В тени «тридцатьчетверки» – танки Александра Морозова Т-43 и Т-44


Есть боевые машины (и танки в том числе) на долю которых не выпало ни каких-то особенных боевых подвигов, ни исключительно долгой службы. Иногда они малоизвестны, а выпущены были небольшими сериями.

Именно такая судьба выпала советскому танку Т-44. Он был разработан во время Великой Отечественной Войны, но на фронт так и не попал, был снят с производства через несколько лет и на экспорт не поставлялся. Заслуга этого танка в другом. Именно на нём впервые применялись и отрабатывались решения, которые позже легли в основу конструкции более известных и распространённых послевоенных танков.

История создания и устройство

При всех достоинствах Т-34, большой потенциал для модернизаций в их число не входил. Опыт создания Т-43 показал – «малой кровью» повысить боевые качества не удастся. А неуязвимая для 37- и 50мм пушек броня в 1943 году уже легко пробивалась 75 и 88мм орудиями. И конструкторы во главе с Александром Морозовым стали создавать новый танк, надёжно защищённый от немецких пушек, но сохраняющий подвижность «тридцатьчетвёрки».

Единственным средством усилить броню, не повышая массу боевой машины, было уменьшение размеров корпуса, а конкретно – его высоты. «Интерьер» серьёзно перекомпоновали, и главным нововведением стало поперечное размещение двигателя В-44. Радиаторы системы охлаждения компактно установили за мотором, над узлами трансмиссии. Как и на Т-43, пружинную подвеску заменили торсионами. В результате изменений боевое отделение, несмотря на более низкий корпус, стало просторнее.

Упразднение шаровой установки пулемёта в лобовом листе и передача радиостанции в распоряжение командира сделали ненужным стрелка-радиста.

Его место заняли бензобак и часть боекомплекта. Другой бак с топливом находился в перегородке между моторным и боевым отделениями. Башня сдвинулась к центру корпуса, за счёт этого улучшилось распределение веса.

Двигатель В-44 полностью новым не являлся – это был проверенный танковый дизель В-2-ИС с новой системой подачи топлива. Его мощность возросла с 500 до 520 л.с. Крутящий момент с мотора на установленную параллельно КПП передавался через повышающий редуктор. Механизмы поворота и главная передача остались такие же, как на Т-34.

Толщина лобовых листов брони, по сравнению с Т-34, увеличилась вдвое – до 90мм. Борта достигли 75мм. Броню лба башни довели до 120мм, а её бортов – до 90. Фактически, по защищённости Т-44 приблизился к тяжёлым танкам, лишь немного уступая ИС-2 по толщине лобовой брони. Первые прототипы сохраняли в лобовом листе ослабленную зону – рубку механика-водителя. На серийных машинах это устранили.

Опытные Т-44 испытывались в двух вариантах.

Первый был вооружён испытанной на КВ и ИС 85мм пушкой Д-5. Огневую мощь другого попытались качественно усилить установкой 122мм орудия Д-25. Для установки в средний танк орудие переделали и облегчили, раздельное заряжание сменили унитарными выстрелами. Боезапас при этом сократился в два раза – с 58 до 24 выстрелов.

Казённая часть орудия, хотя и уменьшенная, занимала в башне слишком много места, а унитарные выстрелы оказались слишком тяжёлыми и большими. Так, по результатам испытаний от «тяжёлого» варианта отказались.

Серийные Т-44 вооружались 85мм орудием, но уже не Д-5, а ЗИС-С-53. Его бронебойный снаряд БР-365К пробивал до 145 мм брони, запргерадное действие обеспечивал заряд из 48 грамм гексала. Подкалиберный снаряд БР-365П разрывного заряд не имел, но пробивал до 180мм брони. В послевоенный период боезапас пополнился снарядами семейства БР-367. Бронепробиваемость каморного снаряда довели до 159мм, подкалиберного – до 230мм. Осколочно-фугасная граната О-365К массой 9.5 кг содержала 660 грамм тротила.

Остался неизменным спаренный с пушкой пулемёт ДТ калибра 7.62мм. А вот курсовой пулемёт сохранился, несмотря на отсутствие стрелка радиста и установки. Теперь он жёстко устанавливался в лобовом листе, а вёл огонь из него механик-водитель, дистанционно.

Экипаж:

  1. Командир экипажа;
  2. Наводчик;
  3. Механик-водитель;
  4. Заряжающий (Радист).

Изучение дополнительных умений и навыков для экипажа:

Экипаж стандартный для Активных-действий:

1234

На первый слот изучаем всем членам экипажа, кроме командира умение «Ремонт», а командиру навык «Шестое чувство» — умение «Ремонт» ускоряет ремонт поврежденных модулей, а «Шестое Чувство» позволит определить обнаружен ли его танк противником. Также всем членам экипажа нужно выучить дополнительный навык «Боевое братство», которое улучшить уровень владения специальностью — обязательно изучать всем сразу, желательно использовать на втором или третьем слоте.

  • Командиру изучаем умение «Орлиный глаз», которое увеличивает дальность обзора.
  • Наводчику изучаем умение «Плавный поворот башни», которое уменьшает разброс при повороте башни; и навык «Снайпер», который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа.
  • Механику-водителю изучаем умение «Плавный ход», которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение «Король бездорожья», которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении.
  • Радисту изучаем умение Радиоперехват, которое увеличивает дальность обзора; и умение Изобретатель, которое увеличивает дальность связи радиостанции на 20%.
  • Заряжающему изучаем навык «Бесконтактная боеукладка», который увеличивает прочность боеукладки; и умение «Радиоперехват», которое увеличивает дальность обзора.

Изучение умений и навыков членами экипажа для обороны:

1234

На первый слот изучаем всем членам экипажа умение «Маскировка», а командиру навык «Шестое чувство» — умение «Маскировка» уменьшит общую заметность танка, а «Шестое Чувство» позволит определить обнаружен ли его танк противником.Также всем членам экипажа нужно выучить дополнительный навык «Боевое братство», которое улучшить уровень владения специальностью — обязательно изучать всем сразу, желательно использовать на втором или третьем слоте.

  • Командиру изучаем умение «Орлиный глаз», которое увеличивает дальность обзора.
  • Наводчику изучаем умение «Плавный поворот башни», которое уменьшает разброс при повороте башни; и навык «Снайпер», который увеличивает шансы нанесения урон по модулям и членам экипажа.
  • Механику-водителю изучаем умение «Плавный ход», которое уменьшает разброс орудия в движении; и умение «Король бездорожья», которое снижает сопротивление по мягким и средним грунтам при движении.
  • Радисту изучаем умение Радиоперехват, которое увеличивает дальность обзора; и умение Изобретатель, которое увеличивает дальность связи радиостанции на 20%.
  • Заряжающему изучаем навык «Бесконтактная боеукладка», который увеличивает прочность боеукладки; и умение «Радиоперехват», которое увеличивает дальность обзора.

Производство и эксплуатация

Т-44 приняли на вооружение в 1944 году, но производство начали лишь мелкосерийное. Во-первых, для крупномасштабных наступательных операций требовалось много техники, а попытка наладить выпуск новых машин грозила срывом темпа выпуска «тридцатьчетвёрок». Во-вторых, имея лучшее бронирование корпуса, по вооружению он был идентичен Т-34-85. Поэтому вопрос о необходимости танка с более мощным орудием встал сразу же. Кроме того, планировалось дальнейшее усиление брони, особенно башенной.

В 1945 году были изготовлены опытные образцы танка Т-44-100 с орудиями калибра 100мм, но в серию он не пошёл.

Испытания танка с орудием Д-10 показали, что пушка неуравновешена, а его отдача для Т-44 слишком сильна. Вариант с орудием ЛБ-1, оснащённым дульным тормозом, показал себя лучше. Не устроил генералов сам дульный тормоз. Считалось, что облака пыли и газов, образуемые при стрельбе из орудия с дульным тормозом, недопустимо демаскируют танк. В итоге все работы остановили в пользу создания нового Т-54.

Выпуск Т-44 прекратился уже в 1948 году, было собрано менее двух тысяч машин. На вооружении они продержались до конца 1970-х. В начале 1960-х Т-44 были модернизированы до стандарта Т-44М. Их оснастили приборами ночного видения, провели унификацию ходовой части с Т-54. В 1966 году оставшиеся на вооружении Т-44 получили стабилизаторы вооружения. Все эти годы танки чаще всего использовались, как учебные.

На фронт Великой Отечественной (во всяком случае, на настоящий) Т-44 так и не попали. Единственной военной операцией, в которой танкам удалось поучаствовать, стало подавление восстания в Венгрии. Зато списанным танкам нашлось применение на Мосфильме. На их основе изготовлялись макеты немецких Pz-IV и «Тигров», которые можно увидеть в ряде советских военных фильмов.

На базе Т-44 в 1945 году были построены опытные артиллерийские самоходки СУ-101 и СУ-102.

После окончания войны работы над ними остановили. Единственной массовой машиной на шасси Т-44 стал эвакуационный тягач БТС-4, разработанный в 1965 году. Башня с вооружением с танка снималась, он оборудовался грузовой платформой, тяговой лебёдкой и краном. Подобным образом переделывались также устаревшие Т-54 и ракетные танки ИТ-1.

Тактико-технические характеристики Т-44

Для сравнения технических характеристик возьмём средние танки, разработанные в последние годы войны – американский М26 «Першинг» и британский «Центурион». Заметим, что «Першинг» некоторое время считался тяжёлым танком и только после войны его окончательно признали средним.

Т-44М26«Центурион» Mk.1
Масса, т31,841,648,7
Лобовая броня, мм9010176,2
Бортовая броня, мм757651
Вооружение85мм пушка, 2х 7.62 мм пулемёта90мм пушка, 12.7мм пулемёт, 2х 7.62 мм пулемёта76мм пушка, 7.92мм пулемёт
Максимальная скорость, км/ч604539

Из цифр следует, что Т-44, не уступая американскому по огневой мощи и защите, оставлял его далеко позади по подвижности. Т-44 был легче и, за счёт меньших размеров, малозаметней М26. А вот «Центурион», превосходя и советский, и американский танк по массе, уступал им и по вооружению и по броне. По крайней мере, это касается машин ранних серий.

«Першинг» в некотором смысле повторил путь Т-44. Успев повоевать в 1945 году, он быстро сошёл со сцены, уступив место созданному на его базе семейству «Паттонов». Судьба «Центурионов» оказалась интереснее. Модернизируясь и перевооружаясь, они стояли на вооружении десятка стран до 1980-х, а в ЮАР, под названием «Олифант», используются до сих пор.

Несмотря на то, что Т-44 «прижился» в кинематографе, «играл» он там обычно «немцев», а потому известен широкой публике не стал. Даже роль самого себя – например, в фильме «Отец солдата», известным его не сделали, в силу малой распространённости и краткого срока службы. Лишь в последнее время интерес к Т-44 возрос благодаря массовой популярности онлайн-игр на танковую тематику.

Т-44, в отличие от Т-43, оказался не попыткой серьёзно модернизировать «тридцатьчетвёрку», а новой страницей советского танкостроения.

С Т-34 его роднили только некоторые узлы. Совершенно иной корпус, мощное бронирование, другая компоновка, торсионная подвеска – это делало Т-44 другим танком.

Именно опыт, накопленный при создании Т-44, применённые в нём решения сделали возможным в кратчайшие сроки подготовить ещё более совершенную машину – Т-54, «потомки» которого эксплуатируются до сих пор.

Борьба за количество

Если до начала войны выпуск средних танков Т-34 велся на хорошо оснащенных заводах №183 в Харькове и СТЗ в Сталинграде, то эвакуация их на Урал, потеря многих заводов-поставщиков комплектующих узлов и материалов создавали огромные трудности для качественного производства танков. Тем не менее, руководство образованного 12 сентября 1941 года, в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны (ГКО), Наркомата танковой промышленности (НКТП) настойчиво требовало наращивания количества выпускаемых танков. Конструкторы харьковского танкового КБ-520 (его руководителем после смерти Кошкина в 1940 году стал А.Морозов), эвакуированного вместе с заводом №183, были брошены на борьбу совершенствование технологии производства Т-34, за экономию цветных металлов, резины, броневой стали, и даже электропроводов. Эта работа отнимала все силы небольшого коллектива, насчитывавшего в своем составе только 130 конструкторов.

Естественно, что в таких жестких условиях борьбы за количество, качество выпускаемых танков неизбежно снижалось, острее проявлялись и изначально присущие «тридцатьчетверке» недостатки – несовершенство коробки передач (скорости переключались очень тяжело – так например усилие, требовавшееся для переключения со второй на третью передачу, составляло более 30 кг), низкая надежность двигателя В-2 (ресурс дизелей выпуска военного времени поначалу составлял менее 100 моточасов).

К тому же, уже в декабре 1941 года военные потребовали существенно усилить броневую защиту Т-34 при минимальном увеличении его массы. Утолщение брони должно было повысить защищенность танка от поражения новых боеприпасов, появившихся на вооружении немецкой армии. Учитывая требования военных, А.Морозов поручил группе конструкторов провести проектную разработку улучшенной «тридцатьчетверки». В основу проекта были заложены следующие положения: при сохранении основных механизмов и узлов танка Т-34 и ограничении веса машины 35 тоннами, резко увеличить толщину брони – с 45 мм до 75 мм (за счет более плотной компоновки и отказа от четвертого члена экипажа). Намечалось реализовать конструкторский задел, накопленный КБ еще в 1940 году при разработке танка Т-34М. В довоенном проекте танка Т-34М предусматривалось существенно усилить броневую защиту корпуса и башни доведя ее до 75 мм и 90 мм соответственно. Чтобы компенсировать возросшую массу брони была кардинальным образом переработана ходовая часть — отказались от тяжелой и громоздкой свечной подвески (перешедшей к Т-34 по наследству еще от танка Кристи и БТ). Вместо нее была принята торсионная подвеска, с облегченными опорными катками небольшого диаметра с внутренней амортизацией. Уменьшен на одного человека и экипаж (отказались от заряжающего). В конце 1940 года на Ждановском заводе были даже изготовлены броневые листы для пяти комплектов корпусов Т-34М. Однако большой объем работ по подготовке массового производства «тридцатьчетверки» привел к тому, что работы по танку Т-34М были приостановлены.

Проект улучшенного Т-34 был представлен в НКТП в феврале 1942 года, но утвержден не был. В тяжелой военной обстановке того периода руководство наркомата посчитало, что заниматься новой машиной пока не время, и КБ-520 поручили продолжить работы по улучшению конструкции и технологии производства серийного Т-34.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]