«ИЛ-2 самолет и модель»  Альбор чертежей. Таллер А.

Предлагаю вашему вниманию сборную деревянную модель Штурмовик ИЛ 2 – советский штурмовик времен Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолет в истории, было выпущено более 36 тыс. штук. В красной армии самолет получил прозвище “Горбатый” (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолет летающим танком. Немецкие пилоты за живучесть и недостаток маневренности называли его Betonflugzeug – “бетонный самолет”.

Модель самолета ИЛ 2

Для того что бы собрать такую модель штурмовика ИЛ 2 своими руками Вам понадобятся следующие инструменты и принадлежности:

Подготовка рабочего места

Как обычно, первым делом Вам необходимо оборудовать свое рабочее место, на котором Вы будете работать. Правила не сложные: на столе не должно находиться лишних вещей, весь инструмент должен находиться на своих местах и быть под рукой. Не у каждого есть свой рабочий стол и наверняка Вы уже задумались над его созданием. Сделать стол не сложно — труднее выбрать для него место в доме. Хороший вариант — это утепленный балкон, на котором Вы в любой момент сможете приступить к работе над поделкой. Если у Вас есть специально оборудованное помещение с верстаком, то Вам можно сказать повезло. Про подготовку стола Вы можете почитать в отдельной статье где я постарался как можно подробнее описать весь процесс его создания. После того как завершили процесс создания рабочего места можно приступить непосредственно к Вашей будущей поделки.

Выбор фанеры

В чертеже за основу взят формат А4, детали можно уместить на трех листах фанеры. Толщина фанеры должна быть от 2,5 до 3 мм. Прежде чем перевести чертеж на фанеру отшлифуйте заготовку шкуркой с крупным зерном, а заканчивайте мелким. Удобнее шлифовать с деревянным бруском, обернутым шкуркой. Шлифуйте заготовленную фанеру вдоль слоев, а не поперек. Хорошо отшлифованная поверхность должна быть ровной, совершенно гладкой, глянцево-матовой на свету и шелковистой на ощупь. Обратите внимание на расположение волокон, сучки, вмятины и другие пороки. Качество и цвет.

Перенос рисунка на фанеру

Переводить рисунок нужно точно и аккуратно: чертеж закрепите при помощи кнопок или просто придерживайте левой рукой. Проверьте, подходит ли чертеж по габаритам. Отдельные детали расположите так, чтобы как можно экономичнее использовать лист фанеры. Торопиться не стоит, ведь от чертежа зависит Ваша будущая поделка. Для ускорения процесса перевода можно воспользоваться техникой быстрого перевода рисунка, для этого предлагаю ознакомиться со статьей: Нанесения рисунка на фанеру за 60 секунд. Скачать файл с чертежом автомобиля из фанеры Вы можете в конце статьи.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Изготовление летающих моделей-копий самолетов — это хорошая школа для подготовки будущих авиаконструкторов, летчиков, инженеров. Моделями-копиями чемпионатного класса являются кордовые модели-копии категории F-4B и радиоуправляемые — категории F-4C.

В авиамодельном спорте класс F-4 требует глубокого изучения самолета-прототипа и дает возможность моделисту попробовать себя в качестве конструктора, технолога, рабочего разных профессий и, наконец, летчика-испытателя. Приходится решать сложные конструкторские задачи по размещению механизмов, обеспечивающих безотказную уборку и выпуск шасси, выпуск и уборку щитков, сброс бомб, управление мотором и тормозами. Только математические расчеты размеров модели, необходимой мощности двигателя, веса и центровки позволят избежать конструктивных ошибок. В противном случае для обеспечения центровки приходится загружать нос или хвост модели добавочным грузом, что приводит к завышению веса и ухудшению летных качеств. При работе над моделью необходимо быть высококвалифицированным столяром-модельщиком, первоклассным слесарем и токарем, уметь совмещать профессии художника и опытного маляра.

С каждым годом требования к моделям-копиям повышаются. Безусловное и точное выполнение размеров должно сочетаться с тщательным воспроизведением кабины, внешних мелких деталей, расшивки листов и имитацией клепки. Эти требования могут быть выполнены лишь при наличии подробных чертежей масштабом не менее 1 :72 (согласно правилам соревнований по авиамодельному спорту). Более удобным для снятия размеров с чертежа является масштаб 1 :50 для общих видов и 1 :25 для приборных досок и узлов.

Когда модель будет готова, необходимо проверить на земле работу всех механизмов, провести нивелировку и проверку центровки, затем заправить горючим и опробовать на всех режимах двигатель. Для радиоуправляемых моделей-копий, особенно копий с костыльным колесом, необходимо выполнить несколько рулежек для проверки устойчивости при взлете.

Кордовые модели следует проверить на выполнение рулежек и подлетов. Только после такой подготовки модель выпускается в первый полет, который выполняется без уборки шасси и выпуска щитков. Эго делается с целью проверки ее устойчивости в свободном полете или на корде. От опытности моделиста-пилота зависит сохранение модели во время испытаний, на изготовление которой, как правило, ухолит 2—2,5 года. Испытания проводятся до тех пор, пока не будут устранены причины, искажающие нормальный полет (крутое планирование, задирание носа, крены).

В последние годы, выступая на всесоюзных и международных соревнованиях с моделями-копиями, наши авиамоделисты завоевали ряд призовых мест, среди них мастера спорта СССР: В. Пильтенко из г. Киева (кордовая модель-копия Пе-2), А. Павленко из г. Новосибирска (кордовая модель-копия Як-9Б), А. Лысенков из г. Горького (кордовая модель-копия Ил-14), Е. Мосяков из Москвы радиоуправляемая модель-копия УТ-2), С. Потапов из команды ВВС (радиоуправляемая модель-копия Литл-ТООТ). Мастер спорта СССР международного класса Ю. Крылов из г. Ярославля (кордовая модель-копия Ил-2) и мастер спорта СССР В. Борзов из г. Ставрополя (кордовая модель-копия Ил-10) неоднократно занимали первые места на всесоюзных соревнованиях.

В 1974 году мы были свидетелями блестящей победы киевских авиамоделистов Б. Красноруцкого и В. Крамаренко на первенстве мира в США по кордовым моделям-копиям. Кордовая модель-копия самолета Ан-14М с оригинальными десятикубовыми двигателями конструкции Б. Красноруцкого заняла первое место и была отмечена особым призом за оригинальную конструкцию двигателей (горизонтальное расположение цилиндров позволило установить двигатели без нарушения контура мотогондол). Модель вызвала большой интерес у спортсменов и зрителей.

В настоящее время строительством моделей-копий самолетов времен Великой Отечественной войны увлекается все больше моделистов. Они с успехом строят модели самолетов Ильюшина, Яковлева, Лавочкина, Петлякова, Микояна и Гуревича, Поликарпова, Туполева, Сухого, Архангельского и других советских конструкторов. Но постройка модели— огромный труд, полное удовлетворение которым будет лишь при неукоснительном выполнении требований, предъявляемых к моделям-копиям «Правилами проведения соревнований по авиамодельному спорту в СССР

Выпиливание самолета лобзиком

Правил по выпиливанию много, но основываться нужно на самых распространенных. Сначала следует выпилить внутренние элементы затем приступать к выпиливанию контура. При выпиливании торопиться не нужно. Главное, при выпиливании держать лобзик всегда прямо под углом 90 градусов. Выпиливайте детали по точно размеченным линиям. Движения лобзика должно быть всегда ровными вверх-вниз. Так же не забывайте следить за своей осанкой. Старайтесь не допускать скосов и неровностей. Если при выпиливании вы сошли с линии, переживать не стоит. Такие скосы, неровности в последствии можно убрать с помощью плоского напильника или «Крупнозернистой» шкурки.

Отдых

При выпиливании мы часто устаем. Зачастую устают пальцы рук а так же глаза, которые всегда в напряжении. При работе, конечно же, все устают. Для того чтобы уменьшить нагрузку, нужно делать пару упражнений. Упражнения вы можете Посмотреть здесь. Упражнения проделывайте в процессе работы несколько раз.

Схема сборки

Сборка деталей поделки в данной работе не очень сложная. Для этого разложите детали как показано в Инструкции (чертеж в формате PDF), найдите две детали с номером 1, и соедините их. Затем так же соединяйте детали с цифрами 2,3 итд. Обратите внимание что на одну деталь с обозначением 1-6 крепятся детали 1,2,3,4,5,6. С заданием по сборке справятся даже дети, такие занятия развивают мелкую моторику рук, воображение, фантазию и так же тренируется терпение. После того как детали собираются в одну общую поделку без особых проблем, то приступайте к их склеиванию.

Для придания большего сходства можно добавить несколько штрихов в виде линий используя электро-выжигатель. Красиво выжечь узор бывает очень сложно, но здесь же линий не много и сделать их довольно просто. Сначала нужно нарисовать линии карандашом затем не спеша пройти по этим линиям электро-выжигателем. Как работать с электро-выжигателем и добавить узоры Вы можете Прочитать в отдельной статье.

Основные виды

Вид сбоку:

Вид сзади:

Изометрия:

Как я строил Ил-2 или тернистый путь постройки первой полукопии.

Началось все ещё после нового года, когда я начал интересоваться авиацией ВОВ и обнаружил несправедливость — ИЛов было произведено более 27 тысяч, а вот моделей этой легенды не так-то много в сравнении с массой ЛА-7ых и ЯКов-3 и проч.

Заказал начинку:
Мотор , регулятор, пропеллер: https://ru.aliexpress.com/item/A2212-1000KV-Brushless-Outrunner-Motor-30A-ESC-1045-Propeller-1-pair-Quad-Rotor-Set-for-RC/1934298152.html все комплектом, только вот пропеллеры полная фигня, лучше купить такие (тяга к тому же увеличится): Пропеллеры GWS EP (DD-1060 254×152мм) черные (6 штук) Товар https://www.parkflyer.ru/product/984972/
Аккумулятор: https://ru.aliexpress.com/item/LION-POWER-3S-lipo-battery-11-1v-2200mAh-25C-MAX-AKKU-rc-helicopter-rc-car-boat/2007521611.html или любой другой 3S на 2200 mAh.

Сервоприводы элеронов: 4 X TowerPro SG90 Mini Gear Micro Servo 9g Товар https://www.parkflyer.ru/product/1566363/ Сервопривод руля высоты: Микро сервопривод Turnigy TG9e, 9г / 1.5кг / 0.10сек Товар https://www.parkflyer.ru/product/9549/ Приемник/передатчик Hobby King 2.4Ghz 6Ch V2 (Mode 2 газ слева) Товар https://www.parkflyer.ru/product/9042/ Были распечатаны чертежи на размах 1200мм, прибиты к стене, ну и висели они так больше двух месяцев…(как-то не тянуло к постройке). А потом пришло ососзнание того, что в этом году — 70 юбилей победы в Великой Отечественной, и решено было строить с полной отдачей в тот же день и успеть к 9 мая).

«Технология» проста — фанерный мотошпангоут 4мм, а от него стрингеры из линейки разрезанной пополам на которые клеились сечения из двух слоёв потолочки.


Затем из линеек были сделаны лонжероны центроплана, которык крепятся к стрингерам сосновым штапиком 5х5. Все нервюры так же из двух слоев потолочки.

Зашиваем низ центроплана:


Консоли:


Работа продолжается:


Завершив обшивку консолей и хвостового оперения вырезал рули высоты и элероны. Руль направления на этом этапе постройки было решено не делать т.к. «мордашка» у Ил-2 довольно короткая, а ещё одна серва и прочие дополнительные детали на центровке положительно уж точно никак не скажутся .


Скоба соединяет 2 половинки РВ (сделана из вязальной стальной спицы).


Рули высоты, петли:


Тяга от сервопривода пропущена через небольшой боуден из ушных палочек:


Начинается обшивка фюзеляжа:


После того как с фюзеляжем было кончено сделал элероны, пропустил сервоудленнители, установил сервы, и только потом закрыл верх центроплана (иначе это было бы довольно непросто).

Зализ из потолочки, точнее из среза толщиной где-то 1-0.8 мм:


Стыки шпатлюются обычной акриловой шпатлевкой для дерева, затем зашкуриваются:


Сделал простенький балансир для аппы из 6мм фанеры и кусочков проволоки:


К сожалению, на данном этапе постройки как-то забыл совсем про фотографии, да и изначально статья вообще не планировалась. Так что вот следущие фото (заканцовки, капот из пеноплекса, фонарь из алюминиевой проволки и упаковочного пластика):


Дно воздухохаборника из ватмана, а решётка — проволочная рамка по форме фоздухозаборника с наклеенным на неё кусочком москитной сетки:


Это фото (то что сверху) сделано утром 7 мая (хотя уже и за неделю до этого я понимал, что к 9 числу закончить модель точно не выйдет) но после проверки и настройки всей электроники решено было лететь на недостроенном самолете, ведь разбить готовую модель куда досаднее))) Но оказалось, что и не готовую модель разбить очень обидно( Ведь труда было приложено не мало… Погода изначально была совсем нелётной, но к вечеру ветер почти затих, остались незначительные на первый взгляд порывы… Определил с какой стороны чаще «поддувает», газ в пол, бросок, иии…!!! А дальше все было совсем печально… Самолёт рванул почти вертекально вверх, резкой боковой порыв справа сильно накренил самолёт неуспевший набрать скорость, а Ил в свою очередь вообще никак не реагировал на управление элеронами… Расходы на кабанчиках элеронов были выставлены по привычке на минимум (самая верхняя дырка), ведь на всех моих прошлых самолётах этого было более чем достаточно… К тому же не учел, что площадь элеронов совсем не велика… Видео никто не снимал, да и зачем? «Полет» длился не более 10 секунд…


Казалось бы — всё! Прилетели! И какое там 9 мая? Но нет!)) Почти всю ночь и весь следующий день я как мог пыхтел над ИЛом и смог почти полностью восстановить самолёт! Полностью была заменена обшивка левой консоли (центроплан не пострадал), восстановлена обшивка на «морде». Не успел сделать лишь капот, но его я доделал уже 9 мая после победного облёта!


За видео не ругайте, друг снимал на телефон и ему несколько раз звонили, запись прирывалась, к тому же, он был волонтером на День Победы, и опаздывал на планёрку. Посадка не была заснята. (видосы на канале друга)

Касаемо полёта — самолет ведёт себе не очень стабильно, сказывается задняя центровка и отсутствие выкоса вниз (и прототип Ил-2 тоже страдал от зядней центровки (броня то не пенопласт), но проблему как раз таки выкососм и решили). Эффективность элеронов, к стати, была увеличена: 1) увеличил расходы на одно отверстие в кабанчике 2) наклеил полоски из картона на элероны которые немного увеличили их площадь. Вес модели составлял 870 грамм при размахе то в 1250мм… С любым порывом ветра приходилось бороться. Но все прошло вполне удачно, летал в пол газа, посадка была совершена удачно, хоть и не с первого захода.

Продолжил постройку, темп сбросил, торопиться теперь было некуда:


Шасси из велосипедных спиц, не складываются. До копийных далеко, но все же)


Выхлопные трубы из пеноплекса:


Самолёт был полностью оклеен бумагой для чеков под офсетную печать (купил рулон за 16 рублей в конц. магазине). Использовал разбавленый ПВА-М. Бумага эта значительно тоньше офисной, да и с узкими (7.5 см) полосками работать очень удобно. Нахлесты стачиваются наждаком — стыков в итоге почти не видно.

Красил водоэмульсионкой с добавлением нужных колеров:


Выявилось несколько существенный недостатков: 1) Тусклый матовый цвет; 2) В отличии от акриловых полуглянцевых красок ,которыми я работал до этого, водоэмульсионку влажной тряпкой не протрёшь. Сначала думал об оклейке скотчем, но Ил уже поправился почти на 350 грамм после оклейки бумагой, окраски, установки шасси, добавления ещё 150 грамм всяких железок для создания более передней центровки. Опробовал обычние лаки, но они неизбежно разъедали потолочку. Нашел в строительном магазине вот это:


К тому же всего 280 рублей за литровое ведёрко. Лак имеет цвет и консистенцию ПВА, только пахнет акриловой краской)) Разбавляется водой. Результат на лицо: Итак, настало 29 мая, самолёт готов, (ну были ещё задумки по доработке фонаря, поставить УБТ в турель, но сейчас не об этом) встал в 6 часов утра, обещали полный штиль, настроил аппу, ещё увеличил расходы на элеронах на одну дырку, и в путь)) Видео не снималоь, никто со мной в такую рань идти не захотел).

Взлет с колес, для разбега хватило примерно 4 метра, все было прекрасно: самолёт вел себя на первый взгляд куда стабильнее, скорость значительно возросла, что так же улучшило управляемость по крену, провалов по высоте в виражах теперь почти не ощущалось, был сделан выкос, тримировал только элероны на пару щелчков. Ил-2 выглядел шикарно в воздухе, просто дух захватывало. Минут пять я кружил , а потом немного осмелившись стал закладывать более резкие виражи и развороты… Тут меня и поджидала беда… После нескольких восьмерок я заметил, что проблема с провалом по высоте в резком развороте никуда не ушла, а только лишь приняла немнгого другой характер — самолет вроде бы пытался падать в штопор, что-то вроде срыва потока, что на самом деле выглядело очень реалистично и копийно (играл в Ил-2 Штурмовик и сим. боях War Thunder). Но кто же мог подумать, что эти завалы в виражах, похожие на зарождение штопора, могут стать настоящим штопором!!! Летел я на небольшой высоте и приближаясь к окраине опушки, на которой я всегда летаю, побоялся деревьев ( мало ли чего), хоть и до деревьев было ещё довольно далеко, дал крен, ручку на себя, и…….все! The end! Штопор!!!!! 3-4 витка и глухой удар о землю…Я даже глаза закрыл в этот момент… постоял так секунд 10 и побрел туда на ватных ногах…Зрелище конечно…


Все это печально и ужасно, через неделю уезжаю на все лето в деревню… А вывод прост — нужно было зажать расходы на РВ и купить уже наконец стабилизатор полета на который, к сожалению, свободных денег пока что нет. Закончу статью следущими словами Агнии Барто:»Все равно его не брошу — потому что он хороший!»

На этом история самолёта не заканчивается — он ещё увидит небо!!! Спасибо за внимание!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]