Хронология боевых действий японского флота в 1941-1945 гг.


Военно Морские Силы Японии

Военно-Морские Силы Японии имеет глубокие корни в истории. Само по себе история флота Японии очень богатая. Первые летописи, упоминающие японский флот появились в начале 10-ого века. Соответственно, можно говорить как минимум о 11-и вековой истории японского флота. На всей азиатской части Тихоокеанского бассейна флот имел огромное значение задолго до европейских первооткрывателей. Однако азиатская культура и вероисповедание являются более консервативными. Тем самым можно объяснить почему Китай или Япония не известны на весь мир в качестве первооткрывателей или мореплавателей, несмотря на свои возможности того времени.

Как я уже писал история японского флота очень богата, поэтому мы с Вами разберем историю японского флота начиная с конца девятнадцатого века, а точнее с китайско-японской войны.

Китайско-Японская Война 1894-1895 гг.

Китай и Япония с античного времени являются потенциальным врагом номер «1» друг для друга. К самому концу девятнадцатого века между этими двумя странами разгорелась война, где полную победу одержала Японская Империя. Практически за год японскому флоту удалось нейтрализовать китайский флот и захватить Маньжчурию. Более того Китай подписал Симоносекское Моровое Соглашение по которому должен был выплатить контрибуцию в размере 360 млн. йен; передать Ляудунский полуостров и Пескадорские острова в руки Японии.

Российско-Японская Война 1904-1905 гг.

Взаимоотношения двух империй начали портиться в связи с разногласиями двух стран по поводу влияния на Китай и Корею. Основным аспектом разногласий стало желание Имперской России снизить влияние после триумфа Японии в Китайско-Японской Войне. В свою очередь в Имперской Японии образовалось антироссийское настроение в стране, что в будущем привело к боевым действиям. Если быть точнее, переговоры по поводу разделение территорий влияние продолжались больше года 1903-1904 гг., но страны так и не смогли прийти к общему компромиссу.

Стоить отметить, что сама подготовка Японии к войне с Россией началась сразу после того как Россия поддержала Китай в 1895-ом году и сыграла основную роль в усмирении японского аппетита лишь денежной контрибуцией. Годом позже Россия пришла к договоренности с Китаем об аренде Ляудунского полуострова, где была открыта основная военно-морская база Дальнего Востока – Порт Артур. Таким образом Имперская Япония приняла декларацию по обновлению флота, для возможной будущей войне с Россией.

После опыта полученного в войне с Китаем, Япония решила обновить свой флот. Новые боевые корабли были быть построены по европейским стандартам и не уступать ничем европейским державам. Свои отношение с европейскими странами Япония установила еще в 1893-ом году, заказав у Великобритании два броненосца («Ясима» и «Фудзи»). Великобритания была номером «1» в мире по морским силам, соответственно Япония решила связать тесные связи именно с ней.

Благодаря огромной контрибуции, полученные с Китая, Япония смогла обновить свой флот к 1903-ему году. Основным поставщиком кораблей была Великобритания, второстепенными являлись Германия, Соединенных Штатов, Италия и Франция. Свои национальные верфи Япония в основном использовала для ремонта и модернизации своих старых кораблей и кораблей, захваченных у Китая. Япония все же смогла построить на национальных вервях два броненосца («Нийтака» и «Цусима»), после того как завершила модернизирование и ремонт своих старых кораблей.

В общей сложности почти за одну декаду обновления флота, Япония потратила около 250 млн. йен. Япония очень серьезно относилась к вопросу флоту, поэтому Адмиралтейство и власти страны не экономили и старались построить современный флот, отвечающий всем стандартам. Другим аспектом затрат составило закупка боеприпасов, угля и т.п. Япония также уделяла огромное внимание обучению персонала. Так например самый известный адмирал того времени – Адмирал Хейхатиро Того является выпускником Королевской Военно-Морской Академии (Великобритания). Япония не жалела средств на учения, стрельбы и практику, любого характера.

В итоге Япония вошла в войну, имея в составе:

  • 6 ед. броненосцев;
  • 19 ед. крейсеров (броненосный, броне-палубных и обычных);
  • 23 истребителя;
  • 53 миноносца (обычных и эскадренных).

В свою очередь уставшая от постоянных войн Россия (на которые было затрачено больше средств, чем получено трофеев), была практически не готова к войне. Устаревшая морская техника, нехватка боеприпасов были основными проблемами Имперской России.

Морское сражение «Цусима» является основным морским сражением двух стран. Японский Адмирал Того, используя тактику «Т» смог одержать уверенную победу над российскими силами. Более того «Цусима» зарегистрирована как одно из трех великих морских сражений.

Флот армии Японии во время Второй Мировой Войны

После успехов в войнах против Китая и России, символической победе в Первой Мировой Войне (Япония не участвовала в прямых боевых действиях), Имперская Япония дальше показывала агрессивную политику.

Японский флот перед началом Второй Мировой являлся третьим в мире по мощности сил, уступая флоту Великобритании и Соединенным Штатам. Однако сама инфраструктура страны сильно уступала первым двум.

Основной упор японского флота приходил на авиа-несущие корабли. Таким образом Япония хотела взять вверх над своим Тихоокенским соседом – США. В то время как европейские союзники (Фашисткая Германия и Италия) должны были покорить Европу, Африку и основную часть Азии, Япония должна была воевать с Китаем и СССР в Азии и приложить основную силу на сдерживание Соединенных Штатов. Однако основные действия Японии происходили именно с последним.

Знаменитая атака на военно-морскую базу ВМС США Перл Харбор развязала войну между Японией и США. Однако сама атака не являлась такой успешной как ее описывают Япония и такой ужасающей как ее описывают власти США. Япония хотела раздуть эффект своей атаки, а США хотела с помощью этой атаки воплотить американский дух народа во едина, ведь США нужно было начать войну против Японии, которая находилась на другом конце Тихого океана.

На момент начало войны Япония имела на своем счету авианосцы, гидроавианосцы, подводные авианосцы, линейные корабли, тяжелые и легкие крейсера, подводные лодки, эскадренные миноносцы, тральщики, миноносцы и много других вспомогательных кораблей. Однако основной силой являлись именно авианосцы. Стоить отметить аспект подводных авианосцев. По некоторым данным с помощью этих кораблей, Япония смогла организовать единственную континентальную атаку на США за период Второй Мировой Войны.

Как и предсказывал Японский флотоводец Ясороку Ямамота, флот Имперской Японии не имел шансов на победу в этой войне. Основой причиной тому являлся технологическое и экономическое преимущество США. ВМС США на протяжение всей войны активно строили и пополняли ряды своего флота, в то время как в Японии с каждым днем войны уменьшались боевые и сырьевые запасы страны.

Японского флот все же смог добыть несколько ярких побед – морское сражение у острова Саво, в Яванском Море, рейд авианосцев в Индийском океане. В последующее время удача перешла на сторону ВМС США. Американский флот нанес серьезный удар по японскому флоту в Коралловом море, а затем наступил переломный момент для японцев – морское сражение при Мидуэе. В Мидуэе японский флот был практически полностью уничтожен. После сражения при Мидуэе флот Имперской Японии не был в силе вести бои в открытом море и производил только авиа удары (в основном камикадзе) по своему противнику.

Мало говорили – много делали

Победа в Русско-Японской войне принесла японцам титул крупной морской державы. Однако линейный флот Японии на 100 % состоял из броненосцев, построенных за рубежом. Ровно половина из них (6 из 12) были лишены гарантийного обслуживания и требовали серьезных вложений для приведения в боеспособное состояние. Причиной тому были известные обстоятельства. После падения Порт-Артура и залпов Цусимы японцы захватили, подняли со дна и восстановили 17 боевых кораблей Российского Императорского флота, среди которых оказались «Варяг» и шесть броненосцев. Спустя восемь лет трофейные корабли были поставлены под расстрел из 356-мм пушек линейных крейсеров типа «Конго». Мишени пошли на дно. А сами японцы старались не упоминать о том, что стали обладателями крупнейших в мире и, вероятно, сильнейших в тот период боевых кораблей. Головной «Конго» был заложен на верфи «Виккерс» в преддверии Первой мировой войны. И стал последним японским кораблем, построенным за рубежом. Каждый последующий тип приобретал всё большую самостоятельность. Пока не наступил черёд «Нагато».

В 1920 году японцы представили чудовищный корабль, который опередил своих ровесников минимум на десятилетие. Главный калибр 16 дюймов, защищенность по лучшим стандартам эпохи и заявленная скорость 23 узла. Такого сочетания параметров не было ни у кого! Реальные характеристики «Нагато» стали известны только в 1945 году. Когда на борт захваченного линкора поднялись американские военные и сделали массу интересных открытий. Силовые установки «стандартных линкоров» США развивали мощность около 30 000 л. с., обеспечивая эскадрам единую максимальную скорость 21 узел. По прошествии десятилетий выяснилось, что выбранный стандарт был недопустимо мал для противодействия японским линкорам. В машинных отделениях «Нагато» обнаружились 4 турбины суммарной мощностью 80 000 л. с., а реальная скорость японца превышала 26 узлов.

Современное состояние флота

После унизительного поражение во Второй Мировой, Японии запрещалось иметь Вооруженные Силы. Однако в 1952-ом году японские власти нашли способ обойти этот запрет создав Японские Силы Самообороны.

Всем хорошо известен уровень японской технологий и инфраструктуры. Соответственно практически всю боевую технику Япония строит на национальных заводах. Однако стоить отметить, что данная ситуация не всегда была такой. После начала Холодной Войны, власти США активно поддерживали Японию. Таким образом страна, сбросившая ядерную бомбу на Хиросиму и Нагасаки, стала другом номер «1» для Японии. В наше время Соединенные Штаты так же поддерживают Японию против нового мирового игрока – Японии. Поэтому флот Японский Сил Самообороны не полностью состоят из национальной техники. В наше время в основном Япония закупает у США и стран НАТО авиатехнику и некоторые лицензии для строительства кораблей для своего флота.

Первый представитель класса быстроходных линкоров

Быстрее всех американцев. Быстрее «Нельсонов» постройки конца 1920-х годов. Превосходивший в скорости даже «Куин Элизабет» – быстроходное крыло британского флота. Соперничать с японской супермашиной могли только редкие линейные крейсеры. В отличие от которых, «Нагато» не имел компромиссов в плане вооружения и защиты. Благодаря вдвое большей удельной мощности, японские линкоры тратили меньше времени на восстановление скорости после совершения маневров. Они могли поставить «палочку над Т» любой формации «стандартных бэттлшипов» или уйти от превосходящих сил, чтобы потом атаковать снова в неожиданном месте. Диктуя свою инициативу и правила боя. Другой сюрприз «Нагато» был связан со схемой его защиты. В теории она повторяла американскую концепцию

«всё или ничего».

Как выяснилось позднее, японский корабль имел защищенные оконечности. История с «Нагато» – полный провал западных разведок, грозивший серьезными последствиями в сражениях. Напоминание о том, какими принципами всегда руководствуются вооруженные силы Японии. Последняя шутка была связана с орудиями 41 cm/45, которые весной 1922 года в срочном порядке сменили обозначение на 40 cm/45. По условиям Вашингтонского соглашения главный калибр линкоров не должен был превышать 16 дюймов (406 мм). Сущие мелочи, несколько лишних миллиметров. Но маленькая ложь превратилась в крупную аферу. В следующий раз под обозначением 40 cm/45 велось создание 460-мм орудий для линкоров «Ямато». С завесой секретности вокруг «Ямато» самураи явно перестарались. В какой-то момент следовало раскрыть карты, чтобы извлечь максимум пользы из ситуации. Появление на ТВД таких кораблей могло заставить противника соблюдать меры предосторожности и замедлить темпы наступления. Затратив неадекватные усилия на нейтрализацию угрозы, по типу истории с «Тирпицем». Сами янки бросились бы строить суперлинкоры с артиллерией 500 мм – в ущерб остальным задачам. Для страны, которая могла позволить себе строительство «Алясок», такой проект пришелся бы в самый раз. Но японцам была не нужна скандальная слава. Они хранили выдержку и спокойствие в ожидании артиллерийской дуэли, где смогут удивить противника главным калибром.

Флот Японии vs ВМФ России

Многие специалисты пытаются сделать сравнительный анализ японского и российского флотов. При этом учитывается, что Япония имеет около сотни кораблей и находится на втором месте по числу эсминцев. В частности имеется два ракетных эсминца (10 тыс. тонн водоизмещения) и вертолетоносец Izuto (27 тыс. тонн). Япония, ВМФ которой носит миротворческую направленность, имеет специализацию – противолодочная и противовоздушная оборона. Общее водоизмещение японского флота – 405,8 тыс. тонн.

Российский флот с водоизмещением 927 120 тонн имеет на вооружении корабли, оставшиеся со времен Советского Союза. Самый новый эсминец имеет двадцатилетний возраст, самый старый – пятидесятилетний, но все подлодки прошли модернизацию, и их оснастили современной военной техникой. К сожалению, больше половины корабельного состава подлежат модернизации и замене.

Структура эскортных сил

Эскортными силами, находящимися под командованием вице-адмирала, руководит штаб, дислоцирующийся на территории военно-морской базы в Йокосуке.

В подчинении у него имеются:

  • флагманский корабль;
  • четыре флотилии с эскадренными миноносцами, располагающимися на базах Йокосуке, Сасебо, Куре и Майдзуру;
  • шесть отдельных дивизионов эсминцев или фрегатов;
  • подразделения с десантными кораблями;
  • транспорты снабжения;
  • корабли, обеспечивающие боевую подготовку;
  • учебная группа.

Во главе флотилий стоят контр-адмиралы, которым подчиняются соответствующие штабы и по 4 эсминца, объединенные в дивизионы, разбитые на два типа.

Дивизион первого типа состоит из:

  • эскадренного миноносца-вертолетоносца;
  • эсминца с управляемым оружием;
  • двух обычных эсминцев.

Во второй тип включены три рядовых эсминца и один с управляемым ракетным зарядом.

В отдельных дивизионах имеется от двух до пяти судов. Место дислокации кораблей, входящих в подразделение фрегатов (эсминцев) – одна из военно-морских баз.

Для судов, включенных в дивизион транспорта по снабжению, допускается дислокация на различных базах.

Отдельные группы десантных кораблей оснащены вертолетными судами-доками «Осуми», которые располагаются на базе Куре. Кроме того, в каждый дивизион входят по шесть катеров, имеющих воздушную подушку и предназначенных для десантирования.

В учебную группу входит штаб, расположенный в Йокосуке, и пять учебных отрядов, расформированных по различным базам.

Не имеет аналогов?

Сложно поверить, что никто из японских руководящих лиц, в погонах или без погон, не соизволил покрасоваться перед камерами на фоне таких «игрушек». А там было на что посмотреть. Так, исходя из совокупности доступных сведений, корпуса японских подлодок изготавливаются из стали с пределом текучести 1100 МПа. Применение таких материалов в кораблестроении считается проблематичным (на грани невозможного), по причине неудовлетворительных сварочных качеств. Однако «Кавасаки» и «Мицубиси Хэви Индастриз», похоже, давно раскрыли секрет и обладают необходимыми технологиями. Предельная глубина погружения для субмарин «Сорю» и «Тайгей» при таких условиях может достигать 900 м. Самые глубоководные в мире боевые корабли. В противном случае (при сохранении глубины погружения на уровне прежних значений) применение высокопрочной стали NS110 означает значительное сокращение массы корпуса. Выделившиеся резервы расходуются на повышение других неизвестных характеристик. Многие ли знают о том, что в Японии ведется серийная постройка субмарин с литийионными батареями в качестве единого источника энергии для подводного хода?

Исключительно дорогостоящие подводные «теслы», не имеющие равных среди других проектов дизель-электрических субмарин. Первая из таких подлодок («Орю») скромно вступила в строй в прошлом году. И все подумали, что это смелый эксперимент. Но сейчас таких единиц уже три. Самая свежая – головная НАПЛ следующего поколения «Тайгей» была спущена на воду в октябре 2022 года. Спуск на воду японских боевых кораблей всегда имел фактор неожиданности. Обычная практика – отсутствие официальных названий до момента вступления в строй. В отличие от отечественных традиций, где закладка одной днищевой секции сопровождается громкими фанфарами и обещаниями, что корабль вступит в строй к двадцатому году. Одним из последних сюрпризов стал «Кумано». Первый из фрегатов нового типа 30FFM, спущенный на воду в ноябре 2022 года.

Примечательно, что «Кумано» является вторым представителем серии. Головной безымянный фрегат, известный на западе как FFM-1, по неизвестной причине не появился в назначенный срок. Несмываемый позор для японских кораблестроителей – с момента закладки прошел целый год, а он до сих пор не спущен на воду! Заявленное водоизмещение «Кумано» составляет 5500 тонн. С его появлением стало ясно, каким будет облик ВМС Японии во второй четверти ХХI века. Построив 28 эсминцев по устаревшим технологиям конца 90-х и начала нулевых годов, японцы перешли к новым стандартам. В проекте 30FFM используется другая архитектура корпуса и надстройки. Автоматизация и технологии дополненной реальности (AR) в системах управления кораблем привели к дальнейшему сокращению численности экипажа – до 90 чел. Заявлено, что за последующие десять лет будет построено 22 таких компактных фрегата с расширенными возможностями. Проект 30FFM будет включать в себя несколько подсерий.

Задачи вновь созданного флота

Созданный в рамках сил самообороны японский военно-морской флот предназначался для того, чтобы:

  • вести боевые действия с корабельными и авиационными группировками противника для получения господствующего влияния на морской и океанской акваториях у побережья Японии;
  • блокировать проливные зоны в Охотском, Восточно-Китайском и Японском морях;
  • проводить морские десантные операции и оказывать поддержку сухопутным частям на приморском направлении;
  • защищать морские коммуникации, оборонять военно-морские базы, пункты базирования, порты и побережье.

В мирные дни корабли ВМФ Японии охраняют государственные территориальные воды, поддерживают благоприятный оперативный режим в тысячемильной океанской зоне и несут дозорную службу, совместно с Управлением морской безопасности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]