Не кум, не сват, не эсминец, не фрегат
Соответствующие СМИ весьма обрадованно встретили выход из модернизационного ремонта бывшего большого противолодочного корабля проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко». Ремонт был долгим, с 2014 года. Мы тоже приветствуем выход бывшего БПК, так как прекрасно понимаем, каково положение на флоте с кораблями, в особенности – с кораблями дальней морской зоны.
А положение таково, что вся надежда исключительно на корабли советской постройки. И сегодня ТАРК проекта 1144, ракетные крейсера проекта 1164 и БПК проекта 1155 – это основные корабли ВМФ России, способные оперировать в дальней морской зоне. К сожалению, назвать их новыми не повернется язык даже у закоренелого оптимиста. Все они родом из восьмидесятых годов прошлого века.
Новые корабли такого класса России явно пока строить не по силам и возможностям, так что приходится использовать то, что есть. Модернизируя, ремонтируя, понятно, что до бесконечности это делать нереально, но пока вот так. Присутствие России в ДМЗ можно обозначать исключительно с помощью надводных кораблей советской постройки.
«Адмирал Чабаненко» изначально несколько отличался от собратьев, поскольку был единственным представителем усовершенствованного проекта 1155.1. Остальные корабли, которых на сегодняшний день уцелело семь, БПК проекта 1155 были чуть меньше по водоизмещению и слабее в плане вооружения.
Вообще проект 1155 можно смело назвать одним из удачнейших проектов советского кораблестроения. Это были корабли с весьма приличными мореходными качествами, с хорошими по меркам того времени средствами обнаружения подводных лодок и противолодочным вооружением. Плюс два вертолета. Недостатками были очень слабое (преимущественно артиллерийское) ПВО и отсутствие ударного противокорабельного вооружения. Но для обозначенной функции противолодочных кораблей вооружения было более чем достаточно.
БПК проекта 1155.1 значительно отличался от предшественников: больше водоизмещение, лучше гидроакустика, появилось противокорабельное вооружение: ракеты «Москит». Стало более современным ПВО, с появлением ЗРАК «Кортик», который сменил «Кинжал». Противолодочный комплекс «Водопад-НК» позволял не только бороться с подводными лодками, но и вполне успешно торпеды комплекса можно было применить по надводным кораблям.
И вот, в 2014 году самый современный из БПК отправился на модернизацию. И спустя 8 лет ремонт и модернизация закончены.
И теперь «Адмирал Чабаненко» уже не большой противолодочный корабль, а фрегат. Вот такие изменения.
Получилось интересно, что в фрегаты сыграл корабль, который по водоизмещению соответствует американскому эсминцу «Арли Берк». Да, в плане водоизмещения, но не в плане вооружения.
Чем вооружили новоявленный фрегат?
Четыре ПУ ПКР «Уран», каждая на 4 ракеты. Итого 16 ракет, которые более современны, чем «Москиты», однако предназначены для поражения кораблей до 5 000 тонн, а оптимально – для катеров разных классов.
Далее универсальные ячейки комплекса 3С14. 16 ячеек, в которые можно зарядить все, что угодно, «Калибры», «Цирконы», «Ониксы».
Итого – 32 ракеты. 16 для мелких кораблей, 16 для целей покрупнее.
«Арли Берк» может взять в свои ячейки (32 в носовой части и 64 в кормовой) от 8 до 56 ракет типа «Томагавк». Плюс две ПУ ПКР «Гарпун» на 4 ракеты каждая.
Если посмотреть на фрегаты, то если взять немецкий «Баден-Вюртемберг», то уступая в водоизмещении проекту 1155.1М около 1 000 тонн, немец несет всего 8 ПКР «Гарпун» и около 40 ракет непосредственной зенитной обороны корабля. Артиллерия и торпеды тоже присутствуют, естественно.
Британский строящийся фрегат нового типа 26 водоизмещением схож с «Адмиралом Чабаненко», но вооружен УВП Mk.41, в которую, как известно, может войти все, от «Томагавка» до LRASM. Плюс ЗРК CAMM со своей собственной УВП на 48 ячеек.
Как и российский корабль, немецкий и британский несут по два вертолета.
В целом – похоже. Учитывая, что многие СМИ говорили о том, что «Адмиралу Чабаненко» значительно перетряхнули радиоэлектронную начинку, хочется верить в то, что это именно так.
В итоге переклассификация БПК в фрегат смотрится оправдано. Корабль сможет атаковать не только подводные лодки, но и надводные корабли и цели на берегу. Это в целом полезно и оправдано. Универсальность сегодня в моде.
Но есть и не совсем приятный момент. Нет сведений о том, какой объем ремонтно-восстановительных работ был проделан на «Адмирале Чабаненко». Напомню, корабль был спущен на воду в 1992 году, в строй вошел в 1999 году. Его почти одноклассник «Маршал Шапошников» был спущен на воду в 1984 году, в строй корабль вошел в 1986-м.
В апреле прошлого года, после модернизационного ремонта, который продолжался более пяти лет, «Маршал Шапошников» вернулся на Тихий океан.
По имеющейся информации, на корабле в рамках ремонта заменили 80% кабельных трасс и заменили около 40% корпусных конструкций. Конструкции пришлось изготавливать заново.
О чем это говорит? Это говорит о приличном износе корабля. Понятно, что у «Чабаненко» такой износ меньше, но у нас в строю флотов находятся еще 6 таких кораблей, которые тоже придется ремонтировать, заменяя «уставшие» конструкции.
Как на ваш взгляд, 40% — это много или мало? Не проще ли было при таком раскладе построить новый корабль, сразу оснастив его самым современным вооружением и оснащением?
Верфи в Калининграде (БПК строили на «Янтаре») вроде бы целы, двигатели вроде бы появились (М-70ФРУ от «Сатурна» как вариант), возникает вопрос: стоит ли так латать-перелатывать старые корабли проекта 1155 вместо того, чтобы построить новые?
На очереди стоит БПК Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов», который тоже вот-вот должны начать модернизировать. Пресс-служба «Дальзавода» сообщала о том, что будут заменены почти все боевые системы, кроме артустановок АК-630. ПУ для «Калибр-НК», противолодочный «Пакет-НК», обновление корпуса и так далее. «Виноградов получит» не 2, а 4 ПУ 3С14 по 8 ячеек каждая. То есть, бывший БПК сможет нести до 48 крылатых ракет одномоментно.
Далее должна настать очередь «Адмирала Пантелеева» и «Адмирала Трибуца» стать фрегатами размером с эсминец.
К сожалению, это говорит сегодня только об одном: российское судостроение просто не в состоянии повторить успехи советских корабелов. Поэтому вместо того, чтобы изначально строить новые и современные корабли, отвечающие всем требованиям современности, мы с увлечением продолжаем латать и использовать корабли советской постройки.
Хорошо, что запас прочности позволяет это сделать.
Но в любом случае, «тришкин кафтан» для российских кораблей дальней морской зоны – это не совсем то, что хотелось бы видеть в итоге.
Конечно, это лучше, чем ничего. Старый корабль, который позволяет установить и использовать более современные системы вооружения – это лучше, чем ничего, точнее, корабли, которые никогда не будут построены. Однако, сорок лет – это сорок лет. И разумно ли тратить столько денег и ресурсов, строя обороноспособность страны за счет таких кораблей?
Впрочем, вопрос скорее риторический. Других у нас все равно нет и не предвидится.
Так что ответом на поставленный в начале вопрос может быть то, что за модернизациями сорокалетних кораблей проекта 1155 стоит неспособность России самостоятельно построить современные эсминцы и фрегаты. А хотелось бы.
Из БПК во фрегаты: эволюция «Адмирала Чабаненко»
Об этом пишет агентство «Известия». Как сообщили источники издания в оборонном ведомстве, план модернизации уникального корабля Северного флота уже согласован. Сейчас завершается ремонт корпуса судна.
БПК «Чабаненко»
С начала 1990 годов «Адмирал Чабаненко» был один из самых мощных представителей российского ВМФ. После модернизации судно, которое изначально строилось как большой противолодочный корабль (БПК), сменит статус и станет фрегатом. Однако отмечается, что фактически с учетом больших габаритов (7,7 тысяч тонн водоизмещения) и набора вооружения он сможет полноценно выполнять функции крейсера.
После модернизации «Адмирал Чабаненко» также получит обширный арсенал. Он станет одним из штатных носителей гиперзвуковой ракеты «Циркон», испытания которой близятся к завершению. Кроме того, он будет нести крылатые ракеты «Калибр» и Х-35, а также уникальные ракеты-торпеды «Ответ». Таким образом «Адмирал Чабаненко» сможет работать по любым типам целей — надводным, подводным, наземным и воздушным.Планируется, что фрегат получит универсальную пусковую установку вертикального пуска на 16 крылатых ракет «Калибр», «Оникс» или «Циркон». Всего «Чабаненко» сможет нести 32 крылатых ракеты», плюс ко всему корабль получит зенитные ракетно-артиллерийские комплексы (ЗРАК) «Панцирь-М», которые заменят комплексы «Кортик».
Первоначально вооружение БПК составляли: 2 х 4 ПУ ПКР 3М-80 «Москит», 8 х 8 ВПУ ЗРК «Кинжал» — 64 ракеты; 2 ЗРАК «Кортик» — боекомплект 128 ЗУР 9М311 и 24 000 30 мм выстрелов, спаренная 130 мм АК-130 — 1000 выстрелов, 2 x 4 ПУ ПЛРК «Водопад» — 24 ракеты и торпеды («Водопад-НК» — 83РН, 84РН, торпеды СЭТ-65), 2 х 10 РБУ — 12000 комплекса ПТЗ «Удав-1» — 120 РГБ, ПУ пассивных помех — 2 ПК-2 и 10×12 ПК-10.
Большрй противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» проекта 1155.1 с управляемым ракетным вооружением дальней морской и океанской зоны включён в состав ВМФ 28 января 1999 года. Сейчас он числится в составе Северного флота России, но с апреля 2014 года находится на модернизации и ремонте в . Бортовой номер 650. Водоизмещение 8320 тонн.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Теги: Флот БПК Чабаненко ВМФ России гиперзвуковая ракета «Циркон»
Предыдущая статья Атомные крейсеры нового и предыдущего поколений планируют применять в тесной связке
Следующая статья Как обстоят дела с подводным флотом в России
Предоставлено SendPulse
Нравится 3
Надувная лодка ВМФ: Как из фрегата сделать крейсер
С кораблями 1-го ранга дальней океанской зоны у ВМФ России большие проблемы и совсем уж малое их количество — менее трёх десятков фрегатов, эсминцев и крейсеров. В наличии они конечно ещё и имеются, но вот, увы, далеко не все на плаву — большая часть стоит у стенки, на некоторых создаётся видимость ремонта и модернизации.
Можно сколько угодно надувать военно-морские щёки, но производить пока что-то крупнее фрегатов дальней морской зоны (корабли 2-ранга проекта 11356), типа «Адмирал Григорович», фрегатов 1-го ранга проекта 22350 типа «Адмирал Горшков», Россия в силу ряда причин пока не в состоянии.
Накопленный опыт строительства БПК проекта 1155, выявленные в процессе службы недостатки, появление новых образцов вооружения и техники, необходимость повышения ударных возможностей для борьбы с надводными кораблями любого вероятного противника, для разгрома конвоев, а не только для борьбы с подводными лодками- всё это настоятельно требовало доработки проекта. Во- первых, было решено установить новейший противокорабельный ракетный комплекс «Москит», апробированный на ракетных катерах, эсминцах и показавший себя с лучшей стороны. Во- вторых, увеличили калибр артиллерии главного калибра. В третьих, в добавление к двум комплектам ЗУР «Кинжал» для противоракетной обороны были установлены зенитно- артиллерийские комплексы «Кортик». Переработке подверглись корпус в носовой части (под новейший ГАК «Звезда») и компоновка внутренних помещений. Фактически получился настоящий эсминец, хотя новый корабль официально числится большим противолодочным кораблем 1 ранга (как и «Удалые»). Первый корабль по переработанному проекту 11551 был зачислен в списки ВМФ 24 мая 1987 года, заложен в Калининграде на (строительный N 121) летом 1990, спущен на воду 16 июня 1994 года. Фактически готов корабль был к началу 1996 года, сдаточные испытания затянулись до конца года из-за недостаточного финансирования. БПК после приемки прибыл на Северный флот. Вступление в строй этого корабля на фоне торжеств, связанных с 300- летием российского флота, а особенно с приёмкой крейсера «Петр Великий», прошло крайне незаметно, однако сегодня, когда в России при создании флота одним из наиболее важных вопросов становится проблема выбора оптимальных направлений в строительстве кораблей, обеспечения эффективного использования выделяемых для этого средств, становится очевидно: «Петр Великий» оказался «кораблем престижа», а в рабочее ядро вольётся как раз «Адмирал Чабаненко» и ему придётся охранять морские границы России…
Основные характеристики вновь установленного на новом БПК вооружения таковы. Главный ударный ракетный комплекс «Москит» состоит из восьми сверхзвуковых крылатых ракет ЗМ-80, размещенных в контейнерах на месте противолодочного комплекса, не изменивших общего силуэта корабля. В комплекс включена и корабельная автоматизированная система управления ЗЦ-80 с радиолокационным комплексом целеуказания «Гарпун-БАЛ», который представляет собой активно- пассивный компьютеризованный комплекс с загоризонтной дальностью обнаружения. Система позволяет вести одновременное сопровождение 12-15 целей с выдачей одновременного целеуказания на 6 целей в условиях организованного радиоэлектронного противодействия.
БПК «Адмирал Чабаненко» па выходе в полигон боевой подготовки. Июнь 1996 г.
Ракета ЗМ-80 вообще уникальна. Скорость ее полета равняется М 2.0 или 2800 км/час! Небольшие цели она просто перерубает динамическим ударом, не считая взрыва (150 кг. ВВ). Высота полета на маршевом участке- 20 метров, дальность стрельбы и поражения цели- от 10 до 120 км. Головка самонаведения комбинированная. с активным и пассивным каналами. Долго охотился за этой ракетой Запад и наконец, по слухам, приобрел её за бесценок на Украине.
Добавила ударных возможностей новому кораблю и сэкономила место двухорудийная 130- мм пушка. Принятая на вооружение в 1985 году. АК-130 имеет суммарный темп стрельбы в 90 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 23 км. Управляет стрельбой система MP-184 с двухдиапазонной РЛС, телевизир, лазерный дальномер, аппаратура селекции и помехозащиты. Система и орудия позволяют обстреливать береговые, морские и воздушные цели, в том числе и, низколетящие крылатые ракеты (с эффективным поражением в радиусе 8 м). Пушка на сегодняшний день наиболее мощная в нашем ВМФ. Из недостатков её отмечается иногда заклинивание на максимальных углах возвышения при наибольшем темпе стрельбы. Кстати будет сказать, что в июне 1996 года во время один ствол после стрельб оказался в нерабочем состоянии.
РЛС «Лев», которая управляет огнем артиллерии па БПК пр. 1155 и 11551 и 130-мм артустановкаАК-130.
Водоизмещение нормальное: 7700т, полное 8900т. Главные размерения: 163х 19х 7,6м. Вооружение- 2 вертолета (Ка-27ПЛ и Ка-27РЦ) в двух ангарах, 2×4 ПУКТ-190 для 8ракет «Москит» (ЗМ-80) Ь х 8 вертикальных ПУ ЗС-95 зенитных ракет 9М-330 «Кинжал» (64 ракеты), 1×2- 130мм АК-130 350 выстрелов), 2 ракетно- артиллерийских комплекса «Кортик» (ЗМ-87)- всего 64 ЗУР и 12000 выстрелов, 2×4- 533 мм ТА. Кроме этого, установлен новый противоторпедный комплекс «Удав» со следующими характеристиками: калибр снарядов- 300 мм, дальность стрельбы снаряда- отводителя: от 700 до 3000 м, глубинно- заградительного снаряда- от 100 до 2000 м. Комплекс поражает торпеды постановкой нескольких «дрейфующих завес» различных типов, вероятность поражения прямоидущей торпеды- 90%, самонаводящейся- 76%. Пусковая установка 10- ствольная.
Двигательная установка газотурбинная; 2 маршевых турбины М-9 по 10000 л с 2 форсажных турбины М-21 по 22500 л.с. (общая мощность 65000 л.с.), скорость 29,5 узлов. Дальность плавания 2900 миль (14 узлов) или 1000 миль (18 узлов). Автономность- 30 сут. 2000 т. топлива (в перегруз) Экипаж 296 чел. (из них 32 офицера).
Сравнительно новым видом вооружения (правда, в 1993 г. снятом с производства) можно считать установленный на «Адмирале Чабаненко» зенитный ракетно- артиллерийский комплекс «Кортик». Идея этой установки такова: автоматическое обнаружение и поражение низколетяших целей на рубеже S-1.5 км ракетами и дострел на расстоянии до 0,5 км. По боевым характеристикам «Кортик» производит неплохое впечатление: обстрел ракетами 6 целей в минуту, суммарный теми стрельбы артиллерийской установки 10000 выстрелов в минуту, высота поражения целей от предельно малой до 4 км. Может поражать малоразмерные береговые и морские цели. Но сошлюсь на мнение безусловного авторитета в вопросах корабельного оружия, А.Б. Широкорада: «Совмещение ракетного и артиллерийского вооружения в одной качающейся части нерационально. Более целесообразный путь- создание чисто артиллерийской 12- ствольной АУ с лучшей баллистикой и увеличением скоростей приводов наведения до 100 и более градусов в секунду, как это делается за рубежом».
Установка «Кортик»: боевой модуль, командный модуль, зенитная ракета и блок стволов.
Установка «Кортик». В этом сооружении, напоминающем неуклюжего «Робокопа», соединены два комплекса: зенитный малой дальности «Оса» и артиллерийский АК-630. На стадии идеи это был многообещающий комплекс, но реализация не оправдала возложенных надежд.
Общая оценка проекту 11551 должна быть высокая, да и сам корабль понравился морякам. Можно смело сказать, что БПК вооружен в разумных пределах, в отличие от эсминцев, перенасыщенных, в ущерб обитаемости и удобству эксплуатации. Вот и продолжить бы строительство нового проекта, но часто так и было, что как только наша страна вплотную подходила к строительству настоящих и действительно, а не на бумаге, уникальных и мощных боевых кораблей, следовали то войны, то революции, то политические катаклизмы и лучшие проекты так и оставались на стапелях. Второй корпус проекта 11551 «Адмирал Кучеров» находится на Северной верфи в недостроенном виде.
В 1993 году на выставке ИДЭКС-93 в Абу-Даби в российском разделе была представлена полная информация о кораблях этого проекта для возможных покупателей. К сожалению, таковых не нашлось. Не по причине ущербности или неконкурентоспособности проекта, а потому, что неискушенные в торговых делах российские организаторы не учли, что заказ другим странам корабля такого класса и водоизмещения – это большая редкость. Самые ходовые заказы – катера, фрегаты, сторожевики. , .Там же были представлены образцы вооружения, стоящего в том числе и на БПК пр. 1155: НПО «Альтаир» демонстрировало ЗУР «Клинок»/» Кинжал», КБ «Аметист» рекламировало универсальный 100-мм артиллерийский комплекс и 30-мм комплекс АК-630М. КБ машиностроения выставило к продаже комплексы постановки ложных целей и маскирующих завес. ЦНИИ «Гидроприбор» рекламировало торпеды ТЭСТ-96, УСЭТ-95 и другую продукцию, в том числе мины, НПО «Марс» – системы автоматизации, КБ МПО «Салют» предлагало к продаже РЛС «Фрегат-МАЭ».
Если системы вооружения спросом пользовались и в настоящее время получают заказы и дальнейшее развитие, то строительство надводных кораблей такого водоизмещения на российских верфях пока более не предвидится.
Оглавление
Ремонт перетек в модернизацию
4K 3 мин.
Большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», единственный представитель проекта 1155.1 в составе ВМФ, подвергнется модернизации. Технические документы за полтора года подготовит разработчик первоначального проекта корабля — петербургское «Северное ПКБ». Проводящий ремонтные работы заплатит за документацию 726 млн рублей. Собеседники в отрасли отмечают, что в отсутствие новых больших боевых кораблей ВМФ вынужден модернизировать советское наследие. Эксперты полагают, что корабль получит новое радиоэлектронное вооружение и пусковые установки для крылатых ракет «Оникс», предназначенных для поражения надводных целей.
Ноябрь 2014. БПК СФ «Адмирал Чабаненко» пр. 11551 во время ремонта у 19-й причала 35-го СРЗ (филиал ЦС «Звёздочка», г. Мурманск)
Фото: https://navy-korabel.livejournal.com JAGO (c)
Большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Чабаненко», находящийся на ремонте с апреля 2014 года, пройдет модернизацию. Информацию подтвердили «Ъ» в ОСК.
Изначально в ВМФ планировали ограничиться ремонтом корабля на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, который является филиалом северодвинского . Ремонт должен был занять три года — предполагалось, что БПК «Адмирал Чабаненко» будет передан флоту в 2017 году. Однако из конкурсной документации , размещенной на портале zakupki.gov, следует, что простой корабля затянется еще на несколько лет. «Звездочка» заказала петербургскому «Северному ПКБ» «выполнение конструкторских работ в обеспечение отдельных модернизационных работ в период ремонта с продлением межремонтного срока». Работы касаются «заказа 11551 зав. N с-121». Ранее «Звездочка» проводила закупки, касающиеся ремонта этого заказа. Из открытых источников следует, что речь идет именно об «Адмирале Чабаненко». «Северное ПКБ» получило заказ как единственный поставщик. Отсутствие конкуренции связано с тем, что корабль строился по проекту «Северного ПКБ», и все чертежи, касающиеся изделия, хранятся в этом проектном бюро. Конструкторские работы должны быть переданы заводу до 31 декабря 2022 года, за работы «Звездочка» заплатит 726 млн рублей. На «Звездочке» в течение дня не прокомментировали информацию, размещенную на сайте госзакупок. До представителя ВМФ дозвониться не удалось.
«Адмирал Чабаненко» — наиболее оснащенный и сбалансированный по вооружению большой противолодочный корабль ВМФ: он оснащен пусковыми установками для противокорабельных крылатых ракет «Москит», вооружением для противовоздушной и противолодочной обороны. Корабль является единственным в серии: в 1990 году его заложили на калининградском судостроительном , спустили на воду в 1992 году, но из-за отсутствия финансирования в первые постсоветские годы передать флоту смогли лишь в 1998 году. Второй корабль проекта, «Адмирал Басистый», был по той же причине разобран на стапеле, а строительство третьего, «Адмирала Кучерова», так и не было начато. Помимо «Адмирала Чабаненко», в составе флота службу несут восемь кораблей предыдущего проекта 1155, по четыре в составе Северного и Тихоокеанского флотов.
Военные эксперты отмечают, что по своему вооружению корабль находится ближе к эсминцам, кораблям первого ранга. В постсоветское время строительство кораблей первого ранга в России не велось. В последние годы активно обсуждалась закладка атомного эсминца «Лидер», но весной было принято решение из-за сжатия возможностей федерального бюджета перенести его строительство на несколько лет. Таким образом, в ближайшие годы флот не получит новых кораблей первого ранга: проектирование новых может занять пять лет, а строительство — от трех до семи лет. Собеседники «Ъ» в отрасли отмечают, что в этих условиях Минобороны вынуждено модернизировать то, что было построено в советские и первые постсоветские годы. «Северное ПКБ должно уложиться в 1,5 года, а модернизация займет 2-3 года, что довольно быстро»,— отмечает собеседник «Ъ» в отрасли.
При этом экономию вряд ли можно назвать ключевым фактором при принятии решения о модернизации. «В зависимости от объема работ перестройка военного корабля может стоить и 2/3, и 75% от строительства нового, который обойдется в сумму не менее 10 млрд рублей»,— полагает источник «Ъ» в отрасли.
Источники «Ъ» в проектной отрасли о некоторое время назад получило заказ на модернизацию проекта 1144 «Орлан» (тяжелые атомные ракетные крейсеры, построенные в советское время на Балтийском
), сумма контракта в несколько раз превышала 726 млн рублей, выделенные на переработку документации по «Адмиралу Чабаненко». Собеседники «Ъ» в отрасли утверждают, что разработчику проектной документации предстоит большой объем работ по БПК. «Первоначальный проект разрабатывался очень давно, поэтому хранится только в бумажном носителе. Придется воссоздать его в электронном виде, потом выбросить из документации часть вооружения. По всей видимости, дефектации подвергнется наружный корпус корабля, в процессе работ может быть заменено 10-30% металла»,— говорит собеседник «Ъ».
Заместитель директора «Центра анализа стратегий и технологий» Андрей Фролов считает, что в ходе модернизации противокорабельные ракеты «Москит» могут быть заменены на более современные ракеты «Оникс». Также, по всей вероятности, будет заменено радиоэлектронное вооружение. Но равноценной заменой перспективному эсминцу «Лидер» «Адмирал Чабаненко» все равно не станет.
Герман Костринский
Большой противолодочный корабль типа «Удалой» пр. 1155.1
История создания новейшего русского БПК проекта 1155.1 началась в 70-е годы. Тогда в странах, владеющих «ключами от моря», пришли к пониманию, что строить крупнотоннажные специализированные корабли — слишком дорогое удовольствие. Морские державы начали разрабатывать многоцелевые. Идея единого надводного корабля занимала и умы советских конструкторов. Однако ряд производственно-технических проблем не позволил тогда воплотить задуманное в металле. В СССР на стапелях закладывались разнотипные разработки Северного ПКБ: эсминец проекта 956 и БПК проекта 1155, которые должны были действовать совместно. Создание системы из двух кораблей хотя и было частично реализовано, но не вызывало восторга у специалистов, а в конечном счете и у руководства ВМФ. Поэтому постоянно велись поиски возможности создать в ограниченном водоизмещении многоцелевой корабль, объединяющий возможности кораблей проекта 956 и проекта 1155. Однако из этого вначале ничего не получилось, ибо простое сложение номенклатуры оружия и вооружения без определенного компромисса вело к резкому возрастанию водоизмещения. Проводимые исследования показали, что создание многоцелевого корабля возможно только на путях унификации корабельных комплексов вооружения.
В 1979 году заместителю главного конструктора эсминца пр. 956 В.П. Мишину предложили возглавить работы по проекту 1155. Головной в этой серии БПК «Удалой» был готов процентов на 60. После сдачи его флоту под руководством нового главного конструктора стали прорабатываться вопросы дальнейшей модернизации серии. Первые наброски появились в 1982 году. В чертежах вырисовывался совершенно новый корабль, хотя внешне он мало чем отличался от «Удалого».
При рассмотрении опыта эксплуатации БПК проекта 1155 был поставлен вопрос о его недостатках. В качестве таковых участниками совещания отмечались: отсутствие противокорабельного комплекса, слабость зенитного и артиллерийского вооружения. Учитывая эти замечания, Главкомом ВМФ было дано указание разработать многофункциональную модификацию проекта 1155, в максимальной степени учитывающую высказанные на совещании пожелания.
Большой противолодочный корабль пр.1155.1 (шифр «Фрегат») разработан Северным ПКБ под руководством В.П. Мишина. При создании этого корабля конструкторы попытались устранить недостатки, присущие БПК пр.1155. В результате на БПК пр.1155.1 вместо двух 100-мм АУ установили одну спаренную 130-мм АУ, вместо ПЛРК «Метель» — ПКРК «Москит», вместо 533-мм ТА – ПЛРК «Водопад», а вместо РБУ-6000 – комплекс противоторпедной защиты «Удав-1». Усиления зенитного вооружения удалось достичь за счет замены 30-мм АУ АК-630М на ЗРАК «Кортик». Кроме того, вместо ГАК «Полином» установили более совершенный ГАК «Звезда-2». По архитектуре корпуса и надстроек, а также конструкции главной энергетической установки корабль полностью повторял прототип.
Две счетверенные ПУ КТ-190 ПКРК «Москит-М» установлены в районе носовой надстройки корабля под крыльями ходового мостика (на БПК пр.1155 здесь располагались ПУ ПЛРК «Раструб-Б»). Решение противолодочных задач на БПК пр.1155.1 возложено на ПЛРК «Водопад-НК» с восемью УРТПУ, из которых можно вести стрельбу как ПЛУР, так и обычными торпедами. Оборону корабля от средств нападения с воздуха обеспечивают два ЗРК «Кинжал» и два боевых модуля ЗРАК «Кортик». На БПК пр.1155.1 внедрена единая система управления контуром ПВО.
ГАК «Звезда-2М» имеет активные и пассивные режимы работы. Этот комплекс принадлежит к последнему поколению отечественных ГАК и способен обнаруживать ПЛ, идущие на корабль торпеды, выдавать целеуказание оружию и обеспечивать ЗПС. Приемоизлучающие антенны комплекса расположены в протяженном бульбовом обтекателе торпедообразной формы, который выдается далеко вперед за носовой перпендикуляр. Длина обтекателя, заглубленного ниже основной плоскости примерно на 2м, — около 30 м, а диаметр – более 5 м. Кроме ГАС с антеннами в бульбовом обтекателе, в состав ГАК входит буксируемая ГАС. В походном положении она находится в специальном помещении на корме корабля. Спуск и подъем буксируемого тела осуществляется через кормовой лацпорт с помощью спускоподъемного устройства.
Планировалось серийное строительство этих кораблей в Калининграде на . Однако до 1991 года удалось заложить только два корабля. В 1994 году был спущен на воду первый головной корабль «Адмирал Чабаненко», который вступил в строй лишь в 1999 году. Второй корабль прекращен строительством в 1993 году, а вся серия этих кораблей аннулирована. Заложили «Чабаненко» 28 февраля 1989 года. Спустили на воду 14 декабря 1992 года. Экипаж справил новоселье в каютах и кубриках в 1993 году. Первым командиром БПК был капитан 1-го ранга Игорь Быков. Он же вывел корабль на ходовые испытания в 1995 году. Но сдача заказа флоту растянулась на долгие годы — пять директоров завода сменилось за это время.
28 января 1999 года в Балтийске на большом противолодочном корабле «Адмирал Чабаненко» после успешного прохождения государственных испытаний был торжественно поднят Андреевский флаг. В этот день в состав Военно-Морского Флота России официально вошел боевой корабль первого ранга, по многим параметрам существенно отличающийся от построенных ранее.
Новый корабль, чья дорога к морю оказалась такой долгой и трудной, перешел на Северный флот. Именно там он будет нести нелегкую ратную службу. Вобрав все военно-технические достижения завершающегося столетия в области боевого кораблестроения, «Адмирал Чабаненко» по праву может называться кораблем ХХI века.