Зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 «Енисей»
37-мм ЗСУ-37-2 “Енисей”
17 апреля 1957 года, почти одновременно с началом серийного производства ЗСУ-57-2, Совет Министров СССР принял постановление № 426-211 о разработке новых скорострельных ЗСУ “Шилка” и “Енисей” с радиолокационными системами наведения. Это был своего рода ответ на принятие на вооружение в США ЗСУ М42А1. Формально “Шилка” и “Енисей” не являлись конкурентами, так как первая разрабатывалась для обеспечения ПВО мотострелковых полков для поражения целей на высотах до 1500 м, а второй – для ПВО танковых полков и дивизий и действовал на высотах до 3000 м. В зенитной самоходной установке ЗСУ-37-2 “Енисей” был использован 37-мм автомат 500П, разработанный в ОКБ-16 (главный конструктор А.Э. Нудельман). 500П не имел аналогов по баллистике, и его патроны не были взаимозаменяемы с другими 37-мм автоматическими пушками армии и флота за исключением малосерийной зенитной установки “Шквал”. Специально для “Енисея” ОКБ-43 спроектировало спаренную пушку “Ангара”, оснащенную двумя автоматами 500П с ленточным питанием. “Ангара” имела систему жидкостного охлаждения стволов и следящие электрогидравлические приводы, которые в дальнейшем планировалось заменить чисто электрическими. Системы приводов наведения разрабатывались московским ЦНИИ-173 ГКОТ – по силовым следящим приводам наведения и Ковровским филиалом ЦНИИ-173 (ныне ВНИИ “Сигнал”) – по стабилизации линии визирования и линии выстрела. Наведение “Ангары” производилось с помощью помехозащищенного РПК “Байкал”, созданного в НИИ-20 ГКРЭ и работавшего в сантиметровом диапазоне волн – около 3 см. Но на испытаниях выяснилось, что ни РПК “Тобол” на “Шилке”, ни “Байкал” на “Енисее” не могли самостоятельно с достаточной эффективностью осуществлять поиск воздушной цели, поэтому еще в постановлении СМ № 426-211 от 17.04.1957 г. предусматривалось создание и передача на государственные испытания во II квартале 1960 года подвижной РЛС “Обь” для управления ЗСУ. “Обь” включала в себя командирскую машину “Нева” с РЛС целеуказания “Иртыш” и РПК “Байкал”, размещенный в ЗСУ “Енисей”. Комплекс “Обь” должен был одновременно управлять огнем шести – восьми ЗСУ. Впрочем, в середине 1959 года работы по “Оби” были прекращены – это давало возможность ускорить доводку зенитного ракетного комплекса “Круг”. Шасси для “Енисея” было спроектировано в КБ “Уралмаша” под руководством Г.С. Ефимова на основе шасси опытной самоходной установки СУ-100П. Производство его предполагалось развернуть на Липецком тракторном заводе.
ЗСУ-37-2 имела противопульное бронирование, которое в местах размещения боекомплекта обеспечивало защиту от 7,62-мм винтовочной бронебойной пули Б-32 с дистанции 400 м. Для электропитания бортовой сети “Енисей” снабжался специальным газотурбинным двигателем, разработанным в НАМИ, использование которого позволяло обеспечивать быструю готовность к бою при низких температурах воздуха. Испытания ЗСУ “Шилка” и “Енисей” проходили параллельно, хотя и по разным программам. “Енисей” имел зону поражения по дальности и потолку, близкую к ЗСУ-57-2, и, согласно заключению Государственной комиссии, обеспечивал прикрытие танковых войск во всех видах боя, так как средства воздушного нападения по танковым войскам преимущественно действуют на высотах до 3000 м. Нормальный режим стрельбы (танковый) – непрерывная очередь до 150 выстрелов на ствол, затем перерыв 30 с (воздушное охлаждение) и повторение цикла до израсходования боекомплекта. В ходе испытаний было установлено, что одна ЗСУ “Енисей” превосходит по своей эффективности шестиорудийную батарею 57-мм пушек С-60 и батарею из четырех ЗСУ-57-2. На испытаниях ЗСУ “Енисей” обеспечивала стрельбу в движении по целине со скоростью 20-25 км/ч. При движении по танковой трассе на полигоне со скоростью 8-10 км/ч точность стрельбы была на 25% ниже, чем с места. Точность стрельбы пушки “Ангара” в 2-2,5 раза выше, чем пушки С-68. За время государственных испытаний из пушки “Ангара” сделали 6266 выстрелов. При этом были отмечены всего две задержки и четыре поломки, что составило 0,08% задержек и 0,06% поломок от числа произведенных выстрелов, что меньше допустимых по ТТТ. По данным, полученным в ходе испытаний, было предложено применять “Енисей” для защиты армейских зенитных ракетных комплексов “Круг” и “Куб”, поскольку зона его эффективной стрельбы перекрывала мертвую зону этих ЗРК. После окончания испытаний “Шилки” и “Енисея” государственная комиссия рассмотрела сравнительные характеристики обеих ЗСУ и выдала по ним заключение: 1. “Шилка” и “Енисей” оснащены радиолокационным комплексом и обеспечивают стрельбу днем и ночью при любой погоде; 2. вес “Енисея” 28 т, что недопустимо для вооружения мотострелковых подразделений и ВДВ; 3. при стрельбе по самолетам МиГ-17 и Ил-28 на высоте 200 и 500 м “Шилка” эффективней “Енисея” в 2 и 1,5 раза соответственно; 4. “Енисей” предназначен для ПВО танковых полков и танковых дивизий по следующим соображениям: – танковые подразделения и соединения действуют в основном в отрыве от основной группы войск. “Енисей” обеспечивает сопровождение танков на всех этапах боя, обеспечивает эффективный огонь на высотах до 3000 м и дальностях до 4500 м. Использование этой установки практически исключает точное бомбометание по танкам, чего “Шилка” не может обеспечить; – имеются достаточно мощные осколочно-фугасный и бронебойный снаряды. “Енисей” может вести более эффективную стрельбу на самооборону по наземным целям при следовании в боевых порядках танковых войск; 5. унификация новых ЗСУ с изделиями, состоящими в серийном производстве: – по “Шилке” – 23-мм автомат и выстрелы к нему состоят в серийном, производстве. Гусеничная база СУ-85 изготавливается на ММЗ; – по “Енисею” – РПК унифицирован по модулям с системой “Круг”, по гусеничной базе – с СУ-100П, к производству которой готовятся 2-3 завода.
Как в приведенных выдержках из заключения комиссии, так и в остальных документах нет четкого обоснования приоритета “Шилки” по сравнению с “Енисеем”. Даже стоимость их была сопоставима. Комиссия рекомендовала принять на вооружение обе ЗСУ. Но постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1962 года № 925-401 на вооружение приняли только “Шилку”, а 20 сентября того же года последовал приказ ГКОТ о прекращении работ над “Енисеем”. Косвенным доказательством щекотливости ситуации было то, что через два дня после закрытия работ по “Енисею” появился приказ ГКОТ об одинаковом премировании организаций, работавших над обеими машинами.
Характеристики:
Боевая масса, т – 27,5 Экипаж, чел. – 4 Габаритные размеры, мм: длина с пушками вперед – 6460 длина корпуса – 6460 ширина – 3100 Бронирование противопульное Вооружение – 2х37-мм пушки 500П (артсистема “Ангара”) Боекомплект – 2900 выстрелов Дальность стрельбы по воздушным целям, м – 4500 Двигатель В-54-105, мощность – 294 кВт Удельное давление на грунт, Мпа – 0,061 Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 60 Запас хода по шоссе, км – 450 Преодолеваемые препятствия: глубина брода, м – 1,0
Описание конструкции
ЗСУ-57-2 имела компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса, а вооружения — во вращающейся башне. Экипаж ЗСУ состоял из шести человек: механика-водителя, размещавшегося в лобовой части корпуса слева; наводчика, наводчика-установщика прицела, двоих заряжающих (правого и левого орудий) и командира установки, находившихся в башне.
Вооружение
Система управления огнём (детальный ракурс)
Вооружение САУ составляло спаренное 57-мм автоматическое орудие С-68
, состоявшее из двух пушек С-60 с длиной ствола 76,6 калибров / 4365 мм, отличавшихся зеркальным расположением механизмов. Автоматика С-60 работала на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом.
Спаренная установка соединённых люльками в единый блок орудий размещалась на цапфах на полу башни. Вертикальная, в пределах −5…+85°, и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя постоянной скорости вращения через гидравлический регулятор скорости. Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального — 20° в секунду. В случае отказа электропривода, сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик — за вертикальное. Орудие имело обойменное питание из коробчатых магазинов на 4 выстрела, практическая скорострельность составляла 100—120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40—50 выстрелов, после чего ствол было необходимо охладить. Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под поликом башни.
Боеприпасы 57-мм пушки С-68 | |||||
Тип снаряда | Марка | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Дульная скорость, м/с |
осколочная трассирующая граната | ОР-281У | 6,6 | 2,8 | 153 | 1000 |
осколочная трассирующая граната | ОР-281 | 6,6 | 2,8 | 153 | 1000 |
бронебойный трассирующий | БР-281У | 6,6 | 2,8 | 13 | 1000 |
бронебойный трассирующий | БР-281 | 6,6 | 2,8 | 13 | 1000 |
бронебойный сплошной трассирующий | БР-281СП | 6,6 | 2,8 | — | 1000 |
Таблица бронепробиваемости для C-68 | ||||
Снаряд \ Расстояние, м | 500 | 1000 | 1500 | 2000 |
БР-281 / БР-281У (угол встречи 30°) | 90 | 80 | 70 | 60 |
БР-281 / БР-281У (угол встречи 0°) | 110 | 100 | 85 | 70 |
Данные по советской методике измерения бронепробиваемости. Следует иметь в виду, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным либо некорректным. |
Точность наведения на земле и в воздухе
Предприятие также ведет ряд работ по созданию приводов и стабилизаторов вооружения для сухопутной и авиационной техники. В частности, разработан электрический привод наведения вооружения по горизонтали и вертикали, который может быть интегрирован в новейший танк Т-14 «Армата».
«Мы поработали с «Уралвагонзаводом» [входит в Ростех] вариант электрической вертикали на базе мехподъемника: мы сделали два опытных образца, которые прошли полный цикл испытаний на танке Т-72. Готовы в случае очередной модернизации «Арматы» предложить свои разработки», — сообщил Николаев, отметив, что новый привод вооружения может быть установлен и на ранее разработанные танки, в частности Т-72 и Т-80.
Предприятие выпускает и привода для пушек разведывательно-ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор».
По оценке специалиста, новые привода пушки для Ка-52 будут широко востребованы: эти устройства могут устанавливаться как на новых вертолетах, так и на машинах, проходящих ремонт и модернизацию. Они повозили существенно снизить количество отказов и улучшили точность стрельбы очередями.
«Сигнал» выпускает в том числе привода для сухопутных артиллерийских систем. Начальник научно-производственного комплекса №1 предприятия Алексей Бабкин сообщил ТАСС, что институт является разработчиком приводов наведения для реактивных систем залпового огня (РСЗО) «Смерч» и модернизированных самоходных артиллерийских установок семейства «Мста-С».
Для «Смерча» предприятие разработало улучшенные привода с увеличенной в несколько раз скоростью наведения вооружения. «В настоящее время мы находимся на этапе изготовления двух образцов и в этом году должны провести предварительные испытания устройств. В следующем году пройдут государственные испытания, дальше возможно их серийное изготовление», — сообщил Бабкин.
По его словам, привода разработки и производства института интегрируются в состав новейшей сухопутной техники, создаваемой в настоящее время АО «НПО «Сплав» им. А.Н. Ганичева», в том числе тяжелых огнеметных систем ТОС-2 «Тосочка» и систем дистанционного минирования ИСДМ «Земледелие».
История
В связи с потерей, по различным причинам, в начальный период Великой Отечественной войны большого количества ЗСУ на базе ГАЗ-АА («полуторки»), 29К и других, руководство ВС Союза ССР понимая важность ЗСУ для защиты формирований РККА от авиации противника на марше и в бою, разрешило оборонной промышленности проводить эксперименты с установкой на шасси автомобилей и танков различных средств ПВО (пулемётов и пушек), например ЗИС-43, СУ-11. В ноябре 1943 года, ГБТУ и ГАУ РККА было выдано задание спроектировать и создать на базе лёгких танков ЗСУ, для эффективного подавления действий авиации противника, конструкторским бюро (КБ) заводов № 38 и № 40
В другом источнике указаны конструкторское бюро завода № 4 (Мытищенский машиностроительный) и специалисты КБ завода № 1 (Горьковского автомобильного).
Боевые машины (БМ) этой марки серийно выпускались на Мытищинском машиностроительном и Горьковском автомобильном заводах с 1945 года. До окончания Великой Отечественной войны на заводе № 40 было построено 12 зенитных самоходок (по 4 единицы в феврале, марте и апреле). Базой для ЗСУ-37 послужила лёгкая противотанковая САУ СУ-76М. Производство ЗСУ-37 продолжалось в послевоенное время, даже после снятия с производства базовой СУ-76М. Во втором полугодии 1945 выпустили еще 58 зенитных установок. В 1946 — 30.
ЗСУ-37 была первой серийной советской бронированной зенитной самоходной установкой на гусеничном шасси, идеально подходящей для защиты от атак с воздуха мобильных подразделений. Главным оружием боевой машины была 37-мм зенитная пушка 61-К, установленная в башне с круговым вращением. Зенитная самоходка также оснащалась дальномером и радиостанцией 10РК-12М (10РТ-3).
Экипаж (расчёт) БМ состоял из шести человек (командира, механика-водителя, дальномерщика-наводчика по азимуту, дальномерщика-наводчика по углу возвышения, заряжающего, стрелка-радиста).
Операторы
Операторы ЗСУ-57-2
Современные
- Алжир — от 20 до 45 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год
- Египет — 40 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год
- Иран — 80 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год
- КНДР — до 250 единиц ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год
- Куба — некоторое количество ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год
- Мозамбик — 20 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год
- Никарагуа — до 10 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2016 год
- Сирия — некоторое количество ЗСУ-57, по состоянию на 2016 год
Бывшие
- СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам
- Ангола — 40 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1975 по 1976 год, сняты с вооружения
- Босния и Герцеговина — 6 ЗСУ-57-2, по состоянию на 2010 год
- Венгрия — 40 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в 1966 году, сняты с вооружения
- Вьетнам — 100 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1971 по 1973 год, современный статус неясен
- ГДР — 129 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1957 по 1961 год
- Ирак — 100 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1971 по 1973 год
- Польша — 129 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1957 по 1961 год, сняты с вооружения
- Россия — некоторое количество ЗСУ-57-2, по состоянию на 2010 год
- Румыния — 60 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1965 по 1966 год
- Сербия — некоторое количество, по состоянию на 2007 год
- Сирия — 250 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1967 по 1973 год — сняты с вооружения
- Украина — 30 ЗСУ-57-2 по состоянию на июнь 2015 года[источник не указан 1791 день
] - Финляндия — 12 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1960 по 1961 год, использовались под обозначением LyPsv SU-57, сняты с вооружения
- Эфиопия — 10 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в 1978 году
- Югославия — 100 ЗСУ-57-2 поставлены из СССР в период с 1960 по 1961 год
История создания
Советские танковые части и механизированные корпуса несли ощутимые потери от немецкой штурмовой авиации-особенно это проявилось в ходе Курской битвы, когда немецкая авиации буквально терроризировала нашу бронетехнику.Поэтому 22 ноября 1943 г. ГАУ РККА по согласованию с ГБТУ РККА выдало заказ заводу №38 по разработке зенитной самоходной установки, вооруженной 37-мм зенитным автоматом на шасси, однотипном с шасси СУ-76. Необходимо признать, что эскизный проект, а также необходимые расчеты, выполненные под руководством М.Н. Щукина, к этому времени были уже завершены и в них требовалось лишь внести некоторые доработки, которые начались в декабре 1943 г.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Чертежи. Нажмите на рисунок, чтобы увеличить.
В феврале 1944 г. изготовленный опытный образец зенитной САУ СУ-17 прошел заводские испытания, которые выявили ряд незначительных дефектов. Машина была рекомендована для принятия на вооружение с учетом внесения в ее конструкцию необходимых доработок. Однако мощности завода не позволяли обеспечить параллельный с СУ-76 выпуск указанных САУ, а его техническое перевооружение в ближайший год не планировалось. К тому же М.Н. Щукин занял место главного конструктора восстанавливаемого Харьковского завода №75 (бывший Харьковский завод №183), куда он перебрался осенью. Поэтому вся конструкторско-технологическая документация по машине была передана на завод №40 в Мытищи, который также выпускал СУ-76 и конструкторское бюро которого выступило с инициативой по проведению упрощения конструкции самоходной зенитной пушки с целью увеличения удельного выпуска и снижения закупочной цены.
Зенитная самоходная установка ЗСУ-37. Чертежи. Нажмите на рисунок, чтобы увеличить.
В апреле 1944 г. в Мытищах был изготовлен новый опытный образец самоходной установки, отличавшийся от исходного сниженной массой, измененной конструкцией орудийной башни, а также карбюраторным двигателем ЗИС-80МФ (ЗИС-МФ) мощностью 99 л.с. Несмотря на то, что масса САУ снизилась почти на 1,2 тонны, мощности двигателя с имеющейся КПП оказалось недостаточно для проявления необходимой подвижности и проходимости. Поэтому испытания, проведенные в июле месяце, были признаны неудавшимися и КБ вернулось к силовой установке СУ-76 — сдвоенному моторному агрегату типа ГАЗ-20Э, который к началу 1945 г. был форсирован до 160 л.с. Прочие отличия, введенные в конструкции второго опытного образца, были в целом сохранены в третьем, так как в основном отвечали поставленной цели.
После инспекции группы зенитного вооружения танков третий образец в октябре поступил на испытания сначала в НИБТполигон, затем на Научно-испытательный зенитный полигон и по их завершении, в ноябре 1944 г. был рекомендован для принятия на вооружение с минимальным перечнем требуемых доработок. В феврале 1945 г. завод начал готовиться к серийному производству САУ, однако до окончания войны было изготовлено лишь несколько машин, получивших индекс ЗСУ-37, по временной технологии. Считается, что до конца 1945 г. в строй вступил самоходный зенитный дивизион ЗСУ-37 в количестве или 12, или 16 машин.
История создания и производства
Первыми серийными ЗСУ, созданные в Союзе ССР, стали 29К, позже ЗСУ-37, вооружённая 37-мм пушкой 61-К, но её производство ограничилось 75 боевыми машинами, выпущенными в 1945 году. Более совершенным зенитным автоматическим орудием, предназначенным для замены 25-мм и 37-мм пушек довоенного образца, стала 57-мм автоматическая пушка С-60, разработанная в конструкторском бюро В. Грабина. Однако в буксируемом варианте это орудие имело бы недостаточную мобильность для обеспечения ПВО частей бронетанковых и механизированных войск ВС Союза ССР в наступлении, поэтому уже с 1947 года, ещё до принятия С-60 на вооружение, началась разработка её спаренного варианта под обозначением С-68
, предназначенного для вооружения самоходной установки. Опытный образец С-68 был испытан на повозке
С-79А
, тогда как для серийной ЗСУ было создано шасси на основе компонентов основного и среднего танка Т-54. Новая самоходная установка получила заводское обозначение
«изделие 500»
и армейское —
ЗСУ-57-2
и была принята на вооружение после комплексных испытаний, проведённых в 1950 году. Ее серийное производство осуществлялось на заводе № 174 в Омске с 1955 по 1960 год.
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
Практически по всей проекции «Шилка» защищена бронелистами толщиной 15 мм. Три из четырёх членов экипажа находится в башне, прямо за боекомплектом, занимающий всю переднюю часть башни. Также рядом с механиком-водителем находится значительный по размерам топливный бак. Всё это не позволяет продержаться хоть сколько-то долго против любых противников: каморные снаряды будут взводится, уничтожая модули и нанося критические повреждения членам экипажа; кумулятивные снаряды будут детонировать топливные баки и боеукладку; крупнокалиберные пулемёты пробивают слабую броню и повреждают членов экипажа, а самолёты (если, конечно, смогут достать «Шилку» в силу определённых обстоятельств) способны своим курсовым вооружением достаточно быстро уничтожить машину.
Встреча вражеского танка на поле боя скорее всего окажется фатальной для «Шилки». Единственное, что можно попытаться сделать против столь бронированных целей — попытаться сбить им гусеницы и повредить ствол. И если гусеницы повреждаются достаточно быстро, то для многих стволов у «Шилки» не хватает мощности снарядов для их повреждения.
Из-за всего перечисленного выше следует сделать вывод, что «Шилка» — техника не второй и даже не третьей линии — ей следует оставаться в укрытии домов, холмов, других препятствий от вражеской наземной техники и сконцентрироваться на уничтожении вражеской авиации, не отвлекаясь на наземную.
Подвижность
Шилка имеет достаточно посредственную подвижность и мобильность — удельная мощность составляет 14.7 лошадиных сил на тонну. Для некоторых танков такой относительно низкий показатель был бы недостатком, но для ЗСУ подвижность является наименее важной характеристикой, поэтому его можно опустить и не рассматривать как недостаток. Большинство безопасных позиций, с которых можно эффективно контролировать небо над полем боя зачастую находится неподалёку от точек возрождения, поэтому нужды в лучшей подвижности нету.
Модификации
- ЗСУ-23-4В – модернизация. Повышены ресурс газотурбинного агрегата с 300 до 450 ч. и надежность эксплуатации. Стали лучше условия для экипажа. С целью наведения радиолокационной станции сопровождения на цель был применен командирский прибор наведения.
- ЗСУ-23-4В1 — ЗСУ-23-4В дополнилась счётно-решающим прибором, из-за чего возросла надежность автосопровождения цели при повышении скорости установки до 40 км/ч, произошло увеличение эффективности и точности стрельбы, а также ресурса газотурбинного агрегата до 600 ч.
- ЗСУ-23-4М1 — модернизация пушки 2А10 до 2А7М и 2А10М и автоматов 2А7 для увеличения стабильности и надежности работы комплекса. Возросла живучесть стволов – до 4500 выстрелов. Улучшилась надежность радиолокационной станции, возрос ресурс газотурбинного агрегата до 900 ч.
- ЗСУ-23-4М2 – модернизированная ЗСУ-23-4М1, для эксплуатации в Афганистане. Снят РПК, из-за чего возрос боекомплект снарядов до трех тысяч штук. Была установлена аппаратура ночного видения для стрельбы в ночное время по наземным целям
- ЗСУ-23-4М3 Бирюса – модернизированная ЗСУ-23-4М1. Введен наземный радиозапросчик «Лук» системы радиолокационного опознавания воздушных целей по принципу «свой-чужой»
- ЗСУ-23-4М4 Шилка-М4 – модернизация. Установлена радиолокационная система управления огнем, возможно дополнение зенитно-ракетным комплексом Стрелец. Используется батареей подвижного пункта разведки и управления Сборка М1, как командный пункт и внедрение в ЗСУ телекодового канала связи обмена данными между командным пунктом и установкой. Аналоговый счетно-решающий прибор поменялся на ЦВС. Введена следящая цифровая система. Усовершенствовано гусеничное шасси, в целях повышения маневренности и управляемости самохода и уменьшения сложности его эксплуатации и техобслуживания. Поставлен пассивный прибор ночного видения. Установлены другие радиостанции, система автоматизированного контроля работоспособности радиоэлектронной аппаратуры и кондиционер.
- ЗСУ-23-4М5 Шилка-М5 – модернизированная ЗСУ-23-4М4. Введена оптико-электронная и радиолокационная система управления огнем.
Точность наведения на земле и в воздухе
Предприятие также ведет ряд работ по созданию приводов и стабилизаторов вооружения для сухопутной и авиационной техники. В частности, разработан электрический привод наведения вооружения по горизонтали и вертикали, который может быть интегрирован в новейший танк Т-14 «Армата».
«Мы поработали с «Уралвагонзаводом» [входит в Ростех] вариант электрической вертикали на базе мехподъемника: мы сделали два опытных образца, которые прошли полный цикл испытаний на танке Т-72. Готовы в случае очередной модернизации «Арматы» предложить свои разработки», — сообщил Николаев, отметив, что новый привод вооружения может быть установлен и на ранее разработанные танки, в частности Т-72 и Т-80.