Патрульный корабль проекта 22160 – гроза для пиратов и не только


«Василий Быков», головной корабль проекта 22160, выходит в свой первый дальний поход Защита морских границ всегда выполнялась кораблями сравнительно небольшого размера. Возможности их были обычно невелики, но для борьбы с обычными нарушителями хватало и этого. Сегодня ситуация несколько изменилась – теперь охранные функции могут оказаться востребованными не только возле родных берегов, но и на большом удалении от них. Разработанные в ОАО «Северное проектно-конструкторское бюро» в конце «нулевых» годов патрульные корабли проекта 22160 рассчитаны на решение именно таких задач. Два из них уже приступили к службе, а еще четыре появятся в составе флота в ближайшие годы.

История создания

Начиная приблизительно с 2003 года у берегов Сомали, главным образом в районе Аденского залива, образованного Аравийским полуостровом и Африканским континентом, множество торговых судов подверглось нападениям со стороны местных пиратов. Со временем эта локальная проблема стала настолько серьезной, что потребовала обсуждения на уровне Организации Объединенных Наций. Жертвами захватов и грабежа стали и несколько российских судов.

Борьбу с морскими разбойниками развернули несколько разных стран, направившие в Аденский залив боевые корабли. Россия также приняла участие в этих мероприятиях, причем достаточно успешно, однако с самого начала стало ясно, что гоняться за маломерными пиратскими катерами на ракетных крейсерах и больших противолодочных кораблях – это явно неоправданная трата сил и ресурсов.

В распоряжении российского флота имелись и небольшие по своим размерам корабли, однако они либо не обладали достаточной мореходностью, либо их автономность не позволяла им осуществлять длительное патрулирование на значительном удалении от базы.


Большой противолодочный корабль «Североморск» патрулирует Аденский залив
Всё это не позволяло достичь необходимой эффективности. Встал вопрос о создании нового вида кораблей, которые должны были следующие задачи:

  1. Обнаружение и задержание браконьеров и контрабандистов;
  2. Выполнение поисковых и спасательных операций;
  3. Охрана различных акваторий и морских баз;
  4. Сопровождение судов при выполнении переходов.

Всё это напоминает функции обычных «сторожевиков», которые используются пограничниками. Именно для них в петербургском конструкторском бюро «Северное» и создавались изначально патрульные корабли проекта 22160. Необходимо учитывать, однако, что охраной государственных границ России занимается Федеральная служба безопасности, в полномочия которой дальние морские походы, в том числе и к берегам Сомали, попросту не входят – осуществлять операции в таких зонах может только Военно-Морской флот.

Между теми кораблями, которые обычно строятся для ВМФ и «сторожевиками» есть очень существенная, даже концептуальная разница. Дело в том, что решение обычных «пограничных» задач не требует оборудования судна сложными и дорогими системами вооружений. Военным морякам же, наоборот, требуется серьезная огневая мощь, да еще и «по всем направлениям». Размещение на патрульном корабле ракет, противолодочного оружия и установок для запуска крылатых ракет превратило бы патрульный корабль в полноценный корвет.

Такая переделка была технически возможной, однако она резко увеличила бы стоимость проекта и вдобавок грозила снизить срок автономности. И то, и другое напрямую противоречило исходному замыслу. Для решения этой проблемы конструкторы ПКБ решили применить так называемый модульный подход.


Начальный этап строительства корабля «Василий Быков» на Зеленодольском заводе

На практике это обозначает, что «базовый» корвет проекта 22160 оснащается довольно скромным по составу вооружением, которое соответствует задачам обычного патрулирования. При этом, однако, всегда есть возможность установить на него те или иные системы вооружений, выполненные в виде стандартного модуля. Такое переоборудование выполняется буквально «на ходу», корабль не требуется ставить в ремонт и выполнять какие-то сложные операции.

Проект 22160 показался командованию ВМФ достаточно перспективным, и было принято решение о строительстве шести патрульных кораблей. В настоящее время полностью изготовлены три из них – «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев» и «Павел Державин». Первые два корабля из этого перечня уже введены в состав Военно-Морского флота России, а третий проходит испытания.

Служебные перспективы

Новым патрульным кораблям, скорее всего, предстоит бороться с пиратами. Использование с этой целью крупных кораблей требует неоправданных затрат ресурсов.

Задачу охраны судоходства целесообразно возложить на быстроходные и экономичные патрульные корабли.

Мореходные качества позволяют действовать в районах наибольшей активности пиратов (Аденский залив). В свою очередь, ДШЛ способна догнать большинство пиратских катеров и обеспечить штурм захваченного судна.

«Василий Быков», головной корабль проекта 22160

Закладка головного корабля проекта 22160, получившего название «Василий Быков», состоялась в Татарстане, на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького в феврале 2014 года. Василий Иванович Быков – контр-адмирал, Герой Советского Союза, получивший это высокое звание в период своей службы на торпедных катерах во время Великой Отечественной войны. Правда, воевал он на Северном флоте, а корабль, названный в память об этом человеке, изначально предназначался для службы на Черном море с базированием в Новороссийске или Севастополе.

Спустя три с половиной года почти готовый корабль спустили на воду и отправили по рекам в Керчь, где на заводе была выполнена оставшаяся часть работ по его постройке. Испытания проводились вплоть до декабря 2022 года, после чего над «Василием Быковым» был поднят Андреевский флаг.


«Василий Быков» проходит Ла-Манш. Хорошо виден открытый лацпорт
Летом 2020-го этот корабль совершил свой первый поход, пройдя через Средиземное море в Атлантический океан и обогнув Европу. Преодолев немалое расстояние, корвет проекта 22160 «Василий Быков» благополучно дошел до Санкт-Петербурга, где попал в «последние новости», приняв участие в военно-морском параде.

Защита

Так как бронирование на корветах проекта 22160 не предусмотрено, оборонительную роль выполняет корабельный комплекс 5П25. Это многофункциональная система радиоэлектронной борьбы, способная защитить корабль от наблюдений из космоса, разведки с моря и суши. Включает радиолокационные, радиоэлектронные станции и оптические системы, ведет разведку во всем диапазоне длин волн. Позволят засечь местоположение противника. Комплекс РЭП способен скрыть корабль от выпущенных по нему ракет, перенаправить их в другую сторону. Оказывает помощь оружейным системам, заранее выдавая целеуказания для ЗРК и пушечного комплекса, которые способны фактически спасти корвет от атакующего оружия. В результате слаженной работы систем повышается общая живучесть в 5 – 7 раз.

Кроме электронной защиты, корабль оснащен аппаратами аэрозольной маскировки. Представляют собой пусковые установки, которые, при приближении ракет, отстреливают в воздух специальный аэрозоль с металлической стружкой, скрывающей корвет из виду.

Описание конструкции

По своему внешнему виду корабли проекта 22160 заметно отличаются от прежних «сторожевиков», которые строились еще в СССР. Такая разница обусловлена стремлением конструкторов добиться максимального снижения радиолокационной заметности, сохранив в то же время хорошие мореходные качества. С этой целью оба борта наклонены под «обратным» углом, а надстройке приданы угловатые очертания. Кроме того, на палубе установлено специальное защитное покрытие, также уменьшающее эффективную поверхность рассеивания радиоволн (ЭПР).

Корпус корабля и архитектура надстройки

Компоновка кораблей проекта 22160 особой сложностью не отличается. В носовой части размещена башня артиллерийской установки АК-176МА, а на некотором расстоянии позади неё находится надстройка. На её крыше размещено антенное оборудование радиолокационной станции «Позитив-МК». Радар позволяет обнаруживать крупные цели на дистанции в 300 километров, а самолеты такой же величины, как истребитель F-16 – на расстоянии около 110 км.

В задней части надстройки размещен ангар для бортового вертолета Ка-27ПС, использование которого значительно расширяет возможности патрульного корабля. Взлетная площадка для винтокрылой машины находится на корме. Непосредственно под ней, внутри корпуса, имеется отсек для десантно-штурмовой лодки проекта 02800. Высадка ДШЛ и её приём после выполнения задания осуществляется через открытый кормовой лацпорт.


Церемония передачи корабля «Василий Быков» Черноморскому флоту

Силовая установка

Патрульный корабль проекта 22160 приводится в движение двумя винтами фиксированного шага, каждый из которых подключен к отдельному агрегату. В качестве таковых используются российские дизельные двигатели 16Д49. Совокупная мощность силовой установки составляет 12000 лошадиных сил.

Головной «Василий Быков» , который построили самым первым, комплектовался на судостроительном заводе немецкими моторами MAN, поставка которых затем была отменена из-за наложенных на Россию санкций.

Следует отметить, что на стадии проектирования предполагалось, что корабль будет оборудоваться также газотурбинными разгонными двигателями, позволяющими достичь максимальной скорости за самое короткое время. Поэтому в целом ряде источников и сегодня указано, что военные корабли проекта 22160 имеют силовую установку мощностью в 34000 лошадиных сил, что, однако, не соответствует действительности.

Броня

В соответствии с заявлениями, сделанными представителями ВМФ в период испытаний «Василия Быкова», этот корабль имел легкое противопульное бронирование. Однако первоначальный проект не предусматривал установку какой-либо защиты (вероятно, из-за того, что стальные листы повышают радиолокационную заметность). Эта деталь пока что остается не вполне ясной. По крайней мере, десантно-штурмовая лодка совершенно точно бронирована.


Десантно-штурмовая лодка проекта 02800

Конструкция

Для снижения заметности поверхности корабля должны эффективно рассеивать энергию излучения РЛС. Для этого использованы обратные завалы бортов, оптимальная высота и форма надстройки. Поверхности в носовой части имеют покрыты листами из композиционных материалов с радиопоглощающими свойствами.

Бронирование корпуса и надстройки отсутствует.

В кормовой части предусмотрено пространство для размещения двух сменных модулей стандартного размера (40 футов). В зависимости от поставленных кораблю задач модули могут содержать:

  • УВП для крылатых или зенитных ракет;
  • противоминные комплексы;
  • медицинское оборудование;
  • снаряжение для подводных работ.

Корабль имеет ангар для вертолета типа Ка-27, Ка-29 или Ка-31. Наличие на борту вертолета не мешает использованию УВП, в отличие от корветов проекта 20386.

Десантно-штурмовая лодка

Важный элемент корветов проекта 22160 – оснащение его штатной десантно-штурмовой лодкой (ДШЛ). Она имеет легкое бронирование и развивает скорость до 40 узлов.

Помимо команды из двух человек, на ее борту помещается досмотровая группа в количестве 10 морских пехотинцев. После срабатывания устройства приема-отдачи ДШЛ в течение 30 секунд по слиповой дорожке попадает в воду. Эта операция и прием плавсредства на борт выполняется на ходу корабля.

Тактико-технические элементы

Водоизмещение, т – стандартное – полное1300 1800
Размеры, м94×14×3,4
Скорость хода, уз – наибольшая – экономическая30 16
Дальность плавания, миль6000
Автономность, сут.60
Мощность ГЭУ, л.с.32000
Экипаж, чел.80

Характерно, что при малом (1300 т) водоизмещении есть возможность действовать в удаленных районах, например, в Средиземном море или Аденском заливе. Причём дозаправка и пополнение запасов требуется не чаще, чем для крупных участников похода. Условия обитаемости лучше, чем у «одноклассников».

Указанные сравнительные преимущества удалось получить благодаря небольшой концентрации стандартного вооружения. Освободившееся пространство позволило увеличить запас топлива и площадь обитаемых помещений.

Энергетическая установка

Комбинированная ГЭУ включает два дизельных двигателя по 6000 л.с. (4,5 МВт) каждый и два газотурбинных двигателя мощностью по 10 тыс. л.с. (8 МВт). Вспомогательные системы: дизель-генераторы – 4×300 кВт и один (аварийный) – 100 кВт.

Технические характеристики

Водоизмещение1300 тонн стандартное, 1965 тонн полное
Длина корабля91,3 м
Ширина14,5 м
Осадка4,8 м
Скорость полного хода22,5 узлов
Скорость патрульного хода16 узлов
Дальность плаванияДо 6700 миль на скорости в 16 узлов
Автономность60 суток
Численность экипажаДо 80 человек

Следует отметить, что в некоторых источниках указываются иные значения целого ряда характеристик, включая осадку корабля, водоизмещение, максимальную и экономическую скорость. Приведенные параметры соответствуют данным, указанным на сайте Черноморского флота России. Снижение скорости обусловлено отказом от установки газотурбинных разгонных двигателей. По всей видимости, само это решение было принято в связи с необходимостью увеличения срока автономности.

Рождение корвета проекта 22160

Охрана территориальных вод и 200-мильной экономической зоны являлась первоочередной функцией, возлагаемой на новые корабли. Помимо этого в их тактические задачи входили и неспецифические функции:

  • борьба с контрабандой в территориальных водах;
  • борьба с браконьерством и незаконным выловом рыбы в 200-мильной экономической зоне;
  • спасательные операции на море;
  • охрана и сопровождение судов;
  • охрана портовых комплексов и военно-морских баз.

Изначально новый корвет создавался для нужд Пограничный службы ФСБ России, однако уже на стадии проектирования Военно-морское руководство разглядело в проекте черты сторожевика будущего. Новые суда имеют сравнительно небольшое водоизмещение (1300 тонн).

Максимальная скорость хода корвета не должна была быть ниже 30 узлов. Несколько удивила конструкторов затребованная в техзадании дальность плавания.

Корабль, задуманный для патрулирования прибрежных вод, должен был иметь автономность до 60 суток и дальность плавания в 6 тыс.миль.

Экипаж патрульного корабля насчитывает 80 человек. Что касается штатного вооружения, то тут конструкторам пришлось выбирать между двумя концепциями.

Сначала в техническом задании ставилось условие установки на корабль вооружения ближнего радиуса действия, включая противокорабельные ракеты малой дальности, артиллерийские и зенитные комплексы.

В дальнейшем, получив готовый опыт успешного применения на судах малого водоизмещения крылатых ракет «Калибр», приняли решение оснастить новый корвет аналогичной пусковой установкой.

Вооружение

Оба корабля проекта 22160, вошедшие в состав российских ВМС, имеют одинаковый комплект вооружения, в состав которого входят следующие элементы:

  1. Артиллерийская установка АК-176, размещенная в носовой части судна. Калибр орудия 76 мм, дальность действия по наземным/надводным целям – до 15 700 метров. Эта пушка может поражать также воздушные цели на высоте до 7 километров. Боекомплект составляет 152 снаряда;
  2. Две тумбовые установки с пулеметами Владимирова калибра 14,5 мм. Предназначены для стрельбы по малоразмерным надводным целям, но могут применяться против самолетов и вертолетов противника;
  3. Два «противодиверсионных» гранатомета ДП-64. Предназначены для уничтожения боевых пловцов противника;
  4. Восемь переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-С» для противовоздушной обороны в ближней зоне.

Десантно-штурмовая лодка, размещенная на борту, вооружается тремя пулеметами – двумя обычными и одним крупнокалиберным.


Модернизированная артиллерийская установка АК-176МА. Форма башни соответствует требованиям технологии радиолокационной малозаметности

«Штатный» вертолет – Ка-27ПС (поисково-спасательный). Вооружения на борту он не имеет. Возможно, в будущем на этих кораблях сумеют принимать ударный вертолет Ка-52К, но пока это лишь планы.

Когда начиналось строительство «Василия Быкова», предполагалось, что этот корабль будет оборудован гидроакустическим комплексом, который позволит обнаруживать подводные лодки на удалении до 140 километров, обеспечивая территориальную оборону. В реальности, однако, на борту появилась только станция «Ариадна», предназначенная для обнаружения боевых пловцов под водой. Таким образом, для поиска субмарин имеющиеся корабли проекта 22160 использовать нельзя.

В то же время на борту можно разместить один из следующих видов модульного вооружения:

  1. Крылатые ракеты «Калибр». Допускается использование всех её вариантов. Боекомплект составляет 8 ракет в двух пусковых установках;
  2. Противокорабельные ракеты типа Х-35 «Уран»;
  3. Зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1». Этот ЗРК способен уничтожать воздушные цели на высотах до 15 000 метров и на удалении до 50 километров. На кораблях проекта 22160 допускается размещение двух модулей «Штиль-1» по 12 ракет в каждом. Вертикальный старт обеспечивает всеракурсную противовоздушную оборону.

Следует отметить, что ни один из перечисленных вариантов дополнительного вооружения еще не был использован на имеющихся в распоряжении ВМФ кораблях проекта 22160.


Модуль зенитно-ракетного комплекса «Штиль-1»

Что нового

В первую очередь бросается в глаза необычная для отечественной отрасли архитектура корабля. Такая надстройка явно создана для снижения радиолокационной заметности.

Создатели корабля особо подчеркивают, что впервые в отечественном кораблестроении на проекте 22160 применен принцип модульности вооружения. Это означает, что часть вооружения устанавливается на заводе на весь срок службы корабля, а часть можно дополнить в ходе ремонта или модернизации.

Также конструкторы предусмотрели специальные места для размещения модулей под размеры стандартных морских контейнеров. Ассортимент того, что может размещаться в таких модулях, достаточно широк: от медицинского и водолазного оборудования до ракетных комплексов.

Что касается штатного вооружения, то корабли проекта 22160 имеют 57-мм артиллерийскую установку, зенитно-ракетный комплекс и пулемёты. Также предусмотрены ангар и запасы топлива для вертолёта Ка-27ПС. Помимо этого, корабль оснащен комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения.

Последние новости о проекте

Предполагается, что к 2022-му году все шесть кораблей проекта 22160 будут введены в строй. Наиболее важной новостью, которую ждут создатели этих кораблей, может стать сообщение о завершении испытаний гидроакустической станции «Минотавр-ИСПН-М.2». Этот комплекс был разработан в расчете на «контейнерное» исполнение, а это значит, что на патрульных кораблях проекта 22160 допускается его размещение.

«Минотавр» позволит закрыть последний «пробел» – ни «Василий Быков», ни «Дмитрий Рогачев» сегодня не способны обнаруживать подводные лодки, что в значительной мере снижает их ценность в глазах командования ВМФ. Пока же оба корабля проходят период освоения их экипажами. «Василий Быков» уже довольно активно используется для сопровождения других судов, а «Дмитрий Рогачев» был продемонстрирован 8 сентября на морском параде в Новороссийске.

Достоинства и недостатки

Появление кораблей проекта 22160 вызвало в последние годы немало споров как среди специалистов, так и среди «диванных экспертов». Причиной тому послужил целый ряд особенностей этих новых «сторожевиков». В перечень их достоинств, в частности, заносили следующие:

  1. Низкая стоимость и сравнительно короткий срок строительства;
  2. Очень большой срок автономности – вдвое больше, чем, к примеру, у больших противолодочных кораблей;
  3. Возможность установки разнообразных боевых модулей, изменяющих предназначение корабля;
  4. Наличие на борту вертолета;
  5. Радиолокационная малозаметность.


Транспортировка корабля проекта 22160 «Дмитрий Рогачев» по Дону. Сейчас этот корабль уже введен в строй
Критики проекта 22160 были по-своему не менее убедительны. Прежде всего они указывали на отсутствие полноценного гидроакустического оборудования, что напрямую противоречило первоначальным заявлениям конструкторов. Назывались и другие недостатки:

  1. Непонятное целевое назначение корабля. По своим функциям он подходит скорее погранохране, а не ВМФ, а «противопиратские» возможности могут остаться невостребованными, поскольку у берегов Сомали с каждым годом становится всё спокойнее;
  2. Незащищенность задней полусферы. Артустановка направлена вперед, а от пулеметов и противодиверсионных гранатометов толку немного;
  3. Слабая защита (в базовом варианте) от атак с воздуха. АК-176 для этого не особенно годится, а ПЗРК – оружие последней надежды;
  4. Низкая скорость.

Кроме того, не исключено, что при установке модульного вооружения может заметно снизиться срок автономности, то есть именно та проектная характеристика, ради которой конструкторы пожертвовали очень многим. Имеются также сильные сомнения относительно возможности использования вертолета и десантно-штурмовой лодки в условиях шторма и значительного волнения. Корабль слишком мал для того, чтобы сохранять достаточную для этого устойчивость уже при трех-четырех баллах.


«Василий Быков» на стоянке в Севастополе

Делать какие-либо окончательные выводы в любом случае было бы сегодня преждевременно. Использование новых кораблей только начинается, и вскоре станет ясно, насколько правыми в своих скептических высказываниях являются критики этого проекта.

Надводный военный флот СССР. часть 3

  • Опубликовано: 17.10.2015, 19:49
  • Печать
  • E-mail

Содержание материала

  • Надводный военный флот СССР. часть 3
  • Все страницы

Страница 1 из 17

Надводный военный флот СССР

Раздел создан на основании книги старшего научного сотрудника Кузина Владимира Петровича и старшего научного сотрудника Никольского Владислава Ивановича «История создания послевоенного Военно-Морского флота СССР и возможный облик флота России» и других материалов.

часть 3

часть 1

часть 2

часть 4

часть 5

Сторожевые и патрульно-дозорные корабли.

Опыт ВМВ, как и ВОВ, анализировался руководством отечественного ВМФ, и в связи с этим вносились коррективы в проектируемые и строящиеся СКР. Однако многие проекты так и не были реализованы. Главная причина все же была, очевидно, в отсутствии ясного представления о предназначении кораблей этого класса для отечественного ВМФ. В ведущих странах мира, зависимых от морских перевозок, СКР трансформировался в противолодочные корабли: эскортные эсминцы, фрегаты и корветы. Именно они внесли важный вклад в разгром подводных сил стран Оси и обеспечили устойчивость морских перевозок союзников. Поэтому важность и необходимость подобных кораблей в США, Англии и Франции не вызывало сомнения.

Однако этот опыт не мог быть распространен на отечественный ВМФ. Оценивая участие надводных кораблей отечественного флота в ВОВ, руководство ВМФ не имело однозначного взгляда именно на СКР предвоенного проекта 39. На Черном море они использовались совместно с ЭМ типа «Новик» во всех операциях, но очень редко по своему основному назначению, а на Балтике их использование вообще было ограничено большой минной опасностью. На Севере для охраны внешних конвоев были необходимы корабли класса ЭМ и выше, так как кроме воздушной и подводной угрозы всегда существовала угроза и со стороны надводного противника.

Кроме того, северный театр учитывая более жесткие требования по мореходности, которым тогдашние СКР, в частности, пр.39, не вполне отвечали. В прибрежных водах, где проходили внутренние конвои, была велика минная угроза и эти корабли приходилось также, как и транспорты, обеспечивать тральщиками. Опыт ВОВ показал, что для несения дозорной службы и проводки внутренних конвоев наиболее эффективно использовались тральщики и охотники за ПЛ (МО и БО). Очень хорошо проявили себя базовые тральщики пр.53 типа «Мина» (460 т, скорость более 18 узлов, 1×1 100-мм, 2×2 12.7-мм пулеметов, 40 глубинных бомб, тралы).

Советский быстроходный тральщик Т-407 типа «Фугас» (проект 53) «Мина» в акватории порта Батуми. Основные характеристики: Водоизмещение 535 т; Длина — 62 м; Ширина 7,41 м; Осадка 2,5 м; Мощность 1 400 л. с.; Скорость хода максимальная 17,5 узл.; Дальность плавания – 7 200 миль на 12 узлах; Автономность – 10 сут.; Экипаж: офицеров – 7, старшин – 17, матросов — 37 человек.

Несмотря на все эти факты, очевидно, в силу традиций (раз имеется такой класс корабля в ВМФ, то необходимо придумать ему задачи и продолжить их строительство) или иных причин в июне 1947 г. было принято решение о разработке СКР проекта 42.

29 июля 1946 года Главнокомандующим ВМС было утверждено ОТЗ на проектирование СКР. В этом документе было определено назначение корабля: эскортирование конвоев; несение дозорной службы; участие в десантных операциях; постановка минных заграждений.

Важной особенностью проектирования этого СКР было то, что впервые после 1917 г. обоснование ТТЗ велось на конкурсной основе двумя конструкторскими бюро — ЦКБ-32 и ЦКБ-53. Проектирование осуществлялось в двух вариантах — с дизельной и паротурбинной установкой.

Трансформация взглядов на СКР привела к тому, что в ТТЗ водоизмещение было окончательно установлено в 1300 т при дальности плавания до 2000 миль. При этом сохранялась традиционная для отечественных СКР артиллерия 100-мм калибра. Заданием на разработку проекта явилось Постановление Совета Министров Союза ССР от 21 июня 1947 г. В развернутом ТТЗ, утвержденном ГК ВМС, уже предлагался только паротурбинный вариант ГЭУ. Проектирование СКР было поручено ЦКБ-32 (г.Калининград). Технический проект был выполнен ЦКБ-32 в декабре 1947 г. Неустойчивость взглядов на задачи проявлялась в том, что в процессе выполнения технического проекта по требованию ВМС прорабатывался вариант размещения на корабле трального вооружения.

Рассмотрение в ВМС технического проекта затянулось до апреля 1948 г. ГК ВМС принял решение утвердить технический проект без трального вооружения, с одновременным увеличением запаса больших глубинных бомб не менее, чем до 48 шт. и с увеличением количества бомбометов до 4 штук.

Таким образом, идея совмещения функций СКР и тральщика (СКР-ТЩ), появившаяся по опыту использования кораблей в ВОВ была временно отброшена. После довольно длительной корректировки и отработки технического проекта во второй половине 1948 г. началась подготовка рабочего проекта и МСП в г.Калининграде. Главным конструктором пр.42 был Д.Д.Жуковский, главным наблюдающим от ВМФ — капитан 1 ранга А.П.Сагоян. Разработанный проект СКР имел несколько принципиальных новых решений, впервые внедряемых в отечественное кораблестроение после 1917 года.

Впервые в отечественном флоте был разработан проект СКР гладкопапубной архитектуры (подобная архитектура была несколько раньше внедрена в пр.41, однако раньше вступили в строй СКР пр.42).Также впервые винты и два руля корабля такого класса не выступали за основную плоскость и, таким образом, было обеспечено сравнительно безопасное плавание корабля на отмелях и в устьях рек. Наличие двух рулей позволило обеспечить высокую поворотливость.

Впервые на кораблях такого класса была установлена универсальная артиллерия главного калибра (100-мм орудия Б-34У), что в условиях постоянного роста воздушной угрозы было исключительно актуальным. Наконец, на кораблях проекта 42 впервые в практике отечественного судостроения, в серийном масштабе, внедрен переменный 3-х фазный ток 50 герц напряжением 220 вольт, что позволило в электроприводах использовать синхронные электродвигатели, весьма надежные в эксплуатации, которые легче, дешевле и проще в изготовлении, чем электродвигатели постоянного тока.

Сторожевой корабль «Сокол». Построен по проекту 42. Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 1 339 т; полное 1 679 т; Длина — 96,1 м; Ширина 11 м; Осадка 3,96 м; Мощность 27 820 л. с.; Скорость хода максимальная 29,6 узл.; экономическая 13,7 узл.; Дальность плавания – 3 300 миль на 13,7 узлах; Автономность плавания – 10 сут; Экипаж 211 человек ( в том числе 14 офицеров)

Головной СКР проекта 42, заложен на МСП 17 августа 1949 года и получил название «Сокол», спущен на воду 11 сентября 1950 года, вступил в строй 29 июня 1951 года. До 1953 года была построена вся серия в 8 единиц.

Стандартное водоизмещение корабля было определено на испытаниях в 1339 т. Осадка корабля даже при полном водоизмещении в 3.36 м позволяла ему без подготовки подводной части осуществлять переходы по внутренним водным путям (последним местом службы 3-х СКР проекта 42 стало Каспийское море). Корпусные конструкции были выполнены по нормам прочности 1944 года. Отсутствие полубака дало возможность более рационально использовать работу материала самого корпуса для обеспечения его общей прочности. Данное обстоятельство имело важное значение после того, как во время ВОВ было выявлено, что все наши надводные корабли постройки после 1917 года имели слабые корпуса. Скорость, полученная на испытаниях, была выше проектной и составляла на полном ходу 29.65 узла. Мореходные испытания проводились при волнении моря 6 баллов и ветре в 8-9 баллов 28 марта 1951 года в Гданьском заливе. Они показали, что на скорости до 24 узлов потеря скорости хода составляла всего 0.5 узла, бортовая качка была меньше чем ЭМ пр.30бис. Заливаемость полностью отсутствовала, а небольшое забрызгивание наблюдалось только эпизодически. Маневренные элементы корабля были очень хорошие. Так, диаметр циркуляции на полном ходу составлял всего 4.7 длины корабля. Это было достигнуто наличием двух рулей. В период ходовых заводских и государственных испытаний, вследствие вибрации кормовой оконечности корабля, были обнаружены трещины в наборе и переборках в районе 168-179шп. Устранение выявленных повреждений выполнено путем установки дополнительных подкреплений в районе 145-179 шп., в соответствии с чертежами, согласованными с ЦНИИ им. А.Н.Крылова и 1 ЦНИИ МО.

* Принятые сокращения

  • Вперед
  • Назад
  • Вперед
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]