Ударный вертолет «Тигр» (Eurocopter Tiger): описание конструкции, технические характеристики, производитель


Краткий обзор

Разработка вертолета «Тигр» началась во время холодной войны. Первоначально он задумывался как противотанковая платформа для борьбы против советского наземного вторжения в Западную Европу. В ходе работы над летательным аппаратом Советский Союз распался, но Франция и Германия предпочли продолжить проект уже с целью создания многоцелевого ударного вертолета. Он достиг оперативной готовности в 2008 году.

Eurocopter Tiger стал первым вертолетом из композитных материалов, разработанным в Европе. Его ранние модели отличались такими передовыми решениями, как стеклянная кабина, технология малой заметности и высокая маневренность, увеличивающие его боевую живучесть. С тех пор были введены в эксплуатацию улучшенные модификации, оснащенные более мощными двигателями и совместимые с более широким спектром вооружений. Они использовались в боях в Афганистане, Ливии и Мали.

«Тигр» выполняет широкий спектр боевых задач, включая разведку боем и наблюдение, противотанковую и ближнюю авиационную поддержку, сопровождение и защиту объектов. Вертолет способен работать днем ​​и ночью, в любую погоду и в условиях ядерной, биологической или химической войны. «Тигр» может также использоваться на море, взлетать и садиться на палубу кораблей, включая фрегаты, в экстремальных погодных условиях. Вертолет отличается высоким уровнем маневренности, большая часть которой связана с дизайном его 13-метрового 4-лопастного главного ротора. «Тигр» может выполнять такие фигуры высшего пилотажа, как «мертвая петля» и маневры с отрицательными перегрузками. Его мощь обеспечивается двумя турбовальными двигателями MTR390, управляемыми FADEC.

История разработки

Eurocopter Tiger – относительно новый боевой вертолет, разработанный совместно правительствами Франции и Германии. Он относится к тому же классу, что и американский Hughes AH-64 Apache, российский Ka-50, итальянский Agusta A129 и южноафриканский Denel AH-2.

Идея создания совместного предприятия по производству мощного ударного вертолета возникла в середине 1980-х. Тогда за работу взялись французская авиационная фирма Aerospatiale и немецкое бюро МВВ. Несмотря на финансовые проблемы программы и ее закрытие всего через 2 года, проект был воскрешен в 1987 г. В конце 1989 года был подписан контракт на постройку пяти прототипов, и первый «Тигр» поднялся в воздух в апреле 1991 г. К 1992 г. совместное предприятие Aerospatiale и MBB было реорганизовано в Eurocopter Group. Производство Tiger началось в 2002 г., а поставки – со следующего года.

«EC665 Тигр» был разработан для Франции и Германии в трех конфигурациях: в качестве многоцелевого вертолета огневой поддержки (UHT) для немецкой армии, многоцелевого ударного (HAD) и боевого обеспечения (HAP) для французской армии. Первый полет серийной модели Tiger HAP состоялся в марте 2003 г. Франция заказала 80 машин (40 HAP и 40 HAD), а Германия – 80 вертолетов боевой поддержки. Первый Tiger UHT был поставлен в апреле 2005 г. Всего планировалось закупить 120 «Тигров» для Франции и 120 для ФРГ.

В сентябре 2003 г. Испания выбрала версию вертолета огневой поддержки, вооруженного противотанковыми ракетами Rafael Spike-ER и системами «воздух-воздух» Mistral. Было заказано 24 машины с улучшенным мотором MTR390E и большей полезной нагрузкой. Первые 6 вертолетов версии HAP были доставлены в Испанию в 2007 году и преобразованы в HAD.

Франция первоначально разместила заказ на 70 HAP и 10 противотанковых HAC, но в декабре 2005 г. он был изменен на 40 HAP и 40 HAD. Испания и Франция подписали контракт на разработку вертолета в декабре 2004 года. Tiger HAD впервые поднялся в воздух в декабре 2007-го.

Вертолет «Тигр» – болезни роста

Вместе с тем, поступление этого вида авиационной техники в войска сопровождали значительные проблемы.

Согласно итогам комплексной инвентаризации основных проектов новых вооружений, регулярно проводимой Федеральным ведомством по вопросам вооружений, информационным технологиям и использованию бундесвера (далее BAAINBw), изложенным в докладе министерства обороны немецкому парламенту в марте 2022 г., превышение общих сроков реализации программы «Тигр» от плановых по времени составило более 80 месяцев, а по стоимости более 934 млн.евро (+22%).

Начало разработке и поставкам боевых вертолетов по проекту «Тигр» дало в 1984 г. межправительственное соглашение, подписанное между Германией и Францией. Другими партнерами стали Испания и Австралия, как страна-экспортер.

В рамках проекта работы проводятся как на международном уровне под эгидой «Совместной организации сотрудничества по вопросам вооружений» (Organisation Conjointe de Cooperation en matiere d’Armement, OCCAR), так и в национальном масштабе под контролем BAAINBw. При этом проект получил обозначение «вертолет поддержки «Тигр» (Unterstützungshubschrauber Tiger, UHT). Главным подрядчиком проекта является (Airbus Helicopters, или EUROCOPTER).


Компания Airbus Helicopters, эмблема

Изначально в 1984 г. для ВС Германии планировалось закупить 212 машин. После изменения ситуации на рынке и переоценки характера угроз в 1994 г. правительство Германии приняло решение вместо противотанкового закупать многоцелевой вертолет поддержки. Договор о приобретении UH «Тигр» подписан в июне 1999 г. Причем особенностью немецкого варианта конструкции стал прицел, размещенный на мачте над несущим винтом машины.

Организация поставки

Разработка и поставка вертолетов для бундесвера проходила в несколько этапов и сопровождалась многочисленными изменениями и дополнениями первоначального проекта. Первые шесть вертолетов «Тигр» поставлены Германии в 2005 г. в так называемой предсерийной версии. Она не могла использоваться в боевых действиях, а предназначалась для обучения пилотов и техников. Вся партия поступила в распоряжение франко-германского учебного центра в Ле Люк (Le Luc).


Здание учебного центра для вертолета «Тигр» в Ле Люк, Франция

Следующие пять вертолетов продвинутой предсерийной конфигурации (т.н. базовый уровень, версия 002) бундесвер получил в 2008 и 2009 гг. Эти машины в значительно большей степени соответствовали серийному статусу. Первые серийные образцы ударного вертолета «Тигр» начали поступать в войска с 2010 г. с шестилетним опозданием и в небольших количествах.

На фоне начатого 4 октября 2011 г. бывшим министром обороны ФРГ Томасом де Мезьером реформирования национальных ВС и установленных ограничений на основные системы вооружений потребность в закупках вертолета была пересмотрена и сокращена до 80 машин. Позднее, в марте 2013 г., МО и подрядчик подписали очередное соглашение (т.н. «немецкий курс») о сокращении общего количества поставляемой техники до 68 единиц. Кроме того, предусматривалось, что подрядчик выкупит 11 ранее поставленных «Тигров» и не станет продавать бундесверу запасные части для последних 10 вертолетов.

Согласно упомянутому выше докладу, по состоянию на февраль 2018 г. Германия получила 65 вертолетов «Тигр». Поступление в войска оставшихся машин ожидалось до конца 2022 г. Из общего числа, 68 вертолетов, 45 «Тигров» предназначены для сухопутных войск. Из них, 32 машины направляются в 36 полк ударных вертолетов «Курхэессен» (Kampfhubschrauberregiment 36 «Kurhessen»), г. Фрицлар (Fritzlar).


Эмблема 36 полка ударных вертолетов, г. Фрицлар

Дизайн

«Тигр» способен летать на небольшой высоте, что делает его очень уязвимым для наземного вражеского огня или естественных препятствий. Поэтому вопросам выживаемости летательного аппарата уделено первостепенное внимание. Фюзеляж вертолета бронирован таким образом, что он может противостоять прямому попаданию 23-мм снаряда. Это достигается благодаря использованию конструкции из кевлара, титана и алюминия с полимером, усиленным углеродным волокном. Углеродное волокно составляет не менее 80% композита, титан – 6%, а алюминий – 11%. Рамы и балки изготовлены из кевларовых и углеродных ламинатов. Панели сделаны из сотового материала Nomex с наружным слоем из углерода и кевлара. Внутри этой высокоэффективной оболочки установлена защита от молний, современная радиоэлектроника (включая GPS, радиолокаторы и компьютеры) и встроенная в шлемы членов экипажа система целенаведения.

Лопасти выполнены из волоконного композита. Структуры и поверхности, отражающие излучение радаров, были сведены к минимуму.

Внешне Eurocopter Tiger соответствует философии дизайна современных вертолетов. Экипаж из двух человек размещен в двухместной кабине со ступенчатой ​​компоновкой с передней, верхней и боковой видимостью. В отличие от других ударных вертолетов, пилот находится спереди. Вход в его кабину расположен слева, а в кокпит наводчика – справа. Сидения слегка смещены относительно центральной оси, чтобы улучшить обзор с каждой позиции. Нос имеет заметный наклон, а узкий фюзеляж использует преимущество плоских сторон с закругленными краями. Ходовая часть фиксирована и состоит из двух передних колес и хвостового сзади. Вертолет оборудован главным вертикальным стабилизатором с двумя дополнительными вертикальными ребрами, выходящими из его основания. Двигатели размещены вблизи центра тяжести машины.

Навигационная система состоит из двух трехосных кольцевых лазерных гироскопов Thales Avionique, двух магнитометров, двух полетных компьютеров, 4-лучевой доплеровской радиолокационной станции ВАЕ Systems Canada CMA 2012, радиовысотомера, системы глобального позиционирования и набора датчиков малой воздушной скорости.

Вооружение для серии «Тигр» размещается под крыльями. На вертолет можно устанавливать ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля» и противотанковые. Крылья находятся непосредственно сзади и ниже кабины пилота и имеют отличный полиэдральный изгиб. Оружие, которое крепится спереди, зависит от выбора заказчика. Например, французские модели оборудовались 30-мм пушкой GIAT 30, а немецкие – 30-мм Rheinmetall.

Основные характеристики:

  • габариты: 14,08 х 13 х 3,83 м;
  • диаметр основного/рулевого ротора: 13/2,7 м;
  • вес максимальный/без груза: 6/3,06 т;
  • скорость: 315 км/ч;
  • скорость подъема: 642 м/мин;
  • дальность полета: 800 км;
  • максимальная высота полета: 13 км.

Вертолеты

Eurocopter Tiger. Ударный вертолет. (Германия-Франция)

Многоцелевой ударный вертолет Eurocopter Tiger (HAP Tiger / HAC Tigre).

Вертолет Tiger разработан консорциумом Eurocopter, в который входят германская фирма MBB и французская Aerospatiale. Согласно принятому в 1987 году представителями ФРГ и Франции соглашению, велась разработка двух вариантов боевого вертолета – противотанкового, единого для обеих стран и получившего в ФРГ название , а во Франции – HAC, и вертолета сопровождения и огневой поддержки только для Франции, названного HAP. Первый полет опытного образца вертолета состоялся 27 апреля 1991 года. В настоящее время ведутся летные испытания пяти опытных образцов. Для обеих стран планируется изготовить 427 вертолетов всех вариантов.

Особенностью нового боевого вертолета являются: способность выполнять боевые задачи круглосуточно и в сложных метеорологических условиях, высокие маневренность, боевая живучесть и эксплуатационная технологичность, качественно новый уровень автоматизации управления бортовыми системами и вооружением, а также широкое применение композиционных материалов.

Eurocopter Tiger. Ударный вертолет. (Германия-Франция)

Все варианты вертолета основываются на единой базовой конструкции (фюзеляж, двигатели, гидравлические, топливные и электрические системы и т.д.), а также на модульной конструкции специального оборудования. В основу базовой конструкции положена схема одновинтового вертолета с рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехстоечным шасси с хвостовым колесом.

Вертолет имеет фюзеляж, самолетного типа, выполненный примерно на 80% из композиционных материалов, что не только уменьшает массу конструкции вертолета, но и способствует снижению стоимости жизненного цикла и трудоемкости эксплуатации. В передней части фюзеляжа находятся расположенные по схеме «тандем» кабины летчика и летчика-оператора. Кабина летчика находится впереди, а кабина летчика-оператора – сзади и несколько выше. Основные органы управления дублированы и размещены в обеих кабинах, так что в случае необходимости летчик-оператор может взять управление вертолетом на себя. Конструкция фюзеляжа в целом и шасси выполнены с учетом требований к безопасной повреждаемости конструкций и систем. Для обеспечения безопасности экипажа в случае аварийной посадки в нижней части фюзеляжа имеются панели с сотовым наполнителем, обладающие способностью поглощать кинетическую энергию. Такая конструкция обеспечивает безопасное для экипажа приземление с вертикальной скоростью до 10,5 м/с. Значительную часть энергии в случае аварийной посадки принимают на себя также кресла пилотов и шасси.

Eurocopter Tiger. Ударный вертолет. (Германия-Франция)

Вертолет имеет крыло с размахом 4.5 м, концевые части которого опущены вниз. На крыле предусмотрены четыре узла подвески вооружения или дополнительных топливных баков. Силовая установка состоит из двух турбовальных газотурбинных двигателей MTR 390 с мощностью на максимальном взлетном режиме 958 кВт. каждая. Силовая установка управляется электронно-цифровой системой, обеспечивающей оптимальную работу двигателей на всех режимах. Для уменьшения заметности вертолета в инфракрасном диапазоне сопла двигателей оборудованы устройствами для смешивания выхлопных газов с воздухом. В случае отказа одного из двигателей продолжение полета возможно посредством вывода другого двигателя на чрезвычайный режим. Общая емкость топливных баков составляет 1360 л. Топливные баки оборудованы системой предотвращения взрыва газовоздушной смеси в надтопливном пространстве.

Вертолет снабжен четырехлопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Лопасти винтов изготовлены из композиционных материалов. Все варианты вертолета оснащены разведывательно-прицельной аппаратурой, навигационным оборудованием и системами управления оружием, обеспечивающими их боевое применение днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В состав прицельного комплекса входят: телевизионная камера, инфракрасная система ночного видения, лазерный дальномер-целеуказатель и нашлемные прицелы. Прицельно-навигационная информация может отображаться на нашлемных индикаторах, на лобовом стекле и цветных многофункциональных дисплеях на жидких кристаллах в кабинах членов экипажа.

Eurocopter Tiger. Ударный вертолет. (Германия-Франция)

Вооружение противотанковых вертолетов должно состоять из 8 ПТУР «Hot-2″ или 8 новых ПТУР «Trigat» и 4 ракет «Mistral» или «Stinger» класса «воздух-воздух». Вертолеты сопровождения и огневой поддержки вооружаются встроенной 30-мм авиапушкой на турельной установке, пусковыми установками неуправляемых ракет калибром 68мм и 4 ракетами «Mistral».

Характеристики (Вариант HAP):

  • Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения);
  • Длина: 15,8 м;
  • Длина фюзеляжа: 15,0 м (с пушкой);
  • Диаметр несущего винта: 13,0 м;
  • Диаметр рулевого винта: 2,7 м;
  • Максимальная ширина фюзеляжа: 4,53 м (с пилонами);
  • Высота: 4,32 м (с хвостовым винтом);
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 132,7 м²;
  • База шасси: 7,65 м;
  • Колея шасси: 2,38 м;
  • Масса пустого: 4200 кг;
  • Нормальная взлётная масса: 5300 — 6100 кг (в зависимости от миссии);
  • Максимальная взлётная масса: 6100 кг;
  • Масса топлива во внутренних баках: 1080 кг (+ 555 кг в ПТБ);
  • Объём топливных баков: 1360 л (+ 2 × 350 л ПТБ);
  • Силовая установка: 2 × турбовальных MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR390;
  • Мощность двигателей: 2 × 1285 л. с. (2 × 958 кВт (взлётная));
  • Максимально допустимая скорость: 322 км/ч;
  • Максимальная скорость: 278 км/ч;
  • Крейсерская скорость: 230 км/ч;
  • Практическая дальность: 800 км;
  • Перегоночная дальность: 1280 км (с ПТБ);
  • Продолжительность полёта: 2 ча 50 мин;
  • с максимальным запасом топлива: 3 ч 25 мин;
  • Статический потолок: 3500 м (вне влияния земли);
  • Скороподъёмность: 11,5 м/с;
  • Вертикальная скороподъёмность: 6,4 м/с;
  • Нагрузка на диск: 45,2 кг/м² (при максимальной взлётной массе);
  • Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка Giat AM-30781 с 450 п. (30×113 мм);
  • Точки подвески: 4;
  • Управляемые ракеты: ракеты «воздух-земля» — по 4 × HOT или Trigat или AGM-114 на внутренних узлах. ракеты «воздух-воздух» — по 2 × Mistral или Stinger на внешних узлах;
  • Неуправляемые ракеты: блоки по 22 на внутренних и по 12 ракет на внешних узлах;
  • Дополнительное вооружение: 12,7-мм пулемёты с 250 патронами или ПТБ на внутренних узлах.

Eurocopter Tiger. Ударный вертолет. (Германия-Франция)

Экипаж

Вертолет оборудован стеклянным кокпитом с двумя сидениями и управляется экипажем из двух человек. Пилот находится спереди, а наводчик сидит сзади. Любой из членов экипажа может управлять вооружением или основными средствами управления полетом, при необходимости меняясь ролями. Помимо управления вертолетом, пилот «Тигра», как правило, контролирует системы защиты и коммуникации, а также некоторые второстепенные функции вооружений. Для некоторых видов оружия (например, противотанковой ракеты Trigat) предусмотрены специальные управляющие интерфейсы, a ракетами «воздух-воздух» можно управлять с помощью элементов управления обоих членов экипажа.

Кабина

Каждый кокпит оснащен двумя многофункциональными цветными дисплеями производства компаний Thales Avionique и VDO Luftfahrtgerate Werk, отображающими прицел стрелка, FLIR и видео цифрового генератора карт Dornier/VDO Eurogrid.

Французский Tigre оборудован прицелами TopOwl, производимыми компанией Thales Avionique, которые установлены на шлемах обоих членов экипажа и в виде дисплея в кабине пилота. Команды вертолета «Тигр» в Германии оснащаются шлемами с системой дневного и ночного видения. У австралийских модификаций шлемы оборудованы дисплеем визирования производства компании ADI.

В каждой кабине есть блок управления и индикации, который контролирует системы навигации и связи. В него входит устройство ввода данных и съемный блок памяти, предварительно запрограммированный данными миссии на наземной станции.

Особенности оснащения версии UHT

Ударный вертолет «Тигр» в серийном варианте (обозначение Мк I) на рубеже 2005 г. характеризовался значительным набором инноваций. В частности, машина получила дублирующую компоновку критически важных систем, систему предупреждения об облучении вражескими РЛС, лазерными и другими системами прицеливания. На фюзеляже вертолета монтировалось оборудование дезориентации вражеских управляемых ракет с ИК и радиолокационными головками самонаведения.


Мачтовый прицел OSIRIS

Радиоэлектронное оснащение командира-стрелка включает мачтовый прицел OSIRIS с дневным черно-белым каналом, тепловизор и лазерный дальномер.

В состав оснащения кабины пилота входят система бокового обзора (Pilot Sight Unit, PSU), прогнозирующая ИК-система поддержки управления полетом (Forward Looking Infrared-Flugführungsunterstützungssystem, FLIR).

В шлемы обоих членов экипажа интегрированы приборы ночного видения. Оснащение немецкого варианта «Тигр» позволяет в условиях ночного полета почти без задержки проводить переключение между прибором ночного видения и FLIR, а также между системой усиления остаточного света и тепловидением.


Пилот «Тигра» в шлеме

Средства связи вертолета включают УКВ радиостанцию с частотной модуляцией (FМ), комбинированный ОВЧ/УВЧ (VHF/UHF) передатчик, а также радиостанцию ВЧ (HF) диапазона. Кроме того, «Тигр» оснащен установкой оперативной поддержки с системой управления полем боя (Battlefield Management System). Система позволяет по радиоканалу обмениваться данными с наземным командным пунктом относительно изменения обстановки и боевых задач.

Вооружение

Крылья (пилоны) вертолета имеют четыре узла подвески оружия. На два внешних узла крепятся по две ЗУР «Стингер» с дальностью стрельбы 5 км. Два внутренних узла подвески позволяют устанавливать один из следующих образцов вооружения:

  • 12,7 мм спаренный пулемет GunPod HMP с дальностью стрельбы до 1500 м (боекомплектом 400 выстрелов);
  • пусковой контейнер 70 мм НУР (16 ракет, дальность поражения 6 км), либо ПУ ПТУР «Хот» (4 ракеты, дальность – 4 км);
  • ПУ ПТУР PARS 3 (4 ракеты, дальность – 6000м).


Смешанный вариант подвески вооружения

Силовая установка

Характеристики вертолета впечатляют: его максимальная скорость равна 315 км/ч, а дальность полета – 800 км (и до 1300 км за счет использования дополнительных топливных баков). Мощность 4-лопастного пропеллера и 3-лопастного хвостового ротора обеспечивают два двигателя Rolls-Royce MTR390. Прицел может быть установлен над основным ротором за счет снижения максимальной скорости до 290 км/ч. Хвостовой пропеллер расположен с правой стороны хвостового оперения.

Модели Tiger HAP и UHT оборудованы двумя турбомоторами MTR390 мощностью 960 кВт (1285 л. с.). Их самоблокирующиеся ударопрочные топливные баки снабжены системой взрывоподавления и обратными клапанами.

«Тигр HAD» оборудован двумя усовершенствованными двигателями MTR390-E мощностью 1094 кВт (1467 л. с.).

Tiger UHT

Вертолеты «Тигр UHT» оборудованы прицелом SAGEM Osiris с инфракрасной камерой с зарядовой связью (IRCCD) и лазерным дальномером. На носу установлен инфракрасный сенсор FLIR с углом обзора 40° x 30°.

«Тигр» может оснащаться 4 ракетами MBDA Mistral или Raytheon Stinger. Органы управления системой «воздух-воздух» находятся на рукоятке управления полетом. Захват цели производится вручную с помощью джойстика или автоматически. Ракета FIM-92 Stinger, также выпускаемая по лицензии EADS (ранее LFK), оснащена 1-кг боеголовкой и имеет дальность до 5 км. Боеголовка «Мистраля» весит 3 кг и имеет дальность полета 6 км.

Многоцелевой вертолет огневой поддержки «Тигр» оборудован ПТУР для запуска противотанковых Euromissile НОТ 3 и Euromissile TRIGAT LR, управляемых стрелком. Одновременно активируется только один вид вооружения.

Дальность действия ракеты TRIGAT LR – от 500 до 5000 м, и она может применяться в режимах прямой атаки или пикирования.

HOT 3 имеет дальность полета до 4000 м.

В июне 2006 г. Германия разместила контракт на поставку ракет PARS 3 (TRIGAT LR). К 2014 г. 680 единиц были поставлены для вооружения немецкого вертолета «Тигр UHT».

Австралийский Tiger ARH оснащен пусковой установкой M299 для Hellfire II, а также 70-мм ракетами.

Оперативная характеристика

Командование СВ Германии рассматривает «Тигр», как универсальную защищенную боевую систему, пригодную для выполнения широкого спектра задач в интересах CВ и ВМС в рамках операций национального и международного характера.

Считается, что в качестве независимого маневренного боевого элемента вертолет «Тигр» способен действовать в районах, труднодоступных для наземных систем оружия (например, из-за условий рельефа или инфраструктуры), быстро достигать боевой зоны, успешно закрывать бреши в боевых порядках, а также значительно усиливать огневые возможности взаимодействующих подразделений.


Ударный вертолет «Тигр» UHT

Ударный вертолет «Тигр» предназначен для поражения значимых наземных и воздушных целей, пунктов управления, бронированных и других защищенных объектов, а также огневых средств в глубине территории противника. Способность вертолета к гибким и высокоманевренным действиям на широких пространствах, высокая огневая мощь определяют его высокую боевую и оперативную значимость.

Tiger HAD

Вертолеты французского типа «Тигр HAD» вооружены восемью ракетами «воздух-земля» Hellfire II с лазерным наведением и дальностью полета более 8 км.

Испанский HAD вооружен Rafael Spike-ER класса «воздух-земля».

Модификация также вооружена 30-мм пушкой Nexter, 70-мм ракетами и 4-мя «Мистралями». Над кабиной устанавливается оптическая система прицеливания Sagem Strix.

В декабре 2015 г. французское агентство по вопросам оборонных закупок (DGA) разместило заказ на 7 боевых Tiger HAD. В декабре 2017 года французская авиация получила свой первый модифицированный вертолет, произведенный компанией Airbus.

Развитие боевых возможностей

Вместе с тем, по оценкам специалистов, тактико-технические характеристики модели «Тигр» Мк I по мере поступления в войска перестали удовлетворять изменившимся требованиям боя и возможностям систем защиты современных образцов бронетанковой техники. В частности, 12 вертолетов, направленных в Афганистан в интересах выполнения миссии МССБ были модифицированы до специально разработанной для этого версии «Асгард» (Afghanistan Stabilisation German Army Rapid Deployment“‐Full, ASGARD‐F).

Модификация включала повышение баллистической защиты экипажа и надежности программного обеспечения, а также установку многополосной радиостанции с функциями SatCom/TacSat и песчаных фильтров для двигателей. Кроме того, получила реализацию возможность записи хода выполнения боевого задания (как юридическое требование).

В период до 30 июня 2014 г. вертолеты версии «Асгард» совершили 260 боевых вылетов (1860 часов полета) и получили в целом положительные оценки.


Полет вертолета «Тигр» над Афганистаном

Опыт эксплуатации варианта «Асгард» в Афганистане и предложения из войск послужили основой для определения мероприятий, направленных на повышение боевых возможностей вертолета в рамках пакета требований для ударного вертолета «Тигр» в версии Мк II.

Дальнейшее улучшение ТТХ вертолета должно включать:

  • повышение точности стрельбы 70 мм ракетами за счет их оборудования лазерной головкой самонаведения;
  • возможность использования на внешней подвеске 70 мм УР «Тop» (Tiger Helicopter Outer Rockets,THOR);
  • противолазерную защиту от смешанных и инфракрасных лазеров для экипажа;
  • увеличение боевой дальности за счет установки дополнительного топливного бака (Combat Fuel Tank);
  • установку командирского лазерного указателя (Commanders Laserpointer) для упрощения взаимодействия с наземными силами;
  • дальнейшее улучшение баллистической защиты для экипажа.

При этом, предусматривается приведение 40 машин СВ к способности использовать комплект оборудования «Асгард», а количество таких комплектов увеличить до 24 единиц. Такое перевооружение планировалось начать в 2022 г. и завершить к 2024г.


Оборудование кабины пилота «Тигра»

Tiger ARH

Разведывательный вертолет «Тигр ARH», производимый для Австралии, оснащается пусковой установкой M299 для Hellfire II, а также вооружен 70-мм ракетами Hydra, 30-мм пушкой Nexter и 4-мя Stinger системы «воздух-воздух».

В декабре 2001 г. Tiger ARH был заказан австралийской армией в количестве 22 единиц. Это модифицированная версия «Тигра HAP» с модернизированными двигателями MTR390, лазерным целеуказателем, включенным в прицел Strix для наведения ракет «воздух-земля» Hellfire II, и «умными» пусковыми установками M299.

Tiger ARH впервые взлетел в феврале 2004 г., а его поставки начались в декабре 2004-го. Принят в эксплуатацию в 2008 г.

Для сборки вертолетов и изготовления запасных частей подразделение Eurocopter Australian Aerospace создало в Австралии местное производство. ADI Ltd является крупным субподрядчиком, отвечающим за работу миссии и систем связи.

Tiger HAP

В качестве вертолета боевой поддержки HAP «Тигр» оборудован пушкой для ближнего боя, 68-мм ракетами на средние и дальние дистанции и «Мистралями» для борьбы с воздушными угрозами. Модель вооружена 30-мм турельной пушкой и либо четырьмя «Мистралями» и 44 ракетами либо 68 ракетами. Одновременно может быть активирован только один вид вооружений.

Вертолет «Тигр HAP» французской армии оснащен 30-мм автоматической пушкой AM-30781 компании Nexter. Скорость стрельбы – 750 выстрелов в минуту. Tiger НАР также вооружен четырьмя «Мистралями» и двумя подвесными контейнерами, каждый из которых вмещает 22 68-мм ракеты SNEB.

«Тигр HAP» оборудован надкабинной оптической системой прицеливания SAGEM Strix, устанавливаемой на гиростабилизированной платформе, инфракрасной и телевизионной камерами с зарядовой связью, лазерным дальномером и прямым оптическим прицелом.

Вертолет может разворачиваться на кораблях французского ВМФ класса «Мистраль» и «Фудр» и на авианосце «Шарль де Голль».

Сколько стоит вертолет?

«Тигр» производится в 4 основных версиях, предназначенных для разных стран. Сегодня вертолеты используют Испания, Франция, Германия, Австралия и Саудовская Аравия. Австралийские «Тигры» собираются в Австралии, а Саудовская Аравия подписала в 2006 г. контракт на поставку 142 единиц нескольких версий.

Стоимость одного Tiger составляет от 27 до 35 млн евро, а всей программы – 14,5 млрд евро. Точно сказать, сколько стоит вертолет, сложно, поскольку его цена зависит от конкретной реализации. Например, «Тигр HAD» оценивается в 44–48 млн долларов США.

В целом ожидается, что Eurocopter Tiger будет долго находиться на вооружении стран Европы и за ее пределами. В мае 2022 г. правительства Франции и Германии одобрили третью по счету модернизацию вертолета, благодаря которой машина останется конкурентоспособной до 2040 г.

Военно-воздушные силы Франции (2018)

Подполковник И. Камов

Военно-воздушные силы Франции являются видом вооруженных сил республики, предназначенным для ведения боевых действий в воздушно-космическом пространстве самостоятельно или во взаимодействии с сухопутными войсками и военно-морскими силами.

Расположение основных авиационных баз ВВС Франции

Организационная структура ВВС Франции

В соответствии с доктринальными документами на ВВС возложено решение следующих основных задач: — завоевание превосходства в воздухе и нанесение ударов на всю глубину оперативного построения группировки противника с целью уничтожения или вывода из строя его важных административных, промышленных и военных объектов; — реализация политики ядерного сдерживания с привлечением воздушного компонента стратегических ядерных сил (СЯС) страны; — контроль воздушного и космического пространства, ПВО национальной территории и группировок войск за ее пределами; — обеспечение транспортных перебросок войск (сил), техники, материальных средств и обеспечение воздушного десантирования; — оказание авиационной поддержки национальным группировкам сухопутных и военно-морских сил; — ведение воздушной разведки; — участие в поисково-спасательных операциях, а также решение других задач в интересах государственных служб и ведомств.

Непосредственное руководство военно-воздушными силами осуществляет начальник штаба ВВС (с июня 2015 года — армейский генерал авиации А. Ланата), который расположен на территории военно-административного комплекса министерства обороны Франции «Балар» (г. Париж).

Численность французских ВВС 41 160 военнослужащих (в том числе 6 299 офицеров, 24 416 унтер-офицеров, 10 381 солдат и сержант, а также 64 добровольца) и 5 079 гражданских служащих (всего 46 239 человек). При этом доля военнослужащих-женщин составляет 21 % (около 9 тыс.).

Организационно этот вид ВС включает два оперативных командования — стратегическое авиационное, воздушных операций и ПВО, а также одно административное (по французской терминологии — «организационное») командование авиации. Кроме того, начальнику штаба ВВС подчинено центральное управление подготовки кадров военно-воздушных сил.

Стратегическое авиационное командование

(САК, CFAS — Comman-dement des forces aeriennes strategiques) отвечает за применение воздушного компонента стратегических ядерных сил страны (за исключением ядерных сил авиации ВМС). Штаб САК дислоцируется на авиабазе Виллакубле (и. п. Велизи, пригород Парижа). В подчинении командования находятся две истребительно-бомбардировочные авиационные эскадрильи — 1/4 ибаэ «Гасконь» (бывшая 1/91 ибаэ), дислоцирующаяся на авиабазе Сен-Дизье, и 2/4 ибаэ «Лафайет» (АвБ Истр). Кроме того, в состав САК вошла 2/91-я заправочная авиаэскадрилья «Бретань».

Таблица 1 Основные авиабазы ВВС Франции
Номер авиабазыНаименованиеПункт (район) базирования
102Лонвик-ДижонДижон
105Эвре-ФовильЭвре
106Бордо-МериньякБордо
107ВиллакублеВалим
110КрейКрей
113Сен-Дизье-РобинсонСен-Дизье
115Оранж-КартаОранж
116Люксей — Сен-СоверЛюксей
118Мон-де-МарсанМон-де-Марсан
120Казо Казо(40 км юго-зал. Бордо)
123Орлеан — БрисиОрлеан
125Истр — Ле-ТубеИстр
126Соленцарао. Корсика
133Нанси-ОшеНанси
204Бордо — БозежурБордо
273Роморантен — ПрюньеРоморантен
278Амберье-ан-Бюже75 км юго-вост. Тур
279ШатоденШатоден
701Салон-де-ПровансСалон-де-Прованс
702АворБурж
705ТурТур
709Коньяк — ШатобернарКоньяк
721РошфорРошфор
722Сент-Тенак85 км сев.-вост. Бордо
749Гренобль — МонбонноГренобль
901ДрахенброннДрахенбронн
942Лион — Мон-ВерденЛион

На вооружении командования состоят два типа самолетов — носителей ЯО — многоцелевые истребители «Рафаль» и истребители-бомбардировщики «Ми-раж-2000N». Каждый несет одну крылатую ракету воздушного базирования (КРВБ) ASMP-A с ядерной боевой частью. Для решения задач дозаправки самолетов в воздухе в распоряжении САК имеются стратегические самолеты-заправщики C-135FR и KC-135R.

Командование воздушных операций и противовоздушной обороны

(КВО и ПВО, CDAOA -Commandement de la defense aerienne et des operations aeriennes) выполняет задачи организации ПВО страны, планирования и руководства воздушными операциями, проводимыми как на национальной территории, так и за ее пределами. Штаб КВО и ПВО размещен в г. Париж. Командование отвечает за организацию и управление воздушным движением всех военных летательных аппаратов. Указанные задачи возложены на национальный центр управления воздушными операциями (АвБ Мон-Верден).

В рамках обеспечения защиты воздушного пространства Франции вся европейская часть территории страны разделена на две зоны ПВО (Region aerienne) — северную и южную (RANord и RA Sud), оперативные центры которых находятся в Сенк-Марс-ла-Пиль и Салон-де-Прованс. Особенностью командования является то, что оно не имеет в своем составе на постоянной основе авиационной техники (AT).

Командование авиации

(КА, CFA — Commandement des forces aeriennes) осуществляет административное руководство всеми силами и средствами ВВС. Штаб расположен на АвБ Мериньяк. В командование включены эскадры и эскадрильи самолетов боевой и вспомогательной авиации, силы и средства контроля воздушного пространства и др. Кроме того, КА выполняет задачи организации всестороннего обеспечения авиационных частей и объектов инфраструктуры ВВС. Данные функции возложены на части и службы, которые вошли в состав КА при его слиянии в 2014 году с существовавшим до этого командованием обеспечения ВВС (CSFA — Сот-mandement du soutien des forces aeriennes).

Командование организационно включает шесть авиационных бригад — боевой авиации (ВААС — Brigade aerienne de l’aviation de chasse), вспомогательной авиации (ВААР — Brigade aerienne d’appui et de projection), контроля воздушного пространства, связи и РЭБ (ВАСЕ — Brigade aerienne du controle de l’espace), сил охраны и безопасности (BAFSI — Brigade aerienne des forces de securite et d’intervention), систем авиационного вооружения (ВASAA — Brigade aerienne des systemes d’armes aeriens) и обеспечения действий авиации (ВААМА — Brigade aerienne d’appui a la ma-noeuvre aerienne).

Территориально части и подразделения ВВС сведены в авиационные базы. Начальник авиабазы отвечает за организацию оперативной и боевой подготовки, всестороннего обеспечения, а также за боеготовность находящихся в его распоряжении сил и средств. В общей сложности на территории континентальной части Франции расположены 27 авиабаз, в том числе 18 с взлетно-посадочной полосой.

Каждая база имеет двойное обозначение — трехзначный цифровой индекс и условное наименование с привязкой к месту расположения. При этом номер АвБ указывает на ее тип и предназначение: 101-199 — оперативные базы (места дислокации летных авиачастей); 200-299 — базы обеспечения; 300-399 и 701-799 (за исключением 702 АвБ) -аэродромы учебных заведений военно-воздушных сил; 601-699 -складские комплексы; 800-899 — места расположения административных служб ВВС, частей связи и медицинских учреждений (834-840); 900-999 — центры управления и оповещения, пункты управления воздушными операциями и т. п.

В настоящее время 102-я и 901-я авиабазы находятся в стадии расформирования, а со 110-й выведены все летные части и передислоцированы на другие аэродромы.

Архив журнала ВВС Франции — Air Actualités на FactMil.com

Кроме того, четыре авиабазы развернуты в заморских департаментах Франции — 181-я (о. Реюньон), 186-я (Новая Каледония), 190-я (Французская Полинезия) и 367-я (Французская Гвиана). Еще шесть авиационных баз находятся в заморских департаментах страны и на территории следующих государств: Нигера — Ниамей (101-я), ОАЭ — Эль-Дафра (104-я), Чада — Форт-Лами (172-я), Джибути — Джибути (188-я) и Габона -Либревиль, Иордании -передавая оперативная авиабаза (на территории АвБ Принц Хасан ВВС Иордании).

На вооружении ВВС республики имеются: самолеты боевой авиации — 234 (в том числе 232 тактических истребителя), самолеты вспомогательной авиации — 257, вертолеты — 76 (включая 50 боевых), беспилотные летательные аппараты — десять, зенитные ракетные комплексы САМП/Т — восемь, «Кроталь-НГ» — 12. В состав военно-воздушных сил Франции входят: 13 эскадрилий самолетов боевой авиации (12 тактических истребительных и одна разведывательная), разведывательная эскадрилья БЛА, 35 эскадрилий самолетов вспомогательной авиации (в том числе три учебные на истребителях «Рафаль» и «Мираж») и четыре вертолетные эскадрильи.

В интересах подготовки пилотов в составе военно-воздушных сил республики действуют: 314-я летная школа истребительной авиации «Кристиан Мартелль» (АвБ Тур), 340-й центр подготовки экипажей транспортной авиации ^Генерал Лионель де Мармие» (АвБ Орлеан), летная школа транспортной авиации «Капитэн Жан Дартиг» (АвБ Авор), школа базовой летной подготовки (АвБ Коньяк), центр начальной летной подготовки (АвБ Салон-де-Прованс) и 341-й центр подготовки экипажей вертолетов «Колонель Алексис Сантини» (АвБ Оранж). В ВВС также организационно входят пилотажная группа «Патруй де Франс» и группа высшего пилотажа (АвБ Салон-де-Прованс).

Части и подразделения ВВС на территории заморских департаментов размещены на авиабазах Рошамбо (Кайенна, Французская Гвиана), Реюньон (о. Реюньон), Нумеа Тонтута (Новая Каледония) и Таити (Французская Полинезия). На территории иностранных государств военно-воздушные силы Франции дислоцируются на АвБ Эль-Дафра (ОАЭ) и Джибути (Джибути), а также на аэродромах г. Абиджан (Кот-д’Ивуар) и Либревиль (Габон).

В рамках проводимых вооруженными силами республики внешних операций ее ВВС базируются в Буркина-Фасо, Мали, Нигере и Чаде (операция «Бархан»), а также в ОАЭ и Иордании («Шамаль»).

Техническим обслуживанием авиационной техники и материально-техническим обеспечением в интересах национальных ВВС занимается служба промышленной поддержки AT и объединенная служба МТО авиатехники.

Одним из важнейших направлений строительства ВВС Франции является замена устаревшей AT на современные образцы. Так, продолжается поставка в ВВС страны многоцелевых истребителей «Рафаль» взамен устаревших семейства «Мираж-2000». Кроме того, самолеты-заправщики C-135FR и КС-135 предусматривается в перспективе вывести из состава ВВС с принятием на вооружение вместо них самолетов A.330MRTT (планируется заключить контракт на закупку восьми единиц).

Намечено завершить оснащение ВВС автоматизированной системой управления «Сккоа», провести модернизацию истребителей «Ми-раж-2000D» и «Мираж-2000-5F», военно-транспортных самолетов С-130, самолетов ДРЛО и управления авиацией E-3F, а также вертолетов ЕС-725, AS-532 и SA-330B. Будут продолжены поставки новых военно-транспортных самолетов А.400М (всего 15 единиц). Одновременно с этим предполагается закупить дополнительно три БЛА MQ-9 «Рипер», передача которых в состав ВВС ожидается в 2019 году.

Таблица 2 Самолётный и вертолётный парк ВВС Франции
Тип самолетовКол-во
Боевая авиация
Тактические истребители«Рафаль»98
«Мираж-2000N»22
«Мираж-2000D»68
«Мираж-2000-5/С»38
«Мираж-2000В»6
Разведывательные самолетыРазведки и РЭБ С- 160G «Габриэль»2
Всего234
Беспилотные летательные аппараты
Разведывательные БЛА«Харфанг»4
Многоцелевые БЛАMQ-9 «Рипер»6
Всего10
Вспомогательная авиация
Самолеты ДРЛО и управленияE-3F4
Транспортные самолетыА-3103
А-3301
А-3402
А-400М «Атлас»6
С-160 «Трансалл»21
С-130 «Геркулес»14
CN-23527
«Фалкон-7Х»2
«Фалкон-900»2
«Фалкон-2000»2
ТВМ-70015
DHC-65
Транспортно-заправочные самолетыC-135FR, КС-13514
Учебно-тренировочные самолетыТВ-30 «Эпсилон»32
«Альфа Джет»84
ЕМВ-121 «Шингу»23
Всего257
Вертолеты
Вертолеты боевого обеспеченияAS-555 «Феннек»40
ЕС-725 «Каракал»10
Транспортные вертолетыSA-330 «Пума», AS-332 «Супер Пума»26
Всего76
Таблица 3 Состав ВВС Франции
Эскадра/эскадрильяАвиабазаТипы авиационной техники
2-я истребительная авиаэскадра: 1/2 иаэ ПВО «Сигонь»Люксей«Mираж-2000-5F»
3-я истребительная авиаэскадра: 1/3 ибаэ «Наварр» 2/3 ибаэ «Шампань» 3/3 ибаэ «Арденн» 4/3 учаэ «Аргон»Нанси«Мираж-2000D»
4-я истребительная авиаэскадра: 1/4 ибаэ «Гасконь» 2/4 ибаэ «Лафайет»* 3/4учбаэ «Акитэн»Сен-Дизье«Рафаль», «Мираж-2000N»
8-я истребительная авиаэскадра: 1/8 учаэ «Сэнтонь» 2/8 учаэ «Нис» 3/8 учаэ «Кот д’Ор»Казо«Альфа Джет-Е»
30 истребительная авиаэскадра: 1/30 исп. аэ «Котд’Аржан» 2/30 ибаэ «Нормандия-Неман» 3/30 ибаэ «Лорэн»Мон-де-Марсан«Рафаль», «Мираж-20000»
31-я эскадра стратегической заправочной авиации: 2/91 заэ «Бретань»ИстрКС-135
36-я эскадра ДРЛО и управления 36 аэ ДРЛОиУ»Берри»АворE-3F
61-я эскадра транспортной авиации: 1/61 таэ «Турэн» 2/61 таэ «Франш-Комте» 3/61 таэ «Пуату»ОрлеанА.400М, С-130 «Геркулес», С-160 «Трансалл»
64-я эскадра транспортной авиации: 1/64 таэ «Беарн» 2/64 таэ «Анжу» 1/54 аэ РТР «Дюнкерк»ЭвреС-160 «Трансалл», С-160G «Габриэль»
Эскадра ПВО — 1 зрпАвор
Эскадра управления и связи Эвре 2/5 учбаэ «Иль-де-Франс»Оранж«Мираж-2000В», «Мираж-2000С»
3/60 таэ «Эстерель»Виллакубле**А-310, А-340
1/62 таэ «Веркор»ЭвреCN-235
3/62 таэ «Венту»ЭвреCN-235
60 таэ «Гаель»Виллакубле«Фалкон-900», «Фалкон-7Х»
43 учтаэ «Медок»МериньякТВМ-700, AS-555
56 смешанная агр «Воклюз»ЭвреDHC-6
Эскадрильи боевой авиации за пределами метрополии
1/7 ибаэ «Прованс»Эль-Дафра«Рафаль»
3/11 иаэ ПВО «Коре»Джибути«Мираж-2000-5F», «Мираж-2000D»
Беспилотная авиация
1/33 аэ БЛА «Бельфор»Коньяк«Харфанг», MQ-9 «Рипер»
Вертолетные эскадрильи в метрополии
1/44 вэ «Соленцара»СоленцараAS-332 «Супер Пума»
1/67 вэ «Пиренеи»КазоSA-330 «Пума», ЕС-725 «Каракал»
3/67 вэ «Паризи»ВиллакублеAS-555 «Феннек»
5/67 вэ «Альлий»ОранжAS-555 «Феннек»
* 2/4 ибаэ будет передислоцирована с АвБ Истр на АвБ Сен-Дизье по завершении ее переоснащения на многоцелевые истребители «Рафаль» до 2022 года ** Самолеты эскадрильи базируются в аэропорту «Шарль-де-Голль»

Зарубежное военное обозрение. 2022, №2 С. 52-59

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]