Самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка»: история создания, описание и характеристики

ЗСУ-23-4 «Шилка» — это зенитная самоходная установка, созданная в середине 60-х годов прошлого столетия, она и сегодня находится на вооружении десятков армий мира. «Шилку» без всякого преувеличения можно назвать уникальным оружием, из всех зенитных комплексов, построенных после Второй мировой войны, она обладает самым длинным и впечатляющим послужным списком.

Местом боевого крещения для «Шилки» стал Ближний Восток, затем была борьба против американской авиации во Вьетнаме, многочисленные конфликты на африканском континенте и война в Афганистане. У афганских моджахедов не было авиации, поэтому «Шилку» использовали не по назначению: ЗСУ-23-4 применялась для поддержки сухопутных войск и защиты транспортных колонн. Душманы называли «Шилку» «шайтан-арбой» и очень ее боялись.

ЗСУ-23-4 предназначена для прикрытия наземных войск, а также борьбы с низколетящими целями. «Шилка» входила в состав ПВО полкового звена. Потенциальные противники высоко оценивали боевую эффективность этого зенитного комплекса, в свое время американцы и израильтяне потратили много сил, чтобы получить его для изучения.

В настоящее время ЗСУ-23-4 считается устаревшей зенитной установкой, еще в советское время началась ее замена на более совершенный ЗРПК «Тунгуска». Несмотря на это, «Шилки» до сих пор стоят на вооружении вооруженных сил России, Украины и нескольких десятков других стран. Они активно используются в локальных конфликтах на территории стран третьего мира.

С момента начала серийного производства было изготовлено 6,5 тыс. единиц этого оружия.

История создания

В годы Второй мировой войны атаки с воздуха во время марша стали большой проблемой для сухопутных войск: штурмовая авиация, работая на малых высотах, наносила огромный урон живой силе и боевой технике. Немцы, которые в конце войны несли жестокие потери от действий западной авиации, разработали малокалиберную зенитную установку Kugelblitz («Шаровая молния»). Она имела два 30-мм орудия и РЛС, с помощью которой производилось обнаружение противника и наведение на цель. Скорострельность Kugelblitz составляла 850 выстрелов в минуту, на нее даже пытались устанавливать приборы ночного видения. Эта ЗСУ сильно опередила свое время и на многие годы стала предметом изучения и копирования.

Советская пехота и танкисты подобной роскоши не имели и всю войну сильно страдали от налетов немецкой авиации. Ситуацию принялись исправлять уже после победы над немцами.

В 1947 году начались работы по созданию 57-мм самоходной зенитной установки ЗСУ-57-2. Однако на момент начала производства этот комплекс уже был устаревшим. Он имел слишком низкий темп стрельбы (220-240 выстрелов в минуту), обойменное заряжание и открытую сверху башню. ЗСУ-57-2 не имела РЛС, поэтому обнаружить цель можно было только визуально, также у нее отсутствовала система защиты от ОМП. Тем временем потенциальный противник не дремал: американцы, изучив трофейные образцы немецкой «Шаровой молнии», в 1956 году приняли на вооружение 40-мм ЗСУ с радиолокационной системой обнаружения целей.

В 1957 году в СССР начинаются работы над созданием новой самоходной зенитной установки. Было запущено сразу два конкурирующих проекта: ЗСУ-37-2 «Енисей», вооруженный двумя 37-мм пушками и ЗСУ-23-4 «Шилка», с четырьмя 23-мм орудиями. Обе зенитные установки были оснащены РЛС, имели гусеничное шасси и систему защиты от ОМП. Формально они предназначались для решения различных задач: «Енисей» обеспечивал защиту бронетанковых войск, а «Шилка» должна была прикрывать мотострелковые части. Оба комплекса имели ленточное питание орудий и водяное охлаждение стволов.

К 1960 году оба зенитных комплекса были готовы, и начались их испытания. ЗСУ-23-4 «Шилка» оказалась в 1,5-2 раза эффективнее своего конкурента в стрельбе по низколетящим скоростным целям, зато «Енисей» превосходил ее по высоте поражения. Комиссия рекомендовала принять на вооружение оба зенитных комплекса. Однако в серию пошла только «Шилка», работы по «Енисею» были приостановлены.

К 1970 году «Шилка» стала основным мобильным зенитным комплексом СА, она полностью заменила ЗСУ-57-2 и стала отправляться на экспорт. Впервые «Шилки» применили в ходе арабо-израильского конфликта 1973 года. Тогда сирийская ПВО сумела уничтожить 98 самолетов ВВС Израиля, 10% из которых было на счету ЗСУ-23-4. Плотный зенитный огонь на малых высотах оказывал деморализующее действие на израильских пилотов, заставляя их подниматься на большие высоты, где они становились легкой добычей ЗРК.

«Шилки» использовались во время ирано-иракской войны (обеими сторонами), в завершающей стадии войны во Вьетнаме, в ходе операции «Буря в пустыне».

В Афганистане советские войска использовали ЗСУ-23-4 для поражения наземных целей. У «Шилки» снимали ненужный РЛС и увеличивали боекомплект до 4 тыс. снарядов. После появления на поле боя «Шилки» душманы обычно начинали отходить.

Главным недостатком «Шилки» являлась недостаточная мощь 23-мм снаряда, не устраивала военных и наклонная дальность орудия, и недостаточное фугасное действие снарядов. При создании нового штурмовика американцы испытывали на нем действие трофейной «Шилки», захваченной евреями во время войны 1973 года. Так появился знаменитый А-10 «Бородавочник», который действительно неплохо защищен от зенитных боеприпасов калибра 23 мм. Американцы активно рекламировали этот самолет, называя его неуязвимым для огня советской ПВО.

ЗСУ-23-4 пытались переделать под более мощный 30-мм снаряд, но оказалось, что проще и дешевле построить новую зенитную установку, чем модернизировать старую. Так и было сделано: в 1982 году на вооружение была принята ЗСУ «Тунгуска», вооруженная 30-мм автоматическими пушками.

За годы эксплуатации данного комплекса были разработаны несколько его модификаций.

Нам иностранцы не указ! Самоходки ЗСУ-45

Главная » Альтернативное танкостроение » Нам иностранцы не указ! Самоходки ЗСУ-45

Выбор редакции Альтернативное танкостроение

blacktiger63 04.07.2021 3097 133

14

в Избранноев Избранномиз Избранного 8

Закончив с танками сопровождения семейства МС, хочу продолжить с самоходными орудиями на их базе.

Как такое могло случиться? Возможно так:

После потопления в 1921 году в САСШ немецкого трофейного линкора Остфрисланд при помощи авиации, у флотоводцев всех стран возник вопрос о защите от воздушного нападения. Решением, как известно, стала разработка разнообразного зоопарка МЗА. И первым был английский полуфунтовый Пом-пом, большой, сложный, тяжелый и т.д., потому, что был сделан инновационным методом масштабирования пулемета Максим. И все бросились разрабатывать легкие и мощные скорострельные пушки. Получалось не очень, слишком сложные и ненадежные. И это в промышленно развитых странах, что говорить о Советской России. Короче, никак не выходил из Данилы-мастера каменный цветок А защита требовалась уже сейчас, боевая авиация развивалась, как айфоны: каждый год – обновление. И сбивать вражьи самолеты советским краснофлотцам тупо было нечем. Ситуацию слегка разбавили 45мм зенитки 21-К. Но с самого начала всем было ясно, что толку от этой пушки немного. Масла в огонь добавили результаты испытания торпедоносца Р-5 с победной реляцией, отправленные Сталину.

И вот, флотоводцы поставили морским артиллеристам задачу срочно решить проблему ПВО кораблей. Ситуация накалялась, а выхода не было. В один из очередных бесплодных мозговых штурмов, кому-то попалась старая фотка времен Империалистической, с немцами у 47мм револьверной пушки Гочкиса, используемой как зенитка.

Учитывая безвыходность положения, решили попробовать, тем паче, на флотских складах еще с Русско-японской валялись старые пушки Гочкиса. Неожиданно, получилось хорошо. Гочкисовская пятистволка, даже со своей убогой баллистикой, была лучше Максима. Конечно, крутить ручку было немодно и неудобно, и к пушке прикрутили электромотор. Получилось вообще здорово, но никакая баллистика осталась, да и снаряды с черным порохом…. Правда, прочности древней конструкции не хватало под современные снаряды. Особенно затворам.

Но путь был нащупан. Взяли 5 стволов от 21-К, электромотор, закрепили на единой раме. Увеличившуюся отдачу компенсировали щелевыми дульными тормозами.

Перестволенный 45мм Гочкис имел скорострельность 500 выстр/мин, и всем, кроме веса, морякам понравился. Поэтому, на следующей пушке пять стволов крепились к планшайбе из 5-ти объединенных в одну деталь клин-затворов от 21-К. При этом, затвор стал двигаться горизонтально и приводится в движение копиром, от электромотора. В конструкцию добавили подпружиненный снарядный досылатель, также работающий от копира. Зенитка отлично решала задачи ПВО на малых высотах и стала стнадартным вооружением советских линкоров и крейсеров. Но для малых судов пушка была тяжеловата. Поэтому, кол-во стволов сократили до трех, и оставили родные клин-затворы. В итоге получилась вполне рабочая конструкция подходящая и для легких кораблей от эсминцев до сторожевиков и морских охотников.

Удачная флотская зенитная пушка не осталась без внимания, но ее использование «на земле» ограничивал электропривод. Попытка установить зенитку на автомобильное шасси (ЗИС-6) давала отрицательный результат – и пушка и отдача были слишком тяжелы для такого шасси. Следующей итерацией стала установка пушки на шасси танка МС-2/3. Для этого корпус танка (а он, как помним, из двух половин) удлинили вставкой между МТО и БО.

Шасси максимально облегчили, сняв все, что только можно. Вес САУ все равно подрос, но подвижность упала не сильно. Ограничения по весу не позволили поставить защищенную башню, пришлось ограничиться небольшими щитками спереди. На родной погон башни смонтировали морскую платформу для орудия. Боезапас разметили в коробах по периметру платформы и в БО. В ВЛД сделали большой люк для погрузки боеприпасов. На испытаниях ЗСУ показала себя хорошо: шасси давно знакомое в войсках, пушка тоже была освоена на флоте, сплав получился надежным и эффективным. Конечно, были и недостатки: легкое шасси болтало отдачей, возимый боезапас был мал, брони явно было маловато. Но с главной своей задачей – обеспечение ПВО танковых колон на марше ЗСУ-45 справлялась уверено. Это сразу почувствовали летом 41-го в люфтваффе и штурмовать танковые колоны, в отличие от пехоты или артиллерии – желание у них поубавилось быстро. Также высинились отличные противотанковые свойства ЗСУ – огонь автоматических пушек из засад с дистанции 300-400 метров останавливал любой немецкий танк. Вихрь 45мм бронебойных снарядов не оставлял шансов выжить ни Штугу ни Т-4.

Разумеется, что ЗСУ-45 выпускали всю войну, главным шасси для нее стал МС-6. Более тяжелое и устойчивое шасси, увеличенный боезапас – все это сделало ЗСУ-45 на новой базе главной зенитной пушкой бронетанковых войск РККА. В 43-м году орудие получило новые стволы от новой противотанковой пушки М-42. Изображена ЗСУ-45 выпуска конца 44-го года на облегченном шасси

Описание конструкции

ЗСУ-23-4 «Шилка» имеет сварной корпус с противопульным и противоосколочным бронированием. Он разделен на три отсека: управления, расположенный в передней части машины, боевое отделение – находящееся в ее центре и силовой отсек – в кормовой части. На правом борту зенитной установки расположено три люка, через которые происходит демонтаж и обслуживание оборудования машины, а также вентиляция агрегатов.

В башне «Шилки» установлено счетверенное 23-мм орудие АЗП-23 «Амур», автоматика которого работает за счет отведения пороховых газов из канала ствола. Каждый ствол оснащен кожухом системы охлаждения и пламегасителем. Подача патрона – боковая, из звена ленты с перекосом патрона. Ленты находятся в патронных коробах. В башне расположены два короба, система для взведения зенитных автоматов – пневматическая.

Боекомплект «Шилки» состоит из двух типов 23-мм снарядов: бронебойных БЗТ и осколочных ОФЗТ. Бронебойные боеприпасы БЗТ не имеют взрывчатого вещества и содержат только зажигательный состав для трассирования. Снаряды ОФЗТ имеют взрыватель и самоликвидатор (время действия 5-10 секунд). В ленте на четыре патрона ОФЗТ идет один БЗТ.

Наведение производится с помощью гидравлических приводов, возможно и ручное наведение. Темп стрельбы – 3400 выстрелов в минуту.

В приборном отсеке башни находится радиолокационно-приборный комплекс, с помощью которого происходит поиск цели, ее сопровождение и высчитываются траектории снарядов и необходимое упреждение. Дальность обнаружения воздушных объектов – 18 км.

Зенитный комплекс «Шилка» может вести огонь по воздушным целям в нескольких режимах:

  • в автоматическом;
  • в полуавтоматическом;
  • по ракурсным кольцам;
  • по запомненным координатам;
  • по наземным целям.

Автоматический режим стрельбы считается основным.

Радиолокационно-приборный комплекс состоит из следующих элементов:

  • ламповой РЛС 1РЛ33М2;
  • аналогового счётно-решающего прибора;
  • визирного устройства;
  • системы стабилизации.

Боевая машина оснащена радиостанцией Р-123М и переговорным устройством ТПУ-4.

ЗСУ-23-4 «Шилка» оборудована дизельным двигателем В6Р. Он имеет шесть цилиндров, жидкостное охлаждение и максимальную мощность 206 кВт. Машина имеет два алюминиевых топливных бака с общим объемом 515 литров. Этого хватало до 400 км хода. Дополнительная установка предназначается для питания бортовой электроники.

Ходовая часть машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес и двенадцати опорных катков с обрезиненными ободами. Подвеска – независимая торсионная.

Защита экипажа от ОМП происходит за счет создания в боевом отделении избыточного давления и очистки воздуха.

Модернизация зенитного комплекса «Шилка» шла по пути улучшения ее способности обнаруживать воздушные цели, а также увеличения защищенности комплекса. Еще в середине 70-х годов для управления стрельбой зенитных установок на полковом уровне был создан комплекс «Овод-М-СВ». В его состав входила РЛС «Лук-23» и автоматизированная система управления огнем.

В середине 90-х появились модификации «Шилка-М4» и «Шилка-М5» с более совершенными системами управления огнем. Для поражения бронированных целей был создан 23-мм подкалиберный боеприпас.

В 1999 году широкой общественности была представлена модификация «Шилки», на башне которой были дополнительно установлены ПЗРК «Игла».

Модификации ЗСУ-23-4 Шилка

ЗСУ-23-4В — модернизация с целью повышения надёжности эксплуатации установки, улучшения условий обитания для расчёта, увеличение ресурса газотурбинного агрегата (ГТА) с 300 до 450 ч. Для наведения РЛС сопровождения на визуально обнаруженную цель в установку был введён командирский прибор наведения (КПН).

ЗСУ-23-4В1 — модернизация в ЗСУ-23-4В счётно-решающего прибора, что повысило точность и эффективность стрельбы, надёжность автосопровождения цели при увеличении скорости движения установки с 20 до 40 км/ч, увеличен ресурс ГТА с 450 до 600 ч.

ЗСУ-23-4М1 — модернизация автоматов 2А7 и пушки 2А10 до 2А7М и 2А10М с целью повышения надёжности и стабильности работы комплекса. Повышена живучесть стволов с 3000 до 4500 выстрелов. Улучшена надёжность РЛС и увеличен ресурс ГТА с 600 до 900 ч.

ЗСУ-23-4М2 — модернизация ЗСУ-23-4М1 для использования в горных условиях Афганистана. Из установки был исключён РПК, за счёт чего увеличен боекомплект снарядов с 2000 до 3000 шт., демонтирована РЛС, усилена бронезащита, введена аппаратура ночного видения для ведения стрельбы ночью по наземным целям.

ЗСУ-23-4М3 «Бирюза» — ЗСУ-23-4М1 с установкой наземного радиозапросчика «Лук» системы РЛ опознавания воздушных целей по признаку «свой — чужой».

ЗСУ-23-4М4 Шилка-М4

ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4» — модернизация с установкой радиолокационной СУО и возможностью установки ЗРК «Стрелец». Ввод в состав батареи подвижного пункта разведки и управления (ППРУ) «Сборка М1» в качестве командного пункта (КП) и внедрения в ЗСУ телекодового канала связи обмена информацией между ЗСУ и КП. Замену аналогового счётно-решающего прибора на современную ЦВС. Устанавливается цифровая следящая система. Модернизация гусеничного шасси, направленная на улучшение управляемости и манёвренности самохода и снижения трудоёмкости его технического обслуживания и эксплуатации. Активный прибор ночного видения заменяется на пассивный. Заменяются радиостанции. Устанавливается кондиционер, система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры.

ЗСУ-23-4М5 «Шилка-М5» — модернизация ЗСУ-23-4М4 с установкой радиолокационной и оптико-электронной СУО.

ЗСУ-23-4М-А — украинская модификация. Базовая РЛС заменена на многофункциональную РЛС с ЦАР «Рокач-АС», установлена новая оптико-локационная система и ракетный канал, цифровая вычислительная система, новые алгоритмы управления.

Достоинства и недостатки

Одним из главных минусов зенитной установки «Шилка» является ее тяжелая, сложная и маломощная ходовая часть. Ее ремонт и обслуживание – дело сложное и трудоемкое. Чтобы добраться до некоторых ее узлов, необходимо демонтировать множество агрегатов, слить масло и охлаждающую жидкость. Мощность в 240 л. с., на которую способен двигатель «Шилки», недостаточна для ее веса, поэтому машина тихоходна и маломаневрена.

Кроме этого, в силовой установке и ходовой части машины допущены другие конструкционные ошибки и недоработки, результатом чего стали частые поломки зенитной установки.

РЛС «Шилки» имеет небольшой радиус действия и довольно капризна в настройке. Также следует добавить, что машина обеспечивала минимальный уровень комфорта для экипажа.

Однако все вышеперечисленные минусы нивелируются высочайшим уровнем надежности зенитных пушек комплекса. Если они правильно собраны и установлены, система охлаждения залита водой по нормам, то вероятность сбоя или выхода из строя во время стрельбы практически исключалась.

Даже сегодня «Шилка» может представлять серьезную опасность для самолетов и вертолетов противника, если, конечно же, они летят не слишком высоко.

Технические характеристики

Ниже представлены ТТХ ЗСУ-23-4 «Шилка».

Год принятия на вооружение1962
Размеры зоны поражения, км:
– по дальности0-2,5
– по высоте0-1,5-2
Скорость поражаемых целей, м/c:
– при стрельбе навстречу450
– при стрельбе вдогон300
Количество и калибр пушек, мм4х23
Масса снаряда, кг0,19
Начальная скорость снаряда, м/c1000
Возможность стрельбы в движенииДа
Всепогодность работыДа
Масса, т20,5
Расчет, чел.4
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]