«Фаворит» против «Триумфа»: С-300ПМУ2 и С-400 сравнили между собой


С-300ПМУ2 «Фаворит», зенитная ракетная система

Универсальная мобильная многоканальная зенитная ракетная система C-300ПМУ-2 «Фаворит» предназначена для обороны важнейших объектов государства и его вооруженных сил от массированных ударов современных и перспективных самолетов, стратегических крылатых ракет, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет и других средств воздушного нападения, во всем диапазоне и скоростей их боевого применения, в том числе, при воздействии интенсивных активных и пассивных помех.

Система C-300ПМУ-2 «Фаворит» является дальнейшим развитием зенитной ракетной системы С-300ПМУ-1. Боевые возможности повысились за счет создания новой ракеты 48Н6Е2, имеющей повышенную эффективность поражения баллистических целей на дальностях до 40 км с обеспечением подрыва боевого заряда цели, увеличения дальней границы зоны поражения аэродинамических целей до 200 км, в том числе при стрельбе вдогон, расширения информационных возможностей командного пункта системы по обнаружению и сопровождению баллистических целей с сохранением сектора обнаружения аэродинамических целей.

Кроме того, повышены обнаруженческие характеристики системы при ведении автономных боевых действий за счет использования нового автономного средства целеуказания РЛС 96Л6Е, имеется возможность наряду с ракетами 48Н6Е2 использовать ракеты 48Н6Е ЗРС С-300ПМУ-1, обеспечивается возможность интегрирования системы «Фаворит» в любые системы противовоздушной обороны, в том числе и в системы ПВО стран НАТО.

В состав ЗРС C-300ПМУ-2 входят:

  • командный пункт системы управления 83М6Е2
  • до шести зенитных ракетных комплексов (ЗРК) 90Ж6Е2.
  • зенитные управляемые ракеты (ЗУР) 48Н6Е2;
  • средства технического обеспечения, аналогичные ЗРС С-300ПМУ-1.

Командный пункт системы управления (КП СУ) 83М6Е2 получает и обобщает информацию о воздушной обстановке от различных источников, управляет боевыми действиями огневых дивизионов, принимает команды управления и информацию о воздушных объектах от командного пункта зоны ПВО. В состав КП СУ 83М6Е2 входят:

  • пункт боевого управления (ПБУ) 54К6Е2. ПБУ 54К6Е2 автоматически определяет: параметры траектории движения (дальность, скорость, высоту, направление), государственную принадлежность, тип и степень опасности воздушного объекта, условия ведения стрельбы каждым огневым дивизионом, оптимальное распределение целей по огневым дивизионам для их поражения с учётом условий стрельбы и располагаемого боекомплекта. ПБУ 54К6Е2 способен управлять ЗРК С-300ПМУ-2, С-300ПМУ-1, С-300ПМУ, С-200ВЭ в любом сочетании. ПБУ 54К6Е2 обеспечивает одновременный обстрел до 36 целей с наведением на них до 72 ЗУР. Количество одновременно обнаруживаемых целей — до 300, количество одновременно сопровождаемых трасс целей — до 100.
  • радиолокатор обнаружения 64Н6Е2. 64Н6Е2 — полностью автоматический трехкоординатный радиолокатор обзора с двухсторонней фазированной антенной решеткой S-диапазона, обеспечивает командный пункт системы высококачественной информацией о воздушных объектах в радиусе 300 км. Этой информацией через встроенные каналы связи пользуется каждый ЗРК.
  • средства обеспечения эксплуатации.

Ведение боевых действий самостоятельно осуществляется по совокупности информации от радиолокационных средств, входящих в состав КП СУ 83М6Е2 и ЗРК 90Ж6Е2, а также придаваемых системам С-ЗООПМУ-2 дополнительных радиолокационных средств: маловысотной радиолокационной станции (НВО) 76Н6 и радиолокационной станции 36Д6. Радиолокаторы обнаружения и радиолокаторы подсвета и наведения одновременно осуществляют обзор воздушного пространства, обнаруживают и идентифицируют воздушные объекты. Одновременный просмотр воздушного пространства несколькими радарами полностью исключает необнаружение воздушных объектов, включая крылатые ракеты на предельно малых высотах, летящие с любых направлений с огибанием рельефа местности, в условиях интенсивных отражений от местных предметов и противодействия со стороны противника. Обнаруженные воздушные объекты непрерывно сопровождаются, трассовая информация о них поступает на КП системы 83М6Е2.

Четырехосный МАЗ-543М: колеса комплекса С-300

Ракетный комплекс С-300, несмотря на солидный возраст, все еще актуален – его размещение в Сирии для защиты нашей военной группировки от атаки с воздуха усугубило и без того натянутые отношения России с Западом. Сегодня поговорим о машине, которая выполняла роль базового шасси этого комплекса, а также других советских ракетных систем – четырехосном МАЗ-543М.

Э то уже третий материал, посвященный минскому тягачу – в первой части мы подробно изучили его конструкцию и достоинства, а во второй – вспомнили советские ракетные комплексы «Темп-С» и «Рубеж». Теперь перейдем к боевым профессиям самого совершенного для своего времени базового автомобиля-шасси МАЗ-543М. Помимо С-300 вспомним также мощную установку залпового огня «Смерч» и артиллерийский береговой комплекс «Берег». Все они, кстати, до сих пор остаются на вооружении.

Мощная боевая машина «Смерч-М» на автомобиле МАЗ-543М (фото автора)

Первая четырехзарядная зенитная установка комплекса С-300 на шасси МАЗ-543М

Наиболее совершенная пусковая система зенитного комплекса «Фаворит» (фото автора)

Система залпового огня «Смерч»

До настоящего времени реактивная система залпового огня (РСЗО) на шасси МАЗ-543М остается наиболее мощной, точной и дальнобойной, одной из лучших и самых совершенных отечественных установок такого типа, не имевшей иностранных аналогов. Ее первые образцы появились в начале 1980-х. После государственных испытаний машина была принята на вооружение в конце 1987 года как РСЗО 9К58 «Смерч» и поступила для серийного изготовления на Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина (с 1991 года — ОАО «Мотовилихинские заводы»).

Прототип пусковой установки системы залпового огня «Смерч» (фото автора)

Пусковая установка 9А52, или боевая машина БМ-30, снабжалась П-образным пакетом из 12 гладкостенных трубчатых направляющих калибра 300 мм, с которых производился запуск различных типов реактивных снарядов с твердотопливными двигателями и раскрывавшимися при старте стабилизаторами. С внутренней стороны направляющие имели винтовые пазы для раскрутки снарядов вокруг продольной оси, что обеспечивало повышенную точность попадания (до 150 м) и поражение сил противника на площади до 40 гектаров при дальности стрельбы 70 км.

Пусковая установка 9А52 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543М (из проспекта «Росвооружение»)

Запуск реактивного снаряда из установки «Смерч» (из архива НИИЦ АТ)

На базовом шасси были смонтированы поворотная платформа для боевой установки, электрогенератор и гидравлические опоры для вывешивания задней части машины при стрельбе. За моторным отсеком помещалась дополнительная закрытая остекленная кабина с рабочими местами для четырех членов боевого расчета, аппаратурой наведения и пультом управления. При массе около 44 т машина развивала скорость 60 км/ч.

Модернизированная пусковая установка «Смерч-М» в российской армии (фото автора)

Боевая 12-зарядная установка «Смерч-М» в боевом положении (из проспекта «Росвооружение»)

С 1989 года выпускалась модернизированная РСЗО 9К58-2 «Смерч-М» с пусковой установкой 9А52-2, стрелявшей несколькими новыми видами снарядов повышенной точности. В ее состав входили автоматизированные электронные системы наведения и управления огнем, обеспечивавшие спутниковую связь, навигацию и ориентирование боевой машины на местности. Модернизация позволила сократить боевой расчет до трех человек, увеличить дальность стрельбы до 90 км и поражаемую площадь — до 67 гектаров.

РСЗО «Смерч-М» с остекленной четырехместной кабиной управления огнем (фото автора)

Установка залпового огня «Смерч-М» возвращается с военного парада (фото автора)

В состав РСЗО «Смерч» входила транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т234 на шасси МАЗ-543А с открытой низкобортной цельнометаллической грузовой платформой для перевозки 12 реактивных снарядов, достаточных для проведения одного залпа. Их перегрузка на боевую машину производилась с помощью собственного двухсекционного гидрокрана.

Бортовая ТЗМ 9Т234 комплекса «Смерч» на шасси МАЗ-543А с гидрокраном (из архива НИИЦ АТ)

В комплексе «Смерч-М» применялась модернизированная ТЗМ 9Т234-2, весившая на одну тонну больше. В дальнейшем на шасси МАЗ-543М была разработана оригинальная бикалиберная РСЗО «Торнадо» с артиллерийской частью из комбинации систем «Смерч» и «Ураган».

Модернизированная бортовая ТЗМ системы залпового огня «Смерч-М»

Заряжающая машина 9Т234-2 с запасом из 12 снарядов (из проспекта «Росвооружение»)

После того как в середине 1980-х к лицензионной сборке базового автомобиля МАЗ-543 приступила китайская фирма Wanshan, различные варианты советского «Смерча» монтировали на четырехосном шасси WS-2400 с более просторной кабиной. В китайской маркировке они носили обозначения А-100 и PHL-03. По официальным данным дальность поражения таких систем достигала 80 км, максимальная скорость — 80 км/ч.

Китайский «Смерч» — пусковая установка А-100 на шасси Wanshan WS-2400

Береговой артиллерийский комплекс «Берег»

Уникальный подвижный комплекс береговой обороны А-222 «Берег» ВМФ СССР служил для охраны морского побережья, поражения надводных кораблей и десанта противника на подступах к береговой линии и был способен к ведению активных автономных боевых действий в течение семи суток. Его разработка началась в конце 1976-го в СКБ-2 предприятия «Баррикады», в 1980 году его сборку передали на одноименный завод. Первый опытный образец появился там только в январе 1987-го и поступил на испытания под Севастополем.

Примечания

  1. Ганин С. М., Карпенко А. В.
    , Зенитная ракетная система С-300, стр. 4
  2. Ганин С. М., Карпенко А. В.
    , Зенитная ракетная система С-300, стр. 50
  3. . Rusarms.com. Дата обращения 29 апреля 2009.
  4. https://en.wikipedia.org/wiki/S-300_missile_system
  5. (недоступная ссылка). Дата обращения 7 июля 2022.
  6. (недоступная ссылка). Дата обращения 2 апреля 2015.
  7. .
  8. (недоступная ссылка). Дата обращения 23 октября 2013.
  9. ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения 30 июня 2013.
  10. The Military Balance 2016 p.195
  11. The Military Balance 2016 p.201
  12. The Military Balance 2016 p.205
  13. The Military Balance 2012. — P. 94.
  14. Денис Тельманов.
    . Известия (11 апреля 2013). Дата обращения 30 июня 2013.
  15. The Military Balance 1991-1992. — P. 37.

Техническое описание ракеты 5В27У.

1). Книга 1.Общие сведения.Конструкция планера,двигателей.https://ТО на ракету 5В27У(С-125)Книга 1..

“почищенный” вариант https://5В27У_ТО_книга_1_n.djvu

2). Рисунки к ТО книга 1. https://ТО РАКЕТЫ 5В27У Кн рис-1.djvu

улучшенный вариант https://5В27У_ТО_книга_1_альбом_рисунков_p.djvu

то же,но с бОльшим сжатием https://5В27У_ТО_книга_1_альбом_рисунков_n.djvu

3).Книга 2.Автопилот https://ТО ракеты 5В27У. Кн2.djvu

4).Книга 3.Аппаратура радиоуправления и радиовизирования https://ТО РАКЕТЫ 5В27У КН 3.rar

5).Книга 4.Радиовзрыватель и боевая часть.https://ТО РАКЕТЫ 5В27У Кн.4.djvu

6).Книга 5.Турбогенератор https://ТО ракеты 5В27У Кн.5.rar.

7).Программа типовых испытаний ракет 5В27 https://типовые испыт.5в27.djvu

new 8).Инструкция по воздушному транспортированию ракет 5В24,5В27.5В27д в касетах 18Т6 или на спецтележках 5Х28 (5Х28АМ) самолетами ИЛ-76,АН-22. 1984 г.

Испытания

Летом 2007 года на полигоне «Капустин Яр» осуществлялись стрельбы по мишеням. Первая цель была уничтожена на скорости 2800 км в час, вторая ракета «Кабан» была обнаружена, после чего сбита на высоте 16 км.

18 февраля 2011 году во время проверки новой техники использовались участие 2 дивизиона 3РС С-400 200-го зенитно-ракетного полка. Тогда цель была сбита на скорости на 550 метров в секунду.

Летом 2012 года командующий войсками ПВО-ПРО войск воздушно-космической обороны России генерал майор А. Дёмин заявил, что новая дальняя ракета для ЗРС С-400 уже прошла испытания и скоро поступит на вооружение.

Летом 2013 года испытания ЗРС С-400 первый раз провели в рамках тактического учения.

С-300Ф «Форт»

С-300Ф «Форт» — наименее известная широкой аудитории система из семейства С-300. Морской вариант ЗРС был разработан для защиты кораблей ВМС СССР от воздушных и ракетных атак. Вдали от советских берегов американский флот мог обеспечить себе превосходство в воздухе, поэтому создание мощной корабельной зенитной ракетной системы имело принципиальное значение для ВМФ СССР. С-300Ф приняли на вооружение в 1984 году. Одним из главных достижений новой системы по сравнению с С-300П стало применение ракет 5В55Р, увеличивших дальность поражения ЗРС до 90 километров.

Обновленный вариант этой системы, получивший обозначение С-300ФМ, поступил на вооружение в 1990 году. Именно эта модификация «Форта» впервые применила ракету 48Н6, унифицированную с сухопутным комплексом С-300ПМ. Эта ракета способна доставить боеголовку массой 150 килограммов к цели, находящейся на расстоянии до 150 километров. С-300ФМ остается на вооружении и сегодня.

ЮГОСЛАВСКИЕ СТЕНАНИЯ

Поскольку С-300П была задумана как составная часть системы ПВО страны, то внутри этой системы все перечисленные недостатки более или менее нивелировались. Ее РЛС не нужно было постоянно работать, для этого существовали РТВ, они же должны были обнаруживать низколетящие цели и выдавать по ним предварительное целеуказание. Низкая скорость перезарядки компенсировалась наличием большого числа готовых к пуску ЗУР, большая мертвая воронка – взаимным прикрытием друг друга дивизионами одного полка. Кроме того, страховали друг друга разные полки, а также другие средства ПВО. Но когда “трехсотку” стали “выдергивать из контекста” и делать “самостоятельной величиной” (да еще и в урезанных вариантах – в полку по одному-два дивизиона, по 4–8 ПУ в каждом вместо трех–пяти дивизионов по 12 ПУ), то недостатки стали неизбежно проявляться.

В первый раз это случилось в связи с агрессией НАТО против Югославии весной 1999 года. Тогда поднялся над Русью вой патриотической общественности: “Почему мы не отправляем в Югославию С-300?!” Что интересно, отголоски этого воя слышны до сих пор, хотя за 20 лет можно же было хоть что-то понять.

С-300П в любой модификации состоит из множества многотонных многометровых машин. Поэтому ее крайне сложно перебрасывать по воздуху даже в спокойных условиях: в Ан-124 “Руслан” влезает одновременно не более двух машин из состава “трехсотки”, поэтому для переброски хотя бы одного дивизиона надо много “Русланов” или много времени. А любые другие транспортные самолеты российских Воздушно-космических сил здесь просто бесполезны. В условиях полного господства в воздухе авиации НАТО, которая была способна просто вывести из строя взлетно-посадочные полосы (ВВП) любого югославского аэродрома, подобная операция была принципиально нереализуема.

Можно было перевезти С-300 по морю. Правда, это довольно медленно, потому что далеко. К тому времени, как российские суда с “трехсоткой” достигли бы югославских портов, натовцы уже более или менее все разбомбили бы. И даже если бы российские суда дошли до югославских (черногорских) портов и ВМС НАТО их пропустили бы, на этом эпопея и завершилась бы. Многотонные многометровые машины, не имеющие никакой конструктивной защиты и никакого собственного оборонительного вооружения, были бы уничтожены натовской авиацией прямо в порту. Или в крайнем случае на марше в направлении района развертывания. Никаких шансов до этого района дойти, там развернуться и привести себя в состояние боевой готовности у “трехсотки” не было даже теоретически. Просто потому, что Югославия не имела полноценной ПВО, чтобы все эти операции прикрыть.

По этой же самой причине С-300П оказалась бы практически бесполезной, если бы несколько ее дивизионов (два-три полка, больше просто не могло быть) появились бы в Югославии до начала натовской агрессии (в политическом плане вопрос о том, почему они там не появились до начала агрессии, нужно адресовать покойному Милошевичу, а не покойному же Ельцину). Остальная ПВО Югославии была слишком слаба и примитивна, поэтому С-300П становилась некой “вещью в себе”, не имеющей подстраховки ни “сверху” (от истребителей), ни “снизу” (от других ЗРК). И для ее подавления американцам просто понадобилось бы несколько десятков дополнительных “Томагавков”. Даже при идеальной работе расчетов “трехсотка” истратила бы все ЗУР на уничтожение этих “Томагавков”, а перезарядиться ей никто шанса не предоставил бы. Но патриотическая общественность подвывает и сейчас, совершенно всего этого не понимая.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]