Скоростная F2A модель Александра Калмыкова и Сергея Пицкалева 


Знаменитый самолет «Буффало» разрабатывался в ответ на запрос США на новый палубный истребитель, призванный заменить «Грумман» F3F. Характерной чертой цельнометаллического моноплана с убирающимся шасси был относительно короткий фюзеляж большого поперечного сечения — как у советского И-16 или американского Р-35. Проект разработан под руководством Д. Брауна на основе опыта, накопленного при создании палубного пикировщика-разведчика XSBA-1.

Вооружение состояло из стандартного для американских истребителей набора — 1 12,7-мм и 1 7,62-мм синхронных пулемета, но была предусмотрена возможность установки в крыле ещё 2 12,7-мм пулеметов, На прототипе XF2A-1, впервые поднявшемся в воздух 2 декабря 1939 г., установили 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Райт» R-1820-22 (950 л.с).

Испытания шли трудно — мотор недодавал мощности, соответственно, летные данные оказались хуже ожидаемых. В конструкцию самолета внесли ряд изменений — в частности, перепроектировали капот, переделали фонарь кабины. Летные данные немного улучшились, но в конкурсе XF2A-1 победил, главным образом, из-за того, что его конкурент — самолет «Грумман» XF4F-2 — потерпел катастрофу. В июне 1938 г. ВМС США заказали 55 серийных самолетов, поставки которых начались в мае 1939 г.

В общей сложности выпущено 509 самолетов, включая прототип. Подавляющее большинство «Буффало» поступило на экспорт и использовалось с сухопутных аэродромов.

История создания истребителя F2A (В-239) «Буффало»

В 1935 году и «Грумман», в числе прочих, участвовали в конкурсе ВМС США на создание палубного истребителя. Выйдя в финал, Грумман (с модернизированным бипланом F3F) в итоге уступил Брюстер, представившей проект компактного моноплана XF2A, созданный под руководством Л.Брауна. XF2A был не только технологичнее конкурента, но и дешевле в производстве.

В конце 1935 года «Брюстер» получила заказ на изготовление прототипа.

Первый полёт прототип палубного истребителя XF2A-1 совершил 2 декабря 1937 года. После лётных испытаний самолет (первым в истории США) был продут в аэродинамической трубе NASA в Лэнгли Филд, получил свою порцию замечаний и ушел на доработку. Впрочем, за год конструкторы справились со всеми замечаниями, самолет прошел все проверки и 11 июня 1938 года был запущен в серийное производство на в Лонг-Айленде, под индексом F2A. Чуть позже самолет получил и собственное имя — buffalo («буйвол»).


Чертеж истребителя F2A «Буффало» (В-239)

Относительно недорогой и неприхотливый истребитель изначально проектировавшийся как палубный самолет для ВМС США, F2A неожиданно оказался весьма востребованным на экспорт — закупить новинку (правда в основном, в сугубо сухопутной модификации) изъявили Финляндия, Бельгия, Великобритания, Канада, а также Австралия и Новая Зеландия (Польша планировала закупки, но в связи с начавшейся войной контракт был аннулирован).

Производство F2A «Buffalo» продолжалось до сентября 1941 года, всего было изготовлено 507 самолётов всех модификаций.

В боевых условиях F2A «Buffalo» применялся с 1940 года (финские модели под индексом B-239) в Советско-Финской войне, английские и голландские лётчики использовали его в боях за Малайю, Бирму и Индонезию в 1941-1942 годах. Американские (палубные) F2A-3 применялись американцами в сражении за остров Мидуэй, а реквизированные финские B-339 — в Новой Гвинее в 1942 году.


Палубный истребитель F2A «Буффало» (В-239)

С конца 1942 года истребители F2A «Buffalo» во флоте США были выведены в резерв, и применялись уже только в качестве учебных самолетов. Исключение составили только несколько «быков» F2A-2 в группе ПВО Панамского канала также служили до 1945 года. В Великобритании и Новой Зеландии «Буффало» были сняты с вооружения в мае 1942 года, в Австралии — в январе 1944 года. В Финляндии бывшие «палубники» серьезно задержались и прошли не только всю войну, но и служили даже после неё. Последний F2A/B-239 был списан из ВВС страны только в 1948 году.

Отрывок, характеризующий Brewster F2A Buffalo

Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800 т рублей. Он надписал было над одной картой 800 т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей. – Оставь, – сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, – скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? – повторил он. Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку. – Так ты не боишься со мной играть? – повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: – Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее. – Ну, мечи же! – сказал Ростов. – Ох, московские тетушки! – сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты. – Ааах! – чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первой картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить. – Однако ты не зарывайся, – сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова, и продолжая метать. Через полтора часа времени большинство игроков уже шутя смотрели на свою собственную игру. Вся игра сосредоточилась на одном Ростове. Вместо тысячи шестисот рублей за ним была записана длинная колонна цифр, которую он считал до десятой тысячи, но которая теперь, как он смутно предполагал, возвысилась уже до пятнадцати тысяч. В сущности запись уже превышала двадцать тысяч рублей. Долохов уже не слушал и не рассказывал историй; он следил за каждым движением рук Ростова и бегло оглядывал изредка свою запись за ним. Он решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони. Ростов, опершись головою на обе руки, сидел перед исписанным, залитым вином, заваленным картами столом. Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из под рубашки, эти руки, которые он любил и ненавидел, держали его в своей власти. «Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!… И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!… И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось. «Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я всё так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты, и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось, и что такое совершилось? Я здоров, силен и всё тот же, и всё на том же месте. Нет, это не может быть! Верно всё это ничем не кончится».

Конструкция истребителя F2A (В-239) «Буффало»

Истребитель F2A «Buffalo» представлял собой цельнометаллический (за исключением полотняной обшивки рулевых поверхностей) среднеплана свободнонесущей конструкции.

Крыло самолета однолонжеронное, с профилем NASA-230. Шасси трёхопорное, убирающееся (колёса в фюзеляж, стойки в крыло), с хвостовым колесом (на экспортных модификациях неубирающееся). Фюзеляж овального сечения типа полумонокок с работающей обшивкой.

Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения Райт «Циклон» R-1820 с трёхлопастным воздушным винтом изменяемого шага Гамильтон Стандарт «Хайдроматик» или Кертисс Электрик.

Кабина пилота имела сдвижной, многопереплётный фонарь и не имела пола, кресло крепилось к бронешпангоуту. В самолётах, действовавших над морем, за бронеспинкой крепился контейнер с надувной лодкой.


Внутреннее устройство истребителя F2A «Буффало» (В-239)

Модификации F2A (В-239) «Буффало»

  • ХF2A-1 (он же B-139) — прототип с двигателем XR-1820-G1 (850 л.с.). Первый полёт 2 декабря 1937 года.
  • ХF2A-2 — прототип с двигателем R-1820-G40. Изготовлен в начале 1939 года.
  • F2A-1 — первый серийный вариант с двигателем R-1820-34. Вооружение состояло из 4х 12,7-мм пулемётов. В июне-октябре 1938 года изготовлено 11 самолётов.
  • F2A-2 — модернизированный, с двигателем R-1820-G40, изменённым вертикальным оперением, дополнительными топливными баками и бомбодержателями. В 1939 году изготовлено 43 самолёта.
  • F2A-3 — палубный истребитель с удлинённой носовой частью и двигателем R-1820-G205. Имел увеличенные топливные баки, изменённый фонарём кабины, усиленную бронезащиту. В январе-ноябре 1941 года изготовлено 107 самолётов.
  • B-239 — экспортный вариант F2A-1 для Финляндии с двигателем R-1820-G5 (950 л.с.). Отличался отсутствием палубного оборудования и нижнего остекления кабины. Вооружение состояло из 13,2-мм немецких пулемётов «Шпандау». В июне-октябре 1938 года изготовлено 44 самолёта. В разобранном виде доставлены в Швецию, где собраны на фирме SAAB.


Палубный истребитель F2A-3, один из последних выпусков

  • B-339B — экспортный вариант F2A-2 для Бельгии. Отличался отсутствием подфюзеляжных окон и палубного оборудования. В 1939 году изготовлено 40 самолётов. После капитуляции Бельгии 38 из них переадресовано Великобритании.
  • B-339D — экспортный для Голландской Вест-Индии, с упрощенным составом оборудования, неубирающимся хвостовым колесом и телескопическим прицелом. В 1940 году изготовлено 72 самолёта.
  • B-339E («Буффало» Mk.I) — экспортный для Великобритании, с двигателем R-1820-G105A (1200 л.с.), винтом Гамильтон Стандарт «Хайдроматик», креслом пилота с бронеспинкой, коллиматорным прицелом ST-1, усиленным шасси. Изготовлено 170 самолётов.
  • B-429 — экспортный вариант F2A-3 для Голландской Вест-Индии. Отличался двигателем R-1820-G105A/G205A и упрощенным бортовым оборудованием. Вооружение состояло из 6х 7,69-мм пулемётов. В 1941 году изготовлено 20 самолётов.
  • «Хуму» — финский вариант B-239 с деревянным крылом после прекращения поставок запчастей к оригинальным самолетам из США. Разработан . Изготовлен в 1 экземпляре.

Ссылки

  • Палубные истребители FR Fireball · F2A Buffalo · F4F Wildcat · F6F Hellcat · F8F Bearcat · F4U Corsair
    Ночные истребители P-61 Black Widow · P-70 Nighthawk · F7F Tigercat
    Стратегические бомбардировщики B-17 Flying Fortress · B-24 Liberator · B-29 Superfortress · B-32 Dominator
    Тактические бомбардировщики B-10 · B-18 Bolo · PV Ventura · B-23 Dragon · A-22 Maryland · A-30 Baltimore · B-25 Mitchell · B-26 Marauder
    Палубные бомбардировщики SBN · SB2U Vindicator · SB2A Buccaneer · SBD Dauntless · SB2C Helldiver · TBD Devastator · TBF Avenger · A-1 Skyraider² · ХВТС-2
    Штурмовики A-20 Havoc · A-26 Invader · A-31 Vengeance · A-36 Apache (Invader) · SBC Helldiver
    Разведчики O-52 Owl
    Поплавковые гидросамолёты SOC Seagull · SO3C Seamew · SC Seahawk · J2F Duck · N-3PB · OS2U Kingfisher
    Летающие лодки Dolphin · Goose · Widgeon · · S-43 · PBY Catalina · PB2Y Coronado · PBM Mariner
    Транспортные самолёты и планеры C-46 Commando · C-47 Skytrain · C-54 Skymaster · C-60 Lodestar · C-75 Stratoliner · C-87 Liberator Express · C-108 Flying Fortress · CG-13 · CG-15 · CG-3 · CG-4 · XCG-14 · Boeing XB-15
    Учебно-тренировочные самолёты L-3 Grasshopper · T-6 Texan · AT-12 Guardsman · AT-17 Bobcat · J-3 Cub · BT-13 Valiant · SNC-1
    Экспериментальные и прототипы BTD · · FM-1 · F8B · SB2D · TB2D · XA-32 · XF5F · XF5U · XP-46 · XFG-1 · XP-49 · XP-50 · XP-52 · XP-54 · XP-55 · XP-56 · XP-57 · XP-58 · XP-62 · XP-67 · XP-69 · XP-71 · XP-72 · P-75 · XP-76 · XP-77 · XP-79 · XP-81 · XP-83 · XA-41 · · XB-19 · XB-28 · YB-35 · XB-38 · XB-39 · YB-40 · XB-41 · XB-42 · XB-43 · XB-46 · XB-48 · XBTC · XBTK · XPB2M · XPBB · XTSF · TBY
    Примечания

    : ¹ ² — были разработаны и испытаны во время Второй мировой войны, приняты на вооружение после её окончания;

Характеристики B-239 «Буффало»

Страна:СШАТип:ИстребительГод выпуска:1937 г.Экипаж:1 человекДвигатель:1х R-1820-G5, мощностью 950 л.с.Максимальная скорость:487 км/чПрактический потолок:9900 мДальность полета:1745 кмМасса пустого:2146 кгМаксимальная взлетная масса:3247 кг (нормальная взлетная)Размах крыльев:10,67 мДлина:7,83 мВысота:3,66 мПлощадь крыла:19,4 мВооружение:4х 13,2-мм пулемета

Характеристики приведены для истребителя В-239

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги Палубные истребители Второй мировой войны. — Кудишин И.В., М.: АСТ, Астрель, 2001.

Литература

  • Кондратьев В.
    Потерявшие доверие «Буффало» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1992. — № 4. — С. 8-12. — ISSN [www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=0130-2701&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 0130-2701].
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]