБЕЯРМН РЮЙФЕ, ВРН БЕПРНКЕРШ ЩРНЦН РХОЮ ОНЯРСОХКХ Б 51-И нцбо (юКЕЙЯЮМДПХЪ йХПНБНЦПЮДЯЙНИ НАК. ), 181-И нбо (дФЮЛАСК, йЮГЮУЯРЮМ), 280-И нбо (йЮЦЮМ, рЮДФХЙХЯРЮМ), 112-И нбо (мЕПВХМЯЙ, вХРХМЯЙЮЪ НАК. ), 825-И нбо (яПЕДМЕ-аЕКЮЪ, юЛСПЯЙЮЪ НАК. ), Ю РЮЙФЕ Б ОНКЙХ, ПЮЯОНКНФЕММШЕ Б ОНКЭЯЙНИ кЕЦМХЖЕ, АЕКНПСЯЯЙНЛ йНАПХМЕ, Х МЕЙНРНПШЕ ДПСЦХЕ ВЮЯРХ.

щЙГНРХВЕЯЙЮЪ ЛЮЬХМЮ ОН ОХКНРЮФМШЛ Х ЩЙЯОКСЮРЮЖХНММШЛ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛ МЕЯЙНКЭЙН НРКХВЮКЮЯЭ НР лХ-6, Й РНЛС ФЕ НАКЮДЮКЮ ПЪДНЛ МЕОПХЪРМШУ НЯНАЕММНЯРЕИ. оН ЯРЮМДЮПРМНИ ЛЕРНДХЙЕ БГКЕР МЮ ЦПСФЕМНЛ БЕПРНКЕРЕ ЯКЕДНБЮКН БШОНКМЪРЭ Я ЙНПНРЙХЛ ПЮГАЕЦНЛ, ОПХ ЩРНЛ ДЮФЕ БН БПЕЛЪ ДБХФЕМХЪ ОН ЦПСМРНБНИ боо ЛЮЬХМЮ БЕКЮ ЯЕАЪ ДНЯРЮРНВМН ОПХЯРНИМН. нДМЮЙН СВЕАМШЕ ОНКЕРШ ВЮЯРН БШОНКМЪКХЯЭ МЮ ОСЯРШУ лХ-10, Х Б ЩРХУ ЯКСВЮЪУ ЮООЮПЮР НЫСРХЛН ПЮЯЙЮВХБЮКЯЪ. оПХ ОНЯЮДЙЮУ Я ОПНАЕЦНЛ ХГПЕДЙЮ ОПНХЯУНДХКХ «ЬХЛЛХ» ОЕПЕДМХУ ЙНКЕЯ. оНЩРНЛС Б БНИЯЙЮУ МЮ МЕГЮЦПСФЕММШУ лХ-10 ЯРЮПЮКХЯЭ БШОНКМЪРЭ БГКЕР-ОНЯЮДЙС БЕПРХЙЮКЭМН, ВРН Б НАЫЕЛ ЯМХФЮКН СПНБЕМЭ ОНДЦНРНБЙХ ЩЙХОЮФЕИ ДКЪ ДЕИЯРБХИ Б АНЕБШУ СЯКНБХЪУ. б ЙПЕИЯЕПЯЙНЛ ОНКЕРЕ «ДЕЯЪРЙЮ» АШКЮ ЛЕМЕЕ СЯРНИВХБЮ, ВЕЛ лХ-6. бХЯЕБЬХИ МЮ ОКЮРТНПЛЕ ЦПСГ МЕ РНКЭЙН ЯНГДЮБЮК ГЮЛЕРМНЕ ЮЩПНДХМЮЛХВЕЯЙНЕ ЯНОПНРХБКЕМХЕ, МН ОПХ ОНОЮДЮМХХ Б НАКЮЙЮ ЦПНГХК НАКЕДЕМЕРЭ Х ОНОПНЯРС «ЯБЮКХРЭ» ЛЮЬХМС. б ЩРХУ ЯКСВЮЪУ ЩЙХОЮФЮЛ ОПЕДОХЯШБЮКНЯЭ ЙЮЙ ЛНФМН АШЯРПЕЕ БШИРХ ХГ НОЮЯМНИ ГНМШ, Ю Б ЙПХРХВЕЯЙНИ ЯХРСЮЖХХ БНЯОНКЭГНБЮРЭЯЪ ЮБЮПХИМШЛ ЯАПНЯНЛ ОКЮРТНПЛШ. я ОНДБЕЬЕММШЛ ЦПСГНЛ «ДЕЯЪРЙЮ» ОНВРХ Б ДБЮ ПЮГЮ СЯРСОЮКЮ лХ-6 Б ЙПЕИЯЕПЯЙНИ ЯЙНПНЯРХ. х, ЙНМЕВМН ФЕ, БЯЕ ЩЙХОЮФХ СЙЮГШБЮКХ МЮ РПЪЯЙС БЕПРНКЕРЮ. о-Й м. ю. бНКЙНГСА, ЙНРНПНЛС ДНБНДХКНЯЭ ПСЙНБНДХРЭ ОНКЕРЮЛХ Б кСЦЮМЯЙЕ, НРЛЕВЮК, ВРН БН БПЕЛЪ ОНКЕРНБ ОПХ ПЮДХНОЕПЕЦНБНПЮУ КЕРВХЙНБ лХ-10 БЯЕЦДЮ ЛНФМН АШКН НРКХВХРЭ НР ХУ ЙНККЕЦ Я лХ-6 ОН ЯХКЭМН БХАПХПСЧЫЕЛС ЦНКНЯС.

нЯМНБМНИ ГЮДЮВЕИ лХ-10 ЯВХРЮКЮЯЭ ОЕПЕБНГЙЮ ЦПСГНБ, МЕ ОНЛЕЫЮБЬХУЯЪ Б лХ-6. б ОПНЖЕЯЯЕ АНЕБНИ ОНДЦНРНБЙХ, Б РНЛ ВХЯКЕ МЮ ЙПСОМНЛЮЯЬРЮАМШУ СВЕМХЪУ, ЩЙХОЮФХ НРПЮАЮРШБЮКХ РПЮМЯОНПРХПНБЙС Я ОНЛНЫЭЧ ОКЮРТНПЛ ПЮГКХВМШУ НАПЮГЖНБ РЕУМХЙХ: ЦПСГНБШУ ЮБРНЛНАХКЕИ, ПЮБЕДШБЮРЕКЭМН-ДНГНПМШУ ЛЮЬХМ, АПНМЕРПЮМЯОНПРЕПНБ, ОЕПЕДБХФМШУ ПЮДХНЯРЮМЖХИ Х Р. О. хМНЦДЮ «ДЕЯЪРЙХ» ОПХБКЕЙЮКХЯЭ ДКЪ НЙЮГЮМХЪ ОНЛНЫХ ЛЕЯРМШЛ ЦПЮФДЮМЯЙХЛ БКЮЯРЪЛ. мЮОПХЛЕП, ЩЙХОЮФХ 112-ЦН нбо ГЮМХЛЮКХЯЭ ОЕПЕБНГЙНИ НОНП кщо.

нЯРЮКНЯЭ Б ХЯРНПХХ лХ-10 Х СВЮЯРХЕ Б ПЕЮКЭМШУ АНЕБШУ ДЕИЯРБХЪУ, БШОЮБЬЕЕ МЮ ДНКЧ БЕПРНКЕРНБ 181-ЦН нбо. б ЪМБЮПЕ 1980 Ц. ЩРЮ ВЮЯРЭ АШКЮ ОЕПЕАПНЬЕМЮ ХГ дФЮЛАСКЮ Б юТЦЮМХЯРЮМ, ЦДЕ НЯМНБМНИ ЕЕ АЮГНИ ЯРЮК йСМДСГ. оН ЛЮРЕПХЮКЮЛ, ОПЕДНЯРЮБКЕММШЛ б. д. оЮЕБЯЙХЛ, НРПЪД «ДЕЯЪРНЙ» НЯРЮКЯЪ Б яНЧГЕ, Х КХЬЭ БЕЯМНИ НДМЮ ЛЮЬХМЮ ОНОНКМХКЮ ЯНЯРЮБ БНЧЧЫЕЦН ОНКЙЮ. бНГЦКЮБКЪК ЩЙХОЮФ ЙНЛЮМДХП НРПЪДЮ Й-М йСГМЕЖНБ. бЕПРНКЕР ХЯОНКЭГНБЮКЯЪ, ОПЕФДЕ БЯЕЦН, ДКЪ ОЕПЕБНГЙХ ЙПСОМНЦЮАЮПХРМШУ ЦПСГНБ. й ЯНФЮКЕМХЧ, ЯКСФАЮ ЕЦН НЙЮГЮКЮЯЭ МЕДНКЦНИ. кЕРНЛ РНЦН ФЕ ЦНДЮ, БН БПЕЛЪ ПЕИЯЮ йСМДСГ-лЮИЛЮМЕ, лХ-10 ОНРЕПОЕК ЙЮРЮЯРПНТС. б РНЛ ОНКЕРЕ ОЕПЕБНГХКХ МЮ ОКЮРТНПЛЕ ЮБРНГЮОПЮБЫХЙ люг-500рг, ЙНРНПШИ ЯНОПНБНФДЮК ЯНКДЮР-БНДХРЕКЭ, МЮУНДХБЬХИЯЪ Б ЦПСГНБНИ ЙЮАХМЕ «ДЕЯЪРЙХ». бЕПРНКЕР СДЮКХКЯЪ НР йСМДСГЮ БЯЕЦН МЮ 20 ЙЛ, ЙНЦДЮ НРЙЮГЮК НДХМ ДБХЦЮРЕКЭ. щЙХОЮФ ЯАПНЯХК ОКЮРТНПЛС Х ОНОШРЮКЯЪ ЯНБЕПЬХРЭ ЮБЮПХИМСЧ ОНЯЮДЙС ОН-ЯЮЛНКЕРМНЛС МЮ ОНДБЕПМСБЬСЧЯЪ ОКНЫЮДЙС. нМЮ НЙЮГЮКЮЯЭ СЯЕЪММНИ БЮКСМЮЛХ, ОНЙПШРНИ ЪЛЮЛХ Х ОПНЛНХМЮЛХ, ВРН ДКЪ «ДКХММНМНЦНЦН» лХ-10 ЯРЮКН ПНЙНБШЛ НАЯРНЪРЕКЭЯРБНЛ. бКЕРЕБ Б НДМС ХГ ОПНЛНХМ, БЕПРНКЕР ЯКНЛЮК ОЕПЕДМХЕ ЯРНИЙХ ЬЮЯЯХ, ЯЙЮОНРХПНБЮК, ПЮГПСЬХКЯЪ Х ЯЦНПЕК. еЫЕ БН БПЕЛЪ ЙЮЯЮМХЪ ГЕЛКХ ХГ МЕЦН БШОПШЦМСКХ КЕРВХЙ-ЬРСПЛЮМ Х ЯНКДЮР, МН НМХ, ЙЮЙ Х НЯРЮКЭМШЕ ВКЕМШ ЩЙХОЮФЮ, ОНЦХАКХ. рНВМСЧ ОПХВХМС НРЙЮГЮ ДБХЦЮРЕКЪ СЯРЮМНБХРЭ МЕ СДЮКНЯЭ, УНРЪ БШЯЙЮГШБЮКЮЯЭ БЕПЯХЪ Н ОНОЮДЮМХХ Б МЕЦН ОСКХ ХГ дьй.

еЛС МЮ ГЮЛЕМС ХГ дФЮЛАСКЮ ОПХАШКЮ БРНПЮЪ «ДЕЯЪРЙЮ». оН БНЯОНЛХМЮМХЪЛ АШБЬЕЦН ЦКЮБМНЦН ХМФЕМЕПЮ ОН БЕПРНКЕРС Х ДБХЦЮРЕКЧ 73-И бНГДСЬМНИ ЮПЛХХ О-ЙЮ ч. л. цМХКХЖЙНЦН, ЩРНР лХ-10 МЮУНДХКЯЪ Б юТЦЮМХЯРЮМЕ ДНКЭЬЕ ОПЕДЬЕЯРБЕММХЙЮ Х АШК БНГБПЮЫЕМ Б яНЧГ ОНЯКЕ РПЮЦХВЕЯЙНЦН ХМЖХДЕМРЮ. мЕ ОНГДМЕЕ 1984 Ц. Б НДМНЛ ХГ ОНКЕРНБ ЛЮЬХМЮ АШКЮ НАЯРПЕКЪМЮ ЯМЮИОЕПЮЛХ. оПЪЛШЛ ОНОЮДЮМХЕЛ ХГ «АСПЮ» АШК САХР АНПРРЕУМХЙ. мЕЙНРНПШЕ ЩКЕЛЕМРШ НАНПСДНБЮМХЪ БЕПРНКЕРЮ ОНКСВХКХ ОНБПЕФДЕМХЪ. еЦН ОЕПЕЦМЮКХ Б дФЮЛАСК, ЦДЕ СЯРПЮМХКХ БЯЕ МЕХЯОПЮБМНЯРХ.

б ЖЕКНЛ лХ-10 НЙЮГЮКЯЪ Б ббя «КХЬМЕИ» ЛЮЬХМНИ. нА НЯМНБМНЛ ЕЦН ОПЕДМЮГМЮВЕМХХ, ЯРНКЭ ЯХКЭМН ОНБКХЪБЬЕЛ МЮ ЙНМЯРПСЙЖХЧ, БЯЙНПЕ ОНВРХ ГЮАШКХ. сГЙЮЪ ЯОЕЖХЮКХГЮЖХЪ, НРКХВЮБЬХЕЯЪ НР лХ-6 КЕРМН-РЕУМХВЕЯЙХЕ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ, НВЕМЭ ЛЮКЕМЭЙХИ ОЮПЙ РПЕАНБЮКХ БШПЮАНРЙХ НЯНАНИ РЮЙРХЙХ ОПХЛЕМЕМХЪ Х ЯРЮБХКХ ОНД ЯНЛМЕМХЕ АНЕБСЧ ЖЕММНЯРЭ «ДЕЯЪРЙХ».
лНДХТХЙЮЖХХ :

лХ-10аЮГНБШИ БЮПХЮМР Я «ДКХММШЛХ МНЦЮЛХ».
лХ-10цп («цПЕАЕЬНЙ»)оЕКЕМЦЮРНП (БЕПРНК╦Р ПЮДХНПЮГБЕДЙХ).
лХ-10й («йПЮМ»)бЮПХЮМР Я «ЙНПНРЙХЛХ МНЦЮЛХ» Х ДНОНКМХРЕКЭМНИ ЙЮАХМНИ ОХКНРЮ ОНД ТЧГЕКЪФЕЛ.
лХ-10оооНЯРЮМНБЫХЙ ОНЛЕУ (НДМЮ ЯРЮМЖХЪ пща «ьЮЦ» ОНД ТЧГЕКЪФЕЛ, 7125 ЙЦ).
лХ-10п«пЕЙНПДМШИ», НРКХВЮБЬХИЯЪ НАКЕЦВ╦ММНИ ЙНМЯРПСЙЖХЕИ Х ДНПЮАНРЮММШЛ ЬЮЯЯХ, МЮ М╦Л АШКН СЯРЮМНБКЕМН 7 ЛХПНБШУ ПЕЙНПДНБ.
лХ-10пбйя СЯРЮМНБКЕММНИ МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ ОСЯЙНБНИ СЯРЮМНБЙНИ Я ЙПШКЮРНИ ПЮЙЕРНИ я-5б (4й95).
лХ-10сокмНЯХРЕКЭ СМХБЕПЯЮКЭМНИ ОНКЕБНИ КЮАНПЮРНПХХ.
кру:
лНДХТХЙЮЖХЪлХ-10
дХЮЛЕРП ЦКЮБМНЦН БХМРЮ, Л35.00
дХЮЛЕРП УБНЯРНБНЦН БХМРЮ, Л6.30
дКХМЮ,Л32.86
бШЯНРЮ ,Л7.80
лЮЯЯЮ, ЙЦ
ОСЯРНЦН24680
МНПЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ43550
ЛЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ БГКЕРМЮЪ43700
рХО ДБХЦЮРЕКЪ2 црд юБХЮДБХЦЮРЕКЭ (яНКНБЭЕБ) д-25б
лНЫМНЯРЭ, ЙбР2 У 4045
лЮЙЯХЛЮКЭМЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В204
йПЕИЯЕПЯЙЮЪ ЯЙНПНЯРЭ, ЙЛ/В180
оПЮЙРХВЕЯЙЮЪ ДЮКЭМНЯРЭ, ЙЛ650
пЮДХСЯ ДЕИЯРБХЪ, ЙЛ250
оПЮЙРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л3000
яРЮРХВЕЯЙХИ ОНРНКНЙ, Л2200
щЙХОЮФ, ВЕК3
оНКЕГМЮЪ МЮЦПСГЙЮ:МНПЛЮКЭМН — ДН 12000 ЙЦ ЦПСГЮ , ЛЮЙЯХЛЮКЭМН — 15000 ЙЦ, МЮ БМЕЬМЕИ ОНДБЕЯЙЕ — 8000 ЙЦ
дНО. ХМТНПЛЮЖХЪ :
вЕПРЕФ «лХКЭ лХ-10» йМХЦЮ «рЕУМХВЕЯЙНЕ НОХЯЮМХЕ БЕПРНКЕРЮ лХ-10» 3D ЛНДЕКЭ «лх-10

«
тНРНЦПЮТХХ:

лХ-10
лХ-10
лХ-10
лХ-10
лХ-10
лХ-10
лХ-10
лХ-10
лХ-10
лХ-10
лХ-10
лХ-10
лХ-10
лХ-10
лХ-10

яУЕЛШ:

лХ-10

бЮПХЮМРШ НЙПЮЯЙХ:

лХ-10
лХ-10
яОХЯНЙ ХЯРНВМХЙНБ:
юБХЮЖХЪ Х бПЕЛЪ 2002-03. хЦНПЭ бЕКХВЙН, пНЯРХЯКЮБ лЮПЮЕБ. «йНКНЯЯ МЮ ЯРЮКЭМШУ МНЦЮУ» йПШКЭЪ пНДХМШ 1999-02. бЮДХЛ лХУЕЕБ. кЕРЮЧЫХИ ЙПЮМ бГКЕР 2010-06. лХ-10 — КЕРЮЧЫЕЛС ЙПЮМС ОНКБЕЙЮ оНКХЦНМ. б.п. лХУЕЕБ. лНЯЙНБЯЙХИ БЕПРНКЕРМШИ ГЮБНД ХЛЕМХ л.к. лХКЪ цПЮФДЮМЯЙЮЪ ЮБХЮЖХЪ. ю. фСПЮБКЕБ ю. бЕПРНКЕР лХ-10 е.х.пСФХЖЙХИ. бЕПРНКЕРШ дЛХРПХИ цЮИ. бЕПРНКЕРШ ГНБСРЯЪ лх бЮДХЛ лХУЕЕБ. лбг ХЛ. л.к.лХКЪ 50 КЕР Red Star 22. Y. Gordon, D. Komissarov, S. Komissarov. Mil’s Heavylift Helicopters Le Fana de l’Aviation 1974-11. Pierre Gaillard. Les Geants de Mil Le Fana de l’Aviation 1989-05. Pierre Gaillard. L’URSS ai Salon. Mil Klassiker der Luftfahrt 2018-03. Nikolai Jakubowitsch. Der fliegende Kran Flug Revue 2018-02. Nikolai Jakubowitsch. Der fliegende Kran Flieger Revuer Extra No.13. Thomas Girke. Fliegenden Kran in der DDR L+K 1966-04. Vaclav Nemecek. Vrtulniky Mi-6 a Mi-10

сЦНКНЙ МЕАЮ. 2020

Конструкция вертолета Ми-10

Вертолёт Ми-10 построен по классической одновинтовой схеме с несущим пятилопастным цельнометаллическим, и четырёхлопастным деревянным рулевым винтами.

Силовая установка состоит из 2х ТВД Д-25В конструкции П.А.Соловьёва. Шасси четырёхопорное с высокими (клиренс — 3,75 м) ферменными стойками пирамидального типа. Между стоек шасси на гидрозахватах может устанавливаться грузовая платформа или контейнер. Гидрозахваты имеют дистанционное управление.

В центральной части фюзеляжа расположена грузопассажирская кабина, вмещающая 28 пассажиров или груз до 3 т, который загружается через заднюю боковую дверь при помощи стрелы-лебёдки. Внутри фюзеляжа установлена ферма с грузовой лебёдкой ЛПГ-7 и восьмикратным полиспастом, обеспечивающим подъём/опускание груза до 15 т на высоту 30 м. В кабине экипажа установлена телевизионная установка с камерой под фюзеляжем, упрощающая операции загрузки/разгрузки.


Ми-10К. Сразу видно, что вертолет значительно ниже более ранних машин

Между опорами шасси могла устанавливаться унифицированная грузовая платформа размером 8,5х3,6 м с лебёдкой ЛПГ-3.

Топливо располагается в подвесных боковых баках. В перегоночном варианте в салоне могут устанавливаться 2 дополнительных бака по 1250 л.

Особенностью Ми-10 было то, что для одновременного отрыва колёс шасси от земли среднюю часть фюзеляжа вместе с осью несущего винта пришлось повернуть на 1°30′ вправо от вертикали. При этом, чтобы сохранить горизонтальное положение кабины на земле, правые стойки шасси сделаны короче на 300 мм.

В 1975 году все вертолёты были оборудованы системой гашения вибраций и колебаний груза на внешней подвеске.


Ми-10, хорошо видно грузовую платформу

Ми-26: тяжеловес с трехэтажный дом

Ми-26, впервые поднявшись в воздух 14 декабря 1977 года, является крупнейшим в мире серийно выпускаемым транспортным вертолетом. За свои внушительные габариты летчики прозвали его «летающей коровой». Этот винтокрылый гигант по длине превышает самолет Boeing-737. Винты Ми-26 покрывают более 800 кв. метров, а высота вертолета – с трехэтажный дом. Его максимальная взлетная масса равняется 56 тоннам. Внутри машины помещаются 82 десантника с вооружением, а в санитарном варианте – 60 носилок с ранеными.

За первые годы эксплуатации Ми-26 показывал себя исключительно надежной и высокоэффективной машиной, вследствие чего было принято решение создать гражданскую версию – Ми-26Т. Вертолет лишился устройств выброса тепловых ловушек и установок для стрелкового оружия, получил новое навигационное оборудование, а также оборудование для работы с грузами на внешней подвеске. Например, специальные электронные весы позволяют определять массу груза на режиме висения с точностью до 1%. Вертолет также оснащен спецоборудованием для гашения колебаний груза на подвеске.

Серийное производство Ми-26Т началось в январе 1985 года на «Роствертоле». Уже в 1986 году вертолеты начал активно использовать «Аэрофлот». Ми-26Т были особенно востребованы при освоении газонефтяных месторождений Западной Сибири. Рекордная грузоподъемность этого вертолета пригодилась в самых необычных ситуациях. Например, Ми-26Т использовался для транспортировки 20-тонной глыбы льда с погибшим 20 тысяч лет назад мамонтом. Кроме того, вертолет-тяжеловес неоднократно перевозил авиатехнику, в том числе своих «собратьев» Ми-10 и Ми-6. Проводились подобные операции и за рубежом – Ми-26Т транспортировал потерпевшие аварии 11-тонные американские вертолеты CH-47 Chinook.

Несмотря на солидный возраст, Ми-26 и сейчас остается крупнейшим серийным вертолетом в мире, и соперников у него нет, а вот преемники появляются. В 2011 году первый полет совершил модернизированный вариант – Ми-26Т2. На борту нового вертолета – цифровой комплекс радиоэлектронного оборудования и сокращенный до трех человек экипаж.

Совсем недавно, в январе 2022 года, успешно прошел предварительные летные испытания обновленный Ми-26Т2В – современная версия вертолета-гиганта для армии. После участия в боевых действиях в Сирии Минобороны РФ выдвинуло конструкторам ряд требований к новой модификации, которые были учтены и реализованы в Ми-26Т2В. Сейчас машина проходит тестирования перед запуском в серию и готовится продолжить легендарную династию «тяжеловесов» Миля.

Модификации вертолёта:

  • Ми-10 (В-10, «изделие 60») — базовая модуль вертолета. В 1964-1969 годах изготовлено 38 вертолётов.
  • Ми-10 — летающая лаборатория с двигателями Д-25ВФ мощностью по 6500 л.с. Изготовлен в 1970 году.
  • Ми-10ГР «Гребешок» — воздушный пеленгатор. Оснащался контейнером с опускаемыми антеннами. В 1966 году переобрудован 1 серийный Ми-10.
  • Ми-10К — летающий кран, с укороченными стойками шасси, уменьшенными топливными баками и установленной кабиной оператора крана. Первый полёт 6 сентября 1966 года. В 1974-1977 годах изготовлено 17 вертолётов. Ещё 2 переоборудовано из Ми-10.
  • Ми-10ПП — постановщик помех. Отличался спецконтейнером СТ-9000 «Степь» с аппаратурой и антеннами станций противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения, местами операторов внутри фюзеляжа. Разрабатывался в 1966-1970 годах. В 70-80-х годах на Ростовском и Конотопском АРЗ переоборудовано 20 вертолётов.
  • Ми-10Р — рекордный. Отличался облегчённой конструкцией и доработанным шасси от Ми-6. Изготовлен в 1965 году. Первый полёт 14 января 1965 года. Экипажами В.П.Колошенко и Г.В.Алфёрова установлено 7 мировых рекордов.
  • Ми-10РВК — носитель ракетно-вертолётного комплекса 9К74. Разработан в 1965 году. Изготовлен в 1 экземпляре.
  • Ми-10УПЛ — носитель универсальной полевой лаборатории. В 1966 году переоборудован из второго прототипа.


Ми-10К. Обратите внимание на кабину оператора крана под кабиной пилотов

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги Летающий кран (Михеев В.Р.) // Крылья Родины. — 1999. — №2

Ми-12: все еще самый большой в мире

10 июля 1968 года впервые в небо поднялся Ми-12 – самый большой и грузоподъемный вертолет, когда-либо построенный в мире. Он поражает своими размерами до сих пор. Размах крыльев Ми-12 составляет 37 метров. На каждой мотогондоле, размером практически с истребитель, размещен винт диаметром 35 метров.

Машина создавалась как сверхтяжелый транспортный вертолет с грузоподъемностью не менее 30 тонн для перевозки компонентов межконтинентальных баллистических ракет, различной военной техники. При необходимости использования Ми-12 в гражданских целях в нем могли расположиться с комфортом 220 человек.

При такой грузоподъемности классическая одновинтовая схема совсем не подходила. В результате Михаил Миль выбрал поперечную схему, самую сложную в техническом смысле. Кстати, кабина экипажа этого винтокрылого гиганта была двухэтажной.

В августе 1969 года Ми-12 поставил абсолютный рекорд грузоподъемности вертолетов, который не побит до сих пор – 44 300 кг. Всего на Ми-12 было установлено 7 мировых рекордов.

В 1971 году вертолету-гиганту пришло и международное признание, во время участия в авиасалоне в Ле Бурже. Иностранные специалисты встретили новый советский вертолет восхищенно. «Перед инженерно-техническим достижением, которым является Ми-12, можно только снять шляпу!», – сказал сын знаменитого авиаконструктора Сергей Сикорский.

К сожалению, Михаил Миль не застал успех Ми-12 в Ле Бурже. Выдающийся конструктор скончался годом ранее, 31 января 1970 года, так и не дождавшись международного триумфа своего последнего проекта.

В октябре того же года машина вышла в серийное производство. Построено было всего два экземпляра. Вертолет потерял актуальность для армии после появления эффективных и легких стратегических ракет на мобильных пусковых установках. ОКБ Миля перешло на запуск в серию перспективного вертолета Ми-24.

Первый построенный Ми-12 был отдан на хранение Московскому вертолетному заводу. В этой машине размещен музей Михаила Миля и его КБ. Второй вертолет был передан авиационному музею в Монино, где он находится и сейчас.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]