В самый разгар войны, в 1943 году, в ОКБ С. Ильюшина было начато проектирование пассажирского среднемагистрального лайнера.
Менее года ушло на то, чтобы утвердить компоновочную конструкцию будущего ИЛ-12. В 1945 году машина уже была построена и весной 1946 году осуществлен дебютный полет.
Самолет стал абсолютно востребованным, массовым и количество экземпляров за три года выпуска (1946 – 1949) достигло 663.
Через несколько месяцев после первого вылета начался серийный выпуск самолетов Ил-12. Эксплуатирующиеся на внутренних рейсах экземпляры показали, насколько они просты в управлении, надежны, безошибочны в воздухе.
В 1948 году осуществилась идея международного перелета. Первый регулярный коммерческий авиарейс состоялся в Болгарию. Теперь проверенный Ил-12 успешно выполнял рейсы по заграничным направлениям в восточноевропейские страны, Афганистан, Иран.
Нужно было максимально задействовать весь потенциал самолета, поэтому еще одной возможностью это проверить стал продолжительный рейс из Москвы на Дальний Восток. До Хабаровска машина летела 28 часов, с пятью посадками для дозаправок.
Характеристики самолета оказались вполне пригодными и для полетов в условиях вечной мерзлоты. На протяжении долгих лет машины Ил-12 использовались в крайних Северных и Южных широтах.
Несмотря на многочисленный выпуск и непрерывную эксплуатацию данной модели, начало пятидесятых явилось эпохой её заката. ОКБ уже представило улучшенный лайнер Ил-14 с более мощными параметрами. 1968 год – это окончание работы самолета Ил-12 в воздушном пространстве.
Обозрение технических характеристик
Аэродинамическая схема нормальная: цельнометаллический низкоплан с однокилевым оперением. Шасси классическое, трехопорное (для того времени это было новинкой).
Силовая установка представлена поршневыми моторами АШ-82ФН. Установлены флюгерные винты.
Воздушное судно является пассажирским лайнером среднедальнего класса. Рассчитан на вместимость до 32 человек, плюс экипаж 5 человек и багаж.
Для теплоизоляции салона применялся уложенный шерстяной ватин, поверх которого выполнена отделка авиационным полотном. Топливо объемом 6000 литров содержалось в 10 баках.
Кроме того, на самолете имелись гидросистема, противообледенительная, отопительная и вентиляционная системы.
На борту размещено радиооборудование, электрооснащение и противопожарный комплекс.
Примечания
- ↑
[www.ilyushin.org/history/dates.html Официальный сайт ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Даты первых полётов.] - ↑ 123Таликов Н. Д.
Три четверти века «ильюшинского» неба… — М.: Вестник Воздушного Флота, 2008. — С. 116 - ↑ 12Удалов К. Г., Мараев Р. В.
Пассажирский первенец Ильюшина // Авиация и время. — 2000. — № 5. — С. 16 - ↑Таликов Н. Д.
Три четверти века «ильюшинского» неба… — М.: Вестник Воздушного Флота, 2008. — С. 97 - ↑Таликов Н. Д.
Три четверти века «ильюшинского» неба… — М.: Вестник Воздушного Флота, 2008. — С. 98 - ↑ 12Таликов Н. Д.
Три четверти века «ильюшинского» неба… — М.: Вестник Воздушного Флота, 2008. — С. 115 - ↑
Ред. коллегия: Кутепов А. Я., Макаревский А. И., Минаев А. В., Новожилов Г. В. и др. Учёный и конструктор С. В. Ильюшин. — М.: Наука, 1978. — С. 79 - ↑Егоров Ю. А.
Самолёты ОКБ С. В. Ильюшина. — М.: РУСАВИА, 2003. — С. 217 - ↑Таликов Н. Д.
Три четверти века «ильюшинского» неба… — М.: Вестник Воздушного Флота, 2008. — С. 120 - ↑Таликов Н. Д.
Три четверти века «ильюшинского» неба… — М.: Вестник Воздушного Флота, 2008. — С. 117 - ↑
[www.airforce-magazine.com/MagazineArchive/Documents/KittyHawkChronology/kitty1947-53.pdf The Search Engine that Does at InfoWeb.net] - ↑
[www.rg.ru/2015/11/26/rodina-rasstrel.html?ref=rt.com Расстрел над Хуа-Гоу], 25.11.2015 г. Наталья Сергеева. Интернет-портал «Российской газеты — Русское оружие» - [maximf.ucoz.ru/news/obzor_il_12_ot_amodel/2011-05-14-167 Обзор модели Ил-12 от Амодел]
Летные возможности и параметры
- Длина самолета – 21,31 метра
- Высота машины – 7,8 метра
- Размах крыла – 31,7 метра
- Высота полета, потолок – 6700 метров
- Моторы — АШ-82ФН (2 поршневых двигателя)
- Мощность, тяга – каждый по 1850 лошадиных сил
- Винт – четырехлопастной АВ-9Е
- Диаметр винта – 4,1 метра
- Масса взлетная – 11280 килограммов
- Дальность полета – 1500 километров (с полной загрузкой)
- Скорость крейсерская/максимальная – 325/445 км/час
- Пассажировместимость – от 27 до 32 человек
- Экипаж – 4 человека
Производство
Серийный выпуск[13]:
Завод № 84 (Ташкент)
- Ил-14: 1954 год — 28 самолётов, 1955 год — 52 самолёта, 1956 год — 115 самолётов;
- Ил-14П: 1957 год — 117 самолётов, 1958 год — 1 самолёт;
- Ил-14Т: 1956 год — 10 самолётов, 1957 год — 26 самолётов, 1958 год — 29 самолётов.
Завод № 30 (Москва)
- Ил-14П: 1956 год — 249 самолётов, 1957 год — 114 самолётов, 1958 год — 2 самолёта.;
- Ил-14Т: 1956 год — 23 самолёта, 1957 год — 205 самолётов, 1958 год — 63 самолёта;
- Ил-14ФК: 1957 год — 25 самолётов, 1958 год — 6 самолётов.
Завод Avia (Чехословакия)
- Всего — 203 самолёта.
Дрезденский авиазавод (ГДР)
- Всего — 80 самолётов.
Общее количество произведённых Ил-14: 1348 самолётов (СССР — 1065, Чехословакия — 203, ГДР — 80), из которых на экспорт было поставлено не менее 500 единиц[14].
По другим данным, всего выпущено в СССР в 1952-58 гг. свыше 3500 экземпляров всех моделей .
Модификационный ряд
За три года производства Ил-12 стали известными четыре типа модификаций этой машины. В середине пятидесятых годов полсотни единиц прошли процедуру модернизации до уровня Ил-14.
Не более пятнадцати экземпляров предназначались для перевозки высокопоставленных лиц, они имели лежачие места, кожаные диваны, бары. Ил-12 — это и летающие лаборатории для проведения различного рода испытаний и поверок. Незаменимы эти воздушные судна для геологических и других изысканий, наблюдений.
- Ил-12 – базовая модель ряда. Могли располагаться 27 пассажиров, но выполнялись и другие вариации компоновки.
- Самолет Ил-12Б являлся одной из улучшенных версий Ил-14. Стояла новая система противообледенения.
- Ил-12Д – транспортная модель (вмещала 3,7 тонны груза). Использовалась также для десантирования 38 человек.
- Ил-12Т – грузовой вариант базовой машины. Широко и успешно применялась долгое время в полярных широтах для доставки почты, провианта, людей и оборудования. Данный грузовой самолет с большой двустворчатой дверью и лебедками для погрузки такелажа, имел хорошую грузоподъемность и был приспособлен к плохооборудованным ВПП.
Памятники
Ил-14 в Балашове
Ил-14 в Бегомле, Беларусь
Ил-14 в Зинсхайме, Германия
В Головном отраслевом музее истории гражданской авиации. Город Ульяновск. Б/н СССР-06132.
- В киевском Государственном музее авиации экспонируется самолёт полярной авиации Ил-14П.
- В Курганском авиационном музее экспонируется транспортный самолёт Ил-14Т.
- В центре станицы Бриньковская Краснодарского края.
- В городах Бегомль и Светлогорск, Республика Беларусь.(В Светлогорске демонтирован, 29.04.2011 после реставрации установлен в музее Авиатехники, Боровая, Минск)
- В аэропорту Талаги (Архангельск).
- В авиамузее Зинсхайме, Германия.
- На территории музея Вьетнамской народной армии в городе Ханой (списанный Ил-14Т бортовой № VN-C516 авиа).
- В городе Балашов Саратовской области, на территории ОАО «Рембаза» и на территории БВВАУЛ.
- В аэропорту города Улан-Батор Монголия 47°50′38″ с. ш. 106°46′05″ в. д. (G) (O)
- В городе Куйбышеве, Новосибирской области.
- В посёлке Мыс Шмидта (посёлок городского типа), Чукотский АО.
- В аэропорту города Бургас (Сарафово), Болгария
- На аэродроме в посёлке Фролы, близ Перми, борт СССР-29112.
Ил-14 в аэропорту Талаги ()
В чем достоинства Ил-12 и есть ли недостатки
То, что лайнер быстро и надолго завоевал внутренние пассажирские маршруты, выполнял немало рейсов за границу – это несомненный показатель достоинств.
Ильюшинский «первенец» гражданской авиации был прост в управлении, пилотов для него почти не надо было готовить. Надежный и безопасный — количество катастроф с участием Ил-12 было минимальным. Самолет использовался в Советском Союзе до конца шестидесятых годов, а в КНР последний экземпляр был выведен из обращения только в начале девяностых.
Недоработки в конструкции модели также имелись. Отмечалась неспособность продолжать полет и совершить безопасную посадку при отказе одного из моторов. Требовалось доработать механизм створок шасси и аэродинамические просчеты.
История создания
Разработка самолёта Ил-12 началась, как бы странно это не выглядело, в 1943 году. Пассажирские машины тогда насущной необходимостью не являлись, Ли-2 (и экспортные С-47) всех устраивали. Да и само КБ не бездельничало, занимаясь разработкой, например, новых штурмовиков Ил-10. И всё-таки Сергей Ильюшин решил в разгар войны заняться разработкой перспективного лайнера. Притом не переделывая его, скажем, из бомбардировщика Ил-4, а начав с чистого листа.
В качестве ориентира было решено взять пресловутый DC-3 – будущий Ил-12 даже имел с ним значительное внешнее сходство. Но имелись и важные отличия. Задуманную машину планировали оснастить 4 высотными двигателями М-88В, нагнетатели которых обеспечивали бы герметизацию салона. А от традиционного шасси с хвостовым колесом собирались отказаться в пользу более современной схемы с носовой стойкой. В Кремле проект встретили одобрением.
Январь 1944 года принёс значительные изменения. От 4-моторной схемы и двигателей М-88В отказались в пользу 2 дизелей АЧ-31. Это обещало улучшить аэродинамику самолёта, особенно на крейсерских скоростях. Однако от герметичного салона пришлось отказаться – весь воздух, нагнетаемый компрессорами, потреблялся моторами. Весной того же года проект дизельного Ил-12 утвердили, а к осени был готов полноразмерный макет.
Сборку прототипа завершили уже после победы над Рейхом – летом 1945 года.
В августе Владимир Коккинаки вместе со своим братом Константином подняли Ил-12 в воздух.
Сразу после начала заводских испытаний выяснилось, что с двигателями вышла промашка. Дизеля АЧ-31 оказались «сырыми», ненадёжными, и ставили под угрозу своевременную сдачу самолёта.
В итоге их решили заменить на один из самых известных и массовых авиамоторов военного времени – АШ-82ФН. Испытания доработанного прототипа начли уже в 1946 году. А летом того же года самолёт отправили на испытания государственные. В октябре Министерство авиапромышленности издало приказ о запуске Ил-12 в серию.
Богатая биография
Послевоенный лайнер для мирного использования был только началом большого и славного пути ОКБ Ильюшина.
Множественные параметры отрабатывались и испытывались именно на первой гражданской модели. Во время эксплуатации, при возникновении нештатных ситуаций и аварий, устранялись недоработки, менялись и совершенствовались материалы и системы. Более совершенные пассажирские и военные самолеты стали последователями Ил-12.
По классификации натовских обозначений, Ил-12 за свою вездесущность и незаменимость, получил название «междугородный автобус».
Биография небольшого самолета очень богата и является исторической для развития мирового гражданского самолетостроения.
Ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме Ил-12 . |
Заметки [ править ]
- «Ильюшин Ил-12» . Planepictures.net
. Проверено 4 мая 2013 года . - ^ a b «Сроки первых полетов самолетов КБ» Ильюшина «. Архивировано 18 июля 2011 года на авиационном комплексе «
Машина обратного пути» имени
Ильюшина
. Дата обращения: 13 ноября 2010. - ^ а б в г Ганстон 1995, стр. 110.
- ↑
Гордон, Комиссаров и Комиссаров 2004, стр. 160–161. - Описание от несчастных случаев для CCCP-L1317 в сети безопасности полетов . Проверено 20 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-N439 в сети авиационной безопасности . Проверено 10 ноября 2016.
- Описание от несчастных случаев для CCCP-L1343 в сети безопасности полетов . Проверено 20 января 2016.
- Описание аварии с CCCP-L1465 в сети авиационной безопасности . Проверено 20 января 2016.
- Описание от несчастных случаев для CCCP-L1427 в сети безопасности полетов . Проверено 20 января 2016.
- Описание аварии с CCCP-L1450 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1731 в сети авиационной безопасности . Проверено 20 января 2016.
- Описание аварии на CCCP-L861 в сети безопасности полетов . Проверено 20 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1381 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1791 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1714 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1434 в сети авиационной безопасности . Проверено 10 ноября 2016.
- Описание от несчастных случаев для CCCP-L1844 в сети безопасности полетов . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1462 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии с CCCP-L1340 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1803 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1706 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1811 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание от несчастных случаев для CCCP-L1313 в сети безопасности полетов . Проверено 10 ноября 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1775 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1849 в сети авиационной безопасности . Проверено 10 ноября 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1308 в сети авиационной безопасности . Проверено 10 ноября 2016.
- Описание от несчастных случаев для CCCP-L1312 в сети безопасности полетов . Проверено 10 ноября 2016.
- Описание аварии для SP-LHC в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1488 в сети авиационной безопасности . Проверено 10 ноября 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1328 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание от несчастных случаев для CCCP-L1435 в сети безопасности полетов . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1777 в сети авиационной безопасности . Проверено 10 ноября 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1375 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- «Up From Kitty Hawk 1947-1953». airforce-magazine.com.
Дата обращения: 17 июля 2011. - Описание аварии в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание от несчастных случаев для CCCP-L1727 в сети безопасности полетов . Проверено 10 ноября 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1765 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1367 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1365 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1789 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии с CCCP-L1320 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-N479 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание от несчастных случаев для CCCP-L1359 в сети безопасности полетов . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии с CCCP-N525 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для OK-DBP в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1828 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1389 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-N442 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1309 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L1364 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-L3904 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-04249 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-01426 в сети авиационной безопасности . Проверено 22 января 2016.
- Описание аварии для CCCP-01405 в сети авиационной безопасности . Проверено 25 января 2016.
- Jońca, Адам (1985). Samoloty linii lotniczych 1945-1956
, WKiŁ, Варшава, ISBN 83-206-0529-6 (на польском языке) , стр.15 - Страуд 1968, стр. 99.
- Страуд 1968, стр. 100.
- Страуд 1968, стр. 110.
Литература
- Егоров Ю. А.
Самолёты ОКБ С. В. Ильюшина. — М.: РУСАВИА, 2003. — 336 с. — С. 208—217, 298—300. — ISBN 5-900078-20-5 - Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С. В. Ильюшина / Новожилов Г. В., Лещинер Д. В., Шейнин В. М. и др.; Под ред. Новожилова Г. В.
— М.: Машиностроение, 1990. — С. 175—201. — ISBN 5-217-01056-8 - Пономарёв А. Н.
Конструктор С. В. Ильюшин. — М.: Воениздат, 1988. — С. 349—359 - Сойко Н.
Готов к труду и обороне // Моделист-конструктор. — 2005. — № 3. — С. 26-31 - Таликов Н. Д.
Три четверти века «ильюшинского» неба… — М.: Вестник Воздушного Флота, 2008. — 464 с. — ISBN 5-901808-13-4 - Удалов К. Г., Мараев Р. В.
Пассажирский первенец Ильюшина // Авиация и время. — 2000. — № 5. — С. 4-17 - Шавров, В. Б.
История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг. — М.: Машиностроение, 1988. — 568 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-217-00477-0. - Якубович Н.В.
Самолёты Ильюшина. Лучшие из лучших. — М.: Яуза: Эксмо, 2009. — 480 с. — С. 247-269. — ISBN 978-5-699-33921-1
Самолёты ОКБ имени Ильюшина | |
Бомбардировщики |
|
Штурмовики |
|
Торпедоносцыи противолодочные самолёты |
|
Транспортные самолёты или двойного назначения |
|
Специальные самолёты на базе транспортных |
|
Пассажирские самолёты |
|
Специальные самолёты на базе пассажирских |
|
Текущие проекты |
|
Нереализованные /экспериментальные |
|
Примечания: курсивом выделены перспективные, опытные или не пошедшие в серийное производство образцы, полужирным — серийные образцы; ¹ совместно с ОКБ Бериева; ² совместно с НПК «Иркут» |
Самолёты «Аэрофлота» | |
1920-1930-е |
|
1940-1950-е |
|
1960-1970-е |
|
1980-1990-е |
|
2000-2010-е |
|
* – выведенные, на сегодняшний день, из пассажирской эксплуатации самолёты. |
Эта страница в последний раз была отредактирована 1 января 2019 в 12:06.
Эксплуатация
В начале 1947 года пять самолётов Ил-12 опытной серии были переданы на эксплуатационные испытания в первую отдельную авиагруппу ГВФ, которая базировалась в аэропорту «Внуково». Во время эксплуатационных испытаний были выполнены 1500 полётов. По оценке пилотов, Ил-12 обладал простотой в управлении и был доступен пилотированию лётчиками как I, так и II класса[7]. Эксплуатационные испытания завершились 20 мая.
1 мая 1947 года группа Ил-12 участвовала в воздушном параде над Красной площадью.
1 июня 1947 года началась регулярная пассажирская эксплуатация Ил-12 в Аэрофлоте[2].
В 1948 году Ил-12 вывели на международные регулярные рейсы. Первой авиалинией, на которой начали применять Ил-12, стала Москва — София. Затем Ил-12 стали регулярно летать в Берлин, Белград, Будапешт, Бухарест, Варшаву, Вену, Кабул, Прагу, Тегеран, Стокгольм, Хельсинки, Улан-Батор. В 1954 году открылась авиалиния Москва — Париж.
В СССР самым длительным рейсом Ил-12 был Москва — Хабаровск, протяжённостью 7000 км. Полёт занимал 28 часов, с пятью промежуточными посадками.
С 1956 года самолёты Ил-12 начали применять в Антарктиде.
Со второй половины 1950-х новый Ил-14 постепенно начал заменять Ил-12. В СССР самолёты Ил-12 эксплуатировались до 1968 года, когда экипаж майора В. М. Базилевича перегнал последний Ил-12 из 478-го учебного авиаполка в Борисоглебске в чебоксарскую школу младших авиационных специалистов[2].
В Китае на пассажирских линиях Ил-12 эксплуатировались до 1988 года[8]. А две военные машины с бортовыми номерами «35240» и «35241» использовались до октября 1993 года, пока их не установили на вечную стоянку в музей Датань-Шаня.