Американские танки: обзор моделей, фото с описанием, характеристики


Если спросить у несведущего человека, какие он знает модели танков американского производства, то наверняка можно услышать в ответ: М103 и «Абрамс». Первую модель часто сравнивали с советским тяжелым танком Т10. По этой причине М103 нередко упоминался в специальной литературе. «Абрамс», как утверждают эксперты, является самым лучшим американским танком. Тем не менее за всю историю танкостроения американскими оружейниками было выпущено немало образцов бронетехники.

Танки, появившийся в Первую мировую, не оставили равнодушными конструкторов и военных США. Уже к 1920 году был готов первый американский танк. Военными инженерами велись работы в нескольких направлениях: проектировались легкие, среднетяжелые и тяжелые модели боевой бронетехники. Информацию об устройстве и технических характеристиках некоторых моделей американских танков вы найдете в статье.

М3 «Стюарт»

Представляет собой американский легкий танк, созданный в 1940 г. Базой для него послужили «кавалерийский» М1 и легкий М2А4. Местом для силового отделения стала задняя часть корпуса, средняя – для боевого и управленческого отделений, носовая – для трансмиссии и ведущих колес. Ходовая часть представлена четырьмя малыми попарно сблокированными опорными катками и подрессоренными направляющими колесами. Для изготовления корпуса и башни использовалась катанная листовая броня. Сборка осуществлялась путем сваривания с применением специальных заклепок. Танк вооружили 37-миллиметровой пушкой, которая работала в паре с пулеметом калибра 7,62 мм.

Кроме того, в данном танке использовались три 7,62-миллиметровых пулемета, местом для установки которых стала носовая часть бронетехники. Два пулемета были расположены у бортовых отсеков, один – возле водителя. Для управления стрельбой из основного танкового орудия и спаренного с ним пулемета М3 «Стюарт» оборудовали телескопическим прицелом и механическими устройствами для наведения оружия на цель.

Данный американский танк являлся базовым. На его основе были спроектированы М3А1 и М3А3. Новые модификации были с круглыми башнями, командирская башенка отсутствовала. В устройстве этих танков имелись специальные системы, задача которых – стабилизировать пушку по вертикали. М3А3 выпускался с 1942 года. В отличие от аналога, три носовые пулемета разработчики решили убрать. Однако позже один оставили в распоряжении водителя танка. Сборка бронетехники осуществлялась исключительно методом сваривания. Данные американские танки Второй мировой войны использовались разведывательными подразделениями. В 1943 г. на смену М3 пришел танк М5. Численность выпущенных американских танков серии М3 «Стюарт» составила 13,5 тыс. единиц.

ТТХ

  • Танк с боевой массой 12,1 т.
  • Общая длина – 444,5 см, ширина – 246,5 см, высота – 249 см.
  • Экипаж состоял из 4 человек.
  • Танк комплектовался снарядами численностью 103 шт. и патронами – 14 тыс. шт.
  • Толщина брони в лобовой части – 4,3 см, башни – 3,8 см.
  • Танк оснастили дизельным двигателем «Гиберсон Т1020М» мощностью 220 лошадиных сил.
  • «Стюарт» двигался с максимальной скоростью 57 км/ч.
  • Показатель запаса хода – 110 км.

Какие можно сделать выводы?

Чем безопаснее будет чувствовать себя экипаж танка, тем лучше он будет выполнять свои функциональные обязанности. Именно поэтому всегда стараются улучшить лобовую броню. Так как «Абрамс» и Т-90 разрабатывались во время холодной войны, то наибольшее внимание уделялось лобовой части боевой машины, что актуально при ведении боя на открытой местности лоб в лоб. Но в настоящее время велика вероятность танкового боя в условиях города. Следовательно, поражать лобовую броню толщиной до 800 мм не имеет смысла, так как борт или корму пробить гораздо проще. Обычно там толщина брони не более 100 мм.

Именно поэтому тяжелые танки России, также как и США, имеют слабые места. Тем не менее среди достоинств Т-90 стоит отметить возможность поражения цели управляемые ракетами на расстоянии до 5 км, хорошую маневренность, высокую скорострельность, надежную броню. Что же касается «Абрамса», то и он не лишен сильных сторон. Американцы ценят свой экипаж, поэтому всегда изолируют его от боеукладки. Кроме того, М1А1 и М1А2 имеют высокую удельную мощность и хорошую маневренность, а также отличную систему управления огнем. Но на этом сравнение танков России и США не закончено. Сейчас мы рассмотрим еще несколько современных машин. Данные танки находятся в разработке, но уже точно известно о том, что вскоре они будут спущены с конвейера.

«Стюарт» М5

Как утверждают специалисты, в годы Второй мировой наблюдалось интенсивное развитие американских танков. В 1943 г. М3 был заменен на М5 «Стюарт». Как и в предыдущей модели, новый легкий американский танк оборудовали 37-миллиметровым основным орудием и спаренным с ним пулеметом калибра 7,62 мм. В носовой части вместо трех решили установить два пулемета (7,62 мм): один в лобовой части, второй вмонтировали на башню. Он использовался как зенитное орудие.

В новом американском танке, как и в его предшественнике, имелся стабилизатор пушки. Для М5 предусматривалась новая силовая установка, которая была представлена двумя V-образными карбюраторными двигателями с жидкостным охлаждением. Изменения коснулись также конструкции корпуса: лобовой лист наклонили под большим углом, а толщину его брони увеличили. Корма также имела несколько измененную конфигурацию. Новый танк имел более удлиненную башню. Оснащалась она не призменными, как в М3, а перископическими приборами наблюдения. Промышленность Соединенных Штатов выпускала модификацию М5А1, в которой имелись специальные защищающие гусеницы экраны. В башне М5А1 устанавливалась радиостанция. Легкие танки М5 производились до 1944 г. В течение года было выпущено 6810 единиц.

Танки США времен Второй мировой войны

На лето 40–го, когда в Европе разгорелась война, в рядах США насчитывалось 300 легких и 20 средних танков, тяжелых не было вовсе. Командование уже прекрасно понимало, что не быть вовлеченными в эту мясорубку им не удастся. Не имея наработок по новым танкам войска, поначалу начали комплектоваться только легкими и средними бронемашинами, причем некоторые выходили в серию, не пройдя даже испытаний. Тяжёлым стал разработанный до войны пехотный танк прорыва, получивший во время стандартизации М6.

Попытки модернизации старых образцов ни к чему не приводят, и принимается решение создания новых образцов. Первые танки имели слабое бронирование и вооружение, в новых моделях пытаются решить в первую очередь именно эти проблемы. Появляется легкий М3 «Стюарт» и средний М3 «Грант/Ли». Но и эти танки довольно посредственны, они не могут на равных противостоять германским машинам. После появления среднего М4 «Шерман» ситуация несколько меняется.

Применение германцами Тигров вынуждает США выпускать тяжелый М26 «Першинг», на котором закончилась серия М2. Одновременно с появлением М26 происходит замена легких танков первого образца на М24 «Чеффи».

До конца войны американцы сконструировали и выпустили авиадесантные танки М22 «Локаст» и плавающие LVT. В большом количестве выпускались истребители танков, и зенитные САУ. Всего за годы войны промышленность США выпустила 103 096 танков и самоходных установок.

М22 «Локаст»

Данный американский танк разработали в 1944 г. Базой для него стали агрегаты и запчасти легких М3. М22 имеет неизменную компоновку: передняя часть корпуса стала местом размещения управленческого отделения, трансмиссии и ведущих колес, средняя – боевого отделения, корма – силовой установки. Агрегат представлен 6-цилиндровым карбюраторным двигателем, в котором предусмотрено горизонтальное расположение цилиндров. За счет такой конструктивной особенности высота корпуса танка значительно уменьшена. В отличие от М3, башня в М22 меньше. В качестве основного орудия в «Локаст» использовалась 37-миллиметровая пушка.

Ходовая М22 представлена четырьмя малыми попарно сблокированными опорными катками. Для направляющих колес был предусмотрен больший диаметр. Они подпружинивались амортизатором и являлись несущими. М22 был с резинометаллической гусеницей с цевочным зацеплением. При необходимости осуществить транспортировку танка по воздуху башню можно было демонтировать. Она укладывалась в фюзеляже самолета.

Во Вторую мировую американские танки М22 использовались воздушно-десантными соединениям. А именно отдельным авиадесантным батальоном и танковыми ротами. По этой причине М22 «Локаст» еще называли «авиадесантным танком». Американской промышленностью всего было выпущено 800 единиц.

Характеристики

  • М22 «Локаст» с боевой массой 7,2 т.
  • Длина танка – 394 см, ширина – 203 см, высота – 174 см.
  • В экипаже 3 человека.
  • Вооружен одной пушкой М6 калибра 37 мм и одним 7,62-миллиметровым пулеметом.
  • Боевой комплект представлен снарядами (50 шт.) и патронами (2,500 шт.).
  • Толщина лобовой брони – 2,54 см, башенной – 3,8 см.
  • Танк оборудован двигателем «Лайкоминг 435-Т» мощностью 162 л. с.
  • В час М22 преодолевал 64 км.
  • «Локаст» имел запас хода 215 км.

Состав

  • 6 лвл: Pawlack Tank (США, ТТ-6, прокачиваемый) — переходная машина без уникальной механики.
  • 7 лвл: M-II-Y (США, ТТ-7, прокачиваемый, механика: «Резервная гусеница») — именно с 7 лвл у данной подветки появляется новая механика.
  • 8 лвл: M-III-Y (США, ТТ-8, прокачиваемый, механика: «Резервная гусеница»)
  • 8 лвл: M-IV-Y (США, ТТ-8, прем, механика: «Резервная гусеница») — прем данной подветки, новая механика присутствует
  • 9 лвл: M-VI-Y (США, ТТ-9, прокачиваемый, механика: «Резервная гусеница»)
  • 10 лвл: M-V-Y (США, ТТ-10, прокачиваемый, механика: «Резервная гусеница») — 60-й прокачиваемый ТОП в игре (юбилейный).

Всего 6 новых танков: 5 прокачиваемых и 1 прем машина.

М24 «Чаффи»

Выпуск данной модели легкого танка был налажен в 1944 году. Во Вторую мировую американские танки М24 использовались разведывательными подразделениями, а именно пехотными и бронетанковыми дивизиями, а также воздушно-десантными войсками. Несмотря на то что в производстве данной модели конструкторы воспользовались отдельными агрегатами из М3 и М5 (коробкой передач и гидромуфтой), М24 от своих предшественников отличается мощностью орудия, устройством ходовой части и формой сварных башни и корпуса. Толщина броневых листов осталась прежней, как и в М5.

Однако в «Чаффи» листы по вертикали наклонены под большим углом. Бронелисты в кормовой части крыши съемные, а верхний лобовой лист оснащен большим люком. Данную конструкцию разработчики предусмотрели с той целью, чтобы облегчить ремонт в полевых условиях. Ходовая часть – с пятью опорными катками и индивидуальной торсионной подвеской. В башне установили 75-миллиметровую модифицированную авиационную пушку и спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм. Лобовой лист корпуса содержит шаровую опору еще для одного 7,62-миллиметрового пулемета. Третий – зенитный – пулемет калибра 12,7 мм установили на крышу танка. Точная стрельба из основного орудия обеспечивалась гироскопическим стабилизатором «Вестингауз». «Чаффи» оснастили двумя радиостанциями и танковым переговорным устройством.

М3 «Грант»

Является средним американским танком, используемым формирующимися бронетанковыми частями и армейскими соединениями с 1939 года. Конструктивная особенность М3 заключается в трехярусном расположении вооружения. Нижний ярус американские разработчики оснастили 75-миллиметровым орудием, для которого предусматривался угол наведения по горизонтали в 32 градуса. На втором ярусе имелась башня с возможностью осуществлять круговое вращение. Тут же имелись орудие калибра 37 мм и спаренный с ним пулемет. Башенку (третий ярус) оборудовали пулеметом, приспособленным для поражения как наземных, так и воздушных целей.

В М3 «Грант» использовались механический и гидравлический приводы. Наведение вооружения в вертикальной плоскости выполнялось механически. Танк оборудовали перископическими прицелами и призменными приборами наблюдения. Башня и корпус бронетехники изготавливались с применением технологий литья и сваривания. Кроме того, сборка танка осуществлялась с использованием специальных клепок. Как утверждают специалисты, конструктивно М3 «Грант» получился не очень удачным: броня была недостаточной толщины, сам танк был слишком высоким и с небольшой огневой мощью. Несмотря на наличие минусов, промышленность Соединенных Штатов выпускала крупные серии этих танков.

Производство прекратили в 1942 году. М3 «Грант» был заменен более совершенным М4. На базе М3 спроектировали 6 модификаций. Друг от друга они отличались марками силовых агрегатов. Также для конкретной модификации предусматривалась своя технология изготовления корпуса и башни. Всего с 1939 по 1942 год промышленность Соединенных Штатов выпустила 6258 единиц М3 «Грант».

О характеристиках М3

  • «Грант» имел боевую массу 27 т.
  • Длина танка – 564 см, ширина – 272 см, высота – 312,5 см.
  • В экипаже 7 человек.
  • Боекомплект представлен 75-миллиметровыми снарядами в количестве 50 единиц, 179-ю снарядами калибра 37 мм и патронами (9200 шт).
  • Толщина лобовой и башенной брони – 5,7 см.
  • Танк оборудовали двигателем «Континенталь R-975 EC» с максимальной мощностью в 400 л. с.
  • За час М3 проходил расстояния в 39 км.
  • «Грант» обладал запасом хода 140 км.

М4 «Шерман»

Выпуск данной модели был налажен в 1942 г. На то время в армии Соединенных Штатов М4 использовался в качестве основного танка. В 1943 г. несколько партий изготавливались на экспорт в Англию и Советский Союз. В отличие от М3, корпус «Шермана» имел другую конфигурацию. Также в М4 была применена новая компоновка вооружения. Силовая передача осталась прежней.

С целью повысить боевые качества нового танка американскими конструкторами с 1942 по 1943 год создавались все новые и новые модификации М4. Всего на базе «Шермана» спроектировали 7 моделей бронетехники. Из них на вооружении США состояло только 4: кроме базового варианта, американской армией использовались М4А1, М4А3 и М4А4. В производстве каждой модификации применялась своя технология. Лобовые детали в корпусе в количестве трех штук были литыми. Для их изготовления применяли литье. Их соединение друг с другом выполнялось посредством болтов или технологии сваривания.

В качестве вооружения использовалась 105-миллиметровая гаубица и две пушки калибром 75 и 76,2 мм. В М4А3Е2 использовалась усиленная броневая защита (15,2 см). В годы Второй мировой выпустили свыше 48 тыс. М4 «Шерман» различных модификаций.

Качество любой ценой

В годы холодной войны главной задачей западных бронеединиц было успешно противостоять советской танковой волне. Это накладывало на их конструкцию определённый отпечаток.
Мы привыкли считать западные машины сложными и дорогими. Это верно лишь отчасти. Если сравнивать с советскими дешёвыми и практичными танками, то, конечно, цена «Абрамса» или «Леопарда» покажется чрезмерной, а наполнение электроникой и умными «штучками» ну очень впечатляющим. Однако это совсем не предел возможностей американской промышленности. И «Абрамс», и «Леопард» — простоваты и дёшевы в сравнении с МВТ-70. Этот танк поражал воображение любого шизомилитариста, но был слишком дорог даже для США. Какой прок от великолепных боевых машин, если их будет слишком мало? Потому в 1980 году в серию пошёл «Абрамс»…


МВТ-70 — танк, во многом опередивший своё время и оказавшийся слишком сложным и дорогим даже для США

В схожей ситуации танкостроение США оказалось и в 80-х годах. Угроза появления у русских танка нового поколения заставила отказаться от многих перспективных работ. Необитаемые башни, экипажи в капсуле — всё это круто, но дорого и сложно. Поэтому американцы пошли по пути дальнейшей модернизации «Абрамса». Чуть больше брони, побольше пушка, получше мотор. Машина потяжелела и выросла в габаритах, но зато её можно было выпускать массово.


Три пути модернизации танкового парка США. Неглубокая модернизация «Абрамса», глубокая и создание новой боевой машины на его узлах

С окончанием холодной войны необходимость в быстрых решениях отпала. Выпускать танки в больших количествах больше не требовалось, но отказываться от них военные тоже не собирались.

США предстояло взять на себя роль главного мирового полицейского, а значит впереди были многочисленные локальные войны. И если раньше заштатный диктатор мог рассчитывать только на поставки не самой современной техники, то теперь мир изменился. С развалом Союза его многочисленные военные предприятия вышли на мировой рынок оружия. За небольшие деньги любой мог купить самое передовое вооружение из стран бывшего СССР. Там, где раньше могли встретиться в лучшем случае экспортные Т-72, теперь вполне могли появиться лучшие Т-80У или даже полумифические Т‑95.


Так на Западе представляли перспективный российский танк Т-95

Изменился подход к войне и в самих США. Потери в крупном конфликте с СССР, как ни старайся, были неизбежны, даже если бы повезло и до обмена ядерными ударами дело бы не дошло. Но вот потери в войнах с «папуасами» для общественности были совсем неприемлемы.

Получалось, что армии США нужен танк, превосходящий на голову даже самых продвинутых противников. При этом в большом количестве его клепать уже не требовалось. Для локальных конфликтов вполне достаточно и нескольких сотен машин. Оставалось самое интересное — определить требования к этому танку.

М6

Данная модель тяжелого танка выпускалась малыми сериями с 1941 по 1942 г. Бронетехника вооружалась двумя спаренными пушками калибров 76,2 и 37 мм, двумя спаренными крупнокалиберными и одним зенитным пулеметом. Ходовая часть с 8 малыми попарно сблокированными опорными катками и подвеской содержала вертикально расположенные буферные пружины. Базовая модель М6 была с литым корпусом, модификации (М6А1 и М6А2) – со сварными. М6 и М6А1 оснастили гидромеханической силовой передачей, М6А2 – электрической. Для танков предназначались башни, изготавливаемые методом литья.

Стремясь уравновесить спаренную орудийную систему, заднюю часть башни конструкторы удлинили. Здесь же было отведено место для смотровых приборов, кронштейна для зенитного оружия и командирской башенки. Внешняя связь поддерживалась с помощью установленной радиостанции. По мнению специалистов, М6 получился конструктивно неудачным: ввиду большой высоты имел ограниченную подвижность. Кроме того, вооружение оставляло желать лучшего. По этой причине М6 было собрано всего 40 единиц.

Танк обладал следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Боевая масса – 56 т.
  • Длина – 142 см, ширина – 306 см, высота – 295 см.
  • В экипаже одного М6 было по 6 человек.
  • Боекомплект предусматривал 7,62-миллиметровые снаряды в количестве 75 штук, снаряды калибра 37 мм – 202 единицы и патроны – 5700 штук.
  • Толщина корпусной брони составляла 10 см, башенной – 8,1 см.
  • М6 оборудован карбюраторным двигателем с максимальной мощностью 800 лошадиных сил.
  • М6 развивал максимальную скорость до 35 км/ч.
  • Показатель запаса хода составил 160 км.

Принять участие в боях этим танкам так и не довелось. М6 использовались в качестве учебных.

М26 Pershing

Данная модель класса тяжелых танков на вооружении Соединенных Штатов с 1944 года. Несмотря на внушительную массу (41,5 т), ввиду незначительных боевых характеристик М26 вскоре переквалифицировали в средние танки. Бронетехника со сварным корпусом содержала катанные листы и фигурные отливки. Днище танка было корытообразной формы. Броневые поверхности в носовой части выполнены под наклоном. Для литой башни, на которой установили командирскую башенку, смотровые приборы и кронштейн под зенитное орудие, характерна вытянутая форма. В ходовой части с индивидуальной торсионной подвеской имеются опорные катки (6 шт.).

Силовая система представлена 8-цилиндровым бензиновым двигателем Ford GAF-V с жидкостным охлаждением. Плавный старт бронетехники стал возможен благодаря наличию гидромеханической трансмиссии. Как утверждают специалисты, М26 обладал улучшенной проходимостью и легко преодолевал пересеченную местность. В качестве основного вооружения в данном тяжелом танке использовалась 90-миллиметровая пушка М3. Выпущенный из нее снаряд имел начальную скорость 810 м/с. Дополнительное вооружение представляли два 7,62-миллиметровых и один зенитный калибра 12,7 мм пулемета. За прямую наводку орудий на цель отвечали перископические прицелы. Стрельба из закрытой позиции была возможна благодаря квадранту-угломеру. Количество выпущенных М26 составило 1436 единиц. Для Persing присущи следующие показатели:

  • Танк с боевой массой 41,5 т.
  • Длина М26 – 640 см, ширина – 350 см, высота – 280 см.
  • Танк был рассчитан на экипаж из пяти человек.
  • В боекомплекте имелись снаряды (70 шт.) и патроны (5500 шт.).
  • Силовой агрегат карбюраторного типа обладал максимальной мощностью 500 л. с.
  • М26 с запасом хода 180 км в час преодолевал дистанции до 48 км.

Американский танк Т 29

Является экспериментальным тяжелым танком Соединенных Штатов, используемым во Вторую мировую. Проектировать данную модель начали в марте 1944 г. Задача этого американского танка (фото бронетехники представлено в статье) – оказывать сопротивление нацистским бронетанковым соединениям. После боевых действий в Нормандии стало очевидным, что США не располагает танками, способными противостоять немецким «Тиграм» и «Пантерам». Первое решение, которое приняло военное командование Соединенных Штатов, заключалось в том, чтобы переклассифицировать «Паршинг» в тяжелый. Одновременно создавалась линейка Т28, Т29 и Т30.

Было запланировано выпустить по два американских танка – Т29 и Т30. В качестве основного вооружения для первой модели предусматривалась 105-миллиметровая пушка Т5Е2, для второй – пушка Т7 калибра 155 мм. Американские конструкторы планировали начать серийный выпуск Т29 в 1944 году. Однако разработки затянулись, и появление первого прототипа американского тяжелого танка состоялось спустя два года после окончания войны. К тому времени потребности в такой бронетехнике уже не было. По этой причине на производство Т29 заказа так и не последовало.

В 1947 году американские конструкторы на базе Т29 собрали 8 прототипов. Для Т29Е1 и Е2 характерна измененная трансмиссия и наличие более мощных двигателей. В Т29Е3 используется доработанная башня и новая система управления орудиями. Вскоре на Т30 установили экспериментальную 120-миллиметровую пушку Т53. Новая модель в технической документации уже значилась как американский танк Т 34. Для бронетехники предусмотрено специальное буквенное обозначение. Литера «Т» указывает на то, что танк представляет собой опытную модель. Если же боевая единица производится серийно, то применяют литеру «М». Как утверждают специалисты, не имеется никаких данных о принятии на вооружение и серийном производстве 29-й модели американских танков.

История американского танкостроения. Часть 1

С конца XIX века Соединённые Штаты Америки вступили в фазу бурного развития во всех сферах: в промышленности, науке, образовании, культуре. Армия и флот обеспечивали гарантированную защиту от любого противника в Новом Свете, а океаны, которыми омываются берега Северной Америки, служили самой надёжной преградой потенциальным заморским агрессорам.

В своей внешней политике Соединённые Штаты долгое время следовали принципу изоляционизма и держались в стороне от вспыхивающих в Европе войн. Однако, когда началась Первая мировая война, ситуация несколько изменилась. После инцидентов, в результате которых было потоплено несколько торговых судов под американским флагом, Вильсон запросил у Конгресса разрешение на вступление страны в войну. 4 апреля 1917 года Сенатом, а 6 апреля Палатой представителей США была принята резолюция о вступлении Соединённых Штатов в Первую мировую войну.

13 июня 1917 года вместе с первыми частями американских экспедиционных сил в Европу прибыл генерал Джон Джозеф Першинг. Ранее этому военачальнику довелось принимать участие в конфликтах с сиу и апачами, испано-американской войне 1898 года и борьбе с повстанцами Панчо Вильи. Позиционная война в Европе несколько отличалась от того, как её себе представляли американские военные, а Першинг прекрасно понимал, насколько важно для армии сочетание ударной мощи с мобильностью. Неудивительно, что именно он стал инициатором создания бронетанковых сил США.

26 января 1918 года началось формирование Американского танкового корпуса, организационно состоявшего из двух частей: танкового корпуса в составе Американских экспедиционных сил в Европе и Танковой службы Национальной армии, впоследствии переименованной в Танковый корпус Национальной Армии.

Предложения об организации производства бронированных боевых машин поступали американским военным и раньше. Ещё в 1915 году некий бизнесмен Лоув представил проект 30-тонного танка на базе трактора «Виллок». Затем, в 1917 году, ещё одна тракторная , представила машину, очень напоминающую британский танк, — «Маленького Вилли» конструктора Вильяма Триттона.

Ещё один любопытный проект был предложен тракторной из Миннесоты. Эта машина была прозвана «скелетом» из-за конструкции ходовой части. Гусеницы «скелета» натягивались не на корпус, а на металлические рамы с трубчатыми перемычками. Небольшой прямоугольный корпус танка, рассчитанный на двух членов экипажа, крепился между этими рамами.

Отсутствие энтузиазма со стороны военных по отношению к американским проектам танков стало причиной того, что, когда генерал Першинг доказал необходимость создания танковых частей в составе армии США, пришлось закупать машины зарубежного производства. 12 сентября 1918 года состоялся боевой дебют американских танкистов у Сен-Мишеля, местечка к югу от Вердена. В этом бою 344-м и 345-м танковыми батальонами, оснащёнными Renault FT-17, командовал подполковник Дж. Паттон.

Концепция бронетанковых сил США подразумевала применение малых, лёгких, средних и тяжёлых танков. Парк лёгких танков было решено формировать из хорошо себя зарекомендовавших французских Renault FT-17. По своей конструкции эта шеститонная машина была одной из самых передовых в мире. Именно в Renault FT-17 впервые использовали компоновку, ставшую впоследствии классической: основное вооружение располагалось во вращающейся башне, моторный отсек — в корме, отделение управления — в носовой части. Американцы планировали поставить на вооружение около трёх с половиной тысяч машин этого типа. Часть из них должны были построить французы, а часть американцы собирались выпустить непосредственно в США. Лицензию на производство приобрела .

Американские конструкторы внесли в конструкцию Renault FT-17 некоторые изменения. Был улучшен обзор для механика-водителя, усилена бронезащита, двигатель «Рено» был заменён на мотор «Буда» производства США. Американская версия FT-17 выпускалась под индексом М1917. В качестве вооружения использовались 37-мм пушка либо пулемёт.

Тяжёлые танковые части планировалось вооружить машиной совместной англо-американской разработки Mark VIII Liberty. Этот танк представлял собой типичную «ромбовидную» конструкцию с довольно широкими гусеницами, охватывающими корпус. Весила машина 39 тонн, вооружалась двумя 57-мм пушками «Гочкис». Роль вспомогательного оружия выполняли 5 или 7 пулемётов винтовочного калибра. Экипаж десятиметрового танка включал от 8 до 11 человек.

«Либерти» явился своего рода логическим завершением британской концепции ромбовидных танков. Вероятно, в этом направлении можно было бы работать и дальше, однако после того, как компоновку Renault FT-17 признали классической, время «ромбов» стало близиться к концу.

Mark VIII не принимал участия в боевых действиях Первой мировой войны. Но с 1919 по 1920 год американцы построили около 100 машин этого типа, и вплоть до 1930 года «Либерти» оставался единственным тяжёлым танком армии США.

После окончания Первой мировой войны крупные формирования столь дорогостоящего рода войск, как танковые, оказался Штатам не по карману, и в 1920 году американские танковые корпуса были расформированы. В дальнейшем в течение 20 лет в армии США не существовало крупных танковых соединений, однако на усовершенствование техники время от времени выделялись средства.

Так, например, во второй половине 1920-х годов американское командование сочло М1917 устаревшим и инициировало создание лёгкого танка более совершенной конструкции. Специалисты арсенала Рок-Айленд в сотрудничестве с конструкторами тракторостроительной фирмы Cunningham в 1924 году представили заказчику проект машины Т1. Этот небольшой семитонный танк имел нестандартную компоновку с башней в кормовой части и двигателем в передней части машины. В качестве вооружения предлагались различные 37-мм пушки и пулемёты калибра 7,62 мм. За время существования проекта T1 Cunningham было выпущено около пяти различных модификаций, однако все они имели различные конструктивные недостатки и были отклонены военным заказчиком.

Модификации T1E4 и T1E6, последние из «Каннингемов», создавались с целью устранения недочётов их предшественников. В работе над ними использовались конструктивные элементы британского танка «Виккерс шеститонный». Конструкторам удалось добиться большей подвижности при том же вооружении, но из-за серьёзных проблем с коробкой передач обе модификации, так же как и предыдущие, в серийное производство запущены не были.

В течение ещё семи лет после закрытия программы лёгкого танка Cunningham американцы занимались проектированием всё новых и новых машин «лёгкой» весовой категории. Помимо прочего, испытывался танк Т2 LT, строившийся на подвеске . Его предполагалось вооружать пулемётами или автоматическими пушками малого калибра. Т2 в серийное производство не пошёл, но с использованием опыта, накопленного при его разработке, был выпущен небольшой серией лёгкий пулемётный танк М2 LT с новой ходовой частью. 29 декабря 1938 года американцы приняли на вооружение и запустили в серийное производство новый лёгкий танк М2А4. Эта модификация получила уже не пулемётное, а пушечное вооружение. Новая машина была подвижной, маневренной, а по бронезащите сопоставима со средними американскими танками того времени. Серийное производство М2А4, в ходе которого американцы, подобно французам, провели ряд экспериментов по созданию литых корпусов и башен, не добились успеха и вернулись к использованию клёпки и сварки бронелистов, продолжалось до весны 1941 года.

Параллельно с созданием лёгких танков T1 американцы вели разработку среднего танка, превосходящего лёгкие по защищённости, а «Либерти» по подвижности. Этот средний танк должен был носить индекс М1921, весил 23 тонны и вооружался 75-мм гаубицей во вращающейся башне. Эта пушка позволяла прямым попаданием фугасного снаряда не просто подбить, а полностью разрушить лёгкий танк. На испытаниях такая печальная участь постигла М1917, использованный в качестве мишени.

После семи лет разработок машина так и не пошла в серийное производство из-за высокой стоимости.

Параллельно с T1 Medium разрабатывался и испытывался средний танк меньшей массы — 15-тонный Т2 Medium. Он также строился компанией Cunningham по схеме, сходной со схемой лёгкого Т1. Танк мог развивать скорость до 25 миль в час по шоссе, оснащался 37- или 47-миллиметровыми пушками и пулемётами. Фактически, на тот момент Т2 Medium был лучшим танком, разработанным Департаментом вооружений. В то же время его стоимость была чересчур высока для Америки периода Великой Депрессии.

Великая Депрессия привела к радикальному пересмотру бронетанковой концепции Соединённых Штатов. Теперь предполагалось вооружать механизированные части лёгкой, подвижной и более дешёвой техникой. Несколько проектов было предложено инженером Дж. У. Кристи, однако к его колёсно-гусеничным танкам военные отнеслись довольно равнодушно.

К 1934 году Кристи так надоел военным, что они были готовы принять на вооружение что угодно, лишь бы отказать назойливому и резкому в общении инженеру. В апреле 1934 года капитан Рэйри предложил проект танка с использованием ходовой Кристи и корпуса с четырьмя пулемётными спонсонами и новой 37-мм пушкой во вращающейся башне. Департамент обрадовался появившейся возможности, отказался от ходовой Кристи и предложил использовать в конструкции недавно разработанную ходовую часть, унифицированную с лёгким танком Т2 и более дешёвую в производстве, после чего машине был присвоен индекс Т5.

После долгой доработки проекта в декабре 1937 был выпущен первый прототип с деревянной башней. Примерно через год на танк установили настоящую стальную башню и отправили его на испытания в Абердин.

Т5 защищался бронёй толщиной около 25 мм, приводился в движение двигателем «Континенталь» воздушного охлаждения и мог развивать скорость до 31 мили в час по шоссе. Вооружение включало в себя 37-мм пушку и несколько пулемётов. В башне танка и бортовых дверях были предусмотрены отверстия для стрельбы из личного оружия.

Летом 1939 года танк наконец был принят на вооружение под индексом М2. Машину выпускал арсенал в Рок-Айленде.

Вторая мировая война, вспыхнувшая в Европе, заставила правительство США серьёзно пересмотреть свои взгляды на бронетанковые войска. Уже не рассчитывая отсидеться за океаном, американцы развернули работу над более совершенными машинами. Итогом стало появление летом 1940 года среднего танка М3. Но это — уже совсем другая история.

Продолжение следует.

Обсудить материал можно здесь.

Также вы можете посмотреть исторический видеоролик «Танки дяди Сэма» в разделе «Медиа».

Танк 34Т

Данная модель представляет собой модернизированный Т30. Разработан в 1945 г. В апреле по указанию американских военных конструкторы оборудовали один прототип Т28 пушкой Т50 калибра 120 мм. Модель некоторое время значилась как танк 34. Американские танки, а именно Т30, в 1945 г. комплектовались пушками Т53. Данное указание издал Артиллерийский департамент Соединенных Штатов. Основанием для этого решения стало то, что при стрельбе из такого орудия бронебойный снаряд обладал начальной скоростью 1100 м/с, подкалиберный – 1300 м/с. В течение одной минуты американский танк Т34 мог произвести 4 выстрела.

Как утверждают эксперты, новая техника обладала неплохой бронепробиваемостью. Используя бронебойный снаряд, американские танкисты с расстояния 900 м могли уничтожить цель, облаченную в гомогенную броню толщиной 19,8 см. От выпущенного с Т34 подкалиберного снаряда не защищала 38,1-сантиметровая гомогенная броня. На те времена это, по мнению специалистов, очень хороший показатель. Башня в Т34 имела аналогичное бронирование, как в Т29 и Т30.

Ввиду того что в Т-34 существенно увеличилась масса вооружения (2700 кг.), в задней части башни американские разработчики установили специальный противовес. Изначально планировали оборудовать танк двигателем Ford GAC. Однако в ходе проектирования появилась новая модель мотора – AV-1790 Continental с мощностью 810 л. с. Этим силовым агрегатом и оснастили Т34.

В поиске концепции

Проект РЭНД военные изучили. Но поиск идеальной концепции продолжили. Главной проблемой было совмещение высокого уровня защиты и приемлемого веса.

Танк массой в 55-60 тонн даже в Европе столкнулся бы с серьёзными проблемами. Не каждый мост выдержит, да и доставлять боевые машины придётся в основном только морем. А уж что будет, когда такая махина окажется где-нибудь в Африке или Северной Корее. Машине надо было похудеть хотя бы до 50 тонн. В течение следующих двух лет этот вопрос поднимали и в кулуарных совещаниях, и на конференциях. А журнал «Армор» даже устроил в 1993 году конкурс на лучший проект ОБТ от читателей.


Проект перспективного основного боевого танка, занявшего первое место на конкурсе журнала «Армор»

Победивший проект достаточно хорошо совпадал с желаниями военных. 50 тонн массы и необитаемая башня. Переднемоторная компоновка и размещение танкистов в капсуле обеспечивали великолепную живучесть экипажа. Конечно, до монстров РЭНД уровень бронирования не дотягивал, но автор решил не отвергать динамическую защиту и использовал её для усиления защиты бортов.


Внутреннее устройство победившего проекта

Рассматривался и вариант применения КАЗ (комплекса активной защиты). Интересным был отказ от использования орудий нового калибра. Танк получил 120-мм удлинённую гладкоствольную пушку, ведь, по мнению автора, её мощности с лихвой хватало для поражения любых противников — как текущих, так и будущих. Экипаж машины состоял из трёх человек, сидящих плечом к плечу.

Abrams

Конструкторские работы по созданию американского танка «Абрамс» были начаты в 1971 г. С целью минимизировать технологический риск разработчиками было принято решение в ходе проектирования использовать классическую схему. Производством занялись сотрудники . В 1981 г. был готова первая опытная модель, которая значилась как М1. После успешных тестирований поступила на вооружение США. Также М1 используется египетской и австралийской морской пехотой. Американский танк «Абрамс» назван в честь генерала армии Крейтона Абрамса. М1 послужил базой для создания линейки модификаций с различными боевой массой и другими тактико-техническими характеристиками.

М1 весит 55 т. Боевая масса М1А1 составляет 57,15 т, а М1А1 – 62,5 т. В базовом «Абрамсе» толщина корпусной брони – 55 см, в модификациях она увеличена до 65 см. В производстве тяжелых танков данной серии разработчики используют противоснарядную, катанную комбинированную и стальную броню. Для единичных экземпляров М1А1 в целях эксперимента применили активную защиту AN/VLQ-6 MCD. Стрельба из М1 осуществляется из нарезной 105-миллиметровой пушки М68А1. Экипажи модифицированных «Абрамсов» поражают цели при помощи гладкоствольных пушек М256 калибра 120 мм. Танки оборудованы дополнительным вооружением – одним 12,7-миллиметровым пулеметом М2 НВ и двумя зенитными М240 калибра 7,62 мм.

Функцию силового агрегата выполняет мотор Avco Lycoming AGT. Двигатель обладает мощностью 1500 лошадиных сил. Ходовая часть с индивидуальной торсионной подвеской. Показатель запаса хода в базовой модели и М1А1 составляет 440 км. В М1А2 данный параметр увеличен до 465. Как утверждают специалисты, сегодня «Абрамс» является самым лучшим тяжелым танком. С надежным и мощным двигателем М1 очень подвижен и может дать фору легким танкам. Используемые снаряды М829А3 обладают самой высокой бронепробиваемостью.

Несмотря на наличие достоинств, М1 имеет и недостатки. Минус «Абрамса» заключается в том, что он усилен только фальшбортом, для изготовления которого используется мягкая сталь и наполнитель. В связи с этим фактом американский М1 становится легко уязвимым для противника. Кроме того, для «Абрамсов» не характерно наличие управляемого вооружения. Оружейными конструкторами США недостатки М1 тщательно прорабатываются с учетом имеющегося опыта боевых действий.

Система управления огнем «Абрамс»

Новейший танк США М1А1 имеет один существенный недостаток, который заключается в ограниченных возможностях командира по поиску цели. Особенно это заметно во время движения машины. Но изъян был обнаружен и устранен в последующей модификации М1А2. Там уже установлен панорамный тепловизорный прицел. В этом случае командир может более эффективно отслеживать и идентифицировать движущиеся цели.

СУО же на танке «Абрамс» более современная, чем на Т-90. Наводчик работает с основным прицелом, который имеет тепловизор и дальномер. Кратность дневного канала х3 и х10, со стабилизацией по вертикали. Есть и вспомогательный восьмикратный прицел без стабилизации. В целом же система управления огнем на модификации М1А2 более современная. Она предусматривает наличие тепловизорных камер для командира и наводчика. Экипаж полностью зависим от автоматической системы управления огнем. Электронный блок управления (ЭБУ) позволяет стабилизировать независимый прицел, привод орудия. В целом же можно сказать о том, что если проводить сравнение танков России и НАТО, то последние в плане СУО преуспели. Но Т-90 существенно выигрывает на дальних дистанциях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]