Немецкая БМП “Мардер”: история создания, описание и модификации


В 1941—1942 годах немецкая армия столкнулась с проблемой нехватки пехотных противотанковых средств, способных бороться с советскими средними и тяжелыми танками. Ни 37-мм орудия PaК 35/36, ни 47-мм чехословацкие пушки PaK(t), ни даже новые немецкие 50-мм орудия РаК38 возлагаемых на них надежд в полной мере не оправдали. Пожалуй, единственным универсальным средством против советских танков являлась 88-мм зенитка FlaK 18, но она была массивна и немобильна.

Появление мощных противотанковых 75-мм и 88-мм орудий (РаК 40 и РаК 43 соответственно), а также большого количества трофейных пушек (в основном 76,2-мм советских) несколько исправило ситуацию. Возникла идея установить одно из этих орудий на самоходную платформу. Так как для создания и ввода в строй полноценных боевых машин требовалось время, то вначале появились импровизированные САУ, созданные на базе трофейных пушек и шасси.

76,2-мм САУ «Marder» II (шасси Sd Kfz 132) из состава противотанковых подразделений германской 4-й танковой армии выдвигается на передовую. Восточный фронт, июль 1942 года.

Первая подобная «конверсия» представляла собой самоходную установку, сочетавшую немецкое 75-мм орудие РаК 40 L/46 и французский трактор «Lorraine» (полностью бронированную гусеничную машину, использовавшуюся бывшими хозяевами в качестве бронетранспортеров и артиллерийских тягачей). У немцев тракторы получили новое название — «Lorraine Schlepper».

Создателем проекта был инженер Альфред Беккер, во время кампании на Западе 1940 года в чине капитана командовавший артиллерийской батареей в 227-й пехотной дивизии, а затем возглавлявший собственную фирму в г. Крефельд, которая в инициативном порядке до этого уже занималась подобной «конверсией».

История и производства[править]

В 1963 году на вооружение бундесвера был принят основной боевой танк Leopard 1. В 1964 году появилась мотопехота на плавающих американских БТР M113, предназначенная для ведения боевых действий в высоком темпе, с форсированием водных преград с ходу. Уже к началу 1967 года 14 танковых батальонов перевели с танков M47 на Leopard 1. БТР HS-30 уже не мог решать задачи взаимодействия с танками Leopard 1, имевшими скорость движения до 70 км/ч, а его вместимость была меньше численности мотопехотного отделения — 10 человек.

Параллельно с танком Leopard 1 велась разработка боевой машины пехоты проекта Neu — «новый» для совместных действий. Причём согласовывались не только боевые свойства танка и БМП, но и вопросы материально-технического обслуживания. БМП проектировали те же фирмы, что создавали Leopard 1 — Rheinmetall и Henschel-Werke. Разработка БМП заняла 9 лет. Первые образцы были показаны в 1960 — 1961 гг. Окончательный вариант был выбран в 1966 году, а в начале мая 1969-го БМП представили на полигоне Мюнстер военному руководству. Машина получила название «Мардер». На производство ассигновали 1,8 млрд. марок. Генеральным подрядчиком была выбрана Rheinmetall — в Касселе, второй в Киле. Производство началось в конце 1969 года и велось на двух сборочных линиях со средним темпом 55 единиц в месяц. До 1975 года фирмы выпустили соответственно 1 759 и 977 БМП.

Конструкция[править]

Броневой корпус и башня[править]

Броневой корпус сварен из стальных листов толщиной до 30 мм и полностью герметизирован (личный состав может находиться внутри машины в течение 24 часов). Башня сварной конструкции, изготовлена из стальной брони, при этом уровень защиты может быть усилен. В кормовом листе предусмотрена дверца, позволяющая осуществить быструю посадку и высадку десанта при движении машины.

В 1988 году была начата программа модернизации машины до уровня A3, в рамках которой компания Тиссен-Хеншель получила контракт сроком на 10 лет на модернизацию 2100 машин серий Marder 1 A1/A2 до уровня A3 с темпом 220 машин в год. Первая партия Marder 1 A3 поступила на вооружение сухопутных войск 17 ноября 1989 года. Целевое назначение программы — обеспечение непоражаемости БМП в переднем секторе обстрела от бронебойных подкалиберных снарядов 30-мм пушки 2А42 – основного вооружения советской БМП-2. Модернизация БМП включала: доработку корпуса и башни с установкой дополнительной пассивной защиты общей массой 1600 кг (при этом общая масса машины увеличилась на 5,5 тонн), в частности 10-мм стального листа-экрана на ВЛД с образованием разнесённой преграды, конформных навесных броненакладок по всем сторонам башни, продольных коробчатых бронеконструкций трапециевидного сечения по обеим сторонам корпуса, и дополнительной брони крыши для защиты от боевых элементов кассетных боеприпасов.

Вместимость машины — 10 человек, в том числе три члена экипажа, двое из которых (командир и наводчик) находятся в башне, а механик-водитель впереди корпуса справа. Боевое отделение находится в средней части корпуса.

Вооружение[править]

БМП вооружена 20-мм автоматической пушкой RH 202 и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом MG3, установленным на лафете сверху двухместной башни. Пушка Rh 202 заряжается патронами 20×139 мм. Ещё один 7,62-мм пулемёт MG3A1 расположен на крыше десантного отделения и имеет дистанционное управление. В 1979 г. прошла испытания опытная Marder с башней, стабилизированной в трёх плоскостях.

Для двухместной башни Marder 2 фирма Rheinmetall AG разработала пушку Rh 503 со сменным стволом калибра 35 и 50 мм и элементами механизма питания. Пушка имеет электромеханические приводы системы перезаряжания, переменный темп стрельбы 150 и 400 выстр/мин и двустороннее беззвеньевое питание. 35-мм ствол предполагалось использовать для учебно-тренировочных, а 50-мм — для боевых целей. С пушкой спарен 7,62-мм пулемёт. Также слева на башне может крепиться гранатомёт Panzerfaust 3 с дальностью стрельбы до 1 000 м, однако стрельба из него требует остановки, выхода гранатомётчика из машины и снятия РПГ с крепления. Поэтому используется очень редко.

Средства наблюдения и связи[править]

По германской традиции «Мардер» обильно снабжён приборами наблюдения. Механик-водитель кроме трёх призменных блоков имеет съёмный подсветочный ПНВ, работающий на расстоянии до 50 м. На марше он использует два складных зеркала заднего обзора. По периметру башенки командира установлено 8 смотровых блоков. В распоряжении наводчика три призменных блока, установленных на левом борту башни у стыка с её крышей. У каждого стрелка — свой призменный смотровой блок. С левой стороны лафета на особой штанге укреплён прожектор инфракрасного и белого света, действующий соответственно на расстоянии до 800 и до 1000 м. Две фары установлены впереди на лобовом листе. На корме укреплены светоотражатели и габаритные огни. Последние расположены так, чтобы по степени их различимости водитель идущей сзади машины мог определить дистанцию на марше ночью или в тумане. В систему управления огнём БМП входит новый дневной/ночной прицел командира со встроенным тепловизором и лазерным дальномером, прицел наводчика и электронный баллистический вычислитель.

Двигатель и трансмиссия[править]

В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырёхтактный шестицилиндровый V-образный многотопливный дизель МВ833 Еа-500 с турбонаддувом. Мощность 600 л.с. при 2200 об/мин, степень сжатия — 19,5. В боевом и десантном отделениях установлены три топливных бака общей ёмкостью 652 л. Этого хватает на 520 км движения по шоссе, а по хорошим дорогам Германии — до 600 км. Система смазки — с сухим картером. Гидромеханическая трансмиссия HSWL-194 «Ренк», установленная перед двигателем, включает гидродинамический трансформатор и гидростатический редуктор, смонтированные в едином блоке. Коробка передач-планетарная, с гидротрансформатором на входе и механизмом реверса. Наличие гидротрансформатора снижает нагрузки на детали и узлы трансмиссии, но при этом он обладает невысоким КПД, даёт дополнительное тепловыделение и снижает запас хода, поэтому он включается только для трогания с места, в тяжёлых дорожных условиях и при переключении передач, а в остальных режимах блокируется. КПП обеспечивает 4 передачи вперёд и назад, переключение производится электрогидравлическим приводом.

Ходовая часть[править]

Гусеницы с резино-металлическими шарнирами, подвеска торсионная с гидроамортизаторами. При создании ходовой части использовались элементы шасси танка Leopard 2. Управление — рулевым колесом автомобильного типа. Бесступенчатый механизм поворота позволяет достаточно плавно изменять радиус поворота машины. Гидротрансформатор, планетарные механизмы поворота и сервоприводы значительно облегчают работу механика-водителя.

Мардер укомплектован кондиционером и противопожарным оборудованием с двумя баллонами двукратного тушения — первое включается по сигналу термодатчиков, второе от ручного выключателя на щитке управления. Питание электросети машины — от генератора мощностью 9 кВт и шести аккумуляторных батарей общей ёмкостью 300 Ач, напряжение бортовой сети — 24 В. На нижнем лобовом листе и корме имеются буксирные крюки с замками, над кормовой дверью — скоба-поручень для облегчения посадки.

САУ «Marder» III

В марте 1945 года в войсках вермахта и СС еще насчитывалось более 300 самоходок этого типа.

Следующим шасси, на основе которого создавались самоходные противотанковые установки серии «Marder», стала ходовая часть трофейного чешского легкого танка, имевшего немецкое обозначение Pz 38(t). Самоходки на этой базе стали третьим поколением «Marder» и именовались неофициально «Marder» III.

В марте 1942 года на заводе пражской фирмы ВММ началось серийное производство новой САУ, получившей обозначение «Panzeijager 38(t) fur 7,62 cm РаК 36(r)» (Sd Kfz 139). Эта машина представляла собой ходовую часть Pz 38(t), вооруженную уже знакомым советским 76,2-мм орудием Ф-22.

Неподвижная полуоткрытая рубка установки (толщина бронелистов — 10 мм) защищала орудийный расчет только от пуль и осколков. Орудие было несколько смещено к фронтальной части корпуса. Во время движения орудийный ствол закреплялся фиксатором, установленным на крыше отделения управления. Машина обладала слишком высоким силуэтом для своих размеров — 2,5 м. Существенно увеличилась ее масса, что вынуждало экономить на броневой защите самоходки. Более того, орудийный расчет, располагаясь на откидных сиденьях, был практически на виду у противника.

Противотанковые 75-мм САУ Marder III Ausf M(Sd Kfz 138) на учениях. Северная Франция, 1944 год.

Темпы производства САУ не отличались высоким уровнем. Всего за период с марта по ноябрь 1942 года удалось выпустить 344 самоходных орудия.

Некоторое число этих машин попало в Северную Африку, и в составе частей Африканского корпуса воевали до полного разгрома войск оси в Тунисе. Когда англичане впервые столкнулись с «Marder» III с советскими 76,2-мм пушками, то решили, что имеют дело с самоходными 88-мм орудиями.

На Восточный фронт САУ Marder III стали поступать в апреле 1942 года, где быстро доказали свою эффективность. Они состояли на вооружении противотанковых дивизионов в составе танковых и моторизованных дивизий. Фактически до появления на фронте в значительном количестве танков Pz IV Ausf F 2 с длинноствольными пушками эти САУ являлись самым эффективным средством, способным бороться с советскими Т-34 и КВ-2. В боевых действиях САУ «Marder» III (Sd Kfz 139) принимали активное участие вплоть до конца 1943 года.

Развитие линии установок «Marder» II и «Marder» III во многом схожи. Если первые варианты обоих поколений имели в качестве огневого средства советскую дивизионную пушку Ф-22, то вторые — немецкую 75-мм противотанковую пушку РаК 40.

В мае 1942 года управление материально-технического обеспечения танковых войск приказало адаптировать орудие РаК 40 к шасси чехословацких танков Pz 38(t). — «мастер конверсий» — изготовила прототип, который положительно оценили представители высшего военного командования.

Серийное производство САУ, получившей обозначение «7,5 cm РаК 40/3 auf Fahrgestell des Pz Kpfw 38(t)», велось силами пражского завода ВММ. С ноября 1942 по июнь 1944 года чехи выпустили около 1250 машин. Позднее еще более 300 шасси и поврежденных танков Pz 38(t) было переоборудовано в САУ на ремонтном предприятии в чешском г. Прилоуги.

«Marder» III Ausf Н — «Heckmotor»

Самоходные орудия выпускались в двух серийных модификациях. Первый вариант «Marder» III Ausf Н («Heckmotor» — «моторное отделение в корме») базировался на оригинальной ходовой части чешского танка. Орудийный расчет защищала высокая конусовидная броневая рубка, расположенная примерно в середине корпуса. В ноябре 1942 — апреле 1943 года фирма ВММ выпустила 418 САУ «Marder» III Ausf Н (из них 175 самоходок были переделаны непосредственно из линейных танков Pz 38(t)).

«Marder» III Ausf М — «Mittemotor»

Другая модификация — «Marder» III Ausf М («Mittemotor» — «моторное отделение посередине»). Серьезные изменения произошли в конструкции корпуса и в расположении основных отделений машины. Силовую установку перенесли в центральную часть, а бронерубка была отнесена к корме. Благодаря такой рациональной компоновке САУ получилась более устойчивой. Уменьшение ее длины и высоты благоприятно сказалось на проходимости и маневренности. Улучшились условия для орудийного расчета. Сокращение некоторых деталей клепаной конструкции корпуса существенно упрощало его серийное производство. С апреля 1943 по июнь 1944 года было произведено 975 самоходных орудий «Marder» III Ausf. М.

Составляя в 1943—1944 годах основу противотанковых дивизионов немецких танковых и моторизованных дивизий, Marder III, вооруженные 75-мм орудиями, заслужили репутацию лучших легких противотанковых САУ до появления истребителей танков «Hetzer». Они принимали участие в боевых действиях на всех фронтах: в России, в Тунисе, на Западном фронте и в Италии. На Восточном фронте эти самоходки активно применялись в ходе сражения под Курском, в кровопролитных боях на территории стран Юго-Восточной Европы (Чехословакия, Венгрия).

Варианты и модификации[править]

  • SPz NEU
    — десять предсерийных образцов, выпущенных в период с октября 1968 по март 1969 года. Оснащены шестицилиндровым многотопливным двигателем «Даймлер-Бенц» MB833Ea (600 л.с.).
  • Marder
    (после 1985 года название изменено на
    Marder 1
    ) — первая серийная модель, производилась с 1970 по 1975 год (всего выпущено 2136 машин). Боекомплект изначально составлял 1 250 20-мм патронов и 2 500 патронов к пулемётам.
  • Marder
    с установленной на башне пусковой установкой ПТУР MILAN. Модификация разработана в 1975 году, в период с 1977 по 1979 годы ПТУР были установлены на все 2 136 машин. В боекомплект включены шесть ПТУР MILAN.
  • Marder 1 A1
    — модернизированный вариант, разработанный в 1979 — 1980 годы и поставленный в производство в 1981 — 1982 годы. Электромеханический механизм поворота башни был заменен на более мощный. 20-мм пушка была снабжена механизмом селективного питания, позволяющим переходить от ведения огня осколочно-фугасными снарядами к стрельбе бронебойными снарядами. В боекомплект к пушке был введен выстрел с бронебойным подкалиберным снарядом DM63, кроме того, боекомплект был увеличен до 1 284 выстрелов (из них 317 бронебойных). Около 1000 машин планировалось оснастить пассивным инфракрасным прицелом с тепловизионным индикатором, однако фактически он был установлен на 674 машины.
  • Marder 1 A1A3
    — Marder 1 A1 с новой радиостанцией SEM 80/90.
  • Marder 1 A2
    — вариант модернизации, проведенной в 1984 — 1991 годы.
  • Marder 1 A2A1
    — Marder 1 A2 с новой радиостанцией SEM 80/90.
  • Marder 1 A3
    — модификация 1989 года. Масса бронирования увеличена на 1 600 кг с целью: непоражаемости машины в переднем секторе обстрела БПС снарядами 30-мм пушки БМП-2;
  • для усиления защита горизонтальных поверхностей (крыши корпуса и башни) от поражения кумулятивными боевыми элементами кассетных боеприпасов за счёт использования разнесенной брони.
  • Marder 1 A4
    — вариант Marder 1 A3 с новой криптографической радиостанцией SEM 93.
  • Marder 1 A5
    — модернизированный вариант Marder 1 A3, разработанный в 2003 — 2004 гг. Установлена дополнительная противоминная защита, полностью изменён интерьер с целью уменьшения повреждений экипажа и десанта в случае подрыва на мине. В ходе модернизации было обновлено 74 машины Marder 1 A3.
  • Marder 1 A5A1
    — модернизированный вариант Marder 1 A5, разработанный в 2010 — 2011 гг. Установлена система кондиционирования воздуха, мультиспектральное камуфлирование корпуса и системы РЭБ. Модернизации подверглось около 35 единиц.
  • САУ «Marder» I

    К началу лета 1942 года совместными усилиями , «Alfred Becker» и ряда французских заводов была подготовлена технологическая база для конверсионного производства САУ, получившей обозначение 7,5 cm РаК 40/1 auf Geschutzwagen Lorraine Schlepper (f) (Sd Kfz 135). В армии машину прозвали «Marder» («Куница»), Впоследствии это стало официальным названием целой серии противотанковых самоходных орудий, а этот первый «Marder» получил порядковый номер «I». К концу года 1942 года удалось выпустить 185 машин «Marder» 1 (48 изготовила , остальные — «Alfred Becker» в кооперации с французскими заводами). Боевая рубка располагалась в корме. Из-за перегрузки ходовой части «Marder» 1 пришлось оборудовать слабой противопульной броней, толщина которой не превышала 12 мм. Поэтому изначально САУ Marder I в составе противотанковых батальонов пехотных дивизий несли службу только в немецких оккупационных войсках во Франции. Тем не менее, некоторые машины воевали на Восточном фронте и в Италии в 1943—1944 годах. Но это было, скорее, исключением.

    75-мм САУ Marder II (на базе Sd Kfz 131) на полевой выставке вооружения и техники. Северный сектор Восточного фронта, лето 1943 года.

    1 января 1944 года во Франции находилась 131 самоходная установка. В Нормандии «Marder» I пришлось принять активное участие в ожесточенных боях с высадившимися там летом 1944 года союзными войсками. 2 июля 1944 года майор Беккер был награжден Рыцарским Крестом за блестящее руководство действиями своего батальона во время сражения за Кан. Упорное сопротивление его подразделений не позволило частям союзников овладеть городом с ходу в июне 1944 года.

    К концу августа 1944 года все самоходные установки «Marder» I были уничтожены либо брошены из-за отсутствия топлива и боеприпасов.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]