203-мм гаубица большой мощности Б-4 (20 фото + видео)


203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года ТТХ. Вес. Боеприпасы. Размеры

203-мм гаубицы Б-4 образца 1931 года составляли основу советской артиллерии большой и особой мощности РВГК. По мнению многих военных специалистов, в том числе и германских, эта гаубица представляла собой необычное, но весьма эффективное артиллерийское орудие. Разработка орудия была начата конструкторским бюро Арткома ГАУ в 1927 г. в соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть.

История создания

В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете (Арткоме), который возглавлял Р. А. Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Ф. Ф. Лендера. Ему-то в январе 1926 года и поручили разработку проекта «203-мм гаубицы большой досягаемости». После смерти Ф. Ф. Лендера проект передали на .

11 декабря 1926 года на заседании Арткома вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. в двух вариантах: с дульным тормозом и без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза. Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ . Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на в начале 1931 г. В июле — августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г.

203-мм гаубица Б-4 — видео

Первоначально работу по ее созданию возглавлял конструктор Ф.Ф. Лендер, а после его смерти к работе были подключены конструкторы серийных заводов. После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «203-мм гаубица образца 1931 года». Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей.

Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.

Верхний станок лафета гаубицы Б-4 представлял собой клепаную стальную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и поворачивался на нем при действии поворотным механизмом. Обеспечивавшийся при этом сектор обстрела был невелик и составлял всего ±4°. Для наведения орудия в горизонтальной плоскости на больший угол необходимо было повернуть в соответствующую сторону все орудие. Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. прикрепленный к люльке. С его помощью орудие можно было наводить в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +60°. Для быстрого приведения ствола к углу заряжания орудие имело специальный механизм.

Система противооткатных устройств включала гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Все противооткатные устройства при накате оставались неподвижными. Устойчивость орудия при стрельбе обеспечивалась также сошником, закрепленным на хоботовой части нижнего станка. В лобовой части нижнего станка были закреплены литые башмаки, в которые вставлялась боевая ось. На конус боевой оси надевались гусеницы.

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 под командованием старшего сержанта С. Шпинь в пригороде Сопот (Sopot) Данцига (ныне — Гданьск, Польша) ведет огонь по немецким войскам в Данциге. Справа виднеется церковь Спасителя (Kościół Zbawiciela)

Гаубицы Б-4 имели стволы двух типов: скрепленные без лейнера и с лейнером, а также стволы-моноблоки с лейнером. Замена лейнера могла производиться в полевых условиях. Вне зависимости от типа ствола длина его составляла 25 калибров, длина нарезной части — 19,6 калибров. В канале ствола были выполнены 64 нареза постоянной крутизны. Затвор был поршневым, использовались как двухтактные, так и трехтактные затворы. Масса ствола с затвором составляла 5200 кг.

Гаубица могла стрелять различными фугасными и бетонобойными снарядами, включая снаряды, поставлявшиеся из Великобритании в Россию в годы Первой мировой войны. Предусматривалось использование полного и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0—15,5 кг пороха, а 11-го — 3,24 кг. При стрельбе полным зарядом снаряды Ф-625Д, Г-620 и Г-620Ш имели начальную скорость 607 м/с и обеспечивали поражение целей, удаленных на расстояние до 17 890 м. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) и переменным зарядам, дающим 12 разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Заряжание производилось с помощью крана с ручным приводом. Темп стрельбы составлял 1 выстрел в 2 минуты.

На позиции 203-мм гаубицы Б-4 гвардии сержанта Ивана Самойлова. 1-й Украинский фронт. А что касается снарядов на переднем плане (кажутся слишком большими), я конечно не специалист в фотографии, но мне кажется, что это просто эффект укрупнения предметов на переднем плане при близко поднесенном к ним объективе, это перспективные искажения (короткофокусная перспектива). Снаряды вполне «родные».

Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет — лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в неразобранном виде. (Этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника.) Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч.

Гаубицы образца 1931 года выпускались серийно на 3 артиллерийских , «Баррикады» и Новокраматорский завод. В связи с тем, что технологи каждого завода приспосабливали конструкцию гаубицы к производственным возможностям своего завода, поступившие на вооружение РККА гаубицы существенно отличались друг от друга. Не устранила это и проведенная в 1937 г. работа по выпуску единых для всех заводов чертежей.

Всего к 1941 г. было произведено 977 гаубиц образца 1931 года (Б-4) стандартной модификации БМ (большой мощности) и 31 гаубица модификации ММ (малой мощности). отличавшейся стволом с уменьшенной на 3 калибра длиной. Здесь следует также упомянуть о 203-мм самоходной гаубице С-74, разработанной в 1943 г. конструкторами бюро под руководством В Г. Грабина. Она представляла собой шасси танка КВ-1с, на котором открыто была смонтирована вращающаяся часть гаубицы Б-4. Установка прошла испытания в начале 1944 г., но на вооружение РККА ее не приняли.

Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне 1939—1940 годов. На 1.03.1940 г. на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4 (одна в декабре 1939 года и три в январе—феврале 1940 года). К 22 июня 1941 года в РККА имелось 849 гаубиц Б-4, из которых 41 гаубица нуждалась в капитальном ремонте.

К началу войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. По штату полка (от 19.02.1941 г.) в нем имелось четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло 2 гаубицы, соответственно одна гаубица считалась взводом. Всего в полку имелось 24 гаубицы. 112 тракторов, 242 автомобиля. 12 мотоциклов и 2304 человек личного состава (из них 174 офицера). К 22.06.1941 г. в составе РВГК имелось 33 полка с гаубицами Б-4. то есть всего по штату 792 гаубицы, а фактически в полках состояло 727 гаубиц. С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4. а от промышленности получено в ходе войны 105 гаубиц.

В начале войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Так. в г. Дубно был захвачен немцами 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из-за отсутствия тягачей нашими войсками были брошены в исправном состоянии 27 203-мм гаубиц Б-4. Трофейные гаубицы получили германское обозначение 20,3 см HaubiUe 503 (г). Они состояли на вооружении нескольких тяжелых артиллерийских дивизионов РКГ Вермахта.

Что касается советских гаубичных артиллерийских полков большой мощности, то большая часть из них с началом войны была отведена в тыл. Их начали активно использовать в боевых действиях с конца 1942 г., когда стратегическая инициатива оказалась в руках Красной Армии. К 1 мая 1945 г. в 30 бригадах и 4 отдельных полках артиллерии большой мощности РВГК имелось 760 203-мм гаубиц образца 1931 года.

Характеристики боеприпасов гаубицы Б-4

— Заряжание: раздельное картузное, предусматривалось использовать полный и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0—15,5 кг пороха, а одного переменного — 3,24 кг.

Номенклатура боеприпасов гаубицы Б-4

— Фугасный снаряд Ф-625Д — Фугасный снаряд Ф-625 (с привинтной головкой) — Бетонобойный снаряд Г-620 — Бетонобойный снаряд Г-620Т — Снаряд с ядерным зарядом. Вес 150 кг. Дальность стрельбы 18 км. До сих пор на вооружении.

Дульная скорость снаряда, м/с:

— Фугасного Ф-625(Д): от 288 до 607 — Бетонобойного: 607

Масса снаряда гаубицы Б-4

— Масса фугасного снаряда Ф-625(Т), кг: 100 — Масса бетонобойного снаряда Г-625(Т), кг: 100—146

Советские артиллеристы готовят к выстрелу 203-мм гаубицу Б-4

Производство

Производство было организовано одновременно на двух и «Баррикады»). Наибольшие сложности возникли на . В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и её не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 сдал в 1-м полугодии 1934 года. В 1940 году к производству был привлечён Новокраматорский завод, которому установили годовой план в 25 гаубиц, в то время как для завода в Сталинграде он был в 10 раз большим.

Рабочие чертежи гаубицы изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без специальных платформ. Но полной унификации гаубиц производства и «Баррикады» добиться не удалось.
Серийное производство гаубиц Б-4

Производитель1933193419351936193719381939194019411942Всего
Большевик/№ 232 (Ленинград)19601312424948243
Баррикады/№ 221 (Сталинград)15751811653003739
НКЗ (Краматорск)32629
Всего197513124212422916832631011

Производство гаубиц Б-4 в 1941 году

Производитель1-е полугодиеиюльавгустсентябрьоктябрьВсего
Баррикады/№ 221 (Сталинград)2103030219300
НКЗ (Краматорск)1155526
Всего2213535269326

Всего с 1933 по 1942 выпустили 1011 гаубиц Б-4, из них 31 — малой мощности.

Тактико-технические характеристики гаубицы Б-4

— Годы выпуска: 1937—1941 — Выпущено: 889 штук

Расчёт: 15 человек

Габаритные размеры гаубицы Б-4

Ствол — Калибр, мм: 203,2 — Длина ствола, мм/клб: 5087/25 — Длина канала, мм: 4894 — Длина нарезной части, мм: 3981 — Длина хода нарезов, клб: 20 — Число нарезов: 64 — Глубина нареза, мм: 2,0 — Ширина нареза, мм: 6,0 — Ширина поля, мм: 3,97 — Масса ствола с затвором, кг: 5200

Лафет — Угол ВН, град: 0—60° — Угол ГН, град: ±4° — Длина отката переменная, мм: 850—1400 — Высота линии огня, мм: 1920 — Ширина хода (на середине траков), мм: 1910 — Длина системы в боевом положении, мм: 9365 — Ширина системы в боевом положении, мм: 2490 — Ширина трака, мм: 460

Вес гаубицы Б-4

— Система в боевом положении: 17 700 кг — Масса в походном положении: 19 000 кг

— Откатные части со стволом: 5440 кг — Качающаяся часть: 7900 кг — Лафет: 12 500 кг — Масса лафетной повозки с передком: 13 800 кг

Орудийная повозка Бр-10 — Масса пустой повозки, кг: около 5400 — Масса повозки Бр-10 со стволом, кг: около 10 600

Орудийная повозка с колёсами тракторного типа — Масса повозки со стволом, кг: 9590

Орудийная повозка Б-29 (на гусеничном ходу) — Масса повозки без ствола, кг: около 7700 — Масса повозки со стволом, кг: около 12 900

Дальность стрельбы гаубицы Б-4

— максимальная дальность стрельбы: 17,89 км

Скорострельность гаубицы Б-4

— 1 выстрел в 2 минуты

Скорость передвижения по дорогам, км/ч: 5—15

Время перехода из походного положения в боевое в зависимости от грунта и времени года: от 45 минут до 2 часов.

Тягач: АТ-Т, в послевоенное время.

Утренний расстрел

Из гаубиц Б-4 стрельба прямой наводкой не предусматривалась правилами. Однако именно за ведение такого огня командир батареи 203-миллиметровых гаубиц гвардии капитан Ведмеденко получил звание Героя Советского Союза.На одном из участков Ленинградского фронта в ночь на 91 июня 1944 года под шум перестрелки, который заглушал рокот моторов, тягачи потащили два огромных орудия к переднему краю. Когда стрельба стихла, а перемещение орудий было закончено, замаскированные, орудия от гигантского дота — цели гаубиц — находились на расстоянии 1200 метров. Железобетонные стены двухметровой толщины; уходящие под землю три этажа; бронированный купол; прикрываемые огнём, фланговых дзотов подступы — это сооружение являлось главным узлом сопротивления сил противника. И как только начало рассветать, гаубицы Ведмеденко начали обстрел. Два часа стокилограммовые бетонобойные снаряды методично крушили двухметровые стены, и, наконец, крепость попросту перестала существовать.

Фото гаубицы Б-4

Советский артиллерийский тягач «Ворошиловец» буксирует 203-мм гаубицу Б-4 на окраине Берлине

Транспортировка ствольной повозки («тракторного типа») советской 203-мм гаубицы Б-4 по улицам разрушенного немецкого города. Левее транспортируемой ствольной повозки движется советская автомобильная колонна.

Бойцы заряжают 203-мм гаубицу Б-4 для обстрела финского укрепления

Красноармейцы за чисткой 203-мм гаубицы Б-4 на Карельском перешейке

Советская 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4), выведенная из строя и брошенная в районе Дубно

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 ведет огонь на одной из улиц Берлина

Советская 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) во время парада в Киеве. На втором плане трактора-тягачи С-60 «Сталинец» буксируют 203-мм гаубицы Б-4

Советский артиллерист-наводчик у прицела советской 203-мм гаубицы большой мощности образца 1931 года (Б-4). Наведение гаубицы производилось посредством артиллерийской панорамы ПГ-1 (панорама Герца). У бойца на гимнастерке нагрудный знак «За отличную артиллерийскую подготовку» (слева) и нагрудный знак «ГТО» (справа). В люльке для заряжание уже подготовлен картузный заряд, скоро полетит «чумадан» к немцам!

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 заряжает орудие

Расчет советской 203-мм гаубицы Б-4 ведет огонь на окраине Воронежа. Дослали снаряд, на лотке уже лежит пороховый картуз в белой хлопчатой ткани. Опасно стрелять через ветки, может сработать взрыватель. Наверное стреляют только «на фугасный» и не боятся этим. И по конкретной цели — разчистили узкий проем, а вероятно ведут огонь с большим углом возвышения. Ствол в позиции заряжения, почти горизонтален. Стрельба на поражение — еще дым идет от первого выстрела, а уже второй снаряд в камору. Перед началом стрельбы первый в ствол, второй на лотке. Третий уже не так быстрый будет, нужно поднимать на лоток.

Советская 203-мм гаубица Б-4 (образца 1931 г.), захваченная немцами. Отсутствует ствол орудия, который транспортировался отдельно. 1941 год, предположительно Белоруссия. Немецкий снимок. Широкорад утверждает, что в районе Дубно немцы захватили 27 исправных гаубиц Б-4 из состава 529-го артиллерийского гаубичного полка большой мощности (возможно на фото они). Немцы присвоили им обозначение 20,3см Н.503/1(r) и H.503/2(r)(разница в длине ствола). На март 1944 г. на восточном фронте находилось 3 гаубицы Н.503/1(r).

Советские артиллеристы пишут на снарядах «Гитлеру», «В Берлин», «По Рейхстагу». У артиллериста возле снаряда с надписью «лично», очень похоже, медали «За боевые заслуги» и «За оборону Москвы». На заднем плане 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) на сколько мне известно на фото 100 кг «чемоданы».

Похожее

САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) ТТХ. Калибр. Размеры. Дальность стрельбы
РСЗО БМ-21 Град. Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

120-мм миномет 2Б11 комплекс 2С12 Сани ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

Миномет 2Б9М Василек 82-мм Скорострельность. Дальность стрельбы. Вес

САУ 2С3 Акация 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

САУ 2С1 Гвоздика 122-мм Дальность стрельбы. Размеры. Устройство. Вес

Пушка 2А36 Гиацинт-Б 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Устройство

РСЗО 9К58 Смерч Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

Пушка МТ-12 Рапира. Дальность стрельбы. История. Размеры

Гаубица Д-30 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

2С4 Тюльпан самоходный миномет 240-мм ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вес

САУ 2С35 Коалиция-СВ 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Гаубица Мста-Б (2А65) 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Боеприпасы

САУ 2С9 Нона-С 120-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Вооружение

АТ-Т тяжелый артиллерийский тягач. ТТХ. Размеры. Двигатель. История

САУ 2С19 Мста-С 152-мм Размеры. Скорость. Двигатель. История

РСЗО 9К57 Ураган Площадь поражения. Ракеты. Калибр. История

ТОС-1 Буратино (ТОС-1А Солнцепек) ТТХ. Площадь поражения

Дивизионная пушка ЗИС-3 76-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Пушка-гаубица Д-20 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Гаубица М-30 образца 1938 года 122-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ 2С5 Гиацинт-С 152-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

САУ Фердинанд (Элефант) ТТХ. Бронирование. Вес. Размеры

САУ СУ-100. ТТХ. Вооружение. Размеры. Снаряды. Вес. Скорость

САУ Штурмтигр калибр 380-мм. ТТХ. Вооружение. Снаряды. Бронирование. Размеры

203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года ТТХ. Вес. Боеприпасы. Размеры

САУ СУ-152 Зверобой 152-мм ТТХ. Снаряды. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Пушка М-46 130-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Установка разминирования УР-77 Метеорит ТТХ. Вооружение. Размеры

РСЗО 9К51М Торнадо-Г. Ракеты. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры

САУ 2С31 Вена 120-мм. Дальность стрельбы. История. Размеры. Вес

Немецкая САУ StuG III. Модификации. Размеры. Вооружение. Вес

Управляемый снаряд Краснополь. ТТХ. Дальность стрельбы. Размеры. Стоимость

Мортира Карл 600-мм и 540-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес. Размеры

Орудие Большая Берта 420-мм. ТТХ. Вес. Размеры. Боеприпасы

САУ СУ-76. ТТХ. Размеры. Бронирование. Вес. История

САУ 2С23 Нона-СВК 120-мм ТТХ. Вооружение. Дальность и кучность стрельбы. Размеры

САУ 2А3 Конденсатор-2П калибр 406-мм Дальность стрельбы. Вооружение. Размеры. Вес

Миномет М-160 калибр 160-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

Авиадесантная САУ АСУ-57. Вооружение. ТТХ. Размеры. Вес. Бронирование

Артиллерийский комплекс А-222 Берег 130-мм. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы

Гаубица БР-18 калибр 305-мм ТТХ. Дальность стрельбы. Вес

152-мм гаубица Д-1. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Устройство

Миномет М-240 калибр 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

САУ СУ-85. Боеприпасы. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

Контрбатарейная РЛС Зоопарк-1 (1Л219М). Дальность контроля огневых позиций. Устройство

САУ 2С25 Спрут-СД. Калибр. История. Размеры. Вес. Двигатель

САУ 2С34 Хоста 120-мм. ТТХ. Размеры. Дальность стрельбы. Вооружение. Вес

Самоходка АСУ-85. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

280-мм мортира Бр-5 образца 1939 года Размеры. Вес. Боеприпасы

Самодвижущаяся пушка 2А45М Спрут-Б. ТТХ. Скорость. Двигатель. Вес

Белорусская РСЗО БелГрад. ТТХ. Дальность стрельбы. Боеприпасы. Размеры

Пушка С-23 калибр 180-мм. Боеприпасы. Вес. Размеры. Дальность стрельбы

Самоходка САУ СУ-122. Размеры. Вооружение. Бронирование. Вес

САУ Ягдпантера. Вес. Бронирование. Размеры. Вооружение

Многоствольная САУ М50 Онтос. ТТХ. Вооружение. Размеры. Бронирование

Пушка Д-74 калибр 122-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Артиллерийский тягач Я-12. Размеры. Вес. Грузоподъемность. Двигатель

Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

САУ ИСУ-122. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

РПУ-14 (8У38) — реактивная пусковая установка

РСЗО БМ-24 (Т) 240-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес. Двигатель

2К32 Дева — 82-мм самоходный минометный комплекс

Артиллерийский тягач Коминтерн. Грузоподъемность. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-122-54. Бронирование. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

РСЗО БМ-14-16. Вооружение. Размеры. Вес. Дальность стрельбы

САУ Насхорн (Носорог). Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

Пушка БР-2 калибр 152-мм. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Самоходная гаубица САУ PzH 2000. Дальность стрельбы. Размеры. Вес

Пушка БР-17 калибр 210-мм. Вес. Дальность стрельбы. Скорострельность

САУ Веспе 105-мм. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

Колесная САУ ГАЗ-68 (КСП-76). Вооружение. Размеры. Вес. Двигатель

САУ Бруммбар 150-мм. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

Тяжелая САУ СУ-14. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-5. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

САУ АТ-1. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

САУ СУ-12. Вооружение. Бронирование. Размеры. Вес

Практическая «польза» дискредитации Советского союза

Зампредседателя Всемирного координационного совета российских соотечественников Максимом Крамаренко в интервью порталуНакануне.RUпроблему реваншизма объяснил тем, что Россию таким образом хотят сделать правопреемницей страны, которая якобы в рваной степени с Германией ответственна за развязывание Второй Мировой войны.

Крамаренко пояснил, что в конечном итоге Россию попросту попытаются исключить из Совбеза ООН. Именно под эту цель сейчас реализовывается глобальный проект по созданию нового нарратива, нового прочтения истории Второй мировой войны.

Крамаренко подчеркнул, что бороться с этой тенденцией необходимо, для чего как раз было выдвинуто предложение закрепить в Конституции поправку, защищающую память о подвиге народа в ВОВ.

«Карельские скульпторы»

Крупнокалиберная гаубица Б-4 впервые продемонстрировала свою мощь во время советско-финской войны 1939-1940 годов. Тогда Красной армии пришлось преодолевать сильно укреплённые позиции финнов на Карельском перешейке. В нарушение всех уставов и наставлений гаубицы выдвигались на прямую наводку и почти в упор расстреливали финские укрепления.Разрывы стокилограммовых снарядов на куполах дотов приводили к тому, что у обороняющихся лопались барабанные перепонки, шла носом кровь. Многие не выдерживали страха и паники и сходили с ума. Финны прозвали гаубицы Б-4 «Сталинскими кувалдами» и боялись их как огня.

Гаубица Б-4 образца 1931 года:

1 — Колёсные приспособлениядля перевозки гаубицы.2 — Снаряд 203-мм.3 — Станина.4 — Ведущая звёздочка.5 — Казённик.6 — Ленивец.7 — Площадка для тормозных (номеров расчёта, управляющими на марше тормозами тележек).8 — Противооткатное устройство.9 — Ствол гаубицы.10 — Лебёдка стросом.11 — Тележка с катками.

Случалось, что, узнав о том, что к их участку обороны русские подвезли эти страшные пушки, гарнизоны дотов в панике покидали их.Иногда даже мощные 203-миллиметровые снаряды не могли пробить толстый железобетон финских укреплений, но от сотрясения, вызванного разрывом мощного снаряда, купола и стенки дотов шли трещинами. А после десятка-другого прямых попаданий вместо финского укрепления над землёй возвышалась причудливая композиция из обломков бетона и переплетений стальной арматуры. Такие фигуры красноармейцы называли «карельскими монументами», а артиллеристов, обслуживающих гаубицы Б-4, «карельскими скульпторами».После начала Великой Отечественной войны артиллерийские полки, вооружённые 203-мм гаубицами, были спешно отведены в тыл и вступили в боевые действия лишь в конце 1942 года, когда стратегическая инициатива начала постепенно переходить в руки Красной армии.203-мм гаубица образца 1931 года оправдала все возлагавшиеся на неё надежды. Она успешно использовалась как при прорыве укреплённых полос, так и при штурме крепостей, и в уличных боях в больших городах. С её помощью были разбиты неприступные форты в Кёнигсберге, Познани, Бреслау. Артиллеристы, вспомнив опыт использования этих орудий во время советско-финской войны, во время штурма Берлина весной 1945 года выкатывали гаубицы Б-4 на прямую наводку и разбивали её тяжёлыми снарядами долговременные укрепления столицы Третьего рейха.В ходе ожесточённых боёв 1941 года несколько гаубиц Б-4 были захвачены немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(г). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось восемь гаубиц 20,3-см Н.(г), выстрелы к которым комплектовались из захваченных советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов. Помимо Восточного фронта, трофейные советские гаубицы применялись немцами на Западном фронте и в Италии.

Как её «переобули»

При всех своих достоинствах у гаубицы Б-4 был один недостаток — скорость её перевозки по шоссе была очень мала. Поэтому ещё во время войны конструкторы начали разработку проекта нового колёсного лафета для гаубицы Б-4. Проект был выполнен в инициативном порядке в ОКБ-221 на сталинградском . С 1947 по 1954 год выполнялся ремонт всего парка гаубиц, находящихся на вооружении Советской армии. К тому времени трактор «Коммунар», применявшийся в качестве тягача, был заменён на артиллерийский тяжёлый тягач (АТ-Т), развивавший скорость до 35 км/ч. Гусеничная ходовая часть Б-4 не выдерживала подобной скорости и разрушалась.Технический проект нового лафета был закончен в апреле 1954 года, а в декабре 1954 года два опытных лафета с установленными на них 203,4-мм гаубицей Б-4 и 152-мм пушкой Бр-2 были направлены на испытания.Новый колёсный лафет был принят на вооружение Советской армии в 1955 году. Гаубица на новом лафете получила индекс Б-4М. К тому времени для гаубицы Б-4 и Б-4М был разработан снаряд с ядерным зарядом. Он весил 150 кг и мог быть выпущен в цель на дальность 18 км. Этот снаряд до сих пор находится на вооружении Российской армии.

Заметки [ править ]

  1. ^ a b c d e f g Фосс, Кристофер (1977). Карманная книга Джейн о буксируемой артиллерии
    . Нью-Йорк: Кольер. п. 139. ISBN 0020806000. OCLC 911907988 .

  2. Епископ, Крис. Энциклопедия оружия Великой Отечественной войны. Sterling Publishing Company, Inc., 2002, стр.132.
  3. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала на 2014-12-16 . Проверено 5 сентября 2015 .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )

  4. Епископ, Крис. Энциклопедия оружия Великой Отечественной войны. Sterling Publishing Company, Inc., 2002, стр.131.
  5. Военная техника ИГИЛ # Взрывчатка, противотанковое оружие, гранатометы и зенитные установки
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]