Пума»: из немецкого «зверинца» (4 фото + 1 видео)


Неудачники «Мовага»

Швейцарская , ныне являющаяся частью концерна «Дженерал Дайнэмикс», известна, прежде всего, как разработчик и производитель коммерчески успешного семейства БТР «Пиранья». Но в истории фирмы имелись и провалы. В целом неплохие бронемашины «Пума» и «Шарк» так и не смогли найти свою нишу на оружейном рынке.

В швейцарском военном музее в Фулле сосредоточена солидная коллекция образцов бронетехники, наглядно показывающая эволюцию продукции . Среди прототипов серийных машин имеются и образцы, не попавшие на заводской конвейер. История их создания, равно как и некоторые инженерные решения, представляют интерес для любителей военной техники.

Трёхосная «Пума»

В начале 60-х годов создала два удачных образца двухосных бронетранспортёров — «Вотан» (MR-8), принятый на вооружение пограничной охраны ФРГ, и более лёгкий «Роланд», экспортировавшийся в Грецию и ряд латиноамериканских государств. Опираясь на этот успешный опыт, руководство «Мовага» решило попытать счастья в более тяжёлом классе, разработав 15-тонный бронетранспортёр. Новая машина должна была соответствовать самым высоким требованиям того времени, в частности, обладать амфибийностью и способностью действовать в условиях применения оружия массового поражения.

Машина, получившая название «Пума», была готова в 1966 году. Трёхосная полноприводная машина имела первую и третью управляемые оси. Силовая установка собственной разработки «Моваг» включала восьмицилиндровый V-образный дизель M8DV мощностью 320 л.с. и механическую коробку передач М130-16S (шесть скоростей вперёд и две — назад). Движение на плаву обеспечивали два гребных винта.


Прототип «Пумы» (с башней от БТР HS30) в музейной экспозиции Visingr L. Kolová vozidla MOWAG. ATM, 2022, №2

«Пума» была рассчитана на перевозку 11 человек — командира, водителя, наводчика и восьми десантников. Последние спешивались через дверки в кормовой стенке корпуса. В дверках имелись две амбразуры для ведения огня из автоматических винтовок, но в бортах машины амбразуры отсутствовали.

Базовым вариантом вооружения для «Пумы» считалась одноместная башенка «Испано-Сюиза» (аналогичная той, что стояла на гусеничных БТР HS30) с 20-мм пушкой HS820 и 7,62-мм пулемётом MG3, а также шестью 76-мм дымовыми гранатомётами. Именно в такой конфигурации прототип БТР представлен в музее. Но на «Пуме» испытывались и другие варианты вооружения, например два пулемёта MG3 на дистанционно управляемых лафетах (подобных тому, что был разработан для БМП «Мардер»). Опробовали и спаренную пусковую установку 81-мм неуправляемых ракет MRS-80 с механизмом перезарядки — этот образец настолько интересен, что заслуживает отдельного рассказа. В проектах остались различные варианты вооружения «Пумы» 30-мм и 40-мм пушками, в том числе и зенитными.


Вариант вооружения «Пумы» двумя 7,62-мм пулемётами на дистанционно управляемых лафетах pinterest.com

«Пума» успешно демонстрировалась на полигонах, военные различных стран осматривали бронетранспортёр, восхищённо цокая языками, но на этом всё и закончилось. Сложная и дорогая машина опередила своё время. выучила урок, приступив к разработке более дешёвой альтернативы — ею стала знаменитая «Пиранья».

Тяжёлый носитель оружия

«Пиранья», запущенная в производство в 1972 году, продемонстрировала значительный потенциал развития — достаточно сказать, что в настоящее время производится уже пятое поколение этого БТР. Однако компоновочная схема «Пираньи» с передним расположением силовой установки накладывала определённые ограничения на размещение тяжёлых систем вооружения — например, средств ПВО или башен с танковыми орудиями. Поэтому в 1978 году началась разработка четырёхосной бронемашины «Шарк». Она использовала некоторые конструктивные решения «Пираньи», но создавалась в качестве носителя оружия (Waffenträger). Главным отличием «Шарка» стало кормовое расположение двигателя, позволявшее установить башню с вооружением в центре тяжести машины.


Шасси «Шарк» в музейной экспозиции Visingr L. Kolová vozidla MOWAG. ATM, 2022, №2

На прототип «Шарка», постройка которого завершилась в марте 1981 года, установили восьмицилиндровый двигатель 8V71TA , развивавший мощность 530 л.с. Доступ к нему обеспечивался через два больших люка в крыше корпуса. В блоке с двигателем устанавливалась автоматическая пятиступенчатая коробка передач «Аллисон» НТ-750. Управляемые первая и четвёртая оси имели пружинную подвеску, а вторая и третья — торсионную. Пневматики «Мишлен» обеспечивали возможность движения даже с несколькими пулевыми пробоинами. Несмотря на свое «акулье» название, «Шарк» не являлся плавающим.

Корпус бронемашины изготавливался из стальной брони и обеспечивал защиту от 14,5-мм пуль. По желанию заказчика «Шарк» мог оборудоваться приборами ночного видения, автоматической системой пожаротушения и фильтровентиляционной установкой.

Без вооружения «Шарк» весил 16 т, а допустимая масса устанавливаемой системы вооружения составляла 6 т. Во время первой презентации в Париже машина несла башню «Эрликон» GDD-BOE с 35-мм пушкой KDE (боекомплект — 151 снаряд), 7,62-мм пулемётом (230 патронов) и шестью 76-мм дымовыми гранатомётами. В такой конфигурации «Шарк» мог использоваться в качестве разведывательной бронемашины, но для этого был всё-таки слишком велик. Собственно, это был чисто демонстрационный вариант — «Моваг» сосредоточилась на рекламе «Шарка» в качестве «колёсного танка» (истребителя танков, вооружённого относительно крупнокалиберным орудием), а также носителя средств ПВО. Рассматривались также варианты использования шасси «Шарка» для размещения противотанкового ракетного комплекса и даже РСЗО, но они не являлись приоритетными.

«Колёсный танк»

Весной 1982 года начались испытания «Шарка» с башней французского производства «Фив-Кайл-Бэбкок» FL-12. Она представляла собой дальнейшее развитие концепции качающейся башни, реализованной в FL-10 на танке АМХ-13. Сама FL-12 была отнюдь не новой — с 1971 года она устанавливалась на австрийские лёгкие танки SK-105 «Кирасир». В башне монтировалась 105-мм нарезная пушка GIAT CN-105/57 и спаренный с ней пулемёт. Готовый к стрельбе боекомплект орудия состоял из 12 снарядов, размещённых в двух револьверных магазинах в корме верхней (качающейся) части башни.


«Шарк» с башней FL-12 Visingr L. Kolová vozidla MOWAG. ATM, 2022, №2

После цикла испытаний башню FL-12 демонтировали, а прототип «Шарка» одолжили концерну «Рейнметалл». На шасси броневика установили большую трёхместную башню с низкоимпульсным 105-мм нарезным орудием Rh 105-11, именуемым также Rh 105SLR (Super Low Recoil — «сверхнизкая отдача»). В отличие от CN-105/57, рейнметалловское орудие могло вести огонь не только кумулятивными снарядами, но и подкалиберными бронебойными, начальная скорость которых составляла 1470 м/с. Дополняли орудие два 7,62-мм пулемёта — спаренный и зенитный.

1/2

Заголовок1

Заголовок2


«Шарк» с трёхместной башней «Рейнметалл» pinterest.com


«Шарк» с башней LATS pinterest.com

Поупражнявшись с обитаемой башней, специалисты «Рейнметалла» водрузили на «Шарк» башню LATS (Light Armoured Turret System — «лёгкая бронированная башенная система») с вынесенной установкой 105-мм пушки и автоматом заряжания. Но и это было ещё не всё. Четвёртой «танковой» башней, испытанной на «Шарке», стала FL-20. В ней монтировалось 105-мм орудие CN-105F1, снабжённое дульным тормозом и способное вести огонь подкалиберными снарядами. Вспомогательное вооружение было представлено 20-мм автоматической пушкой. Увы, ни одна из четырёх конфигураций «колёсного танка» на шасси «Шарка» не вызвала интереса у потенциальных заказчиков.

Зенитная самоходка

В 1983 году изготовила ещё два прототипа бронемашины «Шарк», что позволило расширить фронт опытных работ. В конце года одно из шасси использовали для изготовления второго прототипа ЗСУ «Уайлдкэт» (первый был построен в 1981 году на шасси западногерманского БТР TPz-1 «Фухс»). Система, разработанная консорциумом западногерманских , «Сименс», «Маузер», KUKA, AEG) совместно с «Холландзе Сигнаал Аппаратен» концептуально походила на ЗСУ «Гепард», но имела более лёгкую башню, подходившую для установки на колёсные шасси. По бокам башни на качающихся лафетах монтировались две 30-мм автоматические пушки «Маузер» MK 30F с боекомплектом 250 снарядов на ствол. В зависимости от пожеланий заказчика средства управления огнём можно было сконфигурировать в шести вариантах — от самого простого V1 до наиболее «навороченного» всепогодного V6. Оба прототипа (на шасси «Фухса» и «Шарка») представляли собой промежуточную конфигурацию V3, обеспечивавшую автоматическое сопровождение цели по данным радара. Однако «Уайлдкэт» не оправдал надежд своих разработчиков. Для стран «третьего мира» эта ЗСУ оказалась слишком дорогой, а европейские армии забраковали её ввиду малой дальности стрельбы — зенитка не могла поражать боевые вертолёты до их выхода на рубеж пуска ПТУР.

1/2

Заголовок1

Заголовок2


ЗСУ «Уайлдкэт» на шасси «Шарк» war-book.ru


«Шарк» с башней «Тринити» Visingr L. Kolová vozidla MOWAG. ATM, 2022, №2

Помимо «Уайлдкэта», на шасси «Шарка» опробовали ещё два типа башен для ЗСУ. Одна из них — шведская «Тринити» с 40-мм пушкой и развитой системой управления огнём, включавшей радар, инфракрасную камеру и лазерный дальномер. Вторая — производства итальянской с четырьмя 25-мм пушками «Эрликон» КВА и электронно-оптической дневной системой управления огнём.


Вариант размещения ЗРК «Кроталь» на шасси «Шарк» Visingr L. Kolová vozidla MOWAG. ATM, 2022, №2

Весьма многообещающей областью применения «Шарка» считалось использование его в качестве шасси для ЗРК малой дальности. В частности, французская испытывала на его базе свой комплекс «Кроталь» с четырьмя пусковыми контейнерами ЗУР R.440. Второй ракетной системой, устанавливавшейся на «Шарке», стал многоцелевой (зенитный/противотанковый) комплекс ADATS. Система, считавшаяся весьма многообещающей в 80-е годы, разрабатывалась совместно швейцарским «Эрликоном» и американским концерном «Мартин Мариетта». И действительно, ADATS имел некоторый коммерческий успех — комплекс продали в Канаду и Таиланд, вот только шасси «Шарк» ни одна из этих стран не выбрала.


Ракетный комплекс ADATS на шасси «Шарк» war-book.ru

Ни «Пума», ни «Шарк» не стали коммерчески успешными проектами «Мовага». Покатавшись на полигонах, покрасовавшись на выставках и страницах рекламных проспектов, они ушли в небытие, оставшись лишь в музейной экспозиции. Но опыт их создания не пропал зря — он был учтён специалистами «Мовага» при создании и совершенствовании машин семейства «Пиранья».
Тактико-технические характеристики бронемашин «Пума» и «Шарк»

«Пума» «Шарк»
Экипаж (десант), чел. 3(8) 3-4
Максимальная масса, т 15 22
Длина, м 6,75 7,52
Ширина, м 2,6 3
Высота по корпусу, м 2,08 1,9
Клиренс, м 0,35 0,46
Мощность двигателя, л.с. 320 530
Скорость по шоссе, км/ч 80 100
Скорость на плаву, км/ч 12
Запас хода, км 400 500

Литература:

  1. Bauer М. Nutzfahrzeuge der MOWAG Motorwagenfabrik AG. Fachpresse Goldach, Hudson & Company, 1996
  2. Visingr L. Kolová vozidla MOWAG. ATM, 2022, №2
  3. tanks-encyclopedia.com

Sd.Kfz.234

Sd.Kfz.234

Приказ о создании нового бронеавтомобиля, призванного заменить машины на базе шасси GS, поступил из Министерства вооружений 5 августа 1940 года. Тактико-технические требования предусматривали способность машины действовать в экстремальных условиях Сахары: именно для североафриканского театра в первую очередь и создавался новый броневик. Чтобы увеличить запас хода, машину планировалось оснастить дизелем воздушного охлаждения мощностью более 200 л.с. Особое внимание планировалось уделить вентиляции боевого отделения.
Создание нового бронеавтомобиля поручили фирме Bussing-NAG. Башню для бронеавтомобиля создавали сразу две фирмы: Daimler-Benz AG и Friedrich Schichau. Чешская фирма Tatra получила заказ спроектировать 12-цилиндровый дизель объемом 14 800 см? и мощностью 210 л.с. при 2200 об/мин. Масса двигателя не должна была превышать 700 кг.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/1

Первые два прототипа представили Министерству вооружений в конце 1941 года. На фирме Bussing-NAG прототипу присвоили заводское обозначение — ARK (Achtradkraftwagen — восьмиколесный автомобиль). После коротких испытаний представители армии потребовали доработать дизель Tatra 103. Замечания военных касались, прежде всего, систем охлаждения и питания двигателя. Кроме того, по мнению военных, дизель при работе издавал слишком громкий шум, что быстро утомляло экипаж. Чтобы снизить уровень шума, требовалось кардинальным образом переработать систему выхлопа.

Всеобъемлющие испытания начались 8 июня 1942 года, а уже в июле машину признали завершенной. Тем не менее, вопрос о производстве бронеавтомобиля пока не ставился, так как всю вторую половину 1942 года фирма Tatra доводила до ума свой дизель, стараясь приспособить его для эксплуатации в условиях пустыни. Однако обстоятельства сложились так, что работы эти завершить не удалось. А сами машины ARK, создававшиеся, прежде всего, для Германского африканского корпуса, так никогда в Северную Африку и не попали. Остатки немецкой армии в Тунисе капитулировали в мае 1943 года, еще до начала серийного выпуска нового бронеавтомобиля.

Сравнительные размеры немецких тяжелых бронеавтомобилей

Доводка ARK затянулась. В это время приоритетом пользовались танки и самоходные орудия, а для работы над бронеавтомобилями не оставалось ни времени, ни средств. В результате до 1943 года немцы продолжали выпускать устаревшие Sd.Kfz.231 (8-Rad), поскольку заменить их было нечем.

Лишь весной ситуация изменилась. В марте месяце генерал-инспектор Панцерваффе Гейнц Гудериан вручил Гитлеру донесение, в котором среди прочего было сказано: «Если, я надеюсь, мы в 1944 году снова сможем проводить широкомасштабные операции, нам потребуется наладить эффективную разведку. Для этой цели нам нужен разведывательный бронеавтомобиль с большой скоростью (60 — 70 км/ч), имеющий толстую броню и хорошее вооружение. В настоящее время мы не выпускаем подобную технику. Прошу обсудить эту проблему с министром Шпеером и как-либо ее решить».

Вскоре началась подготовка к серийному производству нового бронеавтомобиля. Окончательная сборка осуществлялась заводом фирмы Bussing- NAG в Лейпциге. Корпуса поставляла фирма Deusche Edelstahlwerke, изготовившая первые три корпуса в мае 1943 года. Новый бронеавтомобиль получил длинное название — schwerer Panzerspahwagen Sd.Kfz.234 mit ARK Fahrgestell. Первоначально планировалось выпускать ежемесячно 30 машин. Но очень скоро планы пересмотрели в сторону увеличения — до 80 единиц. Существенно возрос и общий план выпуска: с 500 до 1500 бронеавтомобилей Sd.Kfz.234.

Новые восьмиколесные бронеавтомобили по своему устройству, компоновке и внешнему виду напоминали Sd.Kfz.231 (8-Rad), но имели одно принципиальное отличие — несущий сварной корпус. В отличие от предшественника у Sd.Kfz.234 толщина лобовой брони с самого начала равнялась 30 мм, что защищало машину не только от огня противотанковых ружей и крупнокалиберных пулеметов, но даже от 20-мм пушек. Но борта и корма по- прежнему выполнялись из 10-мм бронелистов.

Двигатель Tatra 103

Передний пост управления. Обращает на себя внимание обратный наклон рулевого колеса

В передней части корпуса машины размещалось отделение управления, в котором по центру располагалось рабочее место водителя. Справа от его сиденья в металлическом шкафу хранились аккумуляторные батареи, слева— большой закрывающийся ящик для инструментов и запчастей. Между шкафом для аккумуляторных батарей и сиденьем водителя находились рычаг переключения передач и рычаг демультипликатора. Приборная доска с основными приборами управления и датчиками была слева от руля, справа от него имелся аварийный люк в верхнем лобовом бронелисте корпуса. Обзор водителю обеспечивали три оптических блока, которые в боевом положении закрывались бронекрышками. Один такой блок находился прямо перед водителем, два других — по бортам справа и слева. Как правило, немецкие оптические блоки изготавливались из 7 — 9 слоев стекла, без пустот между ними. Стеклопакет заключался в бакелитовую обойму, и его можно было легко заменить в случае повреждения или просачивания воды.

Дизельный 12-цилиндровый V-образный двигатель Tatra 103 мощностью 210 л.с. располагался в задней части машины. Дополнительное место в МТО потребовалось для двух вентиляторов воздушной системы охлаждения. Использование последней позволило избавиться от радиаторов, в чем заключалось основное отличие дизеля Tatra 103 от прежней модели двигателя, которым оснащались восьмиколесные бронемашины предыдущей серии. Это существенно улучшило работу двигателя как в условиях пустыни, так и холодных зим на Восточном фронте. На крыше моторного отсека находились вентиляционные жалюзи, открывавшиеся с места водителя, причем количество задействованных секций зависело от конкретных погодных условий. По обе стороны большой секции жалюзи имелись два длинных люка, они обеспечивали доступ к головкам блоков с каждой стороны двигателя. При необходимости могла быть снята вся верхняя бронеплита моторного отделения, которая крепилась к корпусу болтами. Дополнительный люк в корме машины позволял обслуживать вентиляторы и другое оборудование моторного отсека. Глушители были выведены наружу и располагались по бокам корпуса позади крыльев.

Крутящий момент передавался через многодисковое сухое сцепление Fichtel&Sachs LA 2/50 MG на трехскоростную коробку передач Bussing-NAG GS Umkehr. Коробка передач обеспечивала движение вперед и назад на шести скоростях, при этом демультипликатор увеличивал количество возможных комбинаций коробки передач до 24. Все восемь колес были ведущими и управляемыми. При повороте машины поворачивались все восемь колес: четыре передних — в сторону поворота, четыре задних — в противоположную сторону. Передняя и задняя пары колес поворачивались на больший угол, чем средние. Рычаги и рессоры подвески крепились не к раме, как у Sd.Kfz.231, а непосредственно к несущему корпусу бронеавтомобиля. На Sd.Kfz.234 устанавливали пневматические тормоза, действовавшие на все восемь колес, которые оснащались шинами размером 270-20 с самогерметизирующимися камерами низкого давления. Как и все немецкие бронеавтомобили, Sd.Kfz.234 был оборудован кормовым постом управления.

Первоначально бронеавтомобиль имел один 240-литровый топливный бак, благодаря чему запас хода по шоссе у машины достигал 600 км. Позднее появились экземпляры с баком емкостью 360 л, что увеличило запас хода по шоссе до 1000 км! Для сравнения стоит вспомнить, что у Sd.Kfz.231 запас хода едва достигал 300 км.

Масса Sd.Kfz.234 превышала 11 т! Это был самый тяжелый немецкий бронеавтомобиль, выпускавшийся в годы Второй мировой войны. Несмотря на возросшую массу, Sd.Kfz.234 обладал гораздо лучшей проходимостью, чем Sd.Kfz.231, благодаря более мощному двигателю, увеличенному клиренсу и колесам большего размера.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 «Пума», захваченный английскими войсками

Верхняя часть башни бронеавтомобиля «Пума». Хорошо видны дымовые гранатометы и командирский перископический прицел

Бронеавтомобили Sd.Kfz.234 выпускались в нескольких вариантах, отличавшихся между собой вооружением и дополнительным оборудованием.

Базовым серийным вариантом стал Sd.Kfz.234/1. Эта машина оснащалась открытой сверху многогранной башней, где была установлена 20-мм автоматическая пушка KwK 38 и спаренный с ней 7,92-мм пулемет MG 42. Спаренная установка Hangelafette 38 позволяла вести огонь по воздушным целям (угол возвышения колебался в пределах от -4° до +70°). Боекомплект состоял из 480 артвыстрелов и 2400 патронов. Для стрельбы по наземнымцелям использовался телескопический прицел TZF За, а для стрельбы по самолетам — прицел Fliegervisier 38. Для защиты от ручных гранат башня сверху прикрывалась откидным двухстворчатым экраном из стальной сетки. Башня с вооружением комплектно поставлялась фирмой Appelt.

Sd.Kfz.234/2 Puma

Бронеавтомобили Sd.Kfz.234/1 оборудовались радиостанциями Fu 12 SE80 и Fu Spr Ger «f». Штыревая антенна длиной 2 м крепилась на корме.

За период с июня 1944 по январь 1945 года было выпущено 200 экземпляров Sd.Kfz.234/1. В 1945 году планировалось вооружение части машин 20-мм автоматическими зенитными пушками MG 151/20 и был изготовлен прототип такого броневика. Один бронеавтомобиль в порядке эксперимента вооружили 20-мм зенитной пушкой Flak 38.

Основным вариантом нового бронеавтомобиля являлся Sd.Kfz.234/1, но наибольший успех выпал на долю модификации Sd.Kfz.234/2 Puma. В конструкции этой машины мощное вооружение танка удачно сочеталось со скоростью и маневренностью бронеавтомобиля. Эффективность 20-мм пушки KwK 38, устанавливаемой на Sd.Kfz.234/1, была невелика. В разведывательных батальонах давно говорили о том, что бронеавтомобили должны иметь более солидное вооружение. Только пушки с достаточно большим калибром могли позволить бронеавтомобилям бороться с танками противника. Поэтому Министерство вооружений приказало наладить выпуск бронеавтомобиля Sd.Kfz.234, оснащенного 50-мм длинноствольной пушкой. Такие пушки с декабря 1941 года устанавливали на танки Pz.NI. Практика показала, что они позволяли успешно бороться с советскими легкими танками Т-70 и даже со средними Т-34.

Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 на марше. 1944 год

Бронеавтомобили Sd.Lfz.234/2 (на переднем плане) и Sd.Kfz.234/3 на боевой позиции. 1944 год

Было решено смонтировать на бронеавтомобиле башню, разработанную фирмой Daimler-Benz для танка VK 1602 Leopard. Сварная башня имела обтекаемую форму, в ней устанавливались 50-мм пушка KwK 39 с длиной ствола 60 калибров и спаренный пулемет MG 42 калибра 7,92 мм. Пушка снабжалась двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения в вертикальной плоскости колебались в пределах от-10° до +20°. Пушка оснащалась телескопическим прицелом TZF 4Ь. Боекомплект состоял из 55 выстрелов (27 бронебойных и 18 осколочно-фугасных) и 2850 патронов к пулемету. На левом и правом бортах башни находились строенные дымовые гранатометы. В крышках люков были размещены вращающиеся перископы.

Характерной внешней чертой башни стала литая маска пушки типа Saukopf—«свиное рыло». Толщина лобовой брони составляла 30 мм, а бортов и кормы —14,5 мм. Толщина маски пушки достигала 100 мм! В отличие от «Леопарда» башня на бронеавтомобиле Sd.Kfz.234/2 не имела командирской башенки.

На Sd.Kfz.234/2 устанавливались радиостанции Fu Ger 12 SE80 и Fu Spr Ger «а». «Пумы» оборудовали двумя штыревыми антеннами: обычной, расположенной в кормовой части башни, и с «метелкой» — за башней на левом борту.

Две машины Sd.Kfz.234/2 в опытном порядке оснастили ИК-прожекторами типа Uhu и прицелами ночного видения FG 1250. Благодаря этому оборудованию машины получили возможность вести бой в темноте.

С сентября 1943 по сентябрь 1944 года в Германии выпустили 101 машину Sd.Kfz.234/2 «Пума».

В сентябре 1943 года Министерство вооружений приняло решение вооружать примерно половину выпускавшихся бронеавтомобилей Sd.Kfz.234 короткоствольной 75-мм пушкой, то есть создать аналог машины Sd.Kfz.233. Но серийный выпуск модификации Sd.Kfz.234/3 начался лишь летом 1944 года.

Корпус Sd.Kfz.234/3 в целом не претерпел серьезных изменений. Вращающаяся башня отсутствовала, а ее место заняла неподвижная низкопрофильная рубка без крыши. В центре лобового листа рубки устанавливали пушку 7,5 cm К51 L/24. Наведение по горизонту могло осуществляться до 12° влево и вправо, по вертикали — от-10° до +12°. Для стрельбы из пушки использовался прицел Sfl ZF lb. Дополнительно машину вооружали пулеметом MG 42. Боекомплект включал 50 выстрелов к пушке и 1950 патронов к пулемету. Sd.Kfz.234/3 оснащали радиостанцией Fu Spr Ger «f» со штыревой антенной.

С июня по декабрь 1944 года было выпущено 88 машин модификации Sd.Kfz.234/3.

Тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/3

Sd.Kfz.234/4

Последняя модификация Sd.Kfz.234 появилась в конце 1944 года, когда боевые действия вплотную приблизились к границам Рейха. В этой ситуации было уже не до разведки, войскам требовались высокомобильные машины, способные к активной обороне. Противотанковыми пушками вооружалось все, что могло ездить. 27 ноября 1944 года Гитлер приказал начать выпуск бронеавтомобилей Sd.Kfz.234, вооруженных 75-мм противотанковой пушкой Рак 40. Так появился бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4. В открытое сверху боевое отделение втиснули серийную пушку Рак 40 со штатным щитом, но без колесного хода. Благодаря такому решению удалось получить хотя и «сырую», но мощно вооруженную машину. Пушка имела горизонтальный сектор обстрела по 12° влево и вправо, но шасси машины было достаточно маневренным, чтобы быстро поворачиваться в нужную сторону. Угол склонения составлял— 3°, возвышения +22°. Для наведения орудия в цель использовался прицел ZF 3×8. Дополнительно в машине перевозился пулемет MG 42. Боекомплект включал всего 12 выстрелов к пушке и 1950 патронов к пулемету. Бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/4 получил прозвище «Pak-Wagen». Машина выпускалась до марта 1945 года, всего было выпущено 89 экземпляров.

Бронеавтомобили Sd.Kfz.234 состояли на вооружении рот броневиков в разведывательных батальонах танковых и моторизованных дивизий. В конце марта 1945 года в Вермахте и войсках СС насчитывалась еще 71 бронемашина всех модификаций.

Sd.Kfz.234 — лучший тяжелый бронеавтомобиль периода Второй мировой войны, во многом определивший направление развития четырехосных бронированных машин в послевоенное время.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]